Научная статья на тему 'Коррекция дисграфии у учащихся с задержкой психического развития в условиях интегрированного обучения'

Коррекция дисграфии у учащихся с задержкой психического развития в условиях интегрированного обучения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1678
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / КОРРЕКЦИЯ / ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ / НЕРЕЧЕВЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INFORMATION CULTURE / INFORMATION AND COMMUNICATION CULTURE / TEACHER / COMPONENTS: MOTIVATIONAL-VALUE / EMOTIONAL-PSYCHOLOGICAL / DESIGN-TECHNOLOGICAL / METHODICAL REFLECTION / CREATIVE-ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Беликов В.А., Кожевников М.В., Лапчинская И.В.

Введение. Актуальность обсуждаемой проблемы не вызывает сомнения, поскольку сегодня значительно возросло количество детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, а коррекционная работа с ними требует поиска в применении новых эффективных способов решения данной проблемы. Цель исследования разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить программу коррекции дисграфии у учащихся с задержкой психического развития в условиях интегрированного обучения. Материалы и методы. Использованы методы теоретические анализ психолого-педагогической, лингвистической и психолингвистической литературы по проблеме дисграфий; изучение и обобщение педагогического опыта по преодолению нарушений письма у младших школьников с задержкой психического развития; эмпирические педагогический эксперимент; наблюдение, анализ продуктов деятельности (письменных работ по русскому языку). Результаты. Проведено первичное обследование и выявлена группа младших школьников, в письменной речи которых преобладают ошибки оптического характера, а также обследование устной речи детей (звукопроизношения, лексического, грамматического строя, фонематического анализа и синтеза, уровня развития связной речи), состояния неречевых психических функций (внимания, памяти, мышления, зрительно-пространственных функций, конструктивного праксиса и др.). На констатирующем этапе использовалась методика исследования процесса письма И. Н. Садовниковой[1]. На формирующем этапе эксперимента была разработана и внедрена программа коррекции дисграфии у младших школьников. Контрольное обследование позволило определить эффективность программы коррекции дисграфии у младших школьников с задержкой психического развития. Обсуждение. Новизна нашего исследования заключается в разработке обновленного эффективного подхода к коррекции дисграфии у учащихся с задержкой психического развития в условиях интегрированного обучения. Заключение. Программа коррекции дисграфии у учащихся с задержкой психического развития в условиях интегрированного обучения способствует преодолению оптической формы дисграфии и других видов нарушений процесса письма, а также активизирует познавательную деятельность учащихся с задержкой психического развития. Основные положения: проведен теоретический анализ причин, симптоматики и психологических механизмов нарушений письменной речи у учащихся с задержкой психического развития; в ходе эмпирического исследования выявлена группа младших школьников, в письменной речи которых преобладают ошибки оптического характера, ошибки в устной речи детей, нарушения в состоянии неречевых психических функций; разработана программа коррекции дисграфии у учащихся с задержкой психического развития в условиях интегрированного обучения; проверена эффективность коррекционно-развивающей программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AND COMMUNICATION CULTURE OF THE TEACHER IN THE COMMUNICATION SYSTEM OF PEDAGOGICAL SCIENCE AND PRACTICE

Introduction. The article studies the problem of formation of information and communication culture of teachers of educational organizations to ensure the quality of the educational process. Information and communication culture is considered in the aggregate of components on the basis of the relationship between theory and practice at the level of solving pedagogical problems. Materials and methods. The main research methods are the analysis of scientific liter ature devoted to the problem of the formation of an information culture of teachers, the in formatization of education and the formation of an electronic information educational environment; as well as diagnostic methods, including observation, description, interview, questioning, testing, methods of statistical data processing. Results. The basis of the content of each component of the information and communication culture of the teacher, we have identified the main constructs: motivational and value component; emotional and psychological component; design and technological component; component of methodical reflection; creative activity component. Discussion. It is emphasized that the project performance is the presentation of guidelines for the interpretation of components of the teacher’s information and communication culture. Conclusion. It is concluded that the basis of the content of information and communication culture of the teacher should be present components highlighted in the work. Highlights: The unity of pedagogical science and practice, specifically manifested, in our opinion, is that: 1) They both realize the same social function the function of preparing students for active participation in the life of the modern information and communication society. 2) Science itself, as a special process of cognition, is considered in the aspect of students' cognitive activity. The basis of the content of each component of the information and communication culture of the teacher, we have identified the main constructs.

Текст научной работы на тему «Коррекция дисграфии у учащихся с задержкой психического развития в условиях интегрированного обучения»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

DOI: 10.25588/CSPU.2018.86..5..001

УДК 376.1 ББК 74.3

В. А. Беликов1, М. В. Кожевников2, И. В. Лапчинская3

1ORCID № 0000-0003-2228-5345, профессор, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой, профессор кафедры социально-педагогического образования, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация,

E-mail: belickov.vladimir54@mail.ru

2ORCID № 0000-0002-2412-5831, 3

3

л *

профессор, доктор филологических наук, профессор кафедры социально-педагогического образования, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация

к

о

E-mail: mihvasko@mail.ru ^

к

3ORCID № 0000-0002-4572-9474, v

л

а

доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-педагогического образования, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация,

E-mail: il-aya@mail.ru 3

КОРРЕКЦИЯ ДИСГРАФИИ У УЧАЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация

Введение. Актуальность обсуждаемой проблемы не вызывает сомнения, поскольку сегодня значительно возросло количество детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, а коррекционная работа с ними требует поиска в применении новых эффективных способов решения данной проблемы.

Цель исследования - разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить программу коррекции дисграфии у учащихся с задержкой психического развития в условиях интегрированного обучения.

Материалы и методы. Использованы методы теоретические - анализ психолого-педагогической, лингвистической и психолингвистической литературы по проблеме дисграфий; изучение и обобщение педагогического опыта по преодолению нарушений письма у младших школьников с задержкой психического развития; эмпиричес-

о й а о

к л

л

о *

о

й о

3

is № к

S к

So

№ g

о

№ к

К Ж

S

л 3

к 3

о

№ а

Ж

Ж о

й о

о л

л

л

Ж к

So

I

SJ

ж

s у

к ^

И5

Й5

50

О «

S

ж

«о

50

£ И5

50

О «

S

§

^ и;

кие - педагогический эксперимент; наблюдение, анализ продуктов деятельности (письменных работ по русскому языку).

Результаты. Проведено первичное обследование и выявлена группа младших школьников, в письменной речи которых преобладают ошибки оптического характера, а также обследование устной речи детей (звукопроизношения, лексического, грамматического строя, фонематического анализа и синтеза, уровня развития связной речи), состояния неречевых психических функций (внимания, памяти, мышления, зрительно-пространственных функций, конструктивного праксиса и др.). На констатирующем этапе использовалась методика исследования процесса письма И. Н. Садовниковой1.

На формирующем этапе эксперимента была разработана и внедрена программа коррекции дисграфии у младших школьников.

Контрольное обследование позволило определить эффективность программы коррекции дисграфии у младших школьников с задержкой психического развития.

Обсуждение. Новизна нашего исследования заключается в разработке обновленного эффективного подхода к коррекции дисграфии у учащихся с задержкой психического развития в условиях интегрированного обучения.

Заключение. Программа коррекции дисграфии у учащихся с задержкой психического развития в условиях интегрированного обучения способствует преодолению оптической формы дисграфии и других видов нарушений процесса письма, а также активизирует познавательную деятельность учащихся с задержкой психического развития.

Ключевые слова: оптическая дисграфия, задержка психического развития, младший школьник, коррекция, письменная речь, неречевые психические функции, познавательная деятельность.

Основные положения:

- проведен теоретический анализ причин, симптоматики и психологических механизмов нарушений письменной речи у учащихся с задержкой психического развития;

- в ходе эмпирического исследования выявлена группа младших школьников, в письменной речи которых преобладают ошибки оптического характера, ошибки в устной речи детей, нарушения в состоянии неречевых психических функций;

- разработана программа коррекции дисграфии у учащихся с задержкой психического развития в условиях интегрированного обучения;

- проверена эффективность коррекционно-развивающей программы.

1. Введение (Introduction) ями) без специальной психологоВ настоящее время общеиз- педагогической помощи и поддерж-вестно, что дети с проблемами в ки в дошкольном детстве в боль-развитии (задержками, отклонени- шинстве случаев уже в первом

1 Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников : книга для логопедов. М., 1995. С. 255.

классе начинают испытывать проблемы с обучением и становятся неуспевающими учениками.

По мнению многих психологов и педагогов, обеспечение качественного образования детей с задержкой психического развития может быть осуществлено при условии правильного выбора модели образования, например, вариативных моделей социальной и педагогической интеграции. Важным фактором эффективности модели интеграции в реальном процессе образования таких детей становится разработка методологии развития и содержания инновационной образовательно-воспитательной среды, создание такой системы психолого-педагогического сопровождения, которая включает систематическое наблюдение за особенностями развития ребенка с задержкой психического развития, разработку и реализацию индивидуальных программ обучения, их коррекцию, а также работу со средой, социальным окружением [2, 4,

5].

Одной из проблем в обучении таких детей становится то, что с приходом в школу дети с задержкой психического развития испытывают затруднения в овладении письменной речью. Эти затрудне-

ния в современной литературе обозначаются понятием «дисграфия».

Дисграфия как достаточно сложное понятие в научной литературе рассматривается с разных сторон: как следствие зрительных нарушений, неспособности быстро перерабатывать визуальную информацию (Л. И. Белякова, Т. Г. Визель и другие); как следствие нарушения фонематических процессов, которые заключаются в трудностях обработки звуковой стороны речи, препятствующие овладению звуковым составом письма. Много внимания исследователи уделяют вопросам предупреждения и устранения дисгра-фии у детей [1; 2; 3].

В целом дисграфия рассматривается как синдром, который имеет неврологическое происхождение, и на этом основании предлагается система развития детей с дисграфией [7; 10; 11].

При этом мы можем отметить, что в настоящее время все перечисленные теории являются довольно противоречивыми и предлагают разные, иногда противоположные подходы к решению проблемы дисграфии. До сих пор существуют различные точки зрения, связанные с определением, патогенезом, механизмами, симптомати-

е

цц

I 8

а

V

V Л

а Н

£ а

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о Й

а 8

Л

е 8 к о

й

о р

№ 8

8

о

о

8 о

№ а

Ж

Ж о

й о

о

Л

Л

е

Ж 8

¡о

I

SJ

ж

s у

к

^

И5 ^

50

О «

s ж

50 50

3

И5

50

О «

S

§

^ и;

ческой дисграфии. Анализ научной литературы и практики обучения детей с задержкой в психическом развитии показывает, что дальнейшее исследование нарушений письменной речи у учащихся с задержкой психического развития является актуальным. При этом особую актуальность приобретает проблема разработки обновленного подхода к эффективной коррекции дисграфии у младших школьников.

2. Материалы и методы (Materials and methods)

Нами совместно с магистрантами в течение 5 лет было проведено исследование проблемы дисграфии у детей младшего школьного возраста, которое проходило в три этапа - констатирующий, формирующий и контрольный.

В ходе констатирующего эксперимента осуществлялось знакомство с учащимися второго класса Муниципального общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 24» города Магнитогорск, проведение их первичного обследования и выявление детей, в пись менной речи которых встречаются ошибки оптического характера. Также было проведено

обследование устной речи детей (звукопроизношение, лексический, грамматический строй, фонематический анализ и синтез, уровень развития связной речи), процесса чтения, состояние неречевых психических функций (внимание, память, мышление, зрительно-пространственные функции, конструктивный праксис и др.). На основе полученных данных были заполнены речевые карты на каждого ребенка. Использовались актуальные методики исследования процесса письма [10]. Учащимся предлагались следующие задания: списать слова, написанные печатным и рукописным шрифтом; записать под диктовку прописные и строчные буквы, слова и слоги; списать рукописный и печатный текст; написать диктант; написать названия предметов, которые изображены на картинках; составить и записать небольшой рассказ по сюжетной картинке.

По итогам изучения речевых карт детей и предварительного обследования их письменной речи была сформирована экспериментальная группа учащихся, у которых было большое количество ошибок. Вторым этапом исследования стал формирующий педагогический эксперимент. Была разра-

ботана и внедрена программа преодоления дисграфии у учащихся с задержкой психического развития в условиях интегрированного обучения с учетом реализации следующих условий: 1) опора на принципы комплексности и системности коррекционного воздействия; 2) учет психофизиологических особенностей учащихся с задержкой психического развития; 3) участие в коррекционном процессе воспитателей во внеурочное время.

В программу по устранению оптической дисграфии у учащихся с ЗПР за основу были взяты методики, описанные в работах Т. Г. Визель [3], В. А. Калягиным [5] и других исследователей данной проблемы.

Программа имела традиционную структуру-цель, предмет, объект, задачи, формы организации и способы реализации.

Цель предлагаемой программы - преодоление у учащихся оптической дисграфии и нарушений познавательных психических процессов, которые ее вызывают.

Предмет коррекции - зрительное восприятие, ориентиова-ние в пространстве и зрительно-моторная координация.

Объект - дети 8 - 9 лет с задержкой психического развития.

Задачи - развитие зрительного восприятия, развитие зрительно-моторной координации, развитие пространственной ориентировки, активизация процессов мышления, восприятия, внимания, памяти.

Форма работы - индивидуально-групповая на уроках и во внеурочное время.

Основными разделами кор-рекционной работы стали следующие: психотерапевтическая работа с ребенком, медикаментозное лечение и психолого-педагогические мероприятия.

Формы работы определяются целями занятий и обеспечивают сочетание как традиционных методов и приемов, так и применение инновационных информационно - коммуникационных технологий (создание презентаций к урокам, работа на интерактивной доске, использование различных обучающих программ, использова ние ресурсов интернет и т.д.). При этом традиционные методы, используемые педагогами и психологами на занятиях, во многих случаях применялись в игровых ситуациях. Проводимая работа включала в себя индивидуальные задания для самостоятельной работы, выполнение заданий в рабочих тет-

е

цц

I

а

V

V

Л

а Н

£ а

о Й а

8 8

л

е 8

к о

й

о р

№ 8

8

о

о

К Ж

8 8 о

№ а

Ж

Ж о

й о

о

Л

Л

е

Ж 8

¡0

I

SJ

ж

s у

к

^

И5 ^

50

О «

s ж

50 50

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3

И5

50

О «

S

§

^ и;

радях, индивидуальные домашние задания и т. п.; при повторении материала применялась методика свободного выбора разноуровневых заданий.

Уроки, на которых мы пытались решить проблемы дисграфии у учащихся, проводились по таким дисциплинам, как чтение, математика, русский язык, окружающий мир, физкультура, рисование, труд. А во внеурочное время - это перемены, прогулки, групповые экскурсии вместе с воспитателями.

Продолжительность реализации программы в процессе формирующего этапа эксперимента составила с сентября 2017 г. по март 2018 г.

На третьем этапе нашей опытно-экспериментальной работы было проведено контрольное обследование детей - участников реализованной программы. Контрольный эксперимент строился на той же методике, что и первичная диагностика. Результаты контрольного этапа позволили определить эффективность программы по коррекции дисграфии у младших школьников.

3. Результаты (Results)

Качественный и количественный анализ проведенного исследования на констатирующем

этапе эксперимента выявил преобладание оптических ошибок в письменной речи учащихся. При написании диктанта и списывании они часто не дописывали элементы букв, вставляли лишние элементы, допускали множественные оптические ошибки: замена графически сходных букв б-д, л-м, о-а, м-т. Фиксировались ошибки, связанные с нарушением языкового анализа и синтеза, а также орфографические ошибки. Наблюдались пропуски букв и слогов, лишние буквы. Оптические ошибки проявлялись в неразличении букв ш-щ, п-т, и-ч, у-д. Письменные работы были неаккуратные с неразборчивым почерком. Ошибки артикуля-торно-акустического характера не наблюдались, поскольку звукопро-изношение у детей не нарушено.

Все полученные данные были внесены в речевые карты детей. На их основе планировалась и строилась вся последующая кор-рекционная работа в процессе реализации программы.

Результаты контрольного эксперимента в марте 2018 года, проведённого с целью выявления эффективности коррекции дисгра-фии у учащихся с задержкой психического развития в условиях интегрированного обучения, обнару-

жили заметное уменьшение количества ошибок в работах детей. Качественный анализ результатов работы показал наличие у всех учащихся с задержкой психического развития положительной динамики в преодолении оптической дисграфии.

В письменных работах наблюдались единичные случаи аграмматических и фонематических ошибок. А количество ошибок на почве нарушения языкового анализа и синтеза значительно сократилось. Дети научились различать оптически сходные буквы, но этот навык не доведен до автоматизма.

Проведенный сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов показал эффективность проведённой логопедической работы. Программа коррекции дис-графии у учащихся с задержкой психического развития в условиях интегрированного обучения способствует преодолению оптической формы дисграфии и других видов нарушений процесса письма активизирует познавательную деятельность. Систематическая кор-рекционно-развивающая работа в условиях интегрированного обучения значительно улучшает состоя-

ние письменной речи детей с задержкой психического развития, что ведет к повышению успеваемости школьников по другим учебным предметам.

4. Обсуждение (Discussion) Таким образом, анализ современных подходов по преодолению дисграфии у детей с задержкой психического развития и результаты проведенного нами исследования показывают, что коррекци-онно-развивающая работа должна проводится целенаправленно и поэтапно, должна включать в себя не только работу по исправлению письменной речи, но и целый комплекс заданий и упражнений, способствующих активизации учебной и познавательной деятельности, уточнению и расширению объема зрительной памяти, развитию зрительного восприятия, анализа и синтеза, зрительно-моторной координации. А важной частью всей работы, следовательно, является психолого-педагогическое сопровождение детей с задержкой в психическом развитии в каждом моменте обучения в начальной школе, которое должно проводиться с ориентацией на зону ближайшего развития каждого ребёнка с ЗПР, осуществляться комплексно. Это сопровождение мо-

е

цц

I

g

и

а ^

и и

V

V ^

а -S

С S

V

з а

g

«

о Kl а

с

S и

^

е с к о

Й

о р

8

№ и

S и

Sa V

о

о

S Ж

8

Р и

Р о

№ а

Ж

Ж о

Й о

о

Л

е

Ж и

Sa

I

SJ

ж

s y

s

^

И5

S

50

О «

s ж

50 50

3

И5

50

О «

ж

§

^ и;

жет быть успешным только при совместном участии учителя-логопеда, воспитателя, дефектолога, психолога в сочетании с медикаментозной терапией по индивидуальным показаниям. Если такое сопровождение будет соответствовать условию своевременности, то при подобной помощи каждый ребёнок сможет учиться по программе массовой школы.

К сожалению, в образовательной практике явно недостает специальных общеобразовательных учреждений для детей с ЗПР, что приводит к тому, что дети данной категории обучаются в массовой школе, то есть в условиях, не учитывающих их особенности, а не в условиях интегрированного обучения. Поэтому, по нашему мнению реализацию программы по предупреждению некоторых видов дисграфии (в нашем случае - оптической дисграфии), должен иметь возможность проводить учитель начальных классов в процессе обучения (на любых уроках), а во внеурочное время - воспитатель (например, на прогулках, на переменах и т.д.) под руководством логопеда. В этом и заключается новизна нашего исследования. Она состоит в разработке эффективной программы коррекции дисграфии у

учащихся с задержкой психического развития в условиях интегрированного обучения.

5. Заключение (Conclusion)

Разработанная нами программа исходит из того, что задержка психического развития представляет собой нарушение нормального темпа психического развития, при котором у детей отмечаются затруднения в развитии всех основных познавательных психических процессов. У детей с ЗПР имеются отклонения от норм в таких важнейших психических функциях, как память, внимание, мышление, речь. У детей наблюдаются нарушения в эмоционально-волевой сфере, моторике и поведении. Недостатки психического и моторного развития отражаются на формировании речевой функции, могут стать причиной возникновения различных форм дисграфий. Наибольшая распространенность дисграфии фиксируется именно среди младших школьников с задержкой развития. Дисграфия как частичное нарушение процесса проявляется в стойких, поворяю-щихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. Выделяют пять основных видов дисграфии:

акустическую, артикуляторно-акустическую, оптическую, аграм-матическую и дисграфию на почве нарушения языкового анализа и синтеза [3]. Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений и проявляется в виде замен графически сходных букв, зеркального написания букв, пропусков элементов букв и их неправильного расположения.

Проведенное исследование на констатирующем этапе эксперимента, согласно цели, задачам и гипотезе, позволило сформировать экспериментальную группу учащихся младших классов с преобладанием оптических ошибок в пись

менной речи.

На формирующем этапе эксперимента была разработана и внедрена программа коррекции дисграфии у учащихся с задержкой психического развития в условиях интегрированного обучения.

Результаты контрольного эксперимента говорят о значительном улучшении состояния процесса письма у детей. Программа коррекции дисграфии у учащихся с задержкой психического развития в условиях интегрированного обучения способствует преодолению оптической формы дисграфии и других видов нарушений процесса письма, а также активизирует познавательную деятельность подобных учащихся.

Библиографический список

1. Белякова Л. И. Новый учебник по психолингвистике / Ред. Л. И. Белякова, Ю. О. Филатова // Вопросы психологии : научный журнал: издается с января 1955 года / Ред. Е. В. Щедрина. 2007. - № 2 март-апрель 2007. - С. 174-176.

2. Белякова Л. И. Онтогенез речевой деятельности: норма и патология : монографический сборник. М., 2009. - 173 с.

3. Визель Т. Г., Прокопенко С. В., Можейко Е. Ю., Никольская О. Н. Нейроди-намические нарушения речи в постинсультном периоде: патогенез, клиника, диагностика [Электронный ресурс] // Бюллетень сибирской медицины. 2011. Т. 10. № 2. С. 154160. URL: http://bulletin.ssmu.ru/ (дата обращения: 07.10.2018).

4. Дубровина И. В., Лубовский Д. В. Развитие психологической культуры обучающихся в контексте реализации образовательных стандартов [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 6. С. 25-33. URL: DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse (дата обращения: 08.10.2018).

5. Калягин В. А., Овчинникова Т. С. Психотерапия и психокоррекция лиц с речевой патологией // Российская оториноларингология. - 2006. - № 6. - С. 99-103.

е

цц

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I

д

и

Ö ^

U

и

V

V д Ö -S

с

I

V

Ö д

о Kl а

с и

д е с к о Й

о р

8

№ и

S и

So V

о

о

К ж

8

Р и

Р о

№ Ö ж

ж о

Й о

о

д

д

е

ж и

So

I

SJ

S

|

50 05

6. Калягин В. А. Влияние ритмических раздражателей на качество речи заикающихся [Текст] / В. А. Калягин, Т. Г. Кузнецова, Т. С. Овчинникова // Российская оториноларингология. - 2012. - № 5. - С. 62-66.

7. Корнев А. Н. Шемякина Н. В., Новиков В. А., Нагорнова Ж. В., Гальперина Е.И., Поздняков А.В., Изучение механизмов чтения у людей с разным уровнем понимания письменной речи [Электронный ресурс] // Физиология человека. 2018. Т. 44. № 2. С. 41-51. URL: http://www.maik.ru/ru/journal/chelfiz/ (дата обращения: 07.10.2018).

8. Овчинникова Т. С., Реброва В. И. Образные выражения как способ развития словесно-логического мышления детей дошкольного возраста с задержкой психического развития [Электронный ресурс] // Специальное образование: материалы XIV международной научно-практической конференции. 2018. С. 14-17. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_34870760_85184609.pdf (дата обращения: 08.10.2018).

9. Рассказова Е. И., Ениколопов С. Н., Гульдан В. В. Оценка психологического благополучия как принятие решения: особенности субъективных критериев при психических заболеваниях (на моделях непсихотической депрессии и первого психотического приступа в юношеском возрасте) [Электронный ресурс] // Психология : журнал Высшей школы экономики. 2017; 14 (2): 298 -319. URL: https://doi.org/10.17323/1813-8918-2017-2-298-319 (дата обращения: 08.10.2018).

10. Халилова Л. Б. Актуальные вопросы порождения речи и их анализ с позиций современной логопедии // Онтогенез речевой деятельности: норма и патология : монографический сборник. М. : Прометей МПГУ, 2005. - С. 396-403.

11. Филичева Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста : монография. М. : РИЦ «Альфа», 1999. - 350 с.

V. A. Belikov1, M. V. Kozhevnikov2, I. V. Lapchinskaia3

1ORCID No. 0000-0003-2228-5345,

Professor, doctor of pedagogical Sciences, head of the Department, Professor of the Department of social and pedagogical education, South-Ural state humanitarian-pedagogical university, Chelyabinsk, Russian Federation.

E-mail: belickov.vladimir54@mail.ru

2ORCID No. 0000-0002-2412-5831, Academic Title of Professor, Doctor of philology, Professor at the Department of Social and

Pedagogical Education, South-Ural state humanitarian-pedagogical university,

Chelyabinsk, Russian Federation.

E-mail: mihvasko@mail.ru

3ORCID No. 0000-0002-4572-9474, Academic Title of Associate Professor, Candidate of Sciences (Pedagogy),

Associate Professor at the Department of Social and Pedagogical Education,

South-Ural state humanitarian-pedagogical university, Chelyabinsk, Russian Federation.

E-mail: il-aya@mail.ru

CORRECTION OF DYSGRAPHIA AMONG SCHOOLCHILDREN WITH MENTAL RETARDATION IN THE CONTEXT OF INTEGRATED LEARNING

Abstract

Introduction. The problem under discussion is distinguished by exceptional aetality because at present the number of children with limited health abilities is significantly increasing, and corrective work with them requires finding new effective ways to solve this problem.

The aim of the paper is to - develop, theoretically substantiate and experimentally test the program of correction of dysgraphia among schoolchildren with mental retardation in the context of integrated learning.

Materials and methods. Used theoretical methods - analysis of psychological, pedagogical, linguistic literature on the problem of dysgraphies; the study and synthesis of pedagogical experience in overcome violations of writing among schoolchildren with mental retardation; empirical methods - pedagogical experiment, observation, product analysis (of the written work of schoolchildren in the Russian language). S

Results. An initial survey revealed a group of schoolchildren whose optical errors predominated in their written language. Also survey was conducted the oral speech of children (sound pronunciation, lexical, grammatical structure, phonemic analysis and synthesis, level of development of coherent speech), the state of nonverbal mental functions (attention, memory, thinking, visual-spatial functions, constructive praxis and other). At the ascertaining stage, the method of studying the process of writing I.N. Sadovnikova was used.

At the formative stage of the experiment, a program for the correction of dysgraphia among schoolchildren with mental retardation was developed and implemented.

Control examination allowed to determine the effectiveness of the program for the correction of dysgraphia among schoolchildren.

Discussion. In spite of the large number of works that investigate the problem of dysgraphia in people with mental retardation, today all these theories are rather contradictory. This explains that there are still various points of view related to the definition, pathogenesis, mechanisms, symptoms of dysgraphia. The novelty of our research lies in the development of an updated effective approach to the correction of dysgraphia among schoolchildren with mental retardation in the context of integrated learning.

Conclusion. The program for the correction of dysgraphia among schoolchildren with mental retardation in the context of integrated learning helps to overcome the optical form of dysgraphia and other of violations of the writing process, as well as activates the cognitive activity of schoolchildren with mental retardation.

Keywords: optical dysgraphia, mental retardation, junior schoolchildren, correction,

r

ä

0

1 o' s

i

a S o

s

g

s

o ^

o o

<—1

0

1

I

s

1

I a

i

s

g

written speech, nonverbal mental functions, cognitive activity. Highlights:

- a theoretical analysis of the causes, symptoms and psychological mechanisms of writ ten disorders among schoolchildren with mental retardation;

- during the empirical study revealed a group of junior schoolchildren whose optical errors predominated in their written language, oral speech errors, violations in the state of nonverbal mental functions;

- developed program for the correction of dysgraphia among schoolchildren with mental retardation in the context of integrated;

- tested the effectiveness of the correctional program.

References

1. Belyakova L. I. (2007) Novyj uchebnik po psiholingvistike [New textbook on psy-cholinguistics]. Voprosy psihologii: nauchnyj zhurnal: 2, 174-176 (In Russian).

2. Belyakova L. I. (2009) Ontogenez rechevoj deyatel'nosti: norma i patologiya. Mono-graficheskij sbornik [Ontogenesis of speech activity: norm and pathology]. (In Russian).

3. Vizel' T. G., Prokopenko S. V., Mozhejko E.YU., Nikol'skaya O.N. (2011) Nejro-dinamicheskie narusheniya rechi v postinsul'tnom periode: patogenez, klinika, diagnostika [Neurodynamic speech disorders in the post-stroke period: pathogenesis, clinic, diagnosis] Byulleten' sibirskoj mediciny. 10, 2, 154-160. Available at: http://bulletin.ssmu.ru/ (Accessed: 07.10.2018). (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Dubrovina I. V., Lubovskij D. V. (2017) Razvitie psihologicheskoj kul'tury obuchayushchihsya v kontekste realizacii obrazovatel'nyh standartov [Development of psychological culture of students in the context of implementation of educational standards]. Psi-hologicheskaya nauka i obrazovanie. 22, 6, 25-33. Available at: http://dx.doi.org/10.17759/pse (Accessed: 08.10.2018). (In Russian).

5. Kalyagin V. A. (2006) Psihoterapiya i psihokorrekciya lic s rechevoj patologiej [Psychotherapy and psychocorrection of persons with speech pathology]. Rossijskaya otori-

2 nolaringologiya. 6, 99-103. ). (In Russian).

g 6. Kalyagin,V. A. (2012) Vliyanie ritmicheskih razdrazhitelej na kachestvo rechi

•a

o zaikayushchihsya [The influence of rhythmic stimuli on the quality of stuttering speech]. Ros-

c?

hJ

>

sijskaya otorinolaringologiya. 5, 62-66. ). (In Russian).

7. Kornev A. N. SHemyakina N.V., Novikov V.A., Nagornova ZH.V., Gal'perina E.I., § Pozdnyakov A.V., (2018) Izuchenie mekhanizmov chteniya u lyudej s raznym urovnem poni-j> maniya pis'mennoj rechi. [Studying the mechanisms of reading in people with different levels

a

o of understanding of writing]. Fiziologiya cheloveka. 44, 2, 41-51. Available at:

HH

> http://www.maik.ru/ru/journal/chelfiz/ (Accessed: 07.10.2018). (In Russian).

8. Ovchinnikova T. S., Rebrova V.I. (2018) Obraznye vyrazheniya kak sposob J razvitiya slovesno-logicheskogo myshleniya detej doshkol'nogo vozrasta s zaderzhkoj m psihicheskogo razvitiya [Figurative expressions as a way of development of verbal and logical

thinking of preschool children with mental retardation]. Special'noe obrazovanie, 14-17.

Available at: https://elibrary.ru/download/elibrary_34870760_85184609.pdf (Accessed: 08.10.2018). (In Russian).

9. Rasskazova E. I., Enikolopov S. N., Gul'dan V. V. (2017) Ocenka psiholog-icheskogo blagopoluchiya kak prinyatie resheniya: osobennosti sub"ektivnyh kriteriev pri psi-hicheskih zabolevaniyah (na modelyah nepsihoticheskoj depressii i pervogo psihoticheskogo pristupa v yunosheskom vozraste) [Assessment of psychological well-being as decision-making: features of subjective criteria in mental diseases (on models of non-psychotic depression and the first psychotic attack in adolescence)]. Psihologiya. ZHurnal Vysshej shkoly ehkonomiki. 14(2). 298-319. 14-17. Available at: https://doi.org/10.17323/1813-8918-2017-2-298-319 (Accessed: 08.10.2018). (In Russian).

10. Halilova L. B. (2005) Aktual'nye voprosy porozhdeniya rechi i ih analiz s pozicij sovremennoj logopedii [Topical issues of speech generation and their analysis from the perspective of modern speech therapy]. Ontogenez rechevoj deyatel'nosti: norma i patologiya. Monograficheskij sbornik. 396-403. (In Russian).

11. Filicheva T. B. (1999) Osobennosti formirovaniya rechi u detej doshkol'nogo voz rasta [Features of speech formation in preschool children]. Monoggrafiya. 350. (In Russian).

r

c

c i o'

n f

y

p

i a'

a

S o

n

g

s c

h o

o

<—i c

i

e n

C6 n

a

t

i o

n

e c

o n

1

e d

a

i

n

g

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.