Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА МЕЖЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА В ПРОЦЕССЕ ЕГО АНАЛИТИКИ'

ПРОБЛЕМА ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА МЕЖЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА В ПРОЦЕССЕ ЕГО АНАЛИТИКИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
235
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ / ОБЪЕКТ КОНФЛИКТА / ПРЕДМЕТ КОНФЛИКТА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Емельянова Ирина Евгеньевна

В статье рассматривается проблема определения базовых категорий конфликтологии «объект» и «предмет» конфликта в процессе его аналитики. Особый исследовательский интерес вызывает представление современных научных подходов к структурной специфике межличностного конфликта и обоснование дифференциации его объективных и субъективных структурных элементов. Посредством комплекса теоретических и эмпирических методов исследования была обозначена проблемная область в структуре конфликта, которая стала предметом научного изучения, а также были выделены основные дифференцирующие признаки рассматриваемых нами основных методологических категорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Емельянова Ирина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF THE INTERPERSONAL CONFLICT’S OBJECT AND SUBJECT IN THE PROCESS OF ITS ANALYSIS

The problem of defining the conflictological basic categories "object" and" subject " of a conflict in the process of its analysis is discussed in the article. Particular research interest is to present modern scientific approaches to the structural specificity of interpersonal conflict and substantiate the differentiation of its objective and subjective structural elements. In the process of analyzing theoretical and methodological approaches to the structure of interpersonal confrontation, it was concluded that the modern methodological terminology of conflictology does not fully meet the practical tasks in the field of conflict analysis. In this regard, we propose a subject-object approach in differentiating the concepts of "object" and" subject " of conflict. The practical significance of the research is to increase the conflict competence of University students studying the course "Сonflictology".

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА МЕЖЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА В ПРОЦЕССЕ ЕГО АНАЛИТИКИ»

друг с другом, от нанесения ущерба репутации до уничтожения предметов и физического нападения. Угрозы убийством тоже не редкость. Угрозы, исходящие из чужих почтовых ящиков, учетных записей мессенджеров и т.д. имеют двойной эффект. В этом случае в дело также будут вовлечены фактические владельцы этих профилей и учетных записей.

Последствия кибербуллинга. У жертв кибербуллинга можно выделить определенные черты и характерные особенности, которые могут показать, что над человеком издеваются в Интернете. Они могут проявляться даже сильнее, чем при традиционном буллинге, поскольку жертва часто не может избежать оскорбительных ситуаций и могут включать в себя:

• Беспокойство по поводу издевательств;

• Повышенное чувство депрессии и перепады настроения;

• Повышенное чувство тревоги;

• Проблемы с засыпанием (например, бессонница);

• Суицидальные мысли или попытка самоубийства;

• Чувство заниженной самооценки или чувства собственного достоинства;

• Социальная изоляция, уход из круга друзей или проведение большого количества времени в одиночестве;

• Избегание вещей, которые раньше доставляли вам удовольствие;

• Плохая успеваемость в школе, в университете;

• Проблемы в отношениях с членами семьи и друзьями;

• Симптомы посттравматического стресса;

• Самоповреждения (например, порезы, удары руками, удары головой);

• Повышенное чувство гнева, раздражительности или вспышек гнева.

Выводы. Подключение к Интернету важно, поскольку оно обеспечивает молодым людям как образовательные, так и социальные преимущества. К сожалению, эти положительные качества уравновешиваются потенциально опасными последствиями.

Наряду с улучшением коммуникации и демократизацией доступа к информации, Интернет позволяет людям скрывать себя за маской анонимности. Это создает совершенно новый набор рисков для детей, а часто и для взрослых.

Интернет создает угрозу не только для подростков и взрослых, которые могут стать жертвами кибербуллинга, но и для самих детей, которые могут участвовать в онлайн-преступлениях, троллинге и кибербуллинге.

Школы, правительства и независимые организации пытаются повысить осведомленность о кибербуллинге и онлайн-преследовании, но статистика кибербуллинга, показывает, что проблема не исчезнет в ближайшее время, а во время пандемии угроза, возможно, даже возросла.

Наша задача как общества - работать над созданием систем, предотвращающих кибербуллинг. Должны быть созданы ресурсы для охраны психического здоровья, чтобы помочь жертвам кибербуллинга управлять своим психическим здоровьем. Кибербуллинг процветает благодаря одобрению. Он прекратится, когда его социальное неприятие станет широко распространенным. Кроме того, должны проводиться просветительские кампании о том, что издевательства в Интернете не только неприемлемы, но и являются признаком слабого социального статуса.

Литература:

1. Баранов, А.А. Психолого-педагогическое обеспечение безопасности личности / А.А. Баранов, А.В. Попков. -Ижевск, УдГУ, 2008. - 189 с.

2. Войскунский, А.Е. Психология и интернет / А.Е. Войскунский. - М.: Акрополь, 2010. - 439 с.

3. Ениколопов, С.Н. Понятие агрессии в современной психологии / С.Н. Ениколопов // Прикладная психология -2001. - № 1. - С. 60-65.

4. Зинцова, А.С. Социальная профилактика кибербуллинга / А.С. Зинцова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского - 2014. - № 3. - С. 122-128.

5. Кондрашкин, А.В. Девиантное поведение подростков и Интернет: изменение социальной ситуации / А.В. Кондрашкин, К.Д. Хломов // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2012. - Т. 9, № 1. - C. 102-113

Психология

УДК 159.9

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методики образовательной деятельности Емельянова Ирина Евгеньевна

НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия»» (г. Москва)

ПРОБЛЕМА ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА МЕЖЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА В

ПРОЦЕССЕ ЕГО АНАЛИТИКИ

Аннотация. В статье рассматривается проблема определения базовых категорий конфликтологии «объект» и «предмет» конфликта в процессе его аналитики. Особый исследовательский интерес вызывает представление современных научных подходов к структурной специфике межличностного конфликта и обоснование дифференциации его объективных и субъективных структурных элементов. Посредством комплекса теоретических и эмпирических методов исследования была обозначена проблемная область в структуре конфликта, которая стала предметом научного изучения, а также были выделены основные дифференцирующие признаки рассматриваемых нами основных методологических категорий.

Ключевые слова: конфликтологическая компетентность, аналитическая деятельность, межличностный конфликт, объект конфликта, предмет конфликта.

Annotation. The problem of defining the conflictological basic categories "object" and" subject " of a conflict in the process of its analysis is discussed in the article. Particular research interest is to present modern scientific approaches to the structural specificity of interpersonal conflict and substantiate the differentiation of its objective and subjective structural elements. In the process of analyzing theoretical and methodological approaches to the structure of interpersonal confrontation, it was concluded that the modern methodological terminology of conflictology does not fully meet the practical tasks in the field of conflict analysis. In this regard, we propose a subject-object approach in differentiating the concepts of "object" and" subject " of conflict. The practical significance of the research is to increase the conflict competence of University students studying the course "Conflictology". Key words: conflictological competence, analytical activity, interpersonal conflict, object of conflict, subject of conflict.

Введение. Актуальность предложенной темы обусловлена высоким уровнем конфликтности современного общества. Однако создание общества без конфликтов является утопической идеей, так как благодаря им человечество преодолевает процессы стагнации в своем онтогенезе. Однако грамотное управление конфронтационным межличностным взаимодействием, снижающим степень его деструктивности, является важной задачей подрастающего поколения как представителей современного социума. Конфликтологическая подготовка студентов вуза, ориентированных на работу в системе «Человек-человек», становится неотъемлемой частью их дальнейшего профессионализма, включающего овладение компетенциями в области конфликтологии. Проблема методологического базиса данного научного направления рассматривается в этой статье.

Целью данной статьи является представление современных научных подходов к структурной специфике межличностного конфликта и обоснование дифференциации его объективных и субъективных структурных элементов.

Основные задачи статьи можно определить следующим образом:

- проанализировать научные подходы к понятиям «объект конфликта» и «предмет конфликта» как в современных отечественных учебных изданиях по конфликтологии для вузов, так и в изданиях прошлых лет;

- вывить объективные и субъективные структурные компоненты межличностных конфликтов, к которым относятся рассматриваемые нами методологические категории для их дифференциации;

- предложить оптимальный вариант обоснования объекта и предмета межличностного конфликта как унифицированного методологического базиса в процессе его аналитики.

Методы исследования в работе над данной статьей включали в себя изучение теории (анализ научной, учебной литературы по конфликтологии) и практические аспекты (тестирование и анкетирование студентов АНО ВО «Московский региональный социально-экономический институт»).

Изложение основного материала статьи. Конфликтологическая компетентность обучающегося представляет собой, на наш взгляд, готовность и способность управлять конфликтами в социальной (в том числе и профессиональной) среде на основе овладения совокупностью конфликтологических знаний, технологических умений, навыков и опыта взаимодействия в конфликте, систематизированных и адаптированных к социальной (в том числе и профессиональной) действительности. По мнению С.М. Емельянова, «основой управления любыми объектами являются знания об этих объектах» [9, С. 23] Поэтому аналитическая деятельность как одна из необходимых профессиональных составляющих в развитии конфликтологической компетентности студентов вуза способствует учету характеристик конфликта (структурных, динамических, функциональных, типологических и других) для эффективного использования технологий управления конфликтным взаимодействием.

Сегодня среди широкой типологической «палитры» конфликтов самой распространенной их группой являются межличностные. Они присуще любой сфере социального взаимодействия и имеют место быть в семье, в образовательных, общественных и производственных организациях и т.д. Несмотря на разнообразие межличностных конфликтов структура их неизменна, основу которой составляют объект, предмет, субъекты конфликтного взаимодействия как одни из значимых и устойчивых ее характеристик в конфликтологии. Кроме этого в отечественной учебной и зарубежной научной литературе встречаются дополнительные характеристики структуры конфликта, к которым относятся информационные модели конфликтной ситуации (образ или восприятие конфликтной ситуации), мотивы, стратегии и тактики поведения оппонентов. [27, С. 16] Несмотря на разницу представленных категорий в структуре конфликта, они отражают как субъективные характеристики (например, предмет конфликта, конфликтное поведение, отношение, восприятие личности), так и объективные характеристики самой конфликтной ситуации как стечение определенных обстоятельств, создающих реальную основу для эскалации противоборства оппонентов (например, объект и субъекты межличностной конфронтации). Поэтому при изучении структуры конфликта мы будем использовать субъектно-объектный подход.

В процессе аналитической работы с конфликтом определение его объекта является достаточно трудоемким процессом. Так по результатам анкетного опроса студентов вуза (АНО ВО МРСЭИ), изучающих дисциплину «Конфликтология», большая часть из них (76% респондентов) затрудняется выделить среди основных структурных характеристик объект и предмет конфликтного взаимодействия. Причинами возникающих проблем, по мнению студентов, становятся разные формулировки понятий в учебной литературе (93% респондентов).

Как показал наш анализ, в различных источниках [5-20 и др.] отсутствует единый методологический базис структуры самого конфликта. Так, например, в одних научных источниках обозначаются в структуре конфликтного взаимодействия объект и его предмет, в других источниках указывается или объект, или предмет противоборства сторон (по причине их тождественности), а в-третьих - отсутствуют обе эти категории, но к числу основных структурных элементов относятся условия и образ конфликта, а также действия и поведение его участников. На наш взгляд, аналитическая работа с конфликтом действительного (или потенциального) типа профессии «Человек-человек» осуществляется с исследовательской позиции, которая предполагает знание понятийного аппарата структуры конфликта для возможности осознавать его целостность и эффективно управлять им.

Структура конфликта как объекта аналитики характеризуется двумя группами элементов, имеющих различный генезис (объективный или субъективный). В соответствии с научным подходом А.Я. Кибанова, В.Г. Коноваловой, О.Л. Беловой «к объективным элементам конфликта относятся такие его составляющие, которые не зависят от воли и сознания человека, его личностных качеств». [13, С. 4] К ним, на наш взгляд, необходимо отнести объект и субъектов конфликта, определяющие его базу, а также дополнительные элементы в виде социальной среды или условий противоборства. «К субъективным элементам конфликта относятся психофизиологические, психологические, этические и поведенческие свойства отдельной личности». [13, С. 4] В эту группу элементов могут входить: предмет конфликта (как содержание притязаний субъектов), его образ (как субъективного восприятия ситуации), действия и поведение участников на основе противопоставления их ценностных ориентаций, целей, мотивов, интересов, потребностей, установок, оценок, черт характера и т.д.

Обозначенная градация элементов структуры конфликта способствует определению его базовых внеличностных параметров (в частности, объекта и субъектов конфликтного взаимодействия), составляющих методологический базис в процессе его аналитики.

Вторым аспектом в рассматриваемой нами проблеме является дифференциация научных подходов к дефиниции «объект конфликта».

Анализируя сведения, которые даёт Философский словарь [22], для обозначения категории «объект конфликта» необходимо обратиться к общенаучной методологии, где объектом является:

1) «в собственно философском смысле сущность вне субъективных ощущений, вещь в себе: ничто, субстанция, недобытие и т.п.;

2) категория, выражающая то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности, на что направлена его деятельность;

3) то, что вне человека, не зависит от него, на что направлена деятельность человека, его внимание, познание и т.д.» [221.

Исходя из данных научных трактовок, на наш взгляд, не достаточно корректно определять объект конфликта как повод и мотивацию, которые являются характеристиками субъективных процессов и явлений.

Мы также считаем, что объектом конфликта не может быть по его родовому определению сама проблема или ее доля (в виде ядра), так как проблемная ситуация порождает проблему, а не наоборот, что противоречит дефиниции объекта конфликта как объекта исследования, которым является «процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию» [251.

Что касается причины конфликта и его объекта, то они соотносятся между собой как независимые по функциональному назначению категории, поскольку вторая из них представляет собой предмет (или явление), подвергающееся воздействию, а первая - позволяет объяснить возникновение этого процесса.

Важно отметить, что дефицитный ресурс отвечает всем требованиям быть объектом конфликта [101. В соответствии с экономико-математической терминологией он обозначает «относительную недостаточность количества тех или иных ресурсов в сравнении с потребностью в них в определенный момент» [171. При этом сам ресурс на основе его этимологии может рассматриваться как средство, источник и др., за обладание которыми вступают в противоборство оппоненты. Однако, есть конфликты, в которых объектом становится положение человека как условие обеспечение нормальной жизнедеятельности, то есть его статус. «Социальный статус определяет, какого объема, качества и значения общественные ресурсы поступают в непосредственное управление» [18, С. 321 Поэтому социальный статус человека определяется через его ресурсный базис и является его следствием. Ресурсы многогранны (пищевые, социальные, нравственные, духовные, рекреационные и другие), они также безграничны, так как ограничены лишь нашей неосведомленностью об истинном положении вещей. Эти ограничения относительны и условны в зависимости от конкретной личности, задействованной в конфликте.

Однако становится важным вопрос: каким образом объект материального или духовного мира человека становится объектом конфликта? Это происходит в том случае, если он обладает ценностным потенциалом для каждой из сторон конфронтационного взаимодействия. Ценность как многозначное понятие в русле философского, психологического, социологического осмысления имеет всеобщий, объективный характер как для конкретной личности, так и для всего общества ввиду своей социальной обусловленности. Ценность является механизмом формирования объекта конфликта, во-первых, указывает на взаимосвязь субъектов с объектом, так как обозначает исключительную значимость предметов, явлений для человека, и, во-вторых, благодаря ценностям ресурсы, включающие в себя всё многообразие предметов человеческой жизнедеятельности и общественных отношений, становятся объектами конфликтного взаимодействия в силу особенностей личностных смыслов субъекта оценивания.

Третьим аспектом рассматриваемой проблемы, согласно имеющимся в нашем распоряжении данным, становится «подмена» и «размытость» формулировок взаимосвязанных научных категорий: объекта и предмета конфликта. На основе имеющихся научных материалов, представленных в этой работе, оба эти понятия могут рассматриваться тождественно или в одном аспекте (при отсутствии объекта предмет обозначает его сущность или наоборот). Учитывая, что объективными элементами в структуре конфликтной ситуации нами обозначены ее объект и субъект, то существующая между ними взаимосвязь основана на создании предмета конфликта. Именно в рамках предмета субъект имеет дело с объектом. Его (предмета) посредническая функция в конфликте заключается в том, что он придает ресурсу субъективно-ценностный характер посредством значимости его для личности и стремлений (то есть притязаний) к его обладанию и присвоению. Поэтому вслед за учеными С.В. Баныкиной, Н.В. Гришиной, В.П. Шейновым мы определяем содержание этих притязаний как предмет конфликта.

Выводы. Обобщая материалы нашего исследования, необходимо отметить следующее: во-первых, структура межличностных конфликтов состоит из объективных и субъективных элементов; во-вторых, к объективным элементам относятся объект и субъекты противоборства, не обусловленные личностными предпосылками; в-третьих, объектом конфликтной ситуации является ценностный ресурс, обозначающий значимость предметов и явлений для оппонентов конфликтного взаимодействия; в-четвертых, предметом конфликта как субъективной категорией становятся притязания личностей, задействованных в противоборстве, то есть их стремления к обладанию и присвоению ценностного и дефицитного ресурса, являющегося объектом конфликта.

Научная новизна статьи определяется выявлением актуальной проблемы, связанной с дифференциацией основных методологических категорий в конфликтологии.

Теоретическая значимость статьи заключается в том, что обоснован унифицированный подход к определению и дифференциации таких основных категорий в аналитике межличностного конфликта, как его объект и предмет.

Практическая значимость исследования состоит в том, что представленные теоретические идеи могут быть использованы в процессе аналитической деятельности психологов, конфликтологов и др. по упреждению и разрешению межличностных конфликтов.

Таким образом, проведенный методологический анализ базовых категорий в структуре межличностной конфронтации способствует осознанию ее сущности, дифференциации элементов объективного и субъективного генезиса в их взаимосвязи и выбору эффективных методов, способов и приемов управления конфликтами на современном этапе развития общества.

Литература:

1. Анцупов, А.Я. Конфликтология: Учебник для вузов / А.Я. Анцупов. - СПб.: Питер, 2015. - 528 с.

2. Бабосов, Е.М. Конфликтология: учебное пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов. - Мн.: ТетраСистемс, 2000. - 464 с.

3. Баныкина, С.В. Конфликтологическая компетентность руководителя / С.В. Баныкина. - М.: Сентябрь, 2012. - 192 с.

4. Бунтовская, Л.Л. Конфликтология: учебное пособие для академического бакалавриата / Л.Л. Бунтовская, С.Ю. Бунтовский, Т.В. Петренко. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 144 с.

5. Волков, Б.С. Конфликтология: учебное пособие / Б.С. Волков, Н.В. Волкова / под ред. Б.С. Волкова. - М.: КНОРУС, 2016. - 356 с.

6. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. - СПб.: Питер, 2003. - 464 с.

7. Дмитриев, А.В. Конфликтология: учебное пособие / А.В. Дмитриев. - М.: Гардарики, 2002. - 320 с.

8. Емельянов, С.М. Конфликтология: учебник и практикум для академического бакалавриата / С.М. Емельянов. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 322 с.

9. Емельянова, И.Е. К вопросу об объекте конфликта в процессе его аналитики. Фундаментальные и прикладные проблемы педагогики и психологии в образовательном и социальном контексте / И.Е. Емельянова // Материалы международной конференции, г. Москва, 13-15 декабря 2019 г. Отв. ред. Е.Ю. Бекасова. - М.: МПГУ, 2020. - С. 229-231.

10. Ильин, А.Н. Психотехнологии регулирования конфликтов: учебное пособие / А.Н. Ильин, П.В. Барханов. - Омск: Издательство ОмГПУ, 2013. - 184 с.

11. Кашапов, М.М. Основы конфликтологии: учебное пособие для бакалавриата / М.М. Кашапов. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 116 с.

12. Кибанов, А.Я. Конфликтология: учебник / А.Я. Кибанов, И.Е. Ворожейкин, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 302 с.

13. Кибанов, А.Я. Управление персоналом: теория и практика. Управление конфликтами и стрессами: учебно-практическое пособие / А.Я. Кибанов, В.Г Коновалова. О.Л. Белова. - М.: Проспект, 2016. - 88 с.

14. Курбатов, В.И. Конфликтология / В.И. Курбатов. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 445 с.

15. Леонов, Н.И. Конфликтология: общая и прикладная: учебник и практикум для бакалавриата, специалитета и магистратуры / Н.И. Леонов. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 395 с.

16. Лопарев, А.В. Конфликтология: учебник для академического бакалавриата / А.В. Лопарев, Д.Ю. Знаменский. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 290 с.

17. Лопатников, Л.И. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки / Л.И. Лопатников. - М.: Дело, 2003. - 520 с.

18. Пономаренко, В.В. Практическая конфликтология: от конфронтации к сотрудничеству / В.В. Пономаренко. - М: Издательство АСТ, 2020. - 320 с.

19. Светлов, В.А. Конфликтология: учебник для бакалавриата и магистратуры / В.А. Светлов, В.А. Семенов. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 351 с.

20. Соколов, С.В. Социальная конфликтология: Учеб. пособие для вузов / С.В. Соколов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 327 с.

21. Философский словарь: [Электронный ресурс] 2013-2018. - URL: http://www.ZnachenieSlova.ru/slovar/philosoph

22. Черкасская, Г.В. Управление конфликтами: учебник и практикум для академического бакалавриата / Г.В. Черкасская, М.Л. Бадхен. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 236 с.

23. Чернова, Г.Р. Конфликтология: учебное пособие для бакалаврита и специалитета / Г.Р. Чернова, М.В. Сергеева, А.А. Беляева. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 203 с.

24. Шашенкова, Е.А. Исследовательская деятельность. Словарь / Е.А. Шашенкова. - М.: Перспектива, 2010. - 88 с.

25. Шейнов, В.П. Управление конфликтами / В.П. Шейнов. - СПб.: Питер, 2014. - 576 с.

26. Mitchell, C.R. The structure of international conflict / C.R. Mitchell. - London: Macmillan, 1989. - 355 p.

Психология

УДК 159.9.07

доцент кафедры психологии развития и педагогической психологии Истомина Светлана Владимировна

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск)

СПЕЦИФИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема жизнестойкости подростков, позволяющей справляться с трудными ситуациями неопределенности и стресса. Показана необходимость изучения данной характеристики, а также ресурсов жизнестойкости с целью разработки стратегии предупреждения нарушений психологического здоровья обучающихся, развития качеств, позволяющих справляться со сложными жизненными ситуациями. Приведены результаты исследования, в котором принял участие 451 подросток (выборка учащихся 6-9 классов Курганской и Свердловской областей). Психодиагностический инструментарий: Тест жизнестойкости С. Мадди (адаптированный Д.А. Леонтьевым); Опросник «Антивитальность и жизнестойкость» О.А. Сагалаковой, Д.В. Труевцева. Анализ данных показал, что 7,5% подростков входят в «группу риска», имея низкие показатели жизнестойкости и ее компонентов (вовлеченность, принятие риска, контроль). У подростков наименее развит контроль над собственной жизнью. Эмпирические показатели позволяют сделать вывод о низком уровне сформированности факторов, которые являются основой жизнестойкости в подростковом возрасте: социально-психологическая поддержка, функциональность семьи, удовлетворенность жизнью, стремление к успеху, саморегуляция/планирование, позитивный образ будущего. Для совладания с трудностями подростками реже всего используется потенциал семейных отношений. Половые различия выявлены лишь по показателю «удовлетворенность жизнью»: девочки в большей степени удовлетворены жизнью. Полученные данные в дальнейшем станут основой для создания программы психолого-педагогического сопровождения подростков «группы риска», профилактики появления антивитальных тенденций.

Ключевые слова: жизнестойкость, компоненты жизнестойкости, ресурсы жизнестойкости, подростковый возраст, половые различия.

Annotation. The article deals with the actual problem of the resilience of adolescents, which allows them to cope with difficult situations of uncertainty and stress. The necessity of studying this characteristic, as well as the resources of resilience, is shown in order to develop a strategy for preventing violations of the psychological health of students, developing qualities that allow them to cope with difficult life situations. The results of a study in which 451 teenagers took part (a sample of students in grades 6-9 of the Kurgan and Sverdlovsk regions) are presented. Psychodiagnostic tools: S. Maddi's Resilience test (adapted by D.A. Leontiev); Questionnaire "Anti-vitality and resilience" by O.A. Sagalakova, D.V. Truevtseva. Data analysis showed that 7.5% of adolescents are in the "risk group", having low indicators of resilience and its components (involvement, risk acceptance, control). Teenagers have the least developed control over their own lives. Empirical indicators allow us to conclude about the low level of formation of factors that are the basis of resilience in adolescence: socio-psychological support, family functionality, life satisfaction, striving for success, self-regulation / planning, a positive image of the future. To cope with difficulties, adolescents rarely use the potential of family relationships. Sex differences were revealed only in terms of "life satisfaction": girls are more satisfied with life. The data obtained in the future will become the basis for the creation of a program of psychological and pedagogical support for adolescents of the "risk group", prevention of the appearance of anti-vital tendencies.

Key words: resilience, resilience components, resilience resources, adolescence, gender differences.

Введение. Современное общество характеризуется нестабильностью, неопределенностью и напряженностью жизни, экономической и политической ситуации в стране и мире, что требует от населения развитых стрессоустойчивости,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.