Научная статья на тему 'Способы командообразования в предупреждении буллинга в подростковом возрасте'

Способы командообразования в предупреждении буллинга в подростковом возрасте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1051
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТОК / БУЛЛИНГ / КОЛЛЕКТИВ / КОМАНДА / КОМАНДООБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловьев Д.Н.

В статье обосновывается целесообразность включения способов командообразования в деятельность по предупреждению буллинга в подростковом возрасте. Автор приводит подходы, упражнения и тренинги командообразования, которые возможно включить в профилактику буллинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEANS OF TEAM-BUILDING IN THE PREVENTION OF BULLYING AMONG ADOLESCENTS

The article is dedicated to the reasoning of suitability of including means of team-building into the prevention policy of bullying among adolescents. The author presents approaches, exercises and trainings of team-building, which can be included in the bullying prevention policy.

Текст научной работы на тему «Способы командообразования в предупреждении буллинга в подростковом возрасте»

факторов. Нельзя недооценивать и значение общего, иначе мы можем получить в качестве неструктурированного «информационного мусора» массу всевозможных описаний конфликтов и ни одной рекомендации к действию. Анализ же отдельного конфликта будет сведен к описанию его внешней стороны (временные рамки, кто конфликтует, как развивается взаимодействие). Не менее важным является выявление особенного в отдельных конфликтах, поскольку именно особенное определяет специфику управления конфликтами определенного класса.

1. Левин Г. Д. Диалектико-материалистическая теория всеобщего / отв. ред. А. П. Шептулин. М.: Наука, 1987. 176 с.

2. Возрастная психология: учеб. пособие для студентов учреждений высш. проф. образования / под ред. Т. Д. Мар-цинковской. М.: Издат. центр «Академия», 2011. 336 с.

3. Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза / пер. с англ. В. Светлова. М.: Академический проект, 2007. URL: http://www.psychol-ok.ru/lib/ horney/nvk/nvk_04.html (дата обращения 20.11.2013).

4. Зиммель Г. Конфликт современной культуры // Зиммель Г. Избранное. М.: Юрист, 1996. Т. 1. Философия культуры. 671 с.

5. Филиппов А. Ф. Обоснование теоретической социологии: Введение в концепцию Георга Зиммеля // Зиммель Г. Избранное. М.: Юрист, 1996. Т. 2. Созерцание жизни. С. 569-600.

6. Ильенков Э. В. Диалектическая логика: очерки истории и теории. М.: Политиздат, 1984. 320 с.

7. Козер Л. Функции социального конфликта / пер. с англ. О. Назаровой; под общей ред. Л. Г. Ионина. М.: Идея-Пресс, 2000. 205 с.

УДК 371.485

СПОСОБЫ КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ БУЛЛИНГА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

В статье обосновывается целесообразность включения способов командообразования в деятельность по предупреждению буллинга в подростковом возрасте. Автор приводит подходы, упражнения и тренинги командоо-бразования, которые возможно включить в профилактику буллинга.

Ключевые слова: подросток, буллинг, коллектив, команда, командообразование.

8. Парк Р. Конкуренция // Теоретическая социология: антология: в 2 ч. / под ред. С. П. Баньковской. М.: Книжный дом «Университет», 2002. Ч. 1. С. 393-399.

9. Баньковская С. П. Роберт Парк // Современная американская социология. URL: http://www.socioline.ru/pages/ sovremennaya-amerikanskaya-sotsiologiya (дата обращения 15.11.2013).

10. Степанов Е. И., Куконков П. И. Конфликтологический мониторинг и менеджмент как необходимые компоненты современных социологических исследований // Научно-практический журнал «Конфликтология и жизнь». Сайт международной ассоциации конфликтологов. URL: http://www.confstud.ru/content/view/50/2/ (дата обращения 20.11.2013).

11. Дмитриев А. В. Социальный конфликт: общее и особенное. М.: Гардарики, 2002. 526 с.

12. Парсонс Т. Система современных обществ / пер. с англ. Л. А. Седова, А. Д. Ковалева; науч. ред. пер. М. С. Ковалева. М.: Аспект-пресс, 1998. 270 с.

13. Светлов В. А., Семенов В. А. Конфликтология: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2011. 352 с.

14. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: учеб. для вузов. 4-е изд. испр. и доп. М.: Эксмо, 2009. 512 с.

15. Материалистическая диалектика: в 5 т. / под общ. ред. Ф. В. Константинова и В. Г. Марахова; отв. ред. Ф. Ф. Вяккерев. М.: Мысль, 1981. Т. 1. Объективная диалектика. 374 с.

16. Землянухина С. Г. Диалектика общего и специфического в процессе развития производственных отношений (структурный аспект). Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1990. 160 с.

© Овчинникова Т. М., 2014

Д. Н. Соловьев D. N. Solovyev

MEANS OF TEAM-BUILDING IN THE PREVENTION OF BULLYING AMONG ADOLESCENTS

The article is dedicated to the reasoning of suitability of including means of team-building into the prevention policy of bullying among adolescents. The author presents approaches, exercises and trainings of team-building, which can be included in the bullying prevention policy.

Key words: adolescent, bullying, collective, team, teambuilding.

В современном обществе существует множество конфликтов, особенно остро проявляющихся в подростковой среде. К одному из распространенных видов конфликтного взаимодействия относится буллинг. В связи с этим

возникает объективная необходимость в выявлении современных и эффективных путей предупреждения данного явления. В статье предпринята попытка обоснования целесообразности включения в педагогическую деятель-

ность по предупреждению буллинга такого способа как командообразование.

Под буллингом мы понимаем тип деструктивного конфликтного взаимодействия в группе, при котором обидчиком в отношении жертвы, не способной себя защитить, осуществляются длительные повторяющиеся насильственные действия.

Современные исследователи буллинга (Bukowski, Sip-pola, Hawker и Boulton и др.) полагают, что буллинг связан с групповыми процессами и имеет следующие функции:

- формирование иерархии и поддержание социального порядка;

- развитие партнерства у членов группы, повышение уровня сплоченности.

Статистические данные указывают, что в буллинге принимают участие 85-88 % членов ученической группы, каждый из них играет определенную социальную роль - булли, жертва, помощник булли, свидетель, защитник жертвы. Автор полагает, что профилактика должна быть направлена не только на непосредственных участников буллинга, но и на свидетелей. Развитие школьного класса как коллектива позволит сплотить обучающихся и выстроить отношения в группе на основе взаимопомощи, объединит членов коллектива в ходе совместной личностно- и коллективно-значимой деятельности, снимет противоречия между индивидуальным и групповым [1].

Отечественные исследователи отмечают соотнесенность понятий «команда» и «коллектив» [2]. Команда как малая группа состоит из 5-7, иногда из 15-20 лиц, которые поддерживают цели друг друга, разделяют ценности и общие подходы к реализации совместной деятельности, имеют взаимодополняющие умения, принимают на себя ответственность за конечный результат деятельности, способны выполнять любые внутрикомандные задания и определять себя и своих партнеров, как принадлежащих к одной команде [3, с. 75]. И команда, и коллектив описывают группу, отношения в которой опосредуются личност-но- и коллективно-значимой деятельностью. Мы полагаем, что изучение опыта зарубежных исследователей по формированию команд позволит разнообразить и сделать более эффективной деятельность по развитию коллектива как средства предупреждения буллинга.

Таким образом, остановимся на командообразова-нии. Данное явление включает в себя комплекс мероприятий, направленных на укрепление команды, улучшение взаимодействия в коллективе, выявление коммуникационных проблем с последующим их устранением [4, с. 124].

Е. Ю. Безрукова с соавторами предлагают выделить три основных подхода к командообразованию [5, с. 28-33].

В подходе, основанном на развитии и согласовании целей команды (E. A. Locke, G. P. Latham, E. Weldon, L. R. Weingart и др.), процесс командообразования определяется как развитие способности группы людей достигать своих целей. Сторонники этого подхода утверждают, что для развития команды необходимо четкое формулирование ее целей и задач. В деятельности по предупреждению буллинга необходимо, чтобы ее цель была лич-ностно и коллективно-значимой, иначе у подростков будет

отсутствовать мотивация осуществления деятельности. Принципиально важно, чтобы цели деятельности были просоциальными, так как ее характер определяет ценности группы. Вместе с тем антисоциальные цели деятельности создают предпосылки для развития буллинга в классе. После формулируются задачи. Далее осуществляется распределение задач между группами или отдельными индивидами внутри команды. Необходимо распределять задачи в соответствии с реальными потребностями и компетенциями подростков. В этом случае они будут ценностно относиться к целям деятельности и видеть в них конкретную пользу. В случае если цель была выбрана корректно, отношения в группе будут характеризоваться следующим образом:

- цели и представления подростков совпадают, взаимодействие является целесообразным;

- совместная деятельность позволяет реализовать общие цели;

- каждый удовлетворяет свои потребности во время совместной деятельности;

- все подростки в равной степени уделяют внимание коллективной деятельности.

Представители ролевого подхода к командообразо-ванию (M. Belbin и др.) заявляют, что командообразова-ние - это улучшение работы команды за счет увеличения ясности ролей, и в итоге - увеличения организационной эффективности. В результате командообразования каждый член команды знает, какова его роль и каковы роли других, какие ожидания есть у него относительно других и у других в отношении него. Как следствие, улучшается работа команды, повышается ее продуктивность.

Сторонниками этого подхода отмечается необходимость распределения ролей в команде. Четкое распределение ролей позволит подросткам не вступать в конфликты, а совместно осуществлять деятельность. После распределения ролей необходимо добиться такого состояния, когда подростки понимают как свои роли и задачи, так и роли и задачи одноклассников, с которыми они взаимодействуют. Подчеркнем, что четкое распределение ролей, отсутствие их дублирования позволит участникам вступать в отношения кооперации, а не конкуренции, таким образом, в ходе деятельности подростки будут проявлять взаимопомощь и взаимоподдержку, а не образовывать буллинг-структуры.

В случае, если роли в команде распределены в соответствии с потребностями подростков, в команде будет наблюдаться:

- заинтересованность во взаимодействии;

- согласованность действий;

- открытость ролевых ожиданий;

- члены команды считают друг друга достаточно компетентными;

- в группе действует принцип взаимной ответственности и ответственной зависимости;

- стремление прилежно выполнить задание признается и оценивается по достоинству всеми.

Интерперсональный подход или подход, ориентированный на анализ процессов и улучшение межличностных отношений (C. Argyris, W. Schutz и др.) рассматривает

командообразование как процесс, направленный на увеличение интерперсональных связей в группе. Данный подход помогает развить групповое доверие, обеспечить поддержку и коммуникацию внутри группы. Для осуществления гармоничного взаимодействия внутри команды, в соответствии с целями деятельности и ролью школьника, необходимо обладать развитой социальной, эмоциональной и коммуникативной компетенциями. Ниже рассмотрим их компоненты более подробно.

Социальная компетенция отражает способности человека эффективно взаимодействовать со своим окружением, организовывать свои контакты с другими людьми. К ее качествам относятся: проявление терпимости к другим мнениям и позициям, оказание помощи другим учащимся, умение сотрудничать с другими учащимися, умение работать в группе.

В эмоциональную компетенцию входит интерес к деятельности, доверие к другим индивидам, эмоциональная устойчивость в сложных ситуациях, способность распознавать собственные эмоциональные состояния и состояния других.

К составу коммуникативной компетенции относят умение отыскивать, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии.

Развитие вышеуказанных компетенций у свидетелей буллинга позволит предупредить их конформное поведение и сформировать активную просоциальную позицию, а также позволит сформировать реальные навыки поведения. Работа с потенциальными жертвами буллинга, позволит преодолеть виктимное поведение, научит их распознавать сложные ситуации, контролировать свое эмоциональное состояние и проявлять уверенное в себе поведение.

В рамках данного подхода предлагается проведение тренингов или отдельных упражнений, направленных на развитие эмоциональной, коммуникативной и социальной компетенций. Анализ современных зарубежных источников по тимбилдингу (B. C. Miller, J. Wiley, G. S. Topchik и др.) позволил выделить следующие упражнения [6, с. 29-69].

Послушайте! (Listen up!).

В ходе данной работы участники слушают, как другие делятся точками зрения по поводу дискуссионного вопроса. Данный прием используется, если дети не умеют вслушиваться в то, что говорят другие, перебивают, навязывают собственное мнение.

Цель: формирование и автоматизация навыков слушания.

Ход упражнения.

Участники объединяются в пары. Каждой паре выдается комплект карт, на которых представлены дискуссионные темы. Один из участников берет карту и высказывает собственные соображения по теме в течение 3-х минут. Второй участник не должен ничего говорить, только слушать. Второму участнику необходимо через три минуты после монолога резюмировать то, что он услышал. Впоследствии участники меняются ролями.

На заключительном этапе проводится рефлексия, в ходе которой педагог спрашивает участников о том, как они себя чувствовали в ситуации, в которой они могли только слушать и не могли ничего говорить. Что они чувствовали, когда слушающий не мешал им, а позволял высказывать соображения по выбранной теме, насколько точными были резюме слушающих участников, каким образом навыки такого слушания можно применить во взаимодействиях с одноклассниками.

Я, снова Я и вновь Я (Me, Myself and I).

Упражнение связано с рассказом историй участниками о чем бы то ни было, но только не о себе. Данный прием используется для увеличения средств коммуникации и развития коммуникативного репертуара личности.

Цель: создание условий для концентрации участника не только на себе, но и на других участниках общения, на том, что они говорят.

Ход упражнения.

Объедините участников в пары. Первый участник начинает говорить в течение 3-х минут. Он может говорить на одну тему или на несколько тем. В своем повествовании участнику запрещается говорить о себе. Второй участник слушает первого в полном молчании. Через три минуты, участники меняются ролями.

Оригами (Origami).

В данном приеме участникам необходимо следуя инструкциям сложить лист бумаги с закрытыми глазами.

Цель: развитие коммуникативной компетентности и создание условий для привлечения внимания подростков к важности четкого формулирования инструкций деятельности.

Ход упражнения.

Участникам выдают листы бумаги, завязывают глаза так, чтобы им ничего не было видно. Дают инструкции о том, как нужно сложить листы бумаги. После некоторого количества действий по сворачиванию листов бумаги участникам развязывают глаза. Далее получившиеся фигуры из бумаги сравнивают. Важно, чтобы инструкции были сформулированы таким образом, что бы интерпретировать их можно было двояко.

Общие ценности (Common values).

В ходе общения участники обсуждают наиболее важные общие ценности в группе.

Цель: создание условий для сплочения команды.

Ход упражнения.

В течение 2-х минут участникам предлагается описать наиболее значимые ценности класса. Класс делится на группы из 4-6 человек. Каждый из участников обсуждает с другими участниками группы 3 наиболее важные из перечисленных им ценностей. Далее группам выдают листы бумаги большого формата, цветные ручки, фломастеры и карандаши, участникам предлагается выбрать и перечислить 3 наиболее важные ценности, выбрав их из тех ценностей, которые уже были предложены участниками группы. Через 10 минут участникам предлагается представить выбранные ими ценности.

На последнем этапе проходит обсуждение всех ценностей и выбираются наиболее важные для всей группы.

Человеческие биллборды (Human Billboards).

В ходе данной деятельности участники готовят плакаты о самих себе. Они узнают больше друг о друге и становятся ближе на личностном уровне.

Цель: создание условий развития социальной компетенции.

Ход упражнения.

Участникам выдают бумагу большого формата и в течение 3-6 минут предлагают изложить на ней информацию о себе текстом или рисунками. После чего учащиеся подходят друг к другу в случайном порядке, задают и отвечают на вопросы о том, что изображено у них на плакатах.

Мое И.М.Я. (My N.A.M.E.).

В ходе данного упражнения участники пишут свое имя как акроним.

Цель: создание условий для развития эмоциональной компетенции.

Ход упражнения.

Участникам дается 5 минут, чтобы вспомнить интересную информацию о себе и изложить эту информацию в нескольких словах так, чтобы эти слова начинались на буквы имени участника (О Л Ь Г А - оригинальная, ловкая, грозная, автономная). Впоследствии, в непроизвольном порядке участники общаются друг с другом, задают и отвечают на вопросы о собственной личности и личности собеседника.

Сходства и отличия (Similarities and differences).

В ходе деятельности участники должны выяснить, чем они похожи и в чем состоят их различия.

Цель: создание условий для развития способности распознавать эмоциональные состояния.

Ход упражнения.

Участникам выдают листы бумаги и ручки. Далее им предлагают начертить таблицу, включающую в себя следующие столбцы: имя, различия, сходства. Участники подходят друг к другу и в ходе общения пытаются определить сходные и отличные черты, после чего заносят информацию в таблицу.

Истории в одно слово (One-worded stories).

Цель: создание условий для развития социальной компетентности, умения прислушиваться к другим.

Ход упражнения.

Участники вместе составляют одну историю, добавляя только по одному слову за высказывание.

Естественно, что приведенные упражнения являются лишь примерами заданий, направленных на развитие указанных выше компетенций. Следует указать на наличие тренингов командообразования, которые также могут стать частью деятельности по предупреждению буллинга. К таким тренингам можно отнести: «Веревочный тренинг»,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тренинг «sned», «тренинг командной сыгровки», тренинг капитанов и т. д.

В заключение отметим, что, несмотря на то, что термины команда/коллектив синонимичны и соотносительны, в отечественной и зарубежной науке и практике сложились отличные друг от друга способы их формирования и развития. Важно подчеркнуть, что способы командоо-бразования адекватны современным социокультурным условиям, а также перспективным научным подходам. Данные, накопленные о команде и способах ее развития, могут быть использованы в современных школах в деятельности по предупреждению буллинга. Реализация принципов командообразования позволит осуществлять деятельность, направленную на создание условий, способствующих формированию человека нового поколения. Отсутствие идеологической основы в подходах к командо-образованию делает их пригодными для использования в школе. Такие характеристики команды, как сплоченность, опосредствование отношений просоциальной деятельностью, общность интересов и ценностей делает такую группу устойчивой к появлению в ней буллинга.

1. Salmivalli Ch. KiVA: the national anti-bullying program in Finland. URL: http://www.ncab.org.au/Assets/Files/ Salmivalli,C.%20Kiva %20Koula %20- %20The %20Nation-al %20Antibullying %20Program %20in %20Finland.pdf. (дата обращения: 05.02.2014).

2. Моргаевская А. Н. Истоки проблемы коллектива в отечественной педагогике // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. 2007. № 11 (Ноябрь). ART 1214. URL: http://www.emissia.org/offline/ 2007/1214.htm. (дата обращения 02.02.2014).

3. Паскевская Ю. А. Командообразование (TEAM BUILDING) как иновационная технология усовершенствования системы менеджмента // DAS Management. Донецк: 2009. № 1. С. 74-77.

4. Маковоз Е. В., Сторожилова У. Н. Необходимость тимбилдинга на всех стадиях коллективного развития // Вютник економш транспорту i промисловост (Харьков). 2009. № 25. С. 124-125.

5. Безрукова Е. Ю., Бухтиярова И. В., Синягин Ю. В. Психологические технологии в формировании управленческой команды: учеб.-метод. пособие. М.: Изд-во РАГС, 2003. 131 с.

6. Miller B. C. Quick team-building activities for busy managers. New York: AMACOM, 2004. 171 p.

© Соловьев Д. Н., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.