Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЕЙ'

СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
495
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ / ДЕТИ И ПОДРОСТКИ / ВОЖАТЫЕ / РЕКРЕАЦИЯ / ДОСУГ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саидов Заурбек Асланбекович, Ярычев Насруди Увайсович

Воспитание детей и подростков в детском оздоровительном лагере направлено на приобретение опыта социальных отношений и освоения новых социальных ролей, происходящих в условиях деятельности, общения и самопознания. Опыт организации отдыха в летних детских оздоровительных лагерях, свидетельствует о его растущей популярности среди детей и родителей. В статье показаны специфические особенности воспитательной системы детского оздоровительного лагеря.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF ORGANIZING PEDAGOGICAL WORK WITH CHILDREN AND ADOLESCENTS IN CHILDREN'S HEALTH CAMPS

The education of children and adolescents in the children's health camp is aimed at gaining experience of social relations and learning new social roles taking place in the conditions of activity, communication and self-knowledge. The experience of organizing recreation in summer children's health camps, shows its growing popularity among children and parents. The article shows the specific features of the educational system of the children's health camp.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЕЙ»

18. Ярычев Н.У., Магомедова З.З. Формирование коммуникативно-речевой компетентности будущего учителя начальных классов в вузе. Кисловодск: Магистр, 2015. - 104 с.

Педагогика

УДК 371

доктор юридических наук, ректор Саидов Заурбек Асланбекович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный университет» (г. Грозный); доктор педагогических наук, доктор философских наук, проректор Ярычев Насруди Увайсович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный университет» (г. Грозный)

СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЕЙ

Аннотация. Воспитание детей и подростков в детском оздоровительном лагере направлено на приобретение опыта социальных отношений и освоения новых социальных ролей, происходящих в условиях деятельности, общения и самопознания. Опыт организации отдыха в летних детских оздоровительных лагерях, свидетельствует о его растущей популярности среди детей и родителей. В статье показаны специфические особенности воспитательной системы детского оздоровительного лагеря.

Ключевые слова: детский оздоровительный лагерь, дети и подростки, вожатые, рекреация, досуг, социализация.

Annotation. The education of children and adolescents in the children's health camp is aimed at gaining experience of social relations and learning new social roles taking place in the conditions of activity, communication and self-knowledge. The experience of organizing recreation in summer children's health camps, shows its growing popularity among children and parents. The article shows the specific features of the educational system of the children's health camp.

Keywords: children's health camp, children and teenagers, counselors, recreation, leisure, socialization.

Введение. Проблема влияния социальной среды на личность ребенка всегда была в поле научных исследований педагогов и психологов. Современные ученые стараются учитывать весь спектр социальных институтов, участвующих в процессе социального воспитания подрастающего поколения. Сам процесс и результат взаимодействия личности и социальной среды рассматривается в контексте социализации -процесса усвоения, воспроизводства и развития личностью социального опыта того общества, к которому принадлежит человек.

Учет всех факторов влияния на процесс воспитания личности является залогом успешного социального воспитания. Особенно это важно в отношении детей младшего подросткового возраста, которые получают свой первый социальный опыт.

Изложение основного материала статьи. Как показал анализ литературы [7 и др.], в российской образовательной практике выделяют следующие основные институты воспитания подрастающего поколения:

- семью,

- группы сверстников,

- учебные заведения различного типа (в том числе учреждения дополнительного образования школьников),

- государственные, религиозные и частные организации [3, с. 11].

Не смотря на проводимую большую работу в этом направлении, всё ещё существует опасность проявления различных форм девиантного поведения у детей и подростков. Среди причин данных негативных явлений авторы [2 и др.] выделяют следующие:

- ослабление воспитательных функций семьи и школы,

- недостаточно эффективная организация досуга детей и подростков,

- отсутствие должного присмотра за детьми,

- отсутствие необходимого внимания социума к организации свободного времени детей.

К сожалению, базовые воспитательные институты не всегда могут самостоятельно решить эти проблемы. Все более очевидна необходимость организации свободного времени подростков во время каникул. То есть нужно обратить научное внимание к внешкольным социальным институтам, которые были бы способны развить наклонности детей, удовлетворить их потребности личностного развития и интересы в социально одобрительном направлении. Для осуществления этой деятельности созданы детские оздоровительные лагеря, в условиях которых социализация детей и подростков получает положительное направление.

В последнее время сложилась такая тенденция, при которой детские оздоровительные лагеря могут рассматриваться как центры мотивированного развития личности ребёнка, её самореализации и профессионального самоопределения.

Детский лагерь - это учреждение, организующее активный, полезный, оздоровительный отдых детей в возрасте от 7 до 16 лет.

Детские оздоровительные лагеря выполняют большое количество функций, в зависимости от своей специализации [3; 5; 6; 7; 10 и др.] (табл. 1):

Таблица 1

Реализация ведущих функций дополнительного образования школьников

№ Функции Их реализация

1. досуг способ развлечения и разрядки индивидуальных и групповых

напряжений;

2. образовательная дополнительное образование в различных направлениях -спортивное, техническое, экологическое, хореографическое, музыкальное, драматическое и др. с целью создания полезного для ребенка проведения каникулярного времени;

3. развивающая развитие духовно-ценностной ориентации детей и подростков;

4. компенсаторная способ приобщения к личностно-значимым социально-культурным ценностям, потребность которых пока не удовлетворяется существующей системой базового образования;

5. рекреационная средство восполнения психофизических сил, восстановление здоровья и творческого потенциала;

6. общественно-ориентировочная включение детей в различные виды социальной деятельности;

7. интегрирующая и корректирующая Интеграция различных влияний, которые испытывают дети и подростки в повседневной жизни;

8. самоактуализационная способ воплощения личных творческих интересов, саморазвитие и личностный рост в социальных и культурно-значимых сферах жизнедеятельности общества;

9. функция гациализации средство приобщения к неформальным общественным процессам и структурам.

А.И. Капская справедливо отмечает, что: «детские оздоровительные учреждения с круглосуточным пребыванием детей, заслуживают внимания и серьезную государственную поддержку благодаря их потенциальным возможностям по воспитанию детей, но в последние годы резко сократилась их сеть» [4, с. 179].

На основе анализа литературы [3-7; 9; 11], выделим специфические черты воспитательной системы оздоровительного лагеря (табл. 2):

Таблица 2

Специфика воспитания детского оздоровительного лагеря

Система воспитания детского оздоровительного лагеря это:

особая культурно-историческая, социально-природная, среда обитания временного коллектива детей и взрослых

педагогическая

система,

включающая

основные

элементы

целенаправленног

о воспитания,

развития и

саморазвития

ребенка

открытая система, которая позволяет целенаправленно, на благо каждого члена лагеря, включаться в реальный мир вокруг него

система,

предоставляющая

возможность

формирования

духовного,

нравственного,

психического,

физического,

естественного

здоровья ребенка

через активный

отдых

система,

предоставляющая возможность приобретения нового жизненного опыта через живое общение детей с природой и между собой и др.

Как отмечает Д.Е. Марайкова [6], воспитание подростка в детском оздоровительном лагере - это продолжение приобретения ребенком опыта социальных отношений и освоения новых социальных ролей, происходящих в условиях деятельности, общения и самопознания. Все это происходит в условиях социального взаимодействия детей и взрослых.

У ребенка формируется готовность к самостоятельным социальным действиям. В целом значимость пребывания детей и подростков в детских оздоровительных лагерях во время каникул не только в том, что они избегают негативного и стихийного влияния улицы. Общение со сверстниками в новых формах взаимодействия (игры, соревнования, походы и прочее) значительно расширяют их кругозор. [2]. Тем самым формируется коллективная и личностная ответственность за порученные дела. Опыт организации отдыха в детских оздоровительных лагерях, свидетельствует о его растущей популярности среди детей и родителей. Подготовка вожатых к педагогической деятельности нередко происходит из числа тех, кто лично на протяжении нескольких лет отдыхал в лагере, и очень хорошо знает «контингент» воспитанников [3]. Как правило, это, прежде всего, студенческая молодёжь, которая удачно применяет свой социальный и первичный педагогический опыт. Представителям старших отрядов разрешается становиться помощниками вожатых младших отрядов, осуществлять контроль распорядка дня, оказывать помощь в воспитании и

обучении младших, что формирует личностную ответственность и первичные навыки педагогической деятельности.

В детских оздоровительных лагерях особое внимание уделяется развитию физической культуры детей. Детям, которые желают вставать рано утром и заниматься физической зарядкой по личному плану, это не запрещается. Наоборот, с помощью опытного инструктора они совершают утреннюю пробежку и выполняют физические упражнения. Притом зарядка заканчивается купанием на пляже или в бассейне. И тут инструктору помогают представители старших отрядов, к которым относятся дети младшего подросткового возраста, они осуществляют контроль за младшими, помогают правильно выполнять физические упражнения [1].

Распорядок дня в детском оздоровительном лагере составлен таким образом, чтобы дети полезно использовали каждую минуту отдыха. В идеале, распорядок дня планируется так, что бы каждый день лагерной смены был о наполнен интересными событиями для учащихся.

Формирование детского коллектива в таких условиях происходит под опытным взглядом психолога-специалиста, который учитывает совместимость детей в отрядах, корректирует, при необходимости, этот процесс.

К педагогической деятельности привлекаются лучшие педагоги. При этом дети разных возрастов имеют возможность посещать уроки и мастер-классы учителей и преподавателей, эти уроки не перегружены по содержанию и времени. Благодаря таким возможностям, дети не забывают учебный школьный материал. Сам процесс обучения для них не теряет своей актуальности.

Настоящей «школой выживания» является обучение обустройству лагеря, приготовлению пищи и преодолению препятствий.

Для процесса воспитания важно поддержание педагогической связи с родителями детей, настойчивое доведение информации до родителей о поддержании нормального режима питания: избегание употребления жвачек, чипсов и других продуктов с сомнительным по полезности составом ингредиентов [7].

Таким образом, очевидно, что сегодня для актуализации летнего детского оздоровительного лагеря, как института воспитания детей младшего подросткового возраста, необходимо внедрение новых (в том числе уже подзабытых) форм организации досуга детей.

Несмотря на временный характер детского оздоровительного лагеря, через характерные особенности, этот институт социализации даёт возможность ребенку выбрать новую стратегию поведения, апробировать новые отношения.

Относительная автономность существования лагеря усиливает формирование референтности ближайшего окружения, которое представляет собой полноценный мир взрослых и детей, малышей и старших подростков. Отсутствует влияние родителей, которые часто стереотипно воспринимают некоторые вполне понятные явления детского среды.

Выводы. Резюмируя вышеизложенное, отметим, что воспитательная в учреждениях дополнительного образования школьников, в том числе в детских оздоровительных лагерях, будет эффективна при соблюдении ряда важных условий:

- организация привлечения к работе в условиях дополнительного образования достаточно подготовленных педагогических кадров (в том числе и из числа студентов, но прошедших соответственную подготовку), что значительно усиливает педагогический арсенал форм и методов досуга детей;

- привлечение к педагогической деятельности подростков в качестве помощников способствует формированию личностной ответственности и формированию первичного педагогического опыта (данное условие применимо к детским оздоровительным лагерям);

- рассмотрение учреждений дополнительного образования школьников в контексте важного института воспитания детей и подростков, применение современных форм и методов педагогического воздействия делает процесс воспитания личности всесторонним, позволяет скорректировать возможные недостатки и сформировать те черты, которые позволят юным гражданам более успешно социализироваться к современным условиям социокультурной среды.

Тем самым детские оздоровительные лагеря, как и учреждения дополнительного образования школьников можно рассматривать как специально организованные социальные институты, которые направлены на:

- восстановление духовных и физических сил детей и подростков;

- погружение в систему новых для детей и подростков социальных и социокультурных связей, позволяющих значительно расширить сферы деятельности их интересов;

- получение подрастающим поколением новых знаний из различных сфер, в том числе, социальной жизни [12].

В результате детские оздоровительные лагеря можно расстраивать как важнейший инструмент формирования гражданской идентичности, мировоззрения, ведущих ценностей у подрастающего населения нашей страны.

Литература:

1. Абдулов М.Р. Развитие и воспитание у учащихся навыка сотрудничать в процессе спортивно-оздоровительных занятий // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 6 (85). - С. 162-164

2. Белетова Д.Б., Зритнева Е.И. Педагогические условия развития социальной активности подростков // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 5 (84). - С. 124-126

3. Горбачёва Д.А., Егорова Е.Н., Семенякина Г.Б. Развитие личности детей и подростков средствами туризма в процессе обучения и воспитания в учреждениях дополнительного образования // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 6 (85). - С. 22-24

4. Капская А.И. Технология воспитательной работы в условиях летнего отдыха детей и подростков // Вожатый века. - № 3. 2016. - С. 5-14.

5. Леснов А.А., Ковалев В.П. Летний оздоровительный лагерь как центр социализации школьников в каникулярный период // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 3. - С. 44-49

6. Марайкова Д.Е. Особенности организации воспитательной работы с детьми младшего подросткового возраста в условиях оздоровительных лагерей / В сборнике: Образование. Наука. Культура. Сборник научных статей Материалов международного научного форума. Гжельский государственный университет. 2019. - С. 381-383.

7. Методика воспитательной работы в детских оздоровительных лагерях: учебно-методический комплекс / сост. А.А. Воронова. - Витебск: ВГУ им. П.М. Машерова, 2017. - 166 с.

8. Нальгиева И.А., Курбанова А.Б., Булуева Ш.И. Развитие творческих способностей одарённых детей в начальной школе // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 6 (85). - С. 64-66

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Сорокопуд Ю.В., Марайкова Д.Е., Соловьева С.Н., Дубовицкий И.Н. Организация воспитательной работы в процессе досуговой деятельности детей и молодёжи // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 3 (82). - С. 263-265.

10. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] // Российская газета. - URL: http://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 09.04.2016).

11. Узденова З.К. Формирование познавательного интереса у учащихся начальной школы во внеурочной воспитательной работе // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 6 (85). - С. 183-184

12. Чухрова М.Г., Филь Т.А., Юдина С.Д., Александрова А.А. Социокультурная педагогика в формировании этнической толерантности и ее связь с самооценкой личности // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 6 (85). - С. 133-135

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Сергеева Елена Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» (г. Магнитогорск)

ДИСТАНЦИОННЫЙ ФОРМАТ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ. КРИТЕРИИ ЕГО ОЦЕНИВАНИЯ

Аннотация. Дистанционный формат обучения в вузе - это не прихоть, а необходимость, как показала нам пандемия. Это образование современного человека, теснейшим образом связанное с использованием компьютера, современных технологий и сети Интернет. Дистанционное обучение должно удовлетворять запросам общества на качество обучения и формирования личности, которая сможет в нем успешно реализовываться. Одной из составляющих успеха и эффективности любой формы обучения является организация оценки качества обучения. На основе целей дистанционного обучения мы разработали параметры дистанционного обучения, к каждому параметру определили критерии, которые отражают качество дистанционного обучения.

Ключевые слова: дистанционное обучение, качество обучения, критерии качества, высшее образование.

Annotation. Distance learning at a university is not a whim, but a necessity, as the pandemic has shown us. This is the education of a modern person, closely connected with the use of a computer, modern technologies and the Internet. Distance learning should meet the needs of society for the quality of education and the formation of a personality that can be successfully implemented in it. One of the components of the success and effectiveness of any form of training is the organization of an assessment of the quality of training. Based on the goals of distance learning, we have developed distance learning parameters, for each parameter we have defined criteria that reflect the quality of distance learning.

Keywords: distance education, quality of training, quality criteria, higher education.

Введение. Дистанционный формат обучения в системе высшего образования очень актуален на сегодняшний день. Дистанционное обучение - это не просто современная технология, позволяющая сделать обучение более интересным и насыщенным, но и как мы увидели в период пандемии, дистанционное обучение может быть и единственно доступным в некоторый период времени. Это образование человека двадцать первого века, теснейшим образом связанное с использованием компьютера, современных технологий и сети Интернет.

Под дистанционным обучением понимается процесс «обучения на расстоянии», в котором, преподаватель и обучаемый географически находятся на расстоянии, взаимодействуют в рамках учебного процесса с помощью электронных средств и печатных пособий. Дистанционное обучение включает в себя дистанционное преподавание и дистанционное обучение (познавательную деятельность учащихся).

В исследованиях, рассматривающих дистанционные формы обучения, сформулированы разнообразные определения этого понятия. Например, одним из них, является определение дистанционного обучения, сформулированное А.А. Андреевым [1; с. 19]: «Дистанционное обучение можно определить, как целенаправленный, организованный процесс интерактивного взаимодействия обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный (индифферентный) к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе».

Дистанционное обучение, по нашему мнению, - это целенаправленный, систематический процесс самостоятельного овладения обучающимися знаниями, умениями и компетенциями по изучаемому предмету, организованный и контролируемый на расстоянии педагогами.

Дистанционная форма обучения общедоступна, предоставляет всем обучающимся равные возможности получения образования любого уровня, независимо от состояния физического здоровья, финансовых возможностей, местности проживания. Дистанционное обучение, в первую очередь, очень удобно. Всегда приятнее слушать лекцию на своем родном мягком диване, а не в аудитории, к тому же не нужно тратить свое время на дорогу до места учебы и обратно. Хорошо организованное дистанционное обучение является одним из способов получения качественного современного образования. Период пандемии четко дал нам понять, что дистанционное обучение должно удовлетворять запросам общества на качество обучения и формирования личности, которая сможет в нем успешно реализовываться. Одной из составляющих успеха и эффективности любой формы обучения является организация оценки качества обучения.

Оценка качества обучения, кроме качества образовательных программ, условий реализации образовательного процесса, подразумевает оценку образовательных достижений обучающихся.

Проведя анализ теоретической литературы об организации оценки качества дистанционного обучения в системе высшего образования, мы увидели противоречие между повсеместным использованием

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.