Научная статья на тему 'Управление конфликтами как учебная дисциплина: системный подход'

Управление конфликтами как учебная дисциплина: системный подход Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
322
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / КОНФЛИКТОЛОГИЯ / УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ / TRAINING MANUAL / PROFESSIONAL COMPETENCE / SYSTEM APPROACH / CONFLICTOLOGY / CONFLICT MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Черкасская Галина Викторовна

Статья представляет собой аналитическую презентацию концепции учебного пособия «Управление конфликтами» (авторы Черкасская Г.В., Бадхен М.Л.), ставшего лауреатом Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2017 года Фонда развития отечественного образования. Рассмотрен системный подход как основополагающий при преподавании конфликтологических знаний, позволяющий обеспечить каждому учащемуся не только адекватное и полное представление о конфликтах и их месте в жизни человечества, но и сформировать необходимые профессиональные компетенции по управлению социальными конфликтами в профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Черкасская Галина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONFLICT MANAGEMENT AS AN ACADEMIC DISCIPLINE: A SYSTEMATIC APPROACH

The article is an analytical presentation of the concept of the textbook «Conflict Management» (authors Cherkasskaya G. V., Badkhen M. L.), which became the laureate of the Russian national competition for the best scientific book of the 2017 held by Fund for the Development of National Education. The system approach is considered as the fundamental one in teaching of conflictological knowledge, which allows to provide each student not only an adequate and complete understanding of conflicts and their place in the life of mankind, but also to form the necessary professional competence for the management of social conflicts in professional activities.

Текст научной работы на тему «Управление конфликтами как учебная дисциплина: системный подход»

актуального уровня музыкально-творческого развития личности подростка. Эта комплексная диагностическая методика может быть использована в программе психологического сопровождения в условиях образовательных учреждений.

Литература

1. Курышева, И.В. Психологические основы музыкально-творческого развития личности в образовательном процессе: дис. ... д-ра. психол. наук: 19.00.07 / И.В. Курышева. - Н.Новгород, 2011 - 438 с.

2. Курышева, И.В. Психолого-педагогические основы развития творческой личности // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 4-1 (29). С. 243-246.

3. Черемисова, И.В. Вторичная музыкальная личность: философско-культурологические основы исследования и развития // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7. Философия. Социология и социальные технологии 2016, № 3 (33). С. 95-101.

4. Cheremisova I.V. Music and Development of Creative Personality Within Higher Education Environment. Aesthetic and Semiotic Approach // European Journal of Multidisciplinary Studies, 2017. Vol 4 No 1, 78-87. DOI: 10.26417/ejms.v4i1.p78-87.

Черкасская Г.В.

управление конфликтами как учебная дисциплина: системный подход

Вся мировая история представляет собой на первый взгляд не что иное, как непрерывную цепь различных конфликтов, однако наука, занимающаяся только и непосредственно конфликтами, — конфликтология — сформировалась во второй половине ХХ в. За сравнительно короткое время конфликтология превратилась из второстепенной общественной науки в достаточно развитую и активно используемую отрасль знаний, в учебную дисциплину, обязательную для некоторых экономических и неэкономических специальностей, и даже в само-

стоятельную специальность профессионального образования. С прагматической точки зрения конфликтология является одной из тех немногих наук, которые позволяют современному человеку достаточно рационально и эффективно выстраивать социальные связи и осуществлять социальное взаимодействие.

В нашей стране конфликтология активно развивается с 80-х годов прошлого века, есть конфликтологические центры, осуществляется профессиональная подготовка конфликтологов в рамках бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. Сама дисциплина «Конфликтология» достаточно активно преподавалась в рамках других специальностей и направлений, есть известные учебники и учебные пособия, излагающие различные авторские подходы к преподаванию данного курса [1; 2; 3; 6; 7; 10].

Исходя из практики преподавания дисциплины «Конфликтология» специалистам в области экономики и управления, мы пришли к выводу, что для будущих предпринимателей, менеджеров и других специалистов более правильным будет акцент на прикладных компетенциях, позволяющих осуществлять управление конфликтами (конфликтным взаимодействием) в их профессиональной сфере. Следует отметить, что и по управлению конфликтами также существует значительный набор специальной и учебной литературы, который, тем не менее, не в полной мере отражает системные и современные основы конфликтологической теории [5; 8; 9; 11; 12; 16]. К таким основам следует относить в первую очередь, общесистемные представления о конфликтах вообще как о природном явлении (сущность, функции, свойства, классификации) и о собственно социальных конфликтах (сущность, классификации, методы исследования, методы и технологии управления социальными конфликтами).

Общенаучное представление о конфликте в XXI в. можно сформировать на основе трудов классических и современных. Согласно общей теории конфликта К. Боулдинга конфликт как научная категория носит всеобщий характер, поскольку проявляется в живом и неживом мире, и может выступать базовым понятием для анализа процессов социальной, физической, химической и биологической среды. То есть конфликт — это нормальное явление, присущее живой и неживой природе, в принципе неизбежное и происходящее в той или иной форме. Таким образом, под конфликтом вообще следует понимать наиболее острое проявление противоречия в какой-либо системе. Основная позитивность конфликта как естественного явления обусловлена тем, что система, реагируя на конфликт, изменяется в сторону, необходимую для дальнейшей жизни, т.е. адаптируется к изменениям и поэтому выживает. Все конфликты, с позиций системного подхода, имеют общие функции, свойства и тенденции возникновения, протекания и разрешения [10]. В структурном отношении конфликт любого масштаба и класса представляет собой многослойное и многоуровневое явление, образованное взаимосвязанными по горизонтали и по вертикали вещественно-энергетическими, информационно-управленческими и функционально-целевыми процессами, которые, в свою очередь, также многослойны и многоуровневы [10]. С одной стороны, это объясняет разнообразие свойств и функций конфликта, а с другой

— обусловливает необходимость комплексного подхода при изучении каждого отдельно взятого конфликта независимо от того, в каком аспекте он проявился. Как любое явление конфликт имеет основную (постоянную) и неосновные (ситуативные) функции. По мнению Новосельцева В.И. на всех стадиях своего существования конфликт как естественное явление выполнял и выполняет одну и ту же основную функцию — разрешает противоречия, возникающие в процессе самоорганизации всех форм движения материи, содействуя тем самым ее эволюции [10]. Феномен конфликта состоит в том, что он порождается противоречиями, которые он и должен разрешить. Конфликт не уничтожает природу, какая она бы ни была (живая — неживая, мыслящая — немыслящая, естественная — искусственная), поскольку он заставляет ее самоорганизовываться и двигаться вперед по пути эволюции. К неосновным функциям конфликта относятся сигнальная, информационная, интегро-дифференцирующая и динамическая функции. По нашим наблюдениям, функции конфликта зачастую смешивают с оценками его проявлений по шкале «позитив — негатив».

Отметим, что в специальной литературе это чаще всего происходит в терминах «конструктивный — деструктивный». Более того, в специальной литературе можно встретить различные расширения толкования конструктивных и неконструктивных функций, выраженные в еще более узких формулировках тех или иных последствий социальных конфликтов. Между тем это неправомерно. На самом деле конфликт как явление не выполняет ни позитивной, ни негативной функции. Это всеобщее явление существовало задолго до того, как человек появился в этом мире, и будет существовать даже в случае его исчезновения из этого мира. Социальный конфликт как вид конфликта обусловлен средой, в которой он происходит, т.е. социумом, не более того. В связи с этим уместно будет говорить о конструктивных или деструктивных последствиях (результатах), но не функциях, социального конфликта относительно той системы, внутри которой он происходил, и надсистемы, если таковая имеется.

Под свойствами конфликта с позиций системного подхода ученые понимают его внутренние стороны, обуславливающие различие или сходство с другими явлениями. К числу таких свойств конфликта относят устойчивость в развитии, слабую предсказуемость, неопределенность, присутствие риска, квазипериодичность, синхронизм, притягательность и кумулятивность действия, понимая их достаточно специфично [10]. Системное понимание функций и свойств конфликта по нашему мнению крайне важно для формирования у студентов прикладных компетенций управления социальными конфликтами.

Строго социальными конфликтами можно называть только те, центральным звеном которых выступает человек как социальная категория, а не как биологическое существо или физическое тело. Если с самой общей точки зрения конфликт — это наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия сторон, то социальный конфликт, по нашему мнению, представляет собой специфическую форму социального взаимодействия по выявлению и разрешению социальных противоречий. Таких

противоречий много, и классификация социальных конфликтов достаточно обширна [15]. В этой связи согласимся с мнением К.Боулдинга, что, хотя в природе человека лежит стремление к постоянной борьбе с себе подобными, социальные конфликты можно и нужно преодолевать, а также существенно ограничивать их развитие [1], для чего собственно и были созданы принципы и технологии управления социальными конфликтами.

Для целей управления всегда важно видеть структуру и динамику управляемого объекта. Предлагаем следующее понимание и схему структуры социального конфликта. По нашему мнению, укрупненно социальный конфликт состоит из двух элементов: это конфликтная ситуация как первичный статичный элемент и конфликтное взаимодействие как вторичный динамичный элемент. Тогда под конфликтной ситуацией (для социальных конфликтов) следует понимать совпадение в пространстве и времени объективно разнонаправленных мотивов социальных субъектов, т.е. объективное существование некоего социального противоречия. Таким противоречием может быть все, что угодно, как, например, противоречие между индивидуальными особенностями какого-то человека (дурной характер, проявляемый в беспричинной агрессии по отношении к окружающим) и свойствами окружающей его среды (окружающие его люди не имеют дурного характера и не ожидают агрессии), при этом социальное противоречие всегда объективно, но не всегда осознаваемо или правильно идентифицировано сторонами и участниками. В рамках конфликтной ситуации можно выделить основные элементы конфликта - стороны, субъекты и участники конфликта, их значимые характеристики (ранг, мотивы, образы, позиции), границы и условия возникновения и протекания конфликта, предмет и результат конфликта. Конфликтное взаимодействие, в отличие от конфликтной ситуации, представляет собой уже реальное столкновение сторон, их противостояние и противоборство, началом которого становится инициирование конфликтного или воспринимаемого как конфликтное взаимодействия и (или) осознание ситуации как конфликтной хотя бы одной из них.

В этой связи следует понимать, что только конфликтное взаимодействие может быть деструктивным и конструктивным. В анализе социальных конфликтов чаще всего именно деструктивное взаимодействие и оценивается как собственно конфликтное. Поэтому, когда в быту мы говорим о конфликте, мы говорим уже непосредственно о каких-то враждебных или представляемых таковыми хотя бы с одной стороны действиях, и именно такая ситуация и оценивается людьми как конфликтная. В работах специалистов такой взгляд также находит свое отражение достаточно часто, что создает определенные проблемы в терминологии и дальнейшей работе с конфликтами [16].

Однако в рамках системного подхода любое взаимодействие сторон, связанное с конкретным социальным противоречием, является конфликтным. Недаром управление организацией, ведение бизнеса, управление собственной жизнью, и в конце концов, даже миром [14], подразумевают среди прочего и управление социальными конфликтами. Смысл научного подхода к управлению конфликтами

в том и состоит, чтобы перевести первоначально деструктивные или кажущиеся таковыми действия в конструктивные, способные привести к разрешению или устранению имеющегося социального противоречия как основы данного конфликта.

В этой связи, зная о свойстве устойчивости конфликта, т.е. о неизбежности наступления одного из трех вариантов результата конфликта для социальной системы, в которой он происходит, мы можем дать следующее определение: управление конфликтом — это непрерывное воздействие субъекта управления на структуру и динамику конфликта в целях сохранения, изменения или разрушения той социальной системы, в которой происходит данный конфликт, учитывая изменение положения какого-либо участника конфликта в этой системе. Управление социальными конфликтами подразумевает управление непосредственно самим конфликтом (как системой и процессом) и конфликтным взаимодействием. Субъектом управления социальным конфликтом может выступать любой активный участник (субъект, сторона) конфликта. Достаточно часто управление социальным конфликтом передается арбитру или посреднику. Вполне естественно, что в хозяйственных организациях социальными конфликтами в коллективе должны управлять менеджеры, специалисты по персоналу и т.д. К общим методам управления социальными конфликтами можно отнести две группы методов, выделяя их по технике влияния и взаимодействия: а) Непереговорные методы, в том числе: административный (использование ресурса власти), педагогический (использование авторитета воспитателя, апелляция к нравственности, социальным, этическим нормам), насильственный (использование силового ресурса); б) Переговорные методы, объединяющие переговорные технологии, метод ПОИР (постепенные и обоюдные инициативы по разрядке напряженности), метод принципиальных переговоров, медиаторные (посреднические) методики и т.д. Эти методы могут применяться на любых стадиях, этапах и видах управленческой деятельности при управлении социальными конфликтами. Отдельно следует выделять управление участником конфликта собой и своим поведением в конфликте. Такие методы управления рассматриваются на занятиях по конструктивному взаимодействию, эффективному общению и рациональному поведению. Соответственно, все эти техники и технологии, используемые в управлении социальными конфликтами, также занимают свое место и в системном изложении теоретического материала, и в практикуме.

В этой связи курс «Управление конфликтами» [13] понимается нами как прикладная часть общей конфликтологии, имеющая мировоззренческое и профессиональное назначение, и может быть рекомендован для включения в основные профессиональные образовательные программы бакалавриата по любым направлениям, поскольку предусматривает решение следующих задач: выработку у студентов теоретических навыков по анализу конфликтных ситуаций, определению роли и значения конфликтов в экономической, в том числе трудовой деятельности; формирование профессиональных навыков по профилактике, прогнозированию, предотвращению (стимулированию), регулированию и

разрешению конфликтных ситуаций на макро-, среднем и микроуровнях; формирование практических навыков правильного психологического поведения в конфликтах различного уровня. Для этого курс дает представление о: теоретических основах конфликтологии; особенностях становления конфликтологии как науки; взаимосвязи конфликтологии с другими науками; концепции социального партнерства; специфике конфликтов макроуровня, таких как глобальные, этнические и политические конфликты; формирует знание о: сущности, функциях и свойства конфликтов в современном понимании; сущности, основных структурных элементах, динамических характеристиках, видах и особенностях социальных конфликтов, в том числе в организациях и системах управления; механизмах возникновения и управления конфликтами; технологиях конструктивного взаимодействия и рационального поведения в конфликте; формирует умения: пользоваться методами конфликтологии, технологиями управления конфликтов; прогнозировать и профилактировать конфликтные ситуации; предупреждать (стимулировать), регулировать, завершать и разрешать конфликты на микро- и среднем уровне; формирует владение: специальной терминологией; методами научного исследования; методами исследования и диагностики конфликтов; методами управления конфликтами; методами организации эффективных переговоров.

Таким образом, в учебном пособии «Управление конфликтами» при подаче материала использован системный подход, позволяющий обеспечить каждому учащемуся адекватное и полное представление о конфликтах и их месте в жизни человечества. Аудиторные занятия, согласно логике пособия, должны проводиться по наиболее важным с точки зрения преподавателя темам курса, ставя своей целью формирование у студентов практических конфликтологических навыков и умений, основанных на научных знаниях. Для этого в пособии для каждой главы коротко рассматривается соответствующая теория и предлагаются практические задания в виде упражнений, задач, кейсов (ситуационных задач), деловых игр, тестов (в том числе с методиками расчетов). При этом для целей наилучшего овладения практическими навыками значительная часть заданий должна отрабатываться студентами самостоятельно при условии обязательной проверки и анализа полученных результатов преподавателем или в групповом занятии.

Литература

1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология : учебник - М. : ЮНИ-ТИ-ДАНА, 2001. — СПб. : Питер, 2007.

2. Бунтовская Л. Л., Бунтовский С. Ю., Петренко Т. В. Конфликтология :

учебное пособие для академического бакалавриата — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017.

3. Ворожейкин И. Е., Кибанов А. Я., Захаров Д. К. Конфликтология : учебник. — М. : Инфра-М, 2004.

4. Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии. — СПб, Питер, 2001.

5. Емельянов С. М. Управление конфликтами в организации : учебник и практикум для академического бакалавриата. — 2-е изд., испр. доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017.

6. Кашапов М. М. Основы конфликтологии : учебное пособие для академического бакалавриата. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017.

7. Козырев Г. И. Введение в конфликтологию. — М. : Владос, 2000.

8. Кошелев А. Н., Иванникова А. Н. Конфликты в организации: виды, назначение, способы управления. — М. : Альфа-Пресс, 2007.

9. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. — М. : Инфра-М, 1996.

10. Новосельцев В. И. Системная конфликтология. — Кварта, 2001.

11. Светлов В. А. Конфликт: модели, решения, менеджмент. — СПб. : Питер, 2005.

12. Уизерс Б. Управление конфликтом. — СПб. : Питер, 2004.

13. Черкасская Г.В., Бадхен М.Л. Управление конфликтами : учебник и практикум для академического бакалавриата. — 3-е изд., испр. доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017.

14. Черкасская Г.В. Глобализация как способ управления социально-экономическими отношениями // ХХ11 Царскосельские чтения: материалы Междунар. научно-практ. конференции. СПб: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2018. Т. III. С.60-64.

15. Черкасская Г.В. Систематизация конфликтов в социально-экономических системах в контексте теории управления социальными конфликтами // Экономика нового мира, 2017. № 4(8). - с. 4-25.

16. Шейнов В. П. Управление конфликтами: теория и практика. — Минск : Харвест, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.