Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «АНАЛИТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ» И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ'

СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «АНАЛИТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ» И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
791
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
умения / аналитические умения / формирование / индивидуальные мыслительные особенности / skills / analytical skills / formation / individual mental features

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е.В. Сергунцова

В статье рассматривается проблема определения аналитических умений в современном образовании, осуществляется анализ различных интерпретаций данной дефиниции, определяется структура аналитический умений. В статье анализируются основные компоненты аналитических умений, отмечается ряд факторов, затрудняющих развитие аналитических умений. Сделан вывод о том, что формирование аналитических умений является сложным, многоуровневым процессом, эффективность которого зависит от объективных и субъективных факторов. В статье рассматриваются ключевые элементы формирования аналитических умений, связанных с периодами образования в различных организациях. Представленный материал позволяет сделать вывод, что аналитические умения – это способность аккумулировать полученные знания, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию на основе логического мышления, а также преобразовывать накопленные знания в новое качественное состояние. Развитие аналитических умений возможно лишь на основе определенных закономерностей развития мыслительной сферы, индивидуальных особенностей восприятия, и уровня интеллектуальной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE OF THE CONCEPT “ANALYTICAL SKILLS” AND ITS COMPONENTS

The article deals with a problem of defining analytical skills in modern education, analyzes various interpretations of this definition, determines the structure of analytical skills. The article analyzes the main components of analytical skills, notes a number of factors that complicate the development of analytical skills. It is concluded that the formation of analytical skills is a complex, multi-level process, the effectiveness of which depends on objective and subjective factors. The article discusses the key elements of the formation of analytical skills associated with the periods of education in various organizations. The presented material allows to conclude that analytical skills are the ability to accumulate acquired knowledge, analyze, systematize and interpret information based on logical thinking, as well as transform accumulated knowledge into a new qualitative state. The development of analytical skills is possible only on the basis of certain laws of the development of the mental sphere, individual characteristics of perception, and the level of intellectual training.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «АНАЛИТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ» И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ»

- при разработке творческих заданий по иностранному языку содержа- в режиме четко регламентированных времени, места, содержания и условий раз-тельный компонент должен отражать специфику военной специальности; решения профессиональной проблемной ситуации;

- наличие качественного алгоритма выполнения того или иного вида - организация систематической самостоятельной работы курсантов по творческого задания с целью формирования способности к интенсивной работе овладению иностранным языком.

Библиографический список

1. Поздняков С.Г. Формирование способностей к преодолению профессиональных трудностей у курсантов военного вуза. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Ярославль, 2008.

2. Ляхова Т.Ю. Творческое развитие личности студента в условиях реализации компетентностного подхода в вузе. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2013.

3. Поздняков О.Г Педагогические пути развития творческих способностей к познавательной деятельности у курсантов военных вузов. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2015.

4. Гребенщикова В.Ю. Информационно-образовательные технологии как фактор развития творчества учащихся в проектной деятельности. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Великий Новгород, 2003.

References

1. Pozdnyakov S.G. Formirovanie sposobnostej k preodoleniyu professional'nyh trudnostej u kursantov voennogo vuza. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Yaroslavl', 2008.

2. Lyahova T.Yu. Tvorcheskoe razvitie lichnosti studenta v usloviyah realizacii kompetentnostnogo podhoda v vuze. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2013.

3. Pozdnyakov O.G. Pedagogicheskie puti razvitiya tvorcheskih sposobnostej k poznavatel'noj deyatel'nosti u kursantov voennyh vuzov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2015.

4. Grebenschikova V.Yu. Informacionno-obrazovatel'nye tehnologii kak faktor razvitiya tvorchestva uchaschihsya v proekinoj deyatel'nosti. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Velikij Novgorod, 2003.

Статья поступила в редакцию 01.10.22

УДК 37.01

Serguntsova E.V., postgraduate, North Caucasus Social Institute (Stavropol, Russia), E-mail: cherep794@gmail.com

THE ESSENCE OF THE CONCEPT "ANALYTICAL SKILLS" AND ITS COMPONENTS. The article deals with a problem of defining analytical skills in modern education, analyzes various interpretations of this definition, determines the structure of analytical skills. The article analyzes the main components of analytical skills, notes a number of factors that complicate the development of analytical skills. It is concluded that the formation of analytical skills is a complex, multi-level process, the effectiveness of which depends on objective and subjective factors. The article discusses the key elements of the formation of analytical skills associated with the periods of education in various organizations. The presented material allows to conclude that analytical skills are the ability to accumulate acquired knowledge, analyze, systematize and interpret information based on logical thinking, as well as transform accumulated knowledge into a new qualitative state. The development of analytical skills is possible only on the basis of certain laws of the development of the mental sphere, individual characteristics of perception, and the level of intellectual training.

Key words: skills, analytical skills, formation, individual mental features.

Е.В. Сергунцоеа, соискатель, АНО ВО «Северо-Кавказский социальный институт», г. Ставрополь, E-mail: cherep794@gmail.com

СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «АНАЛИТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ» И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ

В статье рассматривается проблема определения аналитических умений в современном образовании, осуществляется анализ различных интерпретаций данной дефиниции, определяется структура аналитический умений. В статье анализируются основные компоненты аналитических умений, отмечается ряд факторов, затрудняющих развитие аналитических умений. Сделан вывод о том, что формирование аналитических умений является сложным, многоуровневым процессом, эффективность которого зависит от объективных и субъективных факторов. В статье рассматриваются ключевые элементы формирования аналитических умений, связанных с периодами образования в различных организациях. Представленный материал позволяет сделать вывод, что аналитические умения - это способность аккумулировать полученные знания, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию на основе логического мышления, а также преобразовывать накопленные знания в новое качественное состояние. Развитие аналитических умений возможно лишь на основе определенных закономерностей развития мыслительной сферы, индивидуальных особенностей восприятия, и уровня интеллектуальной подготовки.

Ключевые слова: умения, аналитические умения, формирование, индивидуальные мыслительные особенности.

В связи с резко меняющимся миром и ускоряющимся темпом жизни в нем, процесс становления человека как личности претерпевает большие изменения вследствие предъявляемых высоких требований в образовательном плане. Современное информационное общество определяется как общество знаний и информации, которое предполагает развитие навыка многозадачности, бесконечное самосовершенствование и рост в познании различных стезей современного образования. Все это наталкивает на раннюю целенаправленную деятельность взрослого по отношению к ребенку дошкольного возраста, ориентированную на освоение последним определенных умений и навыков, и различных видов деятельности [1-15].

Одним из необходимых в сегодняшнем мире навыков, которым должны овладеть дети на этапе дошкольного обучения, является аналитический навык или аналитические умения.

Цель статьи - определить и охарактеризовать базовые компоненты понятия «аналитические умения».

Задачи статьи: 1) рассмотреть понятие «аналитические умения» в научной литературе; 2) выделить характерные составляющие в структуре аналитических умений; 3) представить этапы формирования аналитических умений в различные возрастные периоды (дошкольное образование, школа, колледж/вуз).

Методы исследования: теоретический анализ ранее выполненных научных работ, систематизация материала, обобщение.

Научная новизна статьи определяется выявлением и описанием этапов формирования аналитических умений у обучающихся. Теоретическая значимость статьи представлена в расширении педагогического знания о специфике формирования аналитических умений у обучающихся в разные возрастные периоды. Практическая значимость статьи обусловлена рассмотрением процесса формирования аналитических умений как системной целенаправленной работы.

Что же собой представляют аналитические умения? При рассмотрении термина «умения» в психолого-педагогической литературе однозначная интерпретация понятия отсутствует В частности, в «Большой современной энциклопедии» «умение» определяется как освоенный человеком способ выполнения действия, который обеспечивается комплексом накопленных знаний и навыков [1].

М.А. Данилов и Б.П. Есипов называют умения определенной подготовленностью к быстрому, точному и сознательному выполнению практических и теоретических действий на основе жизненного опыта и уже приобретенных знаний [2]. В.П. Ушачев и Б.М. Бим-Бад идентифицируют умения как способность ребенка осуществлять умственные и практические действия на основе сформированных знаний [3; 4].

Анализ научной литературы (И.А. Зимняя, Т.Э. Кочарян, С.Ю. Головин, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин) показывает огромный интерес педагогической науки к проблеме использования и определения понятия «аналитические умения». Авторы отмечают, что умения формируются путем многократных повторений определенных действий, выполняемые сознательно, быстро и четко как в привычных, так и в изменившихся условиях.

Изучением аналитических умений занимались такие исследователи, как Н.В. Байгулова, Л.Ф. Варламова, В.П. Игнатьев, Н.С. Глуханюк, Е.А. Климов, И.А. Власевская, Т.А. Елистратова, И.И. Хрулева и др. [5—8].

Н.Ю. Садовникова аналитические умения идентифицирует как элементы общей культуры человека, которые представляют собой комплекс знаний, умений, норм и ценностей, скоординированных с использованием и созданием информационных ресурсов, а также выполнение информационной деятельности на репродуктивном и творческом уровне [9]. Аналитические умения, как определяет Ю.В. Дементьева, - это обладание комплексом определенных интеллектуальных аналитико-синтетических операций, направленных на качественные изменения личности и рост профессиональных качеств [10]. По представлениям О.В. Рябовой, аналитические умения являются способностью личности, проявляющейся при освоении нового материала, реализовывать познавательные механизмы с помощью таких аналитических операций, как синтез, обобщение, выявление, классификация, сравнения и аргументация [11].

Аналитические умения представляют собой способность накопления теоретических знаний, навыков на основе логического мышления, систематизации, интерпретации информации, а также преобразования полученной информации на новый более высокий теоретический уровень. Аналитические умения являются базовым компонентом всей мыслительной деятельности, а также прослеживается взаимосвязь с обобщением, сопоставлением, абстрагированием и другими мыслительными операциями [12].

В основу аналитических умений И.А. Зимняя, Е.А. Климов, Н.С. Глуханюк и О.К. Тихомиров относят такие мыслительные операции, как структурирование, сопоставление, обобщение, классификация, моделирование, рефлексия, прогнозирование и другие [6].

Л.Б. Таренко и Н.Д. Жилина определили две основные группы аналитических умений: аналитико-прогностические и аналитико-рефлексивные. Первая группа нацелена на поиск и обработку нужной информации для решения поставленной задачи в данный момент и ориентирована на четко представленный в сознании конечный результат. Аналитико-рефлексивные связаны с контрольно-оценочной деятельностью, направленной на самого себя за установленный временной период: анализирование своих мыслей, осмысление целей, переживаний, оценка результатов деятельности [13].

В структуре аналитических умений И.Г Овсянникова выделила такие компоненты, как:

- ценностный. Данный компонент является первичным, определяющим основу и систему отношения личности к различным видам деятельности, в том числе и профессиональной, а также отношение к себе как субъекту данной деятельности;

- когнитивный компонент подразумевает развитие аналитических умений в процессе овладения новыми знаниями в разнообразных областях деятельности;

- операционный - представляет собой последовательность действий, предполагающих анализ фактов, явлений окружающей действительности, процесса деятельности и его конечный результат [14].

Л.А. Саенко и К.В. Корольков определили ряд факторов, затрудняющих развитие аналитических умений: без освоения новых знаний невозможно сформировать аналитические умения; развитие аналитических умений осуществляется при овладении теоретическим материалом и в практической деятельности; аналитические умения позволяют структурировать полученные знания [15].

Однако развитие аналитических умений не может быть связано только с получением новых знаний, так как данный процесс предполагает овладение мыслительными процессами, принятие определенного комплекса ценностей, обретение смыслов деятельности. Развитие аналитических умений, как отмечают И.А. Власевская, Т.А. Елистратова, И.И. Хрулева, строится на закономерностях развития мыслительной деятельности.

Библиографический список

Формирование аналитических умений представляет собой сложный, многоуровневый процесс, эффективность которого зависит от объективных и субъективных факторов, таких как индивидуальные мыслительные особенности, определенная ведущая деятельность, особенности восприятия и уровень интеллектуальной подготовленности. Важным для развития аналитических умений является умение к размышлению (обдумыванию той или иной ситуации). Данная способность представляет собой комплекс умений логически мыслить, по порядку излагать свои мысли и делать определенные умозаключения.

Процесс формирования аналитических умений является длительным процессом, который берет начало еще в дошкольный период, когда ребенок проявляет интерес к окружающему миру, задавая познавательные вопросы и анализируя качественные характеристики объектов (П.А. Сорокун, М.В. Шершакова). Дети на занятиях со специалистами дошкольных организаций выполняют задания, позволяющие анализировать предметы, определять деятельность с ними, обобщать характеристики предметов, выделять отличительные особенности объектов, осуществлять звукобуквенный анализ слов, анализ рассказов и стихотворений, а также проводить анализ опытов с водой, песком и комнатными растениями. Уже в этот период под руководством воспитателей и специалистов осуществляется формирование аналитических умений: способность анализировать, выявлять закономерности, выделять главное, сопоставлять объекты и явления.

Аналитические умения в период школьного обучения развиваются более активно, вследствие включения точных наук в школьную программу. Данный период закладывает начальную основу «умения учиться», предполагающую осуществлять поиск информации, анализировать, критически оценивать информацию, творчески перерабатывать ее, и осуществлять рефлексию. Представленное возможно лишь при развитых аналитических умениях [11]. Постоянное взаимодействие учителя со школьниками направлено на обучение анализу, сравнению свойств предметов, выделению существенного и выражению его в слове. На данном этапе уже сформированные аналитические умения позволяют рассматривать проявляющиеся затруднения как исследовательскую задачу, а именно - определять цель, этапы достижения поставленной цели, планировать весь процесс деятельности и прогнозировать будущие результаты. Все это ведет к развитию произвольности, осмысленности и критическому мышлению у школьников.

У школьников несформированность аналитических умений сегодня ведет к отсутствию системности при осмыслении текстов и заданий, что способствует возникновению дальнейших трудностей в процессе подготовки к итоговым аттестациям, а также профессиональной деятельности после завершения школы. Развитие аналитических умений у школьников будет успешно только при условии наличия мотивационной и операционной готовности к самостоятельной работе с информацией.

Третий этап связан с обучением в высших учебных заведениях. Особую ценность в профессиональном обучении приобретает развитие у студентов профессионального мышления, которое базируется на аналитических умениях. Обучение в высших учебных заведениях позволяет студентам овладеть операциями и приемами анализа, проявляющимися в способности к рассуждению и сопоставлению. Эффективное развитие аналитических умений студентов возможно лишь при включении в учебный процесс задач исследовательского типа, которые подразумевают самостоятельный поиск решения.

Таким образом, изучив дефиницию «аналитические умения», определяем, что аналитические умения - это способность аккумулировать полученные знания, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию на основе логического мышления, а также преобразовывать накопленные знания в новое качественное состояние. Изучение психолого-педагогической литературы позволило определить, что процесс формирования аналитических умений строится на основе определенных закономерностей развития мыслительной сферы. Необходимым условием для формирования аналитических умений является освоение следующих мыслительных операций: анализ, сравнение, сопоставление, обобщение, классификация, и рефлексия. Развитие аналитических умений представляет собой сложный процесс, эффективность которого зависит от таких факторов, как индивидуальные мыслительные особенности, личностные свойства восприятия и уровень интеллектуальной подготовленности.

1. Рапацевич Е.С. Педагогика. Большая современная энциклопедия. Москва: Современное слово, 2010.

2. Кузнецова С.Л. Современное состояние теории методов обучения. Мир науки, культуры, образования. 2011; № 4: 141-145.

3. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике. Москва: МарТ, 2013.

4. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. Москва: Большая Российская энциклопедия, 2012.

5. Саенко Л.А., Соломатина ГН. Сущность и структура воспитательного пространства. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 202; № 5: 212-219.

6. Саенко Л.А., Соломатина ГН. Аналитические умения студентов: сущностные характеристики, уровни развития, факторы влияния. Научно-педагогическое обозрение. 2021; № 4: 68-75.

7. Игнатьев В.П., Варламова Л.Ф. Об оценке уровня сформированное™ профессиональных компетенций обучающихся. Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020; № 4: 62-70.

8. Мёдова Н.А., Байгулова Н.В. Создание мотивационного пространства студентов и преподавателей средствами смешанного обучения. Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2021; № 1: 104-110.

9. Садовникова Н.Ю. Развитие аналитических умений младших школьников на уроках русского языка. Актуальные исследования. 2021; № 18: 112-114.

10. Дементьева Ю.В. Формирование аналитических умений и навыков в процессе профессиональной педагогической деятельности. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2003.

11. Рябова О.В. Исследовательская деятельность как средство формирования познавательно-аналитических умений у младшего школьника. Балтийский гуманитарный журнал. 2018; Т. 7, № 4: 297-301.

12. Гальперин П.Я. Общий взгляд на учение о так называемом поэтапном формировании умственных действий, представлений и понятий. Вестник Московского университета. 1998; № 2: 3-8.

13. Жилина Н.Д., Таренко Л.Б. Педагогические условия формирования аналитических умений у будущих ИТ-специалистов в вузовском образовании. Вестник Мининского университета. 2018; Т. б, № 4: 12-1б.

14. Овсянникова И.Г. Педагогические средства формирования у будущих учителей аналитических умений в условиях диалога культур. Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2013; № 4: 15б-1б7.

15. Caeнко Л.А., Корольков К.В. Педагогические условия формирования аналитических умений у студентов вузов. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 3: 90-92.

References

1. Rapacevich E.S. Pedagogika. Bol'shaya sovremennaya 'enciklopediya. Moskva: Sovremennoe slovo, 2010.

2. Kuznecova S.L. Sovremennoe sostoyanie teorii metodov obucheniya. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2011; № 4: 141-145.

3. Kodzhaspirova G.M. Slovar'po pedagogike. Moskva: MarT, 2013.

4. Bim-Bad B.M. Pedagogicheskij enciklopedicheskij slovar'. Moskva: Bol'shaya Rossijskaya 'enciklopediya, 2012.

5. Saenko L.A., Solomatina G.N. Suschnost' i struktura vospitatel'nogo prostranstva. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 202; № 5: 212-219.

6. Saenko L.A., Solomatina G.N. Analiticheskie umeniya studentov: suschnostnye harakteristiki, urovni razvitiya, faktory vliyaniya. Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie. 2021; № 4: б8-75.

7. Ignat'ev V.P., Varlamova L.F. Ob ocenke urovnya sformirovannosti professional'nyh kompetencij obuchayuschihsya. Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie (Pedagogical Review). 2020; № 4: б2-70.

8. Medova N.A., Bajgulova N.V. Sozdanie motivacionnogo prostranstva studentov i prepodavatelej sredstvami smeshannogo obucheniya. Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie (Pedagogical Review). 2021; № 1: 104-110.

9. Sadovnikova N.Yu. Razvitie analiticheskih umenij mladshih shkol'nikov na urokah russkogo yazyka. Aktual'nye issledovaniya. 2021; № 18: 112-114.

10. Dement'eva Yu.V. Formirovanie analiticheskih umenij i navykov v processe professional'noj pedagogicheskoj deyatel'nosti. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2003.

11. Ryabova O.V. Issledovatel'skaya deyatel'nost' kak sredstvo formirovaniya poznavatel'no-analiticheskih umenij u mladshego shkol'nika. Baltijskij gumanitarnyj zhurnal. 2018; T. 7, № 4: 297-301.

12. Gal'perin P.Ya. Obschij vzglyad na uchenie o tak nazyvaemom po'etapnom formirovanii umstvennyh dejstvij, predstavlenij i ponyatij. Vestnik Moskovskogo universiteta. 1998; № 2: 3-8.

13. Zhilina N.D., Tarenko L.B. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya analiticheskih umenij u buduschih IT-specialistov v vuzovskom obrazovanii. Vestnik Mininskogo universiteta. 2018; T. б, № 4: 12-1б.

14. Ovsyannikova I.G. Pedagogicheskie sredstva formirovaniya u buduschih uchitelej analiticheskih umenij v usloviyah dialoga kul'tur. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2013; № 4: 15б-1б7.

15. Saenko L.A., Korol'kov K.V. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya analiticheskih umenij u studentov vuzov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 3: 90-92.

Статья поступила в редакцию 03.10.22

УДК 376

Sitnikova A.D., teacher, Department of Defectology, Russian Language and Social Work, Stavropol State Medical University (Stavropol, Russia),

E-mail: sitnikova.alena01@yandex.ru

THE SPECIFICITY OF THE ORGANIZATION AND FUNCTIONING OF PROFILE MEDICAL CLASSES IN A COMPREHENSIVE SCHOOL. The article discusses the essence and current state of profile education in a secondary school. The practical experience of the development of specialized education in Russia and abroad is summarized. Modern concepts of the implementation of training in medical classes in the context of specialized education are analyzed. A comprehensive scientific and theoretical study is being carried out, in which special attention is paid to the psychological and pedagogical characteristics of students in medical specialized classes, as one of the significant conditions for the effective implementation of career guidance work. The presented material allows concluding that the analysis and dynamics of the development of the intellectual and personal qualities of each student will improve the effectiveness of training in medical specialized classes, its flexibility and variability, which will further reduce the risk of students changing their professional direction.

Key words: specialized education, medical specialized classes, training profiles, career guidance.

АД. Ситникова, преп., ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» г. Ставрополь,

E-mail: sitnikova.alena01@yandex.ru

СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРОФИЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ КЛАССОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В настоящей статье рассмотрены сущность и современное состояние профильного образования в общеобразовательных учреждениях. Обобщен практический опыт развития профильного образования в России и за рубежом. Проанализированы современные концепции реализации обучения в медицинских классах в условиях профильного образования. Проведено комплексное научно-теоретическое исследование, в котором особое внимание уделено организации учебной деятельности обучающихся медицинских профильных классов как одному из значимых условий эффективной реализации профо-риентационной работы. Представленный материал позволяет сделать вывод, что анализ и динамика развития интеллектуальных и личностных качеств каждого обучающегося позволит повысить эффективность обучения в медицинских профильных классах, его гибкость и вариативность, что в дальнейшем снизит риск смены обучающимися профессионального направления.

Ключевые слова: профильное образование, медицинские профильные классы, профили подготовки, профориентация.

В настоящее время общеобразовательные учреждения среднего и общего образования реализуют профильное обучение, необходимость введения которого определена Концепцией модернизации российского образования. Профильное образование представляет собой систему, которая опирается на принципы индивидуализации и дифференциации обучения, а также способствует эффективной социализации обучающихся, в том числе с учетом актуальных потребностей рынка труда. Все профили обучения, предлагаемые обучающимся общеобразовательных учреждений, почти в равных долях популярны, однако наиболее всего востребован естественно-научный профиль и организуемые в рамках него узконаправленные классы (43% обучающихся), в результате нахождения в которых выпускники нацелены на дельнейшее профессиональное

обучение в различных областях медицины и биологии (биоинформатика, медицинская визуализация, биоинженерия и т. д.) [1]. В данной статье автор уделяет особое внимание условиям организации обучения в медицинских профильных классах [1-8].

В Декларации о подготовке медицинских кадров, принятой 36-й Всемирной медицинской ассамблеей, первостепенная роль отводится эффективной про-фориентационной работе с абитуриентами медицинских вузов. Отмечается, что лишь тому абитуриенту, который имеет высокий уровень подготовленности, следует предоставлять возможность получения образования в области медицины [2]. Однако, помимо наличия высокого уровня интеллектуального развития для дальнейшего обучения в области медицины, следует учитывать психолого-педа-

22б

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.