с
es
%
в в
о о
о рц
H
<D g
О
а
(D И
в в
t^
5 §
о
(-
6
& а
(D Н о
и В В н
о о
да
Педагогика
УДК 355
П. В. Селин
СЕЛИН Пётр Васильевич, Начальник Читинского суворовского военного училища МВД России. Адрес: Россия, 672030, Забайкальский край, г. Чита, ул. Труда, 16. Тел. 8(3022) 39-60-04. E-mail: [email protected].
SELIN Petr Vasilievich, Head of the Chita Suvorov Military School of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Address: Russia, 672030, Zabaikalsky krai, Chita, Truda str., 16. Ph.: 8 (3022) 39-60-04. E-mail: [email protected].
Социально-педагогические особенности педагогического коллектива суворовского военного
училища МВД России как условие его сплочения
Socio-pedagogical features of the teaching staff of Suvorov military schoolof the MIA of Russiaas a condition of its cohesion
В статье рассмотрены социально-педагогические особенности коллектива суворовского военного училища МВД России. Представлена организационная структура училища, проанализирован ее вид. Осуществлен анализ кадрового состава, возрастные и квалификационные характеристики как условие сплочения педагогического коллектива.
Ключевые слова: организационная структура, линейно-функциональная структура управления, качественный состав кадров, кадровый состав, коэффициент уровня образования, сплочение коллектива.
The article describes the socio-pedagogical characteristics of the staff of the Suvorov military school of the MIA of Russia. The organizational chartof the school is appended and analyzed. The analysis of cadre qualification and age characteristics is accomplished as a condition of its cohesion.
Keywords: organizational chart, linear-functional management structure, staff quality, educational level of cadre, cohesion of the staff.
Суворовские военные училища как форма общеобразовательной и профессионально ориентированной подготовки подростков и юношества в системе МВД России имеют относительно короткую историю. Данного вида организации призваны реализовать программы основного и (или) среднего общего образования, интегрированного с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к службе в органах внутренних дел. Одной из задач деятельности училища является подготовка обучающихся к поступлению в образовательные организации высшего образования МВД России.
Реализация данной цели осуществляется педагогическим коллективом, включающим педагогических работников, психологов и офицерский состав учебно-строевых подразделений. Каждая из этих категорий работников имеет разный уровень психолого-педагогической подготовки, неодинаковый опыт общения с подростками и юношеством. В процессе обучения и воспитания обучающихся у данных педагогических работников выявляются различия в понимании целей и ценностей.
Как можно видеть в психологической литературе, эффективность профессиональной деятельности сотрудников во многом зависит от социально-психологических явлений в служебных коллективах: социально-психологического климата, характера и эмоциональной окраски взаимоотношений между сотрудниками, их сплочённости, степени согласованности формальных и неформальных структур, наличия способов разрешения и предупреждения межличностных конфликтов, а также соответствия стиля руководства уровню развития служебного коллектива сотрудников. При этом сплочённость коллектива рассматривается как мера единения его членов. Она обеспечивается за счёт таких психологических характеристик малой группы, как степень ценностно-деловой и психологической общности, теснота и устойчивость межличностных взаимоотношений и взаимодействий, степень эмоциональной
привлекательности группы для её членов. Совпадение взглядов (мнений, представлений и оценок) формирует ценностно-ориентационное единство группы и особые межличностные отношения, носящие характер ответственной зависимости, товарищества и взаимопомощи [5, с. 116-120].
Широко известно высказывание, что только личность может воспитать личность. Но и ученический коллектив может быть воспитан лишь коллективом взрослых. На единство, сплочённость педагогического коллектива много раз в своих работах обращал внимание А. С. Макаренко, который писал, в частности: «Проблема - не отдельный воспитатель, а воспитательский коллектив... Невозможно даже говорить о коллективе, если не предполагать хотя бы минимальной длительности его работы. Нельзя говорить о коллективе, если с самого начала не допустить, что вот люди для чего-то собрались, для чего-то объединились, больше того, что они проводят работу коллективного воспитания. .„Длительность педагогического коллектива должна сделаться одной из главнейших забот наших администраторов и организаторов воспитания. Нужно, чтобы эти лица, наконец, поняли, что как раз в этом пункте и решается половина всех вопросов педагогики» [6, с. 662-663].
Сплочённость коллектива, включающего в себя множество субъектов с разным уровнем подготовленности и педагогической грамотности может быть рассмотрена в более общей системе полисубъектного взаимодействия. По определению В. И. Вачкова, это такая форма непосредственного взаимодействия субъектов друг сдругом, которая способна порождать их взаимную обусловленность, особую степень близости отношений, наиболее благоприятные условия для развития и характеризуется особым типом общности - полисубъектом. Полисубъект понимается как целостное динамическое психологическое образование, отражающее феномен единства развития субъектов, находящихся в субъект-субъектных отношениях. Сущность полисубъекта проявляется в способности к творческой активности, к осознанию
Селин П. В. Социально-педагогические особенности педагогического коллектива суворовского военного училища МВД...
Рис. 1. Организационная структура училища
системы отношений между субъектами, к образованию общего семантического пространства, а также в способности к преобразованию окружающего мира и себя, способности выступать как целостный субъект, развивая субъект-субъектные отношения с другими общностями [4, с. 36].
Такой взгляд на единство субъектов деятельности позволяет нам рассматривать коллектив как единое целое, как некую совокупную личность. А это означает, что такой субъект проходит определенные стадии развития, преодолевает противоречия и кризисы (точно так же, как отдельная личность в своем онтогенезе). И точно так же, как для развития личности педагог должен знать и понимать её особенности, задатки, способности, уровень образования, руководитель коллектива должен разбираться в социально-психологических особенностях такого сложного субъекта, как педагогический коллектив. Рассмотрим их содержание на конкретном примере управленческой работы в ФГКОУ среднего (полного) общего образования «Читинское суворовское военное училище Министерства внутренних дел Российской Федерации». Оно начало свою работу в октябре 2009 г. Несмотря на то, что училище молодое, оно имеет свою определённую историческую преемственность, т.к. образовано оно было на базе бывшей Читинской специальной средней школы милиции МВД России.
Задачами создания суворовских военных училищ в регионах были формирование мотивационной готовности у суворовцев к службе в органах внутренних дел и создание эффективной системы адаптации детей сотрудников, погибших при исполнении служебных обязанностей, детей-сирот, детей из малообеспеченных семей.
Читинская специальная средняя школа милиции (далее - ЧССШМ МВД России) была основана в июне 1993 г. на основании Постановления Правительства РФ и приказа министра внутренних дел Российской Федерации в марте 1993 г. В 2008 г. по распоряжению Правительства РФ и приказу МВД России от 7 мая 2008 г. ЧССШМ МВД России была реорганизована в Читинский филиал Восточно-Си-
бирского института МВД России. Филиал обеспечивал реализацию государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 0203 - «Правоохранительная деятельность» по заочной форме обучения. Филиал просуществовал один год и был ликвидирован, а на его базе в 2009 г. было создано Читинское суворовское военное училище МВД России.
Деятельность училища организована в соответствии с лицензией на право ведения образовательной деятельности Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края № 90 от 17 февраля 2016 г., свидетельства о государственной аккредитации рег. № 33 от 22 апреля 2016 г., Устава, утвержденного приказом МВД России от 31 марта 2015 г. № 389, Положений по основным направлениям деятельности училища.
Организационная структура училища (рис. 1) определяется штатом и штатным расписанием.
Как видно на рис. 1, училище имеет линейно-функциональный принцип построения структуры. Достоинство этой структуры заключается в том, что в училище присутствует единоначалие, т.е. всю полноту власти берет на себя начальник училища, возглавляющий коллектив. Ему при разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих управленческих решений, программ, планов помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений. Организационная структура училища соответствует Уставу училища, нормативным правовым актам МВД России и позволяет с достаточной эффективностью обеспечивать организацию и осуществление образовательной деятельности.
Таблица 1
Качественный состав кадров Читинского суворовского военного училища в сравнении за три года
СО
а>
0 т
X
X
я
С
р
И
3
1
П
а> т
<п р
у р
п
о §
3
у
X
X и
а> р
о
ее
ш т
02 М
В
Р
о о сс
£ 7
)
2 О
Цишшнмь 2014 ИИ 201(1
2(114 2015 2016
! 2 3 4 5 6 7
ЕЗДрОб?
Дп 2»
11 4(1 1 7 Л 7.6 7.7 6.7
Ш-40 42 42 42 45,2 46.1 46,7
41 5(1 .10 32 33 32.2 35.2 36.6
51 -0 14 10 9 15,0 11,0 10.1)
И ю: о И 91 90 100 100 100
Образование
Высшее 61 61 62 65.6 67.0 68.9
нем 16 19 15 17.2 20.9 16.7
Среднее 16 11 1.1 17,2 12,1 14.4
Итого 93 91 90 100 100 100
Стан;
Майе 1 17 32 22 18.3 35,2 24.4
1-5 43 35 42 46,2 ЗЯ.5 46,7
.5 10 33 24 26 35.5 26.3 28.9
К) 15
15 20
56одае 20
Зто: и УЗ 91 9« 100 юо 100
ни полу:
жкнсцннм 48 47 49 51,6 51.6 54.4
- .мужчины 45 44 4) 48,4 48.4 45,6
Июго 93 91 9« 100 100 100
с
см
(о £
и и
и и
о
Рч
а
н
е
Ё и а е
я
и
Е
^
8
огк
и
г
а
&
а
е
¡-
е
к и
¡г
н
и
е
да
Рис.2. Структура работников по стажу в сравнении за три года в училище
Анализ эффективности организационной структуры училища позволяет сделать вывод, что структура управления построена с учётом особенностей функционирования образовательной организации. Это обеспечивает стабильную деятельность суворовского училища и, соответственно, повышение качества обученности у обучающихся.
Структура и штатное расписание училища утверждены приказом МВД России и приказом начальника училища. Фактическая штатная численность училища в 2016 г. составляла 90 человек (табл. 1).
Анализируя кадровую ситуацию в училище, следует отметить, что среднесписочная численность кадрового состава уменьшилась с 2014 г. на 4 чел. Это связано с внесением изменений в штатную численность и не коснулось преподавателей и воспитателей. Из таблицы видно, что кадровый состав суворовского училища приходится в основном на возраст 31-40 лет -42 человека, и 41-50 лет - соответственно 33 человека. У них, как правило, имеется значительный стаж и опыт работы в правоохранительных органах, однако нередко не хватает опыта работы с детьми и подростками.
Из табл. 1 видно, что основной состав училища -почти 70 % - в 2016 г. имел высшее образование, т.к. к работникам и сотрудникам училища предъявляются высокие требования к образованию в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий и должностным регламентом (инструкцией). Остальные имеют почти поровну среднее и среднеспециальное образование.
Важную информацию, с точки зрения задач сплочения коллектива, содержит анализ качественных изменений кадрового состава Читинского суворовского училища с 2014 по 2016 гг. по стажу. Данные
Кадровый состав училища
представлены на рис. 2.
Рис. 2 показывает, что в суворовском училище в 2016 г. сотрудников и работников со стажем менее 1 года было 22 человека (24 %). Большинство сотрудников и работников имеют опыт от 1 до 5 лет (47 %) и от 5 до 10 лет (почти 29 %). Из графика видно, что количество сотрудников со стажем 5-10 лет уменьшилось на 7 человек по сравнению с 2014 г. В категории «менее 1 года» произошло увеличение количества персонала на 5 человек.
Основной кадровый состав суворовского военного училища, осуществляющий образовательную деятельность и выполняющий обязанности по обучению, воспитанию и организации образовательной деятельности, представлен сотрудниками следующих подразделений: учебный отдел (циклы гуманитарных и специальных дисциплин; естественно-математических дисциплин и физической культуры), библиотека, отделение морально-психологического обеспечения, курсы.
В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» данная категория именуется «педагогическими работниками».
Одним из важных элементов кадровой политики суворовского училища является укомплектованность училища педагогическими работниками. Это всегда был и будет важнейший фактор своевременности выполнения задач и мероприятий по реализации дорожной карты училища. Социально-педагогическая характеристика кадрового состава вытекает из анализа укомплектованности необходимыми кадрами, который определяется сравнением фактического количества сотрудников по категориям и про-
Таблица 2
в сравнении за три года
Категории работников 2И14 2015 21116
Числен -НОСТЬ Уд Вес сч Числе и -НОСТЬ Уд. вес (Н) Числе и -ностт. Ул. нес О)
Среднесписочная численность НЮ 91 100 90 100
Руководители 3 3.2 3 3.3 4 4.5
Педагогические работники и со грудники 32 34,4 32 35,2 30 33,3
Обеспечивающий персонал 58 62.4 56 61.5 56 62.2
Селин П. В. Социально-педагогические особенности педагогического коллектива суворовского военного училища МВД..
Таблица 3
Педагогические работники и сотрудники Читинского суворовского училища
Педагогически« работники и сотрудник» количество %
Персонал курсом н 1 >МГЮ 12 40
Апесгованный состав 7 23
ПрцП&ДивотсЛдокиб Персоп::'1 и 37
Веет: 30 100
Высшее образование 27 90
Неполное высшее 3 10
Всего 100 100
Педагогическое 25 83
Юридическое 5 17
Всего 30 100
Квалификационная категория (гражданские
работники)
первая <3 55
ШСПШ 5 45
Всего и 100
Квалнфихащюнная категория (сотрудники)
мастер 3 16
спсн. первою класса 4 21
спей второго к икх'л 2 13
спец. третьего елнсса 5 25
(Вд ими. категории 5 25
Всего 19 100
ПеднГО! ичеекий стаж.
до 5 лет 6 20
5-10 лег 14 47
10-25 лет 7 23
Свыше 25 лет 3 10
Всего 30 100
По возрасту:
до 30 лет з 10
31-40 лет 14 46,7
41-50 лег У 30
Свыше 51.1 пет 4 13.3
Всегв 30 100
фессиям со штатными показателями кадров.
В табл. 2 представлен кадровый состав училища с учётом категории работников.
Анализируя кадровый состав училища, следует отметить, что общая численность работников, осуществляющих реализацию программ основного общего и среднего общего образования, интегрированных с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку обучающихся к службе в органах внутренних дел и поступлению на обучение в образовательные организации системы МВД России, составляет 30 человек (табл. 3).
В училище лишь 7 преподавателей из числа аттестованных сотрудников, 11 преподавателей из числа вольнонаемного состава. 12 человек (40 %) составляют сотрудники персонала курсов и отдела морально-психологического обеспечения.
Все преподаватели имеют высшее образование, в т.ч. более 83 % преподавателей имеют высшее педагогическое образование и 17 % высшее юридическое. Большая часть работников вольнонаемного состава (55 %) имеет первую квалификационную категорию, у остальных - категория высшая. Основная часть преподавателей - 47% - имеет педагогический стаж от 5 до 10 лет; до 5 лет - 20 %; от 10 до 25 лет - 23 %, и свыше 25 лет - 10 %.
Преобладающий возраст преподавателей в пределах от 31 до 40 лет 46,7 % - 14 чел.; категория 41-50 лет составляет 30 % - 9 чел.; более 50 лет - 13,3 % преподавателей (4 чел.) и 3 преподавателя моложе 30 лет (10 %).
Характеризуя типы политики в отношении кадрового состава в суворовском училище, укажем, что по степени открытости преобладает закрытая кадровая политика, характеризующаяся тем, что училище ориентируется на назначение новых сотрудников только с низшего должностного уровня, а замещение
происходит только из числа сотрудников организации. Такого вида кадровая политика характерна для образовательных организаций, ориентированных на создание корпоративной атмосферы, что в целом является базой для создания сплоченного педагогического коллектива.
Исходя из проведённого анализа, можно сделать вывод, что училище имеет достаточно высокий кадровый потенциал педагогических работников по уровню образования, стажу работы, квалификационной категории. Училище обеспеченно квалифицированными педагогическими работниками, что позволяет достичь достаточно высокого уровня подготовки обучающихся.
Вместе с тем, когда речь идёт о задаче сплочения педагогического коллектива, который может действовать как единое целое, то эти же характеристики могут иметь более сложные связи. Разный возраст и опыт, значительный разрыв в уровне образования и культурных интересов, различия в ценностных ори-ентациях при отсутствии целенаправленной работы с коллективом могут формировать внутри педагогического коллектива отдельных группы, отстаивающие групповые интересы, иногда в ущерб общему взаимодействию. Более половины педагогических работников составляют женщины - как правило, это преподаватели общеобразовательных дисциплин.
В этой связи важным путём сплочения педагогического коллектива является развитие понимания между субъектами деятельности. Понимание в педагогическом процессе - «это и психолого-педагогическое понимание руководителя подчиненными, это понимание самого процесса учения в ходе профессиональной подготовки, понимание сотрудниками ценностей и целей профессионального образования, профессиональной подготовки, т.е. создание мотивов учения... Понимать означает разместить объект в собственном контексте. Нельзя понять то, что никак не связано, например, с предыдущим профессиональным опытом: новое восприятие размещает объект на той "карте", которая отображает освоенную к настоящему моменту "территорию" (профессионально-культурную нишу)» [7, с. 13].
Как показывает анализ взаимоотношений в педагогическом коллективе, наибольшие несогласованности выявляются между преподавателями и офицерами-воспитателями относительно приоритетов и методов работы с подростками. Ещё предстоит выяснить профессиональные запросы и затруднения каждой категории сотрудников, работающих в училище. Такой предстоящий анализ должен опираться на определённую концепцию, и здесь снова целесообразно обратиться к работе И. В. Вачкова, фундаментально исследовавшего условия формирования полисубъектного взаимодействия. Данное исследование позволяет охарактеризовать уровень взаимодействия, на котором находится конкретный педагогический коллектив в своей сплочённости, а также, что очень важно, рассмотреть взаимодействие педагогических работников и обучающихся. Последний аспект важен, потому что само по себе сплочение коллектива не составляет цели управления. Оно необходимо как условие эффективного воспитательного процесса в училище.
И.В. Вачков выделяет три типа общностей: атомарный коллективный субъект, корпоративный коллективный субъект и полисубъект [4, с. 44]. В качестве критерия выделения различных типов выступает способность к рассмотрению себя и общности как целостности. Описывается уровень «предсубъ-ектного» взаимодействия, когда человек не способен воспринять своё Я как целостную систему и не способен отразить Другого в качестве субъекта, по-
СО
а>
0 т
X
X
я
С
р
И
1
П
а> т
<п р
у р
п
о §
3
у
X
X и
а> р
о
ее
а> т
о:
М
В
Р
о
о с
7
)
2 О
с
<N
скольку отражающий всегда отражает только иную Способность к построению не только внутри-
форму своей собственной природы. Не рассматрива- групповых субъект-субъектных отношений, но и
ется и общность как целостность. межгрупповых является отличительной чертой сле-
Второй уровень - субъект-объектное взаимо- дующего типа общности. Полисубъектное взаимо-
^ действие, для которого характерна центрация на действие характеризуется опорой на субъект-субъ-
^ себе и использование других людей в собственных ектные отношения в ситуации создания связей с
к целях. Субъекты уже выделяют свою общность как другими полисубъектами и общностями иных типов.
у целостность в противопоставлении к «Они». На Субъекты, входящие в эту общность, оказываются
£ третьем уровне субъекты способны рассматривать способны рассматривать как субъектную целост-
!_, себя и общность как целостные системы, но лишь ность и себя, и свою общность, и другие общности. рд в рамках определённых задач взаимодействия. Эта Данный подход представляется продуктивным
§ особенность характеризуется автором как групповая в практике управления училищем. Сплочение педа-
^ (корпоративная) закрытость. Здесь возможны раз- гогического коллектива целесообразно проводить с
н новидности, и проведённый анализ позволяет отне- использованием рассмотренных особенностей кол-
5 сти уровень сплочённости, единства педагогического лектива, уровней и показателей его социально-педа-
6 коллектива училища именно к этому уровню. гогического развития. «
и
^ Список литературы
оог
§ ния «Читинское суворовское военное училище МВД России» : приказ МВД России от 31 марта 2015 г. № 389.
1н
а
^ России от 14 декабря 2015 г. № 1179. а
о
1. Об утверждении Устава федерального государственного казённого общеобразовательного учрежде-«Читинское суворовское военное училище МВД России» : приказ МВД России от 31 марта 2015 г. № 389.
2. «Об организационно-штатных вопросах суворовских военных училищ МВД России» : приказ МВД
3. «Об утверждении штатного расписания работников училища» : приказ Читинского суворовского воЙ енного училища МВД России от 29 декабря 2015 г. № 370. V 4. Вачков, И. В. Полисубъектное взаимодействие в образовательной среде // Психология. Журнал Выс-
й шей школы экономики. - 2014. - Т. 11. - № 2. - С. 36-50.
!§ 5. Душкин, А. С. Психология управления : учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2017.
и - 227 с.
в 6. Макаренко, А. С. Собр. соч. в 7 тт. - Т. 1. - М.: Педагогика, 1968.
7. Сердюк, Н. В. Педагогическая герменевтика в деятельности руководителя органа внутренних дел :
^ автореферат дис. ... докт. пед. наук: 13.00.01 / Сердюк Наталья Владимировна. - М., 2010. - 34 с.
УДК 378
А. И. Тамбовцев, П. С. Долгошеин
ТАМБОВЦЕВ, Андрей Иванович, начальник кафедры ОРД в ОВД Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, до-цент. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова 1. Тел.* 8 (812) 7449637. E-mail: [email protected].
TAMBOVTSEV, Andrei Ivanovich, head of the crime detection (operative-investigation activity) department of the St. Petersburg University of the Ministry of the Internal Affairs of Russia, PhD in law, associate professor. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Luotchika Pilutyova str., 1. Tel.: 8 (812) 7449637. E-mail: [email protected].
ДОЛГОШЕИН Пётр Сергеевич, заместитель представителя МВД России в Финляндской Республике аппарата представителей МВД России в иностран-ных государствах. Адрес: 00140 Finland Helsinki Tehtaankatu, 18 Russian Embassy. Телефон: + 3 (585) 03583782 E-mail: [email protected].
DOLGOSHEIN Peter Sergeevich, deputy representative of the MIA of Russia in the Republic of Finland. Address: 00140 Helsinki Finland Tehtaankatu, 18 Russian Embassy. Phone: + 3 (585) 03583782 E-mail: [email protected].
Подготовка гражданских полицейских ООН к миротворческой дея-тельности: достоинства и недостатки современных программ и методик
UN civilian police training for peacekeeping activity: benefits and lacks of the recent programs and methodics
Работа посвящена исследованию программ подготовки сотрудников российских и иностранных органов внутренних дел к участию в миротворче-ских операциях ООН. Авторы рассматривают проблему формирования про-фессиональных полицейских компетенций, востребованных в миротворче-ских миссиях ООН.
Ключевые слова: учебный процесс, Организация Объединенных Наций, миротворцы, миротворческие операции (миссии) ООН, учебное заведение МВД России.
The article is aimed to research the peculiarities of training programs for the UN peacekeeping mission candidates preparing for the real UN peacekeeping operations. The authors touch the problem of cultivating the professional police competences needed at the UN peacekeeping missions.
Keywords: educational process, United Nations, peacekeepers, UN peace-keeping operations (missions), educational institution of the Ministry of the Internal Affairs of Russia.
Конец ХХ и начало XXI вв. сопровождались резким ростом числа оже-сточённых локальных конфликтов по всему миру [1, с. 162], участники кото-рых не могли или не хотели найти компромиссного реше-
ния политических, территориальных, национальных, расовых, религиозных и иных проблем, повлёкших противостояние и кровопролитие. В такой обстановке созданная в октябре 1945 г. Организация Объ-