Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ГОРОДА ЧЕРКЕССКА'

СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ГОРОДА ЧЕРКЕССКА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
28
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / MUNICIPAL PROPERTY / STATE PROPERTY / КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКАЯ РЕСПУБЛИКА / ЧЕРКЕССК / KARACHAY-CHERKESS REPUBLIC / CHERKESSK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Текеев А. У.

В статье рассмотрена специфика организации муниципальной собственности города Черкесска. Основой системы управления муниципальной собственностью является разработка комплексной классификации недвижимости, которая относится к распределению объектов недвижимости по однородным группам на основе общих существенных признаков, определяющих содержание и характер управленческих решений в отношении объектов недвижимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFIC SACOMATI COMTOCINCITY CITY CHERKESSKA

The article discusses the specifics of the organization of municipal property in the city of Cherkessk. The basis of the municipal property management system is the development of a comprehensive classification of real estate, which relates to the distribution of properties by homogeneous groups on the basis of common significant traits that determine the content and nature of management decisions in relation to real estate.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ГОРОДА ЧЕРКЕССКА»

УДК 351/354(075.8)

Текеев А. У. студент магистратуры 3 курса направление 38.04.04 - Государственное и муниципальное управление научный руководитель: Тохчуков М.О., к.э.н.

доцент

ФГБОУВО «Карачаево-Черкесский государственный

университет имени У.Д. Алиева» Россия, г. Карачаевск СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ГОРОДА ЧЕРКЕССКА Аннотация. В статье рассмотрена специфика организации муниципальной собственности города Черкесска. Основой системы управления муниципальной собственностью является разработка комплексной классификации недвижимости, которая относится к распределению объектов недвижимости по однородным группам на основе общих существенных признаков, определяющих содержание и характер управленческих решений в отношении объектов недвижимости.

Ключевые слова. муниципальная собственность; государственная собственность, Карачаево-Черкесская Республика. Черкесск

Tekeev A.U.

Master's 3 course 38.04.04 - State and the municipal government FSBU VO "Karachaevo-Cherkess State University

named after U.D. Aliyev" Scientific director: Ph D Tokhchukov M. O. FSBU VO "Karachaevo-Cherkess State University

named after U.D. Aliyev" Russia, Karachayevsk SPECIFIC SACOMATI COMTOCINCITY CITY CHERKESSKA Annotation. The article discusses the specifics of the organization of municipal property in the city of Cherkessk. The basis of the municipal property management system is the development of a comprehensive classification of real estate, which relates to the distribution of properties by homogeneous groups on the basis of common significant traits that determine the content and nature of management decisions in relation to real estate.

Keywords. Municipal property; state property, Karachay-Cherkess Republic. Cherkessk

В 1804 году на Кубанской пограничной линии, на месте, где 30 сентября 1790 года армией генерала Ивана Германа была разбита армия турецкого сераскира Батал-Паши, появилось военное укрепление - казачий редут, названный Баталпашинским. 20 мая 1825 года здесь была основана станица Баталпашинская — редчайший случай, когда населённый пункт был назван в честь побежденного, а не победителя. Спустя почти четверть века станица была переименована в город Батлапашинск, а еще через год, 16 июня 1922 года, Постановлением Президиума ВЦИК Баталпашинск был официально переименован в губернский город объединенной Карачаево-Черкесской автономной области, став ее административным центром.

В 1956 году был разработан генеральный план застройки города, согласно которому Черкесск условно разделили на три микрорайона. Центральный, как видно из названия, представляет собой промышленно-транспортный, административно-хозяйственный и культурный центр города, где сосредоточены наиболее крупные общественные здания — республиканская и городская администрации, Главпочтамт, Драматический театр и прочее. Северный микрорайон — в основном промышленный, а южный — район новостроек и индивидуальных домов.

С 1957 года Черкесск — центр Карачаево-Черкесской автономной области, а в 1991 он официально получил статус столицы Карачаево-Черкесской Республики.

Процесс формирования муниципальной собственности неоднократно находился в центре внимания при обсуждении проблем местного самоуправления. Большинство муниципалитетов пошли по пути принятия решений о передаче в муниципальную собственность объектов, соответствующих объектам местного самоуправления.

Однако процесс передачи является спонтанным и длительным, и решение принимается для каждого конкретного объекта отдельно.

В Карачаево-Черкесской Республике формирование муниципальной собственности происходило за счет:

• муниципальная собственность, доступная на момент разграничения;

• объекты государственной собственности, безвозмездно переданные в муниципальную собственность для осуществления полномочий местного самоуправления;

• безвозмездная передача государственных предприятий, в том числе акций приватизированных предприятий, расположенных на территории муниципального образования;

• приобретение имущества и создание муниципальных предприятий за счет собственных или заемных средств;

• имущество на территории муниципалитета, которое не имеет собственника.

В определенный период современной истории формирование муниципальной собственности было взаимосвязано с процессом приватизации, но из-за нехватки средств муниципалитеты фактически не

участвовали в этом процессе.

В Черкесске процесс формирования муниципальной собственности проходил на основании Закона Карачаево-Черкесской Республики «Об управлении государственным имуществом Карачаево-Черкесской Республики» от 22 июля 2005 г. № 71-РЗ, за счет:

• муниципальная собственность, доступная на момент разграничения;

• объекты государственной собственности, безвозмездно переданные в муниципальную собственность для осуществления полномочий местного самоуправления;

• имущество на территории муниципалитета, которое не имеет собственника.

Следовательно, процесс формирования муниципальной собственности в городе Черкесске осуществлялся способами, характерными для всей Российской Федерации, в то время как муниципалитет практически не участвовал в процессе приватизации.

В результате был сформирован фонд муниципальной собственности, находящийся на балансе города, что является довольно значительным и громоздким, если сравнивать этот параметр (количество муниципальной собственности) с соседними районами, такими как Прикубанский или Хабезский муниципальные районы или Адыге-Хабльский муниципальный район.

В своей политике в области управления недвижимостью муниципалитеты исходят из необходимости достижения оптимального распределения недвижимости между различными формами собственности -государственной, муниципальной и частной.

На сегодняшний день разграничение имущества должно происходить следующим образом: предложения о передаче или принятии имущества в муниципальную собственность (далее именуемые предложениями) направляются уполномоченными местными органами власти с перечнем муниципальной собственности, прилагаемым к соответствующим уполномоченным местным органам власти. другого муниципалитета. Уполномоченные органы местного самоуправления, в которые поступило предложение, рассматривают его в течение 30 дней и подают обоснованное возражение или направляют уведомление об одобрении. В соответствии с согласованными предложениями представительные органы местного самоуправления как от принимающей, так и от передающей сторон принимают решения об утверждении списков имущества, подлежащего передаче или получению в муниципальную собственность.

В городе действуют 2957 организаций и предприятий. Наиболее известные из них - автомобильный завод «Дервейс», группа компаний «Меркурий», ОАО «Черкесский завод резиновых технических изделий», фабрика по переработке шерсти и производству пряжи ООО «Квест-А», ОАО «Холодмаш», ОАО «Каскад», ООО «ЮГ-ойл-ПЛАСТ», ООО «Бумфа Групп», ЗАО ПТШФ «Ине», ЗАО «Висма», ЗАО «Аквалайн», ОАО РАПП

«Кавказ-мясо», ОАО «Юг-Молоко», ООО «Хладокомбинат», ООО «Черкесскхлеб», Кондитерская фабрика «Даханаго».

Деятельность муниципальных предприятий направлена на обеспечение жизнедеятельности населения.

В городе 37 муниципальных учреждений, из которых 27 работают в сфере образования. При этом в других отраслях учреждения муниципальной формы собственности представлены мало. Это позволяет говорить о слабом развитии сферы услуг в таких важных сферах, как сфера культуры или спорта.

Процесс формирования муниципальной собственности в Черкесске не завершен, он продолжается.

Продажа крупных объектов была осуществлена только в 2011 году, один кирпичный имущественный комплекс был продан, а средства от продажи этого объекта были переведены в бюджет города Черкесска.

В Черкесске приоритет отдается такой форме распоряжения муниципальной собственностью, как аренда и продажа земельных участков, что подтверждается прогнозным планом использования муниципальной собственности на период 2019-2022 гг.

На данный момент муниципальная собственность города составляет 231340 тыс. кв. м. земли, из которых 99 320 тыс. кв. м., но для того, чтобы управление земельными ресурсами было более эффективным, в Черкесске необходимо провести следующие преобразования:

• составлять реестры земель, принадлежащие муниципалитету;

• определить неиспользуемые земли, подготовить справочники земли под фонд перераспределения;

• установить (восстановить) в натуральном виде границы перерегистрированных земельных участков.

Эти мероприятия планируется проводить с использованием современных технологий для межевания (внедрение полевых портативных компьютеров, навигационных приборов).

Основой системы управления муниципальной собственностью является разработка комплексной классификации недвижимости, которая относится к распределению объектов недвижимости по однородным группам на основе общих существенных признаков, определяющих содержание и характер управленческих решений в отношении объектов недвижимости.

Особенность управления муниципальной собственностью в городе Черкесск заключается в том, что по-прежнему существует много неприватизированной недвижимости, из которой вы можете получать доход путем сдачи в аренду или продажи.

Условно можно классифицировать все объекты муниципальной собственности города Черкесска на три группы, определенные ниже.

Классификация является основой для следующих шагов в финансировании и обслуживании объектов, поэтому объекты можно

классифицировать по группам:

Группа А «Основные объекты Черкесска» - объекты, используемые для обеспечения функций управления и жизнеобеспечения муниципального образования. Например, к этому типу можно отнести само здание исполнительного органа местного самоуправления (здание мэрии города Черкесск) и объекты инженерной инфраструктуры.

Объекты, связанные с предоставлением тех услуг, которые государственное законодательство или местное сообщество определяют как обязательные. Таким образом, образовательные школы, объекты для оказания основных медицинских услуг и объекты базовой инженерной инфраструктуры (дороги, каналы, водоводы) часто рассматриваются как принадлежащие к этой группе. В то же время, рекомендуется не включать в эту группу такие объекты, как учреждения системы высшего образования (здания и сооружения СКГА, филиалы университетов, колледжи), специализированные образовательные (например, музыкальные школы) и специализированные медицинские услуги (кардиологический диспансер), которые выходят за рамки обязательного перечня услуг, которые находятся в ведении муниципальных органов власти города Черкесска.

Группа Б «Дополнительные объекты города Черкесск» - объекты, используемые для выполнения функций и услуг, которые не включены в перечень обязательных, но признаны органами местного самоуправления как социально или политически значимые.

Примерами объектов из этой группы являются здания и помещения, используемые для оказания специализированных медицинских услуг (Черкесская городская больница), городские парки (Городской парк культуры и отдыха «Зеленый остров», «Аллея славы города Черкесска» и др.).

Такие средства не являются жизненно важными для функционирования муниципалитета, и из-за того, что местный бюджет ограничен, такие объекта не полностью финансируются.

Группа B «Избыточные объекты города Черкесск» - объекты, используемые для выполнения тех функций и услуг, которые не были включены в перечень обязательных или в список социально-политических значимых.

Все остальные объекты, в частности, существующие коммерческие и нежилые объекты, следует отнести к этой группе.

Другое важное обстоятельство, связанное с применением этой классификации на практике, заключается в том, что разделение объектов между группами "Б" и "В" является локальным политическим решением администрации города Черкесска и может быть различным в разных муниципалитетах.

Например, один муниципалитет может решить, что он обязан поддерживать бассейн или кинотеатр, и относить их к группе «Б», а другой муниципалитет решит, что он не обязан поддерживать такие объекты, и

расположит их в группе «В».

Поэтому мы должны быть готовы к появлению различий в подходах муниципалитетов к их собственности.

Также полезно помнить, что ситуация с муниципальной собственностью является динамичной, поскольку потребности населения в государственных услугах и возможности муниципального образования город Черкесск со временем меняются, и местная политика в этой области может также измениться. Что практически необходимо сделать для разработки полной классификации объектов муниципальной недвижимости?

1. Провести полную и четкую инвентаризацию всех объектов недвижимости в городе Черкесск, включая все дополнительные и вспомогательные объекты.

2. Составить список функциональных обязанностей муниципалитета города Черкесска, исходя из закона и понимания менеджмента, какие из обязанностей действительно должны быть их функциями. Поскольку в законодательстве до сих пор четко не прописано, какие функции местного самоуправления города Черкесска являются обязательными, какие дополнительными, то эти решения во многом оставляются на усмотрение органов местного самоуправления города Черкесска.

3. Составить инвентарный список всех объектов города Черкесск с указанием функциональной группы, к которой относится каждый объект.

4. Исходя из реальной практики, определите финансовые источники для обслуживания и эксплуатации каждого объекта.

5. Сверить, соответствуют ли друг другу предлагаемая классификация каждого объекта и источники финансирования его содержания и эксплуатации.

Таким образом анализируя эти задачи, становится ясно, что их решение требует финансовых, временных и трудовых ресурсов.

Поэтому, прежде чем ожидать положительного результата от использования муниципальной собственности города Черкесска, органы местного самоуправления и уполномоченные органы должны проделать большую работу, чтобы стать полноправным владельцем и распоряжаться собственностью с точки зрения эффективности.

Использованные источники:

1. Закон Карачаево-Черкесской Республики «Об управлении государственным имуществом Карачаево-Черкесской Республики» от 22 июля 2005 г. № 71-РЗ,

2. Каганова О., Астежева В., Мамбетова А. и др. Управление коммунальной собственностью города Черкесска. Учебное пособие изд. Черкесск.: Берег. -Ч. 2016 г.-33 с.

3. Официальный портал мэрии города Черкесска. - Режим доступа: http://cherkessk09.ru/

4. Официальный сайт Главы и Правительства Карачаево-Черкесской Республики. Молодежная политика. [Электронный ресурс] - Режим доступа:

https://www.kchr.ru/left menu/social sphere/youth/

5. Шокотько, М.А. Основные проблемы определения правового режима имущества находящегося в муниципальной собственности // Административное и муниципальное право, 2015 г., № 3 С.13.

6. Щепачев, В.А. Проблемы регулирования имущественных правоотношений с участием органов местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право № 18 от 27.08.2018 г. С 24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.