Научная статья на тему 'Малые музеи Алтайского края как одно из перспективных направлений в развитии внутреннего познавательного туризма'

Малые музеи Алтайского края как одно из перспективных направлений в развитии внутреннего познавательного туризма Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
409
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНЫЙ ТУРИЗМ / ПРОВИНЦИАЛЬНЫЕ МУЗЕИ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МУЗЕИ / КОММУНИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Наушенко Галина Владимировна

Статья посвящена новым возможностям провинциальных музеев в развитии культурного туризма в Алтайском крае, что связано с малой востребованностью музеев в регионах. Сотрудничество региональных музеев с туристскими организациями позволит вывести их на новый уровень. Малые музеи в этой связи предоставляют возможность эффективной работы с разной аудиторией, органичного включения музейной экспозиции в туристический маршрут, продвигая деятельности музеев с помощью общения или коммуникации. Этому способствует развитие целой сети специальных интерактивных музеев с нетрадиционными формами работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Provincial museums of the Altai region as one of the prospective directions in domestic educational tourism development

The article covers new opportunities of provincial museums in developing of cultural tourism in the Altai region. Nowadays the provincial museums are rather not in-demand, but cooperation with tourist organizations can help such museums to raise to a new professional level. In this case the museums provide effective work with different kinds of audience. The museum collection becomes an integral part of a tour route. Development of specialized interactive museums, which offer unusual activities for the visitors, contributes to growing of the provincial museums’ popularity.

Текст научной работы на тему «Малые музеи Алтайского края как одно из перспективных направлений в развитии внутреннего познавательного туризма»

ботке экскурсионных маршрутов. Несомненно, что для популяризации архитектурного наследия необходимо решить множество проблем - необходимо активное внедрение новых достижений, ведь жизнь современного человека невозможно представить без информационных технологий. Применение современных технологий обеспечит для граждан доступ к культурному наследию Новосибирска на достойном уровне. Разработка экскурсионных маршрутов, направленных на комплексное воздействие на всех потребителей, будет иметь действительное влияние на решение проблемы, что поможет не только сохранять, но и поддерживать в достойном состоянии наше архитектурное наследие.

Литература

1. Неизвестная архитектура Новосибирска, 1982-1994 / подгот. изд. В. Мизин и А. Ложкин. - Екатеринбург: Абак-пресс, 1997.

2. Открой для себя лучшие дома нашего города // Эксперт. - 2001. - № 21. - С. 31-32.

3. Симагин, В.А. Сохранение архитектурного наследия / В.А. Симагин [и др.] // Концепция городского музея. - 2005. - С. 1.

4. Ушаков, Ю. Драгоценности самые хрупкие / Ю. Ушаков //Архитектура. - 1979. -№5 (437). - С. 6.

5. Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (с изменениями от 27 февраля 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 3 июня, 31 декабря 2005 г.).

Г.В. Наушенко, г. Барнаул Научный руководитель: Н.П. Иванова МАЛЫЕ МУЗЕИ АЛТАЙСКоГо КРАЯ КАК оДНо из перспективных направлений в развитии внутреннего познавательного туризма

Познавательный или культурный туризм подразумевает знакомство с природными и культурно-историческими ресурсами страны или региона: музеями, театрами, особенностями жизни и традициями местного населения. Вместе они воздействуют на духовную сферу, систему ценностей, знания, общественное поведение местных жителей, приезжающих туристов и гостей города. Однако не только иностранные туристы и экскурсанты из близлежащих регионов являются потребителями культурного туризма. Музеи малых, провинциальных городов в первую очередь рассчитывают на аудиторию из местных жителей, которые также являются участниками культурно-познавательного туризма.

Целью работы является анализ применения технологий интерактивности в малых музеях как потенциал культурного туризма в регионе.

До 1990-х гг. традиционно считалось, что в системе культурного туризма могут выступать только крупнейшие музеи и музеи мирового значения, вобравшие в себя эстетические измерения различных эпох. Однако в конце XX в. малые музеи, т.е. музеи, обладающие незначительным числом экспонатов, выставочно-экспозиционных площа-

дей и четко ограниченные тематически по сравнению с музеями-грандами, начинают заявлять о себе как об активных партнерах в культурном туризме. Например, один из исследователей, А.В. Романчук, к малым музеям относит музеи провинциальных городов, которые можно обозначить как малые музеи малых городов, и малые музеи, находящиеся в мегаполисах [6, с. 24].

Тем самым музей может являться объектом культурного туризма, как самостоятельной целью либо главным мотивом участия в путешествии, или одним из звеньев в цепи историко-культурных и природных составляющих туристского маршрута, а также субъектом-инициатором разработки и осуществления туристических программ. Культурный туризм может служить фактором развития музея и его коммуникационных возможностей внутри региона и страны [7, с. 54].

Всем известно, что Алтай располагает богатым и разнообразным историко-культурным наследием с мощным духовным потенциалом. Так, например, в составе музейного комплекса Алтайского края выделяются культурно-исторические и краеведческие музеи. Среди них старейший в Сибири Алтайский государственный краеведческий музей, Бийский краеведческий музей им. В.В. Бианки, Барнаульский музей «Город», Змеиногорский музей истории развития горного производства и т.д. Следующий блок представлен художественными и историко-литературными музеями, художественными и картинными галереями, такими как Государственный художественный музей Алтайского края, Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая, Всероссийский мемориальный музей-заповедник им. В.М. Шукшина, Выставочный зал Союза Художников России, частные галереи «Кармин» и Арт-галерея Щетининых [2, с. 17]. Менее развиты в Алтайском крае естественнонаучные и технические музеи. К ним можно отнести Музей космонавтики им. Г.С. Титова и будущий музей им. М.Т. Калашникова в Курье.

Если художественные, исторические и краеведческие музеи традиционно являются привлекательными как для внутренних, так и для иностранных туристов, то среди музеев естественнонаучного и технического профиля большинство ориентированы на местных жителей, а также учащуюся молодежь [5, с. 8]. То же касается малых или провинциальных музеев, деятельность которых привлекает в первую очередь местное население, а уже затем иностранных туристов.

Однако программы и экспозиции данных музеев все чаще являются не востребованными в силу ряда причин, первой из которых является редкое обновление экспозиций или, точнее, полное отсутствие этого процесса, что сразу заметно местным жителям. На сегодняшний день главным направлением по продвижению деятельности музеев в туриндустрии становится не информирование или образование и воспитание, а взаимодействие или коммуникация, что проявляется в общении туристов с экспозицией и приобщении к нематериальному культурному наследию.

Стремление идти в ногу со временем вынуждает провинциальные музеи обращаться к новой аудитории, что в первую очередь касается родителей с детьми, т.е. семейной аудитории. Семьи предполагают разработку новых форм работы, сочетающих познавательные аспекты с вовлечением в активную среду, где каждый: и взрослый, и ребенок может проявить себя. Именно этой категории чаще всего некуда пойти при обширном списке культурных учреждений.

Большую роль на развитие музеев оказывает старение некоторых форм культурно-образовательной деятельности, и малые музеи в этом случае тоже не исключе-

ние. Изменение социальной роли отечественных музеев тесно связано с отношением к музейной аудитории, которая начинает восприниматься не как объект, который нужно обучать и воспитывать, а как равноправный участник коммуникативного процесса, диалога, осуществляемого в музейной среде [3, с. 9-10]. Актуальные для семейной аудитории музеи с интерактивным уклоном пока редкость в регионах. Тем не менее именно они нацеленные на просвещение и отдых в одном лице. Наличие подобных музеев с нетрадиционными формами работы увеличит их притягательность для родителей с детьми. тем самым популяризация провинциальных музеев с интерактивными методами работы может рассматриваться как одно из перспективных направлений в развитии внутреннего познавательного туризма в городах.

Удачным примером решения проблемы является вовлечение музеев с формами интерактивности в развитие внутреннего познавательного туризма. Ярким образцом может стать АКОУ «Парк занимательной техники» г. Барнаула, который, по сути, является детским музеем науки и техники с интерактивными экспонатами. Музей в яркой, увлекательной форме показывает, как устроен мир. Это один из первых в городе практических музеев, где знания приобретают посредством личного опыта. Главный принцип демонстрации экспонатов - помочь посетителям увидеть необычное в обычном, сделать привычное занимательным [4].

В конце 2012 г. «Парк занимательной техники» открыл новый выставочный проект, продолжающий тему «Чудеса механики, или что умеют механизмы». Экспонаты выставки в популярной форме рассказывают о технологии текстильного производства, цель которой познакомить всех желающих с увлекательным процессом получения ткани, наглядно показать работу сложных и остроумных механизмов прядильных и ткацких машин. таков, например, экспонат «Основонаблюдатель». Этот изящно работающий и на вид незамысловатый механизм имеет оригинальную конструкцию и сложный принцип действия - при обрыве хотя бы одной из 500 основных нитей автоматически останавливает ткацкий станок. Еще один экспонат называется «Ручной ткацкий станок». Здесь посетители смогут увидеть, как механизм образует зев для прокладки поперечной нити и попробовать соткать «настоящую ткань». Помимо ткацкой тематики на выставке представлены: действующая модель буквопечатающего телеграфа Б.С. Якоби, механизм автоматического регулирования подачи воды и пара в паровой машине И.И. Ползунова, «Парадоксальный механизм П.Л. Чебышева» [1].

Для сравнения следует упомянуть о подобных музеях в крупных городах европейской части России. Так, музей занимательной науки «Лабиринтум» в Санкт-Петербурге, открывшийся в декабре 2010 г., сегодня одно из самых интересных мест города. На площади музея разместилось более 60 экспонатов, которые наглядно демонстрируют принципы действия различных законов физики и объясняют природу происхождения самых удивительных и красивых явлений окружающего мира. Его посещение дарит незабываемые впечатления как детям, так и взрослым. Другой музей занимательных наук «Экспериментаниум» (г. Москва) также создан для изучения законов науки и явлений окружающего мира. В «Экспериментаниуме» каждый может принять непосредственное участие в опытах и экспериментах. Более 300 интерактивных экспонатов музея увлекательно рассказывают о механике, электричестве, магнетизме, акустике, демонстрируют оптические иллюзии, головоломки и многое другое.

Потенциал интерактивных музеев как в небольших городах, так и в крупных городах, нацелен на развитие детей через эксперименты. Однако никто не исключает их

посещение более широкой аудиторией в силу своей популярности. Скорее всего, в будущем подобные музеи станут опорой культурно-познавательного туризма в регионах, а также объектами туристических маршрутов по городу.

Из вышесказанного следует, что внедрение методов интерактивности в провинциальных музеях может способствовать приобщению людей, особенно семейной аудитории, к культурной жизни города; популяризации культурно-исторического наследия региона, а также является показателем насущной необходимости дальнейшего развития культурно-познавательного туризма в городе и более активного включения музеев в этот процесс.

Литература

1. АКОУ «Парк занимательной техники» открывает новый выставочный проект [Электронный ресурс]. Информационный портал НКО Алтайского края. - [Режим доступа]: http://nko22.ru/projects/novaya-ekspozitsiya-muzeya-uvlekatelnoy-nauki/akou-park-zanimatelnoy-tekhniki-otkryvaet-novyy-vystavochnyy-proekt.html.

2. Демин, М.С. Музейно-туристическая деятельность как фактор сохранения и трансляции культурно-исторического наследия Алтая / М.С. Демин // Основы духовнонравственной культуры современного общества: материалы краевой научно-практической конференции. - Барнаул: АРТИКА, АКИПКРО, 2010. - С. 15-20.

3. Коссова, И.М. Отечественное музейное дело в русле международных тенденций / И.М. Коссова, Е.Б. Медведева // Музей для всех. - М., 2003. Вып. 4. - С. 6-15.

4. Музей увлекательной науки успешно развивается в столице региона [электронный ресурс]. Информационный портал НКО Алтайского края. - [Режим доступа]: http:// nko22.ru/projects/novaya-ekspozitsiya-muzeya-uvlekatelnoy-nauki/muzey-uvlekatelnoy-nauki-uspeshno-razvivaetsya-v-stolitse-regiona.html.

5. Роль музеев в образовании и развитии культурно-познавательного туризма: Аналитическая записка / авт.-сост.: М. Скирда [и др.]. - Киев, 2012. - 48 с.

6. Романчук, А.В. Музейный туризм: учебно-методическое пособие / А.В. Романчук. -СПб., 2010. - 46 с.

7. Словарь актуальных музейных терминов // Музей. - 2009. - №5. - С. 48-68.

Е.В. рыгалов, г. Барнаул создание исторической гис «памятники истории и архитектуры г. Барнаула» для целей развития туризма4

Объекты культурного наследия представляют собой непреходящую культурную, социальную, экономическую ценность и обладают культурно-историческим потенциалом, который в настоящее время недооценен. Культурное наследие является одним из наиболее привлекательных ресурсов для развития туризма в городах. Культурно-познавательные мотивации в настоящее время являются ведущими в структуре туристских

4 Работа выполнена в рамках программы стратегического развития ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет» на 2012-2016 гг. «Развитие Алтайского государственного университета в целях модернизации экономики и социальной сферы Алтайского края и регионов Сибири», мероприятие «Конкурс грантов» (№ 2012.312.3.39).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.