Научная статья на тему 'Работа над музыкально-художественным образом в фортепианной педагогике'

Работа над музыкально-художественным образом в фортепианной педагогике Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
703
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРТЕПИАНО / МУЗЫКАЛЬНЫЙ / ПЕДАГОГИКА / РАБОТА / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ / ОБРАЗ / ПРОИЗВЕДЕНИЯ / КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ / ОПЕРИЦИОНАЛЬНЫЙ / ИСКУССТВО / PIANO / MUSICAL / PEDAGOGY / WORK / ARTISTIC / IMAGE / WORKS / CONCEPTUAL / OPIRATIONAL / ART

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ганиева Лола Мухсинджановна

В данной статье рассматриваются вопросы художественного образа музыкального произведения. Разрабатываются новые методы обучения, термины, методика обучения фортепианной игре. Музыкально-художественный образ изучается с позиции практического опыта педагога. Даются методические рекомендации по вопросам музыкального исполнительства. Фортепианная педагогика является неотъемлемой частью музыкального образования. Ей присущи разнообразные, инновационные, метологические проблемы и вопросы. Фортепианная педагогика в своей эволюции прошла длительный путь от элементарных представлений о технике, звуке, художественном образе до мастерства исполнителя на эстраде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Работа над музыкально-художественным образом в фортепианной педагогике»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

РАБОТА НАД МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ОБРАЗОМ В ФОРТЕПИАННОЙ ПЕДАГОГИКЕ Ганиева Л.М. Email: Ganieva17137@scientifictext.ru

Ганиева Лола Мухсинджановна - кандидат искусствоведения, доцент, кафедра эстрадного инструментального исполнительства, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье рассматриваются вопросы художественного образа музыкального произведения. Разрабатываются новые методы обучения, термины, методика обучения фортепианной игре. Музыкально-художественный образ изучается с позиции практического опыта педагога. Даются методические рекомендации по вопросам музыкального исполнительства.

Фортепианная педагогика является неотъемлемой частью музыкального образования. Ей присущи разнообразные, инновационные, метологические проблемы и вопросы. Фортепианная педагогика в своей эволюции прошла длительный путь от элементарных представлений о технике, звуке, художественном образе до мастерства исполнителя на эстраде.

Ключевые слова: фортепиано, музыкальный, педагогика, работа, художественный, образ, произведения, концептуальный, оперициональный, искусство.

WORK ON THE MUSICAL AND ARTISTIC WAY PIANO

PEDAGOGY Ganieva L.M.

Ganieva Lola Mukhsindjanovna - Doctor of philosophy (PhD) in art science, Assistant Professor, DEPARTMENT VARIETY INSTRUMENTAL PERFORMANCE, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this article addresses the issues of the artistic image of a musical work. Develop new teaching methods, terms, methods of teaching piano game. Musically artistic image studies from the perspective of the practical experience of the teacher. The methodical recommendations on musical performance are given.

Fortepiano pedagogic is an integral part of the music formation. She inherent varied, innovation, methodological of the problem and questions. Fortepiano pedagogic in its evolutions passed the long way from elementary beliefs about technology, sound, artistic image before skill of the performer on bandstand.

Keywords: piano, musical, pedagogy, work, artistic, image, works, conceptual, opirational, art.

УДК 078

Данная тема затрагивает вопросы музыкального исполнительства и педагогики. В частности, одну из глобальных тем - работу над художественным образом с учащимися старших классов специализированных музыкальных школ. Занимаясь на уроках специального фортепиано с детьми переходного возраста, педагогам постоянно приходится учитывать особенности их психологии и физиологии. Они оказывают определяющее влияние и воздействие на поведение ученика. Поэтому педагог хорошо должен знать возрастные психологические категории и критерии детей. Это переходные возрасты: 11-13, 14-16 лет. И у каждого проявляется по-разному. Поэтому в фортепианной педагогике подход к каждому ученику индивидуален.

Цель обучения в фортепианной педагогике - всестороннее духовное развитие личности. Следовательно, в процессе работы над музыкально-художественным образам, идёт развитие всех музыкальных способностей параллельно. И, естественно, ученик развивается музыкально и интеллектуально. Остановимся подробнее на стадиях воплощения музыкально-художественного образа. В фортепианной педагогике они изучаются по-разному, и делятся на несколько этапов.

Концептуальный образ есть продукт творческого воображения, порождаемый в процессе синтеза проблемных единиц и обеспечивающий отдельному исполнительскому образу спонтанную воспроизводимость независимо от условий исполнения. Развитие музыкально-исполнительского мастерства вызывает мотивационные и социокультурные изменения учащегося: возникновение мотивации других видов творческой деятельности, формирование психологической готовности к концертным выступлениям.

В современной психологии творческое воображение чаще всего рассматривается в связи с процессами восприятия или создания произведений живописи, музыки и литературы. Музыкально-исполнительская деятельность изучается, в основном, в эмоциональном плане. Между тем, этот вид деятельности, высшим проявлением которого является исполнительское мастерство. Оно предполагает не только участие, но и приоритет творческого воображения, поскольку связано с порождением и воплощением исполнительского образа в музыкальном произведении. В частности, занятия музыкой формируют у подрастающего поколения:

- мышление;

- широкий кругозор;

- слышание и слушание музыки;

- развивает эстетический вкус.

В музыкально-исполнительском искусстве есть одна существенная особенность, отличающая данный род деятельности от многих других видов творческой работы. «Чтобы создавать произведения искусства, надо уметь это делать» - подчёркивал А. Блок [1, 12]. Инструменталист может реализовать свой музыкальный образ только в том случае, если владеет соответствующей физической техникой для его воплощения. Эта техника - результат многолетнего труда, требует неустанной заботы, о её поддержании на должном уровне, не говоря уже о естественном стремлении к совершенствованию своего исполнительского мастерства.

Работа над исполнительским мастерством рассматриваются через стадии формирования исполнительского образа как продукта творческого воображения. По исследованию музыковедов-исполнителей существуют три таких стадии. Они характеризуются конкретным процессом порождения исполнительского образа, основные признаки которого проявляются при включении конкретных представлений, ассоциаций. Такими признаками являются: целостность исполнения, обоснованность эмоционального выражения, привнесение своего отношения к исполняемому. При интерпретации музыкального произведения это: артикуляциия, смещения кульминации, агогики (временных колебаний), изменения динамического плана исполнения, подчеркивания или сглаживания метроритма, непривычных акцентировок. У каждого исполнителя проявляется это индивидуально.

Вторая состоит в ясности и понимании музыкально-художественного образа. Она несет наибольшую смысловую нагрузку в процессе развития исполнительского мастерства. На данной стадии происходит процесс осмысления, осознание внутренней связи этого контекста с музыкальным содержанием. Следовательно - к пониманию его внутренней специфики. Вследствие своего педагогического опыта автор вводит новые термины в фортепианной педагогике: мотивные, оперицианальные. Мотивные методы работы - ассоциационные, образы, придуманные самим учеником. Оперициональный метод - драматургия навеянная педагогом при разучивании музыкального сочинения [2, 24].

В истории исполнительских искусств обозначены пути интериоризации. Их подсказывает само музыкальное произведение как предмет искусства. Эти пути, прежде всего, заложены в требованиях, предъявляемых произведением исполнителю. Такие требования - музыкальная форма, внутренне определяемая динамической структурой произведения; лад, дающий ощущение эмоционального тона, и название, указывающее на содержательную область - задают определенные рамки для исполнителя и влияют на содержание контекста [3, 37].

Третья, высшая стадия формирования исполнительского идеала связанна с её воспроизводимостью. Устойчивостью музыкально-художественного образа на концертной эстраде, сцене, публике. Это связано с конечной интерпретацией сочинения, третьим этапом работы исполнителя. Условием перехода на эту стадию является исполнение музыкального произведения в рамках более общей творческой деятельности и процесс порождения концептуального образа. Он приводит к осмыслению внутренней мотивации музыкального мастерства, к развитию творческих способностей в различных предметных областях.

У способных учеников практически трудно провести точную грань между работой над техникой, и над поставленными задачами музыкально-художественного образа. Талантливые ученики сами придумывают и программное название, и образ, и сценарий, и драматургию, и ярких персонажей музыкального сочинения. Слышат и слушают мелодию произведения целиком. Следовательно, применяется мотивный метод. Ученик сам работает над образом, фантазирует. При этом педагог лишь помогает ему постичь секреты музыкального исполнительства.

Из собственной педагогической практики известно, что ежедневные занятия с учащимися со средними музыкальными способностями приводят к хорошим результатам. При работе с ними наблюдается позитивность, старательность, усердность. Следовательно, средние музыкальные способности можно развить до хороших.

В классе специального фортепиано целесообразно давать учащимся для разучивания яркие образные сочинения: эстрадные песни, ансамбли, а также подбирать пьесы по слуху, импровизировать на фортепиано. Особенно последняя форма обучения на ранних стадиях развивает интеллектуальные способности учеников. Импровизация на фортепиано укрепляет мышление, свободу игры на инструменте, придаёт уверенность в себе.

В собственной педагогической практике можно найти множество примеров, когда недостаточно яркое ощущение характера музыки и переживаний бывает причиной не только бледности музыкального звукового образа, но и технической ограниченности, метричности, корявости. Тяжеловесность, слабая подвижность, статичность нередко происходят от отсутствия ощущения горизонтального движения музыки, её развития. Исполнение в этом случае раздроблено на мелкие элементы.

Таким образом, работа над музыкально-художественным образом - это задача выполнения точных нюансов артикуляции, звукоизвлечения разнообразных исполнительских приемов, необходимых для передачи характера музыкального произведения. Однако в ряду работ, посвященных музыкальному образу, особое место занимают труды С. Савшинского, Г. Нейгауза, Л. Фейнберга, Г. Когана многих других исполнителей-методистов. В них разработаны категории музыкальной одаренности, качественно своеобразного сочетания способностей, от которого зависит возможность успешного осуществления музыкальной деятельности. Труды данных музыковедов-исполнителей следует изучать.

Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что достигнуть успеха в работе над воплощением музыкально-художественного образа можно лишь непрерывно и всесторонне развивая музыкальность ученика, его эстетические способности, а также интеллект и его эмоциональную отзывчивость на музыку.

Список литературы /References

1. Блок А. Избранное. Москва, 1960.

2. Ганиева Л. Методология изучения фортепианно-ансамблевой музыки Узбекистана. Ташкент, 2016.

3. Ганиева Л. Фортепианный дуэт в Узбекистане: проблемы интерпретации. Ташкент, 2013.

К ВОПРОСУ ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНА МУЗЫКАЛЬНЫХ

ДИНАСТИЙ

Турсунова Г.А. Email: Tursunova17137@scientifictext.ru

Турсунова Гулшаной Артикжановна - кандидат искусствоведения, доцент, кафедра истории музыки и критики, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматривается феномен музыкальной династии, её роль как двигателя культурного прогресса. Освещается степень изученности вопроса династии в мировой науке а также расскрываются некоторые исторические и теоретические аспекты данной проблематики. Раскрываются оценочные и аналитические критерии в подходе к её изучению. Акцентируется внимание на комплексном подходе в исследовании данного вопроса. Вывляется историческая значимость музыкальных династий на Востоке а также роль и место современных музыкальных династий Узбекистана.

В музыкальном искусстве феномен династии является одним из малоизученных аспектов современного музыкознания. Деятельность музыкальных династий, представителей которых, в первую очередь, связывают узы генетического кровного родства, на протяжении длительного исторического периода выходят на сценическую арену не только как яркие, самобытные личности - музыканты, творцы и исполнители, но и, что немаловажно, своей деятельностью в её суммарном общем вкладе в наследие искусства, становятся двигателями мирового культурного прогресса.

Ключевые слова: музыкальное искусство, династия, преемственость генетика, традиции, феномен, музыкальные способности, исследование.

TO THE QUESTION OF STUDYING THE PHENOMENON OF MUSICAL DYNASTIES Tursunova G.A.

Tursunova Gulshanoy Artikjanovna - Doctor of philosophy (PhD) in art science, Assistant Professor, DEPARTMENT HISTORIES OF THE MUSIC AND CRITICS, STATE CONSERVATORY UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: in article is considered phenomenon to music dynasty, her role as engine of the cultural progress. It Is Illuminated degree study question to dynasties in world science as well as opened some history and theoretical aspects given problems. Open merit and analytical criteria in approach to her study. Attention is Accented on complex approach in study given question. History value music dynasty in the east as well as role and place modern music dynasty Uzbekistan.

In music art phenomenon to dynasties is one of малоизученных aspect modern музыкознания. Activity music dynasty, representatives who in the first place link tie an

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.