ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ МУЗЫКИ Буриева К. Email: [email protected]
Буриева Комилахон - доцент, кафедра макомного пения, Узбекский национальный институт музыкального искусства им. Юнуса Раджаби, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: когда мы говорим о методах обучения музыке, то подразумеваются методы работы, используемые музыкальными руководителями в приобретении знаний, умений и навыков школьников, развитии их творческих способностей и содержании их мировоззрения. Методология основана в основном на результатах исследований в области педагогики, психологии, эстетики и искусства. Она описывает законы музыкального образования, определяет современные методики, которые используются в воспитании будущего подрастающего поколения. Методология относится к содержанию методов, приемов работы с детьми, ведущим музыкальным процессом в образовательном процессе.
Ключевые слова: музыка, обучение, метод, педагог, ученик, музыкальное творчество.
METHODS OF TEACHING MUSIC Burieva K.
Burieva Komilahon - Associate Professor, DEPARTMENT MAKAM SINGING, UZBEK NATIONAL INSTITUTE OF MUSICAL ART NAMED YUNUS RAJABI, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: when we talk about methods of teaching music, we mean the methods of work used by music supervisors in acquiring knowledge, skills and abilities of schoolchildren, developing their creative abilities and the content of their worldview. The methodology is based mainly on the results of research in the field ofpedagogy, psychology, aesthetics and art. He describes the laws of music education, defines modern methods that are used in the education of the future younger generation. The methodology refers to the content of methods, techniques of working with children, leading the musical process in the educational process.
Keywords: music, teaching, method, teacher, student, musical creativity.
УДК781.91
Методика преподавания музыки является частью педагогики, как науки о педагогике, обобщающей методы, приемы, средства теоретической части работы, апробированные на практике, представляющей методы обучения, которые дали эффективные результаты на практике. Эти методы обобщают структуру образовательного процесса и имеют дело с решением отдельных и целых задач, которые в него входят. Слово "метод" происходит от греческого языка, что означает "дорога", "путь". Слово "методология" - это греческое слово, которое означает "путь исследования", "метод познания", и считается отдельной частью образования, сумма которых называется методами обучения музыке [1]. Методика преподавания музыки требует от музыкального руководителя наличия таланта, способностей и энтузиазма, так как художественная педагогика - это трудоемкая и очень ответственная область. В настоящее время методология преподавания музыки - это не наука, которая
сформировалась сразу, но до сих пор становление этой науки вступило на путь творческого и комплексного развития. Известно, что в дошкольных учреждениях с учетом юных физиологических особенностей детей используется методика обучения музыке в соответствии с их навыками и квалификацией. Здесь наиболее важными являются методика обучения, распечатки учебных материалов (учебный план, программа, учебник), общие цели и задачи воспитательной работы. Поэтому методология преподавания музыки - это наука, которая изучает содержание, функции, методы обучения учеников музыкальному искусству и реализует формы и способы организации учебного процесса. В реализации задач методики преподавания музыки, наряду с рядом методов обучения музыке, практическая направленность педагогики играет важную роль в применении продуктивных методов на уроках музыки. Методика обучения музыке зависит от эффективного использования эффективных методов обучения при реализации ее функций, на уроках музыки. В исследованиях наших зрелых ученых они на научной основе описали личность школьного учителя музыки и профессиональные требования к нему и отношение детей, необходимость их решения в процессе использования частных методик [2]. Продуктивный метод -это метод, который дает человеку широкий спектр охвата и закрепления содержания и предмета практических и творческих работ той или иной науки, взаимодействия музыки в деятельности педагога и ребенка.
Продуктивные методы делятся на четыре в зависимости от учебной деятельности и цели:
1. Музыкально-обобщающий метод обучения (уроков)является одним из ведущих приемов музыки и ориентирован на развитие у детей восприятия музыки, умения логически мыслить:
а) руководитель (учитель) музыки воплощает конкретные задачи, которые должны быть решены на занятиях (уроках);
б) музыкальный руководитель и ребенок решают вопрос в сотрудничестве;
в) окончательные выводы делают дети.
2. Опережающий "бег", то есть использование ранее упомянутого материала, используется для проверки готовности детей к освоению нового материала и опираться на знания, которые они приобрели до этого.
3. С помощью метода эмоциональной драматургии достигается логическая целостность обучения. На основе темы квартала отбираются произведения для плана обучения. Выбранные темы также имеют отношение к намеченной цели, привязаны к началу и концу. Руководитель музыки должен сделать уроки интересными своими игровыми навыками, овладением словами, а также должен активно вовлекать детей в занятия, добиваться эмоциональной драматизации уроков, то есть кульминации.
4. Педагогическое наблюдение за занятиями (уроками)и оценка знаний делятся на несколько видов в зависимости от цели:
а) вид организации и осуществления познавательной деятельности детей.
б) поощрять познавательную активность и предъявлять требования к порицанию.
в) управлять и контролировать эффективность исполнения, познавательной деятельности. В оценке нужно быть настолько осторожным, чтобы настроение у детей не падало, интерес к занятиям, исполнению не угасал. А в поощерении наоборот. Отношения между педагогом и ребенком не должны выходить за рамки нормы. Скорее поощряйте, подавайте пример другим детям в группе, и пусть они стремятся быть добрыми, умными.
Помимо частных методов обучения музыке существуют и другие виды:
1. Устные методики преподавания музыки. На уроках музыки особое требование предъявляется к лексическим навыкам педагога. Педагог вводит детей в мир чудесной и волшебной музыки художественным вводным рассказом о своей работе, и, привлекая внимание детей интересной историей или беседой, он достигает художественного восприятия музыки [3]. Рассказ представляет собой живое,
эмоционально яркое описание музыкального творчества педагога. Рассказ короткий, образный, живой, интересный, цель которого - научить детей художественному восприятию произведения. Беседа - состоит из мероприятий в форме диалога между педагогом и детьми, мотивирующих детей к самостоятельному мышлению. Развивает их речь, интеллектуальную деятельность, активность, способность к познанию и расширению мировоззрения. Объяснение используется на уроках музыки как метод научного доказательства. Это в основном используется в мероприятиях по музыкальной грамотности.
2. Визуальные методы обучения. Известно, что музыка - это искусство, состоящее из движущихся мелодий и гармонических звуков. Только через органа слуха её можно слушать и понимать. В визуальном обучении используются ноты, плакаты, картинки, слова педагога, выражения дирижера, танцевальные движения, детские музыкальные инструменты, живое и точное исполнение музыки, технические средства [4]. Итак, живое исполнение музыки служит главным зрелищем на занятиях.
3. Практические методы обучения. Применяемые методики используются для анализа навыков детского музыкального исполнения, структуры музыки и выразительных средств, определения ее жанра и форм, а также для формулирования навыков изучения нотного письма. Данный метод, считается важным инструментом в развитии исполнительных навыков.
4. Метод игры - в основном дает лучший результат в начальных группах. Игра и ее элементы широко представлены в учебных пособиях и уроках, созданных на основе новой программы. Дети начальной группы склонны к активности и игре. Музыкальные игры, которые используются в обучении, предназначены для развития музыкальных способностей детей, развития музыкальных способностей, укрепления памяти и пробуждения интереса к урокам исполнительства.
5. Метод сравнения. В процессе занятий музыкой широко используется метод сравнения. Он широко используется педагогом по исполнению на музыкальных инструментах детьми при анализе музыкального произведения и при определении жанров в сравнении с его исполнениями. Он используется, например, при определении темпа танца, марша, жанров, разницы в исполнении на разных музыкальных инструментах.
Список литературы /References
1. Виноградов Л. Элементарное музицирование: Методическое пособие. Рукопись.
Москва, 1986.
2. Wakeley G. Adventures in Music for the Very Yong. Schott, 1984.
3. Тютюнникова Т. Музыка 6-7 лет. Детский альбом, методическое пособие и
аудиокассета. М.: ACT, 1997/1998.
4. Стабулниеце А. Определение содержания и методов обучения музыке младших
школьников: Дис. канд. пед. наук. Рига, 1990.
О ВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО
ПРОЦЕССА Кабдурахманова Л.Б. Email: [email protected]
Кабдурахманова Луиза Бахтиеровна - старший преподаватель, кафедра специального фортепиано, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан