Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ КОРРЕКЦИИ АНТИВИТАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ У СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ'

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ КОРРЕКЦИИ АНТИВИТАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ У СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
159
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ / ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / АНТИВИТАЛЬНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Одиночкина Елена Викторовна

В статье рассматриваются подходы к пониманию антивитальных переживаний, их актуализация у студентов-первокурсников в процессе адаптации к обучению в вузе. Актуальность работы обусловлена нарастающей проблемой дезадаптации студентов первого курса, в том числе, из-за частого проявления антивитальных переживаний; анализируется эмпирическое исследование эффективности социально-психологического тренинга, построенного с учетом индивидуальных результатов диагностики антивитальных переживаний и жизнестойкости. Тренинг, построенный с учетом индивидуальных результатов диагностики антивитальных переживаний и жизнестойкости, определяет новизну исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Одиночкина Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL TRAINING AS A TOOL FOR CORRECTING ANTIVITAL EXPERIENCES IN FIRST-YEAR STUDENTS

The article discusses the approaches to understanding antivital experiences, their actualization in first-year students in the process of adaptation to university studies; an empirical study of the effectiveness of socio-psychological training, built taking into account the individual results of the diagnosis of antivital experiences and vitality, is analyzed.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ КОРРЕКЦИИ АНТИВИТАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ У СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ»

Психология

УДК 1

РС! 10.21661/Г-552838 Одиночкина Е.В.

Социально-психологический тренинг как инструмент коррекции антивитальных переживаний у студентов-первокурсников

Аннотация

В статье рассматриваются подходы к пониманию антивитальных переживаний, их актуализация у студентов-первокурсников в процессе адаптации к обучению в вузе. Актуальность работы обусловлена нарастающей проблемой дезадаптации студентов первого курса, в том числе, из-за частого проявления антивитальных переживаний; анализируется эмпирическое исследование эффективности социально-психологического тренинга, построенного с учетом индивидуальных результатов диагностики антивитальных переживаний и жизнестойкости. Тренинг, построенный с учетом индивидуальных результатов диагностики антивитальных переживаний и жизнестойкости, определяет новизну исследования.

I

Ключевые слова: антивитальные переживания, социально-психологический тренинг, социально-психологическая адаптация, жизнестойкость.

Odinochkina E.V.

Socio-Psychological Training as a Tool for Correcting Antivital Experiences in First-Year Students

Abstract

The article discusses the approaches to understanding antivital experiences, their actualization in first-year students in the process of adaptation to university studies. The relevance of the article is explained by the issue of disadaptaion of freshmen including antivitaol experiences; an empirical study of the effectiveness of socio-psychological training, built taking into account the individual results of the diagnosis of antivital experiences and vitality, is analyzed. The training developed with reference to individual results of the antivital experiences and vital capacity defines the novelty of the work.

I Keywords: antivital experiences, socio-psychological training, socio-psychological adaptation, resilience.

ктуальность проблемы поддержки студентов-первокурсников в процессе адаптации к условиям обучения в вузе обуславливает необходимость разработки эффективных программ помощи первокурсникам. В первые месяцы у них могут обостряться те трудности и противоречия, которые образовались к этому времени. Способность усвоить вузовские нормы и правила, умение брать поддержку, способ вхождения в новую систему, а также многие некорректные, в том числе, антивитальные установки могут оказывать влияние на то, как студентпервокурс-ник будет в дальнейшем обучаться, как взаимодействовать с преподавателями, со сверстниками [1]. Личность с невыраженными дисфункциональными схемами, а именно: когнитивными составляющими о собственной ущербности, несостоятельности, уязвимости, сформированными компенсаторными механизмами, гибким

26 Интерактивная наука | 1 (56) • 2021

целеполаганием и планированием, зрелой системой ценностей, имеет меньшую вероятность возникновения антивитальных переживаний даже в условиях объективно непростых жизненных ситуаций. Возникновение антивитальных переживаний связано с неадекватными механизмами совладания со стрессом. Антивитальные переживания, часто встречающиеся в наше время в подростковой среде, могут обостряться в процессе социально-психологической адаптации к новым условиям [2]. В данной статье социально-психологическая адаптация рассматривается как результат активизации тех возможностей, жизненных установок и ценностей индивида в процессе взаимодействия с социальной средой, которые приводят к аутентичному и согласованному соотношению личных ценностей и групповых.

С точки зрения А.Г. Амбрумовой к антивитальным переживаниям относятся размышления, фанта-

РБусМоду

зии о бессмысленности собственной жизни без четких представлений о своей смерти. Они не обладают конкретной аутоагрессивной направленностью [3]. По уровню сформированности антивитальных переживаний можно предсказать возможное развитие различных механизмов совладания со стрессом у студентов первого курса, создать условия профилактики аутодеструктивных тенденций. Л.С. Выготский писал о том, что в переживании в не разложимом виде представлено переживаемое и способы переживания в соотношении личность-среда [4]. Проследить и скорректировать взаимоотношения личности со средой можно с помощью социально-психологического тренинга как формы построения новых конструктивных паттернов поведения, общения, жизнеутверждающих установок [5]. Социально-психологический тренинг включает в себя компоненты коррекции, направленные на успешную адаптацию, на повышение мотивации, витальности, контактности, развитие позитивных жизненных установок, овладение навыков саморегуляции и управления эмоциональным состоянием, поддержку взаимодействия с другими людьми.

Тренинг, используемый в данной работе, строился на основе классических принципов с учетом индивидуальных диагностических данных.

В исследовании участвовали 114 студентов первого курса. Среди них были выявлены 34 человек с высоким уровнем антивитальных переживаний и низким уровнем жизнестойкости, 12 человек были включены в экспериментальную группу, 22 человека составили контрольную группу.

Для исследования динамики антивитальных переживаний был использован опросник «Антивитальность и жизнестойкость» (авторы: О.А. Сагалакова, Д.В. Труевцев) [6]. Для оценки значимости различий в параметрах экспериментальной и контрольной группы после проведения тренинговой работы был использован статистический критерий Манна-Уитни. До проведения социальнопсихологического тренинга не было выявлено различий по шкалам опросника в экспериментальной и контрольной группах. Результаты мате-матико-статистической обработки данных с помощью критерия после проведения социально-психологического тренинга представлены ниже.

Таблица 1

Результаты оценки однородности показателей по параметрам шкалы «Антивитальность» опросника «Антивитальность и жизнестойкость» (О.А. Сагалакова, Д.В. Труевцев) в экспериментальной и контрольной группе после проведения 15 тренинговых занятий

Параметры

Антивитальные мысли Антивитальные действия как совладание с напряжением Импульсивность поведения Демонстративность Негативный образ настоящего и будущего Заброшенность Беспомощность Неопосредованность эмоций Гелотофобия Дисморфофобия Конфликт в семье Конфликт в группе сверстников Конфликт с педагогами Одиночество недоверчивость Тревожные руминации Вредные привычки

Склонность к асоциальному поведению

Данные свидетельствуют о том, что испытуемые в экспериментальной группе и контрольной различаются по параметрам антивитальности и жизнестойкости. После проведения социально-психологического тренинга испытуемые достоверно чаще высказывали

Экспериментальная группа

3,53

3,91

4,15 4,87 6,21

5,33 7,33 3,25

5.72

3.73 10,45

3.11

5.12 6,25 4,35 5,01 4,82

Контрольная группа 6,02 6,34

6,06 5,06 10,04

10.13

11.23 5,95 8,12 5,98

11.24 4,76 5,54

11.14 7,30 5,34 4,97

Уровень значимости

р<0,01

р<0,01

р<0,05 р<0,05 р<0,01

р<0,01 р<0,01 р<0,01 р<0,01 р<0,05 нет различий

р<0,05 нет различий р<0,01 р<0,01 нет различий нет различий

жизнеутверждающие установки, чувствовали себя менее одинокими, снизился страх негативной оценки, повысился уровень эмоциональной регуляции, уменьшилось ощущение собственной беспомощности, заброшенности, снизилась интенсивность тревожных

Иегас^е Баепсе | 1 (56) • 2021

27

Психология

руминаций (застревания на неудачных попытках в прошлом), гелотофобии (страх насмешек); снизился уровень антивитальных переживаний (при р < 0,01). Также значительно уменьшилась дисморфофобиче-ские реакции, демонстративность и импульсивность, а также показатели по параметру «Конфликт в группе сверстников» (р < 0,05), что имеет важное значение для прогнозирования удовлетворенности потребности студентов в аффилиации, профилактики травли в коллективе. Наличие конфликта в микросоциальносй среде может выступать в качестве важного предиктора антивитального поведения. В данном исследовании не обнаружено достоверных различий по следующим

параметрам: «Конфликт в семье», «Конфликт с педагогами». Говоря о конфликтах в семье, можно предположить, что динамика по данному параметру далеко не всегда зависит от самого студента, особенно, если он проживает не с семьей в процессе обучения в вузе. Отсутствие различий по параметру «Конфликты с педагогами» может зависеть от факторов, которые не были учтены при построении социально-психологического тренинга, их еще предстоит изучить. Для изменения по параметру «Вредные привычки» и «Склонность к асоциальному поведению» гипотетически необходимо больше времени и исследование факторов, учет которых необходим при построении специфики тренинга.

Таблица 2

Результаты оценки однородности показателей по параметрам шкалы «Жизнестойкость» опросника «Антивитальность и жизнестойкость» (О.А. Сагалакова, Д.В. Труевцев) в экспериментальной и контрольной группе после проведения 15 тренинговых занятий

Параметры

Социально-психологическая поддержка

Функциональная семья

Экспериментальная Контрольная

группа 13,98

12,44

группа 7,63

12,32

Уровень значимости

p<0,01 нет различий

Удовлетворенность жизнью 9,12

Стремление к успеху 6,43

Саморегуляция/планирование 6,32

Позитивный образ будущего 7,03

Анализ данных показывает наличие достоверных различий между показателями параметров «Социально-психологическая поддержка», «Удовлетворенность жизнью», «Стремлением к успеху», «Планирование образа будущего» (при р < 0,01). Не обнаружено различий по параметру «Функциональная семья», что может говорить об относительной независимости институтов семьи и образования. В рамках социально-психологического тренинга студенты получили достаточный для адаптации уровень поддержки, научились планировать и организовывать свою жизнь, удовлетворили потребность в аффили-

2,26 3,42 2,88

4,31

p<0,05 p<0,05 p<0,01

p<0,01

ации, научились в большей степени регулировать собственными эмоциями, в том числе, в контексте группы людей.

Таким образом, выстроенный по индивидуальному маршруту социальнопсихологический тренинг позволяет не только скорректировать антивитальные переживания, но и способствовать успешной адаптации к обучению в вузе, на что может указывать повышение показателей по параметру «Стремление к успеху», «Саморегуляция/планирование» и другие. Однако взаимосвязь многих факторов, их взаимообусловленность и взаимовлияние еще предстоит изучить.

Литература

1. Турмасова А.А. Особенности адаптации студентов-первокурсников к обучению в вузе / А.А. Турмасова, Т.В. Юдеева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 2. - С. 456-460.

2. Банников Г.С. Антивитальные переживания и аутоагрессивные формы поведения подростка с «диффузной идентичностью» / Г.С. Банников, К.А. Кошкин // Психологическая наука и образование [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n1/59073.shtml (дата обращения: 10.12.2020).

3. Амбрумова А.Г. Индивидуально психологические аспекты суицидального поведения / А.Г. Амбрумова // Актуальные проблемы суицидологии. - М., 1978. - С. 86-92.

4. Выготский Л.С. Лекции по педологии / Л.С. Выготский. - Ижевск: изд-во Удмуртского ун-та, 1996. - 196 с.

5. Морозова И.С. К проблеме систематизации теоретических подходов к изучению аутодеструктивного поведения в традиционной и постнеклассической психологии / И.С. Морозова, К.Н. Белогай, Е.В. Евсеенкова // Общество: социология, психология, педагогика. - 2018. - №8. - С. 59-67.

6. Реньш М.А. Социально-психологический тренинг: Практикум / М.А. Реньш, Н.О. Садовникова, Е.Г. Лопес. -Екатеринбург: изд-во ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально педагогического университет», 2007. - 190 с.

28 Интерактивная наука | 1 (56) • 2021

Psychology

7. Сагалакова О.А. Опросник «Антивитальность и Жизнестойкость» / О.А. Сагалакова, Д.В. Труевцев // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2017. - T. 9. - №2(43). - C. 4 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mprj.ru (дата обращения: 08.12.2020).

References

1. Turmasova, A. A., & Iudeeva, T. V. (2016). Osobennosti adaptatsii studentovpervokursnikov k obucheniiu v vuze. Nauchno-metodicheskii elektronnyi zhurnal "Kontsept", T. 2, 456-460.

2. Bannikov, G. S., & Koshkin, K. A. Antivital'nye perezhivaniia i autoagressivnye formy povedeniia podrostka s "diffuznoi identichnost'iu". Psikhologicheskaia nauka i obrazovanie. Retrieved from https://psyjournals.ru/psyedu_ ru/2013/n1/59073.shtml

3. Ambrumova, A. G. (1978). Individual'no psikhologicheskie aspekty suitsidal'nogo povedeniia. Aktual'nye problemy suitsidologii, 86-92. M.

4. Vygotskii, L. S. (1996). Lektsii po pedologii., 196. Izhevsk: izd-vo Udmurtskogo un-ta.

5. Morozova, I. S., Belogai, K. N., & Evseenkova, E. V. (2018). K probleme sistematizatsii teoreticheskikh podkhodov k izucheniiu autodestruktivnogo povedeniia v traditsionnoi i postneklassicheskoi psikhologii. Obshchestvo, 8, 59-67.

6. Ren'sh, M. A., Sadovnikova, N. O., & Lopes, E. G. Sotsial'no-psikhologicheskii trening: Praktikum., 190.

7. Sagalakova, O. A., & Truevtsev, D. V. (2017). Oprosnik "Antivital'nost' i Zhiznestoikost'". Meditsinskaia psikhologiia v Rossii, T. 9, 2(43), 4. Retrieved from http://mprj.ru

Interactive science | 1 (56) • 2021

29

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.