Научная статья на тему 'Современные формы сплочения педагогического коллектива в суворовском военном училище МВД России'

Современные формы сплочения педагогического коллектива в суворовском военном училище МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1468
329
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЛОЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА / КОРПОРАТИВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ФОРМЫ СПЛОЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВА / ТРЕНИНГОВАЯ И ГРУППОВАЯ РАБОТА / КОМАНДООБРАЗОВАНИЕ / UNITY OF THE TEACHING STAFF / CORPORATE EVENTS / FORMS OF TEAM-BUILDING / TRAINING AND GROUP WORK / TEAM-BUILDING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Селин Петр Васильевич

Рассматриваются основные формы сплочения педагогического коллектива ведомственных учреждений МВД России. Выделяются три основных научных направления, в рамках которых осуществляется исследование форм сплочения педагогического коллектива. Для целей сплочения коллектива важную роль играют разные виды корпоративных мероприятий. Проведена классификация корпоративных мероприятий. Выделены формы сплочения коллектива в рамках социально-психологического подхода: интенсивные курсы, регулярные занятия, эпизодические встречи, тренинговая работа, деловые игры, кейсы и дискуссии. Для сплочения коллектива необходимо учитывать этапность командообразования, состоящую из 9 ступеней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern Forms of Uniting the Teaching Staff at Educational Institutions of the Russian Ministry of Internal Affairs

The main forms of uniting the teaching staff at educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia are under consideration. The author specifies three main research areas to study the forms of the teaching staff team-building. The emphasis is made on the role and importance of various corporate events pursuing to unite the teaching staff. The classification of corporate events has been studied. The forms of the team-building according to the socially-psychological approach are as follows: intensive courses, regular classes, occasional meetings, trainings, business games, case-studies and discussions. To unite the team it is essential to consider nine stages of team-building as well as characteristics of the conditions in which the staff is united via team-building

Текст научной работы на тему «Современные формы сплочения педагогического коллектива в суворовском военном училище МВД России»

УДК 342.9 © П. В. Селин, 2018

Современные формы сплочения педагогического коллектива в суворовском военном училище МВД России

Селин Петр Васильевич,

начальник Читинского суворовского военного училища МВД России

Чита, Россия. е-mail: [email protected]

Рассматриваются основные формы сплочения педагогического коллектива ведомственных учреждений МВД России. Выделяются три основных научных направления, в рамках которых осуществляется исследование форм сплочения педагогического коллектива. Для целей сплочения коллектива важную роль играют разные виды корпоративных мероприятий. Проведена классификация корпоративных мероприятий. Выделены формы сплочения коллектива в рамках социально-психологического подхода: интенсивные курсы, регулярные занятия, эпизодические встречи, тренинговая работа, деловые игры, кейсы и дискуссии. Для сплочения коллектива необходимо учитывать этапность командообразования, состоящую из 9 ступеней.

Ключевые слова: сплочение педагогического коллектива; корпоративные мероприятия; формы сплочения коллектива;

тренинговая и групповая работа; командообразование.

Для цитирования: Селин П. В. Современные формы сплочения педагогического коллектива в суворовском военном училище МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018. № 1(72). С. 68-73.

В научной литературе практически отсутствуют исследования, посвященные классификации форм сплочения педагогических коллективов, в том числе и применительно к ведомственным образовательным организациям МВД России.

Имеется несколько работ по технологии формирования сплоченности коллектива [1-11], однако рекомендации, содержащиеся в них, малоприменимы в условиях педагогического коллектива образовательных организаций МВД России Между тем педагогические коллективы указанных учреждений нуждаются во внедрении современных форм сплочения . В связи с этим приобретает острую актуальность разработка систем формирования сплоченности членов организации. Область подобных исследований достаточно широка, и в них можно выделить несколько направлений в изучении современных форм сплочения коллектива

Одно из наиболее представленных в публикациях направление связано с разработкой корпоративных форм сплочения коллектива

Другим не менее интересным подходом к проблемам сплочения коллектива является программно-методический, предусматривающий разработку комплексных программ, системно воздействующих на коллектив

На наш взгляд, наибольшей перспективностью обладает метод командообразования, позволяющий на основе многоуровневости разрешить проблему формирования сплоченности коллектива

Первый подход представлен работами А. Д . Григорьева, А . Ю . Ефремова [4], И . Н . Калашниковой, Я . О . Первишовой [5], Ю . Л. Поповой [12] и др . , где обращается внимание на приоритетность проведения корпоративных мероприятий в целях сплочения трудового коллектива

И Н Калашникова и Я О Первишова подчеркивают, что корпоративные мероприятия являются наилучшим способом сплотить коллектив организации, решая такие задачи, как повышение лояльности к компании,

командообразование, нематериальная мотивация На их взгляд, корпоративные мероприятия могут быть деловыми и праздничными (развлекательными). В свою очередь, деловые подразделяются на: 1) информационные; 2) дискуссионные; 3) обучающие (собрания, конференции, круглые столы, семинары и т п )

Праздничные (развлекательные) мероприятия по видам и формату представляют собой: 1) игры; 2) шоу (концерты); 3) приемы (вечеринки) [5].

А. Ю . Ефремов и А. Д . Григорьев отмечают, что, помимо корпоративных мероприятий, важную роль в процессе сплочения коллектива играет ситуация определенной конкуренции, которая основывается на нравственной почве, соблюдении правил профессиональной этики [4].

Полезными в процессе сплочения педагогического коллектива могут оказаться методы социально-психологического воздействия, рассмотренные в монографии А . Г. Караяни [6]. В качестве необходимых форм сплочения коллектива автор выделяет интенсивные курсы, регулярные занятия, эпизодические встречи

Кроме того, в ходе организационных мероприятий по сплочению коллектива могут применяться и метод сбора, группа-марафон, регулярные и эпизодические занятия Названные методы могут быть дополнены и другими: тренингами, деловыми играми, кейсами, дискуссиями [11].

Безусловно, на возникновение сплоченности коллектива определяющее влияние оказывает тренинговая работа, о чем рассуждали Е. Д . Бурцева [1], Е. В. Васильев [13], В. А. Гнездилов [3], А. Г. Грецов [14], Е . Л. Милютина [15], Т. А. Михайлова и Н. Н. Яременко [16], Э . И. Муслимова и Н . В . Шабунина [17], А. Е. Перелыги-на [18], О. А. Пискунова [19], В . В . Сакович и В . П . Боч-карев [9], А. М . Смоленова [20], Ю . Ю . Терюшкова [21] и др Смысл тренинга заключается в том, что групповая деятельность дает члену коллектива опыт построения отношений, а сплоченность возникает при восприятии группы как целостного организма, обладающего единым групповым мнением

Несмотря на перспективность предложенных авторами методов сплочения коллектива, они являются частными, не позволяют в комплексе решить задачи сплочения трудового коллектива. Поэтому мы обратились к опыту создания программно-методических разработок, направленных на сплочение коллектива

Например, В . А. Свириденко предлагает комплекс таких организационных форм, способствующих сплочению педагогического коллектива, как:

— курсовые и дистанционные мероприятия;

— конкурсы профессионального мастерства, мониторинг профессиональных затруднений и устранение их причин;

— комплекс методических мероприятий;

— деятельность творческих рабочих групп педагогов;

— внедрение системы рейтинговой оценки деятельности педагогов;

— применение системы стимулирования педагогов;

— работа педагогического совета, методического совета, проблемных творческих групп;

— совместные досуговые мероприятия;

— проведение совместных с обучающимися и их родителями спортивных праздников, субботников [10].

И. С. Радковец выделяет следующие направления в формировании сплоченности коллектива, включающего офицерский состав:

1) управление состоянием межличностных взаимоотношений Пропаганда и поощрение взаимопомощи и поддержки, развитие взаимопонимания в коллективе офицеров;

2) формирование осознания единства целей;

3) развитие позитивных морально-нравственных качеств офицеров;

4) организация и проведение мероприятий по сплочению офицерского коллектива;

5) совершенствование стиля руководства;

6) повышение авторитета командира;

7) поддержание высокого уровня дисциплины среди офицерского состава;

8) учет в воспитательной работе условий деятельности коллектива;

9) совершенствование профессиональной подготовки офицеров;

10) управление социально-психологическим климатом офицерского коллектива, управление конфликтами [8]

По нашему мнению, наиболее эффективными методами воспитания сплоченности в коллективе могут стать приемы, используемые в командообразовании

Методы командообразования разрабатывались для применения в условиях суворовских военных училищ С этой целью изучались организационная структура управления и особенности управления в училище За основу анализа было взято Читинское суворовское военное училище

При характеристике коллектива обращалось внимание на организационную структуру управления в суворовском училище, анализировался кадровый состав

Было выявлено, что организационная структура управления коллективом определяется штатом и штатным расписанием, которое разработано с учетом целей и задач училища, а также психолого-физиологических и возрастных особенностей обучающихся (рис.).

Суворовское училище имеет линейно-функциональную структуру управления, поскольку организация разделена на отдельные элементы с четко определенными, конкретными задачами и обязанностями

В училище присутствует единоначалие, т. е. всю полноту власти берет на себя начальник училища, возглавляющий коллектив При разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов ему помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений. Линейно-функциональная структура как никакая другая наиболее эффективно позволяет организовать процесс сплочения коллектива

Основной кадровый состав суворовского военного училища, организующий учебно-воспитательный процесс, представлен сотрудниками следующих подразделений: учебного отдела, циклов (гуманитарных и специальных дисциплин; естественно-математических дисциплин и физической культуры), библиотеки, отдела по работе с личным составом, отделения морально-психологического обеспечения, курсов

Представленная структура позволяет сформулировать основные принципы применения командообразования сверху вниз, имея высший руководящий орган .

Под командообразованием понимается процесс целенаправленного формирования особого способа взаимодействия людей в организованной группе, позволяющего эффективно реализовывать их энергетический, интеллектуальный и творческий потенциал согласно стратегическим целям организации [22].

Разработке вопросов командообразования в педагогическом коллективе посвящены отдельные современные исследования [23; 24; 25; 26].

Командообразование предполагает следующую этапность:

1) комплектование (переукомплектование) — уточнение численности и состава участников (будущих членов) команды;

2) знакомство (углубление знакомства) — установление первичного контакта, ориентировка членов команды друг в друге и в ситуации;

3) институционализация — документальное оформление порядка работы, выбор способов взаимодействия, круга лиц, курирующих группу;

4) формирование общего видения — согласование взглядов, позиций, целеобразование среди участников командообразования;

5) позиционирование (перепозиционирование) — обозначение предметно-функциональных позиций в деятельности всей команды;

6) планирование первого шага — определение целереализующей системы команды, составление плана-графика мероприятий, распределение ресурсов и ответственности;

Начальник училища

Заместитель начальника училища

Заместитель начальника училища (по учебной работе) — начальник отдела (учебный отдел)

Учебный отдел Замначальника УО

Цикл гуманитарных и специальных дисциплин

Цикл естественно-математических дисциплин и физической культуры

Заместитель начальника

училища (по работе с личным составом) — начальник отдела (отдел по РЛС)

Отдел по работе с личным составом

Замначальника ОРЛС

Группа кадров -4

Направление профессиональной служебной и физической подготовки, профилактики коррупционных и иных

правонарушений

Отделение морально-

психологического

обеспечения

Направление мобилизационной подготовки, мобилизации и гражданской обороны

Помощник начальника

училища (по правовой работе)

Тыл (начальник тыла)-|

Отдел тылового обеспечения

Отделение

эксплуатации зданий -и сооружений

Персонал

по обслуживанию

зданий

Группа материально-

технического

обеспечения

Отделение продовольственного

обеспечения *

Столовая

Техническая часть с гаражом

Финансово-экономическое отделение

Рис. Организационная структура суворовского училища (Fig. The school organizational structure)

7) исполнение — реализация запланированного;

8) рефлексия — подведение итогов, установление эффективности проведенных мероприятий;

9) планирование второго шага — определение перспективности иных стадий командообразования [22].

Данная система командообразования является весьма технологичной, однако имеет особенности в педагогическом коллективе образовательного учреждения МВД России. Как подчеркивают А. Б. Жабин и Н . А. Филиппова, руководитель педагогического коллектива указанных учреждений обязан систематически организовывать собрания членов коллектива; информировать через периодические сборы группы о ситуации внутри организации; стимулировать выработку инновационных идей, направленных на достижение более высокого уровня развития сплоченности педагогического коллектива; пересматривать комплекс мотивационных средств,

методов и критериев результативности компетенции членов коллектива; обучать руководителей методам ко-мандообразования и др . [26].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Особую важность имеют такие моменты командо-образования в процессе сплочения коллектива, как создание комфортного психологического климата путем регулярного ознакомления с поставленными общими целями, формирования у членов педагогического коллектива позитивного отношения к перспективам развития организации, регулярного проведения корпоративных мероприятий, совместного отдыха, внутрикорпоративных и межкорпоративных спортивных состязаний, внедрения процедуры наставничества, организации системы релаксационных кабинетов и др . [24].

Ученые рекомендовали к применению в педагогическом коллективе следующие методы командообра-зования, реализующие цели сплочения: практические

игры, мини-лекции, упражнения с показом конкретных примеров из практики, дискуссии, интерактивные формы обучения, работу с проектом, работу в малых группах с дальнейшей публичной защитой проектов, участие в рейтинговых программах, составление индивидуальных программ личностного профессионального роста [23].

Повышению результативности проводимых мероприятий, по мнению Ю. В. Корсакова, способствуют взаимные обязательства, доверие и отчетность, дух партнерства, лидерство, основанное на сотрудничестве, открытое обсуждение проблем [7]. Эти меры Э . Г. Вино-грай дополняет педагогическими, психологическими и организационными условиями сплочения коллектива: благоприятным психологическим климатом, отношениями взаимопомощи в коллективе, взаимообменом знаниями и опытом; воспитанием самоорганизационной динамичности коллектива; побуждением заинтересованности членов коллектива в достижении общей цели; повышением общественной значимости цели, реализуемой коллективом; взаимопониманием между членами коллектива; формированием ценностно-ориентационного единства коллектива; выработкой убежденности членов педагогического коллектива в эффективности избранного способа совместной деятельности; определением психологической и психофизиологической совместимости; соблюдением правил морального долга, дисциплины, ответственности; взаимозависимостью членов коллектива при достижении общей цели; рациональным распределением обязанностей между членами педагогического коллектива при учете их личных интересов; формированием общеколлективных традиций и др . [2].

Перспективы исследования форм сплочения педагогических коллективов, на наш взгляд, заключаются в составлении комплексных программ работы с коллективами, предусматривающих специфику отраслевой принадлежности образовательных учреждений

Итак, исследования, посвященные вопросам формирования сплочения педагогических коллективов, не представлены в достаточном количестве, тем более не выявлена специфика данного процесса в ведомственных образовательных организациях МВД России . Обзор теоретических источников показал, что все публикации можно условно разбить на несколько направлений: разработка единичных и отдельных форм сплочения коллектива (тренинги, корпоративные мероприятия, активные формы, официальные мероприятия и т. д .), программно-методический подход к процессам сплочения, применение методов и приемов командообразования как способа сплочения членов педагогического коллектива. Указанные исследования внесли серьезный вклад в теорию сплочения коллектива, однако по-прежнему актуальна проблема синтеза психолого-педагогических исследований сплоченности и адаптированных положений командообразования, способных обогатить разработку педагогических условий сплочения коллектива педагогических работников и офицерского состава суворовских военных училищ МВД России

Список литературы

1. Бурцева Е. Д. Сплочение коллектива и поддержание благоприятной атмосферы в группе как один из факторов развития личности человека // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. 2017. № 1(10). С. 340-342.

2. Винограй Э. Г. Системный анализ факторов сплоченности коллектива // Социогуманитарный вестник. 2014. № 1(13). С 67-79.

3. Гнездилов В. А. Педагогические проблемы сплочения воинского коллектива [Электронный ресурс] // Письма в Эмиссия. Оффлайн . 2014. № 3 . С. 2169 . URL: http: www emissia. org/ offline/2014/2169.htm (дата обращения: 25.12.2017) .

4. Ефремов А. Ю., Григорьев А. Д. Сплочение профессионального коллектива в контексте формирования компетенций // Воспитание и обучение: теория, методика и практика : сб . мат-лов VI междунар . науч . -практ. конф . Чебоксары, 2016. С. 37-38.

5. Калашникова И. Н., Первишова Я. О. Роль корпоративных мероприятий в сплочении коллектива // Экономика и управление народным хозяйством региона : межрегион науч. -практ. конф. , посвященная 50-летию экономического факультета и 40-летию кафедры «Менеджмента» Ставропольского государственного аграрного университета Ставрополь, 2011. С. 102-105.

6. Караяни А. Г. Активное социально-психологическое обучение как средство сплочения воинских подразделений : учеб . пособие. М. , 1992. 56 с.

7. Корсаков Ю. В. Методы сплочения педагогического коллектива // Научные исследования: от теории к практике. 2016. № 3(9). С. 105-106.

8. Радковец И. С. Сплоченность офицерского коллектива: факторы и методика формирования // Психологическое сопровождение образовательного процесса. 2016. № 6. С. 215-223.

9. Сакович В. В., Бочкарев В. П. Специфика основных социокультурных принципов, задач и методов сплочения коллектива на основе тренингов // Актуальные проблемы авиации и космонавтики : в 2 т. 2012 . Т. 2, № 8 . С. 315-316.

10. Свириденко В. А. Сплочение школьного коллектива как фактор развития кадрового потенциала образовательной организации // Приоритетные направления развития науки и образования . 2015 . № 2(5). С. 454-457.

11. Хлызова И. В. Педагогические условия формирования готовности будущих менеджеров к сплочению персонала в процессе профессиональной подготовки в вузе // Знание . Понимание. Умение. 2013 . № 4. С. 263-265.

12 . Попова Ю. Л. Корпоративная культура как мощный инструмент в современной организации // Экономика и управление народным хозяйством региона : мат-лы межрегион . науч -практ конф , посвященной 50-летию экономического факультета и 40-летию кафедры «Менеджмент», г Ставрополь, 10-12 марта 2011 г. Ставрополь, 2011. С. 130-131.

13 . Васильев Е. В. Тренинг общения как фактор сплочения коллектива первокурсников // Молодежь в новом тысячелетии: проблемы и решения : мат-лы III регион . науч . -практ. конф Омск, 2016 С 165-170

14. Грецов А. Г. Лучшие упражнения для сплочения команды СПб , 2006 44 с

15 . Милютина Е. Л., Лучинкина А. И. Игровые технологии, направленные на сплочение коллектива // Игровые технологии. Киев, 2015 . С. 121-146.

16 . Михайлова Т. А., Яременко Н. Н. Тимбилдинг как способ сплочения коллектива // Экономика, управление, техника: проблемы и перспективы развития : тр междунар науч -практ конф. М. , 2016. С. 96-98.

17. Муслимова Э. И., Шабунина Н. В. Тренинг на сплочение коллектива и снятие эмоционального напряжения // Современные проблемы и перспективные направления ин-

новационного развития науки : сб . ст. междунар . науч . -практ. конф.: в 4 ч . Уфа, 2016. Ч . 4. С. 202-204.

18. Перелыгина А. Тренинг как способ сплочения интернациональных студенческих коллективов // Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе : мат-лы IV всерос. науч . -практ. конф. М. , 2015 . С. 209-210.

19 . Пискунова О. А. Игра freshbiz как метод сплочения команды // Современные научные исследования и инновации 2016. № 3(59). С. 803-805.

20. Смоленова А. М. Методическая разработка тренин-гового занятия «по следам героев былых времен», направленного на сплочение вновь сформированного ученического коллектива // Научный форум: Педагогика и психология : сб. ст. по мат-лам VI междунар. заоч. науч. -практ. конф . М., 2017 . С. 35-43.

21. Терюшкова Ю. Ю. Тренинг сплочения группы как средство содействия адаптации первокурсников // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 1537.

22 . Вдовина М. А., Секретарева Н. В., Тимошина Е. И. Специфика развития командообразования в разновозрастном

педагогическом коллективе детского сада // Актуальные вопросы психологии, педагогики и образования : сб . науч. тр . по итогам междунар . науч . -практ. конф . Самара, 2017 . С 62-65.

23 . Коломок О. И., Гурджиян С. С. Командообразование и создание комфортного психологического климата в педагогическом коллективе: сущность и технологии применения // Science and world. 2013 . № 4(4). С 228-231.

24. Крапивенский А. С., Коломок О. И. Методы социально-психологического воздействия в процессе командообразо-вания и создания комфортного психологического климата в педагогическом коллективе // Научные труды SWorld : в 55 т. 2013 . Т. 20, № 4. С 3-8 .

25 . Жабин А. Б., Филиппов Н. А. Командообразование как способ деконфликтизации в трудовом коллективе // Науковедение. 2015 . № 5. С 1-12.

26. Ситников В. Л. Педагогика общей заботы — источник современной психологии командообразования // Российский гуманитарный журнал. 2014. № 2 . С. 86-97.

Поступила 26.09.2017

Modern Forms of Uniting the Teaching Staff at Educational Institutions of the Russian Ministry of Internal Affairs

Selin Petr V.,

Chief of the Chita Suvorov Military School of the Russian Ministry of Internal Affairs

Chita, Russia. е-mail: [email protected]

Abstract. The main forms of uniting the teaching staff at educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia are under consideration. The author specifies three main research areas to study the forms of the teaching staff team-building. The emphasis is made on the role and importance of various corporate events pursuing to unite the teaching staff. The classification of corporate events has been studied. The forms of the team-building according to the socially-psychological approach are as follows: intensive courses, regular classes, occasional meetings, trainings, business games, case-studies and discussions. To unite the team it is essential to consider nine stages of team-building as well as characteristics of the conditions in which the staff is united via teambuilding.

Keywords: unity of the teaching staff; corporate events; forms of team-building; training and group work; team-building.

Citation: Selin P. V. Modern Forms of Uniting the Teaching Staff at Educational Institutions of the Russian Ministry of Internal Affairs. Psychopedagogy in Law Enforcement. No. 1(72). 2018. P. 68-73.

References

I. Burtseva E. D. Team building and maintaining a positive atmosphere in the group as one of the factors in the development of human personality. Pedagogy and psychology: current issues of theory and practice. No. 1(10). 2017. P. 340-342. (In Russ.)

2 . Vinogrei E . G . The system analysis of factors of team unity. Socio-humanitarian Bulletin. No . 1(13). 2014. P. 67-79. (In Russ . )

3 . Gnezdilov V. A . Pedagogical problems of cohesion of the military staff. The Emissia Offline Letters. No . 3. 2014. 2169 p . (In Russ . ) 4. Efremov A. Yu. , Grigoriev A. D. Professional team unity in the context of formation of competences . Education and training: theory,

methodology and practice: proceedings of the VI International scientific-practical conference . Cheboksary, 2016. P. 37-38. (In Russ. )

5 . Kalashnikova I . N . , Pervisheva Ya. O . The role of corporate events in team building. Economics and management of national economy of the region : inter-regional scientific-practical conference dedicated to the 50th anniversary of the economic faculty and the 40th anniversary of the Management Department of Stavropol State Agrarian University. Stavropol, 2011. P. 102-105. (In Russ. )

6 . Karayani A . G . Active social and psychological training as a means of cohesion of military units . Moscow, 1992. 56 p. (In Russ . ) 7. Korsakov Yu. V. Methods of cohesion of the teaching staff. Scientific research: from theory to practice. No. 3(9). 2016. P . 105-106.

(In Russ )

8 . Radkovez I . S . Officer staff cohesion: factors and methods of formation . Psychological maintenance of the educational process. No. 6(1). 2016. P. 215-223. (In Russ. )

9 . Sakovich V. V. , Bochkarev V. P. Specificity of the main socio-cultural objectives, principles and methods of training-based team building. Actual problems of aviation and cosmonautics. Vol. 2 . No. 8 . 2012 . P . 315-316. (In Russ.)

10 . Sviridenko V. A . School community unity as a factor in the development of personnel potential of educational organizations . Priority directions of development of science and education. No . 2(5). 2015 . P. 454-457. (In Russ . )

II. Khlyzova I . V. Pedagogical conditions of formation of readiness of the future managers to unite staff in the process of professional training at higher education institutions. Knowledge. Understanding. Skill. No . 4. 2013 . P . 263-265. (In Russ . )

12 . Popova Yu. L. Corporate culture as a powerful tool in modern organizations. Economy and management of a national economy of region : materials of interregional scientific-practical conference dedicated to the 50th anniversary of the economic faculty and the 40th anniversary of the Management Department of Stavropol State Agrarian University. Stavropol, 2011. P. 130-131. (In Russ . )

13 . Vasilyev E . V. Communicating practice as a factor of cohesion of the freshmen team: Youth in the new Millennium: challenges and solutions . Roceedings of the 3rd regional scientific and practical conference . Omsk, 2016 . P. 165-170. (In Russ . )

14. Gretcov A . G . The best exercises for team-building. St. Petersburg, 2006. 44 p . (In Russ. )

15 . Milyutina E. L. , Luchinkina A . I . Game technology for team building. Game technology. Kyiv, 2015 . P. 121-146 . (In Russ . )

16 . Mikhailova T. A . , Yaremenko N . N. Team building as a way of the staff cohesion . Economics, management, engineering: problems and prospects . Proceedings of the international scientific-practical conference . Moscow, 2016 . P. 96-98. (In Russ. )

17. Muslimova E. I . Shabunina N. V. Team building training and stress relief. Modern problems and perspective directions of innovative development of science: collected articles of international scientific-practical conference. Ufa, 2016 . P. 202-204. (In Russ. )

18 . Perelygina A . Training as a way of international student groups unity. Actual problems of personality development in ontogenesis: proceedings of the 4th All-Russian scientific-practical conference . Moscow, 2015 . P. 209-210. (In Russ . )

19 . Piskunova O. A. Freshbiz Game as a method of team-building. Modern scientific researches and innovations. No. 3(59). 2016. P. 803-805. (In Russ . )

20 . Smolenova A . M. Methodological guidance on training sessions «in the footsteps of the heroes of yore» for the consolidation of the newly-formed student community. Scientific forum: education and psychology: proceedings of the 6th international correspondence scientific-practical conference. Moscow, 2017. P. 35-43. (In Russ. )

21. Teryushkova Yu. Yu. Group unity training as a means of first-year students adaptation . Modern problems of science and education. No . 6. 2014. 1537 p . (In Russ . )

22 . Vdovina M. A. , Sekretareva N. V. , Timoshina E. I. The development of team building in mixed-age preschool teaching staff. Actual problems of psychology, pedagogy and education, collection of scientific papers on the results of international scientific-practical conference. Samara, 2017. P . 62-65. (In Russ. )

23 . Kolomok O. I. , Gurdjian S . S . Team building and creation of comfortable psychological climate in the teaching staff: the nature and application technology. Science and world. No. 4(4). 2013 . P. 228-231. (In Russ. )

24. Krapivenskiy A. S . , Kolomok O. I . Methods of socio-psychological impact in the process of team building and creating a comfortable psychological climate in the teaching staff. Science works . Vol . 20 . No . 4. 2013 . P . 3-8 . (In Russ. )

25 . Zhabin A. B. , Filippov N. A. Team building as a way of deconfliction in the workplace. Internet-journal of the Sociology of Science. No. 5 . 2015 . P . 1-12 . (In Russ. )

26 . Sitnikov V. L. Pedagogy of common care as a source of modern psychology of team building. Liberal Arts in Russia . No . 2 . 2014. P. 86-97. (In Russ . )

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.