Научная статья на тему 'Особенности структуры Поучения о терпении и смирении Феодосия Печерского'

Особенности структуры Поучения о терпении и смирении Феодосия Печерского Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
568
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОПОВЕДЬ / КАНОНИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА / СТРУКТУРА ТЕКСТА / SERMON / CANONICAL RULES / TEXT STRUCTURE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Никищенкова Галина Викторовна

Три основных смысловых блока Поучения о терпении и смирении Феодосия Печерского имеют сходное логическое и семантическое внутреннее построение, что позволяет автору и выразить каноническое содержание, и донести до слушателей духовное нравоучение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the structure of the Precept on patience and humility by Feodosy Pechersky

The three fundamental semantic blocks of the Precept on patience and humility by Feodosy Pechersky have similar logical and semantic internal structures and this makes it possible for the author to express the canonical content and to bring the spiritual teaching to listeners.

Текст научной работы на тему «Особенности структуры Поучения о терпении и смирении Феодосия Печерского»

Г. В. Никищенкова

ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ ПОУЧЕНИЯ О ТЕРПЕНИИ И СМИРЕНИИ ФЕОДОСИЯ ПЕЧЕРСКОГО

Работа представлена кафедрой истории русской литературы Х1-Х1Х вв. Орловского государственного университета. Научный руководитель - доктор филологических наук, профессор М. В. Антонова

Три основных смысловых блока Поучения о терпении и смирении Феодосия Печерского имеют сходное логическое и семантическое внутреннее построение, что позволяет автору и выразить каноническое содержание, и донести до слушателей духовное нравоучение. Ключевые слова: проповедь, канонические правила, структура текста.

172

G. Nikishchenkova

FEATURES OF THE STRUCTURE OF THE PRECEPT ON PATIENCE AND HUMILITY BY FEODOSY PECHERSKY

The three fundamental semantic blocks of the Precept on patience and humility by Feodosy Pechersky have similar logical and semantic internal structures and this makes it possible for the author to express the canonical content and to bring the spiritual teaching to listeners. Key words: sermon, canonical rules, text structure.

Федосию Печерскому, одному из первых древнерусских книжников, исследователями с уверенностью атрибутируется пять поучений, в том числе «В пятокъ 3 недЪли поста святаго Феодосия поучение о терпЪнии и о смирении» (начало: «Подвизайтеся, трудници, да приимЪте вЪнець тръпЪниа вашего, Христос бо ждеть входа нашего»). Сохранившиеся учительные сочинения представляют собой, как свидетельствуют самоназвания, великопостные проповеди, произнесенные преподобным перед своей паствой в монастыре. Сочинения Феодосия Печерского подробно исследовались в текстологическом плане, что позволило прийти к достаточно достоверным выводам относительно объема его творческого наследия. Однако изучение сочинений печерского игумена с точки зрения особенностей поэтики весьма малочисленны. Можно назвать лишь серию работ И. П. Еремина о литературном творчестве преподобного, см., например: [3, с. 159-184] и раздел книги В. Н. Топорова «Святые и святость в русской духовной культуре», посвященный Феодосию и имеющий весьма примечательное заглавие - «Тружни-чество во Христе» [5, с. 768-860].

Задачей настоящей статьи является анализ логического и семантического строения Поучения о терпении и смирении Феодосия Печерского.

Надо сказать, что проблема логико-семантического строения учительных сочинений Феодосия Печерского в отечественной медиевистике не рассматривалась. Тем не менее этот вопрос представляет значительный интерес, поскольку выявление структурных частей текста, исследование их внутреннего строения, соотношения друг с другом

и средств связи между ними дает возможность приблизиться к пониманию способа художественного мышления средневекового автора.

Поучение о терпении и смирении Феодосия Печерского представляет собой проповедь, произнесение которой, несомненно, было приурочено к третьей неделе Великого поста. С точки зрения Л. В. Левшун, основным принципом построения сочинений этого типа является типологическая экзегеза, из которой выводятся и другие приемы: аллегореза, син-кресис, этимология [4, с. 14]. Принимая точку зрения И. П. Еремина на развитие риторики на Руси в Х1-Х111 вв., следует согласиться с тем, что сочинения преподобного относятся к так называемому учительному красноречию, в связи с чем отличаются простотой формы и содержания [2, с. 65-71]. Действительно, сочинения Феодосия Печерского на первый взгляд обладают доступным содержанием, которое выражено в безыскусной и общепонятной форме. Но простота не означает безыскуснос-ти. Автору Поучения о терпении и смирении удается создать весьма гармоничный текст, отвечающий задачам духовного просвещения паствы.

Великопостная проповедь в целом состоит из вступления, повествовательной части, включающей три смысловых блока (части), и заключения (клаузулы).

Во вступительной части Поучения о терпении и смирении Феодосий Печерский призывает своих духовных братьев встретить Христа с любовью, послушанием, кротостью и смирением. Автор приводит слова Христа, обращенные ко всем трудившимся ради него во время молитв и богослужений. «ПриидЪте,

ФИЛОЛОГИЯ

иже мене ради потружавшеся въ молитвах и въ бдЪниих и въ всякых службах, и приобщитеся благых» [1, с. 438]. Ленивых же и нерадивых, тех, кто апостолов и пророков не слушал, не пускает Христос в Царствие Божие и на вечные муки обрекает. «ИдЪте от мене, проклятии, не знаю вас, якоже вы не слышасте гласа рабъ моих, пророкъ и апостоль, и святыми Евангелии позывающа въ царство небесное, тако и азъ васъ не слышу; но емуже послЪдовасте, тому же и обЪщници будете мукамъ бесконеч-нымъ» [1, с. 438].

В первом смысловом блоке автор объясняет, как нужно вести себя, что чувствовать, о чем думать до богослужения и с какими мыслями приходить на ночную службу в церковь или монастырь. Феодосий Печерский ссылается на Феодора Студита, игумена Студийского монастыря в Костантинополе, и пишет о правилах Студийского церковно-монастырского устава, которыми руководствовались в Ки-ево-Печерском монастыре [1, с. 535]. «Билу бо ударЪющу, не лЪпо ны есть лЪжати, но въстати на молитву, якоже ны богоносивый Феодоръ учит и Давыдьское оно слово въ умЪ имЪюще и глаголати: "Готово сердце мое, Боже, готово"» [1, с. 438]. Феодосий Печер-ский отмечает слова Давида, которые нужно повторять до богослужения и по дороге в храм. «Да егда второму клЪпанию кончевающуся, тогда и своя ногы вготовимъ на сшествие церковное, помысла своего не дряхла имуща, но весела, и въздающе хвалу живодавцю Богу, прЪпроводившу нас връсту нощную, и въ устЪх имЪюще пророка Давыда и царя псалом, в нЪмже глаголеть: "Възвеселихся о рЪкших мнЪ: в домъ Господень внидемъ" и прочее» [1, с. 438]. Феодосий Печерский подробно описывает, как надо входить в церковь: с пением «Святый Боже», трижды поклонившись, с великой боязнью и страхом, не переставая благодарить Владыку за то, что разрешил войти в церковь. Чтобы с честью отстоять службу в церкви, нельзя ни на что опираться, стоять надо со сцепленными руками, подражая Христу, и ничего не говорить. «.. .стати безмолвно при стенЪ, гласы немлъчны въспЪвающе

к Вышнему, иже насъ грЪшных сподобилъ входа церковнаго, не имЪюще собЪ подъпо-ры стЪны, ни стлъпа, еже намъ суть на честь створена.» [1, с. 438, 440].

Во втором смысловом блоке Феодосий Пе-черский отмечает правила поведения во время следующего этапа богослужения. При приближении пресвитера с кадилом необходимо стоять со страхом, так как кадило - это образ Святого Духа. Затем, ссылаясь на монастырский устав, Феодосий Печерский описывает, что надо делать после этого таинства: нужно вернуться на свое место, замереть и молиться Богу, чтобы он помог свершить заутреню и канон. «Да егда приобрящемся благодати Святаго Духа кадилным присЪщениемъ, и на мЪсто свое шедше и стати ны лЪпо есть съ всякою кротостию, якоже въ уставЪ пишеть, сонъ отложивше и мертва себе сътворити къ копасаниемъ и к кашлю акы нечювствьна, и съ умилениемъ молитися Богу, да послеть намъ помощь скончати намъ въ блазЪмъ тръпЪии заутреню и канонъ» [1, с. 440].

В третьем смысловом блоке Феодосий Печерский подчеркивает состояние души человека, его готовность к псаломскому пению: «Да егда присЪщениемъ Божиимъ въсиаетъ въ душах нашихъ свЪт истинный.» [1, с. 440]. Затем автор описывает правила поведения, которые нужно соблюдать во время псаломского пения: нужно следить за старостой клироса и следовать его примеру, делать все только после него для того, чтобы был порядок и благочиние: «.по пЪнии "Бог Господь" егда начнемъ псалтырное пЪние, не лЪт ны есть другъ друга прихватити стиховъ и пЪнию мятежь творити немалъ, но на стрЪйшаго сторону взирающе, и безъ того початиа не лЪпо есть починати никомуже; тако бо добро-чиньство бываеть. И егда, починающе пЪснь или "аллилуа", покланяние междю събою творим, подражающе о сЪмъ ангелы, длъжни есмы взирати в томъ на старЪйшину сторонЪ, да егда онъ поклонится, и мы поклонитися, послЪдующе ему, должни есмы добролЪпне» [1, с. 440]. Феодосий Печерский указывает на то, что нужно не жалеть о часах, проведенных

в церкви. Нужно открыть все свои грехи, так как Бог все видит и знает. «Да не лЪнимся, любимици мои, о годинах и о службЪ своей Испытающему вся дЪла наша и помышлениа наша. Открыем съгрЪшениа наша сдЪ прЪдъ худымъ человЪкомъ, да тамо не обличена бу-дуть, прЪдо вселенною» [1, с. 440].

В клаузуле Феодосий Печерский призывает не лениться своих духовных братьев и, ссылаясь на пророка Давида и Матфея, подводит к необходимости говорить об этом, чтобы из-за его молчания никто не пострадал. «...Сие створилъ еси, и умолчах. А вознепщевал еси, безаконниче, яко буду подобенъ тебе! Обличю тя и поставлю прЪд лицемъ твоимъ грЪхы твоя, да разум-ють вси забывающеи Бога, егда къгда похитить и не будеть избавляющаго... Да нужда ми есть глаголати къ вашей любви вся та, да нЪ кьто умреть въ моемъ молчании лютым грЪхомъ» [1, с. 440, 442].

Как видим, содержание поучения может быть охарактеризовано как каноническое: в нем иноки получают разъяснения относительно правил поведения в церкви перед проведения богослужения и во время него. Каждому этапу (подготовка к службе - совершение заутрени и канона - псаломское пение) соответствует смысловая часть. Однако Феодосий Печерский не только описывает правила, но и дает толкование их обязательности и душепо-лезности с точки зрения христианского вероучения, сопровождая эти поучения подобающими сравнениями. В связи с этим, по нашим наблюдениям, внутреннее композиционное

построение смысловых блоков схоже. В каждом из них Феодосий Печерский описывает, кроме собственно канонического поведения, должное состояние души человека, его мысли, чему обязательно находится параллель в Священном Писании или Предании. В первом смысловом блоке автор уподобляет действия молящегося поведению Христа («Егда бо и къ другомъ приходимъ, то достоить нам, поклонение створше до земля и связавше руцЪ, аки рабу Божию стати прЪ д нимъ, Христа о сЪмъ подражающе, видимъ бо его предстояща прЪд Пилатом и поругаема и не глаголюща ничсоже» [1, с.440]) и указывает на то, что церковь создана для чести, а не для бесчестия. Во втором смысловом блоке святое кадило автор сравнивает со Святым Духом и призывает с умилением молиться Богу, чтобы послал он силы свершить заутреню и канон. В третьем смысловом блоке Феодосий Печерский сравнивает церковные часы со святыней, а того, кто их пропускает, с вором и призывает не скрывать свои грехи и тайные мысли, а открыть их Богу: «И блюдЪмъ годинъ заутрьних, и обЪдЪнных, и павечерних; иже бо погубляеть годины лЪности ради, татбЪ подобно есть украдаа святаа; проклят бо есть иже дело Божие делает со нерадением» [1, с. 440].

Таким образом, великопостная проповедь Феодосия Печерского о терпении и смирении представляет собой образец мастерского построения речи, в которой сочетаются черты канонического поучения и духовной проповеди.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. В пяток третьей недели поста поучение святого Феодосия о терпении и смирении // Библиотека литературы Древней Руси. Л.: Наука, 2004. Т. 1. С. 338-443 (Комментарии. С. 535).

2. Еремин И. П. Лекции и статьи по истории древней русской литературы. Л., 1987.

3. Еремин И. П. Литературное наследие Феодосия Печерского // Труды Отдела древней русской литературы ИРЛИ РАН. Л.: Наука, 1947. С. 159-184.

4. Левшун Л. В. Проповедь как жанр средневековой литературы (на материале проповедей в древнерусских рукописных и старопечатных сборниках): автореф. дис. канд. филол. наук. М.,1992.

5. Топоров В. Н. Святые и святость в русской духовной культуре. Т. 1: Первый век христианства на Руси. М.: Гнозис, 1995. С. 768-860.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.