_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2018 ISSN 2410-6070_
ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 32
Г.А. Гаглоева
магистрант 3 курса СЗИУ РАНХиГС, г. Санкт - Петербург, РФ E-mail: [email protected]
ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ЕАЭС С ТРЕТЬИМИ СТРАНАМИ И ОБЪЕДИНЕНИЯМИ
Аннотация
В данной статье даётся краткая характеристика деятельности Евразийского экономического союза и разбирается первый и единственный договор о зоне свободной торговли между ЕАЭС и третьей стороной. Рассмотрение перспектив развития национальных экономик стран - партнёров в рамках участия союза в интеграции с другими странами в настоящее время очень актуально. Цель: дать обоснование позиции о возможности развития мощного экономического потенциала государств - членов ЕАЭС во взаимодействии с третьими странами и объединениями. Использовался метод ситуационного анализа. В результате были сделаны выводы о позитивных последствиях интеграции союза с третьими странами и объединениями, таких как: укрепление связей между регионами, предоставление членам союза доступа к новым рынкам, повышение инвестиционной привлекательности региона и др.
Ключевые слова
Евразийский экономический союз, интеграция, зона свободной торговли, единый рынок, регион.
Договор о формировании Евразийского экономического союза (ЕАЭС), подписанный в мае 2014 года в Астане президентами Белоруссии, Казахстана и России, вступил в силу в январе 2015 года. Позднее к Союзу присоединились Армения и Кыргызтан.
ЕАЭС был создан, чтобы помочь государствам-членам Союза максимально использовать межрегиональные экономические связи, модернизировать свою национальную экономику и создать условия, способствующие повышению их конкурентоспособности на мировом рынке. Единый рынок товаров, услуг, капитала и труда лежит в основе процесса интеграции в Евразии.
Евразийский экономический союз планирует создать сеть зон свободной торговли (ЗСТ).
30 мая 2015 года в Казахстане между ЕАЭС и Социалистической Республикой Вьетнам было подписано соглашение о создании зоны свободной торговли. Вьетнам стал первым торговым партнёром, с которым заключено соглашение о свободной торговле. К 2025 году в ЕАЭС планируется снижение средней ставки таможенных тарифов с 9,7% до 2%, во Вьетнаме - с 10% до 1%. Импортные пошлины сокращаются до нуля примерно на 60% позиций. По завершении переходного периода доля нулевой пошлины увеличится до 88%. Министерство экономики Российской Федерации ожидает, что товарооборот с Вьетнамом удвоится к 2020 году (с 3,7 млрд. долл. США в 2014 году).
В комплект документов, подписанных сторонами, входит соглашение об особом режиме для российских инвесторов и поставщиков услуг, что позволяет российским компаниям вести бизнес во Вьетнаме на условиях, которые предоставляются местным фирмам. Соглашение применяется в основном к совместным автомобильным проектам и инвестициям в энергетику, транспортную инфраструктуру и объекты нефтепереработки.
Нужно признать, что сегодня ЕАЭС - с его ВВП в 2 трлн. долл. США и с населением 182,7 миллиона человек (в том числе 93 миллиона человек с наёмным трудом) - не является самодостаточным рынком. На него приходится всего 3,2% мирового ВВП. Создание зон свободной торговли с третьими странами и объединениями поможет существенно увеличить объём ВВП ЕАЭС.
Кроме стран евразийского региона желание сотрудничать с ЕАЭС выразили около 50 стран. Проходит
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2018 ISSN 2410-6070_
работа по ведению переговоров по соглашениям о свободной торговле между ЕАЭС и Израилем, Сербией и Сингапуром. Другие потенциальные партнеры: Индия, Южная Корея, Чили, Таиланд, Южная Африка, Иран, Китай и др. Проект Новой Зеландии по ЗСТ был отменен в 2014 году.
Цель ЕАЭС состоит в том, чтобы в конечном итоге обсудить всеобъемлющий договор с его крупнейшими торговыми и экономическими партнерами - ЕС и Китаем. Долгосрочное устойчивое развитие возможно только в том случае, если оно опирается на тесное сотрудничество как с Европейским союзом, так и с Китаем. В этом направлении уже достигнут определенный прогресс. ЕАЭС и Китай начали диалог по Соглашению о торгово-экономическом сотрудничестве. Евразийской комиссии был предоставлен необходимый юридический мандат в июне 2016 года. Обсуждаются вопросы участия ЕАЭС в новой стратегической концепции Китая - «Экономическом поясе Шелкового пути». Перспективы взаимовыгодного сотрудничества между ЕАЭС и Китаем, безусловно, придают мощный импульс региональному развитию и постоянному взаимодействию в области транспорта, энергетики и финансов в Центральной Азии, Сибири и на Дальнем Востоке.
Повышен интерес к экономическому сотрудничеству и интеграции между ЕС и ЕАЭС. Глубокая экономическая интеграция с ЕС чрезвычайно важна для Евразийского союза. Во-первых, ЕС является крупнейшим торговым партнером для России и Казахстана: более половины объема торговли Российской Федерации приходится на ЕС; и Россия, в свою очередь, является четвёртым по величине торговым партнером Европейского Союза. Во-вторых, ЕС может сыграть решающую роль в модернизации стран в проекте Евразийской интеграции. В этом свете ЕС следует также рассматривать как ключевого долгосрочного партнера. Естественно, не стоит ожидать какого-либо быстрого прогресса в отношениях с ЕС до тех пор, пока не исчезнет нынешний глубокий кризис.
Евразийской экономической комиссии необходимо сконцентрировать своё внимание на поддержке экспорта на рынки третьих стран. Посол Белоруссии в Россию Игорь Петришенко заявил, что Евразийский экономический союз должен активно взаимодействовать со всеми мировыми игроками, как крупными, так и небольшими, в первую очередь это Европейский союз, Китай, Индия, страны Латинской Америки, Азиатско-Тихоокеанского региона. "Наступило время, чтобы ЕЭК сконцентрировалась на активной поддержке экспорта Евразийского экономического союза на рынки зарубежных стран, крупных игроков, - отметил дипломат. - Мы создали организацию, которая должна от начала отработки предложений и до завершения контрактных обязательств поддерживать бизнес". К экспортному кредитованию также необходимо активно подключаться и Евразийскому банку развития. Помимо этого, нужно выработать и активно продвигать бренд "Товар ЕАЭС".
"Должны быть задействованы все инструменты, начиная от финансовых и заканчивая в том числе цифровой составляющей", - отметил посол. Вместе с развитием международных связей должны устраняться барьеры на внутреннем рынке Союза, так как они создают препятствия не только государствам участникам ЕАЭС, но также и иностранному бизнесу, желающему сотрудничать.
Исходя из этого, следует отметить, что для укрепления своих позиций в регионе, Евразийскому экономическому союзу необходимо развивать и закреплять торгово-экономические отношения с третьими странами и объединениями. Но для экономической безопасности стран - партнёров ЕАЭС, не следует допускать чрезмерного влияния государств, не являющихся участниками Союза. Список использованной литературы:
1. Мониторинг взаимных инвестиций в странах СНГ 2017
Евразийский банк развития, Центр интеграционных исследований, Санкт- Петербург ( 2017 г. ), отчет 32.
2. Е. Винокуров. Мега-сделка между Европейским Союзом и Евразийским экономическим союзом. Россия в Глобальной политике, 5 ( 2014 ) , стр. 189 - 194
3. Евразийская экономическая интеграция: цифры и факты. Москва, 2017 г. - 60 с.
4. K.J. Hancock, A. Libman. Eurasia
T.A. Boerzel, T. Risse (Eds.), The Oxford handbook of comparative regional ism., Oxford University Press, Oxford (2016)
5. The Eurasian Economic Union of Russia, Belarus, Kazakhstan, Armenia, and the Kyrgyz Republic: Can it succeed
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2018 ISSN 2410-6070_
where its predecessor failed?Eastem European Economics, 54 (1) (2016), pp. 1-22
© Гаглоева Г.А., 2018
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2018 ISSN 2410-6070_
НАУКИ О ЗЕМЛЕ
УДК 502
Бухарова Т.А.
Магистр 2 года обучения Красноярский ГАУ г. Красноярск, РФ E-mail: [email protected] Научный руководитель - Пантелеев В. И. кандидат исторических наук, доцент Красноярский ГАУ г. Красноярск, РФ E-mail: [email protected]
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЕЖЕГОДНЫЕ ДОКЛАДЫ О СОСТОЯНИИ И ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК ИСТОЧНИК ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМ ЗЕЛЕНОЙ ЛОГИСТИКИ
Аннотация
В статье анализируются возможности использования региональных ежегодных докладов о состоянии и охране окружающей среды как источника для изучения зеленой логистики. Делается вывод о необходимости разработки единой методики по составлению таких докладов.
Ключевые слова
зеленая логистика, транспорт, логистические каналы, экологическая статистика.
В современных условиях глобализации бизнеса, происходит заметное усиление негативного влияния человека на биосферу, которое обусловлено ростом масштаба производственной и хозяйственной деятельности промышленных предприятий и сервисных компаний. В результате экологическая ситуация, характерная для определённых регионов страны, переходит в острую фазу, связанную с деградацией главных физических составляющих биосферы, таких как литосфера, атмосфера и гидросфера.
Среди факторов, оказывающих негативное влияние на общее состояние окружающей среды можно выделить [4]:
- загрязнение атмосферы промышленными и другими выбросами;
- загрязнение поверхностных и подземных вод;
- загрязнение почв промышленными выбросами и бытовыми отходами;
- шумовое (акустическое) загрязнение, источниками которого являются промышленные предприятия и транспорт;
- сокращение биологического разнообразия живых существ и др.
В рамках данной статьи под зеленой логистикой понимается научно-практическая деятельность, предполагающая формирование эффективного механизма интеграции экологического и социально-экономического аспектов на всех этапах планирования, проектирования и управления цепью поставок товаров с целью минимизации эколого-экономического ущерба и повышения потребительской ценности продукции с помощью применения энерго- и ресурсосберегающих технологий логистики.
Основной целью зеленой логистики является определение и минимизация негативного воздействия логистической деятельности на окружающую среду. Как известно, одним из основных загрязнителей окружающей среды является транспорт. Транспортировка есть ключевое направление логистической деятельности. Поэтому, с точки зрения зеленой логистики, особенно важно изучение транспортных потоков. Чем меньше осуществляется выбросов вредных веществ в атмосферу при транспортировке грузов и пассажиров, тем эффективнее экологический эффект от этой деятельности [3].
По имеющимся оценкам, наиболее экологически небезупречным является автомобильный транспорт.