Образовательные технологии наука и практика
УДК 65.0 Н. Ю. Андреева, доц. Челябинского
института развития профессионального образования (ГБОУ ДПО ЧИРПО), канд. психол. наук, г. Челябинск, e-mail: [email protected] Н. В. Трусова, доц. ГБОУ ДПО ЧИРПО, канд. психол. наук, e-mail: [email protected]
КОМАНДООБРАЗОВАНИЕ КАК ПРОЦЕСС И ТЕХНОЛОГИЯ В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ
В данной статье рассматриваются особенности командообразования как процесса и технологии, которая представлена на примере тренинга.
Ключевые слова: командообразование (тимбилдинг), команда, формирование и развитие командной работы, командный дух, формирование команды, тренинг.
Решение теоретических и практических задач управления образовательной организацией приобретает все больший вес в связи с гуманизацией и демократизацией, возрастанием роли и значимости защиты прав и свобод человека, развитием рыночных отношений, созданием новых социальных структур и форм управления. Поэтому современному руководителю для эффективного влияния на деятельность подчиненных необходимо глубокое понимание психологических основ управления. Хотя эти механизмы все еще мало изучены, имеющиеся в настоящий момент результаты научных исследований могут существенно расширить возможности руководителя создавать условия, способствующие формированию заинтересованности членов коллектива в продуктивной работе организации.
Создать слаженную, четко работающую ко -манду — одна из основных задач любого руководителя. Обучить коллектив работать как одно целое — это значит избежать многих проблем, возникающих на почве различных конфликтов
внутри группы людей. Именно команда способна эффективно, качественно и в кратчайшие сроки решать поставленные перед ней задачи, поэтому любому управленцу рано или поздно придется узнать, что такое командообразование, или тимбилдинг (от англ. team building — «построение команды»), и как формируются навыки командного взаимодействия.
Командообразование — термин, применимый к широкому диапазону действий, общей целью которых является повышение эффективности команды. Идея о целенаправленном использовании методов командной работы пришла в менеджмент из мира спорта в 60-70-е гг. ХХ в. В наше время данное направление бурно развивается и все чаще используется в практике управления персоналом. Тимбилдинг направлен на создание групп равноправных специалистов различной специализации, сообща несущих ответственность за результаты своей деятельности и на равной основе осуществляющих разделение труда в команде [1].
Командообразование — сложный процесс, состоящий из нескольких компонентов, которые мы перечислим ниже.
1. Формирование и развитие навыков командной работы (team skills), которые являются основой системы внедрения командного менеджмента. Сюда можно отнести следующие навыки:
- гармонизация общей цели с целями каждого члена команды;
- принятие ответственности за результаты работы команды;
- ситуационное лидерство (лидерство под задачу) и гибкое изменение стиля в соответствии с особенностями задачи;
- конструктивное взаимодействие и самоуправление;
- принятие единого командного решения и его согласование с членами команды.
2. Формирование командного духа (team spirit), т. е. совокупности психологических феноменов, характеризующих неформальное отношение сотрудников к коллегам и организации. Развитие командного духа, по сути, представляет собой комплекс мер, направленных:
- на усиление чувства сплоченности, формирование устойчивого чувства «мы»;
- формирование доверия между сотрудниками, понимание и принятие индивидуальных особенностей друг друга, создание мотивации на совместную деятельность;
- создание опыта высокоэффективных совместных действий;
- повышение неформального авторитета руководителей;
- развитие лояльности участников программы по отношению к организации.
3. Формирование команды (team building) — механические действия по подбору команды, оптимизации ее структуры и функционально-ролевого распределения, в том числе:
- эффективное использование сильных сторон состава команды;
- распределение ролей в команде для оптимального достижения результатов;
- формирование новой структуры при слиянии, поглощении, реструктуризации предприятия;
- создание рабочей обстановки при формировании проектных команд;
- налаживание горизонтальных связей внутри коллектива, региональных подразделений.
Для достижения описанных результатов часто проводятся различные тренинги по коман-дообразованию, корпоративные праздники, совместные выезды за город. В данной статье мы
представляем элементы тренинга по командо-образованию [2; 3].
Тренинг командообразования в форме игровой оболочки
Вводная часть. Мотивирование
Тренинг (англ. training от train — «обучать», «воспитывать») — метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков, социальных установок. Тренинг достаточно часто используется, если желаемый результат — это не только получение новой информации, но и применение полученных знаний на практике.
Для продуктивной работы все участники должны придерживаться определенных принципов, таких как:
1) «у нас нет зрителей» (активность);
2) «здесь и сейчас»;
3) «говорим "Я", а не "МЫ"» (персонификация);
4) предельная доброжелательность;
5) отсутствие физической и вербальной агрессии;
6) конфиденциальность.
Основная часть
1. Теоретическая часть.
Команда (от франц. commande) — крепко сплоченная группа людей, специально подготовленных для совместной работы (например, команда руководителя). Люди работают сообща над одной проблемой и специально подготовлены для совместной деятельности. Особым типом команды является когорта.
Образование и развитие команд естественно и неизбежно, поскольку:
- руководители создают их для выполнения какой-либо работы (проектные группы, производственные бригады, различные комитеты и коллегии), при этом цель, стоящая перед командой, может не всегда осознаваться ее членами;
- люди сами спонтанно формируют команды для защиты своих интересов (профсоюзы, политические партии);
- люди могут удовлетворить многие свои потребности только в случае принадлежности к какой-либо команде.
Принадлежность к команде помогает человеку удовлетворить свои социальные потребности, сформировать себя как личность, получить помощь и поддержку при достижении своих собственных целей, которые не всегда могут совпадать с целями команды или организации, получить возможность психологической разгрузки, находя взаимопонимание с другими членами команды, получить право участвовать
Образовательные технологии: наука и практика
в совместной деятельности, приносящей определенную, не обязательно финансовую, выгоду.
Руководитель, формирующий команду, должен в обязательном порядке учитывать:
- цели, стоящие перед командой;
- необходимые знания, умения, опыт и навыки привлекаемого персонала;
- психологические требования к будущим членам команды;
- время, в течение которого будет функционировать команда.
Этапы создания команд:
- отбор подходящих сотрудников;
- регулирование численности команды;
- четкая постановка целей и задач. Первый способ формирования команды
предполагает создание суровых должностных
инструкций, оргструктур, разделение обязанностей, многочисленные совещания. В данном случае люди говорят: «Мы работаем ко -мандой», но в реальности это псевдокоманда, или формальная команда, группа людей, между собой не связанных. В действительности «команда» — это системное понятие, которое несводимо к простой совокупности отдельных людей.
Второй способ создания команды предполагает использование механизма человеческих взаимоотношений — получается психологически комфортная команда. Но может сформироваться дружеская атмосфера, «теплая компания». И тогда власть неизбежно вступает в противоречие с атмосферой, царящей в таком коллективе.
2. Практическая часть.
Блок Содержание Материалы, техническое обеспечение
Знакомство Стулья заранее поставлены в большой общий круг (по количеству участников + двое ведущих), на двух столах разложены необходимые материалы. 1. Представление ведущих. Краткая информация о целях и структуре работы. 2. «В нашей команде есть замечательный человек» (знакомство и представление участников). Участники в кругу выбирают пару — человека, сидящего напротив. В течение пяти минут их задача — узнать друг о друге как можно больше. Затем в общем кругу каждый представляет своего партнера, начиная со слов «В нашей команде есть замечательный человек...». 3. Разбивка на четыре микрогруппы. 4. «Поиск сходств». В каждой микрогруппе в течение пяти-семи минут участникам нужно найти максимальное количество внешних и внутренних сходств, присущих всем участникам этой микрогруппы. Затем устраивается соревнование — каждая группа по очереди называет одно сходство. Если сходства заканчиваются, команда выбывает из соревнования. Побеждают те, кто назвал больше сходств. 5. Задание на перерыв: каждый участник делает себе бейджик Флипчарт; блокнот для флип-чарта и маркеры; фотоаппарат
Игровое действие «Кроссворд из имен». Участники в течение 30 секунд составляют кроссворд из собственных имен. Критерии оценки: - время; - использование всех имен; - правильность составления. « Трубопровод». Задание выполняется молча в течение трех минут. Каждой команде необходимо построить «трубопровод». Для этого перед командами лежат спички. Участники должны, не договариваясь и не произнося никаких слов, сложить из спичек максимально длинное-слово — самый длинный «трубопровод». Команда, которая первой справится с этим заданием, становится победителем в конкурсе. Критерии оценки: - время; - использование максимального числа букв; - отсутствие нарушений правил. • Двухсторонний скотч; • каминные (большие) спички — 15 коробок; • бумага формата А4 (черновики) — много (не менее 500 листов); • бумага формата А4 — 100 листов; • яйцо — 1 шт.; • широкий прозрачный скотч — 5 рулонов; • нитки — 5 катушек;
«Башня из бумаги». Выполняется в течение десяти минут. Командам необходимо создать макет башни. Участники получают комплект материалов, из которых необходимо построить самую высокую и устойчивую башню. Побеждают те, кто выполнил данные требования в заданное время. Критерии оценки: - время; - высота башни; - устойчивость (если подуть). «Спасатели». Выполняется в течение десяти минут. Командам предлагается создать проект «универсального спасательного средства» (УСС). Необходимо с помощью материалов (бумага, пакет, нитка, ножницы, сырое яйцо, скотч) сконструировать такое УСС, чтобы яйцо при скидывании оставалось целым. Критерии оценки: - время, - неразбитое яйцо • ножницы — 5 шт.; • скрепки канцелярские — 5 коробок; • малярный скотч; • рулетка; • коктейльные трубочки — 5 упаковок по 50-100 шт.; • маркеры — 2 пачки по 5 цветов; • пастель — 1 пачка (не менее 20 цветов); • фломастеры — 1 пачка (24 цвета); • цветная бумага — 5 пачек; • клей-карандаш — 5 шт.; • ножницы — 5 шт., • ватман - 4 листа; • фотоаппарат
Финальная часть Комплименты («Ты сегодня молодец...») в двух кругах. Участники стоят в двух кругах — внутреннем и внешнем. Таким образом, получаются пары. Участник из внутреннего круга говорит участнику из внешнего: «Ты сегодня молодец, потому что..». Тот отвечает: «А еще я — молодец, потому что.». Затем участники передвигаются на одного человека. Процедура повторяется. В итоге каждый скажет комплимент кому-то и себе. Слайд-шоу с фотографиями тренинга. Шеринг («Для меня как для члена команды результат сегодняшнего дня..»). «Листок на спине». Каждому участнику прикрепляют на спину листок бумаги и дают фломастер. В течение 15 минут участники свободно ходят по комнате и пишут на листках тех, кому хочется что-то написать. Затем листки снимают, каждый читает свой, вставляет в рамку и забирает с собой • Листы бумаги формата А4 — по количеству участников + 3 шт.; • подарки (фоторамка + карта памяти с фотографиями с тренинга)
В современных условиях профессионализм персонала играет определяющую роль в развитии организации. Однако помимо профессиональных навыков важны командообразование, сплоченность и личностные качества сотрудников. Поэтому команда должна быть не просто группой людей, а сплоченным коллективом, работающим над определенной целью. Возглавлять ее должен руководитель, обладающий всеми необходимыми
Библиографический список
для этого личностными качествами; именно ему предстоит не только сформировать команду, но и сделать так, чтобы она эффективно работала.
Тренинг по командообразованию способствует эффективности командной работы, позволяет снять эмоциональное напряжение в кол -лективе. Проведение такого тренинга может стать частью грамотной работы с персоналом организации.
1. Фопель, К. Команда : Консультирование и тренинг организаций [Текст] / К. Фопель. — М. : Генезис, 2005. — 395 с.
2. Игра в тренинге : Возможности игрового взаимодействия [Текст] / Е. Леванова., А. Волошина., В. Плешаков., А. Соболева., И. Телегина. — 3-е изд. — СПб. : Питер, 2013. — 202 с.
3. Телегина, И. О. Большая психологическая игра, или Игра не в тренинге [Текст] / И. О. Телегина. — СПб. : Питер, 2013. — 160 с.