6. Chirkov E.P., Nesterenko L.N., Khramchenkova A.O., Babyak M.A. Problems and Possibilities for Development of the Agrarian Sector Economy in the Bryansk region // Economy of agricultural and processing enterprises. 2018. № 2. P. 32-37.
7. Chernyaev A.A. Regional organizational and economic problems of the development of the agrarian and industrial complex at the present stage: The monograph. Saratov. 2018. 212 p.
8. Chirkov E.P., Volkova T.I. Some questions of the theory of clusters and cluster approach in the agrarian sector of economy // Agrofood policy in Russia. 2016. № 9. P. 58-67.
9. Nesterenko L.N. Socio-Economic Features of the Formation of Clusters and the Implementation of Mega-Projects in the Agricultural Sector of Economy // Economy of agricultural and processing enterprises. 2017. № 2. P. 33-37.
10. Chirkov E.P., Nesterenko L.N., Volkova T.I. Modern State and Concept of Integrating Policy in the Agrarian Sector of Economy // Economy of agricultural and processing enterprises. 2015. № 11. P. 48-56.
11. Nesterenko L.N. Subjects of the economic relations in the agrarian and industrial complex // V Bryansk agrarian and industrial complex. 2014. № 1. P. 35-40.
12. Tkach A. V., Zhukov A. S., Zhukova O.I. Consumer cooperation in the conditions of the economic crisis // Economy of agricultural and processing enterprises. 2017. № 1. P. 42-47.
13. Chirkov E.P., Rodicheva V.P., Kondrashova N.S. Significance of Modern Consumer Cooperation in Rise of Rural Population Living Standards. 2011. № 9. P. 56-60.
14. Khramchenkova A.O., Chirkov E.P. Improving of Labour Organization and Payment at the Feed Production // Economy of agricultural and processing enterprises. 2017. № 1. P. 32-36.
15. Khramchenkova A.O., Chirkov E.P. Stimulation of Labor and Production in Dairy Cattle // Economy of agricultural and processing enterprises. 2017. № 11. P. 23-28.
УДК 37.041:372.881.1
СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МАГИСТРАНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ОСВОЕНИИ ИМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
The Specifics of Self-Study Organization of Correspondence Postgraduates While Their Mastering Foreign Languages
Резунова М.В., кандидат филологических наук Овчинникова О.А., кандидат филологических наук Белозор А.Ф., кандидат культорологии RezunovaM.V., Ovchinnikova O.A., Belozor A.F.
ФГБОУ ВО «Брянский филиал Российской академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Bryansk Branch
Реферат. В статье рассматриваются особенности организации самостоятельной работы магистрантов заочной формы обучения в процессе освоения иностранного языка. Обучение иностранному языку в вузе в рамках второго образовательного цикла должно обеспечивать формирование способности достаточно свободно пользоваться иностранным языком как средством делового/профессионального общения. При этом у магистрантов заочной формы обучения на первый план выступает активизация их учебной самостоятельности. Умение учиться - это способность осуществлять собственное обучение; организовывать его за счет эффективного управления временем и информацией, как индивидуально, так и в группах; для успешно обучения анализировать образовательный процесс и потребности, выявлять существующие возможности преодолевать препятствия; получать, обрабатывать и осваивать новые знания и навыки, применять их в различных контекстах. Следовательно, необходимо четко определить обозримые результаты освоения дисциплины, продумать формы осуществления самостоятельной работы, подобрать необходимый материал с учетом уровня владения языка и направленности обучения, продумать форму контроля. Учитывая характер заочной формы обучения, целесообразно использовать различные интернет-технологии.
Summary. The specifics of self-study organization of correspondence postgraduates in the process of their mastering foreign languages are considered in the article. Forming the capacity to use a foreign language quite freely as a means of business/professional communication should be ensured at the second cycle of teach-
ing a foreign language in a higher educational institution. At that, the activation of learning self-dependence of correspondence postgraduates is put in the forefront. Learning to learn is the ability to carry out self-learning; to organize it through the effective time and information management, both individually and in groups; to successfully study to analyze the educational process and its demands, to identify the existing opportunities of overcoming impediments; to obtain, process and learn new knowledge and skills, to apply them in different contexts. Therefore, it is necessary to clearly define the foreseeable results of education, to consider the ways of self-study, to select the most appropriate material taking into account the level of students ' language proficiency and the direction of their training, and to think over the forms of control. Given the nature of the correspondence form of study, it is advisable to use a variety ofInternet technologies.
Ключевые слова: магистратура, заочная форма обучения, учебная самостоятельность, умение учиться, освоение иностранных языков, предметно-языковое интегративное обучение, электронный учебник, образовательная среда Moodle.
Keywords: Master's degree programme, correspondence course, learning self-dependence, learning to learn, mastering foreign language, e-textbook, content and language integrated learning, learning environment Moodle.
Данная статья является продолжением цикла публикаций, посвященных самостоятельной работе обучаемых в высшем учебном заведении [1; 2].
Как отмечалось ранее, для реализации основной задачи высшего образования, а именно, для формирования творческой личности специалиста, способной к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности, недостаточно передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в саморазвивающуюся личность, способную сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, выбрать оптимальный вариант действий и доказать его правильность [1, с. 72].
В Государственной программе РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы, отмечено, что к 2020 году все студенты будут учиться по учебным планам, включающим значительную долю самостоятельной работы с использованием информационных технологий. В рамках внедряемых федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения профессионального образования увеличивается доля самостоятельной деятельности студентов [3].
Цель самостоятельной работы — научить студента осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию. Это предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, переход от поточного к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и возможностей личности [1, с. 72].
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» устанавливаются следующие уровни профессионального образования: среднее профессиональное образование; высшее образование - бакалавриат; высшее образование - специалитет, магистратура; высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации [4].
Таким образом, бакалавриат является первым уровнем высшего образования, магистратура -вторым. Как правило, в магистратуру идут те, кто собирается заниматься педагогической или научной деятельностью. Кроме того, диплом магистра дает преимущество при трудоустройстве.
Например, в Методическом инструментарии по установлению квалификационных требований к претендентам на замещение должностей государственной гражданской службы четко расписаны рекомендуемые требования к уровню профессионального образования в зависимости от группы и категории, к которой относится должность гражданской службы (табл. 1) [5].
Рассмотрим, чем отличается квалификация «магистр» от квалификации «бакалавр». В так называемой Рамке квалификаций для Европейского пространства высшего образования (A Framework for Qualifications of the European Higher Education Area) [6], выделяют пять основных результатов обучения на каждой ступени высшего образования: знание и понимание; применение знаний и понимания; формирование суждений; коммуникативные способности; навыки обучения или способности к учебе. В таблице 2 представлены результаты обучения в рамках первого и второго образовательного цикла.
Таблица 1 - Квалификационные требования к претендентам на замещение должностей государственной гражданской службы
Категория и группа должностей гражданской службы Уровень профессионального образования
Категория «руководители» высшей и главной групп должностей гражданской службы. Категория «помощники (советники)» высшей и главной групп должностей гражданской службы. Категория «специалисты» высшей и главной групп должностей гражданской службы. высшее образование -специалитет, магистратура
Категория «руководители» ведущей группы должностей гражданской службы. Категория «помощники (советники)» ведущей группы должностей гражданской службы. Категория «специалисты» ведущей и старшей групп должностей гражданской службы. Категория «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей гражданской службы. высшее образование -бакалавриат
Категория «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей гражданской службы. среднее профессиональное образование
Таблица 2 - Результаты обучения в рамках первого и второго циклов
Бакалавр Магистр
Знание и понимание продемонстрировал знания и понимание в области изучения, сформированные на основе общего среднего образования, и включают в себя определенные аспекты, связанные с наиболее передовыми знаниями в области изучения; продемонстрировал знания и понимание, основанные на и выходящие за рамки и/или углубляющие знания и понимание, обычно ассоциирующиеся с уровнем бакалавра, которые составляют основу или возможность для проявления оригинальности при разработке и/или применении идей, часто в рамках исследовательского контекста;
Применение знания и понимания может применять свои знания и понимание способом, свидетельствующим о профессиональном подходе к трудовой деятельности или к профессии, и имеют компетенции, обычно демонстрируемые посредством формирования и обоснования доводов и решения проблем в рамках области изучения; может применять свои знания и понимание и способность решать проблемы в новых и незнакомых контекстах в рамках более широких (междисциплинарных) контекстов, связанных с их областью изучения;
Формирование суждений способен осуществлять сбор и интерпретацию значимых данных (обычно в рамках области изучения) для вынесения суждений, предполагающих учет значимых социальных, научных или этических вопросов; демонстрирует способность интегрировать знания и справляться со сложными вопросами и формулировать суждения на основе неполной или ограниченной информации, предполагающей учет социальной и этической ответственности, связанной с использованием их знаний и суждений;
Коммуникативные способности может сообщать информацию, идеи, проблемы и решения как специалистам, так и неспециалистам; может сообщать свои выводы и использованные для их формулировки знания и обоснования специалистам и неспециалистам четко и непротиворечиво;
Навыки обучения или способности к учебе развил такие умения в области обучения, чтобы осуществлять дальнейшее обучение с высокой степенью самостоятельности обладает умениями в области обучения, позволяющие им осуществлять дальнейшее обучение с большой степенью самостоятельности и саморегулирования.
Следовательно, учебный план магистерской программы должен ориентироваться на формирование у магистрантов
- глубоких современных знаний в специализированной области; знаний новейших теорий, их интерпретаций, методов и способов;
- умений критически оценивать и интерпретировать новейшие достижения теории и практики;
- навыков владения методами проведения самостоятельных исследований и интерпретации их результатов;
- способности вносить собственный оригинальный вклад в развитие данной области; демонстрировать оригинальность и творчество при осуществлении деятельности в конкретной области.
Сегодня высшие учебные заведения предлагают очную и заочную формы обучения в магистратуре. Как показывает опыт, заочная магистратура актуальнее очной, в силу того, что такое образование позволяет совмещать обучение с профессиональной деятельностью. Фактически, заочная магистратура - это доступная возможность повысить свой профессиональный уровень, не делая перерыва в карьере. Заочное обучение в магистратуре предполагает, что 70% и более общего количества часов приходится на самостоятельную работу. Следовательно, качество подготовки будущих профессионалов в значительной степени зависит от оптимизации их самостоятельной учебной деятельности.
Однако анализ трудов современных ученых показал, что вопросы развития самостоятельности и организации самостоятельной работы магистрантов недостаточно освещены. Педагогам, работающим с такого рода обучаемыми, приходится индивидуально разрабатывать необходимые условия, которые будут способствовать формированию и последующему развитию у обучаемых учебной самостоятельности и помогут им стать успешным субъектом образовательной деятельности.
Понятие «самостоятельность» определяется как процесс и как действие, характеризуется одновременно такими свойствами и качествами личности, как независимость, инициативность, решительность, ответственность, адекватная самооценка, успешная социализация, самоопределение, умение прикладывать волевые усилия и т.п.
Таким образом, самостоятельность целесообразно рассматривать как некий набор компетенций, так как компетенция включает в себя «совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним» [7, с. 87].
Выделяют самостоятельность познавательную, профессиональную, творческую, исследовательскую, когнитивную, контрольно-оценочную, учебную и образовательную.
Познавательная самостоятельность - это интегративное качество личности, позволяющее успешно организовать свою познавательную деятельность независимо от внешнего влияния, находить свой подход к решению познавательных задач с целью дальнейшего самосовершенствования и преобразования действительности.
Профессиональная самостоятельность - способность разбираться в требованиях, предъявляемых к труду по специальности, профессии, умение самостоятельно принимать решения, планировать, выполнять и контролировать выполняемую работу и отвечать за ее выполнение.
Творческая самостоятельность как деятельность - это созидающая творческая деятельность, основанная на способности отклоняться от традиционных способов решения задачи, генерировать новые идеи, ориентироваться в новой ситуации в условиях самостоятельного решения проблем.
Когнитивная самостоятельность понимается как качество личности, выражающееся в стремлениях, потребностях и способностях организации, реализации познавательной деятельности своими силами.
Контрольно-оценочная самостоятельность - это готовность личности к инициативным, осознанным, ответственным действиям по осуществлению контроля и оценки своей деятельности.
Образовательная самостоятельность - это качество личности, характеризующее ее способность к систематической самоуправляемой образовательной деятельности, осуществляемой при внутреннем побуждении и по собственной инициативе.
Учебная самостоятельность - это форма самостоятельной работы студентов и качество личности, которое проявляется в способности и готовности обучающегося к самостоятельному решению поставленных преподавателем или им самим задач, применяя при этом рациональные способы работы, устойчивой потребности будущих профессионалов участвовать в учебно-познавательной деятельности, осуществляемой на практическом занятии и вне его.
Учебная самостоятельность напрямую связана с компетенциями, которые формируются в результате профессиональных видов деятельности, к которым готовится магистр. Состав учебной самостоятельности направлен на формирование компетенций, которые определены в ФГОС ВО по тому или иному направлению подготовки [8, с. 49].
Одной из таких компетенций является «способность свободно пользоваться иностранным языком как средством делового/профессионального общения». В неязыковых вузах в магистратуре изучается «Иностранный язык», «Деловой иностранный язык», «Иностранный язык в сфере профессионального общения», «Иностранный язык в научной сфере» и т.п.
Изучение иностранного языка является инструментом для более глубокого освоения основной специальности, и содержание учебной рабочей программы по иностранному языку в вузе должно обеспечивать формирование коммуникативных и профессиональных компетенций, необходимых для квалифицированной производственной деятельности выпускника в условиях делового партнерства [9, с. 66].
Свободное владение иностранным языком является критерием компетентности научного работника. Иноязычная компетенция предполагает наличие необходимого запаса языковых знаний, т.е. знания языковых единиц и правил их изменения, сочетания и употребления с учетом множества речевых ситуаций общения. По роду своей деятельности научному работнику необходимо ориентироваться без словаря в специальной литературе, хорошо знать структуру научного аутентичного текста для извлечения, анализа и обработки информации; понимать иноязычную речь на слух для участия в научных конференциях, совещаниях и обсуждениях; адекватно выражать свои мысли средствами иностранного языка, особенно, для активного участия в дискуссиях; правильно и логично излагать свои мысли в письменной форме для ведения корреспонденции и подготовки научных сообщений, презентаций для выступления на международных совещаниях и статей для публикации.
Таким образом, предполагается полное погружение в иностранный язык академической и специальной направленности. Однако это погружение затруднено заочным форматом обучения. И именно здесь выходит на первый план учебная самостоятельность или так называемое «умение учиться».
Умение учиться - это способность осуществлять собственное обучение; организовывать его за счет эффективного управления временем и информацией, как индивидуально, так и в группах; для успешно обучения анализировать образовательный процесс и потребности, выявлять существующие возможности преодолевать препятствия; получать, обрабатывать и осваивать новые знания и навыки, применять их в различных контекстах: дома, на работе, в образовании и обучении. Мотивация и уверенность в себе имеют решающее значение для личностной компетенции [7, с. 87].
Возникает вопрос, как грамотно и эффективно организовать самостоятельную работу магистрантов по освоению иностранного языка. Правильная организация самостоятельной работы магистрантов содействует поддержанию высокого уровня познавательного интереса и самостоятельной умственной активности обучаемых, что позволяет рассматривать самостоятельную работу как один из способов повышения эффективности процесса обучения. Во-первых, нужно четко расписать результаты освоения дисциплины с учетом Дублинских дескрипторов (табл. 2). Во-вторых, продумать формы работы на практических занятиях и самостоятельной работы. Несомненно, нужно подобрать необходимый материал с учетом уровня владения языка.
Итак, при формировании способности к коммуникации в устной и письменной формах на иностранном языке для решения задач профессиональной деятельности магистрантам необходимо научиться извлекать из изученного материала ту информацию, которая будет использоваться в дальнейших научных исследованиях. Они должны научиться воспроизводить эту информацию, дискутировать и высказывать свои суждения в отношении этой и аналогичной информации, устанавливать и поддерживать интерес в процессе общения в профессиональной сфере и т.п. [10, с. 91].
Магистрант должен быть готов к общению в академических и научных кругах: уметь представляться в ученой среде, повествовать о своих научных интересах и изысканиях, вести деловую переписку, подготовить доклад, публикацию на научную тему на изучаемом языке, при необходимости оформить материал в соответствии с требованиями, установленными в том или ином печатном издании (аннотация и ключевые слова, список используемой литературы на иностранном языке).
Следовательно, на практических занятиях преподаватель, определив языковой уровень магистрантов, предлагает обучаемым профессионально-ориентированный материал. В этом отношении достаточно эффективна методика предметно-языкового интегративного обучения CLIL (Content and Language Integrated Learning), в которой неязыковые учебные предметы преподаются на иностранном языке. Данная методика максимально направлена на формирование рецептивных навыков (восприятие речи на слух и чтение); на развитие словарного запаса для делового профессионального общения; закрепления морфологических знаний (структуры языковых единиц, таких как морфемы); на развитие беглости и объема разговорной речи в бытовом и профессиональном общении.
Перспективным представляется применение в магистерской подготовке электронного обучения. Этот рекомендованный ФГОС ВО метод обучения дает возможность повысить гибкость системы подготовки магистров, сделать её более удобной и оперативной с точки зрения координации образовательного процесса в звене «преподаватель-магистрант».
Использование электронных учебников способствует активизации и интенсификации самостоятельной работы магистранта; повышает эффективность учебного процесса и его качества; повышает
оперативность и качество управления учебным процессом, его оптимизацию и др. Электронный учебник может содержать тексты, задания для самостоятельного изучения и тренировки профессионально ориентированного словарного минимума по необходимым направлениям подготовки, профилям и специальностям, грамматические задания на основе специальных аутентичных текстов, теоретический материал. Студенты самостоятельно прорабатывают требуемые программой разделы, закрепляют свои знания и восполняют пробелы в довузовской иноязычной подготовке. На базе электронного учебника обучаемые могут сдавать основные тесты и контрольные, добиваясь максимального результата вне аудитории [11, с. 84].
Несомненно, интенсивность и коммуникативный характер методики предполагает грамотно организованную внеаудиторную самостоятельную работу, направленную на приобретение устойчивых знаний терминологии и языковых клише, характерных для конкретной предметной области и научного языка в целом; развитие способностей определять, анализировать, классифицировать, упорядочивать, сравнивать изучаемые процессы и явления на родном и иностранном языке, делать выводы, обобщать, оценивать и интерпретировать явления и тенденции в выбранном профессиональном направлении, а также самостоятельно находить и анализировать аутентичную информацию по соответствующей предметной теме; развитие умений выразить собственную точку зрения, подкрепляя ее аргументами, а также участвовать в дискуссиях, дебатах в пределах изученных предметных тем не только на русском, но и на иностранном языке [12, с. 75-76].
В качестве задания для самостоятельной работы можно предложить магистрантам подготовить свое профессиональное портфолио: автобиографию; резюме; визитную карточку; словарь-минимум; доклад, раскрывающий предмет, объект и актуальность будущей магистерской работы. В межсессионный период магистранты должны подобрать пять и более иноязычных источников по теме будущей исследовательской работы и подготовить цитаты из них на русском языке, которые впоследствии будут внесены в работу.
В дальнейшем по завершении курса можно организовать деловую игру в формате научно-практической конференцию на иностранном языке, где магистранты смогут практиковаться в общении на иностранном языке на научные темы, слушая сообщения одногруппников о своих работах, о новых идеях, которые они узнали из изученных источников. Можно подготовить небольшую презентацию на иностранном языке. Это достаточно эффективный способ совершенствования иноязычной компетенции обучаемых, так как подразумевает не только говорение на научные и профессиональные темы, восприятие иноязычной речи, но и умение участвовать в коммуникации, задавать вопросы на предмет научных интересов других.
Организация самостоятельной работы охватывает не только подготовку материала и планирование заданий для самостоятельных занятий, но и организацию контроля выполнения самостоятельной работы, а также необходимое консультирование. Здесь достаточно удобно использовать электронные ресурсы. Так, образовательная среда Moodle (Modular Object Dynamic Learning Environment — модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда) позволяет преподавателям создавать собственные онлайн-курсы и управлять их содержимым. В системе можно создавать и хранить электронные учебные материалы и задавать последовательность их изучения. Благодаря тому, что доступ к Moodle осуществляется через Интернет, студенты не привязаны к конкретному месту и времени, могут осваивать материал с учетом своих возможностей.
Электронный формат позволяет использовать в качестве учебного материала не только текст, но и интерактивные ресурсы любого формата — от статьи в интернет-энциклопедии до видеоролика на видео-хостингах (YouTube, RuTube, Яндекс. Видео, Видео@Май^и и др.). Все материалы курса хранятся в системе, их можно организовать с помощью ярлыков, тегов и гипертекстовых ссылок.
Moodle создает и хранит портфолио каждого студента: все сданные им работы, оценки и комментарии преподавателя, сообщения в форуме.
Система позволяет контролировать так называемую «посещаемость» — активность студентов, время их самостоятельной работы в сети. В итоге, преподаватель использует свое время эффективнее. Он может собирать статистику по студентам: какие материалы просматривались, какие домашние задания сделаны, какие оценки по тестам получены, что позволяет проанализировать, насколько студенты разобрались в теме, какой материал необходим для дальнейшей работы. В случае отсутствия в вузе платформы подобного рода можно воспользоваться электронной почтой или социальной сетью [11, с. 85-86].
Таким образом, организация самостоятельной работы магистрантов заочной формы обучения при изучении иностранных языков сводится прежде всего к работе с иноязычными источниками по интересующим научным темам с дальнейшей активизацией развития восприятия иноязычной речи и
профессионально-ориентированного говорения в формате деловой игры. Основной материал может быть в виде электронного учебника. Контроль выполнения самостоятельной работы целесообразно осуществлять с помощью онлайн информационных технологий.
Библиографический список
1. Резунова М.В., Овчинникова О.А. Самостоятельная работа студента при изучении иностранных языков как эффективное развитие личности будущего специалиста // Вестник Брянской государственной сельскохозяйственной академии. 2017. № 5 (63). С. 68-73.
2. Семышев М.В., Резунова М.В. Организация самостоятельной работы студентов заочной формы при изучении иностранных языков // Вопросы современной филологии и проблемы методики обучения языкам: сборник научных статей по итогам V Международной научно-практической конференции / под ред. В.С. Артемовой, Н.А. Сальниковой, Е.А. Цыганковой. Брянск, 2017. С. 215-219.
3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 792-р). Режим доступа: http://base.garant.ru/70379634/
4. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=law&n=292679&rnd=e55d7406940c8f795331 0e43f3d91a9e&from=146216-0#04653669120743871
5. Методический инструментарий по установлению квалификационных требований к претендентам на замещение должностей государственной гражданской службы и государственным гражданским служащим. Версия 2.0 (М., 2015). Режим доступа: http://base.garant.ru/71244722/
6. A Framework for Qualifications of the European Higher Education Area. Режим доступа: http://media.ehea.info/file/wg_frameworks_qualification/71/0/050218_qf_ehea_580710.pdf
7. Ториков В.Е., Резунова М.В. Особенности иноязычной подготовки аспирантов: теоретический и практический подходы // Вестник Брянской государственной сельскохозяйственной академии, 2016. № 3 (55). С. 82-88.
8. Кашляк А.В., Мухачёва Е.В. Развитие учебной самостоятельности студентов заочного отделения в условиях двухуровневой подготовки в вузе // Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe (East European Scientific Journal). PEDAGOGIKA. 2016. № 8. С. 47-52.
9. Формирование профессиональной мобильности студентов средствами гуманитарных дисциплин / М.В. Семышев, М.В. Резунова, В.М. Семышева, Е.В. Андрющенок // Вестник Брянской государственной сельскохозяйственной академии. 2017. № 6 (64). С. 64-68.
10. Овчинникова О.А., Резунова М.В., Белозор А.Ф. Роль аннотирования и реферирования научного текста в подготовке магистров к межкультурной профессиональной коммуникации // Иностранные языки: Лингвистические и методические аспекты. Тверь: Тверской государственный университет, 2018. Вып. 40. С. 91-96.
11. Семышев М.В., Резунова М.В. Формирование информационно-коммуникационной компетенции будущего агрария при реализации новых образовательных стандартов // Международный научный журнал, 2016. № 3. С. 82-88.
12. Ториков В.Е., Резунова М.В. Предметно-языковое интегративное обучение (CLIL) в высшей школе // Вестник Брянской ГСХА, 2016. № 4 (56). С. 73-78.
References
1. Rezunova M.V., Ovchinnikova O.A. Self-Study of Students Learning Foreign Languages as an Effective Means of Personality Development of a Future Specialist // Vestnik of Bryansk State Agricultural Academy. 2017. №5 (63). P. 68-73.
2. Semyshev M.V., Rezunova M.V. Organization of Self-Study of the Correspondence Students Studying of Foreign Languages // Problems of Modern Philology and Language Teaching Methodology: Collection of scientific articles of V International scientific-practical conference / ed. by V. S. Artyomova, N.A. Sal-nikova, E.A. Tsygankova. Bryansk. 2017. P. 215-219.
3. State program of the Russian Federation "Development of Education" for 2013-2020 (App. Order of the Government of the Russian Federation, 15 May, 2013 № 792-p). Mode of access: http://base.garant.ru/70379634/
4. Federal Law, 29 December 2012, № 273-FZ "On Education in the Russian Federation". Mode of access:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi ?req=doc&base =law &n=292679&rnd=e55d7406940c8f79533
10e43f3d91a9e&from=146216-0#04653669120743871
5. Methodological toolkit of the qualification applicant requirements for public civil service positions and civil servants. Version 2.0 (Moscow, 2015). Mode of access: http://base.garant.ru/71244722/
6. A Framework for Qualifications of the European Higher Education Area. Rezhim dostupa: http://media.ehea. info/file/wg_frameworks_qualification/71/0/050218_qf_ehea_580710.pdf
7. Torikov V.E., Rezunova M.V. The Specifics of Foreign Language Training of Post-graduates:Theory and Practice // Vestnik of Bryansk State Agricultural Academy. 2016. № 3 (55). P. 82-88.
8. Kashlak A.V., Mukhacheva E.V. Development of Education Self-Study of Correspondence Students in Terms of Two-Level Higher Education // Wschodnioeuropejskie Is Naukowe (Scientific Journal East European). PEDAGOGIKA. 2016. № 8. P. 47-52.
9. Semyshev M.V., Rezunova M.V., Semysheva V.M., Andryushchenok E.V. Development of Students' Professional Mobility by Means of Humanitarian Disciplines// Vestnik of Bryansk State Agricultural Academy. 2017. № 6 (64). P. 64-68.
10. The Role of Summary-Writing and Rendering of Scientific Texts of Postgraduates ' Training in the Professional Intercultural Communication // Foreign Languages: Linguistic and Methodical Aspects. Tver: Tver State University, 2018. Issue 40. P. 91-96.
11. Semyshev M.V., Rezunova M.V. Future Agrarian"s Informative and Communicative Competence in the Proccess of New Educational Standards Forming // The International Scientific Journal. 2016. № 3. P. 82-88.
12. Torikov V.E., Rezunova M.V. Content and Language Integrated Learning at Higher Educational Institutions// Vestnik of Bryansk State Agricultural Academy. 2016. № 4 (56). P. 73-78.