СПЕЦИФИКА ПЕДАГОГИКИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кабдурахманова Л.Б.
Кабдурахманова Луиза Бахтиеровна- старший преподаватель, кафедра Специального фортепиано, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: педагогика музыкального образования имеет огромное значение для развития личности и формирования гуманных ценностей. Ее интегративный подход, развитие творческого мышления и способность создавать гармоничную образовательную среду делают музыкальное образование примером для других отраслей педагогики. Опыт педагогики музыкального образования может послужить примером для других отраслей педагогики. Интеграция различных областей знаний, активное вовлечение учащихся в процесс обучения, развитие творческого мышления и формирование гуманных ценностей - все это принципы, которые могут быть применены и в других предметных областях.
Ключевые слова: педагогика, музыкальное образование, исполнительство, творческая деятельность, музыкант.
SPECIFICS OF PEDAGOGY OF MUSIC EDUCATION Kabdurakhmanova L.B.
Kabdurahmanova Luiza Bahtiyorovna - Senior Lecturer, DEPARTMENT OF SPECIAL PIANO, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the pedagogy of music education is of great importance for the development ofpersonality and the formation of humane values. Its integrative approach, development of creative thinking and ability to create a harmonious educational environment make music education an example for other branches of pedagogy. The experience of music education pedagogy can serve as an example for other branches ofpedagogy. Integrating different areas of knowledge, actively involving students in the learning process, developing creative thinking and developing humane values are all principles that can be applied to other subject areas.
Keywords: pedagogy, music education, performance, creative activity, musician.
УДК 786
Целью педагогики музыкального образования является формирование у личности готовности к творческой деятельности, развитие музыкального вкуса, способности к самовыражению и саморазвитию, понимание и любовь к музыке как искусству. Педагогика музыкального образования имеет свои специфические методы и приемы, в том числе метод музыкального анализа, который позволяет глубоко понимать музыку и развивать умение анализировать произведения. Важную роль играет также метод активной слушательской деятельности, который позволяет взаимодействовать с музыкой и понимать ее глубинный смысл.
Одним из главных принципов педагогики музыкального образования является индивидуализация обучения, то есть учет потребностей, особенностей и уровня подготовки каждого ученика. Поэтому учителя музыки стараются создать такую обстановку, где каждый ребенок может проявить свои таланты и получить возможность для самовыражения.
Так, педагогика музыкального образования имеет огромное значение для развития личности и формирования гуманных ценностей. Ее опыт может служить хорошим примером для других отраслей педагогики и способствовать общему развитию образовательной сферы.
Однако, педагогика музыкального исполнительства не стоит на месте и нуждается в постоянной научно-методической поддержке. Развитие и совершенствование технологий и методик обучения и воспитания исполнительскому искусству, а также изучение вопросов психологии и педагогики развития личности музыканта являются актуальными направлениями исследований.
Одним из важных элементов педагогики музыкального исполнительства является индивидуальный подход к ученику. Каждый человек уникален и имеет свои особенности, а музыкальное образование должно учитывать индивидуальные особенности каждого ученика. В этом контексте, особое значение имеет создание условий для проявления творческих инициатив ученика, развитие его творческого потенциала и формирование его собственного стиля исполнительства.
Кроме того, педагогика музыкального исполнительства должна учитывать не только технические и художественные аспекты музыкального искусства, но и его социальную и культурную значимость. Музыка, будучи компонентом культуры и искусства, имеет важное значение для формирования социокультурного пространства общества. Поэтому, музыкальное образование должно представлять не только индивидуальную и профессиональную ценность, но и социокультурную значимость.
В целом, педагогика музыкального образования, включая педагогику музыкального исполнительства, имеет большой потенциал для развития и внесения вклада в современную педагогическую мысль и практику. Ее значимость заключается в том, что музыкальное образование как общее, так и профессиональное, важно для формирования национальной культуры, а также для развития личности молодого поколения, его эстетических представлений и культурных ценностей [4, 70].
Важно отметить, что при изучении педагогической деятельности музыкантов-исполнителей необходимо учитывать специфику данной области. Музыкальное исполнительство - это область, связанная с особенностями восприятия, эмоциональной окраски звукового материала, техникой игры на музыкальных инструментах и др. Поэтому методы обучения, разработанные музыкантами-исполнителями, часто трудно применить в других сферах педагогической деятельности [1, 22].
Однако опыт выдающихся музыкантов-исполнителей может быть ценным и для других областей музыкального образования, например, для развития музыкального вкуса и творческих способностей учащихся, формирования у них профессиональной самооценки и мотивации для творчества.
Следует также обратить внимание на то, что педагогический опыт музыкантов-исполнителей может быть полезным и для разработки новых методик обучения основам музыки и для обучения инструментальной игре. Важно учитывать, что педагогический опыт музыкантов-исполнителей охватывает не только вопросы техники игры на инструментах, но и вопросы музыкальных традиций, стилей и жанров, психологии и педагогики.
Таким образом, изучение педагогической деятельности выдающихся музыкантов-исполнителей может принести пользу не только в области музыкального исполнительства, но и в других областях музыкального образования. Однако для этого необходимо провести комплексное исследование и осуществить научное обобщение полученных данных.
Список литературы /References
1. Сраджев В.П. Проблемы развития фортепианной техники. - Ташкент: ФАН, 1987. 120 с.
2. Мартинсен К.А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано. - М.: Музыка, 1977. 130 с.
3. Кабдурахманова Л.Б. Абстракционизм Веберна // Наука, образование и культура. 2017.№4(19), C. 89-91.
4. Кабдурахманова Л.Б. Современная фортепианная педагогика Узбекистана в аспекте поисков и перспектив // Проблемы современной науки и образования». 2022. № 5(174).