_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2018 ISSN 2410-6070_
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 1
Корниенко В.В.
студентка академии маркетинга и социально-информационных технологий ИМСИТ Краснодар
Kornienkoviola 16@mail. ru Научный руководитель: Курицына Т.Н. кпн. доцент кафедры ТСиДК академииИМСИТ
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА КАК МЕХАНИЗМ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
Аннотация
В статье рассматриваются особенности движения и развития человека, анализируется роль двигательной активности в процессе становления личности как механизма формирования индивидуальности человека.
Ключевые слова
движение, личность, психомоторика, двигательная активность, поза, позно-тонический компонент моторики, равновесие
MOVEMENT AND PERSONALITY DEVELOPMENT
Abstract
The article deals with the features of human movement and development, analyzes the role of motor activity in the process of becoming an individual, as a mechanism for the formation of a person's individuality
Keywords
Movement, personality, psychomotorics, physical activity, posture, late-tonic motor component, balance.
Научные исследования в области изучения движения и двигательной активности человека занимали центральное место в отечественной психологической науке, впоследствии подвижность стала рассматриваться преимущественно как исполнительный акт при реализации деятельности. Роль движения в формировании личности может меняться в зависимости от уровня, который оно занимает в иерархической структуре функционирования человека, а также от вида передвижения, его характера, способа построения. В определенных условиях форма двигательной активности может выражать отношение субъекта к окружающему миру, людям.
Как известно, движение - абстрактная сторона развития. Вопрос об этапах продвижения, формировании индивида, общества, человеческой сущности - это вопрос о том, куда мы идём, ведь движение в процессе становления человека рассматривается как механизм создания личности.
Роль моторики в личностной организации может меняться в зависимости от уровня, который она занимает в иерархической структуре действий, а также от вида двигательной активности, ее характера, способа построения. В определенных условиях форма передвижений может выражать отношение субъекта к окружающему миру, людям.
Многие исследователи, как в зарубежной, так и в отечественной психологии, указывают на особое место позно-тонического компонента моторики, позы в личностной регуляции. Речь идет о том, что положение человека отражает его индивидуальные установки, систему отношений и, прежде всего, эмоциональное отношение или эмоциональную оценку наличной ситуации, заинтересованность в выполняемых действиях.
Исследование двигательной активности с точки зрения диагностики и формирования личности
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2018 ISSN 2410-6070_
человека можно найти в целом ряде работ. Так, исследование О.В. Протопоповой, выполненное под руководством Л.С. Выготского, посвящено описанию психомоторных типов, соответствующих личностным и характерологическим особенностям человека. Согласно предположению автора, в позно-тоническом компоненте моторики отражается отношение индивида к миру, к окружающей среде, к людям. Пластический рисунок движений, выполненных ребенком самостоятельно на игровых музыкально-двигательных занятиях, согласно наблюдениям автора, несет на себе отпечаток его устойчивых отношений (личностных установок). Например, выраженный фронтальный акцент передвижений соответствует и желанию занять более устойчивое физическое положение, и стремлению привлечь к себе внимание, он отражает эгоцентрическую позицию личности. Наоборот, суженность двигательной активности свидетельствует о недостаточном доверии к миру и плохих связях с ним, одновременно выражая целеустремленность, приверженность некоторым идеальным, оторванным от реальности целям. Отчасти наблюдения О.В. Протопоповой подтверждаются исследованиями, выполненными на выборке взрослых испытуемых [2, с. 45].
На психологическую роль и физическую сложность поддержания тела в вертикальном положении, на значение овладения позой и тонической регуляцией положения для становления личности указывали многие отечественные и зарубежные психологи и физиологи (П. Жане, А. Валлон, Э.А. Колидзей и др.). П. Жане рассматривает человека с точки зрения той работы, которую проделывает субъект по организации себя как целостности. «Наша индивидуальность - внутренняя работа по формированию целостности и обособленности сначала с материальной, а затем и с социальной точки зрения», - утверждал ученый. [3, с. 22].
Положение о позно-тонических компонентах движений как выражении смысловых или личностных установок развивается в работах А.В.Запорожца, А.Н.Леонтьева, А.Г.Асмолова, Е.И.Фейгенберг и др. Готовность к выполнению действия выражается в особой активации двигательного аппарата, в изменении мышечного тонуса. Отношение к выполняемому действию находит прямое отражение в состоянии моторики, в ее настроечных компонентах, подготавливающих человека, его тело, мышечный аппарат к совершению определенных операций, связаны с его эмоциональными реакциями. Они выражаются не столько в специфических экспрессивных движениях, сколько во влиянии на состояние нервно-мышечного аппарата, определяя его энергетические возможности, способность осуществлять те или иные функции, его пластичность. Гибкая регуляция тонуса различных мышц, действующих одновременно и последовательно при выполнении операций, постоянная сменяемость этих напряжений и расслаблений, их тонкая согласованность являются условиями реализации предметных действий и жизнедеятельности человека в целом. Характер передвижений отражает состояние двигательной системы человека, а, значит, и свойства его эмоциональной регуляции.
В отечественной психологии большое внимание уделено роли движения в происхождении и развитии психики. В работах, выполненных под руководством А.В. Запорожца, изучается опосредствованный характер моторики человека: способность подчинить движение приказу, словесной инструкции, а также принятой на себя роли. Изменение психологической структуры моторики при постановке различных по психологическому смыслу и значению для субъекта задач демонстрируется в обширном классическом исследовании восстановления функций руки после ранения, проведенном в годы Великой Отечественной войны группой психологов под руководством А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца [2, с. 42].
Большое влияние на подход к движению в деятельностной школе психологии оказали работы Н.А.Бернштейна по физиологии активности. Уникальность его концепции состояла в том, что он преодолел отношение к моторике как к исполнительному акту, как к реакции мышечной системы на определенный сигнал. В самом передвижении Н.А.Бернштейн увидел сложную структуру, неотделимую от процессов психологического отражения - осуществление тонических процессов опосредованно построением и уточнением образа действия, образа самого субъекта и результатов действия в окружающей среде. Изучение активности человека и биодинамики позволило сформулировать представление о «живом движении».
«Живое движение» осуществляется не только в пространстве вещественных характеристик окружающего мира, но и в пространстве отношений субъекта к этому миру, к другим людям. В этом случае передвижение приобретает свойства предметного воздействия и включается в культурный космос
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2018 ISSN 2410-6070_
человеческой жизни. В.П.Зинченко и С.Д.Смирнов отмечали, что «живое движение» осуществляется субъектом в рамках собственного внутреннего субъективного пространства и времени. Далеко не все формы активности могут быть отнесены к «живому движению», есть и достаточно механические операции, личность человека как бы не участвует в них. Подчас можно наблюдать внутреннюю оторванность человека от своей телесности, от двигательных проявлений. Идея «живого движения», неотделимого от задач психологической ориентировки и преобразования окружающей среды, остается нереализованной, так же как нераскрытыми остаются и механизмы формирования психических структур, связанные с активностью человека [5, с. 146].
Рефлексы или автоматизмы расположения впервые описаны Р. Магнусом и де Клейном. Они наблюдали координированные рефлексы преддверия и мышц шеи у недоношенных и новорожденных младенцев. В дальнейшем реакции позы приобретают активный характер, являясь приспособлением к опоре при попытках выполнить определенное движение. Как пишет Р. Заззо, «имеется реакция, приобретаемая уже в течение первых недель, которая заключается в активном поднятии головы и смещении ее в стороны при помощи мышц затылка и шеи. Затем появляется целая серия дополнительных приспособлений, возникающих, благодаря контакту ребенка с опорой, при попытках принять положение сидя, на четвереньках, при попытках встать и, наконец, ходить. Различие между этими реакциями и теми рефлексами, которые наблюдались Р. Магнусом и де Клейном, заключается в том, что они уже не имеют пассивного характера и представляют собой активное вступление во внешний мир.
Гибкость и текучесть тонических изменений, с одной стороны, и способность длительно сохранять в мобилизации определенные мышцы, способность к длительному напряжению, необходимому для достижения поставленной цели, с другой стороны, в совокупности создают моторную основу деятельности человека. Такие параметры, как легкость перехода от бодрствования ко сну и, наоборот, от сна к бодрствованию, чередование различных фаз передвижений и их распределение во времени, остановка движения при необходимости и выдерживание паузы, включение в ситуацию действия, энергичность двигательной активности, способность сохранять определенную направленность поведения и распределять нагрузку во времени так же, как и удерживать определенную позу, свидетельствуют о качестве этой регуляции, о сформированности деятельности [3, с. 147].
Овладение позой неустойчивого равновесия означает становление «Я» человека и является последним этапом этого развития. Неслучайно в языке встречаются такие выражения, как «уметь держать себя» или «не согнуться под грузом обстоятельств», предполагающие одновременно и определенное двигательное поведение, и характер отношений с окружающими, и способность к саморегуляции. В описаниях внутреннего состояния человека мы часто используем слова, указывающие на характер позы и ее вертикальной организации: «надлом», «слом», «натянут как струна», «подъем», «падение», «взлет», «опущенность», «придавленность», «легкость», «тяжесть», «приподнятость», «возвышенность» и т.п. Эти слова очень точно подмечают то, как двигательная активность отражает эмоциональное состояние человека, его волевые качества, способность справляться с жизненными обстоятельствами, устремленность к жизненным целям, идеалам, способность к волевому усилию, собранность, целостность личности, уровень ее активности и включенность в исполняемую деятельность. [1, с. 75].
Необходимо учитывать и когнитивный компонент, участвующий в регуляции вертикального положения тела. Успешное поддержание равновесия требует повышенного уровня бодрствования, участия пространственной ориентировки, сложных координаций. Особое значение для развития личности позно-тонический компонент моторики приобретает в момент его становления, когда на ранних этапах онтогенеза происходит овладение вертикальной позой движения. Возможно, двигательная активность в раннем детстве может рассматриваться как ведущая деятельность, внутри которой складываются основные психические новообразования ребенка, в том числе основы личности [4, с. 64].
Другой период, когда позно-тоническая активность выходит на первый план, связан с овладением экспрессивным поведением, формированием умения контролировать непроизвольные двигательные проявления эмоциональных реакций, использовать культурные жесты. Это происходит и в дошкольном, и в подростковом возрасте. Позднее осознание позы, уровня тонуса может стать специальной задачей в рамках
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2018 ISSN 2410-6070_
той или иной деятельности, в том числе в художественной практике, актерском тренинге, экспрессивных психологических тренингах, на релаксационных занятиях и т.п. Позно-тонический компонент может стать основой эмоционально-смысловой ориентировки человека, когда внутренняя «регистрация», фиксация кинестетических ощущений позволяет осознать испытываемые человеком эмоции, понять свое отношение к тому или иному событию в жизни. Так, реакции собственного тела, тонкие изменения в состоянии мышечного тонуса помогают созданию эмоционального образа и осознанию отношений, смыслов. Регуляция позы представляет собой сложную деятельность, в которой участвуют как непроизвольные, так и произвольные механизмы. Поза человека отражает не отдельный компонент психической регуляции, а всю совокупность психических структур. Так, задача эмоциональной регуляции с неизбежностью встает при необходимости удержать равновесие в вертикальном положении. Неслучайно возникли такие выражения, как «психическое равновесие», «эмоциональное равновесие», «душевное равновесие». Способ, которым человек решает двигательную задачу поддержания вертикального положения тела, отражает определенную личностную стратегию или установку. Одни стратегии направлены на создание статического равновесия (например, через минимизацию возмущающих воздействий, выводящих тело из состояния равновесия, или через увеличение площади опоры). Им противоположна стратегия, направленная на овладение стоянием и движением в состоянии динамического равновесия. В последнем случае неустойчивость не преодолевается, а используется для инициации движения, для его эффективной организации. Динамический баланс поддерживается за счет увеличения степеней свободы различных частей тела и подвижности центра тяжести. Сила тяжести, вызывающая падение, помогает перемещению тела в пространстве, бегу, прыжку, а противодвижение - удержанию равновесия и вертикали. Такой способ организации движения выражает собой сложную диалектическую форму порядка и гармонии, опирающуюся на действующие природные силы, допускающую проявление «стихии» как на физическом, так и психологическом уровнях. Подобная организация движения и удержания равновесия невозможна без установки личности на открытость, спонтанность, развитие, доверие, творчество.
Говоря о развитии человеческой сущности, нельзя упустить из виду и развитие её составляющих -сущностных сил. Развитие навыков перемещения играет важную роль в сущностных силах свободы, ответственности, смысла жизни, труда и т. д. Движение, выраженное в наивысшей форме активности (труде и сознании), придает наиболее существенную характеристику свободы. Свобода - это в первую очередь активность, активность по творению собственного бытия, удовлетворению своих потребностей и реализации наличных возможностей. Эволюция общества направлена на достижение все большей степени свободы. [5].
Многообразие и специфика активности человека, в частности его способов передвижения и социального взаимодействия, обусловлены его природой как существа универсального, способного присоединять к собственным силам силы природы. Уникальной особенностью форм движения в человеке является его неповторимый стиль и образ жизни. Позно-тоническая регуляция моторики у человека носит качественно иной характер, нежели у животных, это связано с тем, что перед человеком стоит задача овладения своей позой, произвольного удержания тела в той или иной позиции.
Таким образом, человек, как вершина развития природного мира, венец творения материи, обладает, очевидно, наивысшими формами движения и развития, которые выражены в первую очередь в его трудовой и мыслительной деятельности. Овладение тоническим уровнем управления моторикой лежит в основе становления эмоциональной регуляции, а овладение своей позой и приобретение способности ее регуляции является важным этапом и механизмом формирования личности человека.
Список использованных источников
1. Айламазьян А.М. Движение и становление личности // Национальный психологический журнал. - 2017. -№2(26). - С. 73-84.
2. Жане П. Психологическая эволюция личности / пер. с фр. Н.Ю. Федуниной. - Москва: Академический Проект, 2010.-399 с.
3. Князева Т.С. Связь моторики человека с его личностными характеристиками // Вопросы психологии. - № 2. - 2008. - С. 62-73.
4. Коромыслов В. В. Движение и развитие как фундаментальные составляющие человеческой сущности //
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2018 ISSN 2410-6070_
Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2015. № 3 (май - июнь). С. 141- 156. 5.Курицына ТН. Профилактика профессиональной деформации у преподавателей вуза . Якаевские чтения. Научное наследие Ф.А. Щербины: казачество и история Кавказа. XVII международная научно-практическа\ конференция .Краснодар февраль 2017
© Корниенко В В. , 2018
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2018 ISSN 2410-6070_
ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 32
Г.А. Гаглоева
магистрант 3 курса СЗИУ РАНХиГС, г. Санкт - Петербург, РФ E-mail: gabri0800@mail.ru
ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ЕАЭС С ТРЕТЬИМИ СТРАНАМИ И ОБЪЕДИНЕНИЯМИ
Аннотация
В данной статье даётся краткая характеристика деятельности Евразийского экономического союза и разбирается первый и единственный договор о зоне свободной торговли между ЕАЭС и третьей стороной. Рассмотрение перспектив развития национальных экономик стран - партнёров в рамках участия союза в интеграции с другими странами в настоящее время очень актуально. Цель: дать обоснование позиции о возможности развития мощного экономического потенциала государств - членов ЕАЭС во взаимодействии с третьими странами и объединениями. Использовался метод ситуационного анализа. В результате были сделаны выводы о позитивных последствиях интеграции союза с третьими странами и объединениями, таких как: укрепление связей между регионами, предоставление членам союза доступа к новым рынкам, повышение инвестиционной привлекательности региона и др.
Ключевые слова
Евразийский экономический союз, интеграция, зона свободной торговли, единый рынок, регион.
Договор о формировании Евразийского экономического союза (ЕАЭС), подписанный в мае 2014 года в Астане президентами Белоруссии, Казахстана и России, вступил в силу в январе 2015 года. Позднее к Союзу присоединились Армения и Кыргызтан.
ЕАЭС был создан, чтобы помочь государствам-членам Союза максимально использовать межрегиональные экономические связи, модернизировать свою национальную экономику и создать условия, способствующие повышению их конкурентоспособности на мировом рынке. Единый рынок товаров, услуг, капитала и труда лежит в основе процесса интеграции в Евразии.
Евразийский экономический союз планирует создать сеть зон свободной торговли (ЗСТ).
30 мая 2015 года в Казахстане между ЕАЭС и Социалистической Республикой Вьетнам было подписано соглашение о создании зоны свободной торговли. Вьетнам стал первым торговым партнёром, с которым заключено соглашение о свободной торговле. К 2025 году в ЕАЭС планируется снижение средней ставки таможенных тарифов с 9,7% до 2%, во Вьетнаме - с 10% до 1%. Импортные пошлины сокращаются до нуля примерно на 60% позиций. По завершении переходного периода доля нулевой пошлины увеличится до 88%. Министерство экономики Российской Федерации ожидает, что товарооборот с Вьетнамом удвоится к 2020 году (с 3,7 млрд. долл. США в 2014 году).
В комплект документов, подписанных сторонами, входит соглашение об особом режиме для российских инвесторов и поставщиков услуг, что позволяет российским компаниям вести бизнес во Вьетнаме на условиях, которые предоставляются местным фирмам. Соглашение применяется в основном к совместным автомобильным проектам и инвестициям в энергетику, транспортную инфраструктуру и объекты нефтепереработки.
Нужно признать, что сегодня ЕАЭС - с его ВВП в 2 трлн. долл. США и с населением 182,7 миллиона человек (в том числе 93 миллиона человек с наёмным трудом) - не является самодостаточным рынком. На него приходится всего 3,2% мирового ВВП. Создание зон свободной торговли с третьими странами и объединениями поможет существенно увеличить объём ВВП ЕАЭС.
Кроме стран евразийского региона желание сотрудничать с ЕАЭС выразили около 50 стран. Проходит