10.00.00 - ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 82-6 UDС 82-6
А.В. АНТЮХОВ A.V. ANT'UHOV
профессор Брянского государственного университета professor of Bryansk state University named after
им. академика И.Г. Петровского academician I.G. Petrovsky
Е.И. САРИН U.I. SARIN
аспирант Брянского государственного университета graduate student of Bryansk state University named after
им. академика И.Г. Петровского academician I.G. Petrovsky
E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]
СПЕЦИФИКА ОТРАЖЕНИЯ БИОГРАФИИ АВТОРА В ПРОПОВЕДЯХ ФЕОДОСИЯ ПЕЧЕРСКОГО
THE SPECIFICITY OF THE REFLECTION OF THE AUTHOR'S BIOGRAPHY IN THE SERMONS THEODOSIUS PECHERSKY
Элементы личной биографии Феодосия Печерского включены в его проповеди на уровне коммуникативной ситуации как общение автора и адресата. Данный цикл рассматривается как эпизод духовной биографии проповедника. Реальные биографические факты, связанные с жизнью монастыря, в произведениях отсутствуют, но в них создается конкретный образ автора, передаются его личные внутренние переживания, отличающиеся автобиографической достоверностью.
Ключевые слова: автобиография, Феодосий Печерский, проповедь, образ автора.
Elements of personal biography Theodosius Pechersky included in his sermons at the level of the communicative situation as the communication of the author and the addressee. This cycle is considered as an episode of spiritual biography of the preacher. Real biographical facts, connected with the life of the monastery, in the works are absent, but the specific image of the author creates in them, his personal inner experiences, different autobiographical confidence, expressed in the text.
Keywords: autobiography, Theodosius Pechersky, sermon, the image of the author.
Одним из первых русских проповедников, который оставил нам цикл великопостных поучений, обращенных к монахам, был Феодосий Печерский. Его проповеди, как нам представляется, имеют особое значение для развития автобиографического начала в древнерусских сочинениях учительной традиции.
В настоящее время доказана атрибуция семи поучений Феодосия к братии и восьмого - адресованного келарю [См.: 1, с.279-280; 4, с.156-184; 5, с.67-71; 7, с.202-203; 9, с.160-162; 10, стлб.616; 13, с.45-47]. К великопостным проповедям относятся:
«Въ вторникъ 3-ей недЪли поста на часЪхъ свята-го Феодора игумена Студиискаго слово о утЪшно къ братьи и о душевнй пользЪ». Нач.: «Азъ грЪшный и лЪнивый погрЪбыи талантъ свои въ земли...» (Далее -Поучение к братии о душевной пользе);
«Въ среду 3-й недЪли поста святаго Феодора Студийскаго поучение о пользЪ душевнЪй». Нач.: «Тъмъ убо азъ нынЪ дрЪзнухъ се писати вамъ и еще молюся всею душею моею...» (Далее - Поучение о пользе душевной);
«Въ среду 3 недЪли поста слово святаго Феодосия на часЪхъ о терпЪнии и о любви». Нач.: «Что вне-семъ любимици мои в мир съи или что имам изнести». (Далее - Поучение о терпении и о любви);
«Въ чет(вертокъ) 3 недЪли по та святаго Феодосия слово о терпЪнии и о любви и о постЪ». Нач.:
«Многажды друзии отгоними много искушениа ради а не останутся, дондеже...» (Далее - Поучение о терпении и о любви и о посте);
«Въ чет(вертокъ) 3 недели поста на часЪхъ свя-таго Феодосиа поучение о терпЪнии и милостыни». Нач.: «Възлюблении притчю приимЪте злостраданиа и тръпЪниа». (Далее - Поучение о терпении и милостыни);
«Въ пятокъ 3 недЪли поста святаго Феодосиа поучение о терпЪнии и о смирении». Нач.: «Подвизаитесе трудници да приимЪте вЪнець тръпЪниа вашего...». (Далее - Поучение о терпении и о смирении);
«Въ пятокъ 3 недЪли поста слово на часЪхъ святаго Феодосиа о хождении къ церкви и о молитвЪ». Нач.: «Слышимъ убо Господа пророкомъ глаголюща къ нашему учительству (унылству): сыне человЪчь: стража дахъ тя... » (Далее - Поучение о хождении к церкви и о молитве).
Научное издание этих текстов было осуществлено И.П. Ереминым в 1947 году по рукописи РГБ собрания Румянцева .№406 (с разночтениями по ряду списков XV-XVIII в.) [4, с. 173-183]. Три из них по той же рукописи опубликованы в «Библиотеке литературы Древней Руси» (подготовка текста и комментарии Н.В. Понырко) [11, с.434-445, 534-536].
Ситуация проповедания является также весьма важной для проповедей Феодосия Печерского. Во-первых, это фактор, который помогает нам определить
© А.В. Антюхов, Е.И. Сарин © A.V. Ant'uhov, U.I. Sarin
10.00.00 - ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 10.00.00 - РИТШЬОИСЛЬ
жанровую специфику текста. Это рамочная коммуникативная ситуация, которая «предполагает непосредственное устное общение пастора (автора, оратора) и паствы (воспринимающей аудитории)» [2, с.54], то есть позволяет отнести анализируемые произведения к жанру проповеди. С определенной долей осторожности таким образом расценивает их современный исследователь Г.В. Никищенкова [8, с.176], хотя и в самоназваниях, и в литературоведческой традиции мы находим термин «поучение» относительно данных сочинений Феодосия Печерского. Впрочем, в этом нет противоречия, поскольку древнерусские книжники в первую очередь вкладывали в свои произведения учительный пафос, с чем, возможно, и связано утвердившееся на Руси самоназвание сочинений подобного рода.
Во-вторых, коммуникативная ситуация общения пастыря и паствы отражает вполне определенную автобиографическую ситуацию: пастырское наставление, которое Феодосия Печерский произносит, обращаясь к инокам своего монастыря в дни Великого Поста. Однако, если в огласительных поучениях Феодора Студита мы в ряде случаев обнаруживаем указания на конкретные даты церковного календаря (или на время года), то тексты преподобного Феодосия лишены этого. Информация о времени произнесения проповедей извлекается из заглавий, в которых имеются указания на день конкретной великопостной недели.
Ситуация проповедания в поучениях Феодосия Печерского, несомненно, автобиографична, поскольку отражает конкретный акт общения автора и его слушателей. Причем, это общение необыкновенно активное, Феодосий постоянно обращается к своим духовным детям, он проявляет по отношению к ним живое участие и христианскую любовь. В частности об этом свидетельствует большое число обращений, которое использовано в поучениях: «любимици мои», «любимици», «отци мои и братиа», «братие моя», «братиа моа лю-бимаа», «друже», «възлюблении», «трудници», «чада моя любимая, и братиа и отци», «братия моя и отци и чада духовнаа», «брате» и пр. [См.: 4, с. 173-183]. Интересно, что за счет наличия дополнительной информации о Феодосии Печерском, извлекаемой из его Жития, ситуация проповедания типизируется в рамках агиобиографии святого: «По вься же дьни святыихъ мя-сопущь святый отьць нашь Феодосий отхожаше въ святую свою пещеру, идеже и чьстьное тЪло его положено бысть. Ту же затворяшеся единъ до Врьбьныя недЪля, и въ пятъкъ тоя недЪля, въ годъ вечерьняя, прихожаа-ше къ братии и, ставъ въ двьрьхъ цьркъвьныихъ, учаа-ше вься и утЪшая, подвига ради и пощения ихъ. Себе же недостоина творя, якоже ни единоя недЪлЪ, понЪ достигнута противу трудомъ ихъ» [6, с.422]. Сходная информация содержится и в «Повести временных лет»: «Федосий бо обычай имяше, приходящю бо постьному времени, в недЪлю масленую, вечеръ, бо по обычаю це-ловавъ братью и поучивъ ихъ, како проводити постьное время, вь молитвахъ нощьных и дневныхъ, и блюсти-ся от помыслъ скверныхъ, и от бЪсовьскаго насЪянья. <.. .> Сице поучивъ братью и цЪловавъ вся по имени, и
тако изиидяше из манастыря, возмя мало коврижекъ. И вшедъ в пещеру, и затворяше двери пещеры и засыпа-ше пьрьстью, и не глаголаше никомуже. Аще ли будяше нужное орудье, то оконцемь мало бЪсЪдоваше в субо-ту или в недЪлю, а по иныи дни пребываше в постЪ и вь молитвЪ, и вьздержашеся крЪпко. И прихожаше в манастырь в пятокъ на канунъ Лазоревъ, в сий бо день кончаеться постъ 40-ный...» [11, с.224].
Как видим, данные поучений противоречат информации жития и «Повести временных лет» относительно того, что во время великого поста Феодосий Печерский не покидал затвора во время Великого поста и возвращался только в канун Лазарева дня. Г.В. Никищенкова высказывает предположение о том, что комплекс поучений Феодосия Печерского представляет собой своеобразный цикл, который был составлен и произнесен в третью неделю Великого поста и в котором первое по времени создания поучение приурочено ко вторнику и последующие по два к среде, четвергу и пятнице. Исследовательница полагает, что цикл поучений Феодосия Печерского обладает идейно-художественным единством, связанным «не только с тематикой предлагаемых наставлений, но и с личным лирическим переживанием своей ответственности пастыря за пасомых» [8, с.180].
С нашей точки зрения, данный цикл поучений представляет нам своеобразный эпизод духовной автобиографии преподобного Феодосия. Позволим себе с осторожностью предположить, что некие неизвестные нам обстоятельства побудили проповедника к нетипичному поведению. В поучении «къ братии о душевнЪй ползЪ», произнесенном во вторник, автор указывает: «Падохъ бо падешемъ злымъ», поскольку «оставивъ порученую ми службу, и въслЪдовах трапезамъ, и не чюях себе сводима къ пропасти адьстЪй» [Поучение к братии о душевной пользе - 4, с.181-182]. В тексте упоминается некое «отлучение» от своей паствы: «Азъ же, унылый, имЪя в собЪ корЪнь злаго того проращениа от моея лЪности, ни самъ входя въ царство небесное и вамъ препону творя своею лЪностию и своими неподобными нравы, судих себе двоичю и трижды отлучи-тися от вас» [4, с.181]. Трудно сказать, что здесь имеется в виду: реальное ли отсутствие Феодосия Печерского в монастыре, недостаточность пятничных проповедей во время Великого поста, которую осознал игумен; что за «трапезы» заставили его удалиться в затвор и держать строгий пост; в чем состоит «великая леность».
Вероятно, именно грех «лености», которая проявляется в том, что Феодосий Печерский в течение Великого поста большое внимание уделял заботе о собственной душе, пребывая в уединении: «И се ство-рих, не добродЪтелий дЪания онЪхъ святых подража-ти хотя, но се луче судих, да поне вас не упражняю от благого подвизания, аще бо бых с вами былъ, немалу съпону вам створилъ бых собою, отставилъ вы бых от Божиа пути» [4, с.181]. Но именно отсутствие должного попечения о монахах игумен вменяет себе в вину, раскаивается в своем поведении, которое не может быть примером для иноков, и радуется взаимопониманию с ними, ибо монахи не пренебрегли проповедями, при-
Ученые записки Орловского государственного университета. №2 (58), 2014г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 2 - no. 58. 2014
сланными из затвора: «Вашеа ради любве радуюся, еже в толицЪ злЪ видяще мою худость, не възгнушастеся моих словесъ, еже въ моемъ отхождении к вамъ изгла-голаная, но съ всякым тщанием створисте я» [4, с.182].
Думается, это весьма туманно описанное автобиографическое обстоятельство является основной причиной составления цикла проповедей. Возможно, этим же объясняется интенсивность создания текстов (ежедневно по два в среду, четверг и пятницу).
Коммуникативная автобиографическая ситуация проповедания развивается в последующих текстах цикла за счет большого числа обращений к пастве (на что мы указывали выше), а также за счет собственно содержания поучений, которое связано с утверждением Студийского устава в Киево-Печерском монастыре. Так, в поучении «о терпЪнии и о любви» Феодосий призывает иноков воспринять «благаго бога нашего законъ чистъ» и соблюдасть «заповЪди его непорочны» [4, с.174]. В поучении «о тръпЪнш и о любви и о постЪ» главными темами являются польза душевная, которую составляю трудолюбие, странноприимство, милосердие. Поучения «о терпЪнш и милостыни», «о тръпЪнш и о смиренш» и «о хождении к церкви и о молитве» посвящены проблемам соблюдения устава: исполнение всех обрядов, поведение в церкви, чтение Священного Писания и пр.
Можно обнаружить некоторые указания на реальные обстоятельства. Так, в поучении «о тръпЪнш и о любви и о постЪ» через весь текст проходит тема «ропота», подробно проанализированная В. Н. Топоровым. Проповедь, по мнению исследователя, «вскрывает расхождения между проповедником и братией. Некоторых его действий, как выясняется из текста, они не одобряют и, считая свои интересы ущемленными, ропщут. Эта тема "ропота" проходит через весь короткий текст ("роптание", "ропщющи", "роптивыи", "роптание", "ропщющие"), хотя, конечно, и несколько приглушенно. Терпение, а затем и любовь должны сначала усмирить ропщущих, а потом и привести их к осознанию своих заблуждений относительно причин, вызвавших ропот. Широкий взгляд Феодосия, основанный на любви, терпении и смирении, противопоставлен более эгоистическому взгляду братии» [12, с.791].
Реальные биографические факты, реальные события, связанные с жизнью монастыря, в поучениях отсутствуют. Обнаруживаются лишь весьма расплывчатые намеки, которые могут иметь различную интерпретацию. Однако, как мы уже отмечали выше, данные сочинения имеют значение для развития автобиографического начала в древнерусской литературе. И это зна-
чение связано, в первую очередь, с тем, что в поучениях создается конкретный образ автора, передаются его личные внутренние переживания, отличающиеся автобиографической достоверностью.
Глубокие лирические переживания поучения «къ братии о душевнЪй ползЪ» задают интимный тон всего цикла. Несмотря на уверения автора в том, что его паства обладает высокими духовными качествами, он тем не менее обращается к «любимицам» с поучением и увещеванием. И на то есть причины.
Первая из них - долг пастыря. В начале поучении «о ползЪ душевнЪй» (приурочено к среде) Феодосий объясняет причины обращения к пастве с поучениями: «ТЪмь убо азъ нынЪ дръзнухъ се писати вамъ, и еще молюся всею душею моею, от болзнина сердца горкыя слезы к вам испущая» [4, с.182]. В поучении «о терпЪнш и о любви» книжник подчеркивает необходимость соблюдать Божественные заповеди и свое значение как их выразителя: «Трость бо не пишеть сама, аще не бу-деть пишющаго ею, ниже прославиться сЪкыра безъ сЪкущаго ею. Сами бо вЪсте, братие моя и отци, яко не азъ послах проповЪдникь своихъ, дая всЪмъ покаа-ние, но Отець живый въ вышних, пославый единород-наго Сына своего за избавление всего мира» [4, с.174].
Вторая важная причина - духовное состояние пасомых. Не случайно, в поучении «о тръпЪнш и о любви и о постЪ» возникает тема «ропота», то есть противоречий между Феодосием и иноками. С этого текста усиливаются обличительные мотивы в проповеди преподобного. Горечь по поводу нравственного состояния паствы, высказываемая в поучении «о хожденш къ церкви и о молитвЪ», противоречит высоким оценкам морального состояния монахов в поучении «къ братии о душевнЪй ползЪ», что, впрочем, может быть проявлением традиционной топики. Проповеднические труды Феодосия, с его точки зрения, не принесли должных результатов: «Колико възвЪщалъ есмь о томъ, и нЪсть послушаю-щаго ни единого же. И како ми молчати о томъ или не стонати! И аще бы възможно, по вся дни глаголалъ бых и съ слезами моляся и к колЪномъ вашимъ припадая, да бы ни едиенъ же васъ осьтавилъ годины молитвеныа. <.. .> Колико лЪтъ минуло, ни единого виждю пришед-ша къ мнЪ глаголюща "Како ми спастися?" Но несть того в насъ, никъгда же обрЪсти» [4, с.180].
Именно демонстрация душевных переживаний автора, повышенная эмоциональность проповеднической речи, отражающая конкретную жизненную ситуация, позволяют говорить о весьма своеобразных элементах автобиографичности в цикле поучений Феодосия Печерского.
Библиографический список
1. Антоний, еп. (Вадковский). Из истории христианской проповеди. СПб.,1892.
2. Антонова М.В. Ситуация общения в посланиях Феодосия Печерского // Вестник лаборатории аналитической филологии. Выпуск 5. Йошкар-Ола, 2012. С.54.
3. Антонова М.В., Никищенкова Г.В. Формуляр древнерусского послания: Феодосий Печерский, его современники и последователи // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2010. №3. С.154-161.
4. Еремин И.П. Литературное наследие Феодосия Печерского// ТОДРЛ. Т.5. М., Л.,1947. С.159-184. Тексты поучений Феодосия Печерского цитируются по данному изданию.
10.00.00 - ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 10.00.00 - PHILOLOGICAL SCIENCES
5. Еремин И.П. Поучения Феодосия Печерского // Еремин И.П. Лекции и статьи по истории древней русской литературы. Л., 1987. С.67-71.
6. Житие Феодосия Печерского // БЛДР. Т. 1: XI-XII века. СПб., 2004. С.352-433; 532-534.
7. Макарий, еп. (Булгаков). Сочинения преподобного Феодосия Печерского в подлинном тексте// Ученые записки II Отделения Императорской Академии наук. СПб.,1856. Кн.2. Вып.2. С.193-224.
8. Никищенкова Г.В. Послания и поучения Феодосия Печерского. Проблемы поэтики. Дисс. на соиск. учен. степ. канд. филол.наук. - Орел, 2010. С.176.
9. НикольскийН. Материалы для повременного списка русских писателей и их сочинений (X-XI вв.). СПб., 1906. С.160-162.
10. Описание русских и словенских рукописей Румянцевского музеума, составленное Александром Востоковым. СПб., 1842.
11. Повесть Временных лет. Поучения и молитва Феодосия Печерского // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 1: XI-XII века. СПб., 2004. С.434-445; 534-536.
12. ТопоровВ.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Т1: Первый век христианства на Руси. М., 1995. С.791.
13. Шевырев С.П. История русской словесности, преимущественно древней. М.,1846. Т.1. Ч.2.
References
1. Anthony, Bishop George. (Vadkovsky). From the history of Christian preaching. SPb.,1892.
2. AntonovaM.V. Situation of communication in the Epistles of Theodosius Pechersky // Bulletin of the laboratory of analytical Philology. Issue 5. Yoshkar - Ola, 2012. P.54.
3. AntonovaM.V., Nikhischenkova G.V. Form of the ancient Russian letter: Theodosii Pechersky, his contemporaries and followers // Scientific notes of Orel state University. Series: Humanities and social Sciences. 2010. №3. С.154-161.
4. Eremin I.P. Literary heritage Theodosius Pechersky// ТОДРЛ. V.5. M., HP,1947. P. 159-184. Texts of sermons Theodosius of the caves hereinafter cited in this publication.
5. Eremin I.P. Teachings Theodosius Pechersky // Eremin I.P. Lectures and articles on the history of ancient Russian literature. HP, 1987. P.67-71.
6. Theodosius of Pechersk // БЛДР. Vol.1: XI-XII century. SPb., 2004. С.352-433; 532-534.
7. Macarius, Bishop George. (Bulgakov). Works of the monk Theodosii of Pechersk in the original text// the Scientists notes of the second Department of the Imperial Academy of Sciences. SPb.,1856. Кн.2. V.2. С.193-224.
8. Nikhischenkova G.V. Poslanija and pouchenija of Theodosius of the caves. Problems of poetics. The dissertation for scientific degree of the candidate of philological Sciences. Orel, 2010. С.176.
9. Nikolsky N. Materials for time-dependent list of Russian writers and their works (X-XI centuries). SPb., 1906. P. 160-162.
10. Description of Russian and Slovenian manuscripts of Rumyantsev Museum, composed by Alexander ' Appeared. SPb., 1842.
11. Pouchenija and molitva of Theodosius Pechersky // Library of the literature of Ancient Russia. Vol.1: XI-XII century. SPb., 2004. С.434-445; 534-536.
12. Toporov V.N. The Holiness of the saints in the Russian spiritual culture. T1: the First century of Christianity in Russia. M, 1995. С.791.
13. Shevyrev S.P. History of Russian literature, mainly ancient. M.,1846. Vol.1. Part 2.