Научная статья на тему 'УЗБЕКСКОЕ ФОРТЕПИАННОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ'

УЗБЕКСКОЕ ФОРТЕПИАННОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
276
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО / МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТВО / КОМПОЗИТОРСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТИЛЬ / ТРАДИЦИИ / ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА / ПИАНИСТ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ильясова Дилором Дониевна

В статье рассматривается узбекское фортепианное исполнительское искусство как один из наиболее значимых видов музыкального исполнительства. Фортепианное исполнительство является важнейшей сферой духовного развития человека, значимым пластом его культуры. История развития узбекского фортепианного исполнительского искусства, являющегося частью художественной культуры в целом, представляет собой историю развития эстетических возможностей фортепианного искусства, выделения фортепианного исполнительского творчества в самостоятельную область художественной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UZBEK PIANO PERFORMANCE AT THE PRESENT STAGE OF DEVELOPMENT

The article examines the Uzbek piano performing arts as one of the most significant types of musical performance. Piano performance is the most important area of a person's spiritual development, a significant layer of his culture. The history of the development of Uzbek piano performing arts, which is a part of artistic culture as a whole, is the history of the development of the aesthetic possibilities of piano art, the separation of piano performing arts into an independent area of artistic activity.

Текст научной работы на тему «УЗБЕКСКОЕ ФОРТЕПИАННОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ»

УЗБЕКСКОЕ ФОРТЕПИАННОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ Ильясова Д.Д. Email: Ilyasova17160@srientifictext.ru

Ильясова Дилором Дониевна - преподаватель, кафедра общего фортепиано, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматривается узбекское фортепианное исполнительское искусство как один из наиболее значимых видов музыкального исполнительства. Фортепианное исполнительство является важнейшей сферой духовного развития человека, значимым пластом его культуры. История развития узбекского фортепианного исполнительского искусства, являющегося частью художественной культуры в целом, представляет собой историю развития эстетических возможностей фортепианного искусства, выделения фортепианного исполнительского творчества в самостоятельную область художественной деятельности.

Ключевые слова: исполнительство, музыкальная культура, исполнительское искусство, композиторское творчество, национальный стиль, традиции, исполнительская культура, пианист.

UZBEK PIANO PERFORMANCE AT THE PRESENT STAGE

OF DEVELOPMENT Ilyasova D.D.

Ilyasova Dilorom Donievna - Lecturer, DEPARTMENT OF GENERAL PIANO, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article examines the Uzbek piano performing arts as one of the most significant types of musical performance. Piano performance is the most important area of a person's spiritual development, a significant layer of his culture. The history of the development of Uzbek piano performing arts, which is a part of artistic culture as a whole, is the history of the development of the aesthetic possibilities of piano art, the separation of piano performing arts into an independent area of artistic activity.

Keywords: performance, musical culture, performing arts, composing, national style, traditions, performing culture, pianist.

УДК 078

Исполнительство, как составная и важная часть музыкального искусства, отражает практически все процессы, происходящие в музыкальной культуре. Современное фортепианное исполнительское искусство характеризуется стремлением к обновлению художественного содержания и выразительных средств, отражающих идейно-образный мир, социокультурную картину нашего времени, к удовлетворению духовных и эстетических запросов общества, его просвещения и воспитания. Важное место в этом направлении занимает проблема национального музыкального стиля, являющаяся одной из сложнейших в искусствоведении. «Национальный музыкальный стиль, - по определению учёного-исследователя Михаила Михайлова, - есть форма выражения музыкально-образного содержания, отражающего мировосприятие, мироощущение, идеи, эмоции, специфичные для определённой музыкальной культуры» [1, 255].

Благодаря понятию о национальном стиле, фортепианное исполнительство можно обозначить как важнейший артефакт музыкальной культуры, образующий отдельную

традицию музыкального творчества, объединяющий в себе критерии и тенденции жанро-и стилеобразования в композиторском творчестве, обладающий мощным интерпретативным потенциалом по отношению к роли личности в «жизненном мире» культуры. Представленный комплекс характеристических свойств национального музыкального стиля многообразно раскрывается в современном узбекском фортепианном исполнительском творчестве в различных аспектах его стилевого обновления.

Узбекское фортепианное исполнительство находится в постоянной связи с самобытной художественной культурой нашей республики. Памятники архитектуры, изобразительное искусство, поэзия, музыка, красота природы и даже особенности климата - всё воздействует на художественный феномен искусства и создаёт свою неповторимую ауру, свои нюансы и национальные особенности фортепианного исполнительства.

Фортепианное исполнительство Узбекистана прошло определенные этапы своего становления и развития. При всей своей сложности это были ступени постепенного накопления и неизменного роста общего художественного и музыкального уровня. Облик современного узбекского фортепианного исполнительства представляют О. Юсупова, С. Гафурова, А. Шарипова, Э. Миркасымова, Г. Гулямова, Н. Полатханова, М. Гумаров, М. Файзиева. Постоянно выступая с большими программами, удивляя слушателей разнообразием и сложностью своего репертуара, они способствовали активизации концертной жизни страны.

Сейчас эстафета преемственности традиций узбекского исполнительского искусства принята молодым поколением пианистов, составляющих ядро педагогического коллектива кафедры специального фортепиано Государственной консерватории Узбекистана. В их числе Р. Палванов, Ф. Мухамедова, Н. Хусанова, Э. Мирзакамалова, В. Умарова, Л. Кабдурахманова, Д. Ислямова - это узбекские пианисты с яркой индивидуальностью и своим видением на исполнительское искусство. Многогранность их таланта расширяет прочтения произведений, и добавляет их деятельности творческий облик.

Пианисты Узбекистана, выступая с монографическими и тематическими концертами, обращаются к сочинениям из сокровищницы мировой музыкальной классики, а также особое пристальное внимание уделяют пропаганде произведений узбекских композиторов. При этом важно отметить, что узбекское фортепианное композиторское творчество свидетельствует о колоссальном интересе ко всем разновидностям форм и жанров музыкального творчества. Оно также может быть охарактеризовано взаимообогащением национальных культур, новыми тенденциями, способствующими решению многих художественных проблем на ином уровне.

Однако, столь большой интерес композиторов к различным жанрам фортепианной музыки во многом определяется активностью самих исполнителей. Деятельность талантливых интерпретаторов способствовала появлению новых интересных сочинений. К настоящему моменту пропагандируемая ими музыка композиторов Узбекистана с успехом звучит и за рубежом.

Говоря о высоком уровне фортепианной исполнительской культуры, подразумевается и крепкая техническая база, и яркое исполнительское мастерство пианиста, и общее ощущение соразмерности всех музыкальных элементов и качественных характеристик, соединенных в художественную целостность. В этом отношении большую роль в воспитании ярких интерпретаторов играет плодотворная деятельность профессорско-преподавательского состава кафедры специального фортепиано Государственной консерватории Узбекистана, её творческие и научные контакты с зарубежными музыкальными университетами и академиями, победы студентов-пианистов на международных конкурсах, их участие в зарубежных музыкальных форумах и фестивалях. Все перечисленные факты свидетельствуют об успешном развитии процесса интеграции узбекского фортепианного исполнительства и педагогики в мировое музыкальное пространство.

Достигнутый уровень профессиональной подготовки пианистов дает нашим музыкантам возможность вхождения в мировое музыкальное пространство посредством международных конкурсов и фестивалей, которые в значительной мере стимулируют рост исполнительских сил Узбекистана и педагогическое мастерство педагогов. Данный процесс также демонстрирует новые тенденции мирового исполнительского искусства, раскрывает поистине неисчерпаемые возможности способностей наших музыкантов, стимулирует богатейшие возможности проблемно-эвристического обучения.

В результате всесторонней поддержки и стимулирования молодёжи в нашей стране молодые пианисты успешно выступают в различных странах, знакомят слушателей с лучшими образцами узбекской фортепианной музыки, прославляют на весь мир культурный потенциал Узбекистана. Так, творчески одарённая пианистка Нодира Дадамухамедова (Азизова) лауреат конкурсов в Греции, Франции, Италии заняла первое место, Зарина Агаева и Тамара Акбарова завоевали победы в своих группах. Такие достижения - результат огромного труда педагогов, огромного внимания, уделяемого в нашей стране воспитанию молодёжи.

Характерная тенденция современного фортепианного исполнительства в Узбекистане - расширение творческих контактов с представителями фортепианного искусства дальнего и ближнего зарубежья, проводимых в форме традиционных мастер-классов и концертных вечеров. В этом отношении одним из значимых событий в культурной жизни страны стал гастрольный тур класса широко известного в современном музыкальном мире Станислава Юденича, проходивший в 2019 году в Ташкенте.

Станислав Юденич является обладателем Первой премии и Золотой медали на XI Международном конкурсе пианистов имени Вана Клиберна. «Важнейшим отличительным свойством фортепианной педагогики Юденича является звуковое мастерство, осмысленность музыкальной речи и умение воплощать звукотворческий смысл; благодаря тонкому мастерству звукоизвлечения отличаются его ученики» [2, 62]. Концертные программы, представленные нашим соотечественником и его учениками ташкентской публике, открыли новые перспективы для развития узбекского пианизма за рубежом.

Подобные творческие вечера и встречи взаимно обогащают и дают мощный стимул для дальнейшего профессионального роста узбекской фортепианной школы, вырабатывают у наших молодых пианистов чувство внутреннего достоинства и развивают способность считаться с альтернативными взглядами и позициями.

Таким образом, современное узбекское фортепианное исполнительство представляет собой сложную многоуровневую систему, постоянно развивающийся комплекс, содержащий в себе основные составляющие сферы: композиторское творчество - фортепианное исполнительство - фортепианная педагогика -слушательское восприятие. Оценивая путь, пройденным узбекским фортепианным исполнительским искусством мы можем с уверенностью сказать, что этот процесс плодотворен и узбекская пианистическая школа имеет блестящие перспективы своего дальнейшего развития. При этом важно учитывать, что современный облик пианиста-интерпретатора должен быть основан не только на сформировавшихся стереотипах фортепианной педагогики, но и находиться в тесной связи с новыми тенденциями в культурном строительстве современного общества, с новыми направлениями в композиторском творчестве, с эстетическими запросами слушателей. Реализация этих требований во многом определит вектор движения узбекского фортепианного исполнительства, его целевые ориентиры и содержательно-смысловую парадигму.

Список литературы /References

1. Михайлов М. Национальный стиль // Михайлов М. Этюды о стиле в музыке. Статьи и фрагменты. Ленинград, 1990.

2. Ислямова Д. Место фортепианной школы Узбекистана в мировой музыкальной исполнительской культуре // журнал "Musiqa". № 3 (7), 2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.