11. Рябова О.В. Исследовательская деятельность как средство формирования познавательно-аналитических умений у младшего школьника. Балтийский гуманитарный журнал. 2018; Т. У, № 4: 297-301.
12. Гальперин П.Я. Общий взгляд на учение о так называемом поэтапном формировании умственных действий, представлений и понятий. Вестник Московского университета. 1998; № 2: 3-8.
13. Жилина Н.Д., Таренко Л.Б. Педагогические условия формирования аналитических умений у будущих ИТ-специалистов в вузовском образовании. Вестник Мининского университета. 2018; Т. 6, № 4: 12-16.
14. Овсянникова И.Г. Педагогические средства формирования у будущих учителей аналитических умений в условиях диалога культур. Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2013; № 4: 156-167.
15. Саенко Л.А., Корольков К.В. Педагогические условия формирования аналитических умений у студентов вузов. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 3: 90-92.
References
1. Rapacevich E.S. Pedagogika. Bol'shaya sovremennaya 'enciklopediya. Moskva: Sovremennoe slovo, 2010.
2. Kuznecova S.L. Sovremennoe sostoyanie teorii metodov obucheniya. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2011; № 4: 141-145.
3. Kodzhaspirova G.M. Slovar'po pedagogike. Moskva: MarT, 2013.
4. Bim-Bad B.M. Pedagogicheskij enciklopedicheskij slovar'. Moskva: Bol'shaya Rossijskaya 'enciklopediya, 2012.
5. Saenko L.A., Solomatina G.N. Suschnost' i struktura vospitatel'nogo prostranstva. Vestnik Severo-Kavkazskogo federai'nogo universiteta. 202; № 5: 212-219.
6. Saenko L.A., Solomatina G.N. Analiticheskie umeniya studentov: suschnostnye harakteristiki, urovni razvitiya, faktory vliyaniya. Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie. 2021; № 4: 68-У5.
7. Ignat'ev V.P., Varlamova L.F. Ob ocenke urovnya sformirovannosti professional'nyh kompetencij obuchayuschihsya. Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie (Pedagogical Review). 2020; № 4: 62-У0.
8. Medova N.A., Bajgulova N.V. Sozdanie motivacionnogo prostranstva studentov i prepodavatelej sredstvami smeshannogo obucheniya. Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie (Pedagogical Review). 2021; № 1: 104-110.
9. Sadovnikova N.Yu. Razvitie analiticheskih umenij mladshih shkol'nikov na urokah russkogo yazyka. Aktual'nye issledovaniya. 2021; № 18: 112-114.
10. Dement'eva Yu.V. Formirovanie analiticheskih umenij i navykov v processe professional'noj pedagogicheskoj deyatel'nosti. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2003.
11. Ryabova O.V. Issledovatel'skaya deyatel'nost' kak sredstvo formirovaniya poznavatel'no-analiticheskih umenij u mladshego shkol'nika. Baltijskij gumanitarnyj zhurnal. 2018; T. 7, № 4: 297-301.
12. Gal'perin P.Ya. Obschij vzglyad na uchenie o tak nazyvaemom po'etapnom formirovanii umstvennyh dejstvij, predstavlenij i ponyatij. Vestnik Moskovskogo universiteta. 1998; № 2: 3-8.
13. Zhilina N.D., Tarenko L.B. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya analiticheskih umenij u buduschih IT-specialistov v vuzovskom obrazovanii. Vestnik Mininskogo universiteta. 2018; T. 6, № 4: 12-16.
14. Ovsyannikova I.G. Pedagogicheskie sredstva formirovaniya u buduschih uchitelej analiticheskih umenij v usloviyah dialoga kul'tur. Vestnik Cheiyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2013; № 4: 156-167.
15. Saenko L.A., Korol'kov K.V. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya analiticheskih umenij u studentov vuzov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 3: 90-92.
Статья поступила в редакцию 03.10.22
УДК 376
Sitnikova A.D., teacher, Department of Defectology, Russian Language and Social Work, Stavropol State Medical University (Stavropol, Russia),
E-mail: [email protected]
THE SPECIFICITY OF THE ORGANIZATION AND FUNCTIONING OF PROFILE MEDICAL CLASSES IN A COMPREHENSIVE SCHOOL. The article discusses the essence and current state of profile education in a secondary school. The practical experience of the development of specialized education in Russia and abroad is summarized. Modern concepts of the implementation of training in medical classes in the context of specialized education are analyzed. A comprehensive scientific and theoretical study is being carried out, in which special attention is paid to the psychological and pedagogical characteristics of students in medical specialized classes, as one of the significant conditions for the effective implementation of career guidance work. The presented material allows concluding that the analysis and dynamics of the development of the intellectual and personal qualities of each student will improve the effectiveness of training in medical specialized classes, its flexibility and variability, which will further reduce the risk of students changing their professional direction.
Key words: specialized education, medical specialized classes, training profiles, career guidance.
АД. Ситникова, преп., ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» г. Ставрополь,
E-mail: [email protected]
СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРОФИЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ КЛАССОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В настоящей статье рассмотрены сущность и современное состояние профильного образования в общеобразовательных учреждениях. Обобщен практический опыт развития профильного образования в России и за рубежом. Проанализированы современные концепции реализации обучения в медицинских классах в условиях профильного образования. Проведено комплексное научно-теоретическое исследование, в котором особое внимание уделено организации учебной деятельности обучающихся медицинских профильных классов как одному из значимых условий эффективной реализации профо-риентационной работы. Представленный материал позволяет сделать вывод, что анализ и динамика развития интеллектуальных и личностных качеств каждого обучающегося позволит повысить эффективность обучения в медицинских профильных классах, его гибкость и вариативность, что в дальнейшем снизит риск смены обучающимися профессионального направления.
Ключевые слова: профильное образование, медицинские профильные классы, профили подготовки, профориентация.
В настоящее время общеобразовательные учреждения среднего и общего образования реализуют профильное обучение, необходимость введения которого определена Концепцией модернизации российского образования. Профильное образование представляет собой систему, которая опирается на принципы индивидуализации и дифференциации обучения, а также способствует эффективной социализации обучающихся, в том числе с учетом актуальных потребностей рынка труда. Все профили обучения, предлагаемые обучающимся общеобразовательных учреждений, почти в равных долях популярны, однако наиболее всего востребован естественно-научный профиль и организуемые в рамках него узконаправленные классы (43% обучающихся), в результате нахождения в которых выпускники нацелены на дельнейшее профессиональное
обучение в различных областях медицины и биологии (биоинформатика, медицинская визуализация, биоинженерия и т. д.) [1]. В данной статье автор уделяет особое внимание условиям организации обучения в медицинских профильных классах [1-8].
В Декларации о подготовке медицинских кадров, принятой 36-й Всемирной медицинской ассамблеей, первостепенная роль отводится эффективной про-фориентационной работе с абитуриентами медицинских вузов. Отмечается, что лишь тому абитуриенту, который имеет высокий уровень подготовленности, следует предоставлять возможность получения образования в области медицины [2]. Однако, помимо наличия высокого уровня интеллектуального развития для дальнейшего обучения в области медицины, следует учитывать психолого-педа-
гогическую характеристику, которая описывает личностные качества современного специалиста в данной сфере.
Цель статьи определяется выявлением специфики функционирования профильных медицинских классов.
В соответствии с рассматриваемой проблемой были поставлены следующие задачи:
- проанализировать различные научные взгляды на определение понятия «профильное образование» и выявить наиболее обобщенное, отвечающее условиям настоящего исследования;
- рассмотреть особенности осуществления обучения в условиях медицинских профильных классов;
Методы исследования, используемые при подготовке статьи, - теоретический анализ научной литературы, синтез, обобщение.
Научная новизна статьи определяется выявление специфики организации профильного обучения в медицинских классах, организованных в общеобразовательных школах. Теоретическая значимость заключается в расширении педагогического знания об учебном взаимодействии в профильных медицинских классах в системе «школа - вуз». Практическая значимость представлена через раскрытие основных учебных блоков в профильных медицинских классах.
На современном этапе развития педагогической науки не обнаружено единого толкования феномена «профильное образование». Однако на основе анализа психолого-педагогических исследований по рассматриваемой проблеме можно выделить его существенные признаки и характеристики. Профилизация общеобразовательной школы выделяется исследователями как вид дифференцированного образования обучающихся старших классов, основанием чего могут выступать следующие наиболее приоритетные критерии: базовые и специальные способности обучающихся, индивидуально-физиологические особенности обучающихся, потребности обучающихся, мотивы выбора профессии, интерес к будущей профессиональной деятельности [3].
Также профильное обучение понимается как средство профессионального самоопределения, так как образование на сегодняшний день должно иметь профессионально-личностную направленность. Вследствие чего в школьной программе выделяются не только базовые предметные области, но и дополнительные - прикладные, соответствующие тому или иному профилю подготовки обучающихся.
В рамках данной научно-исследовательской работы мы придерживаемся наиболее обобщенного определения понятия «профильное образование», представленного в законе «Об образовании в Российской Федерации». Где профильное обучение рассматривается как один из вариантов организации образовательного процесса по программам всех уровней общего образования (начального, основного и среднего). В качестве основополагающего критерия выступает дифференциация содержания образовательных программ, учитывающая индивидуальный подход к обучающимся, к их потребностям, способностям и интересам, одним из основных средств достижения которого является углубленное изучение тех или иных учебных предметов или областей, соответствующих образовательной программе [4].
Так, данное определение свидетельствует о законном закреплении возможности реализации так называемого предпрофильного обучения уже в рамках начального общего образования. Однако на данном уровне можно говорить лишь о формировании у обучающихся знаний, интересов, личностных качеств, компетенций, необходимых для дальнейшего осознанного выбора будущей профессиональной деятельности.
Проблема развития профильного образования освещена в научных психолого-педагогических исследованиях С.С. Кравцова, А.А. Кузнецова, М.В. Левит, А.П. Меньшикова, А.М. Новиковой, Н.С. Пряжникова, И.А. Сасовой, С.Н. Чистяковой и др. Несмотря на богатый опыт, на современном этапе интерес к изучению данной проблемы возрастает и находит свое отражение в работах Х.А. Алижано-вой, В. Гаргай, К.Г. Митрофанова, Н.А. Тихонова, И.Ю. Черниковой, М.М. Чучке-вича и других исследователей.
Существует несколько моделей организации профильного обучения, в рамках которых образовательная деятельность осуществляется с опорой на тот или иной подход. Среди них особую распространенность в системе образования получили следующие модели: внутришкольная модель; сетевая модель (межшкольная, виртуальная дистанционная, интеграционная (вуз, колледж), интеграционная (производственные предприятия), интеграционная (музеи, театры и т. д.), интеграционная (технопарк, дома детского творчества) [5]. Каждая модель обладает определёнными достоинствами и имеет ряд недостатков.
В 2018 году был проведён мониторинг, направленный на изучение потенциала и возможностей реализации перечисленных моделей в организациях среднего общего образования, осуществляющих профильное обучение, а также анализ запросов обучающихся, их родителей и работодателей [5]. Подавляющее большинство респондентов указали на то, что в профильная система обучения реализуется по внутришкольной модели, на втором месте стоит интеграционная модель, представляющая собой сетевое взаимодействие школы с высшими учебными заведениями или учреждениями среднего профессионального образования, а также различными предприятия и организациями здравоохранения. Из этого следует, что не все образовательные учреждения среднего общего образования предпочитают в качестве профориентационной работы в рамках
профильного обучения взаимодействовать с иными организациями (вузами, учреждениями здравоохранения, различными предприятиями и т. д.), а это, в свою очередь, может приводить к негативным последствиям. Например, из-за отсутствия точных представлений о будущей профессиональной деятельности выпускники предпочитают поступать в вузы, не соответствующие направлению профильного класса.
В ФГОС СОО обозначены основные профили обучения в общеобразовательных учреждениях среднего общего образования: естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический, технологический, универсальный. Некоторые образовательные организации осуществляют набор по другим, более узконаправленным направлениям, если количество выпускников, желающих обучаться по ним, позволяет открыть соответствующий профильный класс.
Что касается естественно-научного профиля, то обучение в рамках него позволяет формировать у учащихся научно-исследовательское мировоззрение на основе знакомства с формами и методами научного познания, ознакомить их с основными химико-биологическими теориями, а также сформировать навыки самостоятельной научно-исследовательской деятельности.
Одной из форм осуществления обучения по естественно-научному профилю являются медицинские профильные классы, историческое создание которых связано с потребностью реформировать образовательный процесс под новые стандарты обучения, направленные на обеспечение государства кадровым потенциалом медицинских работников.
Подобные классы представляют собой уникальную форму среднего общего образования, позволяющую выпускникам осознанно прийти к выбору профессии, а также получить необходимую подготовку для поступления в соответствующие медицинские учреждения высшего образования. Реализация обучения в медицинских профильных классах представляет собой четыре основных блока, которые в зависимости от учреждения могут варьироваться:
- изучение базовых предметов (математика, русский язык и т. д.),
- углубленное изучение отдельных предметов (биологии, химии, физики и т. д.),
- организация уроков специальной направленности (анатомия, микробиология, физиология функциональных систем человека, оказание первой медицинской помощи и т. п.).
- практическое ознакомление с выбранным направлением или специальностью.
На сегодняшний день самым ярким примером является проект «Медицинский класс в московской школе», участниками которого уже являются 136 общеобразовательных учреждений. Его структурной особенностью является сетевая модель реализации профильного обучения выпускников, а в качестве основной цели выступает осуществление ранней профориентации обучающихся посредством взаимодействия педагогов общеобразовательных и высших учреждений, а также включения ресурсов всех сетевых учреждений Департамента образования и науки города Москвы [6]. Также в 2017 году был создан первый экспериментальный профильный медицинский класс «Медикус» с углубленным изучением латинского языка при средней образовательной школе № 1 города Ставрополя. В 2020 году в Ессентуках и Кисловодске были открыты два новых медицинских класса, таким образом, к обучению преступили 56 лицеистов. А в сентябре 2021 года - 74 лицеиста.
Программа обучения в данных классах нацелена на реализацию ориен-тационного курса предпрофессионального образования и представляет собой сочетание специально организованных процедур практического знакомства с содержанием профессиональной деятельности медицинского работника, практических занятий модульного типа по базовым для университета специальностям (химия и биология), а также занятий по базовой и медицинской латыни. Кроме того, все лицеисты являются активными слушателями Малой медицинской академии, посещают лекционные занятия, которые читают заведующие кафедрами университета, выдающиеся учёные вуза.
Однако стоит отметить, что во всех учреждениях, реализующих профильное обучение, в качестве основных критериев отбора в классы различной направленности, в том числе медицинские, выступают в первую очередь результаты прохождения ГИА в 9 классе по предметам, необходимым для данного профиля, а также средний балл по итогам промежуточной аттестации по тем же предметам. Несмотря на то, что профильное обучение направлено на индивидуализацию и дифференциацию, в образовательной деятельности медицинских профильных классов в меньшей степени учитываются психологические и личностные особенности обучающихся, их мотивационные потребности и т. д.
В научной психолого-педагогической литературе исследователи (Б.А. Ясько, Б.В. Казарин, В.Н. Левина, Е.Б. Ермолаева) уделяли особое внимание проблеме сформированности профессионально значимых качеств личности, которыми должен обладать современный представитель медицинской профессии. Среди них выделяются три основных аспекта личностных качеств: волевой, интеллектуальный и эмоционально-нравственный, позволяющие в совокупности реализовать этический компонент медицинского профессионализма [3; 8].
Если говорить о необходимых будущему представителю медицинской профессии личностных качествах в контексте отбора в медицинские профильные классы, то однозначно, что обучающиеся обладают далеко не всеми из выше-
перечисленных, поскольку некоторые их них находятся на начальной стадии формирования и развиваются уже в процессе непосредственного обучения и профессиональной деятельности (диалектичность мышления, мудрость, компетентность, эрудированность, самообладание).
Е.В. Неумоева-Колчеданцева в своих исследованиях по рассматриваемой проблеме указывает на важность оценки психолого-педагогической характеристики каждого обучающегося, а также отмечает, что зачастую подобная работа вызывает интерес и у самих школьников - мотивирует к овладению профессиональными компетенциями и создает благоприятные условия для
Библиографический список
успешной социализации и адаптации к будущей профессиональной деятельности [4].
Таким образом, медицинские профессии имеют ряд специфических особенностей и требуют от человека не только достаточного набора профессиональных компетенций, но и наличия соответствующих личностных качеств. А ясное представление об индивидуальных особенностях каждого обучающегося позволит выстроить профильное обучение более эффективно, с учетом принципа дифференциации и в дальнейшем минимизирует ошибки в выборе профессионального пути.
1. Надеева Е.В. К вопросу профильного обучения в медико-биологических классах. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2009; Т. 2, № 7: 142-147.
2. Заявление о подготовке медицинских кадров: принято 36-й Всемирной медицинской ассамблеей. Сингапур, 1984, дополнено 38 Всемирной медицинской ассамблеей. Ранчо Мираж, Калифорния, США, октябрь 1986. Available at: http://www.med-pravo.ru/International/TwoEduc.htm
3. Мелетичев В.В., Харитонова Е.В. Профессиональные склонности и мотивация обучающихся как условие успешности выбора и освоения профессии. Наука и школа. 2019; № 6: 163-170.
4. Рамазанова В.Н. Организационно-педагогические условия реализации индивидуальных образовательных программ в системе профильного обучения старшеклассников. Интеграция образования. 2010; № 1: 49-53.
5. Афанасьева Т.П., Немова Н.В. Профильное обучение: педагогическая система и управление. Москва: АПК и ПРО, 2004.
6. Коньшина Ю.Е., Амиров А.Ф. Профильные классы с медицинской направленностью в системе подготовки «школа-вуз». Педагогический журнал Башкортостана. 2018; № 4: 64-73.
7. Филатова Л.О. Профильное обучение в зарубежных странах. Пространство экономики. 2005; № 1: 144-158.
8. Левина В.Н. Личностные качества врача в сотрудничестве с пациентом: учебное пособие. Ижевск: ИГМА, 2016.
References
1. Nadeeva E.V. K voprosu profil'nogo obucheniya v mediko-biologicheskih klassah. Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2009; T. 2, № 7: 142-147.
2. Zayavlenie o podgotovke medicinskih kadrov: prinyato 36-j Vsemirnoj medicinskoj assambleej. Singapur, 1984, dopolneno 38 Vsemirnoj medicinskoj assambleej. Rancho Mirazh, Kaliforniya, SShA, oktyabr' 1986. Available at: http://www.med-pravo.ru/International/TwoEduc.htm
3. Meletichev V.V., Haritonova E.V. Professional'nye sklonnosti i motivaciya obuchayuschihsya kak uslovie uspeshnosti vybora i osvoeniya professii. Nauka i shkola. 2019; № 6: 163-170.
4. Ramazanova V.N. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya realizacii individual'nyh obrazovatel'nyh programm v sisteme profil'nogo obucheniya starsheklassnikov. Integraciya obrazovaniya. 2010; № 1: 49-53.
5. Afanas'eva T.P., Nemova N.V. Profil'noe obuchenie: pedagogicheskaya sistema i upravlenie. Moskva: APK i PRO, 2004.
6. Kon'shina Yu.E., Amirov A.F. Profil'nye klassy s medicinskoj napravlennost'yu v sisteme podgotovki «shkola-vuz». Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana. 2018; № 4: 64-73.
7. Filatova L.O. Profil'noe obuchenie v zarubezhnyh stranah. Prostranstvo 'ekonomiki. 2005; № 1: 144-158.
8. Levina V.N. Lichnostnye kachestva vracha v sotrudnichestve spacientom: uchebnoe posobie. Izhevsk: IGMA, 2016.
Статья поступила в редакцию 03.10.22
УДК 378
Filimonyuk L.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy, Methodology and Technology of Education, North Caucasus Federal
University (Stavropol, Russia); Professor, Department of Vocational Training, Nevinnomyssk State Humanitarian and Technical Institute (Nevinnomyssk, Russia),
E-mail: [email protected]
Vdovenko V.V., postgraduate, Nevinnomyssk State Humanitarian and Technical Institute (Nevinnomyssk, Russia), E-mail: [email protected]
DESIGNING A SYSTEM OF PROFESSIONAL EDUCATION IN A MODERN UNIVERSITY. The process of designing the professional education system in a modern university structure and some features are considered. Before discussing the main subject, it is demonstrated that the essence of the relevant process and, accordingly, its development course could not but undergo significant changes over the past thirty years. The connection between the corresponding metamorphoses and objective trends characteristic of all the life spheres of the country in recent decades is demonstrated. Next, the set of the professional education design process elements in a modern university is determined. Then - the main approaches to it. After that, the key principles of the professional education system in a modern university functioning are highlighted. Modern pedagogical technologies that need to be taken into account when designing the educational process carried out in the space of such a university are investigated.
Key words: higher education, professional education at university, pedagogical design, student, teacher.
Л.А. Филимонюк, д-р пед. наук, проф., Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, проф. Невинномысского государственного
гуманитарно-технического института, г. Невинномысск, E-mail: [email protected]
В.В. Вдоеенко, аспирант, Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт, г. Невинномысск,
E-mail: [email protected]
ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ
Рассматриваются структура и некоторые особенности процесса проектирования системы профессионального воспитания студентов современных организаций высшего образования. Перед обсуждением основного предмета демонстрируется, что сущность соответствующего процесса и ход его разработки не могли не претерпеть существенных изменений за последние тридцать лет. Иллюстрируется связь между соответствующими метаморфозами и объективными тенденциями, характерными для всех сфер жизни страны в последние десятилетия. Далее определяется совокупность элементов процесса проектирования профессионального воспитания в современном вузе. Затем - основные подходы к нему. После этого выделяются ключевые принципы функционирования системы профессионального воспитания в современном вузе. Исследуются современные педагогические технологии, которые необходимо учитывать при проектировании воспитательного процесса, осуществляемого в пространстве такого вуза.
Ключевые слова: высшее образование, профессиональное воспитание в вузе, педагогическое проектирование, студент, преподаватель.
Актуальность статьи обусловлена рядом объективных процессов, фиксирующихся в современном российском социуме, в связи с его переходом на постиндустриальную ступень развития [1-4]. Глубокие модернизации во всех сферах жизни страны не могут не затронуть сферу высшего образования.
В свою очередь, изменения в организации, методологии и инструментальной базе ВО естественным образом влияют на функционирование системы профессионального воспитания [2; 5; 6]. Соответственно, и процесс её проектирования должен неизбежно претерпеть ряд изменений [5; 7].