Научная статья на тему 'Рекреативная функция популяризации науки и формы ее реализации'

Рекреативная функция популяризации науки и формы ее реализации Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1079
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ НАУКИ / SCIENCE POPULARIZATION / НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / NEW INFORMATION TECHNOLOGIES / РЕКРЕАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ / КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATION / RECREATIONAL FUNCTION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дивеева Наталья Валерьевна

Рассматривается новое для форм отечественной популяризации науки явление усиление рекреативного начала. Дается обзор основных современных организационно-событийных форм популяризации, таких как научное кафе, фестиваль науки, город науки, научный квест, интерактивный научный музей и др. Обсуждается проблема утраты просветительской миссии, являющейся основной для такого рода деятельности, как популяризация науки, в связи с усилением акцента на зрелищность и интерактивность подачи информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Recreational function of the popularization of science and forms of its realization

The article considers a new phenomenon of domestic science popularization formsstrengthening of recreation function. There is the overview of the basic modern organizational forms of event promotion: the Science Cafe, Science Festival, the City of science, the scientific quest, interactive science museum, etc. The author observes the problem of losing educational mission, which is the basis part of such activities as the science popularization with the focus on entertainment and interactive presentation of information.

Текст научной работы на тему «Рекреативная функция популяризации науки и формы ее реализации»

ЖУРНАЛИСТИКА

УДК 070(075.8)

РЕКРЕАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ НАУКИ И ФОРМЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

© 2014 г. Н.В. Дивеева

Дивеева Наталья Валерьевна -соискатель,

кафедра средств массовых коммуникаций, Южный федеральный университет, ул. Пушкинская, 150, г. Ростов-на-Дону, 344006. E-mail: [email protected].

Diveyeva Natalya Valeryevna -Competitor,

Department of Means of Mass Communications, Southern Federal University, Pushkinskaya St., 150, Rostov-on-Don, 344006. E-mail: [email protected].

Рассматривается новое для форм отечественной популяризации науки явление - усиление рекреативного начала. Дается обзор основных современных организационно-событийных форм популяризации, таких как научное кафе, фестиваль науки, город науки, научный квест, интерактивный научный музей и др. Обсуждается проблема утраты просветительской миссии, являющейся основной для такого рода деятельности, как популяризация науки, в связи с усилением акцента на зрелищность и интерактивность подачи информации.

Ключевые слова: популяризация науки, новые информационные технологии, рекреативная функция, коммуникация.

The article considers a new phenomenon of domestic science popularization forms- strengthening of recreation function. There is the overview of the basic modern organizational forms of event promotion: the Science Cafe, Science Festival, the City of science, the scientific quest, interactive science museum, etc. The author observes the problem of losing educational mission, which is the basis part of such activities as the science popularization with the focus on entertainment and interactive presentation of information.

Keywords: science popularization, new information technologies, recreational function, communication.

Научно-популярная информация все чаще рассматривается как инструмент развлечения. Во многом это обусловлено позицией популяризаторов, которые традиционно стремились сделать изложение научных идей увлекательным и занимательным. Однако увлекательность и занимательность изначально не были основной целью научной популяризации. Традиционно эти качества научно-популярного произведения играли роль средства или инструмента, которые облегчали донесение до читателя популяризируемых идей или концепций. Нами на примере современных форм популяризации (научные кафе, кружки и клубы, интерактивные музеи и экспозиции, «города науки») будут рассмотрены

основные проявления ее использования в качестве инструмента развлечения, т.е. в рекреативной функции.

Данная тема никогда не была объектом комплексного исследования в современной науке. В настоящий момент имеются лишь работы, посвященные рекреативной функции в целом, в том числе в журналистике [1 - 4], а также отдельным аспектам реализации рекреативной функции в различных формах научной популяризации.

Популяризацию науки рассматривают как разновидность просветительской деятельности, и в этом отношении она тождественна журналистике. Просветительская функция журналистики состоит «в обеспечении массо-

вой аудитории журналистскими текстами, в которых получают отражение новые и не освоенные аудиторией по той или иной причине продукты специализированных видов творчества - науки, культуры и искусства, содержащие в себе общественно значимые знания, нормы и ценности, и дается анализ их с точки зрения соответствия гуманистическим тенденциям общественного развития» [5, с. 18].

Усиление рекреативного начала в практике отечественной популяризации науки - это совсем новое явление, которое возникло как следствие изменения основ экономической жизни нашего общества. Представление о рекреативной функции массовой коммуникации и журналистики характерно для западных теорий уже достаточно давно. В отечественных исследованиях и практике пристальное внимание данной функции по-настоящему начинает уделяться лишь в последние два десятилетия (хотя это не означает, что в советское время данная функция игнорировалась полностью).

Об этом свидетельствуют впечатления О. За-кутней и Н. Деминой от обсуждений на форуме «Фонды и музеи как популяризаторы научных знаний», проведенном в рамках российско-германского года образования науки и инноваций Немецким культурным центром им. Гете и Политехническим музеем: «Цели научных музеев и центров, которые звучали в обсуждении, лежали, скорее, в плоскости просветительства: "дать возможность удивиться", "показать, как функционирует наука"... и даже "помочь людям как потребителям делать осознанный выбор". Кроме этих общих целей несколько раз прозвучало -"мотивировать молодых людей на занятия наукой", однако в целом не осталось впечатления, что эта цель сегодня является основной. Возможно, это тоже тенденция современности - наука превращается в некий элемент культурного кругозора, который, однако, входит в "набор" человека в качестве предмета потребления» [6]. Наблюдения авторов вынуждают пойти несколько дальше и сделать вывод о том, что научная популяр и-зация перестает быть тем, чем она была в России еще несколько десятилетий назад. В частности, трудно согласиться с тем, что цель «дать возможность удивиться» вряд ли в полной мере принадлежит к «просветительской плоскости», - в популяризации

науки начинает играть роль развлекательное начало.

Можно выделить два проявления рекреативного начала в популяризации науки: зре-лищность и интерактивность.

Зрелищность состоит в том, что популяризация науки все чаще приобретает черты яркого, подчас масштабного шоу. В основе этой тенденции лежит то, что популяризация научного знания традиционно использует яркость и увлекательность в качестве инструмента привлечения и удержания внимания аудитории.

Интерактивность - это особое коммуникативное явление, которое получило развитие на фоне новых информационных технологий. Она может реализовываться в разных плоскостях: 1) «люди и документы», т.е. возможность формировать запрос на информацию; 2) «люди и технология» - удобство информационной технологии для пользователей; 3) «люди и люди» - возможность взаимодействия с другими пользователями [7]. Нетрудно увидеть, что лишь одна разновидность интерактивности свойственна виртуальной среде - взаимодействие людей с технологиями, а также между людьми присуще организационно-событийным формам популяризации, причем вторая разновидность активно развивается именно на базе организационно-событийных форм.

Рассмотрим проявление рекреативной функции в организационно-событийных формах популяризации науки. В последние десятилетия в мире и в России такие формы получают все большее распространение, они предполагают более активное участие зрителя/слушателя и гораздо более динамичны, чем традиционные формы.

Одной из подобных форм является формат «научного кафе». Традиция восходит к Cafephilosophique, обсуждению философских тем в неформальной обстановке. Первая встреча была проведена французским философом М. Соте (M. Sautet) в Париже в 1992 г. Впоследствии эта форма, получившая большую популярность во Франции и заимствованная в Великобритании, трансформировалась в «научные кафе». Термин неоднозначен и может использоваться в следующих значениях: 1) предприятие общественного питания (кафе, бар, ресторан), которое оборудовано таким образом, чтобы создавать все необхо-

димые условия для научно-популярных демонстраций, встреч и т.д. [8]; 2) научно-популярное мероприятие, проходящее на базе кафе, ресторана или другого общественного заведения (в частности, театра). При этом «в научном кафе в неформальной обстановке происходит диалог между докладчиком и слушателями. Таким образом "тяжелая" информация воспринимается гораздо проще, что помогает порой найти решение не одной проблеме» [9, с. 6; 10]. Как правило, формат «научного кафе» может использоваться как для общения ученых с журналистами, так и для общения ученых с широкой аудиторией (школьниками, студентами, бизнесменами, людьми, интересующимися наукой). В частности, встречи ученых с журналистами в таком формате устраивает фонд «Династия» с 2006 г. Московский проект «Stiencesatюn» (http://sciencesation.ru/ru/index.html) ориентирован на студентов, которые проявляют научную активность, и строится в формате их встреч с ведущими учеными.

Заслуживает внимания и активное возрождение таких традиционных форм популяризации науки, как кружки и клубы. Данные формы обычно ориентированы на школьников, что повышает их значимость с точки зрения воспроизводства науки. И в наши дни игровое, развлекательное начало организационных форм популяризации возрастает.

Остановимся на Школе молодых иннова-торов «Юный Эйнштейн», действующей в Южном федеральном университете. В основе деятельности школы лежит синтез игры и науки, а также принцип соревновательности, который является важным психологическим моментом для молодежи в этом возрасте.

На время работы Школы молодых иннова-торов (ШМИ) участники становятся членами нескольких команд (от 5 до 10 команд в рамках одной игры), которые носят название «Альфа», «Бета», «Гамма» и т. д. и имеют свой цвет. О том, в какой именно команде они будут работать в течение ШМИ, участники узнают из секретки в бейджиках, которые им раздают вместе с брендированными майками, блокнотами и ручками. Этот необычный момент сразу настраивает ребят на игровой лад, повышает активность и настроение. Далее в игровой форме участники знакомятся друг с другом, определяется капитан каждой команды, который получает от организаторов карту

с точками и расписанием, в какой точке в какое время команда должна оказаться. Игра жестко привязана ко времени, так как строится по принципу «карусели»: все команды должны успеть побывать на всех точках, и небольшой сбой способен нарушить все правила игры.

Как правило, базовой точкой для всех ШМИ является факультет математики, механики и компьютерных наук ЮФУ, именно здесь начинается игра, и в актовом зале школьников приветствует первый проректор научной и инновационной деятельности, здесь же подводятся итоги двухдневного соревнования. Однако далее в игре задействован весь западный кампус университета. Точки, которые включены в расписание посещений, расположены в лабораториях НИИ Физики, Биологии, Нейрокибернетики, на химическом, физическом, геолого-географическом факультетах. В первой Школе в октябре 2009 г. отдельной точкой, где прошла экскурсия для каждой команды, стал Музей космонавтики.

К этой же категории следует отнести фестивали науки. Их история начинается с 1831 г., когда была создана Британская ассоциация продвижения науки. Основная задача ассоциации заключалась в том, чтобы объяснить обществу, чем занимается наука, насколько важны результаты труда исследователей и что они принесут в будущем для улучшения жизни каждого жителя страны. Так демонстрировались роль и место науки в обществе, а также становилась более понятной и мотивированной для общества необходимость организационной и финансовой поддержки ученых и организаций, связанных с наукой. Со своей стороны общество получило регулярный доступ к информации о достижениях науки и возможность заинтересовать подрастающее поколение научными исследованиями [11].

Однако максимально широкое распространение фестивали науки получили в последние десятилетия, а теперь постоянно проводятся в России, как правило, под эгидой крупных университетов. Например, на базе Московского государственного университета, Российского университета дружбы народов, Южного федерального университета [11 - 15]. Фестиваль может объединять ряд университетов и проходить в различных городах, как, например, Первый всероссийский фестиваль науки в 2011 г.

Иногда в качестве организаторов выступают негосударственные организации. Например, научно-популярный фестиваль «StienceArtFest», прошедший в Москве в 2009 г. на базе ЦСИ «Винзавод», был организован проектом «Сноб» и Фондом «Династия» при поддержке посольств Швеции, Нидерландов, Израиля, Австрийского культурного форума, киностудии «Леннаучфильм» и некоторых других негосударственных органов. Всемирный фестиваль науки, который ежегодно проводится в Нью-Йорке [16], организует фонд «ScienceFestivalFoundation».

Фестивали науки представляют собой масштабные мероприятия, включающие встречи с учеными, экскурсии в научные лаборатории, демонстрации опытов и научных разработок, лекции, мастер-классы, презентации, конкурсы и викторины, что позволяет охватить максимально широкую аудиторию участников. При составлении программы фестиваля должны быть учтены все значимые аудитории: дети разных возрастных групп (дошкольники, младшие школьники, школьники средних классов, старшеклассники и учащиеся колледжей), студенты, родители, школьные преподаватели, профессорско-преподавательский состав, жители и гости города, представители бизнеса. Только при условии, что каждый найдет для себя в программе фестиваля что-то интересное, можно быть уверенным, что цели его достигнуты.

Фестиваль науки предполагает, что высокое качество научного содержания сочетается со зрелищностью проводимых мероприятий. Только благодаря такому сочетанию возможно представить разным целевым группам научные разработки в доступной форме, а также продемонстрировать детской и молодежной аудитории экспериментальное оборудование, уникальные установки, которыми располагают научные организации, институты и университеты региона. Мероприятия должны строиться на сочетании науки и игры, чтобы зритель стал их заинтересованным участником. Неслучайно в качестве слогана Всероссийского фестиваля науки была избрана фраза: «Прикоснись к науке!»

О масштабности мероприятия свидетельствует типичная программа фестиваля науки, которая традиционно включает в себя несколько базисных компонентов: 1) анонсирующие предстоящий фестиваль мероприятия - кон-

курсы, бесплатные экскурсии, конференции и выставки, рассчитанные привлечь внимание жителей города, школ, вузов (например, на Фестивалях науки Юга России эти мероприятия проводились с апреля по сентябрь); 2) торжественные мероприятия, посвященные открытию фестиваля (например, концерт, завершавший первый фестивальный день); 3) сам фестиваль, включающий выставки с демонстрациями научных разработок и фильмов, конкурсы, научно-популярные лекции ведущих ученых и т. д.

Такая богатая программа способна превратить фестиваль науки в важное событие в жизни города или региона, в котором он проводится.

В последние годы в России все чаще появляются интерактивные музеи и экспозиции. Эти формы предполагают активное взаимодействие посетителей с экспонатами. Данный формат получил название «edutainment», поскольку в нем синтезируются обучение и развлечение [6]. С точки зрения музейного дела «интерактивным называется такой способ взаимодействия, при котором при помощи инструментов управления пользователь получает возможность двусторонней связи с музейным предметом, при этом обеспечивается возможность выбора вариантов содержания учебного материала, активизация подсказок, изменение положения объекта в пространстве, выделение отдельных элементов сложного объекта» [17, 18]. Для этих целей используются интерактивная модель, карта, схема, трехмерная интерактивная модель. Интерактивные экспонаты можно рассматривать как динамическую разновидность музейных предметов в противоположность статическим (например, цифровых фотографий, рисунков); кроме того, они могут быть реалистичными и синтезированными [18].

Было бы неверным утверждать, что такие музеи - явление последних десятилетий. В Англии первый музей науки был создан в 1928 г., в его состав входила экспозиция по вычислительным машинам, которая представляла первые английские устройства и рассказывала о первой программистке Аде Лавлейс [19]. В 1934 г. Я.И. Перельман организовал в Москве «Дом занимательной науки», который с современной точки зрения представлял собой интерактивный музей. Однако до определенного момента такие организационные

формы были все-таки единичными; все более широкое распространение они получают в последние годы.

Интерактивные программы и экспозиции предлагает посетителям Политехнический музей (во время реконструкции здания Политехнического музея они демонстрировались на партнерских площадках). Это программы, предназначенные как для детей («Научная лаборатория»), так и для людей старшего возраста (интерактивные комплексы «Каменноугольная шахта», «Поиск и разведка полезных ископаемых», «Камнерезное искусство в России»). Интерактивное начало представлено в многочисленных шоу Музея занимательной науки «Экспериментаниум», представительства которого имеются в Москве, Белгороде и Киеве (http ://www.experimentanium .ru/).

Интерактивные музеи открываются во многих городах страны. В частности, здесь следует упомянуть «Театр занимательной науки» в Москве (http://www.t-z-n.ru/), Интерактивный музей «ЛабиринтУм» в Санкт-Петербурге (http://www. labirint-um.ru/), «Экспериментус» в Челябинске (http ://www.experimentus .ru/), «Эксперимента-рий» в Иркутске (http://experimentary.ru/), Музей занимательной науки при Удмуртском государственном университете в Ижевске (http://v4.ud-su.ru/default/phusic_museum), «Парк занимательной техники» и музей «Как-так?» в Барнауле.

Из интересных проектов недавнего прошлого стоит отметить «Дом занимательной науки», который функционировал в Брянске с конца 1970-х гг. по 1999 г. и был основан Н.Т. Курындиным, а также павильон «Мир открытий» (Москва, ВДНХ-ВВЦ, 1988 - 1998).

Эффективность воздействия мероприятий, направленных на популяризацию науки, обычно повышается, если удается совместить в рамках одного проекта различные виды творчества. В этом отношении показателен «Политеатр», совместный проект театра «Практика» и Политехнического музея (http://www.polyteatr.ru/). Он представляет собой постоянно действующую площадку на базе Большого лектория Политехнического музея, на которой показываются спектакли, проводятся творческие вечера известных актеров, режиссеров, художников, музыкантов и поэтов, а также концерты классической и современной музыки. В этом же ряду можно упомянуть проект «Художник в контексте нейрона-ук», организованный в LABORATORIA

Art&Science Space (http://newlaboratoria.ru/brain-storms/). В рамках этого эпизодического проекта организаторам благодаря попытке анализа художественного творчества с точки зрения нейробиологии удалось совместить искусство и науку.

Преимущества таких синтетических проектов очевидны. Прежде всего они позволяют привлечь к науке людей, которые интересуются искусством, а также показать конкретное применение научных идей к знакомым аудитории областям человеческой деятельности. Соединение науки и искусства дает возможность организовать информационно «плотное» событие, в котором разные сферы деятельности и разные подходы к действительности как бы накладываются друг на друга. Наконец, любой организации, постоянно действующей в области популяризации науки, такие проекты помогают сделать собственную программу более разнообразной.

Наконец, еще одна форма, в которой проявляется усиление рекреативной функции, -это «научные парки» («города науки»). Их следует отличать от музея, поскольку они являются музейным или развлекательным комплексом, т.е. могут включать в себя несколько музеев, а также площадок иного типа [20].

«Города науки» (или «научные парки») как средства популяризации науки не следует смешивать с научными и технопарками, которые представляют собой, по характеристике А.Н. Авдулова и А.М. Кулькина, «особые формы науки и производства». Другими словами, под выражением «научные парки» нередко имеются в виду научно-производственные комплексы и своеобразные площадки для контактов и сотрудничества науки и заинтересованного в инновациях бизнеса [21 - 23]. Использование термина «парк» применительно к музейно-развлекательным комплексам и центрам оправдано в силу того, что такие образования, как правило, включают в свой состав несколько компонентов (музеи, кинотеатры, планетарии и т.д.) и являются самостоятельными единицами (особыми пространствами) в планировке города. В то же время эти две формы могут быть синтезированы. Научные парки иногда осмысляются именно как многофункциональные центры, в задачи которых входит и создание площадок для контактов между наукой и бизнесом, и популяризация науки, в том числе среди молодежи [24, с. 65].

Одними из наиболее известных являются «Город науки и индустрии» в Париже и «Город наук и искусств» в Валенсии. Парижский был открыт в 1986 г. в здании бывшего торгового павильона парижских мясобоен. Он занимает третье место по посещаемости среди музейных центров Парижа, уступая только Лувру и Центру Жоржа Помпиду. «Город наук и искусств» в Валенсии фактически действует с 1998 г. Именно в то же время был открыт комплекс Hemisferic, представляющий собой кинотеатр, планетарий и площадку для лазерных шоу. В последующие годы открывались для широкой публики другие элементы данного музейного центра: Музей наук принца Фелипе (1999), океанографический парк на открытом воздухе L'Oceanografic (2002), Оперный театр королевы Софии (2005).

«Города науки» достаточно широко распространены в мире. В Неаполе существует музейный центр «Город науки», неподалеку от бельгийского города Монс функционирует Parcd'AventuresscientifiquesetdeSociete (PASS); в том же ряду стоит упомянуть «Эксплорато-риум» (Сан-Франциско) и Монреальский научный центр (TheMontrealScienceCentre). Создание аналогичного центра под патронажем правительства Москвы планировалось на ВДНХ в рамках проекта «Город науки, образования и инноваций». Об этом в 2007 г. было принято официальное решение. Первым шагом на пути к созданию этого центра должен был стать интерактивный «Парк научных открытий», реализация которого еще не закончена.

Хотя усиление рекреативного начала в значительной степени не только меняет облик научной популяризации, но и затрагивает ее природу, этот процесс нельзя считать чем-то абсолютно негативным. Радикальная критика в данном случае не оправданна, поскольку масскульт осуществляет ряд функций, посредством которых им оказывается положительное влияние на субъект - потребителя продукции массовой культуры [2]. Как справедливо указывает Н.А. Федотова, «процесс рекреации заключается не только в отдыхе, поддержании хорошего психического тонуса, душевного равновесия, снятия напряжения. Он в значительной степени может способствовать развитию интеллекта, мыслительной деятельности, например, в ходе увлекательной игры ума при разгадывании интеллектуальных задач» [25, с. 56 - 57].

Таким образом, в процессе анализа удалось выделить два основных проявления рекреативной функции в научной популяризации (зрелищность и интерактивность), а также описать ряд форм, в которых отчетливо реализуется усиление рекреативной функции научной популяризации (научные кафе, кружки и клубы, интерактивные музеи и экспозиции, «города науки»). Некоторым из этих форм рекреативная функция присуща изначально, тогда как у других она усиливается. При этом можно утверждать, что установка на рекреа-тивность является важным движущим фактором в развитии арсенала форм популяризации науки.

Литература

1. Кэндо Т. Досуг и популярная культура в динамике и развитии // Личность. Культура. Общество: в 2 т. 2000. Т. 2, № 1. С. 283 - 308.

2. Ильин А.Н. Функциональность и дисфунк-циональность массовой культуры // Вопросы культурологии. 2010. № 2. С. 99 - 102.

3. Ахмадулин Е.В. Краткий курс теории журналистики. Ростов н/Д, 2006. 272 с.

4. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: учебник. М., 2011. 351 с.

5. Суворова С.П. Журналистика научная и научно-популярная: особенности предметной области, функций, задач // Вестн. Моск. гос. ун-та. Серия 10: Журналистика. 2009. № 6. С. 14 - 23.

6. Закутняя О., Демина Н. Музейная эволюция // Троицкий вариант. 2012. № 104. С. 12.

7. Лукина М.М., Фомичева И.Д. СМИ в пространстве Интернета. М., 2005. 89 с.

8. Пичугина Т.Б. В СаГёБаепШщие подают науку со сливками // Российская наука и СМИ: международная интернет-конференция: сб. статей. М., 2004. С. 384 - 386.

9. Сляднева Н., Базулько М. Научное кафе - новый способ дискуссии и сотрудничества // Эколог и Я. 2011. № 1 (11).

10. Соколова И.С. Популяризация естествознания в эпоху постмодерна: библиотека, университет, музей, «научное» кафе, театр // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2012. № 5. С. 33 - 37.

11. Дивеева Н.В., Айдаркин Е.К. Фестиваль науки как средство научной популяризации // Гуманитарные и социальные науки. 2013. № 1. С. 152.

12. IV Московский фестиваль науки // Вестн. Моск. гос. ун-та. Серия 18: Социология и политология. 2010. № 1. С. 164 - 166.

13. Кадырова А. Пятый фестиваль науки - фурор МГУ // В мире науки. 2010. № 10. С. 9.

14. Решетникова О.В. V Фестиваль науки // Национальный психологический журн. 2010. № 1. С. 6 - 8.

15. Квасова И.И., Осипова М.А. Фестиваль наук в РУДН // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Серия: Социология. 2009. № 1. С. 106 - 108.

16. Купер И. В Нью-Йорке прошел Всемирный фестиваль науки // Троицкий вариант. 2011. № 81. С. 7.

17. Шабалин Ю.Е., Шалыгина И.В. Школьный виртуальный музей // Труды Современной гуманитарной академии. 2012. № 7. С. 111.

18. Словарь актуальных музейных терминов // Музей. 2009. № 5. С. 52.

19. Романовский И.В. Музеи занимательной науки // Компьютерные инструменты в образовании. 2002. № 5. С. 86.

20. Федорова Т.С. Общество встречается с наукой: популяризация научной и технологической

Поступила в редакцию

культуры // Библиотека в эпоху перемен (дайджест). М., 2010. Вып. 2 (46). С. 99 - 109.

21. Авдулов А.Н., Кулькин А.М. Научные и технологические парки, технополисы и регионы науки / отв. ред. В.А. Виноградов. М., 2005. 148 с.

22. Черток Д.В., Черток В.М. Парки и их роль в создании инновационного потенциала вузовской науки // Тихоокеанский мед. журн. 2008. № 2. С. 95 - 98.

23. Суховей А.Ф. Научно-технологические парки как механизм передачи технологий // Журн. экон. теории. 2011. № 4. С. 82 - 88.

24. Алексеев А.А. Развитие социально-экономической системы региона через повышение инновационного потенциала региона (на примере республики Бурятия) // Вестн. Бурят. ун-та. 2011. № 2. С. 62 - 66.

25. Федотова Н.А. Рекреативные функции в системе функций СМИ: теория и концепции // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2011. № 1 (7). С. 52 - 58.

5 марта 2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.