Научная статья на тему 'Подготовка гражданских полицейских ООН к миротворческой дея-тельности: достоинства и недостатки современных программ и методик'

Подготовка гражданских полицейских ООН к миротворческой дея-тельности: достоинства и недостатки современных программ и методик Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
276
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учебный процесс / Организация Объединенных Наций / миротворцы / миротворческие операции (миссии) ООН / учебное заведение МВД России / educational process / United Nations / peacekeepers / UN peace-keeping operations (missions) / educational institution of the Ministry of the Internal Affairs of Russia

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тамбовцев Андрей Иванович, Долгошеин Пётр Сергеевич

Работа посвящена исследованию программ подготовки сотрудников российских и иностранных органов внутренних дел к участию в миротворче-ских операциях ООН. Авторы рассматривают проблему формирования про-фессиональных полицейских компетенций, востребованных в миротворче-ских миссиях ООН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тамбовцев Андрей Иванович, Долгошеин Пётр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UN civilian police training for peacekeeping activity: benefits and lacks of the recent programs and methodics

The article is aimed to research the peculiarities of training programs for the UN peacekeeping mission candidates preparing for the real UN peacekeeping operations. The authors touch the problem of cultivating the professional police competences needed at the UN peacekeeping missions.

Текст научной работы на тему «Подготовка гражданских полицейских ООН к миротворческой дея-тельности: достоинства и недостатки современных программ и методик»

с

<N

скольку отражающий всегда отражает только иную Способность к построению не только внутри-

форму своей собственной природы. Не рассматрива- групповых субъект-субъектных отношений, но и

ется и общность как целостность. межгрупповых является отличительной чертой сле-

Второй уровень - субъект-объектное взаимо- дующего типа общности. Полисубъектное взаимо-

^ действие, для которого характерна центрация на действие характеризуется опорой на субъект-субъ-

^ себе и использование других людей в собственных ектные отношения в ситуации создания связей с

к целях. Субъекты уже выделяют свою общность как другими полисубъектами и общностями иных типов.

у целостность в противопоставлении к «Они». На Субъекты, входящие в эту общность, оказываются

£ третьем уровне субъекты способны рассматривать способны рассматривать как субъектную целост-

!_, себя и общность как целостные системы, но лишь ность и себя, и свою общность, и другие общности. рд в рамках определённых задач взаимодействия. Эта Данный подход представляется продуктивным

§ особенность характеризуется автором как групповая в практике управления училищем. Сплочение педа-

^ (корпоративная) закрытость. Здесь возможны раз- гогического коллектива целесообразно проводить с

н новидности, и проведённый анализ позволяет отне- использованием рассмотренных особенностей кол-

5 сти уровень сплочённости, единства педагогического лектива, уровней и показателей его социально-педа-

6 коллектива училища именно к этому уровню. гогического развития. «

и

^ Список литературы

оог

§ ния «Читинское суворовское военное училище МВД России» : приказ МВД России от 31 марта 2015 г. № 389.

а

^ России от 14 декабря 2015 г. № 1179. а

о

1. Об утверждении Устава федерального государственного казённого общеобразовательного учрежде-«Читинское суворовское военное училище МВД России» : приказ МВД России от 31 марта 2015 г. № 389.

2. «Об организационно-штатных вопросах суворовских военных училищ МВД России» : приказ МВД

3. «Об утверждении штатного расписания работников училища» : приказ Читинского суворовского воЙ енного училища МВД России от 29 декабря 2015 г. № 370. V 4. Вачков, И. В. Полисубъектное взаимодействие в образовательной среде // Психология. Журнал Выс-

й шей школы экономики. - 2014. - Т. 11. - № 2. - С. 36-50.

!§ 5. Душкин, А. С. Психология управления : учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2017.

и - 227 с.

в 6. Макаренко, А. С. Собр. соч. в 7 тт. - Т. 1. - М.: Педагогика, 1968.

7. Сердюк, Н. В. Педагогическая герменевтика в деятельности руководителя органа внутренних дел :

^ автореферат дис. ... докт. пед. наук: 13.00.01 / Сердюк Наталья Владимировна. - М., 2010. - 34 с.

УДК 378

А. И. Тамбовцев, П. С. Долгошеин

ТАМБОВЦЕВ, Андрей Иванович, начальник кафедры ОРД в ОВД Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, до-цент. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова 1. Тел.* 8 (812) 7449637. E-mail: bestcopat@mail.ru.

TAMBOVTSEV, Andrei Ivanovich, head of the crime detection (operative-investigation activity) department of the St. Petersburg University of the Ministry of the Internal Affairs of Russia, PhD in law, associate professor. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Luotchika Pilutyova str., 1. Tel.: 8 (812) 7449637. E-mail: bestcopat@mail.ru.

ДОЛГОШЕИН Пётр Сергеевич, заместитель представителя МВД России в Финляндской Республике аппарата представителей МВД России в иностран-ных государствах. Адрес: 00140 Finland Helsinki Tehtaankatu, 18 Russian Embassy. Телефон: + 3 (585) 03583782 E-mail: petrdolgoshein@mail.ru.

DOLGOSHEIN Peter Sergeevich, deputy representative of the MIA of Russia in the Republic of Finland. Address: 00140 Helsinki Finland Tehtaankatu, 18 Russian Embassy. Phone: + 3 (585) 03583782 E-mail: petrdolgoshein@mail.ru.

Подготовка гражданских полицейских ООН к миротворческой дея-тельности: достоинства и недостатки современных программ и методик

UN civilian police training for peacekeeping activity: benefits and lacks of the recent programs and methodics

Работа посвящена исследованию программ подготовки сотрудников российских и иностранных органов внутренних дел к участию в миротворче-ских операциях ООН. Авторы рассматривают проблему формирования про-фессиональных полицейских компетенций, востребованных в миротворче-ских миссиях ООН.

Ключевые слова: учебный процесс, Организация Объединенных Наций, миротворцы, миротворческие операции (миссии) ООН, учебное заведение МВД России.

The article is aimed to research the peculiarities of training programs for the UN peacekeeping mission candidates preparing for the real UN peacekeeping operations. The authors touch the problem of cultivating the professional police competences needed at the UN peacekeeping missions.

Keywords: educational process, United Nations, peacekeepers, UN peace-keeping operations (missions), educational institution of the Ministry of the Internal Affairs of Russia.

Конец ХХ и начало XXI вв. сопровождались резким ростом числа оже-сточённых локальных конфликтов по всему миру [1, с. 162], участники кото-рых не могли или не хотели найти компромиссного реше-

ния политических, территориальных, национальных, расовых, религиозных и иных проблем, повлёкших противостояние и кровопролитие. В такой обстановке созданная в октябре 1945 г. Организация Объ-

Тамбовцев А.И., Долгошеий П.С. Подготовка гражданских полицейских ООН к миротворческой деятельности..

единённых Наций (далее - ООН) была вынуждена выступить посредником-миротворцем, используя не только дипломатические, но и силовые (основанные на применении оружия) методы принудительного разделения воюющих сторон и восстановления мира. Со временем сугубо военные операции ООН стали дополняться административными и правоприменительными функциями, выполняемыми специально формируемыми гражданскими и полицейскими кон-тингентами. Современная практика миротворческой деятельности Организации Объединённых Наций предполагает разнообразные варианты использования как военных, так и полицейских компонентов в зависимости от длительности, интенсивности и «остроты» конфликта, требующего миротворческого вмешательства ООН, сложности военно-политической и социально-гуманитарной кризисной ситуации, что ранее отмечалось исследователями [2, с. 528-530].

Проявившиеся в процессе миротворческой деятельности ООН достоинства и недостатки её полицейского инструментария давно стали и продолжа-ют оставаться предметом пристального изучения российской и зарубежной научной общественности, о чем свидетельствует целый ряд актуальных пуб-ликаций [3, с. 529; 4, с. 227; 5, с. 18]. Большинство авторов единодушно счи-тают использование полицейских сил Организации Объединённых Наций в урегулировании военных конфликтов весьма действенным инструментом миростроительства, не только актуальным в современных условиях, но и имеющим перспективы дальнейшего развития. Учитывая административный, правовой, политический, экономический и т.п. хаос, царящий на посткон-фликтной кризисной территории, полное отсутствие, разобщённость или не-компетентность административно-управленческих органов, следует признать полицию ООН едва ли ни единственной структурой, способной в силу свойственных ей правового статуса, мобильности, дисциплины, единоначалия, технической оснащённости и вооружённости выполнять не только право-охранительные, но также властно-распорядительные и даже административ-но-хозяйственные функции до создания на территории миссии местных ком-петентных и, главное, - работоспособных органов администрации и управле-ния. При этом исследователями отмечается как позитивный факт выраженная тенденция смещения исполнительских функций полиции ООН в сторону наблюдательных (мониторинговых) [6, с. 53-57]. Считаем необходимым осо-бо отметить указанную попытку Организации Объединённых Наций уйти от непосредственного правоприменения, связанного с использованием силовых средств и методов (физической силы, специальных средств и оружия) поли-цей-скими ООН при осуществлении на территории миссии (а, по сути - на территории другого независимого государства) охраны общественного по-рядка, пресечения и раскрытия преступлений, розыска и задержания преступников и пр. Тем самым косвенно ООН демонстрирует минимальное вмешательство в суверенитет и право граждан принимающего государства самим строить свои общественные отношения.

Эффективность деятельности полиции ООН в решении её основных за-дач, т.е. обеспечении правопорядка и борьбе с преступностью, и дополнительных - в формировании и организации деятельности «новых» правоохранительных органов - наглядно продемонстрирована в процессе проведения миротворческих миссий ООН в Косово, Гаити, Тиморе-Лешти, Судане, Либерии и др. Кроме непосредственного участия в деэскалации вооружённых конфликтов, результатом деятельности миротворческих полицейских сил ООН в указанных миссиях можно считать создание национальной достаточно

работоспособной правоохранительной системы (по- И лиции) и стабилизацию сложной криминогенной д обстановки совместными с ней (полицией) действи- g ями, достижения положительной в целом динамики а в обеспечении безопасности, охране правопорядка и Q борьбе с преступностью. И хотя желание и попытки К мирового сообщества в лице международных поли- П цейских ООН помочь в выстраивании нормальной е системы и структуры местных силовых ведомств Р упирается в безграмотность, коррупционность мест- у ного населения, нехватку финансирования со сторо- г ны ООН, тем не менее результаты такой деятельно- к сти следует признать в целом положительными. Г

В то же время авторы отмечают, что, в отличие у от деятельности «обыч-ных» сотрудников полиции, g деятельность гражданских полицейских ООН об- и ладает определённой спецификой, которая должна с учитываться при селек-ции и последующей под- Т готовке кадров. Персональный многолетний опыт Т миротворческой и преподавательской деятельности авторов позволяет гово-рить о недостаточной эф- g фективности используемых при этом программ и За ме-тодик. Целью настоящей работы является анализ р сложившейся в России и за рубежом практики от- с бора и обучения кандидатов в миротворцы и её со- и ответствия актуальным запросам миротворческой деятельности.

Анализируя актуальность и эффективность ( действующих программ подготовки миротворцев, 6 рекомендованных ООН и реализуемых странами- 2 участницами миротворческих миссий, в т.ч. Россией, 2 необходимо упомянуть следующие значимые в контексте настоящей статьи факторы.

Во-первых, полномочия гражданских полицейских ООН определяются мандатом - «базовым документом, дающим представление об объёме и пределах правомочий и обязанностей, которыми могут быть наделены долж-ностные лица ООН» [5, с. 20] и выдаваемым в соответствии с гл. VI или гл. VII Устава ООН [7] конкретной миротворческой операции и, как правило, предусматривающим два основных направления деятельности полиции ООН, осуществляемых раздельно или в совокупности:

1) непосредственное правоприменение в виде осуществления всех по-лицейских функций - охрана общественного порядка, раскрытие и расследо-вание преступлений, розыск преступников и пропавших без вести и пр. Од-нако следует отметить, что при наличии в арсенале Организации Объединён-ных Наций такого инструментария, в настоящее время ООН не проводит ни одной правоприменительной миссии (executive mission);

2) Организация деятельности местной (национальной) полиции в виде создания системы и структуры полиции, подбора и подготовки (обучения) кадров, мониторинга (а именно - контроля и оценки) их деятельности и пр.

Каждое из указанных направлений деятельности в условиях проведения миротворческой операции обладает определённой спецификой, отличающей их от аналогичной «домашней» деятельности полицейских и обусловленной целым рядом объективных и субъективных ранее рассматриваемых исследователями факторов [8, с. 43; 9, с. 43-46; 10, с. 172], которые и необходимо учитывать при подготовке и обучении кадров и - что не менее важно -при последующем распределении сотрудников. Очевидно, что в основе обоих направлений лежат сугубо профессиональные знания, одинаково необходимые полицейским как при непосредственном выполнении ими своих функций, так и при обучении этому других. Таким образом, можно сделать вывод, что изучение специальных профессиональных дисциплин

^ (основ правоприменительной деятельности) позволяет сформировать у полицейского миротворца профессиональные компетенции, востребованные в ^ миссии при работе по любому из направлений дея-^ тельности полиции ООН. Именно эта особенность, ^ по мнению авторов, не в полной мере учтена в ныне к действующих программах подготовки гражданских у полицейских ООН и должна найти своё отражение £ в будущих методических разработках в виде кон-!_, кретной прикладной тематики - раскрытие и рас-pq следование отдельных видов преступлений, розыск § пропавших без вести, патрульно-постовая служба, ¡2 задержание и кон-воирование лица и пр. н Во-вторых, подготовка кандидатов в миротвор-

о цы (и уже действующих миротворцев) осуществля-& ется в трёх формах:

в 1) Предмиссионная («домашняя») подготовка

^ миротворцев (канди-датов в миротворцы). Является g основной и единой формой обу-чения и подготовки § всех кандидатов непосредственно к миро-творческой й деятельности и к сдаче языковых и функциональных ^ тестов эксперту ООН. Основана на вышеупомянутых а стандартах ООН и содержит значительный по объёму g лекционный материал обобщённого миротворческого С характера, формирующий скорее общекультурные, но не профессиональные компетенции. Исклю-чение § составляют такие дисциплины, как «Огневая подго-^ товка» и «Автомобильная подготовка», направленные ик исключительно на формирование прикладных навыков обращения с личным огне-стрельным оружием, и вождения полноприводного автомобиля и подготовку ® к сдаче тестов. Кроме того, для России и других стран, где государственным языком является не английский или французский (один из официальных языков ООН), предмиссионная подготовка предполагает значительный объём практического письменного и разговорного делового английского (французско-го) языка в процессе изучения всех дисциплин программы. В Рос-сии предмиссионная подготовка кандидатов в миротворцы про-водится на базе Центра подготовки сотрудников органов внут-ренних дел и военнослужащих внутренних войск МВД России для участия в миротворческих миссиях (далее - Центр), Всероссийского института повышения квалификации МВД России, со-зданного в 2000 г. в рамках международного сотрудничества по линии ООН [11; 12].

2) Первоначальная (ознакомительная) подготовка миротворцев, прибывших в миссию (Induction courses). Фактически представляет собой одинаковый для всех прибывших в миссию, аналогич-ный программе «домашней» подготовки, но краткий (оз-накоми-тельный) лекционный и практический курс обеспечения жизнедеятельности и безопасности сотрудника полиции в конкретной миссии, ознакомление с действующей административной струк-турой, обстановкой, техническим арсеналом (автомобиль, радио-станции, компьютер и пр.), распорядком работы и пр. По сравнению с предмиссионной данная форма подготовки имеет более сжатые сроки и выраженный прикладной характер. Практические аспекты, а также положительные и отрицательные факторы дан-ной формы обучения полицейских ООН в условиях миротворческих операций ранее уже рассматривались исследователями [10, с. 172].

3) Краткосрочная переподготовка (дополнительная подготовка) действующих миротворцев по отдельным направлениям во время пребывания в миссии. По сути, является краткосрочными (от 2-3 дней до 1-2 недель) курсами повышения квалификации по широкому перечню специализаций - расследование отдельных видов преступлений, пользование компьютером, экстремальное вожде-ние автомобиля и пр. Из всех вышеперечисленных форм

имеет наибольшую прикладную специфику и направлена как на полу-чение необходимых теоретических знаний, так и на выработку определённых профессиональных навыков.

Кроме вышеуказанного, в предмиссионную подготовку включено изу-чение гендерной политики ООН в отношении своих сотрудников и обяза-тель-ное прохождение непосредственно перед отправкой в миссию он-лайн тестов, касающихся сексуальных преступлений, норм поведения миротвор-цев. Хотя это не является сугубо профессиональной компетенцией, но нахо-дит своё отражение в программе подготовки на предмиссионном этапе и по прибытии в миссию.

В-третьих, обучение (подготовка) миротворцев осуществляется в рамках ооновской «Программы (стандарта) подготовки полицейского персонала ООН» [13], разработанной Департаментом по миротворческим операциям ООН и Департаментом полевой поддержки ООН и содержащей следующие учебные материалы:

- Core Pre-deployment Training Materials (CPDTM) - Основные учеб-ные материалы необходимые для отправки в миссию;

- Specialized Training Materials (STM) - Специализированные тренировочные материалы.

На основе указанной программы в России разработана «Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и правоохранительных органов африканских государств - кандидатов для участия в миротворческих миссиях» [14], соответствующая требованиям ООН и содержащая предметы (дисциплины), ею рекомендованные. Иные государства также готовят свои национальные программы подготовки миротворцев в соответствии с упомянутыми стандартами ООН.

К сожалению, приходится признать, что используемые в обучении рас-сматриваемые программы Организации Объединённых Наций дают обучае-мым хотя и необходимые, но лишь наиболее общие знания об истории созда-ния, структуре, полномочиях и тендерной политике ООН, правах человека, причинах и генезисе конкретного регионального конфликта, культуре, рели-гии, традициях местного населения, основах общей, гигиенической и даже сексуальной безопасности, практически не формируя профессиональные компетенции, необходимые в миссиях. «Национальные» программы (в т.ч. и российская) основаны на упомянутых методических разработках ООН и не могут выходить за рамки предлагаемого тематического плана и объёма, по-этому содержат те же самые недостатки и также нуждаются в соответствующей тематической коррекции.

Так, указанная российская программа содержит следующие материалы:

- основные учебные материалы, необходимые для отправки в миссию, и Специализированные тренировочные материалы-модули для полиции миротворцев ООН - 78 часов;

- иностранный язык для полиции миротворцев ООН - 50 часов;

- стрельба - 12 часов;

- вождение полноприводного автомобиля - 26 часов;

- компьютерное обучение - 16 часов;

- медицинская подготовка - 8 часов;

- психологическая подготовка - 8 часов.

Очевидно, что в программе доминируют предметы (дисциплины) общего характера, фактически отсутствуют предметы (дисциплины) узкопрофессионального полицейского профиля и существует насущная потреб-ность внесения последних в тематический план.

Тамбовцев А.И., Долгошеий П.С. Подготовка гражданских полицейских ООН к миротворческой деятельности...

Обобщая вторую и третью специфику, можно заключить, что действу-ющие программы и формы обучения рассчитаны на одинаковую подготовку всех категорий кандидатов без учёта их профессиональной специализации, носят общекультурный обучающий характер и не восполняют отсутствие у обучаемого профессиональных знаний и навыков, необходимых полицейскому ООН. В связи с этим миротворцы (кандидаты в миротворцы), не имеющие изначально узкопрофессиональных полицейских знаний и навыков по непосредственному правоприменению, не получают их и в процессе обуче-ния, т.к. программы на это просто не рассчитаны. Незначительные различия программ «домашней» и внутримиссионной подготовки заключаются прежде всего в характере (теоретическом или прикладном) преподаваемых дисциплин, длительности (объёме учебных часов), приоритетности (значимости) отдельных дисциплин (тем).

В-четвертых, отбор кандидатов в миротворцы осуществляется по соот-ветствию претендентов общим критериям, перечисленным в ооновских [15] и ведомственных [16] документах: возраст не моложе 25 лет, минимальный стаж службы в полиции не менее 5 лет, наличие водительского удостоверения, проверенное медицинскими исследованиями удовлетворительное состояние здоровья, подтверждённые тестами навыки разговорного и письменного делового языка (английского или французского), управления полноприводным автомобилем и применения табельного оружия. При этом практически не учитывается наличие (а вернее - отсутствие!) у кандидатов специфических профессиональных знаний, умений и навыков, востребованных в процессе непосредственного правоприменения.

Разница профессиональных компетенций кандидатов в миротворцы наглядно просматривается в результатах анализа, проведённого авторами. Были изучены данные 268 полицейских из России и 197 полицейских из Зимбабве, Уганды, Руанды, Южно-Африканской и Центрально-Африканской республик, Мозамбика, Намибии, Камеруна, Ганы, Южного Судана, Египта, Замбии, Ботсваны, Конго, Кении, Анголы, Малави, Мали, Бурунди, прошед-ших первоначальное обучение в Центре подготовки миротворцев в период с 2011 по 2016 гг.

Полиция России была представлена следующими службами и подразделениями:

- подразделения общественной безопасности (дежурные части, ППС, кинологическая служба, участковые уполномоченные и др. - 65 человек (24,25 %);

- вспомогательные службы (финансовые, тыловые, информационные и др.) - 36 человек (13,43 %);

- служба общественных связей - 3 человека (1,11 %);

- оперативные подразделения - 54 человека (20,14 %);

- следствие, дознание - 21 человек (7,87 %);

- ГАИ/ГИБДД - 17 человек - (6,34 %);

- специальные подразделения - 13 человек (4,85 %);

- учебные заведения - 30 человек (11,20 %);

- подразделения Интерпола / международное сотрудничество - 14 че-ловек (5,22 %);

- подразделения по работе с личным составом, кадры - 15 человек (5,59 %);

- пограничные службы - 0.

Полицию иностранных государств представляли следующие категории сотрудников:

- подразделения общественной безопасности -121 человек (61,46 %);

- вспомогательные службы (финансовые, тыловые, информационные и др.) - 16 человек (8,12 %);

- служба общественных связей - 3 человека (1,52 %);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- оперативные подразделения - 8 человек (4,06 %)

- следствие, дознание - 5 человек (2,53 %);

- дорожная полиция - 4 человека (2,03 %);

- специальные подразделения - 18 человек (9,13 %);

- учебные заведения - 5 человек (2,53 %);

- подразделения Интерпола / международное сотрудничество - 4 человека (2,03 %);

- подразделения по работе с личным составом, кадры - 11 человек (5,58 %);

- пограничные службы - 2 человека (1,01 %).

Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что примерно поло-вина претендентов в своей повседневной профессиональной деятельности осуществляет вспомогательные (обеспечивающие) функции, не занимается непосредственным правоприменением, т.е. борьбой с преступностью, патрулированием и пр., не обладает необходимыми для этого компетенциями и, соответственно, нуждается в их приобретении в процессе последующего обучения и подготовки, что должно найти своё отражение в соответствующих ооновских и национальных программах.

В-пятых, профессиональный уровень полицейских ООН серьёзно отличается. Обусловлено это целым рядом причин, основными из которых, по мнению авторов, являются следующие:

- уровень специального (юридического или полицейского) и допол-нительного образования;

- занимаемые должности в правоохранительной системе своей страны;

- предшествующий опыт правоохранительной деятельности;

- предшествующий опыт миротворческой деятельности.

Полагаем, что именно наличие у миротворца (кандидата в миротворцы) основного и дополнительного образования, а также занимаемая им у себя в стране должность и профессиональный стаж формируют необходимые морально-деловые и психологические качества, оказывают наиболее существенное влияние на способность выполнять функциональные обязанности миротворца - осуществлять непосредственное правоприменение, готовить кадры для местной полиции и проводить мониторинг их деятельности. Данный фактор должен обязательно учитываться при разработке программ (например, рассчитанных на разные категории обучаемых), обучении и последующем назначении на должность в миссии ООН.

В-шестых, назначение на должность в миссии происходит на общих основаниях, как правило, на низовую должность патрульного офицера (или её аналог - police monitor, patrol officer, collocator). Последующее карьерное продвижение полицейского миротворца происходит в основном по инициа-тиве претендента и по результатам прохождения им языкового, ком-пьютер-ного, реже - профессионально ориентированного теста. К сожалению, в про-цессе рассмотрения заявки претендента нет чётких критериев его отбора, значительную роль играет исключительно субъективное мнение членов комис-сии, принимающих участие в рассмотрении заявки, хотя немаловажное значение имеет и авторитет, заработанный претендентом на должность за время службы в миссии. Редкое исключение составляют сотрудники технических специальностей - программисты, компьютерщики, электронщики и т.п. изначально назначаемые на соответствующие своей специализации должности.

В обоих случаях подобный подход хоть и считается непосредственной реализацией основных ооновских социально-гуманистических принципов

СО

а>

0 т

X S

я

С

р

Я -

1

П

а> т

<п р

у р

п

о §

3

у

X S

03

а> Р о

ее т

02

СО

а

Р о о сс S S

On

К> О

^ равенства и непредвзятости, тем не менее является нерациональным и мало-эффективным, т.к. практически не учитывает профессиональную специализа-цию ^ миротворца, которая, по мнению авторов, является ^ превалирующим критерием. В качестве негативного ^ примера можно привести наблюдавшееся авторами в к Косово назначение на должность следователя офицера у полиции ООН, служащего в своей стране сотрудником £ службы досмотра пассажиров в аэропорту и не имею-!_, щего совершенно никаких специальных знаний и нард выков по раскрытию и расследованию преступлений, § проведению и оформлению следственных действий и g пр. В то же время в Южном Судане наличие у полицей-н ского ООН богатого опыта оперативной, следственной о работы и преподавания в полицейской академии сво-& ей страны было игнорировано при назначении его на в должность и наличии вакансии в отделе ООН по об-^ учению местной полиции (training unit). ог Резюмируя вышеизложенное, можно конста-ок тировать следующее. При-мерная типовая програм-й ма подготовки (переподготовки) миротворца ООН ^ должна предусматривать тематику и объём учебного а материала, способствующего ускоренному формиро-g ванию у обучаемого твёрдых знаний и устойчивых С профессиональных навыков непосредственно правоприменения, а также подготовки, обучения и мони-§ торинга деятельности «местных» полицейских: ^ - основы выявления, раскрытия и расследова-

ик ния отдельных видов преступлений (перечень видов преступлений может варьироваться в зависимости и от криминогенной ситуации и состояния преступно-

сти в конкретном регионе проведения миротворческой миссии либо быть типовым);

- основы розыскной деятельности (розыск и задержание скрывшихся преступников, розыск пропавших без вести, установление личности лиц, не способных сообщить о себе, идентификация трупов);

- основы патрульно-постовой службы;

- конвоирование и содержание задержанных;

- основы организации деятельности полиции (её отдельных подразделений).

Тематика и объём занятий могут быть типовыми, рассчитанными на любую категорию обучаемых, либо дифференцированными, рассчитанными на конкретные категории обучаемых и зависящими от имеющегося у кандидатов специального образования, занимаемых ими в полиции своей страны должностей. Факультативными критериями при выборе программы в таком случае могут являться стаж (опыт) правоохранительной деятельности и стаж (опыт) миротворческой деятельности кандидата.

В то же время авторы полагают наиболее целесообразным инициирование разработки Департаментом миротворческих операций ООН единой (типовой) программы предмиссионной «домашней» подготовки миротворцев, рассчитанной на любые категории обучаемых, с возможностью ее последующей адаптации под краткосрочное «внутримисси-онное» использование в процессе проведения ознакомительного курса и использованием данной программы в качестве образца (стандарта) для разработок национальных программ.

Список литературы

1. Стовер, Эрик, Шигекане, Рейчел. Лица, пропавшие без вести в ре-зультате войны: когда сталкиваются интересы семей жертв войны и между-народных трибуналов по расследованию военных преступлений // Пропав-\шие без вести: международный журнал Красного Креста / пер. с англ. и фр. - М.: Международный Комитет Красного Креста, 2003. - С. 162.

2. Зверев, П. Г. Особенности современных миротворческих операций ООН // Молодой учёный. - 2013. -№ 11. - С. 528-530.

3. Schindler, D. UN Forces and International Humanitarian Law. - Dor-drecht: Martinus Nijhoff, 1984. - P. 529.

4. Риникер, А. Соблюдение международного гуманитарного права силами ООН. Некоторые замечания по поводу Бюллетеня Генерального Сек-ретаря ООН от 6 августа 1999 г. // Международный журнал Красного Креста. 1999 : сб. статей / пер. с англ. и фр. - М.: МККК, 2001. - С. 227.

5. Земсков, Ю. В. Международно-правовые проблемы организации и деятельности российских полицейских наблюдателей в операциях ООН по поддержанию мира : автореф. дис... канд. юрид. наук: 12.00.10 / Земсков Юрий Викторович. - М.: Московский университет МВД России, 2003. - 23 с.

6. Зверев П. Г. Проблема вмешательства миротворческих сил ООН в вооружённые конфликты и международное гуманитарное право // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД Рос-сии. - 2013. - № 3(33). - С. 53-57.

7. Устав ООН [Электронный ресурс] // Официальный сайт Организа-ции Объединённых Наций. - Режим доступа: http://www.un.org/ru/charter-united-nations/index.html (дата обращения: 17.03.2017).

8. Тихомиров, Д. В., Демиденко, И. В. Подготовка миротворцев - приоритетное направление международного сотрудничества // Вестник Все-российского института повышения квалификации сотрудников МВД России - 2007. - № 3 (7). - С. 41-43.

9. Тамбовцев, А. И. Некоторые проблемы профессиональной подго-товки сотрудников ОВД к действиям в условиях международных полицей-ских операций // Инновации в образовательной деятельности: формы, мето-ды, техника : межвуз. сб. науч. тр. - Омск: Омская академия МВД России, 2009. - Вып. 7. - С. 43-46.

10. Тишков, С. А. Организация обучения полицейского персонала в условиях миротворческих миссий ООН // Наука и практика. - 2016. - № 3 (68). - С. 170-172.

11. Центр подготовки сотрудников ОВД и военнослужащих внутрен-них войск МВД России для участия в миротворческих миссиях: [Электрон-ный ресурс] // Официальный сайт. - Режим доступа: http://www. vipkmvd.ru/doc102 (дата обращения 22 июня 2017);

12. Миротворческая деятельность МВД России: [Электронный ресурс]. Официальный сайт Объединённой редакции МВД России. - Режим доступа: http://www.ormvd.ru/pubs/102/15490 (дата обращения 22 июня 2017).

13. Standard Operating Procedure: Selection and Recruitment Procedures for United Nations Personnel at the Police Division, Peacekeeping Operations and Special Political Missions // UN DPKO/DFS. - 2011.

14. Дополнительная профессиональная программа повышения квали-фикации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и пра-воохранительных органов африканских государств - кандидатов для участия в миротворческих миссиях. - Домодедово: ВИПК МВД России, 2016. - 51 с.

15. Assessment of Individual Police Officers for Service in United Nations Peacekeeping Operations and Special Political Missions: [Электронный ресурс] // Официальный сайт Организации Объединённых Наций. - Режим доступа: http://www.un.org/en/peacekeeping/sites/police/documents/fpu_assessment.pd (дата обращения 03.07.2017).

Торопов В.А., Кокоулин Е.М. Обоснование эффективности методических приёмов совершенствования огневой...

16. Об организации участия сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск МВД России в миротворческих миссиях : приказ МВД России от 30 августа 2000 г. № 914 (с изменениями, внесёнными приказом МВД России от 30 декабря 2016 г. № 933 «О внесении изменений в приказ МВД России от 30 августа 2000 года № 914») // Бюллетень текущего законодательства. - 2000. - № 3 (34). - С. 340.

Обоснование эффективности методических приёмов совершенствования огневой подготовленности сотрудников органов внутренних дел к действиям в реальных условиях

Substantiation of the effectiveness of instructional techniques improving the fire preparedness of law enforcement officers for action in the real world

© Тамбовцев А. И., Долгошеин П. С., 2017

е

УДК 355.541.1 е

У

В.А. Торопов, Е.М. Кокоулин г

с §

3

ТОРОПОВ Виктор Алексеевич, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры физической подготовки и прикладных единоборств Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Рос- н сия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова д. 1. E-mail: toropov.v.a@yandex.ru. в

p T

applied martial arts St. Petersburg State University Russian Interior Ministry. Address: Russia, 198206, Saint Petersburg, t

TOROPOV Viktor Alekseevich, doctor of pedagogical sciences, professor, professor of physical training and ed martial arts St. Petersburg State University Russian

Letchika Pilyutova str., 1. E-mail: toropov.v.a@yandex.ru.

&

В

КОКОУЛИН Евгений Михайлович, старший преподаватель кафедры огневой подготовки Военный ин- £э ститут железнодорожных войск. Адрес: Россия, 198504, Санкт-Петербург, Петергоф, Суворовская улица, 1. о

с о

KOKOULIN Eugene Mikhailovich, senior lecturer in fire training Military Institute of railway troops. Address: g Russia, 198504, Saint-Petersburg, Peterhof, Suvorov street, 1. №

On

K> О

В данной статье изложена методика эффективного обучения сотрудников ОВД владения огнестрельным оружием для действий в реальных условиях. Разработан и обоснован перечень упражнений скоростной стрельбы и стрельбы в движении в процессе преследования противника.

Ключевые слова: стрельба в реальных условиях, профессиональная подготовка, дидактические основы обучения.

In this paper, the methodology of effective training law enforcement officers to own firearms for actions in the real world. Developed and justified a list of exercises high-speed shooting and shooting in motion in the pursuit of the enemy.

Keywords: shooting under real conditions, vocational training, didactic basics of teaching.

Введение

Изучив теорию огневой подготовки, дидактические основы обучения стрельбе, овладев техникой прицельной стрельбы, закрепив навыки владения оружием на этапе начального обучения, уточнив психолого-педагогические особенности поведения сотрудников в процессе занятий по огневой подготовке, необходимо приступать к совершенствованию техники стрельбы в сложных условиях, их ещё называют реальными условиями [1].

У многих возникает каверзный вопрос: «Если есть реальные условия, то, вероятно, существуют и нереальные условия?». Да, существуют и нереальные условия - это те, когда мы проводим обучение в тире в идеальных условиях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Термин «реальные условия» не мы придумали. Он стал часто употребляться в руководящих документах, на страницах сборников научных статей. Исходя из этого, мы сделали попытку дать объяснение этому понятию и обосновать технику ведения стрельбы в реальных условиях.

Основные положения

Стрельба в реальных условиях характеризуется различными изготовками, хватами и быстрым воздействием на спусковой крючок. Управлять дыханием и вести прицельную стрельбу будет некогда. Если перед вами появился вооружённый преступник, то в такой ситуации необходимо мгновенно извлечь оружие из кобуры и произвести выстрел. В данной обстановке изготовка к стрельбе, наводка оружия и производство выстрела должны выполняться в один приём (В.А. Торопов, 2004). В такой ситуации оружие должно быть направлено в сторону преступника, рука (обе руки) приподнята до уровня подбородка, чтобы не уменьшать поле зрения стрелка [2].

Анализ литературных источников показал, что огневые противоборства происходят, как правило, на коротких расстояниях, которые не превышают десяти метров. Сотруднику, оказавшемуся в такой ситуации, практически невозможно дать какой-либо совет. Его действия будут зависеть от конкретных обстоятельств, в которых возникла необходимость

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.