29.Хасанов Х.Р. Культура и искусство в эпоху Амира Темура и темуридов // Вестник науки и образования. № 21 (97), 2020. Часть 2. С. 115-118.
30. Rahmatova M.O., Tosheva D. Theory and methods of musical educational of children // Вестник науки и образования. № 21 (97), 2020. Часть 2. С. 52-53.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЯМ В АНСАМБЛЕ Рузиев Д.Ю. Email: [email protected]
Рузиев Даврон Юлдашевич - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра музыкального образования, факультет искусствоведения, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: проектирование процесса обучения музыкальным произведениям в ансамбле -это форма профессиональной деятельности педагога, характеризующаяся технологической структурой учебного процесса, набором методов и средств, обеспечивающих его результат. Продукт проектирования - это результаты процесса обучения музыкальным произведениям в ансамбле. Содержание музыкальной деятельности и разработка средств, с помощью которых педагог преподает студентам музыкальные произведения в деятельности ансамбля, и их овладение студентами достигаются в результате решения поставленной педагогической задачи.
Ключевые слова: проектирование, ансамбль, музыкальное произведение, формы, методы и средство, индивидуальные особенности.
DESIGNING THE PROCESS OF TEACHING MUSICAL WORKS
IN AN ENSEMBLE Ruziev D.Yu.
Ruziev Davron Yuldashevich - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF MUSIC EDUCATION, FACULTY OF ART HISTORY, BUKHARA STATE UNIVERSITY, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: designing the process of teaching musical compositions in an ensemble is a form of the teacher's professional activity, characterized by the technological structure of the educational process, a set of methods and means that ensure its result. Product design is the result of the process of teaching musical compositions in an ensemble. The content of musical activity and the development of means by which the teacher teaches students musical works in the ensemble's activities, and their mastery by the students are achieved as a result of solving the assigned pedagogical problem.
Keywords: design, ensemble, musical composition, forms, methods and means, individual characteristics.
УДК 781
Проектирование - сложная форма педагогической деятельности. При ее реализации необходимо учитывать важные закономерности учебного процесса в ансамбле. Соответственно, при построении процесса обучения музыке в ансамбле необходимо: вклад избранных музыкальных произведений в развитие общества и музыки; зависимость музыкальных результатов, усвоенных студентами в ходе ансамблевых занятий; соответствие выбранных музыкальных произведений для исполнения ансамблем индивидуальным особенностям, умениям и способностям студентов; необходимо учитывать, что цель,
58
содержание, форма, методы и средства обучения студентов музыкальным произведениям направлены на обеспечение эффективности всего процесса музыкального образования.
Для того чтобы спроектировать процесс обучения музыке студентов, также необходимо: Обеспечение эффективности проектирования процесса обучения музыкальным произведениям на основе надлежащего охвата всех компонентов в проекте; Выбор средств обучения музыкальным произведениям в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся; Выбор проектированных стратегий в соответствии со знаниями, умениями и другими индивидуальными приемами преподавателя ансамбля.
Первая проблема, с которой сталкивается педагог при обучении музыке студентов в ансамбле, - это конструирование содержания музыкально-педагогической деятельности. Учебная программа или студент - учащиеся являются основой для разработки содержания индивидуального музыкального образования, и в этом случае преподаватель принимает самостоятельное решение о том, что предложить учащимся в ансамблевом исполнении в соответствии с педагогической деятельностью, целями и условиями. В процессе принятия решения желательно учитывать следующее: что и в какой степени студенты должны усвоить рекомендуемую информацию о музыкальных произведениях, исполняемых ансамблем; уровень начальной музыкальной подготовки студентов, уровень знаний для исполнения произведений, умение получать учебную информацию, связанную с изучением их ансамблевого произведения.
Важную роль в деятельности ансамбля играет технология оформления учебно-информационных материалов для изучения музыкальных произведений. В этом процессе:
1) музыкальные произведения, представленные на студенческое исполнение;
2) задания учащимся самостоятельно исполнять музыкальные произведения на музыкальном инструменте, разбираться в содержании;
3) выполнение работ студентами, виды информации усвоившие музыкальные знания.
4) исполнение студентами музыкальных произведений. Те, кто овладел музыкальными знаниями, находят свое выражение.
Сегодня желательно создать наиболее подходящую модель проектирования процесса музыкального образования, которая будет единообразно служить для образовательного процесса, который будет организован во всех типах учебных заведений, независимо от формы, метода и средств. Соответственно, целесообразно разработать проект процесса обучения студентов исполнению музыкальных произведений в ансамбле в следующие этапы:
Первый этап: Этот этап является первым этапом проектирования процесса обучения студентов музыкальным произведениям в деятельности ансамбля, который предполагает изучение музыкальных произведений по содержанию занятий, которые входят в содержание ансамбля. Он включал ознакомление с содержанием музыкальных произведений, обобщение и округление выдвинутых в них художественных и музыкальных идей.
Второй этап: Четкое решение о содержании и сути музыкальных произведений, исполняемых в ансамбле, четкое определение общей и конкретных целей, которые необходимо решить в предложениях произведения в рамках общей цели, положительное решение образовательной цели выразительного, привлекательного исполнения будут ориентированы на развитие музыкальных и художественных задач.
Третий этап: Этот этап заключается в разработке содержания учебного процесса ансамбля. Это, в свою очередь, позволяет ансамблю выразить совокупность теоретических и практических знаний исполняемых музыкальных произведений. На этом этапе также должны быть отражены объем музыкально-художественного понимания, умений и исполнительских навыков, необходимых учащимся для овладения содержанием произведений.
Четвертый этап: Этот этап является важнейшим этапом проектирования, и осуществляется выбор формы, метода и средств обучения студентов музыкальным произведениям в исполнении ансамбля. Теоретические знания и практическое применение учебных работ передаются студентам через формы, методы и средств, которые, в свою очередь, получают эти знания.
Пятый этап: На этом этапе определяется, сколько времени потребуется учащимся для приобретения определенных концепций, умений и навыков исполнения на основе изучаемого музыкального произведения.
Шестой этап: Для правильного и выразительного исполнения произведений ансамбля будет разработана система дополнительных упражнений, и требование особого внимания к их результативности является главным условием этого этапа.
Систему дополнительных упражнений для правильного, выразительного выполнения произведений целесообразно разделить на следующие группы: 1. Задания и упражнения, которые студенты решают на уроках: а) правильное понимание и понимание средств выражения в произведении; б) точное, чистое исполнение звуков на музыкальном инструменте, правильная передача художественного образа; в) эффективное использование инструментальных упражнений; г) работа над народной мелодией, мелизмами, динамическим оттенкам на инструменте.
2. Упражнения, домашние задания которые должны выполняться вне класса:
а) собирать дополнительную информацию о форме и стиле произведений;
б) потренироваться выполнять работу с чувством ритма;
в) практика музыкально-художественного исполнения и исполнение произведения в целом;
г) укрепите информацию о контексте.
Седьмой этап: На этом этапе осуществляется контроль общей деятельности студентов. В частности, степень усвоения студентами знаний о произведениях, исполняемых ансамблем, а также умение развивать практические навыки и компетенции при выполнении произведений.
Восьмой этап: В качестве финального этапа проект завершится приложением проекта к обучению ансамбля и изучением его конечного уровня.
Список литературы /References
1. Мадримов Б.Х. Бухарский шашмаком - феномен в культуре Центральной Азии // Наука, техника и образование. 74:10 (2020). С. 111-113.
2. Норова Ш.У. Повышение профессиональной компетентности путем подготовки молодежи к хоровой деятельности // Наука, техника и образование. 74:10 (2020). С. 114-117.
3. Дустов С.Д. Влияние самостоятельной работы на музыкально-эстетическое воспитание // Academy, 62:11 (2020). C. 44-46.
4. Мустафаев Б.И. Некоторые вопросы развития профессиональных навыков учителя музыкальной культуры // Academy, 62:11 (2020). C. 47-50.
5. Каюмов И.Ф. Психологические истоки музыки // Academy, 62:11 (2020). C. 56-58.
6. Кушаев И.А., Ахтамов И.И. Педагогические основы традиционной профессиональной музыки (на примере искусства дастана) // Academy, 62:11 (2020). C. 59-62.
7. Мадримов Б.Х. Представление учителя музыкальной культуры о педагогическом творчестве и педагогической технологии // Вестник науки и образования, 99:21-2 (2020). C. 33-36.
8. Холиков К.Б. Музыкальная педагогика и психология // Вестник науки и образования, 99:21-2 (2020). C. 58-61.
9. Норова Ш.У. Взаимозависимость социальной среды и образовательного процесса и их влияние на личность студента // Вестник науки и образования, 99:21-2 (2020). C. 44-47.
10. Миршаев У.М. Музыкально-эстетическое воспитание и современные требования к учителю музыки // Вестник науки и образования, 99:21-2 (2020). C. 48-51.
11. Мадримов Б.Х. Развитие музыкальной культуры в Средней Азии // Педагогическое образование и наука, 2017. № 2. С. 138-139.
12. Нуриллаев Ф.Г., Нурилаева Н.К. Роль фольклорных песен в воспитании учащихся // Проблемы педагогики, 2020. С. 15-17.
13. Миршаев У.М., Миршаева Д.А. Роль народных песен в нравственном воспитании учащихся // Проблемы педагогики, 2020. С. 6-7.
14. Каримов О.И. Значение специфических особенностей и воспитательных возможностей узбекских народных инструментов // Academy, 2020. С. 78-80.
15. Madrimov B., Uzakova (Nayimova) M.A. About the voice songs of the Chulpan // Theoretical & Applied Science. 4 (84), 2020. С. 434-437.
16. Ражабов Т.И. Тематическая классификация узбекской детской народной музыки и игр // Наука, образование и культура, 2020. С. 61-63.
17. Dustov S.D. The history of the Emergence of National Musical Instruments // International Journal of Psychosocial Rehabilitation, 2020. С. 7125-7130.
18. Ramazonova U.K, Sayfullaeva O. Makom art is a priority in the musical culture of Uzbekistan // Проблемы педагогика. № 2 (47), 2020. С. 87-88.
19. Норова Ш., Наимов Т. Воспитательное значение классических музыкальных произведений в образовании студентов // Academy. 56:5 (2020). С. 55-57.
20. Yarashev J. Artistic and Aesthetic Features of "Buchof' Tune // Eastern European Scientific Journal, 2019. С. 118-122.
21. Rajabov A. The development of music and instrumental performance in Central Asia // International Journal of Applied Research. 6 (5), 2020. С. 95-97.
22. Шамсиев Ш.И. Формы организации музыкального общения // Вестник науки и образования. 97:21 (2020), С. 67-70.
23. Ражабов Т.И., Ибодов У.Р. Обеспечение национального наследия в обучении песням бухарского детского фольклора на уроках музыки // Вестник науки и образования, 99:212 (2020). C. 55-58.
24. Мухамедов Т.Д. Способы направления студентов на информационные технологии // Вестник науки и образования. 97:21 (2020). С. 70-73.
25. Алаева З.М. Педагогика как наука и искусство воспитания // Вестник науки и образования. 97:21 (2020). С. 74-77.
26. Гулов С.Н. Музыки и её воздействие на психическую деятельность человека // Вестник науки и образования. 97:21 (2020). С. 85-88.
27. Ramazanova U.Kh., Rakhmatova M.O. Social norms, sanctions and personality // Вестник науки и образования. 97:21 (2020). С. 111-114.
28. Хасанов Х.Р. Культура и искусство в эпоху Амира Темура и темуридов // Вестник науки и образования. 97:21 (2020). С. 115-118.
29. Rahmatova M.O., Tosheva D. Theory and methods of musical educational of children // Вестник науки и образования. 97:21 (2020). С. 52-53.
30. Akhmedova M. Psycholinguic features of oriental speech etiquette // Euro-Asia Conferences. 1:1 (2021). С. 203-205.