перечисленных, поскольку некоторые их них находятся на начальной стадии формирования и развиваются уже в процессе непосредственного обучения и профессиональной деятельности (диалектичность мышления, мудрость, компетентность, эрудированность, самообладание).
Е.В. Неумоева-Колчеданцева в своих исследованиях по рассматриваемой проблеме указывает на важность оценки психолого-педагогической характеристики каждого обучающегося, а также отмечает, что зачастую подобная работа вызывает интерес и у самих школьников - мотивирует к овладению профессиональными компетенциями и создает благоприятные условия для
Библиографический список
успешной социализации и адаптации к будущей профессиональной деятельности [4].
Таким образом, медицинские профессии имеют ряд специфических особенностей и требуют от человека не только достаточного набора профессиональных компетенций, но и наличия соответствующих личностных качеств. А ясное представление об индивидуальных особенностях каждого обучающегося позволит выстроить профильное обучение более эффективно, с учетом принципа дифференциации и в дальнейшем минимизирует ошибки в выборе профессионального пути.
1. Надеева Е.В. К вопросу профильного обучения в медико-биологических классах. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2009; Т. 2, № 7: 142-147.
2. Заявление о подготовке медицинских кадров: принято 36-й Всемирной медицинской ассамблеей. Сингапур, 1984, дополнено 38 Всемирной медицинской ассамблеей. Ранчо Мираж, Калифорния, США, октябрь 1986. Available at: http://www.med-pravo.ru/International/TwoEduc.htm
3. Мелетичев В.В., Харитонова Е.В. Профессиональные склонности и мотивация обучающихся как условие успешности выбора и освоения профессии. Наука и школа. 2019; № 6: 163-170.
4. Рамазанова В.Н. Организационно-педагогические условия реализации индивидуальных образовательных программ в системе профильного обучения старшеклассников. Интеграция образования. 2010; № 1: 49-53.
5. Афанасьева Т.П., Немова Н.В. Профильное обучение: педагогическая система и управление. Москва: АПК и ПРО, 2004.
6. Коньшина Ю.Е., Амиров А.Ф. Профильные классы с медицинской направленностью в системе подготовки «школа-вуз». Педагогический журнал Башкортостана. 2018; № 4: 64-73.
7. Филатова Л.О. Профильное обучение в зарубежных странах. Пространство экономики. 2005; № 1: 144-158.
8. Левина В.Н. Личностные качества врача в сотрудничестве с пациентом: учебное пособие. Ижевск: ИГМА, 2016.
References
1. Nadeeva E.V. K voprosu profil'nogo obucheniya v mediko-biologicheskih klassah. Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2009; T. 2, № 7: 142-147.
2. Zayavlenie o podgotovke medicinskih kadrov: prinyato 36-j Vsemirnoj medicinskoj assambleej. Singapur, 1984, dopolneno 38 Vsemirnoj medicinskoj assambleej. Rancho Mirazh, Kaliforniya, SShA, oktyabr' 1986. Available at: http://www.med-pravo.ru/International/TwoEduc.htm
3. Meletichev V.V., Haritonova E.V. Professional'nye sklonnosti i motivaciya obuchayuschihsya kak uslovie uspeshnosti vybora i osvoeniya professii. Nauka i shkola. 2019; № 6: 163-170.
4. Ramazanova V.N. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya realizacii individual'nyh obrazovatel'nyh programm v sisteme profil'nogo obucheniya starsheklassnikov. Integraciya obrazovaniya. 2010; № 1: 49-53.
5. Afanas'eva T.P., Nemova N.V. Profil'noe obuchenie: pedagogicheskaya sistema i upravlenie. Moskva: APK i PRO, 2004.
6. Kon'shina Yu.E., Amirov A.F. Profil'nye klassy s medicinskoj napravlennost'yu v sisteme podgotovki «shkola-vuz». Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana. 2018; № 4: 64-73.
7. Filatova L.O. Profil'noe obuchenie v zarubezhnyh stranah. Prostranstvo 'ekonomiki. 2005; № 1: 144-158.
8. Levina V.N. Lichnostnye kachestva vracha v sotrudnichestve spacientom: uchebnoe posobie. Izhevsk: IGMA, 2016.
Статья поступила в редакцию 03.10.22
УДК 378
Filimonyuk L.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy, Methodology and Technology of Education, North Caucasus Federal
University (Stavropol, Russia); Professor, Department of Vocational Training, Nevinnomyssk State Humanitarian and Technical Institute (Nevinnomyssk, Russia),
E-mail: [email protected]
Vdovenko V.V., postgraduate, Nevinnomyssk State Humanitarian and Technical Institute (Nevinnomyssk, Russia), E-mail: [email protected]
DESIGNING A SYSTEM OF PROFESSIONAL EDUCATION IN A MODERN UNIVERSITY. The process of designing the professional education system in a modern university structure and some features are considered. Before discussing the main subject, it is demonstrated that the essence of the relevant process and, accordingly, its development course could not but undergo significant changes over the past thirty years. The connection between the corresponding metamorphoses and objective trends characteristic of all the life spheres of the country in recent decades is demonstrated. Next, the set of the professional education design process elements in a modern university is determined. Then - the main approaches to it. After that, the key principles of the professional education system in a modern university functioning are highlighted. Modern pedagogical technologies that need to be taken into account when designing the educational process carried out in the space of such a university are investigated.
Key words: higher education, professional education at university, pedagogical design, student, teacher.
Л.А. Филимонюк, д-р пед. наук, проф., Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, проф. Невинномысского государственного
гуманитарно-технического института, г. Невинномысск, E-mail: [email protected]
В.В. Вдоеенко, аспирант, Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт, г. Невинномысск,
E-mail: [email protected]
ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ
Рассматриваются структура и некоторые особенности процесса проектирования системы профессионального воспитания студентов современных организаций высшего образования. Перед обсуждением основного предмета демонстрируется, что сущность соответствующего процесса и ход его разработки не могли не претерпеть существенных изменений за последние тридцать лет Иллюстрируется связь между соответствующими метаморфозами и объективными тенденциями, характерными для всех сфер жизни страны в последние десятилетия. Далее определяется совокупность элементов процесса проектирования профессионального воспитания в современном вузе. Затем - основные подходы к нему. После этого выделяются ключевые принципы функционирования системы профессионального воспитания в современном вузе. Исследуются современные педагогические технологии, которые необходимо учитывать при проектировании воспитательного процесса, осуществляемого в пространстве такого вуза.
Ключевые слова: высшее образование, профессиональное воспитание в вузе, педагогическое проектирование, студент, преподаватель.
Актуальность статьи обусловлена рядом объективных процессов, фиксирующихся в современном российском социуме, в связи с его переходом на постиндустриальную ступень развития [1-4]. Глубокие модернизации во всех сферах жизни страны не могут не затронуть сферу высшего образования.
В свою очередь, изменения в организации, методологии и инструментальной базе ВО естественным образом влияют на функционирование системы профессионального воспитания [2; 5; 6]. Соответственно, и процесс её проектирования должен неизбежно претерпеть ряд изменений [5; 7].
Особенностям последнего на современном этапе развития отечественного ВО посвящена данная статья.
В связи с вышеизложенным её целью является освещение наиболее значимых черт процесса проектирования системы профессионального воспитания в пространстве современного вуза.
С поставленной целью коррелируются следующие задачи:
- рассмотреть совокупность элементов процесса проектирования профессионального воспитания в современном вузе;
- изучить основные подходы к профессиональному воспитанию;
- определить принципы функционирования системы профессионального воспитания в современном вузе;
- исследовать современные педагогические технологии, которые необходимо учитывать при проектировании воспитательного процесса, осуществляемого в пространстве современного вуза.
При подготовке статьи нами были использованы такие методы, как анализ собственного педагогического опыта и изучение литературы, посвящённой интересующей нас проблематике.
Научная новизна статьи заключается в том, что были рассмотрены наиболее значимые особенности хода проектирования системы профессионального воспитания, могущей успешно функционировать в современном вузе.
Её теоретическая значимость - в выявлении основных черт процесса проектирования такой системы.
Практическая значимость - в определении возможностей, существующих для разработки эффективной системы профессионального воспитания студентов на современном этапе развития вузовского образования.
В ходе проектирования профессионального воспитания в пространстве современного вуза должен быть предусмотрен ряд элементов (табл. 1).
Таблица 1
Элементы процесса проектирования профессионального воспитания в современном вузе
Наименование Характеристика
Содержательный Отражает изменения содержания профессионального воспитания на основе комплекса подходов [2; 3; 5; 6]
Деятельностный Предусматривает модернизацию существующих способов организации воспитательного процесса в вузе [7, с. 124]
Технологический Предполагает существование взаимосвязи между всеми компонентами воспитательной системы. Такая связь осуществляется посредством комплексного применения современных технологий, форм, средств и методов воспитания будущих профессионалов
Комплекс подходов, на котором основываются предусмотренные соответствующим элементом изменения в профессиональном воспитании, включает пять основных подходов к профессиональному воспитанию лиц, осваивающих программы подготовки в современных российских вузах (табл. 2).
Таблица 2
Основные подходы к профессиональному воспитанию
Деятельностный Подразумевает признание того факта, что личность учащегося проявляется и формируется в ходе осуществления им учебной и других видов деятельности [11, с. 136-137]
Компетентностный Основан на лежащей в основе определения задач, направлений, технологий и форм воспитательного процесса идее формирования профессиональных и общекультурных компетенций обучающихся [12, с. 28]
Охарактеризованные выше подходы к профессиональному воспитанию предусматривают широкое применение в нём системы следующих принципов:
- культуросообразности, который подразумевает опору воспитательного процесса на общечеловеческие ценности культуры, соответствие нормам национальных культур и специфическими особенностями конкретных регионов [13; 14];
- межсубъектного взаимодействия - участники воспитательного процесса в вузе понимаются как его субъекты, осуществляющие совместную деятельность, основанную на взаимном уважении, целенаправленности, поддержке, понимании, взаимной ответственности за её результаты;
- толерантности - необходимым условием успешности воспитательного процесса, осуществляемого в современной организации высшего образования, является наличие плюрализма мнений, подходов, идей, проектов, при этом субъекты воспитательного процесса должны быть толерантны по отношению друг к другу и к другим людям;
- гуманизации, подразумевающего установление гуманных отношений между участниками воспитательного процесса, что, в свою очередь, возможно при условии взаимного уважения ими прав и свобод [5; 10; 13];
- демократизма, при котором воспитание должно основываться на конструктивном взаимодействии между его субъектами;
- социально-профессиональной ориентации - воспитание студентов следует осуществлять, ориентируясь на особенности их будущей профессиональной деятельности, формирования понимания её общественной значимости;
- индивидуализации - воспитательный процесс организуется с учетом индивидуальных особенностей будущих профессионалов [11; 14; 15].
Таким образом, проектирование процесса профессионального воспитания студентов современного вуза предполагает широкое внедрение современных педагогических технологий и их реализацию на различных уровнях [2; 6; 8]. Учитывая роль таких технологий в ходе разработки системы профессионального воспитания, следует учитывать, что деление образования на обучение и воспитание современным педагогам-исследователям и практикам представляется несостоятельным [3; 4; 9; 14; 16]. Это объясняется целостностью личности обучающихся и фиксирующейся в структуре процесса её развития неразрывностью между духовным и практическим [15, с. 38].
Теперь следует перечислить передовые технологии, которые необходимо учитывать при проектировании воспитательного процесса, осуществляемого в пространстве современного вуза (табл. 3).
Таблица 3
Технологии, необходимые к рассмотрению в ходе проектирования воспитательного процесса
Подход Описание
Системный Даёт возможность в ходе реорганизации воспитательного процесса в вузе учитывать факт существования тесной связи между факторами, оказывающими влияние на эффективность воспитательного процесса. Это, в свою очередь, позволяет руководству и профессорско-преподавательскому составу современных вузов предвидеть характер и результаты функционирования интересующего нас процесса [8; 9]
Аксиологический Его реализация направлена на интеграцию формирующейся личности современного студента в мир ценностей и оказание ему помощи в выборе личностно значимой системы ценностных ориентаций. Эти, последние, в дальнейшем помогут будущему профессионалу понять собственные ценности жизнедеятельности (т. е. то, что он дает жизни), осознать ценности отношения (другими словами, собственное предназначение), а также осмыслить ценности переживаний (то, что он от жизни берет) [10]
Личностно ориентированный Реализация этого подхода связана с пониманием личности студентов как активных субъектов собственного становления и развития. При этом процесс профессионального воспитания по своим целям, содержанию и формам организации является антропоцентрическим. В таких условиях задача профессорско-преподавательского состава состоит, по сути, в активизации внутренних резервов развития личности будущих профессионалов
Категория Примеры
Технологии работы с информацией Портфолио как технология накопления и систематизации информации [7, с. 126]
Технология организации работы учащихся с информацией
Технология организации самостоятельной работы студентов с необходимой информацией
Технология поиска информации
Экспертно-оценочные технологии Технология оценки качества профессиональной деятельности куратора [1; 4; 10; 12; 16]
Технология рейтинга достижений
Технологии актуализации потенциала субъектов воспитательного процесса Технология повышения коммуникативной компетентности педагогов
Технологии актуализации мотивационного потенциала образовательной среды
Технология развития основных компетенций учащихся в области самоорганизации учебной деятельности
Технология развития критического мышления студентов [2; 13; 15]
Завершая наше исследование, мы можем говорить о том, что итогом некоторых объективных процессов в современном российском социуме, связанных с его переходом на постиндустриальную ступень развития, стали глубокие модернизации во всех сферах жизни страны. Последние не могли не сказаться на сфере высшего образования.
Изменения в организации, методологии и инструментальной базе российского ВО, в свою очередь, повлияли на систему профессионального воспитания. Соответственно, ряд изменений претерпел также процесс её проектирования.
Например, в ходе этого, последнего, современный педагог должен учитывать ряд элементов. К ним относятся содержательный, деятельностный и технологический.
Комплекс, на котором основываются предусмотренные соответствующим элементом изменения в профессиональном воспитании, включает пять основных подходов: системно-целостный, аксиологический, личностно ориентированный, деятельностный, а также компетентностный.
Библиографический список
Эти подходы предусматривают применение следующих принципов в ходе организации профессионального воспитания: принцип культуросообразности, принцип межсубъектного взаимодействия, принцип толерантности, принцип гуманизации, принцип демократизма, принцип социально-профессиональной ориентации, принцип индивидуализации.
Проектирование процесса профессионального воспитания студентов современного вуза предполагает широкое внедрение современных педагогических технологий и их реализацию на различных уровнях.
В число таких технологий, прежде всего, входят технологии работы с информацией, экспертно-оценочные технологии, технологии актуализации потенциала субъектов воспитательного процесса.
1. Зинченко В.О. Профессиональное воспитание как фактор становления социально ответственной личности современного специалиста. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2022; № 1 (1б4): 22-28.
2. Лунева Д.Ю., Отг Н.Г Профессиональное воспитание как аспект профессиональной социализации будущих специалистов. Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста: материалы XVII Международной научно-практической интернет-конференции. Тамбов: Издательский дом «Державинский», 2021: 224-228.
3. Байгутлин РР Воспитание профессионально значимых качеств личности студентов вуза. Приоритетные направления инновационной деятельности в образовании: материалы I Всероссийской научно-практической конференции. Сибай: Башкирский государственный университет, 2021: 84-8б.
4. Буянова Г.В., Гитман Е.К. Роль воспитания в формировании профессиональной компетентности будущих бакалавров. Гуманитарно-педагогические исследования. 2021; Т. б; № 2: 10-1б.
б. Свердев РГ., Александрова Е.А. Моделирование воспитательной деятельности куратора в военном вузе. Alma mater. 2018; № 10: б8-б2.
6. Ермолов М.В. Пути совершенствования профессионально-этического воспитания курсантов военных вузов. Успехи гуманитарных наук. 2019; № б: 121-123.
7. Степанов П.В. Понятие «воспитание» в современных педагогических исследованиях. Сибирский педагогический журнал. 2017; № 2: 121-128.
8. Усманов В.В., Филиппов А.Н. Компоненты педагогической модели профессионального воспитания студентов. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022; № 2: Э40-Э49.
9. Беликов В.А. Методологические основания решения проблемы воспитания и социализации личности обучающихся в системе среднего профессионального образования. Инновационное развитие профессионального образования. 2020; № 1 (2б): 12-21.
10. Юсупов В.З. Профессиональное воспитание студентов вуза: понятие, структура, генезис развития. Проблемы педагогики и психологии. 2019; № 2: 21б-2Э1.
11. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: педагогика становления и развития личности. Москва: Директ-Медиа, 2019.
12. Молчанов С.Г, Ковязина Е.П. Профессиональное воспитание: терминологическое пространство инновационного проекта. Инновационное развитие профессионального образования. 2020; № 1 (2б): 22-30.
13. Альтбах Ф.Д. Глобальные перспективы высшего образования. Москва: Издательский дом ВШЭ, 2018.
14. Фролова С.В., Илалтдинова Е.Ю. Проблема этических норм в профессиональном образе учителя: сравнительный анализ. Перспективы науки и образования. 2018; № Э (ЭЭ): 74-78.
1б. Фролова С.В. Профессиональное воспитание в образовательном пространстве педагогического вуза: основы проектирования. Нижний Новгород: Мининский университет, 2017.
1б. Фролова С.В., Базарнова Н.Д., Саватеева Д.А. Формирование профессионального мировоззрения будущего учителя как миссия педагогического университета. Проблемы современного педагогического образования. 2020; № б8-4: 247-2б0.
References
1. Zinchenko V.O. Professional'noe vospitanie kak faktor stanovleniya social'no otvetstvennoj lichnosti sovremennogo specialista. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2022; № 1 (1б4): 22-28.
2. Luneva D.Yu., Otg N.G. Professional'noe vospitanie kak aspekt professional'noj socializacii buduschih specialistov. Lichnostnoe i professional'noe razvitie buduschego specialista: materialy HVII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj internet-konferencii. Tambov: Izdatel'skij dom «Derzhavinskij», 2021: 224-228.
3. Bajgutlin R.R. Vospitanie professional'no znachimyh kachestv lichnosti studentov vuza. Prioritetnye napravleniya innovacionnoj deyatel'nosti v obrazovanii: materialy I Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Sibaj: Bashkirskij gosudarstvennyj universitet, 2021: 84-8б.
4. Buyanova G.V., Gitman E.K. Rol' vospitaniya v formirovaniiprofessional'nojkompetentnostibuduschih bakalavrov. Gumanitarno-pedagogicheskie issledovaniya. 2021; T. б; № 2: 10-1б.
б. Sverdev R.G., Aleksandrova E.A. Modelirovanie vospitatel'noj deyatel'nosti kuratora v voennom vuze. Alma mater. 2018; № 10: б8-б2.
6. Ermolov M.V. Puti sovershenstvovaniya professional'no-'eticheskogo vospitaniya kursantov voennyh vuzov. Uspehi gumanitarnyh nauk. 2019; № б: 121-12Э.
7. Stepanov P.V. Ponyatie «vospitanie» v sovremennyh pedagogicheskih issledovaniyah. Sibirskijpedagogicheskijzhurnal. 2017; № 2: 121-128.
8. Usmanov V.V., Filippov A.N. Komponenty pedagogicheskoj modeli professional'nogo vospitaniya studentov. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2022; № 2: Э40-Э49.
9. Belikov V.A. Metodologicheskie osnovaniya resheniya problemy vospitaniya i socializacii lichnosti obuchayuschihsya v sisteme srednego professional'nogo obrazovaniya. Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya. 2020; № 1 (2б): 12-21.
10. Yusupov V.Z. Professional'noe vospitanie studentov vuza: ponyatie, struktura, genezis razvitiya. Problemy pedagogikiipsihologii. 2019; № 2: 21б-2Э1.
11. Mardahaev L.V. Social'naya pedagogika: pedagogika stanovleniya i razvitiya lichnosti. Moskva: Direkt-Media, 2019.
12. Molchanov S.G., Kovyazina E.P. Professional'noe vospitanie: terminologicheskoe prostranstvo innovacionnogo proekta. Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya. 2020; № 1 (2б): 22-Э0.
13. Al'tbah F.D. Global'nyeperspektivy vysshego obrazovaniya. Moskva: Izdatel'skij dom VSh'E, 2018.
14. Frolova S.V., Ilaltdinova E.Yu. Problema 'eticheskih norm v professional'nom obraze uchitelya: sravnitel'nyj analiz. Perspektivy nauki i obrazovaniya. 2018; № Э (ЭЭ): 74-78.
1б. Frolova S.V. Professional'noe vospitanie v obrazovatel'nom prostranstve pedagogicheskogo vuza: osnovy proektirovaniya. Nizhnij Novgorod: Mininskij universitet, 2017.
1б. Frolova S.V., Bazarnova N.D., Savateeva D.A. Formirovanie professional'nogo mirovozzreniya buduschego uchitelya kak missiya pedagogicheskogo universiteta. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2020; № б8-4: 247-2б0.
Статья поступила в редакцию 01.10.22
УДК 37.012.5
Khaibulaev M.Kh., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Director of Institute of Continuing Pedagogical Education, Dagestan State Pedagogical University
(Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Salmanova D.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia),
E-mail: [email protected]
FUNCTIONAL LITERACY OF A STUDENT AND THE COMPETENCE OF A TEACHER: A COMPARATIVE ANALYSIS. The authors study features of the idea of the elements of functional literacy, compare features of legal regulation of the issue of competence formation. Using the example of functional literacy elements, researchers prove the position that they are at the same time a logical continuation of the competence approach in the secondary education system, and are organically designed to ensure the implementation of the task of continuous and effective learning. Correlating the content of the Federal State Educational Standards defining the training of future teachers with the elements of functional literacy, the authors of the study come to the conclusion that it is necessary to improve the existing system of training future teachers, and adapt already working teachers to ensure the readiness of the formation of functional literacy of schoolchildren.
Key words: functional literacy of student, competencies, competence approach, content of Federal State Educational Standard, teacher competencies.
2Э0