Научная статья на тему 'Специфика отбора аудио материалов при обучении иностранному языку'

Специфика отбора аудио материалов при обучении иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
541
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИРОВАНИЕ / АУТЕНТИЧНОСТЬ / АДЕКВАТНОСТЬ / ЖАНР / СООТВЕТСТВИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хатамова С. М.

В данной статье рассматривается проблема поиска, оценивания и отбора материалов для упражнений по аудированию при обучении иностранному языку, а также приводится список требований к аудио материалам, составленный на основе исследования автора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика отбора аудио материалов при обучении иностранному языку»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2018 ISSN 2410-6070_

Список использованной литературы

1. Баграмова Н.В. Пути повышения эффективности обучения иностранным языкам. -СПб.: СПбГУ, 2014.

2. Колшанский Г.В. Психолингвистические аспекты речевого общения. -М.: Просвещение, 2010.

© Хатамова С.М., 2018

УДК 378

С.М. Хатамова

ст.преп. ГулГУ г. Гулистан, Узбекистан

СПЕЦИФИКА ОТБОРА АУДИО МАТЕРИАЛОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация

В данной статье рассматривается проблема поиска, оценивания и отбора материалов для упражнений по аудированию при обучении иностранному языку, а также приводится список требований к аудио материалам, составленный на основе исследования автора.

Ключевые слова Аудирование, аутентичность, адекватность, жанр, соответствие.

Аудирование является одним из важнейших аспектов обучения иностранному языку в вузе и представляет собой рецептивный вид речевой деятельности, нацеленный на восприятие и понимание устной речи на слух при ее прослушивании. В методике принято выделять несколько видов аудирования в зависимости от коммуникативной установки (учебного задания: аудирование с пониманием основного содержания; аудирование с полным пониманием; аудирование с выборочным извлечением информации; аудирование с критической оценкой [1, с. 31].

Как показывает практика, для успешной организации коммуникативно-ориентированного аудирования для студентов необходим специально отобранный аудитивный материал. Мы полагаем, что при подготовке и разработке аудиотекстов необходимо учитывать следующие факторы.

Во-первых, выбор учебных материалов должен иметь коммуникативную целесообразность, что является основой для моделирования учебной ситуации и составления контрольных заданий для оценки качества умений слушать и понимать аудиотекст на иностранном языке.

Во-вторых, необходимо учитывать степень реальной коммуникативной ориентированности при разработке заданий для моделирования ситуации опосредованного общения.

В-третьих, большое значение имеет воспитательная и образовательная ценность предлагаемых материалов.

Как отмечают исследователи, обучение пониманию аудиотекстов на иностранном языке проходит три взаимосвязанных этапа: элементарный, продвинутый и завершающий этап, который и предполагает овладение аудированием как составляющей устного речевого общения [2, с. 47]. Но, поскольку коммуникативная направленность присуща всему учебному процессу, обучение общению в целом и аудированию в частности должно проводиться на всех этапах, при этом меняется лишь удельный вес и характер общения, обучение которому реализуется в динамике от учебного к естественному. Отсюда возникает проблема, какие аудитивные материалы следует использовать для моделирования ситуации реального речевого общения. Мы рекомендуем в начале обучения аудированию использовать обработанные письменные озвученные тексты, а затем переходить к естественным звучащим текстам. Письменные озвученные тексты могут быть использованы для обучения аудированию при условии их адаптации.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2018 ISSN 2410-6070_

Особенно нежелательно, чтобы диалогический текст читался одним преподавателем. Озвучивание диалогов должны осуществлять столько дикторов, сколько в произведении действующих лиц. Что касается устных текстов, то поскольку их невозможно адаптировать, следует использовать другие приемы, обеспечивающие их доступность. К ним относятся, например, вступление, раскрывающее ситуацию общения и дающее характеристику действующих лиц, комментарий к отдельным отрывкам текста.

Известно, что в естественном общении всегда используются тексты, относящиеся к определенным жанрам. Все тексты, относящиеся к одному жанру, обладают сходными характеристиками как с точки зрения их функции, так и с точки зрения их логико-смысловой структуры. Этот факт приводит к важному методическому выводу: если познакомить учащихся с образцами текстов определенного жанра, показать им его коммуникативную функцию, логико-смысловую структуру и языковое оформление, понимание других текстов данного жанра станет более полным, глубоким и точным.

Таким образом, текст, предлагаемый для аудирования, должен обладать следующими характеристиками: 1) коммуникативной ценностью, то есть соответствием аудиотекста условиям реального общения; 2) соответствием аудиотекста уровню языковой подготовки обучаемых; 3) возрастной и образовательной приемлемостью аудиотекста для обучаемого; 4) профессионально-ориентированной значимостью аудиотекста; 5) воспитательной ценностью. Список использованной литературы

1. Сафонова В.В. Спорные вопросы создания материалов для контроля умения аудировать на ИЯ. // Современные теории и методики обучения иностранным языкам / Под общ. ред. Л.М. Федоровой, Т.И. Рязанцевой. - М., 2014.

2. Федорова О.Л. Системная организация текстов как предпосылка интенсификации обучения аудированию в языковом вузе: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1987.

© Хатамова С.М., 2018

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2018 ISSN 2410-6070_

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 1

Корниенко В.В.

студентка академии маркетинга и социально-информационных технологий ИМСИТ Краснодар

Kornienkoviola 16@mail. ru Научный руководитель: Курицына Т.Н. кпн. доцент кафедры ТСиДК академииИМСИТ

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА КАК МЕХАНИЗМ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Аннотация

В статье рассматриваются особенности движения и развития человека, анализируется роль двигательной активности в процессе становления личности как механизма формирования индивидуальности человека.

Ключевые слова

движение, личность, психомоторика, двигательная активность, поза, позно-тонический компонент моторики, равновесие

MOVEMENT AND PERSONALITY DEVELOPMENT

Abstract

The article deals with the features of human movement and development, analyzes the role of motor activity in the process of becoming an individual, as a mechanism for the formation of a person's individuality

Keywords

Movement, personality, psychomotorics, physical activity, posture, late-tonic motor component, balance.

Научные исследования в области изучения движения и двигательной активности человека занимали центральное место в отечественной психологической науке, впоследствии подвижность стала рассматриваться преимущественно как исполнительный акт при реализации деятельности. Роль движения в формировании личности может меняться в зависимости от уровня, который оно занимает в иерархической структуре функционирования человека, а также от вида передвижения, его характера, способа построения. В определенных условиях форма двигательной активности может выражать отношение субъекта к окружающему миру, людям.

Как известно, движение - абстрактная сторона развития. Вопрос об этапах продвижения, формировании индивида, общества, человеческой сущности - это вопрос о том, куда мы идём, ведь движение в процессе становления человека рассматривается как механизм создания личности.

Роль моторики в личностной организации может меняться в зависимости от уровня, который она занимает в иерархической структуре действий, а также от вида двигательной активности, ее характера, способа построения. В определенных условиях форма передвижений может выражать отношение субъекта к окружающему миру, людям.

Многие исследователи, как в зарубежной, так и в отечественной психологии, указывают на особое место позно-тонического компонента моторики, позы в личностной регуляции. Речь идет о том, что положение человека отражает его индивидуальные установки, систему отношений и, прежде всего, эмоциональное отношение или эмоциональную оценку наличной ситуации, заинтересованность в выполняемых действиях.

Исследование двигательной активности с точки зрения диагностики и формирования личности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.