Научная статья на тему 'ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ АНТИВИТАЛЬНОСТИ И ВИТАЛЬНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ'

ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ АНТИВИТАЛЬНОСТИ И ВИТАЛЬНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
340
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
антивитальность / витальность / подростки / стрессоустойчивость / саморазрушающее поведение / antivitality / vitality / teenagers / stress resistance / self-destructive behavior

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Е.А. Быкова, С.В. Истомина

В статье рассматривается проблема витального и антивитального поведения подростков. Показана необходимость изучения особенностей и динамики антивитальности с целью последующей разработки стратегии предупреждения девиаций среди детей и подростков. Приведены результаты констатирующего эксперимента, проведенного на выборке 451 учащихся 6–9 классов с использованием следующего диагностического инструментария: опросник «Антивитальность и жизнестойкость» (О.А. Сагалакова, Д.В. Труевцев); тест витальности Г.В. Резапкиной. Обработка данных осуществлена в программе SPSS 17.0. Анализ данных показал, что треть подростков входят в «группу риска» по склонности к антивитальному поведению. Высокий уровень антивитальности отмечен у половины испытуемых. Отмечается повышение антивитальных мыслей и действий к девятому классу. Наиболее высокий риск саморазрушительных действий выявлен у младших подростков. У большинства опрошенных выражены невысокие показатели жизненного тонуса, целеустремлённости и стрессоустойчивости. При этом по мере взросления происходит их снижение. Выявлена значимая тенденция снижения тревожных фиксаций на жизненных событиях на протяжении подросткового возраста. Исследование показало необходимость профилактической работы по формированию основ витального поведения подростков, развития навыков противостояния сложным жизненным ситуациям, стрессоустойчивости, оптимизма, предупреждения риска антивитальных тенденций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Е.А. Быкова, С.В. Истомина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF INDICATORS OF ANTIVITALITY AND VITALITY IN ADOLESCENCE

The article deals with a problem of vital and antivital behavior of adolescents. It is shown that it is necessary to study features and dynamics of antivitality in order to further develop a strategy for preventing deviations among children and adolescents. The results of an ascertaining experiment conducted on a sample of 451 students of grades 6-9 using the following diagnostic tools are presented: The questionnaire “Antivitality and resilience” (O.A. Sagalakova, D.V. Truevtsev); the vitality test by G.V. Rezapkina. Analysis of the data showed that a third of adolescents are in the “risk group” of propensity for antisexual behavior. A high level of antivitality was noted in half of the subjects. There is an increase in anti-vital thoughts and actions by the ninth grade. The highest risk of self-destructive actions is found in younger adolescents. The majority of respondents have low indicators of vitality, purposefulness and stress resistance. At the same time, as they grow older, they decrease. A significant tendency to reduce anxiety fixations on life events during adolescence has been revealed. The study showed the need for preventive work on the formation of the foundations of vital behavior of adolescents, the development of skills to withstand difficult life situations, stress resistance, optimism, prevention of the risk of antivital tendencies.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ АНТИВИТАЛЬНОСТИ И ВИТАЛЬНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Редактор раздела:

ЮННА ВАЛЕРЬЕВНА СОРОКОПУД - доктор педагогических наук, профессор кафедры гуманитарных и естественно-научных дисциплин АНОВО "Московский Международный университет"

(г. Москва)

УДК 37.012

Bykova E.A., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Shadrinsk State Pedagogical University (Shadrinsk, Russia), E-mail: elbykova80@mail.ru

Istomina S.V., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Shadrinsk State Pedagogical University (Shadrinsk, Russia), E-mail: istomina-sv@mail.ru

DYNAMICS OF INDICATORS OF ANTIVITALITY AND VITALITY IN ADOLESCENCE. The article deals with a problem of vital and antivital behavior of adolescents. It is shown that it is necessary to study features and dynamics of antivitality in order to further develop a strategy for preventing deviations among children and adolescents. The results of an ascertaining experiment conducted on a sample of 451 students of grades 6-9 using the following diagnostic tools are presented: The questionnaire "Antivitality and resilience" (O.A. Sagalakova, D.V. Truevtsev); the vitality test by G.V. Rezapkina. Analysis of the data showed that a third of adolescents are in the "risk group" of propensity for antisexual behavior. A high level of antivitality was noted in half of the subjects. There is an increase in anti-vital thoughts and actions by the ninth grade. The highest risk of self-destructive actions is found in younger adolescents. The majority of respondents have low indicators of vitality, purposefulness and stress resistance. At the same time, as they grow older, they decrease. A significant tendency to reduce anxiety fixations on life events during adolescence has been revealed. The study showed the need for preventive work on the formation of the foundations of vital behavior of adolescents, the development of skills to withstand difficult life situations, stress resistance, optimism, prevention of the risk of antivital tendencies.

Key words: antivitality, vitality, teenagers, stress resistance, self-destructive behavior.

Е.А. Быкова, канд. психол. наук, доц., Шадринский государственный педагогический университет, г. Шадринск, E-mail: elbykova80@mail.ru

С.В. Истомина, канд. психол. наук, доц., Шадринский государственный педагогический университет, г. Шадринск, E-mail: istomina-sv@mail.ru

ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ АНТИВИТАЛЬНОСТИ И ВИТАЛЬНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

В статье рассматривается проблема витального и антивитального поведения подростков. Показана необходимость изучения особенностей и динамики антивитальности с целью последующей разработки стратегии предупреждения девиаций среди детей и подростков. Приведены результаты констатирующего эксперимента, проведенного на выборке 451 учащихся 6-9 классов с использованием следующего диагностического инструментария: опросник «Антивитальность и жизнестойкость» (О.А. Сагалакова, Д.В. Труевцев); тест витальности ПВ. Резапкиной. Обработка данных осуществлена в программе SPSS 17.0. Анализ данных показал, что треть подростков входят в «группу риска» по склонности к антивитальному поведению. Высокий уровень антивитальности отмечен у половины испытуемых. Отмечается повышение антивитальных мыслей и действий к девятому классу. Наиболее высокий риск саморазрушительных действий выявлен у младших подростков. У большинства опрошенных выражены невысокие показатели жизненного тонуса, целеустремлённости и стрессоустойчивости. При этом по мере взросления происходит их снижение. Выявлена значимая тенденция снижения тревожных фиксаций на жизненных событиях на протяжении подросткового возраста. Исследование показало необходимость профилактической работы по формированию основ витального поведения подростков, развития навыков противостояния сложным жизненным ситуациям, стрессоустойчивости, оптимизма, предупреждения риска антивитальных тенденций.

Ключевые слова: антивитальность, витальность, подростки, стрессоустойчивость, саморазрушающее поведение.

Исследование выполнено при финансовой поддержке научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям деятельности вузов партнеров ЮУрГГПУ и ШГПУ в 2022 году по теме: «Психологические особенности антивитального поведения в подростковой среде: выявление и предупреждение» №16-449 от 23.06.2022 г.

Актуальность проблемы исследования витальности в настоящее время приобретает всё большее значение в условиях глобальных изменений, нестабильности политической, экономической и социальной сфер жизни. Особенно остро проблема способности сохранять жизненные силы и противостоять сложным жизненным ситуациям стоит в кризисном подростковом возрасте. Именно подростки остаются на сегодняшний день наиболее ранимой категорией, поскольку стоят на пороге взросления, формирования личности, основ мировоззрения и приобретения адекватных коппинг-стратегий.

Рост числа суицидального поведения и депрессивных состояний среди подростков доказывает необходимость поиска ресурсов, повышающих возможности личности сохранять психологическое благополучие и здоровье.

Подростковый возраст характеризуется низким уровнем эмоционально-волевой регуляции, незрелостью ценностных ориентаций, неумением выстраивать конструктивные взаимодействия с людьми, несформированностью критического мышления, ориентацией на внешние мотивы деятельности. Это приводит к уязвимости возраста для любого негативного внешнего воздействия, к снижению у

подростков общего уровня витальности, увеличению риска вероятности антивитального, саморазрушающего поведения [1, с. 19].

Целью нашего исследования было изучение особенностей и динамики витальности и антивитальности в подростковом возрасте.

Задачи исследования заключались в изучении уровня витальности современных подростков, показателей антивитальных мыслей и действий, а также их динамики на протяжении подросткового возраста.

Научная новизна заключается в обосновании необходимости своевременной профилактики антивитальных настроений, мыслей и действий обучающихся в зависимости от особенностей и степени их проявления на разных этапах подросткового периода.

Практическая значимость работы заключается в возможности анализа результатов изучения динамики ативитальности и витальности подростков и использования материалов исследования в процессе профилактики антивитальных действий, суицидальных настроений и самоповреждающего поведения подростков.

Витальность изучалась в трудах Райана и Фредерика, где она описывалась как состояние, ощущаемое субъектом с точки зрения наполненности жизненными силами, энергией (1997). Авторами введено понятие субъективной витальности (ощущение энергии), которое является «...показателем психологического благополучия человека и представляет собой осознанное переживание человеком своей наполненности энергией и жизнью» [2, с. 6].

Согласно исследованиям Гроу и Райана, существует положительная корреляционная связь между субъективной витальностью и физическим здоровьем, психологическим благополучием, удовлетворенностью жизнью. Однако чем выше уровень депрессии и тревожности, тем ниже уровень витальности [2].

В настоящее время проблема витальности рассматривается в контексте изучения факторов и условий формирования витального поведения (И.Н. Цисарь [3], Л.А. Александрова [2]), поиск путей профилактики антивитальных настроений в молодёжной среде (Е.В. Кий, А.А. Гуляева [4], О.С. Богинская [5] и др.), рисков и механизмов возникновения антивитального и суицидального поведения (О.А. Сагалакова, Д.В. Труевцев [6] и др.).

Как показано в исследовании Л.А. Александровой, учащиеся, имеющие высокие академические показатели и успешность в учебной деятельности, характеризуются высоким уровнем витальности в том случае, если эта деятельность побуждается внутренними мотивами [2, с. 13]. Они более уверены в том, что могут контролировать значимые жизненные события, готовы к преодолению трудностей, более оптимистично настроены на восприятие будущего и не склонны к отрицанию активности [2, с. 12].

Ощущение собственного благополучия, субъективная витальность обусловлены наличием автономных мотивов деятельности. Как указывает О.А. Сагалакова, неудовлетворенность актуальных мотивов подростка, несфор-мированность стратегий самореализации и преодоления неуспеха обусловливают потерю смысла жизни и приводят к антивитальному вектору поведения с последующим риском суицидального поведения [6, с. 4]. При этом антивитальное поведение редко носит характер истинного желания нанести себе ущерб, но используется как попытка управления и воздействия на субъективно непереносимую ситуацию.

Антивитальность понимается автором как некая совокупность убеждений субъекта в своей способности противостоять стрессовым ситуациям, преодолевать препятствия, нарушать общий уровень адаптивности [6, с. 4].

Антивитальное поведение - поведение, направленное против биологических потребностей организма. Может выражаться в пассивном размышлении или рисковых для здоровья действиях, не имеющих целью лишить себя жизни [6].

Выделяются факторы, провоцирующие антивитальные настроения среди подростков: ситуативные (болезнь, смерть близких и т. д.); личностные, индивидуально-психологические особенности (возбудимость, раздражительность, ранимость, впечатлительность и т. п.); социальные (трудности в школе, неблагополучие в семье, физическое и психологическое насилие и др.), а также трудности в межличностных отношениях [5, с. 37].

Антивитальные мысли и переживания могут выступать в качестве условия для формирования суицидального поведения. Следовательно, исследование условий, повышающих вероятность совершения антивитальных поступков, имеет решающее значение для профилактики и прогнозирования суицидального поведения.

Таким образом, в связи с возрастанием рисков антивитальной направленности поведения в подростковом возрасте целесообразным является поиск возможностей контроля данного феномена посредством устранения или усиления эффекта ряда факторов. Возникает необходимость изучения особенностей витальности - антивитальности современных подростков для своевременного выявления тенденций к риску и реализации профилактических мероприятий внутри образовательных организаций.

Материалы статьи основаны на результатах исследования, проведенного в апреле - мае 2022 года в рамках реализации научно-исследовательского проекта «Психологические особенности антивитального поведения в подростковой среде: выявление и предупреждение». В эксперименте принял участие 451 подросток, из них 25,9% обучающихся шестых классов, 21,5% - семиклассников, 35,2% - восьмиклассников, 17,3% - девятиклассников. Для решения задач исследования мы применили следующий диагностический инструментарий: опросник «Антивитальность и жизнестойкость» О.А. Сагалаковой и Д.В. Труевцева [7], «Тест витальности» Г.В. Резапкиной [1]. При обработке эмпирических данных применялся пакет прикладных компьютерных программ SPSS 17,0.

Обратимся к поэтапному анализу данных, полученных в результате обследования. «Тест витальности» содержит ряд шкал, включающих показатели жизненного тонуса, целеустремленности, стрессоустойчивости, независимости и общего уровня витальности (табл. 1).

Настораживает тот факт, что практически половина респондентов имеют низкие показатели жизненного тонуса, что свидетельствует о том, что к концу учебного года у обучающихся недостаточно сил для реализации активной позиции, снижен интерес к жизни, нарушены механизмы, позволяющие противостоять стрессам и трудностям. Можно констатировать повышенный риск антивитального поведения именно в этот период, вследствие чего актуальна работа по формированию у школьников стратегий совладания с трудностями в преддверии экзаменов, контрольных работ, подготовка к которым очень энергозатратна. Если

Таблица 1

Распределение подростков по данным «Теста витальности», в %

Уровни 6 классы 7 классы 8 классы 9 классы

шкала «Жизненный тонус»

низкий 55,6 45,4 49,1 53,8

средний 43,6 46,4 36,5 42,4

высокий 0,8 8,2 14,4 3,8

шкала «Целеустремленность»

низкий 58,2 42,3 57,3 65,4

средний 41,8 48,4 33,3 34,6

высокий 0 9,3 9,4 0

шкала «Стрессоустойчивость»

6 классы 7 классы 8 классы 9 классы

низкий 64,1 56,7 44,6 29,5

средний 34,2 37,1 38,9 67,9

высокий 1,7 6,2 16,5 2,6

шкала «Независимость»

6 классы 7 классы 8 классы 9 классы

низкий 69,2 49,5 39,6 46,2

средний 29,9 44,3 52,2 53,8

высокий 0,9 6,2 8,2 0

Шкала «Витальность»

низкий 63,2 49,5 53,5 58,9

средний 35,9 39,2 22,0 38,5

высокий 0,9 11,3 24,5 2,6

низкие показатели девятиклассников можно объяснить подготовкой к сдаче ОГЭ, то особенности обучающихся шестых классов требуют дополнительного исследования.

Незначительная часть подростков имеет высокие показатели жизненного тонуса, то есть не нуждаются в психологической поддержке. При этом большее количество подростков, имеющих интерес к жизни, активную позицию, выявлено в 7 и 8 классах (8,2% и 14,4%), в то время как в шестых классах это всего 0,8% школьников. Эмпирическое значение критерия Kruskal-Wailis Test показало отсутствие различий в показателях жизненного тонуса респондентов разного возраста в целом по выборке (Н = 5,325 при r = 0,149), при этом выявлены незначительные различия у обучающихся 7 и 9 классов по критерию Mann-Whitney (U = -2,267 при r = 0,023).

Анализ данных по шкале «Целеустремленность» показал отсутствие подростков с высоким уровнем целеустремленности в 6 и 9 классах, это говорит о низкой способности определять цель и соответствующие задачи, выстраивать план действий для достижения цели, прилагать необходимые усилия, осуществлять корректировку данного процесса. При этом в структуре учебной деятельности данные умения являются основополагающими для успешного освоения образовательной программы и базовыми - при формировании регулятивных учебных действий. Лишь 9,3% (7-е классы) и 9,4% (8-е классы) школьников способны быть инициативными, ответственными, уверенными в своих силах, упорными при достижении целей - это обучающиеся с высоким уровнем притязаний.

Низкий уровень целеустремленности выявлен у половины респондентов, что также указывает на сложности целеполагания, стремление к реализации собственных замыслов, неуверенность, тревожность, наличие внешнего локуса контроля. Средний уровень варьируется в диапазоне от 33,3% до 48,4% обучающихся разных классов. В целом по выборке есть незначительные различия в показателях целеустремленности (Н = 7,608 при r = 0,05), что свидетельствует о снижении уровня развития данного компонента витальности у подростков при переходе из класса в класс. Наиболее значимые различия выявлены между обучающимися седьмых и восьмых классов (U = -2,666 при r = 0,008), седьмых и девятых классов (U = -2,351 при r = 0,019).

Следует отметить, что аналогичные результаты получены и по шкале «Стрессоустойчивость»: высокий уровень наблюдается лишь у 6,7% подростков, при этом в восьмых классах - 16,5% детей, в седьмых - 6,2%, в девятых - 2,6%, в шестых - 1,7%. Это школьники с низкой чувствительностью к различного рода конфликтам, трудным стрессовым ситуациям. Нормативный уровень отмечается у трети респондентов (6-8 классы) и 67,9% девятиклассников, которых стрессовая ситуация мобилизует, стимулирует на более успешную деятельность. Подростки с низкой стрессоустойчивостью отличаются повышенной тревожностью, неуверенностью, скованностью в достижении поставленных целей. Старших подростков с низким уровнем данного показателя витальности в два раза меньше, нежели младших. Наблюдается снижение показателей стрессоустойчивости при переходе из класса в класс, наименьшие показатели выявлены у девятиклассников. При этом в целом по выборке испытуемых не выявлено различий (Н = 2,640

при г = 0,451); однако достоверные различия обнаружены между обучающимися седьмых и восьмых классов (и = -2,666 при г = 0,008), седьмых и девятых классов (и = -2,351 при г = 0,019).

Независимость от мнения окружающих присуща обучающимся 7 и 8 классов (6,2% и 8,2% соответственно), при этом ни один ученик девятого класса не отметил у себя данной характеристики при ответе на вопросы теста. Следовательно, лишь малая часть респондентов при принятии различных решений ориентированы на свое мнение, они независимы и самодостаточны. Значительная часть подростков имеют умеренную независимость, то есть прислушиваются к мнению окружающих, учитывая собственные взгляды и интересы. Большинство шестиклассников имеют низкий уровень независимости: ориентированы на других, конформны, зависимы, могут стать жертвой манипуляции в контексте появления антивитальных тенденций. Половина обучающихся 8 и 9 классов имеют схожие характеристики развития данного компонента витальности. Несмотря на выраженное процентное соотношение, ярко выраженных различий программа не обнаружила (Н = 3,335 при г = 0,343), следовательно, при проведении мероприятий по развитию независимости подростков с целью формирования витального поведения учет их возрастных особенностей не имеет большого значения.

Критерий Кп^ка1-Ма1^ показал наличие различий в общей витальности у обучающихся разных классов (Н = 9,304 при г = 0,026). В частности, высокая витальность чаще встречается в седьмых и восьмых классах, нежели у младших и старших подростков. Это школьники, имеющие позитивный настрой, целеустремленность, настойчивость в балансе с психологическом здоровьем и эмоционально стабильным состоянием (0,9%; 11,3%; 24,5%; 2,6% соответственно, по классам). Очевидна тенденция увеличения витальности от шестого к восьмому классу и резкое снижение к окончанию основной школы. Наибольшие различия в уровне витальности выявлены у обучающихся 6 и 7 классов (и = -2,393 при г =0,017), 7 и 8 классов (и = -2,995 при г = 0,003), 7 и 9 (и = -1,989 при г =0,047). В свете полученных результатов можно заключить, что необходима организация психолого-педагогической поддержки обучающихся девятых классов на протяжении всего учебного года с целью предупреждения (снижения) рисков появления антивитального поведения.

Опросник «Антивитальность и жизнестойкость» О.А. Сагалаковой и Д.В. Труевцев позволяет выявить такие показатели антивитальности, как антивитальные мысли, действия и переживания, страх негативного оценивания, наличие микросоциального конфликта, чувство одиночества, вредные привычки, тревожные руминации, склонность к асоциальному поведению (табл. 2).

Таблица 2

Распределение подростков по данным опросника «Антивитальность и жизнестойкость», в %

Уровни 6 классы 7 классы 8 классы 9 классы

шкала «Антивитальные мысли и действия»

низкий 6,0 19,6 27,7 2,6

средний 31,6 36,1 28,9 43,6

высокий 62,4 44,3 43,4 53,8

шкала «Антивитальные переживания»

низкий 2,6 12,4 23,9 2,6

средний 50,4 50,5 47,8 61,5

высокий 47,0 37,1 28,3 35,9

шкала «Страх негативного оценивания»

6 классы 7 классы 8 классы 9 классы

низкий 6,0 17,5 28,3 3,8

средний 59,0 41,25 47,2 66,7

высокий 35,0 41,25 24,5 29,5

шкала «Микросоциальный конфликт»

6 классы 7 классы 8 классы 9 классы

низкий 6,0 20,6 34,0 2,6

средний 47,0 49,5 35,8 70,5

высокий 47,0 29,9 30,2 26,9

Шкала «Одиночество, недоверчивость»

низкий 2,6 10,3 21,4 1,3

средний 49,7 55,7 49,7 71,8

высокий 47,7 34,0 28,9 26,9

Шкала «Вредные привычки»

низкий 12,8 34,0 37,8 12,8

средний 52,1 44,3 35,2 64,1

высокий 35,1 21,7 27,0 23,1

Шкала «Тревожные руминации»

низкий 4,3 14,4 22,6 3,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

средний 54,7 55,7 47,8 76,9

высокий 41,0 29,9 29,6 19,3

Шкала «Склонность к асоциальному поведению»

низкий 4,3 16,5 32,1 5,1

средний 53,0 52,6 42,8 62,8

высокий 42,7 30,9 25,1 32,1

Антивитальные мысли и действия показывают готовность обучающихся к саморазрушающему поведению, наличие в опыте антивитальных поступков либо четких намерений самоповреждения, а также отсутствие (несформированность) конструктивных стратегий преодоления травмирующих ситуаций. Высокий уровень данных показателей отмечен у половины респондентов общей выборки, при этом от шестого к восьмому классу идет снижение встречаемости антивитальных мыслей и действий, а к девятому классу наблюдается их повышение. Наиболее высокий риск саморазрушительных действий отмечен у младших подростков. Средний, умеренный, уровень диагностирован у трети выборки. Достоверные различия выявлены у обучающихся 6 и 7 классов (U = -2,118 при r = 0,02), 7 и 8 классов (U = -3,001 при r = 0,003), 7 и 9 - (U = -2,009 при r = 0,042).

Антивитальные переживания сигнализируют о потере смысла жизни, наличии первичных симптомов наступающей депрессии, что выражается в обесценивании значимости собственной личности, своих успехов и достижений. Отрицательные эмоциональные состояния приводят к ухудшению психологического здоровья подростков и при отсутствии поддержки от значимых взрослых возможен прямой путь к антивитальным поступкам. Данный показатель антивитальности наиболее развит у шестиклассников, далее идет снижение переживаний, и к девятому классу - вновь повышение. Данную тенденцию подтверждает результат применения критерия Jonckheere-Terpstra Test (S = 2,336 при r = 0,019).

Страх негативной оценки характерен для подросткового возраста, особенно в ситуациях социального напряжения, постоянной критики, школьной травли. Как показывают эмпирические данные, высокие значения выявлены у обучающихся 6 и 7 классов (более трети школьников), у старших подростков показатели ниже (четвертая часть от общего количества); выявлены различия между обучающимися разных возрастов (Н = 9,164 при r = 0,027). Большая часть респондентов имеет средний уровень данного вида страха, однако необходимо проводить мероприятия по нормализации психологического климата школьных коллективов, профилактике буллинга, обучению подростков навыкам эффективной коммуникации.

Антивитальные тенденции усиливает микросоциальный конфликт, который может возникнуть при взаимодействии ребенка с разными группами людей (родители, педагоги, одноклассники). Наше исследование показало наличие выраженного конфликта практически у половины шестиклассников (47%), трети школьников 7 и 8 классов, у 26,9% выпускников школы. Эмпирическое значение критерия Kruskal Wallis показывает наличие тенденции снижения данного вида конфликтов в подростковом возрасте (Н = 10,771 при r = 0,013). Очевидна необходимость психолого-педагогического сопровождения подростков, их семей, а также работа с педагогическим коллективом в контексте психологического просвещения, профилактики эмоционального выгорания.

Подростки с высоким уровнем чувства одиночества недоверчивы к окружающим, затрудняются обратиться за помощью, скованны в общении, пытаются решать проблемы самостоятельно; обычно это является следствием прошлого травматичного опыта. Как показывают данные, наибольшее количество школьников с данной особенностью - шестиклассники (47,7%), далее наблюдается тенденция снижения недоверчивости при переходе из класса в класс, что подтверждается методами математической статистики (Н = 12,464 при r = 0,006). Следует отметить, что наименее выражено ощущение одиночества у восьмиклассников (21,4%); средние показатели варьируются в диапазоне от 49,7% до 71,8%.

Показательны результаты по шкале «Вредные привычки», так как именно они являются маркером саморазрушающего поведения обучающихся: 35,1% шестиклассников уже имеют опыт употребления психоактивных веществ «за компанию», для снятия напряжения в стрессовой ситуации, для повышения статуса в группе сверстников. С возрастом видна динамика в сторону снижения выраженности вредных привычек (не более 23%), однако это неблагоприятный фактор для появления антивитальности в травмирующих жизненных ситуациях. На момент обследования треть школьников 7 и 8 классов имеют низкие показатели, в то время как шестиклассники и девятиклассники - по 12,8%. Выявленные различия в уровне сформированности вредных привычек подтверждает значения критерия Kruskal Wallis (Н = 7,972 при r = 0,047).

Высокий уровень фиксации на отрицательных событиях жизни, выраженная тревога обнаружена у 41% шестиклассников, 29,9% - у учеников 7 и 8 классов и 19,3% - у девятиклассников. Это школьники, продуцирующие в мыслях свои неудачи или тревожащие их события, что приводит к напряжению, снижению ресурсов психологического здоровья и, как следствие, - вероятность антивитального срыва. Не имеет таких особенностей незначительная часть респон-

дентов (4,3%; 14,4%; 22,6%; 3,8% - соответственно по классам). Нами выявлена значимая тенденция снижения тревожных фиксаций при переходе от класса к классу на протяжении подросткового возраста (Н = 17,987 при г = 0,000).

Важным показателем антивитальности является склонность к асоциальному поведению, которая присутствует у третьей части подростков всей выборки. Числовые показатели свидетельствуют о том, что наибольшее количество школьников с данной тенденцией - это шестиклассники (42,7%), в других классах - не более трети. Это подростки, склонные нарушать правила, манипулировать другими, проявлять агрессию и не испытывать чувства вины за совершенные проступки. Средние показатели характерны для половины участников эксперимента. Эмпирическое значение критерия (Н = 6,188 при г = 0,103) свидетельствует об отсутствии значимых различий между обучающимися разных классов, что показывает необходимость мероприятий первичной и вторичной профилактики с обучающимися на протяжении всего периода обучения в среднем звене школы.

Таким образом, проведённое нами исследование позволяет сформулировать следующие выводы:

1. Эмпирические данные свидетельствуют о высоком риске антивитального поведения обучающихся и низких ресурсах их витальности. При этом обучающиеся шестых и девятых классов в большей степени нуждаются в психологической поддержке.

Библиографический список

2. Согласно результатам исследования, особенности направленности профилактики антивитальных тенденции должны иметь возрастную специфику: для обучающихся 6 и 7 классов по нивелированию антивитальных переживаний, страха негативного оценивания, микросоциального конфликта, чувства одиночества; 6 и 8 классов - вредных привычек; с 6по 8 классы включительно - тревожных руминаций, 6 и 9 - антивитальных мыслей, действий, а также склонности к асоциальным поступкам.

3. Высокий уровень антивитальных тенденций, низкая стрессоустойчи-вость и жизнестойкость обучающихся доказывают необходимость проведения мероприятий просветительской, профилактической и коррекционной работы не только со школьниками, но и с их родителями, педагогическим коллективом. Мно-гокомпонентность изучаемого явления подразумевает систематическое и разноплановое психолого-педагогическое сопровождение обучающихся подросткового возраста.

Вместе с тем следует отметить, что в перспективах продолжения исследования необходимо детальное изучение факторов, провоцирующих рост антивитальных тенденций на разных этапах подросткового возраста, а также динамику их проявлений в юношестве. Необходимой составляющей в дальнейшем является также разработка комплексных программ профилактики антивитальности на основе полученных экспериментальных данных для обучающихся в соответствии с потребностями и особенностями возраста.

1. Резапкина ГВ. Саморазрушительное поведение: причины и профилактика. Академический вестник Академии социального управления. 2017; № 2 (24): 18-24.

2. Александрова Л.А. Субъективная витальность как личностный ресурс. Психологические исследования. 2011; № 3 (17): 5. Available at: http://psystudy.ru

3. Цисарь И.Н. Формирование витального поведения в рамках внеурочной деятельности. Методист. 2019; № 1: 53-58.

4. Кий Е.В. Направления профилактики антивитального поведения подростков в условиях общеобразовательных учреждений. Профилактика агрессии и деструктивного поведения молодежи: сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 2022: 144-147.

5. Богинская О.С. Выявление антивитальных настроений учащихся образовательных организаций. Методист. 2018; № 1: 36-38. Available at: https://elibrary.ru/item. asp?id=32870357

6. Сагалакова О.А., Труевцев Д.В., Стоянова И.Я., Смирнова Н.С. Нарушения социальной ситуации развития в подростковом возрасте в контексте антивитального поведения и социальной тревоги. Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2017; № 1 (94): 25-32. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=28922285

7. Сагалакова О.А., Туровцев Д.В. Опросник Антивитальность и Жизнестойкость. Медицинская психология в России. 2017; Т. 9, № 2 (43): 4.

References

1. Rezapkina G.V. Samorazrushitel'noe povedenie: prichiny i profilaktika. Akademicheskij vestnikAkademiisocial'nogo upravleniya. 2017; № 2 (24): 18-24.

2. Aleksandrova L.A. Sub'ektivnaya vital'nost' kak lichnostnyj resurs. Psihologicheskie issledovaniya. 2011; № 3 (17): 5. Available at: http://psystudy.ru

3. Cisar' I.N. Formirovanie vital'nogo povedeniya v ramkah vneurochnoj deyatel'nosti. Metodist. 2019; № 1: 53-58.

4. Kij E.V. Napravleniya profilaktiki antivital'nogo povedeniya podrostkov v usloviyah obscheobrazovatel'nyh uchrezhdenij. Profilaktika agressii i destruktivnogo povedeniya molodezhi: sbornik nauchnyh trudov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva, 2022: 144-147.

5. Boginskaya O.S. Vyyavlenie antivital'nyh nastroenij uchaschihsya obrazovatel'nyh organizacij. Metodist. 2018; № 1: 36-38. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=32870357

6. Sagalakova O.A., Truevcev D.V., Stoyanova I.Ya., Smirnova N.S. Narusheniya social'noj situacii razvitiya v podrostkovom vozraste v kontekste antivital'nogo povedeniya i social'noj trevogi. Sibirskij vestnik psihiatrii i narkologii. 2017; № 1 (94): 25-32. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=28922285

7. Sagalakova O.A., Turovcev D.V. Oprosnik Antivital'nosf i Zhiznestojkost'. Medicinskaya psihologiya v Rossii. 2017; T. 9, № 2 (43): 4.

Статья поступила в редакцию 24.08.22

УДК 378

Zakharov P.V., Doctor of Sciences (Physics, Mathematics), Professor, Shukshin Altai State University for Humanities and Pedagogy (Biysk, Russia);

Professor, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University (St. Petersburg, Russia), E-mail: zakharovpvl@rambler.ru

Yankovskaya U.I., teacher, ASMU of the Ministry of Health of the Russian Federation (Barnaul, Russia), E-mail: zalaevau@gmail.com

Makarova O.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Shukshin Altai State University for Humanities and Pedagogical University (Biysk, Russia),

E-mail: fmfmak.on@mail.ru

Eremeev E.A., teacher, Shukshin Altai State University for Humanities and Pedagogy (Biysk, Russia), E-mail: jonny-english-007@mail.ru Belikova R.M., Cand. of Sciences (Biology), senior lecturer, Shukshin Altai State University for Humanities and Pedagogy (Biysk, Russia), E-mail: radmila.belikova.76@list.ru

INCLUSION OF THE METHOD OF MOLECULAR DYNAMICS IN THE COURSE OF LABORATORY WORKS ON SOLID STATE PHYSICS. The article considers an approach to conducting laboratory work in solid state physics for students of natural science areas of training using computer simulation in order to form a natural science component of students' functional literacy. Of the available methods, the molecular dynamics method is chosen. A set of software is proposed that allows modeling without deep knowledge in the field of programming. An expert survey of 5th year students of the specialty "Physics and Informatics" with experience in atomistic modeling was conducted on the need and share of laboratory work using computer modeling from their total number. The results obtained testify to the general positive attitude of students to this type of experiment and its significance for the formation of the natural science component of students' functional literacy. Key words: modeling, molecular dynamics method, solid state physics, functional literacy.

П.В. Захаров, д-р физ.-мат. наук, проф., ФГБОУ ВО «Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет

имени В.М. Шукшина», г. Бийск, проф., ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», г. Санкт-Петербург,

E-mail: zakharovpvl@rambler.ru

У.И. Янковская, преп., ФГБОУ ВО «Алтайский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Барнаул, E-mail: zalaevau@gmail.com

О.Н. Макарова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина», г. Бийск, E-mail: fmfmak.on@mail.ru

Е.А. Еремеев, преп., ФГБОУ ВО «Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина», г. Бийск, E-mail: jonny-english-007@mail.ru

Р.М. Беликова, канд. биол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина», г. Бийск, E-mail:radmila.belikova.76@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.