Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ГБОУ ШКОЛЫ №21 Г. КРАСНОДАРА'

СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ГБОУ ШКОЛЫ №21 Г. КРАСНОДАРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНСИЛИУМ / УМСТВЕННО ОТСТАЛЫЕ ШКОЛЬНИКИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шагундокова Данна Муратовна, Литвиненко Эмма Робертовна

В статье рассматривается проблема организации коррекционно-педагогического сопровождения умственно отсталых младших школьников. Описана модель организации процесса коррекционно-педагогического сопровождения обучающихся в соответствии с требованиями государственного стандарта образования лиц с интеллектуальными нарушениями, механизмы ее реализации и варианты взаимодействия специалистов комплексной программы внеурочной деятельности на базе специальной (коррекционной) школы, с учетом требований государственного стандарта образования лиц с интеллектуальными нарушениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шагундокова Данна Муратовна, Литвиненко Эмма Робертовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF THE ORGANIZATION OF CORRECTIONAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT FOR MENTALLY RETARDED YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN THE CONDITIONS OF AN EDUCATIONAL ORGANIZATION: FROM THE EXPERIENCE OF SCHOOL NO. 21 IN KRAS

The article deals with the problem of the organization of correctional and pedagogical support for mentally retarded younger schoolchildren. The model of the organization of the process of correctional and pedagogical support of students in accordance with the requirements of the state standard of education of persons with intellectual disabilities, the mechanisms of its implementation and options for interaction of specialists are described. a comprehensive program of extracurricular activities on the basis of a special (correctional) school, taking into account the requirements of the state standard of education for persons with intellectual disabilities.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ГБОУ ШКОЛЫ №21 Г. КРАСНОДАРА»

PEDAGOGY

5. Ladyzhenskaja T.A., et al. Russkij jazyk. 5 klass. V 2 ch. Ch. 1: ucheb. dlja obshheobrazovat. organizacij [Русский язык. 5 класс. В 2 ч. Ч.1]. Shanskij N.M. (ed.). Moscow: Prosveshhenie, 2021. 223 p.

6. Ladyzhenskaja T.A., et al. Russkij jazyk. 5 klass. V 2 ch. Ch.2: ucheb. dlja obshheobrazovat. organizacij [Russian language. Grade 5. In 2 parts. Part 2]. Shanskij N.M. (ed.). Moscow: Prosveshhenie, 2021. 207 p.

7. Razumovskaja M.M., et al. Russkij jazyk. 5 klass. V 2 ch. Ch 1: uchebnik [Russian language. Grade 5. In 2 parts. Part 1]. In M.M. Razumovskoj (eds.). Moskva: Drofa, 2020. 140 p.

8. Razumovskaja M.M., et al. Russkij jazyk. 5 klass. V 2 ch. Ch 2: uchebnik [Russian language. Grade 5. In 2 parts. Part 2]. In M.M. Razumovskoj (eds.). Moscow: Drofa, 2020. 174 p.

9. Kupalova A.Ju., et al. Russkij jazyk. Praktika. 5 klass: uchebnik [Russian language. Practice. Grade 5]. In A.Ju. Kupalovoj (ed.). Moscow: Drofa, 2020. 303 p.

10. Slovar' lingvisticheskih terminov [Dictionary of linguistic terms]. TekctoLogija.py: obrazvat. zhurn. [TextLogia.ru]. URL: https://clck.ru/YkrK7 (Accessed 09.11.2021).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Н.М. Харлова, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры филологии и социогуманитарных дисциплин, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: nkharlova@bk.ru, ORCID: 0000-0002-0614-6196.

В. С. Федорова, студентка 5 курса, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: fedorova2901000@mail.ru. INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

NM. Kharlova, Ph. D. in Philological Sciences, Associate Professor, Department of Philology and Social Sciences and the Humanities, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: nkharlova@bk.ru, ORCID: 0000-0002-0614-6196.

V.S. Fedorova, 5th year student, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: fedo-rova2901000@mail.ru.

УДК 376 DOI: 10.52772/25420291_2021_4_149

Данна Муратовна Шагундокова, Эмма Робертовна Литвиненко

г. Краснодар

Специфика организации коррекционно-педагогического сопровождения умственно отсталых младших школьников в условиях образовательной организации: из опыта работы ГБОУ школы №21 г. Краснодара

В статье рассматривается проблема организации коррекционно-педагогического сопровождения умственно отсталых младших школьников. Описана модель организации процесса коррекционно-педагогического сопровождения обучающихся в соответствии с требованиями государственного стандарта образования лиц с интеллектуальными нарушениями, механизмы ее реализации и варианты взаимодействия специалистов комплексной программы внеурочной деятельности на базе специальной (коррекционной) школы, с учетом требований государственного стандарта образования лиц с интеллектуальными нарушениями.

Ключевые слова: коррекционно-педагогическое сопровождение, психолого-педагогический консилиум, умственно отсталые школьники, социализация, образовательный процесс, психолого-педагогическая диагностика.

Danna Muratovna Shagundokova, Emma Robertovna Litvinenko

Krasnodar

The specifics of the organization of correctional and pedagogical support for mentally retarded younger schoolchildren in the conditions of an educational organization: from

the experience of school No. 21 in Krasnodar

The article deals with the problem of the organization of correctional and pedagogical support for mentally retarded younger schoolchildren. The model of the organization of the process of correctional and pedagogical support of students in accordance with the requirements of the state standard of education of persons with intellectual disabilities, the mechanisms of its implementation and options for interaction of specialists are described. a comprehensive program of extracurricular activities on the basis of a special (correctional) school, taking into account the requirements of the state standard of education for persons with intellectual disabilities.

Keywords: correctional and pedagogical support, psychological and pedagogical council, mentally retarded schoolchildren, socialization, educational process, psycho.

На современном этапе развития системы специального образования складывается особая культура поддержки и помощи умственно отсталому школьнику в учебно-воспитательном процессе. Минимизация проявлений вторичных отклонений в развитии умственно отсталого школьника, обеспечение успешности овладения им адаптированной основной общеобразовательной программы, возможно лишь в условиях реализации комплексного коррекционно-педагогического сопровождения образовательного процесса.

Проблемой реализации коррекционно-педаго-гического сопровождения умственно отсталых школьников занимались В.П. Козырева, О.С. Орлова, В.А. Голубева, А.П. Овчарова, О.В. Елецкая, А.Д. Вильшанская, Н.Я. Семаго, Е.М. Мастюкова [1].

Под коррекционно-педагогическим сопровождением в специальной (коррекционной) школе понимается ряд определенных мер, направленных на создание условий для успешного всестороннего развития умственно отсталого школьника в целях его успешной адаптации и социализации.

С момента введения в практику работы кор-рекционных школ специального федерального государственного стандарта возникла необходимость включение в образовательное пространство всех категорий детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), что возможно только при условии обеспечения учащихся комплексным коррекционно-педагогическим сопровождением в различных формах их обучения [5].

В связи с эти одним из приоритетных направлений современной дефектологической науки является поиск механизмов организации коррекци-онно-педагогического сопровождения всех категорий умственно отсталых учащихся, поступающих в специальные (коррекционные) школы.

Содержание коррекционно-педагогического сопровождения учащихся определяется осваиваемым ими вариантом адаптированной основной общеобразовательной программы школы, а также кадровым и материально-техническим потенциалом образовательного учреждения. На данный момент проблема коррекционно-педагогического сопровождения умственно отсталых школьников раскрыта недостаточно, что требует поиска и адаптации методов работы [4].

На базе Государственного бюджетного общеобразовательного учреждении Краснодарского края специальной (коррекционной) школе № 21 города Краснодара, нами была разработана комплексная модель коррекционно-педагогического сопровождения умственно отсталых младших школьников (см. Рисунок 1).

Коррекционная работа, реализуемая в специальной (коррекционной) школе должна представлять собой систему определенных мер комплексного психолого-педагогического сопровождения. В целом организация коррекционно-педагогиче-

ского сопровождения направлена освоение умственно отсталыми учащимися адаптированных основных общеобразовательных программ, преодоление или ослабление имеющихся у них недостатков в психическом и физическом развитии [2].

Основными задачами коррекционно-педаго-гического сопровождения умственно отсталых школьников являются:

1) актуализация особых образовательных потребностей учащихся с интеллектуальными нарушениями в зависимости от структуры дефекта;

2) реализация коррекционной помощи обучающимся, в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии и школьного психолого-педагогического консилиума;

3) разработка и реализация индивидуальных, групповых и подгрупповых планов коррекционной работы на основе результатов диагностики;

4) консультирование родителей и законных представителей обучающихся по вопросам организации коррекционно-педагогического сопровождения обучающихся;

5) обеспечение возможности смены образовательного маршрута при наличии устойчивой положительной динамики в процессе реализации программ коррекционно-педагогического сопровождения;

6) повышение уровня адаптивных возможностей учащихся с интеллектуальными нарушениями в целях их социальной и трудовой интеграции в общество [3].

Основными принципами организации коррек-ционно-педагогического сопровождения умственно отсталых школьников являются:

1) принцип приоритетности интересов обучающегося, а именно учет структуры его дефекта и потенциальных сохранных возможностей;

2) принцип системности, обеспечивающих единство мер коррекционно- педагогического сопровождения в аспекте оказания логопедической, дефектологической и психолого-педагогической помощи умственно отсталому школьнику;

3) принцип непрерывности, обеспечивающий реализацию коррекционно- педагогического сопровождения учащихся с интеллектуальными нарушениями на протяжении реализации его индивидуального образовательного маршрута в учреждении;

4) принцип вариативности, включающий возможность освоения различных программ коррек-ционной работы в соответствии с результатами диагностики и рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;

5) принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий медикаментозную поддержку коррекционно-педагогического сопровождения умственно отсталого школьника;

6) принцип сотрудничества с семьей, обеспечивающий полноценное участие родителей в процессе коррекционно-педагогического сопровождения умственно отсталого школьника.

PEDAGOGY

МОДЕЛЬ

КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ ^

ВНЕШНИЙ УРОВЕНЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ

Заседания 1 Ii Jx: Взаимное Малые

- плановые консультирование совещания

- внеплановые

Реализуемые программы коррекционной работы

Логопедиче ские Корреклионные Коррекцнонные

занятия занятия (учитель- занятия

(учитель-логоп е д} дефект олог) (педагог-психолог)

Формы организации коррекционной раооты: индивидуальные,

подгруппоЕые и групповые занятия.

Направления коррекционной работы

Диагностическое: - сбор данных на учащихся - многоуровневая диагностика - этапная диагностика Коррекцнонно-развивающее: -разработка индивидуальных , подгрупповых и групповых программ коррекции Консультативное направление: - выработка рекомендаций для педагогов и родителей - взаимное консультирование

Рис. 1 Модель коррекционно-педагогического сопровождения умственно отсталых школьников

В школе обучаются учащиеся с особыми образовательными потребностями: учащиеся с интеллектуальными нарушениями. Состав контингента меняется: увеличивается рост детей с тяжелыми множественными и комплексными нарушениями.

Коррекционная работа с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) может проводиться в различных аспектах реализации:

1) учебном процессе, через насыщение кор-рекционными моментами изучаемого программного материала;

2) во внеурочной деятельности через реализацию индивидуальных и групповых коррекционных занятий.

В разработанной нами модели организации коррекционно-педагогического сопровождения умственно отсталых школьников выделены два уровня взаимодействия специалистов: внутренний и внешний.

Цель внешнего уровня взаимодействия -определение специалистов, необходимых для решения проблемы ребенка, и степень участия каждого из них.

Задачами этого уровня взаимодействия являются:

1) формирование команды специалистов, участвующих в реализации коррекционно-педаго-гического сопровождения умственно отсталого школьника;

2) обеспечение реализации программы комплексной помощи учащемуся;

3) оценка эффективности проведенной кор-рекционной работы;

4) выработка рекомендаций по оптимизации процесса коррекционно-педагогического сопровождения на основе результатов диагностики.

На внешнем уровне взаимодействия специалисты психолого-педагогического консилиума определяют степень включенности каждого из них в коррекционно-педагогическое сопровождение учащегося. На основе анализа результатов диагностики и анализа эффективности проведенной работы может быть выбрана следующая степень включенности специалистов:

1) динамическое наблюдение за умственно отсталым школьников;

2) зачисление на посещение коррекционных занятий;

3) назначение специалиста куратора в процессе осуществления пролонгированного наблюдения за динамикой развития учащегося и оптимизации содержания коррекционной работы.

Основными формами взаимодействия специалистов на данном уровне являются:

1) внеплановые и плановые заседания психолого-педагогического консилиума;

2) малые совещания проводятся на этапах организации и реализации коррекционно-педагогиче-

ского сопровождения в целях оптимизации используемых методов и приемов работы с каждым конкретным обучающимся;

3) взаимное консультирование специалистов с целью многоаспектного анализа особенностей развития умственно отсталого школьника со сложной структурой дефекта.

Цель внутреннего уровня взаимодействия - разработка индивидуального образовательного маршрута умственно отсталого школьника, составление и реализация программы комплексной помощи.

Задачами этого уровня являются:

1) планирование системы мер коррекцион-ного воздействия на учащегося в рамках взаимодействия специалистов;

2) обсуждение и актуализация планируемых результатов коррекционно-развивающей работы в отношении каждого отдельного обучающегося;

3) разработка программ индивидуальных, под-групповых и групповых коррекционных занятий;

4) определение меры коррекционного воздействия каждого специалиста в рамках коррекци-онно-педагогического сопровождения умственно отсталых младших школьников;

5) реализация и корректировка программ кор-рекционной работы.

На внутреннем уровне взаимодействия специалистов реализуются несколько основных направлений совместной работы.

Первое направление - диагностическое.

Формы взаимодействия специалистов в рамках диагностического направления работы:

- комплексный сбор данных о ребенке;

- многоуровневая диагностика;

- этапная диагностика: отслеживание динамики развития учащегося и результатов коррекци-онных занятий;

- совместная диагностика.

Комплексный сбор данных включает в себя

сбор мультимодального анамнеза учащегося, который должен включать в себя:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- сбор анамнестических данных о ходе развития каждого отдельного учащегося и беседа с родителями по вопросам особенностей их поведения в социуме;

- сбор информации от педагогов о результатах обучения и школьной адаптации.

Многоуровневая диагностика проводится специалистами службы психолого- педагогического сопровождения с целью проведения многоаспектного анализа особенностей развития умственно отсталого школьника для определения стратегии сопровождения.

Данный вид диагностики должен проводиться в случае возникновения необходимости уточнения

выявленных особенностей развития учащегося специалистами в ходе индивидуальной диагностики в случае наличия у школьника тяжелый и множественных нарушений развития.

Этапная диагностика отражается в индивидуальных картах развития умственно отсталых школьников. Она включает в себя отслеживание динамики развития, обучения и социализации учащегося и результатов сопровождения, проведения коррекционных занятий. Результативность диагностики обсуждается в ходе заседаний школьного психолого-педагогического консилиума.

Совместная диагностика специалистами может проводиться при возникновении трудностей установления контакта умственно отсталого школьника с одним из них.

Второе направление - коррекционно-развива-ющее.

Направления работы специалистов в рамках коррекционно-развивающего направления работы:

- составление программ индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий;

- реализация разработанных программ в рамках взаимодействия все группы специалистов;

- корректировка программ по результатам промежуточной и итоговой диагностики.

Моделирование программ коррекционно-пе-дагогического сопровождения умственно отсталых школьников, предполагает определение степени включенности специалистов в ее реализацию в зависимости от обозначенных проблем ребенка.

Умственно отсталый школьник может получать коррекционную помощь в виде сопровождения-наблюдения разных специалистов, может посещать занятия одного специалиста с сопровождением-наблюдением других. Умственно отсталому школьнику, посещающему занятия отдельно взятого специалиста, также оказывается сопровождение-наблюдение со стороны этого специалиста, то есть ребенок включается в целостную систему работы.

Планирование и реализация коррекционно-развивающего воздействия требует взаимодействия психолога и логопеда в тех случаях, когда в основе трудностей обучения и воспитания умственно отсталого школьника присутствуют выраженные нарушения социального-эмоционального взаимодействия и отсутствие сформированности навыков коммуникации. Дефектолог в данном варианте организации взаимодействия специалистов отслеживает динамику развития учащегося, консультирует специалистов и родителей.

Варианты взаимодействия специалистов при составлении и осуществлении программ коррекци-онно-педагогического сопровождения школьников представлены на рисунке 2.

Рис. 2 Варианты взаимодействия специалистов в рамках реализации коррекционно -педагогического сопровождения

Взаимодействие психолога и дефектолога в планировании и реализации коррекционного воздействия на умственно отсталого школьника необходимо в тех случаях, когда у ребенка имеются выраженные нарушения в установлении социально-эмоционального контакта, выраженная тревожность, агрессивность, выраженная несформирован-ность познавательных процессов и навыков учебной деятельности. Логопед в рамках данного варианта взаимодействия специалистов отслеживает уровень речевого развития учащего, оказывает консультативную помощь педагогам и родителям учащихся. Комплексная программа занятий дефектолога и логопеда рекомендуется при наличии у умственно отсталого школьника снижения темпов развития учебно-познавательной деятельности и нарушение речевого развития на фоне благополучного эмоционального состояния. Педагог-психолог определяет риск возможной дезадаптации, отслеживает невротическое реагирование учащихся школьников вследствие их трудностей в обучении, консультирует специалистов, педагогов и родителей по вопросам психологической адаптации учащегося.

Включение в реализацию коррекционной работы и сопровождение всех специалистов необходимо при работе с умственно отсталыми учащимися, имеющими выраженную или глубокую интеллектуальную недостаточность, а также множественные нарушения развития.

Основной целью рабочей программы дефек-толога в начальных классах является диагностика, развитие и коррекция высших психических функций умственно отсталых младших школьников, как основы для формирования учебных навыков.

Основные направления работы учителя-де-фектолога в рамках реализации модели коррекци-онно-педагогического сопровождения:

1) сенсорное и сенсомоторное развитие:

2) развитие межанализаторных систем, их взаимодействия:

3) развитие буквенного и цифрового гнозиса;

4) развитие конструктивного праксиса;

5) развитие двигательной сферы;

6) развитие кинезиологических основ движения;

7) системная подготовка психофизических функций, задействованных в акте письма;

9) формирование собственно пространственных представлений;

10) формирование элементарных пространственных представлений;

11) формирование квазипространственных представлений;

12) формирование познавательных базовых учебных действий;

13) формирование мнестических процессов и приемов мнестической деятельности;

14) формирование приемов учебной работы;

15) формирование функции программирования и контроля собственной деятельности;

16) Формирование регуляторных базовых учебных действий.

Целью рабочей программы логопеда в начальных классах является - диагностика, коррекция, развитие всех сторон речи, формирование навыков вербальной и невербальной коммуникации, направленных на успешную адаптацию в учебной деятельности и дальнейшую социализацию учащихся с интеллектуальными нарушениями.

Основные направления работы учителя-логопеда:

1) формирование звуковой стороны речи;

2) формирование лексико-грамматического строя речи;

3) развитие связной речи.

Основной целью рабочей программы педагога-психолога в начальных классах является - развитие и коррекция нарушений психомоторики и сенсорных процессов у умственно отсталых младших школьников.

Основные направления работы педагога-психолога:

1) сенсорное развитие;

2) психомоторное развитие.

Третье направление - консультативное.

Формы взаимодействия специалистов в рамках консультативного направления работы:

- выработка рекомендаций для педагогов и родителей;_

153

- взаимное консультирование специалистов;

- консультирование родителей учащихся.

Выработка совместных рекомендаций - продукт работы специалистов коррекционно-педагоги-ческого сопровождения, вытекающий из анализа данных, результатов диагностики и оценки динамики.

Консультирование по вопросам реализации коррекционно-педагогического сопровождения умственно отсталых школьников может проводиться при наличии устойчивой отрицательной динамики в развитии ребенка, а также по запросу педагогов и родителей учащегося. Консультации могут проводиться в индивидуальных и групповых формах, в рамках беседы или тренингов.

Коррекционно-педагогическое сопровождение в условиях специальной школы прежде всего, направлено на обеспечение двух согласованных процессов:

1) сопровождение развития учащегося, а именно преодоление вторичных отклонений развития (включает коррекционную работу, направленную на исправление или ослабление имеющихся дефектов, и развивающую работу, направленную на раскрытие потенциальных способностей ребенка, достижение им ближайшего уровня развития);

2) реализация индивидуального образовательного маршрута обучающегося.

Таким образом, в условиях специальной (кор-рекционной) школы коррекционное сопровождение учащихся должно строиться на следующих принципах: приоритетности интересов обучающегося, системности, непрерывности, вариативности, единства психолого-педагогических и медицинских средств, сотрудничества.

Коррекционно-педагогическое сопровождение образовательной деятельности в условиях специальной школы постоянно направлено на конкретного воспитанника, даже если специалист проводит работу с группой. Коррекционная работа, реализуемая в специальной (коррекцион-ной) школе должна представлять собой систему определенных мер комплексного психолого-педагогического сопровождения. В целом организация коррекционно-педагогического сопровождения направлена освоение умственно отсталыми учащимися адаптированных основных общеобразовательных программ, преодоление или ослабление имеющихся у них недостатков в психическом и физическом развитии.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Аксенова, Л.В. Специальная педагоги / Л.В. Аксенова, Б.А. Архипов. - Москва : Академия, 2008.

2. Афонькина, Ю.А. Технология комплексного сопровождения ребенка / Ю.А. Афонькина, И.И. Усанова, О.В. Филатова. - Волгоград : Учитель, 2014. - Текст : непосредственный.

3. Казакова, Е.И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике / Е.И. Казакова. - Санкт-Петербург : Полиграф сервис, 1998. - Текст : непосредственный.

4. Кулакова, А.Б. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: практический опыт работы / А.Б. Кулакова. - Текст : непосредственный // Социальное пространство. - 2017. - № 5.

5. Малофеев, Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития / Н.Н. Малафеев. - Текст : непосредственный // Альманах. -2000. - № 1. - С. 10-16.

REFERENCES

1. Aksenova L.V., Arhipov B.A. Special'naja pedagogi [Special educators]. Moscow: Akademija, 2008.

2. Afon'kina Ju.A., Usanova I.I., Filatova O.V. Tehnologija kompleksnogo soprovozhdenija rebenka [Technology of integ rated child support]. Volgograd: Uchitel', 2014.

3. Kazakova E.I. Sistema kompleksnogo soprovozhdenija rebenka: ot koncepcii k [A comprehensive child support system : from concept to practice]. Saint-Petersburg: Poligraf servis, 1998.

4. Kulakova A.B. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie obrazovatel'nogo processa: prakticheskij opyt raboty [Psyc hological and pedagogical support of the educational process: practical experience]. Social'noe prostranstvo [Social space], 2017, no. 5.

5. Malofeev N.N. Sovremennyj jetap v razvitii sistemy special'nogo obrazovanija v Rossii: rezul'taty issledovanija kak osn ova dlja postroenija programmy razvitija [The current stage in the development of the special education system in Russia: res earch results as a basis for building a development program]. Al'manah [Almanac], 2000, no. 1, pp. 10-16.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Д.М. Шагундокова, заместитель директора по коррекционной работе ГБОУ школы № 21 г. Краснодара, Краснодарского края, e-mail: shagundokova94@mail.ru. ORCID: 0000-0002-3268-7930.

Э.Р. Литвиненко, директор ГБОУ школы №21 г. Краснодара, Краснодарского края, e-mail: litvinenko.emma@mail.ru, ORCID: 0000-0001-9970-2747.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

D.M. Shagundokova, Deputy Director for Correctional work of school No. 21, Krasnodar, Krasnodar Krai, e-mail: shagundokova94@mail.ru. ORCID: 0000-0002-3268-7930.

E.R. Litvinenko, Director of school No. 21, Krasnodar, Krasnodar Krai, e-mail: litvinenko.emma@mail.ru. ORCID: 0000-0001-9970-2747.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.