Секция «Фундаментальные и прикладные проблемы гуманитарных наук»
УДК 168.522
В. В. Сакович Научный руководитель - В. П. Бочкарев.
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
СПЕЦИФИКА ОСНОВНЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПРИНЦИПОВ, ЗАДАЧ И МЕТОДОВ СПЛОЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВА НА ОСНОВЕ ТРЕНИНГОВ
В культурологии коллектив (группа) есть деятельная совокупность людей, объединенных общими целями, задачами, образом, манерой поведения, нормами нравственности, спецификой речи, традиций. От степени сплоченности коллектива зависят все его показатели. Важную роль в его сплочении играют тренинги в форме командообразования - «тимбилдинга».
Основным методом развития групповой сплоченности, в соответствии со взглядами Д. Морено, является приведение в соответствие «макроструктуры» отношений, то есть пространственно-временных, социокультурных, коммуникативных и функциональных связей в группе, с «микроструктурой», определяемой результатами социометрического исследования и управления ей как единой командой [1].
Важную роль в процессе командообразования играют следующие семь принципов организации командной работы, отличающих её от других форм сплочения коллектива: коллективность исполнения работы; коллективность ответственности; единство для команды формы стимулирования; адекватность стимулирования команды за конечный результат; автономность самоуправления команды; повышение исполнительской дисциплины, добровольно принимаемой каждым членом команды; добровольность вхождения в команду: в ее состав может быть включен только тот, кто добровольно изъявил готовность к этому на основе полного знания и понимания всех условий ее деятельности [2].
Тренинги по сплочению коллектива изначально ориентируются на следующие культурологические задачи по формированию: отношения руководителя к проводимому мероприятию; отношения участников к тренингу; корпоративной культуры компании; программы тренинга на основании целей, которые ставит перед обучением руководство по результатам предварительной диагностики сотрудников компании; профессионализма у руководителя тренинга; качественного сценария организации тренинга.
Среди наиболее эффективных методов командо-образования выделяют тренинг в форме «тимбилдин-га» (team - команда, building - строить) [3].
Классический тимбилдинг - это тренинги, проводимые в помещении, сочетающие как теорию, так и практику. Тренинг от четырех часов до нескольких дней или курс из нескольких модулей. Цель таких тренингов - получение систематических знаний и умений в области командообразования, в сплочении коллектива. Проводятся они и для команды-коллектива, и для ее руководителей [4].
Экстремальный тимбилдинг - это выездные тренинги, которые обычно носят чисто практический характер. Теоретическая часть может быть начальной стадией серии тренингов. Его цель - не развлечение, а личностное и командное развитие [5].
Рассмотрим основные методы проведения тренинга в группе, члены которой разделены на микрогруппы по 2-3 человека.
«Слепой скульптор». Члены микрогрупп должны вместе слепить из пластилина что-то очень важное для всех: образ идеального руководителя, видение проекта, цели и так далее. Тренинг направлен на командную работу, повторение рабочих моментов: в случае вспоминания целей и видения проекта, более чуткого взаимодействия с руководителем в случае лепки идеального руководителя и так далее.
Коллаж «Команда». Каждой микрогруппе выдается лист ватмана, пачка журналов, брошюр, открыток, подходящих по тематике. Тренинг направлен на командную работу, а также осмысление ценности своей команды, нахождение новых моментов в процессе работы над материалом.
«Галерея изобразительного искусства». Каждой микрогруппе дается общее одно задание, используя подручный материал - крупа, изделия из стали, бусы, фольга, цветная бумага и т.д., изобразить символ компании. Тренинг направлен на командную работу, совершенствование умения каждого прислушиваться к идеям других, на расширение творческих подходов в работе.
«Самая красивая статуя». Каждая микрогруппа должна за определенное время построить при помощи обычных офисных принадлежностей самую красивую статую. Тренинг направлен на командную работу, расширение нестандартных подходов в работе.
«Сказка». Полностью вся команда должна сочинить и написать сказку о своем проекте, опираясь на тайм-лайн и цели проекта. Руководитель в игре не участвует. Игра направлена на командную работу, повторение рабочих моментов, также это неформальный способ рассказать о фокусах проекта новому участнику, возможность помечтать и настроиться на рабочий лад.
«Сад». Участники всей группы сидят в кругу. Ведущий предлагает спокойно посидеть, и представить себя цветком. После того, как все представили это, каждый рисует и вырезает свой цветок. Все садятся в круг. Ведущий расстилает полотно любой ткани или ватман и объявляются «поляной», которую нужно засадить вырезанными цветами. Это побуждает к проявлению своего мнения в коллективе.
«Фигура». Сидя в кругу, составляется фигура из всего агрессивного, плохого, проявляемого в команде.
Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
Рисуются, например, клыки, зубы, когти и так далее всеми участниками по кругу. Затем лист сворачивается, привязывается к воздушному шару и отпускается в небо, унося все проблемы и недоразумения. Тренинг направлен на снятие агрессии в коллективе.
Завершающим этапом каждого тимбилдинга являлся прием «До - Во время - После», суть которого сводилась к оценке проведенного занятия. Участники могут рисовать на листе бумаге свое социокультурное состояние до тренинга, во время и после него. Далее проводится небольшой интерактив с участниками, обсуждается, почему они нарисовали так или иначе, что означает их рисунок или диаграмма и так далее. В конце подводятся итоги, резюмируются результаты проведенного занятия.
Автор, исходя из вышесказанного и личного опыта в проведении тренингов, считает, что специфика тренингов, использующих современную методологию тимбилдинга, заключается в интенсификации эффективности сплочения на основе системного содержания реализации сценария тренинга как отдельных
микрогрупп, группы, так и всего коллектива, в отличие от иных средств и форм сплочения коллектива, с использованием только нравственно-поучительных или карательных форм воздействия.
Библиографические ссылки
1. Пригожий А. И. Современная социология организаций. М. : Проспект, 1995.
2. Левин К. Разрешение социальных конфликтов. СПб. : Речь, 2000.
3. Ткаченко Е. Д. Командообразование: дань моде или производственная необходимость? // Справочник кадровика. 2011. № 3. С. 24-27.
4. Кон И. С. Социология личности. М. : Прогресс, 1967.
5. Сидоренков А. В., Сидоренкова И. И. Методики изучения доверия в малой группе. Ростов-на-Дону : ЛППМФПЮФУ, 2007.
© Сакович В. В., 2012
УДК 004.5
А. О. Сальникова Научный руководитель - А. Н. Городищева Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИЙ
На сегодняшний день самым уникальным и современным способом представления информации является мультимедиа презентация. Это программный продукт, который может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление и дикторское сопровождение, видеофрагменты и анимацию, трехмерную графику. Следовательно, мультимедиа презентация предстает как специфическая коммуникативная технология обмена информацией.
За последнее пятидясителетие в мире произошла компьютерная революция. Компьютеры основательно вошли в нашу жизнь. Многие сферы деятельности человека невозможно представить без помощи компьютера. Бизнес, как одна из самых динамичных областей деятельности, тоже не остался в стороне от этого процесса. В этой ситуации возникает вопрос, как на компьютере максимально удобно и эффективно представить нужную вам информацию для другого человека, чтобы облегчить его общение с компьютером, привлечь его внимание, заинтересовать. Здесь очень большую помощь могут оказать современные мультимедиа технологии.
Известно, что человек большую часть информации воспринимает органами зрения (~80 %), и органами слуха (~15 %) (это давно замечено и эффективно используется в кино и на телевидении). Мультимедиа технологии позволяют воздействовать одновременно на эти важнейшие органы чувств человека. Сопровождая динамический визуальный ряд (слайд-шоу, анимацию, видео) звуком, мы можем рассчитывать на большее внимание со стороны человека. Следовательно, мультимедиа технологии позволяют представлять информацию в максимально эффективном виде [1].
В отличие от видео, мультимедиа технологии позволяют управлять потоком информации, т.е. могут быть интерактивны. Мультимедиа презентации дают прямой доступ к информации. Пользователь может сразу видеть все содержание и переходить к тому, что его заинтересовало. Извлечение информации не будет связано с большими затратами труда и времени.
В отличие от других видов представления информации мультимедиа презентации могут содержать десятки тысяч страниц текста и тысячи рисунков и фотографий, несколько часов видео и аудио записей, анимацию и трехмерную графику, при этом обеспечивая низкую стоимость тиражирования и длительный срок хранения.
Среди имеющихся в настоящее время инструментальных систем можно найти различные по спектру предоставляемых возможностей и сложности освоения, но обладающие одним общим недостатком: это коммерческие программные продукты, которые нужно где-то найти в продаже и заплатить за них достаточно «весомые» деньги. Однако, в большинстве случаев, требуется разрабатывать сравнительно несложные мультимедиа-приложения, «презентационного» характера, интерактивность которых сводится лишь к