Научная статья на тему 'Тимбилдинг как сочетание метода обучения и сплочения персонала'

Тимбилдинг как сочетание метода обучения и сплочения персонала Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4368
670
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ / СПЛОЧЕННОСТЬ ПЕРСОНАЛА / АДАПТАЦИЯ / ТИМБИЛДИНГ / ТРЕНИНГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наянова К.В.

В статье рассматривается понятие тимбилдинга, его функции, связь с обучением и развитием персонала. Так же в статье приводится интересный опыт организаций по использованию данной технологии. Тренинги в организациях направлены на выявление лидерских качеств и сплочение команды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тимбилдинг как сочетание метода обучения и сплочения персонала»

научный журнал

УДК 378

Наянова К.В.

Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина - филиал РАНХиГС.

г. Саратов, Россия

ТИМБИЛДИНГ КАК СОЧЕТАНИЕ МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ И СПЛОЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА

Аннотация. В статье рассматривается понятие тимбилдинга, его функции, связь с обучением и развитием персонала. Так же в статье приводится интересный опыт организаций по использованию данной технологии. Тренинги в организациях направлены на выявление лидерских качеств и сплочение команды.

Ключевые слова: обучение, социально-психологический климат, сплоченность персонала, адаптация, тимбилдинг, тренинг.

В настоящее время часто применяется такой метод поддержания социально-психологического климата и сплочения команды как тимбилдинг. Однако несмотря на широкую популярность данного метода многие руководители неправильно трактуют термин «тимбилдинг». Вот как комментирует понимание термина Брюс Хониг, исполнительный директор Honig IdeaGuides: «Тимбилдинг изначально представляет собой создание команды, которая будет состоять из сотрудников, работающих в одной компании, для достижения одних целей. Однако часто, организаторы путают значение Team building с совместным проведением времени коллег где-нибудь в боулинг-кафе или другом развлекательном заведении.»[1]Следствием не понимания сущности тимбилдинга является не эффективное использование потенциала данного метода и необоснованные затраты со стороны организации на его проведение.

Основу тимбилдинга составляют две стадии: тимскилс (Team Skills от англ. - «командные навыки») и тимспирит (Team Spirit от англ. -«командный дух»), являющиеся важными этапами в развитии командных эффектов в организации. [2]

В ходе изучения термина в теории менеджмента сложилось две точки зрения. Первая представляет тимбилдинг как процесс построения команды, основываясь при этом на разработанных в психологии и менеджменте направлениях, а именно - организационной динамике, организационном развитии, групповой динамике и психологии группы. Вторая точка зрения основана на том, что тимбилдинг является альтернативным направлением в обучении и развитии персонала и группы, так как участники учатся посредством опыта и активного взаимодействия. И концепция тимбилдинга трактуется как базовое направление Experiential Education и Active Learning [3, c. 11].

научный журнал

Итак, согласно данным концепциям мы не можем рассматривать тимбилдинг как просто метод поддержания социально-психологического климата. Открывается новая грань метода, которая позволяет посмотреть на него, как метод обучения и развития персонала организации с элементами сплочения команды. Технологии тимбилдинга могут быть использованы при выстраивании системы управления знаниями организации, управления социальной средой, а так же в рамках комплексных стратегий внутненнего hr-брендинга [4, С.133.].

Функции тимбилдинга:

- Обучение сотрудников работе в команде. Особенностью тимбилдинга является именно обучение работе в группе, разделение ролей в команде, коллективное решение вопросов, развитие умения использования ресурсов каждого участника команды, умения налаживать взаимодействие, находить общий язык;

- Создание и поддержание дружеских отношений в коллективе.

- Адаптация новых сотрудников в коллективе.

- Снятие психологического напряжения и конфликтов.

- Повышение уровня доверия и взаимопомощи в коллективе.

- Повышение уровня личной ответственности за результат.

- Перевод мышления сотрудников из состояния конкуренции к сотрудничеству

- Повышение командного духа.

- Повышение желания сотрудников делиться опытом, открыто обсуждать проблемы и пути их решения, анализировать прошлый опыт, делать выводы, учитывать ошибки

- Повышение уровня инициативности сотрудников. [5, с. 23]

На любом тренинге присутствует интерактив - обоюдное общение и действие. Общение на уровне «вопрос - ответ - обсуждение» - это семинар. Монолог лектора с редкими репликами - просто лекция. Массовое обсуждение злободневного вопроса - конференция, форум, симпозиум. Но мы говорим о тренингах. Здесь тренер учит. Тренер показывает. Тренер спрашивает. Тренер заставляет делать то, что непривычно. Моделируются различные ситуации. Проигрываются выгодные и правильные выходы из ситуаций. Это - элемент ролевой игры. Любой настоящий тренинг - это ролевая игра. Тренинг с командообразованием - это массовое мероприятие, извлечение из привычной среды, игра с другой ролью, активный двусторонний процесс, изменение подхода к определенным жизненным ситуациям. [6]

Рассмотрим интересные практики применения тимбилдинговых методик: [7]

1. Андреас Хайнеке, руководитель компании Dialogue Social Enterprise GmbH, в 1995 году создал проект «Диалоги в темноте». Все

научный журнал

тренеры - слепые, так как тренинг проходит в абсолютно тёмной комнате и длится несколько часов и только та часть часть занятия, которая посвящена обсуждению результатов проводится при свете. В тимбилдинге могут участвовать от двух человек до нескольких десятков. Занятие начинается с простейших заданий - определить размер комнаты, разделиться на команды, найти в тёмной комнате стол, сесть за него, заняв стулья, и так далее. Тренинг направлен на выявление лидерских качеств и сплочение команды, но может трансформироваться и под другие нужды. К примеру, выявлять антилидера в коллективе. В России франшизу «Диалогов в темноте» развивает другой немец, Тобиас Райзнер.

2. Владельцы небольших частных виноградных хозяйств приноровились сдавать свои угодья различным компаниям, специализирующимся на проведении тренингов. Занятия по виноделию, как правило, длятся три-четыре часа. За это время команды, состоящие из менеджеров компании, успевают не только потоптать грозди винограда, но и придумать название вина, дизайн этикетки, презентовать свой продукт. Попутно участники программы узнают о технологии создания вина, а через три-четыре месяца готовый перебродивший напиток приезжает к ним в офис. Задача тренинга - познакомить друг с другом сотрудников разных подразделений компании, которым не приходилось раньше работать вместе, если перед ними стоит задача заняться одним проектом.

3. Корпоративная культура США переживает бум Humans vs. Zombies - тренингов, чей девиз подкупает любого HR-менеджера: «Зомби не дискриминируют вас ни по расовому, ни по гендерному признаку. Они просто жрут вас, если вы не умеете работать в команде». Роли зомби играют нанятые актёры, а сотрудники компании изображают уцелевшую группу людей, которым, в зависимости от сценария, нужно выбраться из закрытого помещения или спасти мир. В итоге получается смесь пейнтбола и костюмированного представления. Программа хороша, с одной стороны, для выявления лидерских качеств сотрудников, с другой -для формирования привычки слушаться предводителя и исполнять его приказы. Такие тренинги, популярны на военных базах США.

4. В Японии совместные ванны начальника отдела с подчинёнными -главный хит в области тимбилдинга. Разумеется, если все сотрудники одного пола. Сидя в горячем источнике, коллеги могут поговорить доверительно и начистоту, считают азиатские бизнес-тренеры, и даже европейские менеджеры с ними согласны.

5. Владелец пивоварни Sam Adams Beer Джим Коч столкнулся с распространённой проблемой: ему никак не удавалось сформировать у сотрудников лояльность к продукту, который они должны были продавать. «Всё пиво одинаковое на вкус», - так считали не только покупатели, но и продавцы. Кочу пришлось устроить вечеринку-

научный журнал

соревнование для 850 сотрудников компании. Они отвечали на вопросы из истории пива, компании и, конечно, дегустировали сам продукт, зарабатывая баллы за верно определённый сорт. Работники отдела продаж должны были делать это вслепую. Пример Коча подойдёт любому производителю: прежде чем отправлять человека торговать вашим товаром, научите его пользоваться им.

Итак, можно прийти к выводу, что тимбилдинг является не просто методом сплочения коллектива, а выполняет очень важную учебную функцию, а именно обучение работе в команде. Это очень важно для организации, так как многие сотрудники привыкли работать полагаясь только на себя и не осознают насколько больше эффективности в работе в команде. К тому же данный метод позволяет дать понимание сотрудникам о важности ответвенной работы всех, что если один человек не подобающе относится к своим обязанностям, то страдает вся команда, а в случае работы в организации - вся компания.

Библиографический список:

1. Уточнение понятия Teambuilding. Командообразование в четырех подсказках. / Сообщество профессионалов в области управления персоналом «HR. RU Управление персоналом» [Электронный ресурс] //Режим доступа: http://hrru.com/2010/01/utochnenie-ponyatiya-teambuilding-komandoobrazovan ie-vchetyrex-podskazkax/, свободный. - Загл. с экрана.

2. Ленская И.Ю. Преимущества использования командного менеджмента и особенности применения тимбилдинга в процессе стабилизации персонала современных организаций // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, №1 (2017)http://naukovedenie.ru/PDF/47EVN117.pdf (доступ свободный). Загл. С экрана. Яз. рус., англ.

3. Исхакова М. Г. Тимбилдинг: раскрытие ресурсов организации и личности. — СПб.: Речь, 2010. — 256 с.

4. Андрющенко О.В., Яшина М.А., Евтюшина М.А. Управление брендом работодателя//Вестник Новгородского филиала РАНХиГС. 2017. Т. 6. № 1 1 (7). С. 132-137.

5. Сартан Г. Н. Тренинг командообразования. — СПб.: Речь, 2015. — 187 с.

6. Сулеева М. Т. Технологии тимбилдинга как форма работы с педагогическим коллективом [Текст] // Педагогика: традиции и инновации:

1. материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2017 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2017. — С. 11-14. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/210/11645/ (дата обращения: 25.04.2018).

7. Черкудинова Д. Офисные встряски: 5 необычных способов сплотить коллектив — URL http://www.the-village.ru/village/business/management/151029-komanda-mechty- neobychnyh-sposobov-splotit-kollektiv (дата обращения: 25.04.2018).

Научный руководитель: доцент кафедры управления персоналом Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина Андрющенко Оксана Владимировна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.