Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ'

СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
среднее образование / высшее образование / воспитательная работа / этнокультурные ценности / духовно-нравственное развитие обучающихся / secondary education / higher education / educational work / ethnocultural values / spiritual and moral development of students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахмедова Айшат Магомедовна, Махмудова Фируза Абдуллаховна, Асланбекова Эльвира Аслановна

Рассмотрена специфика организации воспитания в поликультурной образовательной среде современных школ и вузов. Прежде всего, исследовано то нравственное состояние, в котором сегодня находится российское общество. На основе его анализа доказывается необходимость модернизации воспитательной работы. В качестве той основы, на которой она должна строиться, предлагаются этнокультурные ценности. Демонстрируется существенная роль, которую они могут играть в данном случае. Далее анализируется положительный опыт реализации подобной работы в некоторых школах и вузах нашей страны. Изучаются педагогические условия, необходимые для её успешного завершения. Доказывается целесообразность его использования образовательными организациями, действующими в разных субъектах Российской Федерации, в особенности, отличающихся пестротой этнической картины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахмедова Айшат Магомедовна, Махмудова Фируза Абдуллаховна, Асланбекова Эльвира Аслановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The education organization specifics in the modern schools and universities multicultural educational environment are considered. First of all, the moral state in which Russian society finds itself today has been studied. Based on his analysis, the necessity of educational work modernization is proved. Ethnocultural values are proposed as the basis on which it should be built. The essential role that they can play in this case is demonstrated. Further, the positive experience of implementing such work in some schools and universities is analyzed. The pedagogical conditions necessary for its successful completion are being studied. The expediency of its use by educational organizations operating in the different Russian Federation regions, especially those characterized by the ethnic picture diversity, is proved.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ»

Педагогика

УДК 378

доцент кафедры теологии и социально-гуманитарных дисциплин Ахмедова Айшат Магомедовна

ОАНО ВО «Дагестанский гуманитарный институт» (г. Махачкала);

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры психологии и

педагогики дошкольного образования, педагог-психолог Махмудова Фируза Абдуллаховна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова» (г. Махачкала); МБОУ «Гимназия 37 имени Героя РФ Магомеда Нурбагандовича Нурбагандова» (г. Махачкала); директор Асланбекова Эльвира Аслановна

МБОУ «Гимназия 37 имени Героя РФ Магомеда Нурбагандовича Нурбагандова» (г. Махачкала)

СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Аннотация. Рассмотрена специфика организации воспитания в поликультурной образовательной среде современных школ и вузов. Прежде всего, исследовано то нравственное состояние, в котором сегодня находится российское общество. На основе его анализа доказывается необходимость модернизации воспитательной работы. В качестве той основы, на которой она должна строиться, предлагаются этнокультурные ценности. Демонстрируется существенная роль, которую они могут играть в данном случае. Далее анализируется положительный опыт реализации подобной работы в некоторых школах и вузах нашей страны. Изучаются педагогические условия, необходимые для её успешного завершения. Доказывается целесообразность его использования образовательными организациями, действующими в разных субъектах Российской Федерации, в особенности, отличающихся пестротой этнической картины.

Ключевые слова: среднее образование, высшее образование, воспитательная работа, этнокультурные ценности, духовно-нравственное развитие обучающихся.

Annotation. The education organization specifics in the modern schools and universities multicultural educational environment are considered. First of all, the moral state in which Russian society finds itself today has been studied. Based on his analysis, the necessity of educational work modernization is proved. Bthnocultural values are proposed as the basis on which it should be built. The essential role that they can play in this case is demonstrated. Further, the positive experience of implementing such work in some schools and universities is analyzed. The pedagogical conditions necessary for its successful completion are being studied. The expediency of its use by educational organizations operating in the different Russian Federation regions, especially those characterized by the ethnic picture diversity, is proved.

Key words: secondary education, higher education, educational work, ethnocultural values, spiritual and moral development of students.

Введение. На протяжении большей части истории вида homo sapiens развитие образования происходило в контексте духовно-нравственного воспитания (К.С. Грищенко, И.И. Дьяков, Л.В. Занина, С.И. Змеев, Н.Д. Никандров, Н.Р. Сенаторова Н.А. Третьяк). Соответственно, знания, умения и навыки, необходимые для выживания на конкретных её этапах, прививались молодым членам общества параллельно с распространением духовности (Л.Н. Антилогова, Г.В. Бондаревская, А.Я. Данилюк, A.M. Кондаков, В.А. Тишков). В последние столетия, однако, в данной области произошли существенные изменения [12, С. 19].

Пожалуй, ни для кого не является секретом ярко выраженный светский характер современной системы как школьного, так и вузовского образования (В.П. Зинченко, Н.А. Колесникова, A.M. Кондаков, Д.А. Леонтьев, Г.В. Листвина, С.В. Шестопалов). Фиксируется смещение её аксиологических основ от духовно-нравственных ценностей к ценностям «рейтингов» [14, С. 16]. При этом попытки наполнить учебно-воспитательную работу духовным содержанием далеко не всегда оказываются удачными [1,С. 124].

Однако реализация подобных мер на сегодняшний день представляется необходимой, ведь сегодня российское общество находится в состоянии духовно-нравственного кризиса. Последний, в свою очередь, сопровождается заметным снижением уровня общественно-духовных идеалов. Соответственно, система ментальных установок и устойчивых мыслительных стереотипов, характерная для большинства наших современников, является отчасти деструктивной [6, С. 46]. Данная неблагоприятная тенденция усугубляется фактом противоречия между требованиями различных субъектов воспитания.

Таким образом, сегодня фиксируется обострение потребности общества в организации работы, направленной на эффективное духовно-нравственное воспитание личности, способной выжить и преуспеть в поликультурном социуме [7, С. 475-476]. Такой человек должен характеризоваться наличием компетенций:

- способность к межэтническому и межкультурному диалогу;

-толерантность [11, С. 53];

- ориентация на этнокультурные ценности;

- наличие системных знаний, касающихся многообразия культур, свойственных различным этническим общностям, составляющим многонациональный народ РФ (М.И. Беркович, А.П. Бредихин, Ю.М. Давлетшина, А.И. Ивонина, Т.А. Кофанова, С.С. Тихонова, О.Л. Чуланова).

Отсюда следует, что педагоги-исследователи и практики, занимающиеся различными аспектами воспитательной работы в современных вузах и школах, выполняют своеобразный социальный заказ [12, С. 21]. Гго успешная реализация подразумевает освоение будущими поколениями россиян общечеловеческих ценностей, приобщение к культуре других народов и сохранение многовековых традиций [14, С. 24].

В данной связи неудивительно, что проблемы оптимизации организации рассматриваемой составляющей образовательного процесса, в т.ч, в условиях поликультурной образовательной среды, на сегодняшний день являются одними из наиболее значимых (И.В. Астраханцева, Л.Н. Белоногова, М.М. Шубович). Их частичному решению посвящена наша статья.

Изложение основного материала статьи. Большинство проблем, связанных с реализацией воспитательной работы в поликультурной образовательной среде, имеют междисциплинарный характер [8, С. 45]. Таким образом, соответствующий процесс представляет собой целенаправленное комплексное внешнее и внутреннее воздействие на духовно-нравственную сферу учащихся [7, С. 474].

Гго реализация должна опираться на определённую систему ценностей. Основой последней, в свою очередь, выступают содержательная сторона образовательного процесса и позиция педагогического работника [2, С. 124]. С другой стороны, трудно представить себе формирование нравственных качеств личности вне социума (А.Г. Асмолов, Л.Н. Белоногова, О.В. Галакова, А.Я. Данилюк, A.M. Кондаков, Д.А. Леонтьев, В.А. Тишков). Основным результатом

воздействия последнего является складывание у человека системы качеств, убеждений и ценностей, необходимых для обеспечения его нормальной жизнедеятельности в современном обществе [4, С. 12].

Соответственно, поликультурная среда современной образовательной организации должна обеспечивать:

- создание педагогических условий, необходимых для успешного формирования личности, конкурентноспособной в условиях современного общества [1, С. 127];

- максимальный учёт возможностей для развития студентов и школьников, предоставляемых социальным и пространственно-предметным окружением (О.В. Галакова, Н.В. Калинина, Е.В. Каменская, Е.Г. Петренко, Е.В. Прямикова).

Успешная генерация поликультурной образовательной среды включает следующие аспекты:

- организация совокупного влияния гетерогенных факторов на процесс формирования необходимых личностных качеств учащихся;

- реализация возможностей для развития и самореализации студентов и школьников [3,С. 8].

При этом поликультурная направленность интересующего нас процесса реализуется через интеграцию в него разнообразных факторов среды [5, С. 213]. Отсюда следует, что миссия образовательной организации в данном случае заключается в координации взаимодействия с социальным пространством и создании пространства воспитательного. Важно при этом акцентировать внимание воспитуемых на объектах, отражённых в категориях, называемых ценностями и отношении к последним, выработанном всем ходом исторического процесса [8, С. 44].

Реализация воспитательной деятельности в такой среде, в свою очередь, требует разработки специфических приёмов и методов, адаптированных к условиям конкретного региона [2, С. 113-114]. Так мы подходим к термину «региональная культурно-образовательная среда». Его можно трактовать как воспитательную среду, организованную педагогическими работниками на региональном уровне (С.В. Ашаева, В.В. Булгакова, И.Н. Донина, Н.Г. Манелис, А.Б. Сорокин, Е.В. Хилькевич). Обязательным при этом является использование историко-культурного наследия региона как информационного ресурса воспитательного процесса [11, С. 51].

Организованная подобным образом среда будет способствовать интенсификации воспитательного процесса в части достижения следующих результатов:

- готовность учащихся к межкультурному взаимодействию по ходу осуществления различных видов деятельности [6, С. 48];

- формирование у них основных навыков нравственного поведения;

- лучшее понимание выпускниками российских школ и вузов наиболее характерных особенностей других культур (Н.В. Калинина, Е.В. Каменская, Л.А. Хакимова).

Некоторыми школами и вузами России накоплен определённый положительный опыт соответствующей деятельности.

Например, педагоги гимназии № 65 им. Н.С. Сафронова, а также гимназии № 79, расположенных в г. Ульяновске, реализуют региональные программы воспитания на основе направлений содержания воспитательной компоненты «Истоки духовности». Последняя нацелена на духовно-нравственное воспитание учащихся, проживающих в таком поликультурном регионе, как Среднее Поволжье. Свою реализацию она получает как через урочную, так и внеурочную деятельность [13, С. 231].

Успешность практического воплощения этой компоненты обеспечивается путём соблюдения некоторых педагогических условий. В их число входят:

- реализация системы мер, направленных на стимуляцию духовно-нравственного поведения школьников в поликультурном социуме, к каковым относятся: поощрение их участия в социально-значимых мероприятиях поликультурной направленности, экскурсии по местам, имеющим культурно-историческое значение, а в урочной деятельности - проведение занятий по соответствующим темам [9, С. 73];

- дополнение реализуемых образовательных программ духовно-нравственным содержанием;

- широкое использование по ходу воспитательного процесса приёмов духовно-нравственной активизации личности (Д.С. Василина, Г.Ю. Нуриева, A.C. Патлина, Е.Д. Попова, Д.М. Юланова);

- решение учениками по ходу учебной и внеучебной деятельности различных ситуационных заданий, направленных на усвоение и принятие ими духовно-нравственных ценностей народов Поволжья и России [2, С. 121];

- использование исторического наследия народов страны и региона в качестве эффективного средства, способствующего самоопределению школьников.

Небезынтересным представляется и опыт некоторых вузов. Так, в ходе реализации образовательной работы со студентами, осваивающими педагогические специальности в пространстве Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, традиционные формы и методы организации образовательной деятельности чередуются с нетрадиционными. Последние, в свою очередь, характеризуются направленностью на воспитание будущих учителей как личностей, умеющих ценить и осознанно стремящихся к постижению и приумножению культурного наследия своей малой и большой Родины [10,С.8].К этим формам работы относятся:

- этическая оценка событий из истории субъекта Федерации, биографий выдающихся земляков;

-драматизация таких событий [9, С. 69];

- изучение личных и официальных документов, научных и иных трудов, исходящих от представителей этнических общностей, живших в регионе на различных этапах его истории (A.C. Белкин, М.В. Ильина, О.В. Копылова, Е.В. Краснов, С.М. Потапенко, М.Н. Семерякова, Г.А. Стаселович);

- метод решения конкретных ситуаций, подразумевающих взаимодействие с представителями иных культур, могущих возникнуть по ходу реализации профессиональной и иных видов деятельности в будущем;

- встречи с выдающимися земляками - представителями разных национальностей [5, С. 114];

- учебные квесты на соответствующую тематику;

- составление историй семей студентов в контексте истории страны и региона [10, С. 9];

- привлечение студентов к научно-исследовательской работе, направленной на воссоздание картины этнического прошлого и настоящего их малой и большой Родины [13, С. 229].

В рассматриваемой ОО также регулярно проводится круглый стол на тему «Анализ педагогического наследия по проблеме поликультурного образования детей». На нём, как правило, обсуждаются следующие темы:

- «Формирование у учащихся ценностного отношения к культуре различных нэтносов посредством с культурой и искусством»;

- «Роль семьи и школы в воспитании эмоционально-положительного отношения к представителям разных народов РФ»;

- «Тематика вечеров досуга в университете, их организация в целях воспитания осознанного положительного отношения к культуре разных народов» [4, С. 15].

Теперь необходимо подвести итоги нашего исследования.

Выводы. Из вышеизложенного следует, что современное российское общество находится в состоянии духовно-нравственного кризиса. Одним из путей преодоления последнего является существенная модернизация системы воспитания лиц, обучающихся в отечественных школах и вузах. Её реорганизацию желательно осуществлять на основе этнокультурных ценностей, что представляется особенно актуальным для многонациональных регионов.

При этом рядом вузов и школ нашей страны накоплен определённый положительный опыт построения воспитательной работы на соответствующих основаниях. Он может быть с успехом использован образовательными организациями, действующими в других субъектах Российской Федерации.

Литература:

1. Ананьева, М.С. Понятие региональной культурно-образовательной среды в методологии проекта «Мой Пермский край» / М.С. Ананьева, И.В. Магданова // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2018. -№ 1(52). - С. 122-127

2. Ахмедова, Э.И. Организация этнокультурного воспитания учащихся начальной школы в учреждении дополнительного образования как педагогическая проблема / Э.И. Ахмедова, И.Д. Рудинский // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2023. - Т. 1.-№ 1(89).-С. 111-124

3. Бурмистрова, Е.В. Психолого-педагогическое сопровождение развития социальной компетентности младших школьников в образовательном процессе начальной школы / Е.В. Бурмистрова, Т.В. Зарипова, Ю.Е. Шабышева // Мир науки, культуры, образования. -2023. -№ 1. - С. 8-12

4. Воскресенская, Т.А. Формирование культуры мира обучающихся начальной школы на уроках иностранного языка / Т.А. Воскресенская // Мир науки, культуры, образования. - 2023. - № 2(99). - С. 12-15

5. Дейч, Б.А. История и теория дополнительного образования / Б.А. Дейч. - Москва: Юрайт, 2023. - 239 с.

6. Ласкова, М.К. Экзистенциальные компетенции студентов дизайнеров и социальный дизайн / М.К. Ласкова, H.A. Абулгафарова // Развитие рынка труда на современном этапе социально-экономических преобразований: сборник статей IV Всероссийской научно-практической конференции. - Пенза: Пензенский ГАУ, 2021. - С. 46-52

7. Листвина, Е.В. Образовательная среда: социокультурный аспект / Е.В. Листвина // Известия Саратовского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. - 2018. - Т. 18. - Вып. 4. - С. 474-477

8. Мукина, А.Н. К вопросу о воспитательном потенциале заочной формы обучения в высшем учебном заведении / А.Н. Мукина // Мир науки, культуры, образования. - 2023. - № 5(102). - С. 44-46

9. Николаева, Э.И. Региональный компонент в структуре образования: опыт, поиски, решения / Э.И. Николаева // Академические чтения. - 2002. - № 3. - С. 68-75

10. Потапенко, С.М. Региональный материал как средство формирования личностно-развивающей образовательной среды / С.М. Потапенко // Калининградский вестник образования. - 2023. - № 1(17). -С.4-13

11. Проценко, Е.Г. Культурно-образовательная среда региона в процессе подготовки магистрантов / Е.Г. Проценко // Гуманитарные науки. -2023. -№ 1. - С. 50-56

12. Пузыревская, A.A., Подходы к оценке конъюнктуры рынка образовательных услуг / A.A. Пузыревская, О.С. Артюшкова // Высшее техническое образование. - 2019. - № 1(3). - С. 17-23

13. Чернова, Т.В. Формирование духовно-нравственной воспитанности школьников в поликультурной среде / Т.В. Чернова // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. -2019. - № 5(105). - С. 227-234

14. Щуркова, Н.Е. Новые методики нового воспитания / Н.Е. Щуркова, В.Г. Рындак // Воспитание школьников. -2018. -№ 7. - С. 16-26

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания математики и информатики Бакмаев Ширвани Абдуллатипович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова» (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания математики и информатики Пайзулаева Райганат Кайтмазовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова» (г. Махачкала)

РОЛЬ И МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ «РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННЫХ ИЗДАНИЙ УЧЕБНОГО НАЗНАЧЕНИЯ» В ПОДГОТОВКЕ МАГИСТРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье обсуждается вопрос профессиональной подготовки магистров педагогического образования по магистерской программе «Цифровые технологии в образовании», где особое место занимает дисциплина «Разработка и использование электронных изданий учебного назначения», одной целью изучения которой является развитие ИКТ-компетентности студентов магистратуры. Отмечается также, что формирование у них ИКТ-компетентности выступает одним из важнейших условий «выравнивания» обучающихся и обеспечения личностного опыта взаимодействия с электронным образовательным пространством вуза, понимаемом как комплекс, включающий электронное (преимущественно дистанционное) образование, цифровые образовательные ресурсы, программные системы электронного обучения, виртуальные процессы и ресурсы образовательной деятельности, технические средства, создающие электронное пространство. Предлагается опыт разработки электронного издания учебного назначения (ЭИУН).

Ключевые слова: магистр педагогического образования, электронное издание учебного назначения, ИКТ-компетентность, цифровой учебный материал.

Annotation. The article discusses the issue of professional training of masters of teacher education in the master's program "Digital Technologies in Education", where a special place is occupied by the discipline "Development and use of electronic publications for educational purposes", one of the goals of which is the development oflCT competence of master's students. It is also noted that the formation of their ICT competence is one of the most important conditions for "leveling up" students and providing personal experience of interaction with the electronic educational space of the university, understood as a complex that includes electronic (mainly distance) education, digital educational resources, and e-learning software systems, virtual processes and resources of educational activities, technical means that create electronic space. Experience in developing an electronic publication for educational purposes (EIUN) is offered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.