Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1318
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ / ДИСГРАФИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ИНКЛЮЗИВНАЯ ШКОЛА / КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / СТРУКТУРА ДЕФЕКТА / LIMITED HEALTH OPPORTUNITIES / STUDENTS WITH SPEECH IMPAIRMENTS / DYSGRAPHIA / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT / INCLUSIVE SCHOOL / CORRECTIONAL WORK / INDIVIDUAL CHARACTERISTICS / DEFECT STRUCTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Резникова Е.В., Бородина В.А.

Введение. Приоритетным направлением исследований Российской академии образования является научное обоснование подходов к повышению качества образования учащихся. Одной из проблем качественной подготовки школьников с ограниченными возможностями здоровья к усвоению образовательной программы является организация комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями письменной речи в условиях общеобразовательной школы. Авторами сделана попытка описать результаты комплексной работы по реализации психолого-педагогического сопровождения обучающихся с речевыми нарушениями. Исследование основано на данных, полученных в инклюзивной образовательной организации - МАОУ «Средней общеобразовательной школе № 73 г. Челябинск». Цель статьи - обосновать авторское видение реализации коррекционной работы по преодолению нарушений письменной речи у младших школьников с дизартрией через систему психолого-педагогического сопровождения в общеобразовательной организации. Материалы и методы. Для решения поставленных задач были использованы основные методы исследования: анализ литературных источников по теме исследования, изучение состояния проблемы, изучение истории развития детей, личных дел и медицинских карт, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, констатирующий, контрольный, обучающий эксперименты, анализ и обобщение полученных результатов. Результаты. В результате экспериментальной работы отобраны и адаптированы экспериментальные методики для выявления нарушений письма у младших школьников с нарушениями речи. Коррекционная работа по преодолению нарушений письменной речи младших школьников проводилась посредством апробации комплекса специально отобранных упражнений на общеобразовательных занятиях, специально-организованных занятиях и во внеурочной деятельности, а также во время взаимодействия обучающихся с дисграфией с другими специалистами общеобразовательного учреждения и родителями. Обсуждение. Подчеркивается, что результаты коррекционной работы доказывают эффективность предложенных ученикам упражнений по преодолению дисграфии. Они вызвали интерес у обучающихся, активизировали познавательную активность учащихся на уроках и во внеурочной деятельности, у детей возникала заинтересованность в улучшении результатов своих письменных работ. Заключение. Делается вывод о том, что коррекционная работа по преодолению дисграфии предполагала комплексное психолого-педагогическое сопровождение с учетом индивидуальных особенностей, структуры дефекта и особенностей развития неречевых функций младших школьников. Основные положения: - описаны методические подходы к реализации психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи в условиях общеобразовательной организации; - представлены практики реализации психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы, позволяющие реализовывать основные направления оказания коррекционной помощи, основываясь на индивидуальном подходе и знании структуры дефекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Резникова Е.В., Бородина В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN WITH DISORDERS OF WRITTEN SPEECH IN A GENERAL EDUCATIONAL SCHOOL

Introduction. The priority area of research at the Russian Academy of Education is the scientific justification of approaches to improving the quality of students' education. One of the problems of the quality training of schoolchildren with limited health abilities for mastering the educational program is the organization of comprehensive psychological and pedagogical support for students with written disorders in a comprehensive school. The authors attempted to describe the results of comprehensive work on the implementation of psychological and pedagogical support for students with speech impairments. The study is based on data obtained in an inclusive educational organization - Municipal Autonomous Educational Institution “Secondary school no. 73 of Chelyabinsk”. The purpose of the article: to substantiate the author’s vision of the implementation of corrective work to overcome written disorders in primary school children with dysarthria through a system of psychological and pedagogical support in a general educational organization. Materials and methods. To solve the tasks, the main research methods were used: analysis of literary sources on the research topic, studying the state of the problem, studying the development history of children, personal files and medical records, observing, talking, questioning, testing, stating, monitoring, teaching experiments, analysis and generalization the results obtained. Results. As a result of the experimental work, experimental techniques were selected and adapted to detect writing disorders in primary school children with speech disorders. Correctional work to overcome the written disorders of primary schoolchildren was carried out by testing a set of specially selected exercises in general education, specially organized classes and extracurricular activities, as well as during the interaction of students with dysgraphia with other specialists of the educational institution and parents. Discussion. It is emphasized that the results of correctional work prove the effectiveness of the exercises offered to students to overcome dysgraphia. They aroused the interest of students, intensified the cognitive activity of students in the classroom and in extracurricular activities, and children became interested in improving the results of their written work. Conclusion . It is concluded that the correctional work to overcome dysgraphia involved a comprehensive psychological and pedagogical support, taking into account individual characteristics, the structure of the defect and the developmental features of non-speech functions of younger students. Highlights: Methodological approaches to the implementation of psychological and pedagogical support for children with speech disorders in a general educational organization are described; Practices of the implementation of psychological and pedagogical support for students with disabilities in the school environment are presented, which allow to implement the main directions of the provision of corrective assistance based on an individual approach and knowledge of the defect structure.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

DOI 10.25588/CSPU.2019.82.19.011

УДК 371.9:15 ББК 74.5:88.840

1 "2 Е. В. Резникова , В. А. Бородина

ORCID № 0000-0002-4785-3559 Кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: elen2211@mail.ru

ORCID № 0000-0002-2808-9575 Кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: borodinava58@mail.ru

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация

Введение. Приоритетным направлением исследований Российской академии образования является научное обоснование подходов к повышению качества образования учащихся. Одной из проблем качественной подготовки школьников с ограниченными возможностями здоровья к усвоению образовательной программы является организация комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями письменной речи в условиях общеобразовательной школы. Авторами сделана попытка описать результаты комплексной работы по реализации психолого-педагогического сопровождения обучающихся с речевыми нарушениями. Исследование основано на данных, полученных в инклюзивной образовательной организации — МАОУ «Средней общеобразовательной школе № 73 г. Челябинск».

Цель статьи — обосновать авторское видение реализации кор-рекционной работы по преодолению нарушений письменной речи у

младших школьников с дизартрией через систему психолого-педагогического сопровождения в общеобразовательной организации.

Материалы и методы. Для решения поставленных задач были использованы основные методы исследования: анализ литературных источников по теме исследования, изучение состояния проблемы, изучение истории развития детей, личных дел и медицинских карт, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, констатирующий, контрольный, обучающий эксперименты, анализ и обобщение полученных результатов.

Результаты. В результате экспериментальной работы отобраны и адаптированы экспериментальные методики для выявления нарушений письма у младших школьников с нарушениями речи. Коррекцион-ная работа по преодолению нарушений письменной речи младших школьников проводилась посредством апробации комплекса специально отобранных упражнений на общеобразовательных занятиях, специально-организованных занятиях и во внеурочной деятельности, а также во время взаимодействия обучающихся с дисграфией с другими специалистами общеобразовательного учреждения и родителями.

Обсуждение. Подчеркивается, что результаты коррекционной работы доказывают эффективность предложенных ученикам упражнений по преодолению дисграфии. Они вызвали интерес у обучающихся, активизировали познавательную активность учащихся на уроках и во внеурочной деятельности, у детей возникала заинтересованность в улучшении результатов своих письменных работ.

Заключение. Делается вывод о том, что коррекционная работа по преодолению дисграфии предполагала комплексное психолого-педагогическое сопровождение с учетом индивидуальных особенностей, структуры дефекта и особенностей развития неречевых функций младших школьников.

Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья, обучающиеся с речевыми нарушениями, дисграфия, психолого-педагогическое сопровождение, инклюзивная школа, коррекционная работа, индивидуальные особенности, структура дефекта.

Основные положения:

- описаны методические подходы к реализации психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи в условиях общеобразовательной организации;

- представлены практики реализации психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы, позволяющие реализовывать основные направления оказания коррекционной помощи, основываясь на индивидуальном подходе и знании структуры дефекта.

1 Введение (Introduction)

Современная образовательная система предъявляет все больше требований к качеству обучения школьников. Федеральный государственный образовательный стандарт для начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья поставил задачу обеспечить «равные возможности получения качественного начального общего образования» для всех детей, поступающих в школу. В стандарте делается акцент на необходимость учета индивидуальных возрастных, психофизических особенностей детей в обучении и решении вопросов психолого-педагогического сопровождения [1].

Среди обучающихся начальной школы отмечается значительное количество детей, у которых на-

блюдается несформированность навыков письма и чтения, что не позволяет им усваивать образовательную программу по ряду учебных предметов в полном объеме в определенные сроки. В нашем исследовании были выявлены особенности письменной речи, которые говорят о необходимости реализации дифференцированного подхода к проведению коррекци-онной работе по преодолению нарушений письменной речи (дис-графии). Нарушения письма и чтения у младших школьников являлись предметом изучения отечественных ученых на протяжении нескольких лет (Т. П. Бессонова, О. Е. Грибова, Л. Н. Ефименкова, А. Н. Корнев, Р. И. Лалаева, Л. Г. Парамонова, И. Н. Садовни-кова, Г. В. Чиркина, А. В. Ястребова, О. И. Азова, О. Б. Иншакова,

Е. А. Логинова, И. А. Прищепова и др.) [2; 3; 4; 5].

Проблема коррекции нарушений письма и чтения у учащихся общеобразовательной школы остается одной из актуальных в современной специальной педагогике.

2 Материалы и методы (Materials and methods)

Исследование особенностей психолого-педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями письменной речи было организовано на базе общеобразовательной школы МАОУ «СОШ №73 г. Челябинск».

В экспериментальной работе были использованы следующие методы: анализ литературных источников по теме исследования, изучение состояния проблемы, изучение истории развития детей, личных дел и медицинских карт, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, психолого-педагогические эксперимент, анализ и обобщение полученных результатов. В экспериментальном исследовании приняли участие 12 учащихся 3 класса с дисграфией.

Организуя экспериментальную деятельность, мы предполагали, что психолого-педагогическое со-

провождение детей младшего школьного возраста будет проходить эффективней, если к проведению коррекционной работы будут привлечены родители, учителя, педагог-психолог.

Экспериментальную деятельность организовали поэтапно. На первом этапе организовали проведение первичной диагностики соматического, психического, социального здоровья ребенка. На втором этапе провели анализ полученной информации, определили детей, нуждающихся в комплексном психолого-педагогическом сопровождении. На третьем этапе организовали непосредственно психолого-педагогическое сопровождение, направленное на решение проблем ребенка в преодолении нарушений письменной речи. На заключительном этапе нашей исследовательской работы подвели итоги проведения кор-рекционной работы и в целом психолого-педагогического сопровождения каждого ученика. Все выделенные этапы условны, так как у каждого ребенка свои трудности в усвоении образовательной программы и в их пре-

одолении требуется индивидуальный подход.

3 Результаты (Results)

Важное место в образовательном процессе занимают мероприятия, направленные на сохранение психического здоровья учащихся, индивидуализацию образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.

Вопросы комплексного психолого-педагогического сопровождения, его организация и содержание раскрыли в своих исследованиях М. Р. Битянова, Е. В. Бурмистрова, О. С. Газман, И. В. Дубровина, Е. И. Исаев, Е. И. Казакова, Н. Н. Михайлова, А. В. Мудрик, М. И. Роговцева, К. Роджерс, Н. Ю. Синягина, В. И. Слободчи-ков, Л. М. Шипицына, И. С. Якиманская и другие [6; 7].

Под термином «психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса» сегодня принято понимать целостный и непрерывный процесс изучения и анализа, формирования, развития и коррекции всех субъектов данного процесса. Одним из важных условий психолого-педагогического сопровождения является

деятельность психолого-педагогического консилиума, в рамках которого происходит разработка и планирование единой психолого-педагогической стратегии сопровождения каждого ребёнка в процессе его обучения, а также определённых ученических групп и параллелей [7].

Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку с нарушениями речи в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации [8; 9].

Содержание термина «дисгра-фия» в современной литературе определяется по-разному (Т. В. Аху-тина, Л. Н. Ефименкова, А. Н. Кор-нев, Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина, Л. Г. Парамонова, И. Н. Садовнико-ва, Л. Ф. Спирова, О. А. Токарева, М. Е. Хватцев, А. В. Ястребова и др.). Под дисграфией понимается частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью

высших психических функций, участвующих в процессе письма.

В современной логопедии существует целый ряд направлений, методов коррекционной работы, направленных на преодоление нарушений письменной речи. Логопедическое воздействие строится с учетом механизма того или иного вида дисграфии, симптоматики, структуры дефекта, психологических особенностей учащихся с дисграфией [3; 4; 5].

Изучение письменной речи, уточнение структуры речевого дефекта, оценку степени выраженности нарушений разных компонентов речи мы проводили, используя рекомендации Р. И. Ла-лаевой, Т. В. Ахутиной, О. Б. Ин-шаковой, И. Н. Садовниковой, Г. В. Чиркиной. Для нашего исследования мы отобрали следующие методики: самостоятельное письмо, слуховой диктант (слоги, слова, предложения, текст), списывание с печатного текста.

Качественный анализ результатов исследования показал, что дети допускали специфические ошибки во всех письменных работах, но степень выраженности дисграфии зависела от степени

сложности этих работ. Наиболее легкими были домашние работы по русскому языку. Письменные работы, выполнявшиеся в классе, оказались более трудными для учеников, количество дисграфи-ческих ошибок в классных работах возрастало. Многие дети не справлялись с предложенным учителем темпом работы и не успевали выполнить упражнения до конца; начинали спешить, что приводило к появлению еще большего числа дисграфических ошибок.

В процессе написания диктанта и списывания было выявлено, что количество ошибок в письменных работах при списывании варьировался от 2 до 25, а в диктантах от 5 до 21. Ошибки обучающиеся либо исправляли частично, либо не замечались их вообще. Приведем пример встречающихся ошибок в работах учеников: пропуски букв, смешения графически сходных букв, нарушения обозначения границ предложений, ошибки обозначения границ слов. Обучающиеся, участвующие в эксперименте, показали низкий уровень сформированности навыков письма, они нуждаются в комплексном

психолого-педагогическом сопровождении.

Психолого-педагогическое сопровождение учеников с дисграфи-ей является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в образовательной организации, в рамках которого у них происходит развитие памяти, внимания, мышления, коррекция речевых нарушений. В обучении и воспитании детей, страдающих дисграфией, немаловажную роль играет взаимосвязанная, слаженная работа специалистов: учителей, учителей-логопедов, педагогов-психологов, медицинских специалистов — с целью оказания коррекционной помощи детям, а также их родителям. Эффективность коррекцион-ной работы зависит от возможности переноса в повседневную жизнь навыков, приобретенных на занятиях. Реализовать психолого-педагоги-ческое сопровождение обучающихся с нарушения речи нам помогли специалисты школьного консилиума.

Для реализации психолого-педагогического сопровождения учителя-логопеды подобрали комплекс специальных упражнений и заданий, которые предлагали вы-

полнять учителям на уроках русского языка, психологам включать на индивидуальных занятиях, родителям отрабатывать с детьми в домашних условиях [10; 11].

Перед началом коррекционной работы мы предложили родителям посетить консультативно врача невролога с целью получения рекомендаций по медикаментозному и профилактическому лечению.

На консультациях мы познакомили учителей начальных классов со спецификой и видами речевых нарушений, затрудняющих успешное овладение учениками чтением и письмом. Обратили внимание коллег на необходимость учета индивидуальных особенностей и реализацию дифференцированного подхода к обучению школьников с нарушениями письменной речи, познакомили педагогов с методами и приемами логопедической работы, которые они могут успешно использовать на уроках. Проверять домашнее задание возможно посредством беседы, опроса или работы по карточкам. Результативна на уроках работа с использование алгоритмов и схем, специально продуманных и записанных вопросов,

на которые ученику предстоит ответить на уроке.

Логопеды приглашали учителей, родителей на открытые логопедические занятия, разработали цикл памяток и информационных буклетов, посвященных вопросам преодоления дисграфии.

Работу по коррекции нарушений письма осуществляли при активном участии и поддержке родителей. Использовали такие формы работы, как индивидуальное и групповое консультирование, выступления на родительских собраниях, размещали материалы на информационном стенде для родителей, разработали рекомендации для закрепления навыков в домашних условиях.

Коррекционная работа по улучшению состояния письменной речи у детей младшего школьного возраста проводилась посредством апробации комплекса специально отобранных упражнений, направленных на преодоление нарушений письменной речи на уроках, специально-организованных занятиях во внеурочной деятельности.

Качественный анализ контрольного эксперимента показал,

что учащиеся все еще допускают ошибки в письменных работах. Но количество ошибок у учащихся по сравнению с констатирующим экспериментом уменьшилось. Стоит отметить и тот факт, что учащиеся научились сами находить свои ошибки и исправлять их. Состояние письменных работ у учеников экспериментальной группы после коррекционно-развивающей работы значительно улучшилось, а значит, и отобранные специальные упражнения по устранению дисграфии были эффективны.

Исходя из результатов контрольного эксперимента, можно сделать вывод, что уровень владения письменной речью обучающихся экспериментальной группы, хотя и не достиг нормативных показателей, повысил качественную результативность выполнения письменных работ.

4 Обсуждение (Discussion)

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с нарушениями письменной речи в условиях образовательного учреждения способствовало улучшению состояния письменной речи. Использование отобранных упражне-

нии и задании на уроках и специально организованных коррекци-онных занятиях во внеурочной деятельность позволяет говорить о том, что нами экспериментально подтверждена возможность коррекции дисграфии у младших школьников в процессе психолого-педагогического сопровождения.

5 Заключение (Conclusion)

В нашем исследовании мы доказали, что процесс психолого-педагогического сопровождения младших школьников с нарушениями письменнои речи может быть эффективным при его правильной организации. Проанализировав результаты коррекцион-ной работы, можно сказать, что предложенные ученикам задания и упражнения активизировали деятельность учащихся, у них

возникала заинтересованность в результате, они стали более внимательными. Отметим ещё один положительный момент сопровождения. Чувствуя заинтересованность и поддержку от команды специалистов психолого-педагогического сопровождения, принятие и понимание ситуации в семье, ученики не боялись ошибаться, а значит, они стали более уверенными в себе, в своих силах, у них повысилась самооценка, они стали более успешными.

Таким образом, мы экспериментально подтвердили эффективность психолого-педагогического сопровождения в общеобразовательной организации по преодолению нарушений письменной речи.

Библиографический список

1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] : приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598. Доступ из инфорационно-правового портала «Гарант».

2. Барсукова Л. А. Логопедия для учителей, психологов, родителей. Ростов н/Д. : Феникс, 2010. 316 с.

3. Лалаева Р. И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб. : Союз, 2003. - 224 с.

4. Садовникова И. Н. Дисграфия, дислексия: технология преодоления: пособие для логопедов, учителей, психологов, студентов педагогических специальностей. М. : Парадигма, 2012. - 279 с.

5. Ишимова О. С. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Письмо. М. : Просвещение, 2014. 126 с.

6. Кодермятов Р. Э., Тумакова Н.А., Павловская Е. В. К проблеме психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса // Молодой ученый. 2015. № 11. С. 1733-1735. ISSN 2072-0297.

7. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка / под ред. Л. М. Шипицыной. М.: Владос, 2003. - 528 с.

8. Borodina V. A. Methodological Support of the Innovative Training of Special Education Teachers to the Education of Disabled Children. Journal of Pharmaceutical Sciences and Research. 2017. no. 12. 2486-2492.

9. Vasilyeva V. Methodological bases of pedagogical concept of development of communicative competence of teachers of preschool educational establishments. International Journal of Applied and Fundamental Research. 2015, no. 2. 16-17.

10. Система психологического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС: планирование, документация, мониторинг, учет и отчетность. Волгоград: Учитель; ИП Гринин Л. Е., 2014. - 235 с.

11. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников. М. : В.Секачев, 2017. - 132 с.

1 "2 E. V. Reznikova , V. A. Borodina

ORCID No. 0000-0002-4785-3559

Candidate of pedagogical sciences,

Associate professor of the Department of special pedagogy, psychology and subject

methods, South Ural State University for the Humanities and Pedagogy,

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: elen2211@mail.ru

ORCID No. 0000-0002-2808-9575 Candidate of pedagogical sciences, Associate professor of the Department of special pedagogy, psychology and subject methods, South Ural State Humanitarian and Pedagogical University,

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: borodinava58@mail.ru

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT

OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN WITH DISORDERS

OF WRITTEN SPEECH IN A GENERAL EDUCATIONAL SCHOOL

Abstract

Introduction. The priority area of research at the Russian Academy of Education is the scientific justification of approaches to improving the quality of students' education. One of the problems of the quality training of schoolchildren with limited health abilities for mastering the educational

program is the organization of comprehensive psychological and pedagogical support for students with written disorders in a comprehensive school. The authors attempted to describe the results of comprehensive work on the implementation of psychological and pedagogical support for students with speech impairments. The study is based on data obtained in an inclusive educational organization — Municipal Autonomous Educational Institution "Secondary school no. 73 of Chelyabinsk".

The purpose of the article: to substantiate the author's vision of the implementation of corrective work to overcome written disorders in primary school children with dysarthria through a system of psychological and pedagogical support in a general educational organization.

Materials and methods. To solve the tasks, the main research methods were used: analysis of literary sources on the research topic, studying the state of the problem, studying the development history of children, personal files and medical records, observing, talking, questioning, testing, stating, monitoring, teaching experiments, analysis and generalization the results obtained.

Results. As a result of the experimental work, experimental techniques were selected and adapted to detect writing disorders in primary school children with speech disorders. Correctional work to overcome the written disorders of primary schoolchildren was carried out by testing a set of specially selected exercises in general education, specially organized classes and extracurricular activities, as well as during the interaction of students with dys-graphia with other specialists of the educational institution and parents.

Discussion. It is emphasized that the results of correctional work prove the effectiveness of the exercises offered to students to overcome dysgraphia. They aroused the interest of students, intensified the cognitive activity of students in the classroom and in extracurricular activities, and children became interested in improving the results of their written work.

Conclusion. It is concluded that the correctional work to overcome dysgraphia involved a comprehensive psychological and pedagogical support, taking into account individual characteristics, the structure of the defect and the developmental features of non-speech functions of younger students.

Keywords: limited health opportunities, students with speech impairments, dysgraphia, psychological and pedagogical support, inclusive school, correctional work, individual characteristics, defect structure.

Highlights:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Methodological approaches to the implementation of psychological and pedagogical support for children with speech disorders in a general educational organization are described;

Practices of the implementation of psychological and pedagogical support for students with disabilities in the school environment are presented, which allow to implement the main directions of the provision of corrective assistance based on an individual approach and knowledge of the defect structure.

References

1. Ob utverzhdenii federalnogo gosudarstvennogo obrazovatelnogo standarta nachalnogo obshchego obrazovaniya obuchayushchikhsya s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorovya (Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii № 1598 ot 19.12.2014) [On Approval of the Federal State Educational Standard of Primary General Education for Students with Disabilities (Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation № 1598 of December 19, 2014)]. Dostup iz inforatsionno-pravovogo portala "Garant" [Access from the "Garant" information and legal portal]. (In Russian).

2. Barsukova L. A. (2010) Logopediya dlya uchiteley, psikhologov, roditeley [Speech therapy for teachers, psychologists, parents]. Rostov-on-Don, Feniks. 316 p. (In Russian).

3. Lalayeva R. I. Diagnostika i korrektsiya narusheniy chteniya i pisma u mladshikh shkolnikov [Diagnosis and correction of reading and writing disorders in primary school students.]. St. Petersburg, Soyuz. 224 p. (In Russian).

4. Sadovnikova I. N. (2012) Disgrafiya, disleksiya: tekhnologiya preodoleniya: posobiye dlya logopedov, uchiteley, psikhologov, studentov pedagogicheskikh spetsialnostey [Dysgraphia, dyslexia: technology of overcoming: a manual for speech therapists, teachers, psychologists, students of pedagogical specialties]. Moscow, Paradigrma. 279 p. (In Russian).

5. Ishimova, O. S. (2014) Logopedicheskoye soprovozhdeniye uchashchikhsya nachalnykh klassov. Pismo [Logopedic support for primary school students. Letter]. Moscow, Prosveshcheniye. 126 p. (In Russian).

6. Kodermyatov R. E., Tumakova N. A., Pavlovskaya E. V. (2015) K probleme psikhologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya obrazovatelnogo protsessa [To the problem of psychological and pedagogical support of the educational process]. Molodoy uchenyy. 11. 1733-1735. (In Russian).

7. Psikhologo-pedagogicheskoye konsultirovaniye i soprovozhdeniye razvitiya rebenka. (2003) [Psychological and pedagogical counseling and support for the development of the child. Ed. L. M. Shipitsyna]. Moscow, Vlados. 528 p. (In Russian).

8. Borodina V.A. Methodological Support of the Innovative Training of Special Education Teachers to the Education of Disabled Children. Journal of Pharmaceutical Sciences and Research. 2017. No. 12, 2486-2492.

9. Vasilyeva V. Methodological bases of pedagogical concept of development of communicative competence of teachers of preschool educational establishments. International Journal of Applied and Fundamental Research. 2015, no. 2, 16-17.

10. Sistema psikhologicheskogo soprovozhdeniya obrazovatelnogo protsessa v usloviyakh vvedeniya FGOS: planirovaniye, dokumentatsiya, monitoring, uchet i otchetnost (2014) [The system of psychological support of the educational process in the context of the introduction of GEF: planning, documentation, monitoring, accounting and reporting]. Volgograd, Uchitel'; IP Grinin L. Ye. 235 p. (In Russian).

11. (2017) Neyropsikhologicheskaya diagnostika, obsledovaniye pisma i chteniya mladshikh shkolnikov [Neuropsychological diagnosis, examination of writing and reading of primary school students]. Moscow, V. Sekachev. 132 p. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.