Научная статья на тему 'Формирование конфликтологической компетенции в подготовке бакалавров педагогического образования как условие их готовности работы с детьми с ОВЗ'

Формирование конфликтологической компетенции в подготовке бакалавров педагогического образования как условие их готовности работы с детьми с ОВЗ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / CONFLICT / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / SOCIO-PSYCHOLOGICAL COMPETENCE / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / INCLUSIVE EDUCATION / СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ / SOCIAL CONFLICT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Батаева Яха Данилсултановна, Ахмадов Муса Махмудович

Подготовка бакалавров педагогического профиля к обучению детей с ОВЗ требует разрешения противоречий в формировании социально-психологической компетенции. Одной из ее составляющих выступает конфликтологическая компетентность. Поиск конструктивных путей подготовки студентов к реализации инклюзивного обучения обуславливает для их подготовки изучение сущности и особенности социально-психологических конфликтов в процессе обучения детей с ОВЗ. Для полноценной реализации инклюзивного образования необходимо теоретическое осмысление проблемы конфликтов в обучении. Рекомендации практической работы с конфликтами являются важными для подготовки бакалавров педагогического направления для работы с детьми с ОВЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Батаева Яха Данилсултановна, Ахмадов Муса Махмудович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF CONFLICTOLOGICAL COMPETENCE IN PREPARATION OF BACHELORES OF PEDAGOGICAL EDUCATION AS THE CONDITION OF THEIR READINESS OF WORK WITH CHILDREN WITH HOV

Preparation of bachelors of pedagogical profile for the education of children with ovz requires the resolution of contradictions in the formation of social and psychological competence. One of its components is conflict-related competence. Search of constructive ways of preparation of students for implementation of inclusive education causes for their preparation studying of essence and feature of social and psychological conflicts in the course of training of children with ovz. For the full implementation of inclusive education requires theoretical understanding of the problem of conflicts in learning. Recommendations of practical work with conflicts are important for training bachelors of pedagogical direction for work with children with OVZ.

Текст научной работы на тему «Формирование конфликтологической компетенции в подготовке бакалавров педагогического образования как условие их готовности работы с детьми с ОВЗ»

Педагогика

УДК -137.146

кандидат педагогических наук, доцент кафедры геометрии и методики преподавания математики Батаева Яха Данилсултановна

Чеченский государственный педагогический университет (г. Грозный); заместитель директора по ОВ Ахмадов Муса Махмудович

ГБОУ "Центр образования" (г. Грозный)

ФОРМИРОВАНИЕ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПОДГОТОВКЕ

БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК УСЛОВИЕ ИХ ГОТОВНОСТИ

РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

Аннотация. Подготовка бакалавров педагогического профиля к обучению детей с ОВЗ требует разрешения противоречий в формировании социально-психологической компетенции. Одной из ее составляющих выступает конфликтологическая компетентность. Поиск конструктивных путей подготовки студентов к реализации инклюзивного обучения обуславливает для их подготовки изучение сущности и особенности социально-психологических конфликтов в процессе обучения детей с ОВЗ. Для полноценной реализации инклюзивного образования необходимо теоретическое осмысление проблемы конфликтов в обучении. Рекомендации практической работы с конфликтами являются важными для подготовки бакалавров педагогического направления для работы с детьми с ОВЗ.

Ключевые слова: конфликт, социально-психологическая компетентность, инклюзивное обучение, социальный конфликт.

Annotation. Preparation of bachelors of pedagogical profile for the education of children with ovz requires the resolution of contradictions in the formation of social and psychological competence. One of its components is conflict-related competence. Search of constructive ways of preparation of students for implementation of inclusive education causes for their preparation studying of essence and feature of social and psychological conflicts in the course of training of children with ovz. For the full implementation of inclusive education requires theoretical understanding of the problem of conflicts in learning. Recommendations of practical work with conflicts are important for training bachelors of pedagogical direction for work with children with OVZ.

Keywords: conflict, socio-psychological competence, inclusive education, social conflict.

Введение. В педагогической науке в связи со сменой образовательной парадигмы и переходом на новый этап обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и их жизнедеятельности в условиях массовых общеобразовательных учреждений актуализируется социально значимая проблема разработки научных и методических основ подготовки соответствующего кадрового потенциала. С 2016 года дети с ОВЗ имеют возможность обучаться в стенах школы, в коллективе одноклассников, в прямом взаимодействии с педагогом. Кого считать ребенком с ОВЗ и ребенком-инвалидом. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом или психологическом развитии, которые подтвердила ПМПК и которые препятствуют получению образования без создания специальных условий. Специалисты ПМПК выдают родителям заключение. Этот документ содержит описание состояния высших психических функций ребенка. Заключение включает рекомендации, определяющие образовательную программу, форму обучения и направления работы специалистов сопровождения. Подготовка бакалавров педагогического профиля к обучению детей с ОВЗ требует разрешения противоречий в формировании инклюзивной компетентности педагогов. Инклюзивная компетентность относится к уровню специальных профессиональных компетентностей. Это интегративное личностное образование, обуславливающее способность учителей осуществлять профессиональные функции в процессе инклюзивного образования, учитывая разные образовательные потребности учащихся и обеспечивая включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду образовательной организации и создание условий для его развития и саморазвития. В структуру инклюзивной компетентности учителя входят ключевые содержательные (мотивационная, когнитивная, рефлексивная) и ключевые операционные компетенции, которые рассматриваются как компоненты инклюзивной компетентности учителя [8].

Одной из ее составляющих выступает конфликтологическая компетентность. Поиск конструктивных путей подготовки студентов к реализации инклюзивного обучения обуславливает для их подготовки изучение сущности и особенности социально-психологических конфликтов в процессе обучения детей с ОВЗ.

Формулировка цели статьи. Современная наука рассматривает конфликты как неизбежное явление общественной жизни, вытекающее из свойств человеческой природы. Всесторонний анализ понятия «конфликт» и «конфликтная ситуация» в научной литературе показал неоднозначность подходов ученых к его определению. Рассмотрим различные аспекты понятия, выявим сущность и структуру социально-психологического конфликта, сложившиеся к настоящему времени в науке.

Изложение основного материала статьи. Традиции накопления конфликтологических идей имеют многовековую историю. Первые целостные концепции конфликта появились на рубеже Х1Х - ХХ вв. Идеи согласий и конфликта, мира и насилия всегда были одни из главных в религиозных течениях. Тема борьбы добра со злом представлена в произведениях культуры и искусства. Обычное сознание также является мощным источником конфликтологических идей, отражением отношения людей к конфликтам разного уровня. Конфликтология включает в себя изучение возникновения, развития и протекания различных конфликтов: от конфликтов в абстрактных системах до конфликтов между социальными группами и отдельными людьми.

В научной литературе нет единого общепризнанного определения понятия "конфликт". Анализ понятия «конфликт» в современной конфликтологической литературе позволяет сделать вывод о том, что большинство определений конфликта носит социологический характер. Среди зарубежных исследователей широко распространено понятие конфликта, сформулированное известным американским теоретиком Л. Коузером [7]. Под ним он понимает борьбу за ценности и притязания на определенный статус, власть и ресурсы, в которой целями противника являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранение соперника. Это определение раскрывает конфликт с социологической точки зрения, ибо его сущностью, по

мнению автора, выступает столкновение ценностей и интересов различных социальных групп. В отечественной литературе большинство определений конфликта носит также социологический характер. Их достоинство состоит в том, что авторы выделяют различные, необходимые признаки социального конфликта, представленного многообразными формами противоборства между индивидуумами и социальными общностями, направленными на достижение определенных интересов и целей.

Л.Г. Здравомыслов понимает конфликт как важнейшую сторону взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточку социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями [5].

B. Г. Запрудский понимает социальный конфликт как явное или скрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных объектов, прямое и косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия существующему общественному порядку, особая форма исторического движения к новому социальному единству [6].

В психологии конфликт определяется как столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями.

А.Я Анцупов и А.И. Шипилов предлагают следующее определение конфликта с психологической точки зрения: «Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями» [2]. В психологическом словаре понятие конфликт определяется как «трудно разрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями» [10].

С философской точки зрения понятие конфликта описывается как «предельный случай обострения противоречия» [8]. Тогда социальный конфликт может быть определен как «предельный случай обострения социальных противоречий, выражающийся в столкновении различных социальных общностей - классов, наций, государств, социальных групп, социальных институтов и т.п., обусловленном противоположностью или существенным различием их интересов, целей, тенденций развития» [11].

C.В. Баныкина рассматривает конфликт как особую форму проявления обострившихся противоречивых взаимоотношений отдельных людей и общностей. Осознанное противоборство между ними на основе противопоставления их потребностей и интересов [3].

Таким образом, социально-психологический конфликт - это столкновение противоположных позиций, мнений, оценок и идей, которые люди пытаются разрешить с помощью убеждения или действия на фоне проявления эмоций. Конфликт - есть качество взаимодействия между людьми (или элементами внутренней структуры личности), выражающееся в противоборстве сторон ради достижения своих интересов и целей.

Р. Дарендорф, наиболее известный западный исследователь социального конфликта, определяет его как «любое отношение между элементами, которое можно охарактеризовать через объективные («латентные») или субъективные («явные») противоположности».

Основой всех конфликтов являются противоречия, возникающие между людьми или внутри структуры самой личности. Именно противоречия и вызывают противоборство между сторонами конфликта. Противоречия, вызывающие конфликт, не обязательно носят объективный характер. Они могут быть и субъективными, обусловленными субъективными личностными факторами, более того они могут быть даже мнимыми (иллюзорными). Однако, если они имеют для человека существенное значение, то могут порождать конфликтную ситуацию.

В психологии существует многовариантная типология конфликта в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу. Человек вступает в конфликт в значимой для него ситуации и только в том случае, когда не видит возможности её изменить (при этом действия принимают форму атаки или обороны), но обычно старается не осложнять отношений и сохранять сдержанность. По отношению к отдельному субъекту конфликты бывают внутренними и внешними. К первым относятся внутриличностные; ко вторым -межличностные, между личностью и группой, межгрупповые. Внутриличностный конфликт - это противоборство различных тенденций в самой личности. Подобные конфликтные ситуации свойственны очень добросовестным и обстоятельным людям.

Конфликты между личностью и группой в основном обусловлены несовпадением индивидуальных и групповых норм поведения. В связи с тем, что производственные группы устанавливают нормы поведения и выработки, бывает так, что ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельных личностей. В этом случае возникает конфликт. Другими словами, между личностью и группой появляется конфликт, если эта личность займёт позицию, отличающуюся от позиции группы.

В трудной ситуации социального взаимодействия другой человек (его присутствие, действия или бездействие) рассматривается как препятствие для реализации моего «Я» (желаний, стремлений, интересов, ценностей, целей). Это вызывает психическую напряженность. Нежелательное поведение может привести к созданию предконфликтной ситуации, а недопустимое - к конфликту [5]. От умелого и чуткого педагогического руководства зависит, вырастет ли противоречие в конфликт или найдет свое разрешение в дискуссиях и спорах. Успешное разрешение конфликта зависит от той позиции, которую занимает педагог по отношению к ней (авторитарная, нейтральная, избегание конфликтов, целесообразное вмешательство в конфликт). Управлять конфликтом, прогнозировать его развитие и уметь разрешать - своеобразная "техника безопасности" педагогической деятельности [3].

Чтобы понять сущность конфликта, необходимо рассмотреть его составляющие. Выделяют следующие компоненты конфликта: предмет конфликта - это объективно существующая или воображаемая проблема, служащая основой конфликта. Это то противоречие, из-за которого и ради которого возникает конфликт; объект конфликта - является ядром проблемы, центральным звеном конфликтной ситуации, рассматривается как причина, повод к конфликту; участники конфликта - субъекты, их устремления, восприятие конфликтной ситуации и поведение в конфликте.

Гуманистическое направление в педагогике, прежде всего, заключается в том, чтобы изжить авторитарные формы общения и искать путь к отношениям на основе сотрудничества. В процессе педагогического взаимодействия часто наблюдается отсутствие взаимопонимания и возникновение

конфликтов между всеми участниками педагогического процесса: учениками, педагогами, родителями и др. Для педагогики изучение конфликта имеет особенно важное значение. Педагогу необходимо создать благоприятную, благожелательную атмосферу в классе, так как неблагоприятный климат затрудняет, а порой делает невозможной нормальную, приносящую чувство удовлетворения жизнь в учебном заведении. Атмосферу межличностных отношений создают сами люди. Своими поступками они могут нарушить оптимальную пропорцию составляющих ее элементов. Но в силах преподавателя изменить ее так, чтобы установился климат, благоприятствующий личностному развитию и равноправному существованию всего педагогического коллектива.

Одной из составляющих профессиональной компетентности выступает конфликтологическая компетентность. Конфликтологическая компетентность включает: понимание природы противоречий и конфликтов между людьми; обладание навыками неконфликтного общения в трудных ситуациях; умение оценивать и объяснять возникающие проблемные ситуации; наличие навыков управления конфликтными явлениями; умение предвидеть возможные последствия конфликтов; умение конструктивно регулировать противоречия и конфликты; наличие навыков устранения негативных последствий конфликтов [3].

Чаще всего в работе педагога с обучающимися с ОВЗ встречаются три вида конфликтов: внутриличностные, межличностные и межгрупповые. Чтобы эффективно управлять конфликтами педагогу необходимо: определить вид конфликта, причины, особенности, а затем применить необходимый для данного типа конфликта способ разрешения. Для разрешения внутриличностного конфликта обучающихся с ОВЗ, педагогу необходимо направить свои усилия на достижение совместимости личных и организационных целей обучения. Существуют различные способы разрешения внутриличностных конфликтов: компромисс, уход, сублимация, идеализация, вытеснение, переориентация, коррекция и т.д. Но вся сложность этого вида конфликтов состоит в том, что самому человеку очень трудно выявить и управлять внутриличностным конфликтом [12].

Управление межличностными конфликтами можно рассматривать в двух аспектах — внутреннем и внешнем. Внутренний аспект связан с некоторыми индивидуальными качествами самой личности и навыками рационального поведения в конфликте. Внешний аспект отражает управленческую деятельность со стороны педагога по отношению к конкретному конфликту. В процессе управления межличностными конфликтами следует учитывать причины, факторы, взаимные симпатии и антипатии. Конфликты между личностью и группой менее распространены в практике, но они всегда более тяжелы по своим последствиям. Педагогу важно знать причины, возникающие между личностью и группой. Чтобы эффективно управлять конфликтом "личность-группа", нужно произвести анализ внутренней установки личности или нарушение групповых норм поведения и выявить форму его проявления (критика, санкции группы и т.п.) [12].

Выводы. Для полноценной реализации инклюзивного образования необходимо теоретическое осмысление проблемы конфликтов в обучении, её сущности, рекомендации практической работы с конфликтами являются важными для подготовки бакалавров педагогического направления для работы с детьми с ОВЗ. Развитие инклюзивной компетентности учителей позволит эффективно осуществлять педагогическую деятельность.

Новые ценности образования имеют четко выраженную личностную направленность и требуют переосмысления значимости психологических факторов, оказывающих влияние на учебно-профессиональную деятельность студентов. Возникает насущная потребность изучения готовности бакалавров педагогического профиля к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья.

Литература:

1. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. [Текст] / А. Я. Анцупов: монография. - М., Владос, 2003. - 208 с.

2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. [Текст]/ - А.Я. Анцупов А.И., Шипилов / Учебник для вузов. — 2-еизд., перераб. И доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 591 с.

3. Баныкина, С.В. Конфликтологическая компетентность руководителя [Текст] / С. В. Баныкина: монография. - М.: 2012. - 192 с.

4. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта / Социол. исслед. 2006.

5. Здравомыслов А.Г. Социология конфликтов - М., 1996.

6. Запрудский Г.В. Социальные конфликты. Политологический аспект. Ростов н/Д, 2007.

7. Коузер Л. Функции социального конфликта. - М.: Дело, 2006.

8. Кузнецова Н. Б. Содержание профессиональной компетентности педагога, работающего с детьми с ОВЗ [Текст.] / Н.Б. Кузнецова // Вестник ТГПУ, 2016, 5 (170). - с. 55-59.

9. Новая философская энциклопедия: В 4 томах. Ред. совет: Степин В.С., Гусейнов А.А., Семигин Г.Ю., Огурцов А .П. и др. М.: Мысль, 2010.

10. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б. Г Мещерякова. - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Педагогика - Пресс, 1999. - 440 с.

11. Социологический словарь М.: Норма: Инфра - М, 2010. - 608 с.

12. Спатарь А. В. Основы управления конфликтами в организации [Эл. ресурс]. // Проблемы современной экономики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 95-98. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/132/7201/ (дата обращения: 10.03.2018).

Педагогика

УДК:378.2

кандидат педагогических наук, доцент (звание), доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования Безродных Татьяна Валерьевна

Забайкальский государственный университет (г. Чита); магистрант кафедры теории и методики дошкольног и начального образования Волгина Виктория Викторовна

Забайкальский государственный университет (г. Чита);

РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В

ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема развития исследовательской самостоятельности и инициативности детей старшего дошкольного возраста в процессе организации проектной деятельности. Автор раскрывает содержание основных понятий, проводит теоретический анализ изучаемой проблемы, анализирует особенности развития исследовательской самостоятельности в этом возрасте.

Ключевые слова: исследовательская самостоятельность, инициатива, формирование, развитие, ребенок старшего дошкольного возраста, проектная деятельность.

Annotation. This article looks at the problem development research independence and creativity children under school age in the Organization of the project activities. The author reveals the contents basic concepts, conducts theoretical analysis study problems, analyzes the peculiarities of development of research independence at this age.

Keywords: Research autonomy, initiative, development, a child under school age, project activities.

Введение. Современный мир динамичен и быстро меняется, поэтому общество нуждается в мобильных гражданах, самостоятельно принимающих решения, способных постоянно проявлять познавательную активность и исследовательскую самостоятельность. Формирование исследовательских умений у дошкольников является одним из главных направлений современного дошкольного образования.

Формулировка цели статьи. Цель статьи заключается в раскрытии и обосновании такой актуальной на сегодняшний день проблемы в дошкольной педагогике, как развитие исследовательской самостоятельности. Актуальность поднятой проблемы обосновывается нормативными документами в сфере образования. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования обозначены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного детства, где важная роль принадлежит развитию и поддержке инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в процессе организации познавательно-исследовательской деятельности.

Изложение основного материала статьи. В педагогике под самостоятельностью в целом, понимают способность личности к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительностью. В психологии самостоятельность рассматривается как свойство личности, которое характеризуется инициативностью, критичностью, адекватной самооценкой и чувством личной ответственности за результаты своей деятельности и поведение.

Под понятием исследовательская самостоятельность детей дошкольного возраста следует понимать самостоятельность, которая может проявляться в процессе исследования какой либо проблемы. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале.

Исследовательская самостоятельность при своем развитии в старшем дошкольном возрасте способствует становлению так называемой субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, и тем самым обеспечивает готовность ребенка к школе. Следует отметить, что именно в старшем дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской самостоятельности детей: развитие мышления (А.Н. Поддьяков, И.С. Фрейдкин, О.М Дьяченко), становление познавательных интересов (JI.M. Маневцова, Н.К. Постникова, Е.В. Боякова, M.JI. Семенова), формирование продуктивной (Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина) и творческой деятельности (Д.Б. Богоявленская, A.M. Матюшкин, Н.Б. Шумакова), расширение взаимодействия старших дошкольников с окружающим его миром (C. Римашевская, О.В. Афанасьева), появление элементарного планирования и прогнозирования, гипотетичности (JI.A. Регуш, Г.И. Вергелес). Все это создает реальную основу для развития исследовательских умений старшего дошкольника в целом и совершенствования его исследовательской самостоятельности в частности.

Задачу формирования и развития творчески активной и самостоятельной личности необходимо начинать решать именно в дошкольном детстве. Исследования психологов доказывают, что в этот период открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности и творчества. Своевременное развитие такого качества, как исследовательская самостоятельность расширяет возможности познания мира, общения, создает успешное вхождение ребенка в ситуацию школьного обучения.

Анализ исследований по данной проблеме позволяет нам утверждать, что первые проявления исследовательской самостоятельности просматриваются уже в младшем дошкольном возрасте, который по определению А.Н. Леонтьева и является периодом «первоначального фактического складывания личности».

Рассматривая проблему развития исследовательской самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста, необходимо остановиться на исследованиях М.В. Харламова. По его мнению, основными условиями развития данного качества являются:

• формирование представлений о формах осуществления самостоятельного поведения, понимание ребенком дошкольного возраста необходимости использования исследовательской самостоятельности для личностного и социального развития;

• формирование положительного и, вместе с тем, критичного отношения к своей деятельности, требующей от ребенка субъектной позиции;

• формирование умения осуществлять самоконтроль и самооценку при выполнении деятельности, рефлексии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.