Научная статья на тему 'К вопросу о российском законодательстве и хозяйственных партнерствах'

К вопросу о российском законодательстве и хозяйственных партнерствах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
935
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПАРТНЕРСТВО / ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА / ИНВЕСТИЦИИ / ИННОВАЦИИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ECONOMIC PARTNERSHIP / LEGAL ENTITIES / INVESTMENT / INNOVATION / MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бигаев Азамат Валерьевич

Представленная статья посвящена исследованию новой организационно-право-вой формы юридических лиц, вводимых в систему российского гражданского законодательства Федеральным законом №380-ФЗ «О хозяйственных партнерствах». Выявленные особенности нового вида юридических лиц формируют научно-практическую основу для последующего диссертационного исследования автора статьи в области правового регулирования деятельности хозяйственных партнерств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Russian law and economic partnership

The presented article is devoted to the study of a new legal form of legal entities introduced in the Russian civil legislation by the Russian Federal Law №380-FL "On Business Partnerships." These features of the new types of legal entities form the scientific and practical basis for the author’s future research in the field of legal regulation of economic partnerships.

Текст научной работы на тему «К вопросу о российском законодательстве и хозяйственных партнерствах»

УДК 346 (470) ББК 67.99 (2) Б-59

Бигаев Азамат Валерьевич, аспирант Современной гуманитарной академии, т.: 8(928)4446778.

К ВОПРОСУ О РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ И ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПАРТНЕРСТВАХ

(рецензирована)

Представленная статья посвящена исследованию новой организационно-право-вой формы юридических лиц, вводимых в систему российского гражданского законодательства Федеральным законом №380-Ф3 «О хозяйственных партнерствах». Выявленные особенности нового вида юридических лиц формируют научно-практическую основу для последующего диссертационного исследования автора статьи в области правового регулирования деятельности хозяйственных партнерств.

Ключевые слова: хозяйственное партнерство, юридические лица, инвестиции, инновации, модернизация.

Bigaev Azamat Valerjevich, post graduate student of the Modern Humanitarian Academy, tel.: 89284446778.

ON THE RUSSIAN LAW AND ECONOMIC PARTNERSHIP

(Reviewed)

The presented article is devoted to the study of a new legal form of legal entities introduced in the Russian civil legislation by the Russian Federal Law №380-FL ”On Business Partnerships. ” These features of the new types of legal entities form the scientific and practical basis for the author’s future research in the field of legal regulation of economic partnerships.

Keywords: economic partnership, legal entities, investment, innovation, modernization.

Институт юридического лица в российском гражданском праве является «постоянно развивающейся системой, находящейся под влиянием различного рода факторов как правового, так и социально-экономического, политического и иного воздействия».

Важнейшей целью государственной экономической политики на современном этапе провозглашено обеспечение технологического переоснащения промышленности, модернизации экономики, инновационного развития. В условиях модернизации производства и перехода к инновационной экономике все большее развитие получает правовое регулирование инновационной деятельности.

Развернутая программа решения этой стратегической задачи дана в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. Несмотря на то, что инновационное развитие является приоритетом, специальный закон об инновациях в России до сих пор не принят. Отсутствие единой концепции правового регулирования инноваций и инновационной деятельности создает безусловные препятствия для привлечения инвестиций в сферу инноваций.

Сегодня инновации в их самых разнообразных формах - предмет пристального внимания и многочисленных дискуссий на различных уровнях государственного управления и научных исследований, но большинство шагов, совершаемых в этом направлении, имеют разовый, одномоментный, узконаправленный характер, отсутствуют комплексность, системность подходов.

Одним из способов решения многочисленных проблем инновационного развития экономики России является совершенствование гражданского законодательства (и в том числе той его части, которая регламентирует правовой статус различных организационно-правовых форм юридических лиц) с целью скорейшей мотивации участников инновационной (в том числе венчурной) предпринимательской деятельности к осуществлению такой деятельности в нашей стране.

03.12.2011 г. Президентом РФ был подписан Федеральный закон №380-Ф3 «О хозяйственных партнерствах», вступающий в силу с 1 июля 2012 года (далее - «Закон о партнерствах», «Закон №380-Ф3»), определяющий в соответствии с Гражданским кодексом РФ правовое положение хозяйственного партнерства, права и обязанности его участников, порядок его создания, реорганизации и ликвидации. Принятие Закона о партнерствах направлено на адаптацию существующего законодательства о юридических лицах под стремительно развивающиеся экономические отношения в сфере инвестиций и инноваций.

Федеральным законом от 06.12.2011 г. №393-Ф3 «О внесении изменения в статью 50 части

первой Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О хозяйственных партнерствах», также вступающим в силу с 1 июля 2012 года (далее - «Закон №393-Ф3»), перечень коммерческих организаций, указанных в п. 2 ст. 50 ГК РФ, дополняется новым видом юридического лица - хозяйственным партнерством. Внесение каких-либо иных изменений в нормы ГК РФ не предусмотрено.

Как отмечается в научной литературе, до принятия Законов №380-Ф3 и №393-Ф3 положения, посвященные хозяйственным партнерствам, отсутствовали в проекте Концепции развития законодательства о юридических лицах, в самой Концепции развития гражданского законодательства, одобренной решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009 г. и, как следствие, в проекте Федерального закона о внесении изменений в ГК РФ, подготовленного Исследовательским центром частного права при Президенте РФ.

Основной целью принятия Законов №380-ФЗ и №393-ФЗ было заявлено упорядочение системы взаимоотношений между участниками инновационной (в том числе венчурной) предпринимательской деятельности. Предпосылки подобных изменений гражданского законодательства сложились в ходе активного внедрения инновационных решений и продуктов на территории нашей страны. Особенности правового регулирования подготовки, реализации и прекращения инновационных бизнес-проектов обусловили необходимость создания в рамках российской правовой системы новой организационно-правовой формы юридического лица, предназначенной для подготовки и реализации венчурных бизнес-проектов, т.е. такой формы, которая бы отвечала всем необходимым требованиям как отечественных, так и зарубежных инвесторов. Исходя из международных правил и стандартов, а также из российской деловой практики, хозяйственные партнерства станут именно такой организационно-правовой формой.

В немногочисленных комментариях к Закону о партнерствах указывается, что такая форма предпринимательства будет особенно удобна для инвесторов, поскольку участники хозяйственных партнерств смогут предусматривать в заключаемом ими соглашении об управлении партнерством права и обязанности участников не пропорционально их долям в складочном капитале, а также права и обязанности лиц, не являющихся участниками. Такие юридические лица должны учитывать особенности реализации венчурных (особо рисковых) бизнес-проектов, а также сложившиеся международные стандарты их осуществления. Отмечается, что из всех законов, которые ныне регламентируют правовое положение коммерческих организаций, Закон №380-ФЗ максимально диспозитивный, что является его положительной чертой, а также то, что в форме хозяйственного партнерства вероятно существование так называемых «малых инновационных предприятий».

В научной периодике говорится о внедрении в российское законодательство новой разновидности коммерческого юридического лица - хозяйственного партнерства, занимающего своего рода промежуточное положение между хозяйственным товариществом и обществом. По мнению отдельных исследователей, анализ Закона о партнерствах позволяет сделать вывод, что партнерства являются смешанной формой осуществления предпринимательской деятельности, сочетающей некоторые черты товарищества и общества с ограниченной ответственностью; такое смешение элементов товарищества и общества с ограниченной ответственностью превращает партнерство в нечто «аморфное» и весьма не только «непрозрачное», но и непонятное образование.

Ю. Донцова, говоря о хозяйственных партнерствах, отмечает, что не следует заранее ограничивать сферу деятельности новой разновидности юридического лица. Такое партнерство может подойти к бизнес-проектам с небольшим числом участников, многие из которых принимают активное участие в его работе (многочисленные компании из сферы услуг: реклама, консалтинг, ГГ-технологии); средние и крупные компании вполне могут использовать хозяйственные партнерства для реализации инвестиционных проектов.

По мнению Л.Л. Сабировой, в настоящее время определить влияние на российский правопорядок хозяйственных партнерств в системе коммерческих юридических лиц, не представляется возможным. Указанный автор полагает, что предлагаемая организационноправовая форма требует дальнейшего глубокого изучения и теоретического обоснования, а правовое положение данного субъекта права не должно противоречить установленному правовому порядку.

По логике отечественного законодателя, хозяйственное партнерство должно выступать в роле проектной компании, которая будет использоваться при осуществлении инновационной (в том числе венчурной) деятельности.

В настоящее время в коммерческой деятельности на территории России наиболее часто используются конструкции общества с ограниченной ответственностью, закрытого акционерного общества и открытого акционерного общества. К числу ключевых особенностей хозяйственного

партнерства можно отнести следующее:

- в отличие от ООО и ЗАО, хозяйственное партнерство не может быть создано одним лицом; вместе с тем, в отличие от ОАО, для хозяйственного партнерства (так же, как для ООО и ЗАО) установлен лимит участников - не более 50 лиц;

- в отличие от ООО, ЗАО и ОАО, хозяйственное партнерство не может осуществлять эмиссию облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг;

- хозяйственное партнерство ограничено в своей правоспособности (оно не может выступать учредителем других юридических лиц, за исключением союзов и ассоциаций);

- в отличие от ООО, ЗАО и ОАО, не установлен минимальный размер собственного капитала хозяйственного партнерства; при этом вкладом в капитал партнерства не могут выступать ценные бумаги, за исключением облигаций, эмитенты которых должны быть определены уполномоченным органом исполнительной власти в сфере финансовых рынков (в настоящее время таким органом является Федеральная служба по финансовым рынкам - ФСФР России);

- Закон №380-ФЗ позволяет участникам хозяйственного партнерства максимально полно регламентировать свои внутрикорпоративные отношения путем заключения соглашения об управлении партнерством; такое соглашение в силу своей гибкости значительно отличается от договора об учреждении общества в ООО и акционерного соглашения в ЗАО и ОАО;

- подобно регулированию перехода права участия в ООО и ЗАО, в хозяйственном партнерстве установлено преимущественное право при отчуждении доли в складочном капитале;

- по сравнению с положениями законодательства об ООО, ЗАО и ОАО, Закон №380-ФЗ не устанавливает четко структуру органов управления хозяйственным партнерством, регулируя только положение лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа. В силу прямого указания Закона о партнерствах, структура управления конкретного хозяйственного партнерства во многом устанавливается соглашением об управлении партнерством.

Поскольку хозяйственное партнерство предназначено для участников инновационной (в том числе венчурной) деятельности, где чрезмерный государственный контроль, административные барьеры и усложненное императивное правовое регулирование могут нанести больше вреда, чем принести пользы, процедура создания, реорганизации и ликвидации хозяйственного партнерства носит упрощенный характер. Однако в отношении реорганизации партнерства установлено ограничение - она может осуществляться только в форме преобразования в акционерное общество (либо в ЗАО, либо в ОАО).

Плюсом хозяйственного партнерства является отсутствие требований к минимальному размеру складочного капитала и отсутствие необходимости соблюдения целого ряда административных требований, возникающих при увеличении либо уменьшении размера такого капитала в иных коммерческих организациях. Представляется, что такой подход законодателя следует приветствовать, поскольку устранение такого рода барьеров может способствовать развитию инновационной и венчурной деятельности в нашей стране.

Одна из главных особенностей хозяйственного партнерства состоит в диспозитивности и наделении участников значительной свободой в вопросах, касающихся выбора способа управления, структурирования внутренних отношений между участниками, возможности устанавливать различный режим прав и обязанностей участников хозяйственного партнерства. Наглядным примером диспозитивного регулирования деятельности хозяйственного партнерства является соглашение об управлении партнерством. Высокая степень диспозитивного регулирования должна, по логике отечественного законодателя, способствовать повышения адаптивности хозяйственного партнерства к тому или иному конкретному инновационному (в том числе венчурному) бизнес-проекту.

Законом №380-ФЗ предусмотрено формирование в партнерстве складочного капитала (по аналогии с полным товариществом и товариществом на вере). Вкладом в складочный капитал могут быть вещи, деньги, имущественные права и иные имеющие денежную оценку права. Законом о партнерствах впервые устанавливается обязанность участника партнерства уплачивать проценты за просрочку внесения вклада в складочный капитал партнерства. На наш взгляд, такая мера ответственности направлена на обеспечение стабильности финансирования партнерства. Интересным представляется ограничение на внесение в складочный капитал ценных бумаг, за исключением облигаций обществ, список которых будет определен Федеральной службой по финансовым рынкам.

Следует отметить особый (промежуточный) характер исследуемой новой организационноправовой формы юридического лица как связующего звена между простыми товари-ществами (объединениями лиц), не имеющими собственной правоспособности и хозяйственными обществами (объединениями капиталов), обладающими статусом юридического лица.

Основным принципом правового регулирования деятельности хозяйственного партнерства

является внедрение в конструкцию нового вида юридического лица максимально возможного количества диспозитивных возможностей для участников устанавливать правила, удобные для каждого конкретного инновационного или иного бизнес-про-екта. Содержание законодательства о хозяйственных партнерствах определено задачей подробной правовой регламентации различных гражданско-правовых аспектов создания, функционирования и ликвидации партнерств, что позволит в относительно короткие сроки сформировать единообразную и непротиворечивую стабильную судебную практику для использования этого законодательства в инновационных правоотношениях, а также в любой другой сфере предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов. С учетом изложенного, представляется, что деятельность хозяйственных партнерств станет действенным инструментом для перехода к инновационной экономике в масштабе всей России.

В заключение отметим: несмотря на то, что хозяйственное партнерство в наибольшей мере (по сравнению с другими, уже имеющимися в отечественной системе гражданского права организационно-правовыми формами юридических лиц) может соответствовать требованиям участников инновационной (в том числе венчурной) деятельности, вопросы функционирования хозяйственных партнерств и их правового статуса нуждаются в дальнейшей адаптации к действующему российскому законодательству.

Литература:

1. Белицкая А.В. Инновации и инновационная деятельность: проблема определения и правового закрепления / А.В. Белицкая // Предпринимательское право.- 2011.- №3.

2. Грибанов Д.В. Взаимодействие экономики и юриспруденции при исследовании проблем инновационной деятельности / Д.В. Грибанов // Российский юридический журнал.- 2011.- №1.

3. Донцова Ю. Новая разновидность юридического лица / Ю. Донцова // ЭЖ-Юрист-2011.- №29.

4. Концепция развития гражданского законодательства // Вестник ВАС РФ.- 2009.- №11.

5. Концепция развития законодательства о юридических лицах (проект) // Вестник гражданского права.- 2009.- №2.

6. Макарова О. О правовом положении малых инновационных предприятий / О. Макарова // Хозяйство и право.- 2010.- №4.

7. Макарова О. Хозяйственные партнерства: ноу-хау российского законодательства? / О. Макарова // Там же.- 2012.- №2.

8. Манцурова А. Как лучше организовать дело? / А. Манцурова, К. Либерман // Российский бухгалтер.- 2011.- №11.

9. Перечень документов на стадии принятии // Главная книга.- 2011.- № 23.

10. Сабирова Л.Л. Хозяйственные партнерства как новый субъект предпринимательской

деятельности / Л.Л. Сабирова // Современная юриспруденция: тенденции развития. -

Новосибирск, 2012.

11. Серова О.А. Теоретико-методологические и практические проблемы классификации юридических лиц современного гражданского права России: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук / О.А. Серова.- М., 2011.

References:

1. Belitskaya A.V. Innovations and innovative activity: the problem of defining and legal consolidation / A.V. Belitskaya / / Business Law.- 2011.-№3.

2. Gribanov D.V. The interaction of economics and law in the study of problems of innovation/ D.V. Gribanov / / Russian Law Journal. - 2011.-№1.

3. Dontsova J. A new kind of legal entity / J. Dontsova / / EJ-Lawyer.- 2011. - №29.

4. The concept of civil law // Bulletin of RAS RF. - 2009.-№11.

5. The concept of the development of legislation on legal entities (projectl / / Bulletin of civil law.

- 2009.- No. 2.

6. Makarova O.O. On legal status of small innovative enterprises / O. Makarova / / Economy and Law. - 2010.- No. 4.

7. Makarova O. Economic Partnership: the know-how of the Russian legislation? / O. Makarova // Economy and Law. - 2012. - No. 2.

8. Mantsurova A. What is the best way of organizing business? / Mantsurova A., Lieberman C. / / Russian accountant. - 2011.-No. 11.

9. The list of documents at the stage of adopting / /Ledger. - 2011.-No. 23.

10. Sabirova L.L. Economic partnership as a new entrepreneur / Modern Law: Trends. -Novosibirsk, 2012.

11. Serova O.A. Theoretical, methodological and practical problems of the clas-sification of legal entities of the modern civil rights of Russia: Abstr. diss. ... Doctor of Law. - M., 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.