Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА'

СПЕЦИФИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
306
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / КОМПОНЕНТЫ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ / РЕСУРСЫ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Истомина Светлана Владимировна

В статье рассматривается актуальная проблема жизнестойкости подростков, позволяющей справляться с трудными ситуациями неопределенности и стресса. Показана необходимость изучения данной характеристики, а также ресурсов жизнестойкости с целью разработки стратегии предупреждения нарушений психологического здоровья обучающихся, развития качеств, позволяющих справляться со сложными жизненными ситуациями. Приведены результаты исследования, в котором принял участие 451 подросток (выборка учащихся 6-9 классов Курганской и Свердловской областей). Психодиагностический инструментарий: Тест жизнестойкости С. Мадди (адаптированный Д.А. Леонтьевым); Опросник «Антивитальность и жизнестойкость» О.А. Сагалаковой, Д.В. Труевцева. Анализ данных показал, что 7,5% подростков входят в «группу риска», имея низкие показатели жизнестойкости и ее компонентов (вовлеченность, принятие риска, контроль). У подростков наименее развит контроль над собственной жизнью. Эмпирические показатели позволяют сделать вывод о низком уровне сформированности факторов, которые являются основой жизнестойкости в подростковом возрасте: социально-психологическая поддержка, функциональность семьи, удовлетворенность жизнью, стремление к успеху, саморегуляция/планирование, позитивный образ будущего. Для совладания с трудностями подростками реже всего используется потенциал семейных отношений. Половые различия выявлены лишь по показателю «удовлетворенность жизнью»: девочки в большей степени удовлетворены жизнью. Полученные данные в дальнейшем станут основой для создания программы психолого-педагогического сопровождения подростков «группы риска», профилактики появления антивитальных тенденций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF THE INDICATORS OF RESILIENCE OF ADOLESCENT STUDENTS

The article deals with the actual problem of the resilience of adolescents, which allows them to cope with difficult situations of uncertainty and stress. The necessity of studying this characteristic, as well as the resources of resilience, is shown in order to develop a strategy for preventing violations of the psychological health of students, developing qualities that allow them to cope with difficult life situations. The results of a study in which 451 teenagers took part (a sample of students in grades 6-9 of the Kurgan and Sverdlovsk regions) are presented. Psychodiagnostic tools: S. Maddi's Resilience test (adapted by D.A. Leontiev); Questionnaire "Anti-vitality and resilience" by O.A. Sagalakova, D.V. Truevtseva. Data analysis showed that 7.5% of adolescents are in the "risk group", having low indicators of resilience and its components (involvement, risk acceptance, control). Teenagers have the least developed control over their own lives. Empirical indicators allow us to conclude about the low level of formation of factors that are the basis of resilience in adolescence: socio-psychological support, family functionality, life satisfaction, striving for success, self-regulation / planning, a positive image of the future. To cope with difficulties, adolescents rarely use the potential of family relationships. Sex differences were revealed only in terms of "life satisfaction": girls are more satisfied with life. The data obtained in the future will become the basis for the creation of a program of psychological and pedagogical support for adolescents of the "risk group", prevention of the appearance of anti-vital tendencies .

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА»

10. Ильин, А.Н. Психотехнологии регулирования конфликтов: учебное пособие / А.Н. Ильин, П.В. Барханов. - Омск: Издательство ОмГПУ, 2013. - 184 с.

11. Кашапов, М.М. Основы конфликтологии: учебное пособие для бакалавриата / М.М. Кашапов. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 116 с.

12. Кибанов, А.Я. Конфликтология: учебник / А.Я. Кибанов, И.Е. Ворожейкин, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 302 с.

13. Кибанов, А.Я. Управление персоналом: теория и практика. Управление конфликтами и стрессами: учебно-практическое пособие / А.Я. Кибанов, В.Г Коновалова. О.Л. Белова. - М.: Проспект, 2016. - 88 с.

14. Курбатов, В.И. Конфликтология / В.И. Курбатов. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 445 с.

15. Леонов, Н.И. Конфликтология: общая и прикладная: учебник и практикум для бакалавриата, специалитета и магистратуры / Н.И. Леонов. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 395 с.

16. Лопарев, А.В. Конфликтология: учебник для академического бакалавриата / А.В. Лопарев, Д.Ю. Знаменский. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 290 с.

17. Лопатников, Л.И. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки / Л.И. Лопатников. - М.: Дело, 2003. - 520 с.

18. Пономаренко, В.В. Практическая конфликтология: от конфронтации к сотрудничеству / В.В. Пономаренко. - М: Издательство АСТ, 2020. - 320 с.

19. Светлов, В.А. Конфликтология: учебник для бакалавриата и магистратуры / В.А. Светлов, В.А. Семенов. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 351 с.

20. Соколов, С.В. Социальная конфликтология: Учеб. пособие для вузов / С.В. Соколов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 327 с.

21. Философский словарь: [Электронный ресурс] 2013-2018. - URL: http://www.ZnachenieSlova.ru/slovar/philosoph

22. Черкасская, Г.В. Управление конфликтами: учебник и практикум для академического бакалавриата / Г.В. Черкасская, М.Л. Бадхен. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 236 с.

23. Чернова, Г.Р. Конфликтология: учебное пособие для бакалаврита и специалитета / Г.Р. Чернова, М.В. Сергеева, А.А. Беляева. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 203 с.

24. Шашенкова, Е.А. Исследовательская деятельность. Словарь / Е.А. Шашенкова. - М.: Перспектива, 2010. - 88 с.

25. Шейнов, В.П. Управление конфликтами / В.П. Шейнов. - СПб.: Питер, 2014. - 576 с.

26. Mitchell, C.R. The structure of international conflict / C.R. Mitchell. - London: Macmillan, 1989. - 355 p.

Психология

УДК 159.9.07

доцент кафедры психологии развития и педагогической психологии Истомина Светлана Владимировна

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск)

СПЕЦИФИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема жизнестойкости подростков, позволяющей справляться с трудными ситуациями неопределенности и стресса. Показана необходимость изучения данной характеристики, а также ресурсов жизнестойкости с целью разработки стратегии предупреждения нарушений психологического здоровья обучающихся, развития качеств, позволяющих справляться со сложными жизненными ситуациями. Приведены результаты исследования, в котором принял участие 451 подросток (выборка учащихся 6-9 классов Курганской и Свердловской областей). Психодиагностический инструментарий: Тест жизнестойкости С. Мадди (адаптированный Д.А. Леонтьевым); Опросник «Антивитальность и жизнестойкость» О.А. Сагалаковой, Д.В. Труевцева. Анализ данных показал, что 7,5% подростков входят в «группу риска», имея низкие показатели жизнестойкости и ее компонентов (вовлеченность, принятие риска, контроль). У подростков наименее развит контроль над собственной жизнью. Эмпирические показатели позволяют сделать вывод о низком уровне сформированности факторов, которые являются основой жизнестойкости в подростковом возрасте: социально-психологическая поддержка, функциональность семьи, удовлетворенность жизнью, стремление к успеху, саморегуляция/планирование, позитивный образ будущего. Для совладания с трудностями подростками реже всего используется потенциал семейных отношений. Половые различия выявлены лишь по показателю «удовлетворенность жизнью»: девочки в большей степени удовлетворены жизнью. Полученные данные в дальнейшем станут основой для создания программы психолого-педагогического сопровождения подростков «группы риска», профилактики появления антивитальных тенденций.

Ключевые слова: жизнестойкость, компоненты жизнестойкости, ресурсы жизнестойкости, подростковый возраст, половые различия.

Annotation. The article deals with the actual problem of the resilience of adolescents, which allows them to cope with difficult situations of uncertainty and stress. The necessity of studying this characteristic, as well as the resources of resilience, is shown in order to develop a strategy for preventing violations of the psychological health of students, developing qualities that allow them to cope with difficult life situations. The results of a study in which 451 teenagers took part (a sample of students in grades 6-9 of the Kurgan and Sverdlovsk regions) are presented. Psychodiagnostic tools: S. Maddi's Resilience test (adapted by D.A. Leontiev); Questionnaire "Anti-vitality and resilience" by O.A. Sagalakova, D.V. Truevtseva. Data analysis showed that 7.5% of adolescents are in the "risk group", having low indicators of resilience and its components (involvement, risk acceptance, control). Teenagers have the least developed control over their own lives. Empirical indicators allow us to conclude about the low level of formation of factors that are the basis of resilience in adolescence: socio-psychological support, family functionality, life satisfaction, striving for success, self-regulation / planning, a positive image of the future. To cope with difficulties, adolescents rarely use the potential of family relationships. Sex differences were revealed only in terms of "life satisfaction": girls are more satisfied with life. The data obtained in the future will become the basis for the creation of a program of psychological and pedagogical support for adolescents of the "risk group", prevention of the appearance of anti-vital tendencies.

Key words: resilience, resilience components, resilience resources, adolescence, gender differences.

Введение. Современное общество характеризуется нестабильностью, неопределенностью и напряженностью жизни, экономической и политической ситуации в стране и мире, что требует от населения развитых стрессоустойчивости,

саморегуляции, копинг-стратегий, в целом - жизнестойкости. В исследованиях различных авторов показано, что высокий уровень жизнестойкости позволяет противостоять стрессам в различных областях, увеличивает продуктивность жизнедеятельности, позитивный настрой.

Наиболее актуальна проблема формирования (развития) компонентов жизнестойкости в подростковом возрасте в силу его кризисности, изменения социальной ситуации развития и ведущей деятельности, появлением новообразований, приводящим к конфликту с окружающим миром. При этом следует говорить о несформированности мировозренческой, эмоционально-волевой, ценностно-мотивационной и поведенческой сфер.

Компоненты жизнестойкости, как указывает Д.А. Леонтьев, «...развиваются в детстве и отчасти в подростковом возрасте» [1, С. 4], в связи с чем актуальной психолого-педагогической задачей является поиск ресурсов развития жизнестойкости у подрастающего поколения, психологической устойчивости к стрессу, укреплению психологического здоровья, снижению риска антивитальности.

В своем исследовании мы рассматриваем жизнестойкость как систему содержательных (ценностных) и практических (ресурсы, навыки) составляющих используемых для решения задач, диктуемых средой, которые являются защитой от антивитального поведения [5, С. 112]. Так в исследовании Maddi, Wadhwa, Haier выявлена корреляция показателей жизнестойкости и употребления алкоголя и наркотиков подростками [1, С. 8].

Эмпирические данные полученные Ю.С. Савенко показывают, что подростки, обладающие высоким показателем жизнестойкости, эффективно преодолевают стрессовые ситуации внутри образовательной среды, быстро справляются с негативным эмоциональным фоном и стабилизируют свое эмоциональное состояние [3, С. 18].

По мнению О.А. Сагалаковой несформированность стратегий самореализации и преодоления неуспеха обуславливают потерю смысла жизни и антивитальному вектору поведения подростка с последующим риском суицидального поведения [4, С. 4], что в целом свидетельствует об актуальности изучения показателей жизнестойкости у обучающихся подросткового возраста в качестве фактора, сдерживающего антивитальное поведение.

Изложение основного материала статьи. В нашем исследовании приняли участие 451 обучающийся 6-9 классов Курганской и Свердловской областей. В качестве диагностического инструментария в исследовании были использованы следующие методики: «Тест жизнестойкости Мадди» (адаптированный Д.А. Леонтьевым и Е.И. Рассказовой) [1], опросник «Антивитальность и жизнестойкость» (О.А. Сагалакова, Д.В. Труевцев) [4]. При обработке эмпирических данных применялся пакет прикладных компьютерных программ SPSS 17,0.

«Тест жизнестойкости» С. Мадди в адаптации Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой позволяет выявить общий уровень жизнестойкости и такие ее характеристики как вовлеченность, контроль и принятие риска (данные представлены в таблице 1).

Таблица 1

Распределение подростков по показателям жизнестойкости, в %

Уровень Вовлеченность Контроль Принятие риска Жизнестойкость

низкий 9,5 11,5 4,9 7,5

средний 70,5 73 35 72,5

высокий 20 15,5 60,1 20

Низкий уровень вовлеченности, выявленный у 9,5% подростков, свидетельствует о пассивной жизненной позиции, наличии состояния потерянности, отвергнутости, непринятия другими. Пятая часть выборки обладают высокой вовлеченностью, активностью, способностью получать удовольствие от жизнедеятельности. Более половины респондентов имеют средние показатели. Половые различия нами не были выявлены (U= -0,015 при р=0,888).

Школьники с высоким уровнем контроля (15,5%) уверены в том, что активные действия увеличивают шансы на успех даже в ситуациях неопределенности. В отличие от них, 11,5% подростков, чувствуют собственную беспомощность, неспособность принимать решения, ждут помощи от окружающих. Нормативные показатели присущи 73% обучающихся. Эмпирическое значение критерия Mann-Whitney показало отсутствие половых различий (U= -1,310 при р=0,190).

Для респондентов с высокими показателями принятия риска (60,1%) характерно принятие того факта, что все жизненные события необходимы для получения опыта, они готовы пойти на риск в ситуации неуверенности и неопределенности, делая определенные выводы из результата своих действий.

Чуть менее 5% школьников не готовы рисковать, даже ради успеха, они принимают пассивную позицию, демонстрируя мотивацию избегания неудач. Треть подростков имеют средние результаты по данному компоненту жизнестойкости. Половые различия не были выявлены (U= -0,202 при р=0,840).

Обобщенные данные всех шкал опросника показали, что высокие показатели жизнестойкости имеет пятая часть подростков, способная справляться со стрессовыми травмирующими ситуациями, не прибегая к антивитальным действиям, саморазрушающему поведению. 7,5% подростков не имеют такой способности и должны быть включены в мероприятия психолого-педагогического сопровождения в образовательной организации.

Нормативный уровень жизнестойкости выявлен у большинства подростков (72,5%). Различия между обучающимися разных полов по общему уровню жизнестойкости не обнаружены (U= -0,279 при р=0,780).

Эмпирические данные по опроснику «Антивитальность и жизнестойкость» О.А. Сагалаковой и Д.В. Труевцевой представлены в таблице 2. Шкалы методики позволяют выделить те ресурсы, которые можно использовать при психолого-педагогической поддержке школьников с низкими показателями жизнестойкости, что в свою очередь является фактором риска для появления антивитального поведения.

Таблица 2

Распределение обучающихся по результатам методики «Антивитальность и жизнестойкость», в %

Уровень Шкалы блока «Жизнестойкость»

СПП ФС УЖ СкУ С/П ПОБ

низкий 1,5 23,5 4,2 5,7 4,4 2,4

средний 74,2 47,7 56,6 60 54,6 53

высокий 24,3 28,8 39,2 34,3 41 44,6

Условные обозначения: СПП- социально-психологическая поддержка; ФК- функциональная семья; УЖ - удовлетворенность жизнью, СкУ - стремление к успеху; С/П - саморегуляция/планирование; ПОБ - позитивный образ будущего.

Второй блок опросника выявляет аспекты, способствующие жизнестойкости обучающихся. Так, по шкале «Социально-психологическая поддержка» высокие показатели отмечены лишь у 24,3% подростков, что показывает наличие ресурса жизнестойкости, который обеспечивает ближайшее окружение. Если подросток в трудных ситуациях может рассчитывать на поддержку друзей, приятелей и одноклассников, то ему не придется прибегать к неконструктивным формам совладания со стрессом.

Важной является поддержка педагогического коллектива и педагога-психолога образовательной организации, так как возможность обратиться к квалифицированному взрослому можно рассматривать как актуальный сигнал наличия проблемы у школьника, его доверии к этому человеку и необходимости незамедлительной психолого-педагогической помощи. Высокие баллы можно также рассматривать как выраженный потенциал собственной личности: развитый оптимизм, способность самостоятельно решать возникающие проблемы, однако это не исключает включения подростка в мероприятия первичной профилактики.

Для остальных школьников (1,5% - низкий уровень, 74,2% - средний) необходимо усиление дружеских и товарищеских связей, снижение дисфункциональности семейных отношений, если это возможно. Половые различия по данной шкале нами не выявлены (U= -0,888 при р=0,375).

Высокий уровень функциональности семьи отметили 28,8% подростков, средний - 47,7%, низкий - 23,5%. Показательно, что именно этот фактор является основным, сдерживающим возникновение самоповреждающих тенденций. Семья дает человеку уверенность в своих силах и возможностях, ресурс для выхода из трудных ситуаций, чувство безопасности и психологической защищенности.

Работа с семьями обучающихся является важнейшим направлением деятельности службы психолого-педагогического сопровождения, однако родители из дисфункциональных семей обычно не принимают участия в подобного рода мероприятиях. Эмпирическое значение критерия Mann-Whitney свидетельствует об отсутствии различий между полами (U= -1,619 при р=0,105).

Следует отметить, что 39,2% подростков удовлетворены жизнью, своим статусом в группе сверстников, успешны в учебной (либо других сферах) деятельности, что свидетельствует о психологическом комфорте, реализации потребностей и желаний, наличии мотивирующих факторов, благополучных отношениях со значимым окружением.

У 4,2% респондентов, наоборот, выявлены низкие показатели удовлетворенности жизнью, а значит и повышенный риск антивитальных действий. Школьники данной группы не способны отстаивать свою точку зрения, тревожны, имеют затруднения в постановке целей и их достижении, что в целом приводит к повышению нервно-психического напряжения в затрудняющих подростков ситуациях.

Акцентируем внимание на том, девочки в большей степени удовлетворены жизнью нежели мальчики (U= -2,004 при р=0,045). Это факт необходимо учитывать при формировании групп в тренинг жизнестойкости: девочки будут неким ориентиром, показывающим поведенческие паттерны и эмоциональные реакции, характерные для удовлетворенных жизнью людей.

Диагностические данные показали, что около 6% респондентов не стремятся к успеху, что характеризует их как неинициативных, малоактивных, испытывающих отрицательные эмоции по ходу выполнения какой-либо деятельности, что может провоцировать появление антивитальных поступков.

Треть подростков стремятся к успеху и самосовершенствованию, готовы отстаивать свою точку зрения, предлагать новые идеи, что компенсирует некоторые эпизодические неудачи. 60% обучающихся имеют средние показатели по данной шкале, что соответствует возрастной норме. Гендерные различия отсутствуют (U= -1,034 при р=0,301).

Высокие показатели саморегуляции и планирования отметили у себя 41% школьников, что свидетельствует о стремлении к планированию событий своей жизни, анализу последствий своих поступков. Схожие результаты получены в ходе исследования, показавшего, что развитые навыки саморегуляции являются основой для повышения психологического благополучия подростков, предупреждения их проблем [2, С. 16].

Лишь 4,4% респондентов считают, что имеют низкие показатели саморегуляции, не могут рационально планировать собственные действия, контролировать эмоции и логически мыслить при принятии различных решений. Целесообразным будет проведение групповых занятий с обучающимися по развитию осознанной саморегуляции поведения, акцентируя внимание на таких ее компонентах как планирование, моделирование и оценивание результатов. Половина школьников имеют средние показатели по данной шкале; различий между полами не выявлены (U= -0,585 при р=0,572).

Анализ данных по шкале «Позитивный образ будущего» дает возможность сделать вывод о том, что 44,6% обучающихся среднего звена надеются на достижение высоких результатов, имеют положительные представления о своих будущих успехах. Оптимизм может стать ресурсом для выхода из трудных ситуаций.

Мероприятия психолого-педагогической поддержки необходимо организовать для 2,4% школьников, которые показали низкие результаты по данному блоку вопросов. Негативное восприятие настоящего и будущего, акцентирование и гиперболизация своих неуспехов и неудач могут стать катализатором саморазрушающего поведения.

53% обучающихся имеют нормативные показатели, могут быть включены в программу первичной профилактики. Различия между подростками разных полов не обнаружены (U= -0,124 при р=0,901).

Результаты констатирующего исследования должны стать основой психолого-педагогической поддержки обучающихся в целях предупреждения появления саморазрушающего поведения либо нивелирования антивитальных тенденций.

Выводы:

1. Анализ эмпирических данных показал, что лишь 20% респондентов способны самостоятельно совладать с трудностями, стрессовыми ситуациями, не прибегая к антивитальным действиям. В связи с этим они могут быть включены в мероприятия первичной профилактики.

2. 7,5% подростков могут быть отнесены к категории «группы риска», так как имеют низкие показатели жизнестойкости, что повышает риск развития саморазрушаюших тенденций. В данном случае необходима система коррекционно-развивающих занятий различной тематики и направленности в рамках вторичной профилактики.

3. Формирование жизнестойкости подростков должно идти за счет актуализации таких ресурсов как социально-психологическая поддержка педагогов, сверстников и семьи, функциональность семьи, удовлетворенность собственной жизнью, позитивность ее образа, развитые навыки саморегуляции и планирования, а также стремление к успеху. В мероприятия психолого-педагогического сопровождения должны быть включены подростки, родители (законные представители) и педагогический коллектив школы.

Литература:

1. Леонтьев, Д.А. Тест жизнестойкости / Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова. - Москва: Смысл, 2006. - 63 с.

2. Моросанова, В.И. Осознанная саморегуляция и личностно-мотивационные особенности младших подростков с различной динамикой психологического благополучия / В.И. Моросанова, И.Н. Бондаренко, Т.Г. Фомина // Психологическая наука и образование. - 2019. - Т. 24. - № 4. - C. 5-21.

3. Савенко, Ю.С. Жизнестойкость как ресурс эмоционального благополучия подростка в образовательной среде / Ю.С. Савенко // Молодежная наука: тенденции развития. - 2021. - № 2. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46323900 (дата обращения: 11.09.2022).

4. Сагалакова, О.А. Опросник Антивитальность и Жизнестойкость / О.А. Сагалакова, Д.В. Труевцев // Медицинская психология в России. - 2017. - Т. 9. - № 2(43). - С. 4. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29810024 (дата обращения: 15.09.2022).

5. Фоминова, А.Н. Жизнестойкость личности: монография / А.Н. Фоминова. - Москва: МПГУ, 2012. - 152 с.

Психология

УДК 159.9.072

кандидат психологических наук, доцент Калашникова Ольга Владиславовна

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Нижний Тагил)

ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ

ПРОСТРАНСТВЕ

Аннотация. Данное исследование посвящено изучению проблемы профессиональной ориентации современной молодежи в образовательных организациях. В работе актуализируются проблемы профессионального становления личности специалиста. Акцент делается на этап первичной оптации, включающей в себя профориентацию. Анализируются изменения, активно происходящие в сознании подрастающего поколения и на рынке труда, стимулирующие проблемы новых подходов к процессу выбора профессиональной деятельности подрастающего поколения. Отмечается комплексный характер рассматриваемой проблематики. Предлагается анализ основных направлений профессиональной ориентации: профессиональное информирование, профессиональное консультирование, профессиональная диагностика. В рамках рассматриваемой проблематики выделены различные формы форм современной профессионально ориентационной деятельности в образовательной организации. Представлены результаты исследовательской деятельности особенностей профессиональной ориентации современной молодежи в образовательных организациях г. Нижнего Тагила Свердловской области. Сформулированные в ходе исследования выводы позволяют выделить ряд существенных проблем в восприятии рынка труда учащимися, а также определить проблемы реализации профессиональной ориентации педагогами образовательных организаций. Анализ исследовательского материала позволяет сделать вывод о необходимости осуществления комплексного психолого-педагогического сопровождения профессиональной ориентации в образовательной организации.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, профессиональное самоопределение, профессиональная ориентация, профессиональное информирование, профессиональное консультирование, профессиональная диагностика, формы профессиональной ориентации.

An^tatton. This study is devoted to the study of the problem of professional orientation of modern youth in educational organizations. The work actualizes the problems of professional development of the personality of a specialist. The emphasis is on the stage of primary option, which includes career guidance. The changes that are actively taking place in the minds of the younger generation and in the labor market are analyzed, stimulating the problems of new approaches to the process of choosing the professional activity of the younger generation. The complex nature of the problems under consideration is noted. The analysis of the main directions of professional orientation is offered: professional information, professional consulting, professional diagnostics. Within the framework of the problem under consideration, various forms of forms of modern professional orientation activity in an educational organization are highlighted. The results of the research activity of the features of professional orientation of modern youth in educational institutions of Nizhny Tagil, Sverdlovsk region are presented. The conclusions formulated in the course of the study make it possible to identify a number of significant problems in the perception of the labor market by students, as well as to identify problems in the implementation of professional orientation by teachers of educational organizations. The analysis of the research material allows us to conclude that it is necessary to implement a comprehensive psychological and pedagogical support of professional orientation in an educational organization.

Key words: professional activity, professional self-determination, professional orientation, professional information, professional counseling, professional diagnostics, forms of professional orientation.

Введение. Современный мир характеризуется большой изменчивость в рынке труда. Профессиональные виды деятельности, которые были востребованы еще десять лет назад, становятся мало значимыми, и, наоборот, профессии, о которых никто не знал, получают значимость и востребованность. Новые технологии, социальные и экономические изменения порождают новые профессии, трансформируют существующие, а какие-то заставляют отмирать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.