Научная статья на тему 'Специфика популяризации науки в России'

Специфика популяризации науки в России Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2420
249
Поделиться
Ключевые слова
НАУКА / ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / НАУЧНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / РЕКЛАМНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сухенко Наталья Владимировна

Социальный статус современной науки динамично меняется, её отражение в общественном сознании обретает новые формы. Популяризация науки в настоящее время может рассматриваться в качестве разновидности социальной рекламы, которую заказывает, в том числе, и государство. В России сейчас появляется всё больше специалистов, работающих в сфере научных коммуникаций, осуществляющих взаимодействие между учеными и представителями СМИ. Главными препятствиями на пути популяризации науки в нашей стране являются преимущественно столичная локализация и фрагментарность мероприятий, отсутствие значимой информационной поддержки. Решением данных проблем могут стать современные инновационные проекты.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Сухенко Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Специфика популяризации науки в России»

УДК 001.92

Н.В. Сухенко

СПЕЦИФИКА ПОПУЛЯРИЗАЦИИ НАУКИ В РОССИИ

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. Р.Е. АЛЕКСЕЕВА

Социальный статус современной науки динамично меняется, её отражение в общественном сознании обретает новые формы. Популяризация науки в настоящее время может рассматриваться в качестве разновидности социальной рекламы, которую заказывает, в том числе, и государство. В России сейчас появляется всё больше специалистов, работающих в сфере научных коммуникаций, осуществляющих взаимодействие между учеными и представителями СМИ. Главными препятствиями на пути популяризации науки в нашей стране являются преимущественно столичная локализация и фрагментарность мероприятий, отсутствие значимой информационной поддержки. Решением данных проблем могут стать современные инновационные проекты.

Ключевые слова: наука, общественное сознание, научная коммуникация, рекламная коммуникация, социальный проект.

С 1999 года 8 февраля в нашей стране считается Днём российской науки. В феврале 2011 года Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел интересный опрос, цель которого заключалась в исследовании научных знаний граждан. В нём принимали участие 1600 россиян, отвечавших на 13 вопросов из различных сфер. Результаты были впечатлительными. Например, 32 % опрошенных считали, что Солнце вращается вокруг Земли; 11 % были уверены в том, что радиоактивное молоко при кипячении становится безопасным для употребления; 20 % заявляли, что пол ребёнка зависит исключительно от материнских генов [1]. Социологи определили, что научным заблуждениям в большей степени подвержены женщины. В данной ситуации одной из важнейших задач для обеспечения эффективного общественного развития, по мнению автора, может быть популяризация науки, которая представляет собой - процесс распространения научных знаний в современной и доступной форме для широкого круга людей (имеющих определенный уровень подготовленности для получения информации) [2]. Важной задачей в этой области является изменение банальных или малопонятных фактов в доступные и интересные для населения материалы. Популяризация науки может затрагивать как общество целиком, так и его часть, например, молодёжь, духовный климат которой определяет будущее любой страны.

Субъекты, заинтересованные в распространении научных знаний, можно разделить на следующие группы.

1. Учёные, стремящиеся обосновать социальную значимость своей профессии (общая популяризация); поддержать взаимопонимание между коллегами, работающими в разных областях; привлечь в науку новые кадры (специальная популяризация).

2. Государство, заинтересованное в увеличении уровня адекватности принятия решении, как на ответственных постах, так и при изъявлении общественного мнения.

3. Бизнес, заинтересованный в обеспечении притока квалифицированных кадров.

4. Общество, нацеленное на удовлетворение фундаментальной потребности каждого человека в познании окружающей действительности и устойчивое развитие.

Выделяют следующие инструменты, способствующие эффективному донесению научной информации.

• СМИ, характеризующиеся многочисленной аудиторией и высокой степенью коммуникативной результативности.

• Научно-популярные лекции, обладающие двумя существенными характеристиками -интерактивностью и работой с информацией напрямую в реальном времени.

• Научно-популярная литература, включающая в себя издания, посвящённые наукам, направленные на большой круг читателей и научно-популярные журналы, содержащие научные новости, статьи, колонки любопытных данных, фоторепортажи. В таком журнале содержится много иллюстраций, таблиц, ссылок, интересных фактов.

• Интернет - инструмент, способный объединить в себе все указанные выше средства, и, что особенно важно, придать им интерактивность. Ведь пользователи легко могут комментировать и дополнять информацию.

К современным средствам, наглядно демонстрирующим возможности и научные достижения, относится, безусловно, научный музей. Первый был открыт в Испании (Мадрид) в 1752 году (демонстрировал достижения наук о природе). В настоящий момент данное направление активно развивается. Появляется большое количество современных и доступных музеев для разных аудиторий. Среди наиболее популярных выделяются: Экспериментариум, Политехнический, Театр занимательной науки, Лунариум и др.

Мероприятия, связанные с популяризацией науки, стали активно распространяться в первой половине XIX века. К ним можно отнести возникновение научных фестивалей (первый проведен в Великобритании в 1831 году). Одним из масштабных мировых проектов является Эдинбургский международный фестиваль науки (впервые организован в 1988 году). В России также ежегодно проводятся аналогичные мероприятия в разных городах России, например, Всероссийский фестиваль Наука 0 + . С точки зрения проектной деятельности, интересным форматом выступает Science Slam (битва ученых в формате стендапа). На сцене (обычно клубы или кафе) в течение 10 минут выступают молодые ученые, рассказывая о главных научных достижениях современности и собственных исследованиях по конкретной теме. Задача - остроумно, доступно, интересно донести свою идею, публика голосует аплодисментами. Среди тем, набравших наибольшую популярность, отметим следующие: могут ли гены помешать заниматься Вам математикой, чем лазерные физики занимаются в Эрмитаже, как очистить нефтяные загрязнения с помощью бактерий. Мероприятие развивается в 25 регионах России, партнёрами выступают ведущие технологические и наукоёмкие компании, вузы и СМИ. В XX веке среди популяризаторов науки (ученые или журналисты, предоставляющие научную информацию в доступном и удобном для общества виде) можно выделить: Айзек Азимов (биология, химия, физика, математика, астрономия), Брайан Грин (астрономия и физика), Стивен Хокинг (физика и космология), Жак-Ив Кусто (география, биология), Митио Каку (физика и астнономия), Яков Перельман (математика, физика), Иосиф Шкловский (астрономия, астрофизика) и др. Как заметил Стивен Хокинг: «Мне сказали, что каждая включённая в книгу формула вдвое уменьшит число покупателей. Тогда я решил вообще обходиться без формул. Правда, в конце я всё-таки написал одно уравнение - знаменитое уравнение Эйнштейна E = mc2» [4]. Среди популяризаторов науки первопроходцем в России можно назвать Якова Перельмана, книги которого периодически переиздаются и публикуются на разных языках. Он занимался распространением идей Циолковского, а также активно преподавал курсы математики и физики в разных учебных заведениях, издал 18 учебников и учебных пособий. Существует ряд организаций, основной целью которых является популяризация научных знаний. К ним можно отнести: Американскую ассоциацию содействия и развития науки, фонд Династия, фонд Ричарда Докинза в поддержку разума и науки и другие. Можно отметить и ряд премий, действующих в этой сфере: премия Калинги, майкла Фарадея, «Просветитель».

Для того чтобы популяризация была эффективной, необходимо, чтобы процесс проходил при участии, а иногда даже и под руководством специалистов по массовой коммуникации - журналистов. Однако, возникает проблема, связанная с тем, что журналисту иногда сложно разобраться в освещении такой глобальной сферы, как наука, тем более, десятков разных наук. Поэтому в России появляется всё больше специалистов, работающих в сфере научных коммуникаций, налаживающих взаимодействие между учеными и представителями

СМИ. Появляются также учебные программы, по данному направлению. Например, в ИТМО можно поступить на магистратуру по специальности «Научная коммуникация».

Популяризация науки является, безусловно, очень важной задачей на сегодняшний момент. К направлениям её развития в России можно отнести следующие.

1. Материальная поддержка авторов, пишущих научно-популярные книги и статьи.

2. Социальная реклама научной популяризации в целом и научно-популярных книг в частности (возможно использование научных образов в обычной коммерческой рекламе).

3. Система научных пресс-служб и информагентств, включая курсы основ журналистики и стажировку в зарубежных организациях подобного профиля.

4. Независимое рецензирование научно-популярной литературы.

5. Служба научного мониторинга СМИ.

Согласно исследованию специалистов НИУ ВШЭ (научно-исследовательский университет Высшая школа экономики от 11 сентября 2015 г.) [3], проводящих измерение научной грамотности населения в рамках мониторинга инновационного поведения населения, наличие большого количества мероприятий - фестивалей науки, научных слэмов, просветительских лекций способствует увеличению «школьных» знаний в обществе. Однако вопросы, связанные с более серьёзными научными фактами, вызывали проблемы, что служит подтверждением необходимости изучения и дальнейшего развития популяризации научных знаний.

Среди проблем, связанных с распространением научных знаний в России, можно отметить следующие.

1. Преимущественно столичная локализация мероприятий, практически не затрагивающая региона. К примеру, Российская академия наук запускает масштабные проекты, целью которых служит распространение научных знаний, популяризацию научных достижений среди широких групп населения. Впервые в 2016 году РАН инициировала проведение Всероссийской акции «Дни открытых лабораторий» и акции «Дни открытых лабораторий» для школьников Москвы и Московской области. Также каждый месяц организовываются открытые научно-популярные лекции академиков и членов-корреспондентов РАН. Проводимые мероприятия заявлены как площадка для коммуникации экспертов, способствующая установлению новых связей и обмену актуальной информацией.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Эскалация популяризации - акцентуация внимания к определенной сфере науки или конкретным научным (или околонаучным) исследованиям и/или теориям. В связи с большим количеством мифов о функционировании мозга (человек использует только около 10 % его возможностей), распространяемых в СМИ, у населения складывается некорректное понимание его работы. Данная неосведомленность создает удобную площадку для возникновения и создания мифов и искаженных представлений параллельно с осуществлением реальных открытий. Все это происходит на фоне масштабного инвестирования в нейробиологию

3. Распространение научных мифов. Под научным мифом понимается широко распространённое, массовое заблуждение, преподносимое как научный факт. Причиной возникновения может служить некорректное распространение результатов научных исследований. Например, упрощая исходный материал, изменяются факты и данные. Далее, упаковывая научное знание в доступную форму, происходит потеря первоначального смысла. Одним из самых известных является как вечный двигатель или фильм «Тайны воды», получивший приз ТЭФИ. Одним из способов борьбы с этим явлением со стороны ученых может быть отказ от участия в съемках до предоставления в письменном виде удовлетворительной концепции или сценария.

4. Наличие фрагментарных событий и мероприятий, отсутствие самоподдерживающей системы, которая активно продуцирует денежные средства. Организаторов и посетителей можно рассматривать как потребителей. Одни хотят бесплатно, в доступной форме и быстро получить информацию. Другим, например, госструктурам, необходимо отчитаться за денежные средства. При этом обе группы ориентируются на два положения: во-первых, ученый

должен заниматься популяризацией своей научной сферы; во-вторых, государство обязано финансировать популяризацию науки и способствовать росту образованности населения.

Выделяют два вида популяризации: развлекательная и образовательная. В зависимости от того, какой формат принимается в качестве исходного, возникают разные заказчики. Если это развлекательная популяризация, то ее основной заказчик конечный потребитель. При популяризации образовательного типа можно отметить два фактора: образование детей - специальная педагогическая литература, образовательные услуги (заказчик - потребитель); образовательная популяризация как задача организации (заказчик - руководство компании). В данный момент система существует во многом за счёт активных энтузиастов, что заставляет задуматься о её перспективах. Безусловно, каждая историческая эпоха рождает новые вызовы. Современный этап связан с наличием двух противоположных тенденций. С одной стороны, влияние науки на развитие современного общества и жизнь человека очень велико. При этом потребитель не всегда отождествляет доступные блага с научно-техническим прогрессом. Ведь научные достижения давно заняли место в нашей повседневной жизни. Мы можем говорить о том, что современный гражданин должен обладать определенным комплексом научных знаний для реализации своих гражданских прав и обязанностей, быть полноценным членом общества. С другой стороны, нужно отметить возникновение непонимания, что проявляется в различии языков (бытового и научного), фрагментации знания, расхождений между учеными, работающими в одной и той же сфере. То есть, научная коммуникация необходима не только между учеными и общественностью, а также непосредственно внутри научного сообщества.

Выделяют несколько этапов движения научных идей: 1) генерация идей автором; 2) продвижение ее внутри научного сообщества; 3) продвижение идеи за пределы научного сообщества в деловые и политические круги, их практическая реализация; 4) собственно научно-популярный этап, обращенный к массовому сознанию; 5) этап художественного творчества, когда научная идея преобразуется в миф в художественных произведениях. На каждом из них есть свои особенности преобразования идей и инструменты коммуникации [5]. Но общей целью всё-таки остается необходимость в интеграции внутри научного сообщества. На Западе можно отметить тенденцию, связанную с созданием отдельных комиссий и комитетов, членами которых являются представители науки, деловых кругов и общественности, основная задача подобных учреждений - обсуждение актуальных научных проблем, имеющих практическое значение для общества или его части, например, в области экологии. Решения данных комитетов носят директивный характер для всех участников процесса.

В России одной из масштабных инициатив в этой сфере является организация в 2005 году электронного портала «Науки и технологии в России» (при поддержке Федерального агентства по науке и инновациям и Министерства образования и науки России). В МГИМО проводятся исследования влияния культуры на развитие научных практик в разных странах мира (В. Коннов), проводится сравнительный анализ исследовательских культур. Следовательно, при разработке и организации любых мероприятий необходимо учитывать национальные традиции, влияющие на развитие науки в каждой стране. В виду того, что именно они оказывают влияние на развитие практик взаимодействия научных знаний и общества. С 2014 года Министерством образования и науки РФ вручается премия «За верность науки» (семь номинаций). Её лауреатами становятся учёные, журналисты и бизнесмены которые наиболее активно популяризировали науку и помогали соответствующим проектам. Основной задачей данного проекта министр образования Ольга Васильева ставит поддержку лиц, распространяющих знания в обществе. По итогам 2016 года лучшей телепередачей стал телеальманах «Чёрные дыры. Белые пятна» - серия фильмов, посвященная вопросам истории; радиопередачей - «Гранит науки», посвящённая новым технологиям («Эхо Москвы»). Среди онлайн-проектов победил портал «ПостНаука» с видеолекциями учёных самых разных направлений. Лучшим периодическим изданием назван журнал «Наука и жизнь». В качестве лучшей фотоработы отмечен проект «Красивая наука» на базе московской «Летней школы». Премию также получил проект «Архэ» - московский лекторий, объединяющий просвети-

тельские проекты со всего города. Специальная награда «Популяризатор науки-2016» досталась филологу Андрею Зализняку. В Минобрнауки считают, что премия «За верность науке» уже зарекомендовала себя в последние три года в качестве механизма, привлекающего внимание к самым интересным достижениям учёных.

Таким образом, для дальнейшего развития процесса популяризации науки в России необходимо следующее.

1. Программа популяризации науки должна осуществляться в достаточном объеме в различных регионах, необходима заинтересованность как отдельных граждан (создание спроса), так и корпораций (финансирование).

2. Формат и содержание должны быть интересными и доступными, при этом научно корректными, что может реализовать, в том числе, за счёт взаимного обучения учёных и журналистов, поиска новых возможностей.

3. Необходима значимая информационная поддержка, о данном направлении должны знать и говорить, осуществление рекламной и PR-поддержки.

К наиболее приемлемым формам популяризации науки можно отнести современные инновационные проекты: научные фестивали, театра, подкасты, устные выпуски научно-популярных журналов, интерактивные научные музеи, научные кафе, онлайн-интервью учёных, научные автопробеги, и т.д. В современных условиях поддержку популяризации науки можно считать разновидностью социальной рекламы, которую может заказывать, в том числе, и государство. Этот интерес вполне можно сравнить с важностью здорового образа жизни граждан. При этом важно понимать, что для того, чтобы писать о науке, недостаточно обычной журналистской подготовки. Необходимо также углубленное знакомство с какой-то узкой научной специальностью, а также широкая обзорная подготовка в области научной информации и современного состояния всех основных научных направлений (на хорошем популярном уровне с акцентом на истории, методологии и современных проблемах науки). Такая подготовка, если она имеется, должна заметно повышать профессиональный статус и оплату труда научного журналиста. Перспективным представляется исследование специфики популяризации гуманитарного знания.

Библиографический список

1. Ведомости. Треть россиян считает, что солнце вращается вокруг земли [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/lifestyle/articles/2011/02/08/tret_rossiyan_schitaet_chto_ solnce_vraschaetsya_vokrug_zemli (Дата обращения: 20.09.2016).

2. Пост наука. Популяризация науки в России [Электронный ресурс] // Режим доступа: https:// postnauka.ru/talks/14235 (Дата обращения: 20.09.2016).

3. НИУ ВШЭ Научная грамотность россиян растёт, но о наличии у растений генов помнит только треть опрошенных [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.hse.ru/news/158948937.html (Дата обращения: 20.09.2016).

4. Хокинг, С. Краткая история времени от большого взрыва до чёрных дыр [Текст] / С. Хокинг. -СПб.: Амфора, 2015. - 224 с.

5. Популяризация науки в России и за рубежом [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://old.mgimo.ru/news/inno/document267720.phtml (Дата обращения: 20.09.2016).