Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННАЯ ФОРТЕПИАННАЯ ПЕДАГОГИКА УЗБЕКИСТАНА В АСПЕКТЕ ПОИСКОВ И ПЕРСПЕКТИВ'

СОВРЕМЕННАЯ ФОРТЕПИАННАЯ ПЕДАГОГИКА УЗБЕКИСТАНА В АСПЕКТЕ ПОИСКОВ И ПЕРСПЕКТИВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыкальное образование / современные методы обучения / педагогические технологии / фортепианная педагогика / исполнительская практика. / music education / modern teaching methods / pedagogical technologies / piano pedagogy / performing practice

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кабдурахманова Луиза Бахтиеровна

в данной статье речь идет о внедрении современных методов фортепианного исполнительства в процесс обучения студентов-пианистов с использованием новейших педагогических технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PIANO PEDAGOGY OF UZBEKISTAN IN THE ASPECT OF SEARCHES AND PROSPECTS

this article is about the introduction of modern methods of piano performance in the process of teaching piano students using the latest pedagogical technologies.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННАЯ ФОРТЕПИАННАЯ ПЕДАГОГИКА УЗБЕКИСТАНА В АСПЕКТЕ ПОИСКОВ И ПЕРСПЕКТИВ»

СОВРЕМЕННАЯ ФОРТЕПИАННАЯ ПЕДАГОГИКА УЗБЕКИСТАНА В АСПЕКТЕ ПОИСКОВ И ПЕРСПЕКТИВ Кабдурахманова Л.Б.

Кабдурахманова Луиза Бахтиеровна - самостоятельный соискатель ученой степени доктора философии (PhD),

старший преподаватель, кафедра специального фортепиано, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье речь идет о внедрении современных методов фортепианного исполнительства в процесс обучения студентов-пианистов с использованием новейших педагогических технологий.

Ключевые слова: музыкальное образование, современные методы обучения, педагогические технологии, фортепианная педагогика, исполнительская практика.

MODERN PIANO PEDAGOGY OF UZBEKISTAN IN THE ASPECT OF SEARCHES

AND PROSPECTS Kabdurakhmanova L.B.

Kabdurakhmanova Luiza Bahtiyorovna - Independent Candidate for the degree of Doctor of Philosophy (PhD), Senior

Lecturer,

DEPARTMENT OF SPECIAL PIANO, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this article is about the introduction of modern methods of piano performance in the process of teaching piano students using the latest pedagogical technologies.

Keywords: music education, modern teaching methods, pedagogical technologies, piano pedagogy, performing practice.

УДК 786

В настоящее время в музыкальной педагогике наблюдается рост интереса к новым методам работы с учащимися, что продиктовано необходимостью совершенствования педагогической практики и перехода ее на новый уровень развития с целью соответствия возрастающим требованиям. Инновационные методы работы с учениками способствуют эффективности занятий и восприятия учащимися новых форматов урока.

Следует заметить, что современными технологиями пользуются, в основном, молодые преподаватели, так как у опытных педагогов зрелого возраста уже сложились свои методы обучения. И в этой ситуации новому поколению студентов, владеющих передовыми цифровыми и информационными возможностями, не привычны традиционные методы занятий. Отсюда трудно ожидать необходимого результата, что наталкивает на размышления о соответствии сторон, о необходимости тщательного анализа и поиска оптимальных путей решения проблемы.

К вопросам о важности проблематики, связанной с профессиональной подготовкой пианистов, неоднократно в своих исследованиях обращались выдающиеся музыковеды и исполнители (Б. Асафьев, Г. Нейгауз, А. Вицинский, Е. Либерман и др.). Осмыслению теоретической базы инновационных педагогических подходов послужили труды известных педагогов-пианистов (Я. Гельфанда, Л. Рапацкой и др.).

В Узбекистане в настоящее время идет процесс реформирования системы образования, связанный с содержанием образовательных программ и внедрением инновационных технологий с целью воспитания гармонично развитой личности, конкурентоспособных кадров.

Отсюда следует вывод, что главной целью образования является не просто передача знаний, но и осознанное восприятие учащимися новой информации. Так. в частности, в Узбекистане, на основе Постановления Кабинета министров Республики Узбекистан № 278 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы переподготовки и повышения педагогических кадров высших образовательных учреждений» от 26.09.2012 года разработан комплекс мер по обучению педагогов таким дисциплинам, как информационно-компьютерные технологии, английский язык, современные педагогические методы и др. Здесь же конкретизируются 4 основных приоритета:

• повысить роль управляющих советов и полномочий кафедр ВУЗов;

• обозначить процесс обучения в соответствии с требованиями рынка, объединить его с производством и создать среду для плодотворной самостоятельной работы студентов;

• поднять научный потенциал ВУЗов на основе дальнейшего развития науки и инноваций;

• сократить в ВУЗах работу с документацией, а также бюрократию и коррупцию за счет цифровизации сферы [4].

Эти требования вызваны необходимостью расширять образовательные программы, ввиду появления дистанционного формата обучения, организации online- и offline- занятий. Кроме того, в Узбекистане поэтапно осуществляется переход на кредитно-модульную систему обучения в ВУЗах. Эти реформы позволят студенту посвящать больше времени самостоятельной работе и изучению наиболее интересных для него предметов.

Важной задачей стало формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возможностей и способностей каждой отдельной личности. Как известно, обучение музыке на любом этапе связано с двумя образовательными функциями. Это совершенствование музыкальных и творческих способностей, формирование культуры учащихся в художественном плане.

На данный момент существуют две основные тенденции в области музыкального обучения:

1. Следование традиционным установкам;

2. Педагогические инновации (разработка новых методик и технологий в процессе образования).

Обе тенденции являются важнейшими элементами совершенствования музыкального образования,

так как внедрение современных технологий и методик не сможет достичь полноценного эффекта без учета накопленного традиционного педагогического музыкального опыта. Одной из главных задач внедрения новых методологических подходов в процесс музыкального развития молодых пианистов является учет различной степени их базовой подготовки и одаренности. Традиционные принципы о равенстве способностей учащихся нуждаются в обновлении, отсюда следует создание и введение различных по уровню сложности методических разработок, пособий и т.д.

На сегодняшний день уже создано очень много ярких, своеобразных учебно-методических пособий и учебников для пианистов. Но, несмотря на это, многие педагоги продолжают игнорировать сложившуюся реальность, пользуясь старыми методами работы. Это можно объяснить появлением новых комплексных систем, как, например, модульной. Бесспорно, сегодня важно пользоваться новой учебной литературой, так как современные технологии делают процесс обучения интересным, увлекательным и раскрывают способности учащихся, активизируя их творческие наклонности.

Новые формы и методы работы не только расширяют границы предмета, но также способствуют формированию духовно-нравственного потенциала личности студента, которому следует предоставить все возможности для активного участия в процессе обучения, пробудить в нем максимальный интерес к занятиям по специальности. Развитие исполнительских навыков обучаемого средствами информационных технологий обогащает не только методику преподавания, но и сам результат, развивает эстетический вкус, расширяет кругозор как педагога, так и ученика. Одним из важнейших принципов инновационных технологий является индивидуальный подход к учащемуся. Работа в данном случае должна вестись одновременно по трем направлениям:

1. Ознакомить студента с историей фортепиано, жанрами фортепианной музыки на примере узбекских и зарубежных произведений.

2. Работа над техникой, поскольку совершенствование техники игры на фортепиано - важнейшая задача пианиста.

3. Работа исполнителя над профессиональным мастерством, совершенствованием музыкально -образной сферы, поиском более выразительных средств и красок.

Итак, развитие исполнительских навыков обучаемого средствами информационных технологий прививает эстетический вкус, расширяет кругозор будущего педагога. Сегодня музыкант не мыслится без эрудиции, интеллекта, познания жизни и психологии. Он призван быть компетентным во многих сферах жизни, следить за техническим прогрессом и быть готовым к непрерывной работе над собой и внедрению своих познаний в свою практику.

На сегодняшний день Интернет занимает большое место в реальности и здесь важно направить свои знания на поиск нужной информации, полезной в обучении музыке.

Современный педагог призван обладать широким кругозором и гибким, активным мышлением, умением найти единственно верный подход к ученику, где главное место занимает непосредственно учащийся. Необходимо предоставить студентам все возможности для саморазвития, пробудить в них интерес к музыкальным дисциплинам.

Список литературы /References

1. Алексеев А.Д. История фортепианного искусства: в 3 ч. / А.Д. Алексеев. 2-е изд., доп. М.: Музыка,

1988-1990.

2. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство / Л.А. Баренбойм. Л.: Музыка, Ленинградское отделение, 1974. 336 с.

3. КоганГ.М. Избранные статьи / Г.М.Коган. М.: Советский композитор, 1972. Вып. 2. 226 с.

4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://yuz.uz/ru/news/oliy-talim-tizimidagi-ustuvor-vazifalar-Ье^апШ/ (дата обращения: 31.05.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.