Научная статья на тему 'Роль технического компонента письменной речи в обучении иностранному языку'

Роль технического компонента письменной речи в обучении иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
193
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ / КОМПОНЕНТ / АНАЛИЗАТОР / ИНТЕГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хатамова С.М.

В статье обосновывается необходимость использования всех типов технического компонента письменной речи (двигательного, зрительного и слухо-речемоторного) при обучении иностранному языку, что позволит повысить эффективность обучения, а также качество письменная речь учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль технического компонента письменной речи в обучении иностранному языку»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2018 ISSN 2410-6070_

2. Сафонова, В.В. Социокультурный подход к обучению иностранным языкам: автореф. дис. д. пед. наук: 13.00.01 / Сафонова В.В. - Москва, 2013.

3. Сафонова, В.В. Проблемы социокультурного образования в языковой педагогике // Культуроведческие аспекты языкового образования. - Москва: Еврошкола, 2008.

© Таджибаева Ш.Р., 2018

УДК 378

С.М. Хатамова

ст.преп. ГулГУ г. Гулистан, Узбекистан

РОЛЬ ТЕХНИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ В ОБУЧЕНИИ

ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация

В статье обосновывается необходимость использования всех типов технического компонента письменной речи (двигательного, зрительного и слухо-речемоторного) при обучении иностранному языку, что позволит повысить эффективность обучения, а также качество письменная речь учащихся.

Ключевые слова Письменная речь, компонент, анализатор, интеграция

На протяжении долгого времени обучение письменной речи оставалось за рамками методики обучения иностранным языкам. Е.И. Пассова считает это стратегическим просчётом [1, с. 7]. Но в последние годы ситуация изменилась. Прежде всего была учтена практическая значимость письменной речи в ракурсе современных средств связи - электронной почты, онлайн-обучения. В данном случае письменная грамотность развивается на основе аутентичного материала. Зарубежные стажировки молодых учёных и студентов выявляют необходимость владения специфическими навыками, такимим как делать определённые записи, заполнять анкеты, письменно отвечать на вопросы, составлять заявления, оформлять краткую или развёрнутую автобиографию, писать письма и другое.

Письменная речь представляет собой так называемый продуктивный (экспрессивный) вид речевой деятельности и выражается в фиксации определённого содержания графическими знаками. Опора на все типы анализаторов (двигательного, зрительного и слухо-речемоторного) в обучении повышает эффективность развития умений и навыков письменной речи. Согласно исследованиям, материал усваивается на 10% - на слух, на 20% - визуально, на 50% - при написании, на 70% - при говорении, на 90%

- при обучении другого человека. Базой в обучении письменной речи является устная речь, так как и говорение, и письмо можно проследить от замысла (тема) к отбору необходимых средств (слов, выражений, стиля) и до реализации замысла средствами языка устно или письменно (монолог, диалог, текст). Кроме того, обучение письму неразрывно связано с обучением чтению, так как в основе находится графическая система языка. При письме идёт кодирование или зашифровка мысли с помощью графических символов, при чтении

- их декодирование или расшифровка. Обращение ко всем типам технического компонента письменной речи подразумевает широкое использование письма при обучении всей языковой системы. Так, например, выполнение условно-речевых упражнений в письменной форме (кейс стади, изложения, сочинения, творческие работы, составление сообщений на заданную тему, написание делового письма, некоторые виды самостоятельной работы, проблемное обучение и другое) позволяет использовать интегрированный подход в обучении языковым умениям и навыкам, рассматривая письменную речь не только в качестве цели

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2018 ISSN 2410-6070

обучения, но также в качестве средства обучения.

Интеграция обучения навыкам письма, чтения, аудирования и говорения может осуществляться на примере следующих заданий и упражнений.

1) К стандартным упражнениям по письменной речи мы предлагаем добавить некоторые специфические задания, такие как: суммируйте текст, сгенерировав основную идею и главные факты в нескольких предложениях; составьте письмо, придерживаясь условий определённой ситуации; подготовьте в письменной форме свой вариант решения поставленной проблемы.

2) Интеграция письменной речи при обучении чтению может происходить через упражнения носящие характер анализа, например таких как: найдите в тексте и выпишите необходимую информацию; сделайте письменный обзор (доклад) по прочитанной статье; по аналогии с данным текстом и его структурой подготовьте материал для подражания; в процессе чтения литературы сделайте письменные заметки для последующей работы с материалом.

3) Интеграция письменной речи при обучении навыкам аудирования происходит в тех случаях, когда учащиеся могут выполнить следующие виды заданий: составить конспект аудио по плану или по ключевым словам); сделать дополнительные записи к опорным сигналам в процессе прослушивания; или согласно выдвинутой преподавателем коммуникативной задачей выявить в аудио необходимую информацию и сделать соответствующие заметки.

4) Для интеграция письма при обучении устной речи существует ряд упражнений репродуктивно-продуктивного характера: восстановите начало и конец истории; восстановите диалог по отдельным «направляющим» репликам; измените вид текста (сообщение на разговор, диалог на описание); неоднозначную ситуацию опишите в различных текстах и диалогах; поясните противоречие между текстовой и иллюстративной информацией; ответьте на письмо письмом, телефонным разговором, разговором и другое [2, с. 29].

Таким образом, отличительной чертой современных упражнений с обращением ко всем техническим компонентам письменной речи является их письменный формат, речевой творческий или полутворческий характер содержания, увлекательность и направленность на развитие самостоятельности.

Список использованной литературы

1. Пассов Е.И. Беседы об уроке иностранного языка. - СПб.: Кристалл, 2011.

2. Neuner G. Methoden des fremdsprachlichen Deutschunterrichts. - Kassel: DP, 2012.

© Хатамова С.М., 2018

УДК 378

С.М. Хатамова

ст.преп. ГулГУ г. Гулистан, Узбекистан

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД И ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ КАК ВТОРОМУ ИНОСТРАННОМУ

Аннотация

В статье приводятся результаты исследования автора проблемы применения индивидуального подхода при обучении немецкому языку как второму инностранному языку в языковых вузах, даются некоторые практические рекомендации, разработанные на основе данного исследования.

Ключевые слова

Индивидуальный подход, цель, субъект, психолингвистика, мотивация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.