Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ТРУДНОВОСПИТУЕМЫМИ ПОДРОСТКАМИ'

СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ТРУДНОВОСПИТУЕМЫМИ ПОДРОСТКАМИ Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
14
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
подростковый возраст / трудновоспитуемые подростки / трудновоспитуемость / досуговая деятельность / культурно-массовая деятельность / досуг / adolescence / troubled adolescents / upbringing difficulties / leisure time / mass cultural activities / leisure

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Вартанян Арам Саркисович, Куриленко Нина Николаевна

В статье рассмотрены аспекты организации досуговой деятельности с трудновоспитуемыми подростками. Актуальность данной темы статьи обусловлена одной из серьезных проблем социума – поведением трудновоспитуемых подростков. В контексте воспитательной работы с данной категорией подростков особое значение отводится наиболее привлекательным формам культурно-массовой работы как эффективному средству воспитательного воздействия. Цель статьи заключается в выявлении основных особенностей организации досуговой работы с трудновоспитуемыми подростками в условиях современного общества. Авторами раскрыта сущность процесса организации досуговой деятельности с трудновоспитуемыми подростками, заключающейся в понимании целей, главных функций данной деятельности, способов создания развивающей среды. Результаты и научная новизна: выявлены основные особенности организации досуговой деятельности с трудновоспитуемыми подростками и выделена технология ее организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим гуманитарным наукам , автор научной работы — Вартанян Арам Саркисович, Куриленко Нина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFIC FEATURES OF ORGANIZING TROUBLED ADOLESCENTS’ LEISURE TIME

The article examines the aspects of organizing troubled adolescentsleisure time. The relevance of the article is due to one of serious problems of the society – the behavior of troubled adolescents. As part of the educational work with such adolescents, special attention is paid to the most attractive forms of mass cultural activities as an effective educational means. The article aims at specifying the main features of organizing leisure activities with troubled adolescents in the modern context. The authors have revealed the nature of organizing leisure activities for troubled adolescents. According to the authors, it is in understanding the goals, main functions of such activities and the ways of creating developmental environment. As a result of the research, key features and the procedure of organizing leisure activities for troubled adolescents have been described.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ТРУДНОВОСПИТУЕМЫМИ ПОДРОСТКАМИ»

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Научная статья

УДК 379.8.092-053.6

doi: 10.35266/2949-3463-2024-1-1

СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ТРУДНОВОСПИТУЕМЫМИ ПОДРОСТКАМИ

Арам Саркисович Вартанян т, Нина Николаевна Куриленко 2

1 Югорский государственный университет, Ханты-Мансийск, Россия

2 Тюменский государственный институт культуры, Тюмень, Россия

1 aram_v@bk.ru м

2 ninakurilenko@mail.ru

Аннотация. В статье рассмотрены аспекты организации досуговой деятельности с трудновоспитуемыми подростками. Актуальность данной темы статьи обусловлена одной из серьезных проблем социума - поведением трудновоспитуемых подростков.

В контексте воспитательной работы с данной категорией подростков особое значение отводится наиболее привлекательным формам культурно-массовой работы как эффективному средству воспитательного воздействия.

Цель статьи заключается в выявлении основных особенностей организации досуговой работы с трудновоспитуемыми подростками в условиях современного общества.

Авторами раскрыта сущность процесса организации досуговой деятельности с трудновоспитуемыми подростками, заключающейся в понимании целей, главных функций данной деятельности, способов создания развивающей среды.

Результаты и научная новизна: выявлены основные особенности организации досуговой деятельности с трудновоспитуемыми подростками и выделена технология ее организации.

Ключевые слова: подростковый возраст, трудновоспитуемые подростки, трудновоспитуе-мость, досуговая деятельность, культурно-массовая деятельность, досуг

Шифр специальности: 5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования.

Для цитирования: Вартанян А. С., Куриленко Н. Н. Специфика организации досуговой деятельности с трудновоспитуемыми подростками // Северный регион: наука, образование, культура. 2024. Т. 25, № 1. С. 8-14. DOI 10.35266/2949-3463-2024-1-1.

Original article

SPECIFIC FEATURES OF ORGANIZING TROUBLED ADOLESCENTS' LEISURE TIME

Aram S. VartanianNina N. Kurilenko 2

1 Yugra State University, Khanty-Mansiysk, Russia

2 Tyumen State Institute of Culture, Tyumen, Russia

1 aram_v@bk.ru M

2 ninakurilenko@mail.ru

Abstract. The article examines the aspects of organizing troubled adolescents' leisure time. The relevance of the article is due to one of serious problems of the society - the behavior of troubled adolescents.

As part of the educational work with such adolescents, special attention is paid to the most attractive forms of mass cultural activities as an effective educational means.

The article aims at specifying the main features of organizing leisure activities with troubled adolescents in the modern context.

The authors have revealed the nature of organizing leisure activities for troubled adolescents. According to the authors, it is in understanding the goals, main functions of such activities and the ways of creating developmental environment.

As a result of the research, key features and the procedure of organizing leisure activities for troubled adolescents have been described.

Keywords: adolescence, troubled adolescents, upbringing difficulties, leisure time, mass cultural activities, leisure

Code: 5.8.1. General Pedagogy, History of Pedagogy and Education.

For citation: Vartanian A. S., Kurilenko N. N. Specific features of organizing troubled adolescents' leisure time. Severny region: nauka, obrazovanie, cultura. 2024;25(1):8-14. DOI 10.35266/29493463-2024-1-1.

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях все более актуальной становится проблема воспитания подростков с неприемлемым поведением. Зачастую подобное поведение - это способ защиты от проблем, чрезмерного контроля и требований со стороны взрослых или, наоборот, отсутствия «эмоционального тепла» в семье подростка. Связано это и с пассивностью подростков в культурной и социальной деятельности. Данная проблема требует поиска наиболее эффективных средств личностного подхода к данной категории воспитанников. По мнению авторов, решить данный вопрос возможно посредством организации досуговой деятельности, включающей в себя эффективные методы, приемы и формы работы.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

В процессе работы над статьей использовались следующие методы исследования: обобщение собственного педагогического опыта, основанного на творческом, активном освоении и реализации в воспитательном процессе принципов педагогической деятельности с трудновоспитуемыми подростками; теоретический анализ педагогических и психологических источников по теме исследования; изучение методической литературы по проблемам педагогического воздействия на трудновоспитуемых подростков.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Выявлены основные особенности организации досуговой деятельности с трудновос-

питуемыми подростками и выделена технология ее организации.

Если взрослые в процессе воспитательного взаимодействия с подростком испытывают сложности, то такого ребенка, как правило, называют «трудный». Это понятие прочно вошло в научный лексикон. Кроме того, этот термин, можно сказать, является синонимом социально и педагогически неблагополучного ребенка.

Как правило, сложности с детьми чаще возникают в подростковом возрасте, поскольку он считается критическим и переходным периодом развития. Трудновоспитуемым подростком обозначается ребенок с активным сопротивлением воспитанию, асоциальным поведением, находящийся в стадии полового созревания, не желающий усваивать педагогическое воздействие. Характерными чертами такого подростка являются пренебрежение принятыми нормами и правилами общественного поведения, непослушание и грубость, напускная независимость, жестокость. При этом само понятие «трудновоспитуемый» не имеет четких границ, а подразумевает индивидуальные характерные признаки ребенка.

Неприемлемое поведение подростков является результатом нарушений процесса социализации. Коррекция такого поведения возможна через участие подростков в культурно-массовой деятельности, в рамках которой они сильнее открыты как для взаимодействия, так и для воздействия со стороны различных социальных институтов, макси-

мально влияющих на духовно-нравственный облик, систему ценностей и образ мышления воспитанника. К социальным институтам, оказывающим влияние на воспитанника, принято относить семью, общеобразовательную школу, сверстников и средства массовой информации. «Ребенок, в силу возраста, с недостаточно развитыми морально-психологическими, волевыми качествами, предоставленный самому себе, укореняется в своем нежелании трудиться, принуждать себя к исполнению норм и обязанностей, считая груз ответственности перед своей судьбой и обществом неоправданно тяжелым и, соответственно, излишним» [1, с. 435].

Сложности в воспитании, в первую очередь, связаны с физиологическими и психологическими изменениями, происходящими с подростком. При отсутствии внутреннего ресурса в процессе преодоления сопротивления он сталкивается с высоким уровнем напряжения, что приводит к некоторым деструктивным последствиям. Это может быть агрессия, конфликтность, тревожность, стресс, страх и девиации.

По мнению И. Ю. Юрченко, трудные подростки «характеризуются повышенной агрессивностью, частой сменой настроения, вспышками ярости, страхами, депрессивными состояниями» [2, с. 112]. Подросток не умеет выражать и принимать свои эмоции. В некоторых случаях такое поведение может привести к совершению правонарушений и преступлений. Свое поведение ребенок обосновывает тем, что таким образом он проявляет свою индивидуальность.

У трудновоспитуемых подростков, как правило, разрушены некоторые социальные связи. Также им присуще отчуждение от ведущих социальных институтов: семьи и школы. Перед педагогами ставится главная задача, заключающаяся в преодолении указанного отчуждения. Они должны оказывать таким детям психолого-педагогическую поддержку и показывать положительный опыт общения. Это возможно посредством системы общественно значимых отношений. По мнению К. В. Дмитриевой, «для недопущения формирования среди современных подростков

антисоциальных ценностей, стремлений вести асоциальный образ жизни, совершать правонарушения, а также для повышения ценности образования родитель, наравне с педагогом должен принимать активное участие в формировании ценностей и нравственно-этических качеств обучающихся» [3, с. 593].

Таким образом, подростковый возраст является наисложнейшим этапом. Проявление отклоняющегося поведения в данном возрасте связано с высоким уровнем личностной включенности, нежеланием брать ответственность на себя за свои поступки, невосприимчивостью к критике. Такой подросток является трудновоспитуемым и нуждается в сопровождении.

Педагоги, как правило, работают с трудновоспитуемыми подростками стихийно. При этом они применяют к разным детям, с разной природой отклоняющегося поведения одинаковые подходы. В том случае, когда педагог не знает истинной причины трудно-воспитуемости, а только пытается устранить ее внешние признаки, процесс перевоспитания практически невозможен. Другими словами, педагоги до сих пор не используют психологические критерии для определения трудных воспитанников, что является недостатком в воспитании. В первую очередь, важно выявлять факторы отклоняющегося поведения, поскольку нечеткость параметров часто приводит к несостоятельности педагогических рекомендаций. «Главным в тактике перевоспитания является забота о накоплении ребенком положительного опыта поведения. При этом взрослые должны выработать для себя четкое представление о том, как можно нормализовать дальнейшее развитие ребенка и какая личностная перестройка в связи с этим требуется от каждого из них» [4, с. 274].

С точки зрения Е. И. Григорьевой, с «труд-новоспитуемостью» подростков могут помочь учреждения культурно-досуговой сферы: «Воспитание в эпоху научно-технической революции должно быть прежде всего воспитанием самостоятельности, творческой инициативы и социальной ответственности. Возможность для такой деятельности могут предоставить воспитательные учреждения

досуговой сферы» [5, с. 187]. Для подростка существует огромный выбор различных культурно-досуговых форм. Это могут быть, по мнению Е. И. Григорьевой, кружки, встречи в клубе, декоративно-прикладное творчество, различные виды искусства (художественное, музыкальное, хореографическое), спортивные секции, театр и т. д. [5, с. 188].

Согласно Г. А. Аванесовой, культурно-досуговая деятельность есть «целесообразно организованная и содержательно наполненная активность больших групп людей или конкретного человека в свободное время, которая развивается на базе человеческой потребности в перемене характера деятельности, а также с целями рекреации и социально-культурного развития» [6, с. 13]. Важно заметить, что то, как будет проходить деятельность (т. е. ее виды и формы), человек выбирает самостоятельно, опираясь на свои индивидуальные предпочтения, способности и уровень культурного развития. Иногда также на выбор оказывает влияние современная мода, окружающие люди, традиции.

В свою очередь А. И. Вишняк и В. И. Та-расенко досуговую деятельность классифицируют на «реальную и мнимую, где "реальный" досуг связан с общественно полезной деятельностью, а "мнимый" является асоциальным» [7, с. 16].

Современные культурно-досуговые учреждения играют важную роль в жизни трудновоспитуемых подростков. Именно в этих культурных пространствах они учатся общаться, занимаются творчеством, самовыражаются. Некоторые формы учреждений предполагают встречи с интересными людьми, знакомства детей с разными профессиями. Так им оказывается помощь в совершении своего жизненного выбора, активизируется социализация.

Культурно-досуговая деятельность является приоритетной в работе с «трудным» поведением подростков. Этому способствует ряд причин.

Во-первых, данный вид деятельности привлекателен для подростков. Он дает возможность не только проявить свое творчество и себя в социально значимой деятельности,

но и получить признание, т. е. это область их социального признания и самоутверждения.

Во-вторых, культурно-досуговая деятельность - это ориентация на культуру. Подростки не только погружаются в этот мир -у них формируются определенные ценности, они учатся создавать, сохранять ценности культуры, начинают понимать, насколько это важно. У таких детей меняется мировоззрение, жизненные установки.

В-третьих, культурная деятельность способна оказывать практическое воздействие на сознание и поведение подростков. Занятия в клубах направлены на формирование таких механизмов поведения личности, как ценностные ориентации, стиль общения, правосознание, стереотипы и т. д.

Данная деятельность может осуществляться в разнообразных объединениях. По мнению Г. А. Аванесовой, к ним «относятся:

- общественно-политические клубы;

- искусствоведческие объединения (клубы любителей музыки, кино, книг, поэзии);

- художественные, творческие объединения (музыкальные, театральные, цирковые, фольклорные);

- технические клубы (автолюбители, радиотехники);

- объединения естественнонаучного профиля (садоводов, цветоводов, астрономов);

- объединения рукодельников (вязания, вышивки, кройки и шитья);

- спортивные объединения (секции, кружки)» [6, с. 51].

В творческом процессе раскрывается потенциал человека, его творческие способности. По мере того, как уровень качества работы учреждений культуры меняется, меняются и применяемые формы. В работе с трудными подростками необходима консультация психолога, а также общение в малых группах. Эффективными также будут занятия с использованием развивающих игр, психолого-педагогических тестов для формирования коммуникативных навыков у участников. Кроме того, работниками клубов, домов культуры, центров культурного развития, детских школ искусств, детско-юношеских спортивных школ должны учитываться ин-

тересы, творческие способности и желания самого ребенка.

Ведущую роль в регуляции поведения у трудновоспитуемых подростков играет благоприятное эмоциональное воздействие. Такое влияние на детей оказывают занятия искусством: художественная, художественно-творческая и художественно-эстетическая деятельность. По мнению А. А. Самохваловой, «развитию и росту личности, нестандартному мышлению, творческому воображению способствуют кружки декоративно-прикладного творчества» [8]. Например, плетение, оригами, роспись, вышивание, вязание, создание рисунков, выжигание по дереву. Разнообразие кружков дает возможность подросткам выбирать занятие по душе. В свою очередь, участие в конкурсах послужит стимулом для повышения мастерства.

Немаловажное значение для развития личности имеет спортивная деятельность. Как правило, упражнения многофункциональны и направлены на развитие физических способностей подростков. Их важно вовлекать в такую деятельность с большой осторожностью, поскольку часто воспитанники отказываются от выполнения «форматных» упражнений. Эффективными являются физические упражнения, содержащие в себе элементы танца.

Так, И. К. Дидарова считает, что применение элементов танца дает возможность педагогам решить многие задачи: «развитие физических способностей; полное самовыражение личности; коррекция системы отношений личности; коррекция отношений в группе и, как следствие, поведения; изменение стереотипов поведения» [9, с. 14].

Организуя досуговую деятельность с трудновоспитуемыми подростками, следует отметить значение спортивных и народных игр. Так как народные игры имеют в основном фольклорное происхождение, в них ясно прослеживается деление мира на добро и зло. В силу своих особенностей трудные подростки предпочитают добро и зло противопоставлять. Фольклорные персонажи, в свою очередь, дают возможность создать такую

учебно-познавательную и развлекательную атмосферу, где воспитанники могут самовыражаться. В ходе досуговой деятельности подростки узнают новое о народных обрядах, усваивая одновременно основные элементы спортивных, народных, обрядовых, ритуальных, развлекательных игр.

К специфике поведения в рамках досуго-вой деятельности, связанной с характерными особенностями личности подростка, относятся главные мотивационные линии этого возрастного периода - стремление к самоутверждению, самовыражению. При этом повышается уровень развития познавательных процессов, необходимых личностных и деловых качеств.

Культурная деятельность также оказывает особое влияние на развитие подростка и оптимизацию окружающей его среды. В процессе данной деятельности можно выделить две основные тенденции: индивидуализацию и социализацию. Тенденция индивидуализации заключается в развитии индивидуальности самого воспитанника, что позволяет подростку раскрыть свой потенциал. В то время как тенденция социализации направлена на придание индивиду социальной сущности, формирование его уникального образа.

Важно отметить, что все виды досуговой деятельности, если они правильно и своевременно организованы, могут оказывать позитивное влияние на процесс социализации и развития трудных подростков. «Поистине могучим стимулом для творческого развития детей, подростков и юношества, расцвета их способностей, расширения диапазона интересов, гуманизации мыслей, чувств и поступков, созидательной активности является досуг» [10, с. 465].

На основании всего сказанного выше, можно выделить особенности организации досуговой работы с трудновоспитуемыми подростками:

1. Досуговая деятельность с трудновоспитуемыми подростками во внешкольном учреждении должна быть продолжением воспитательного процесса в классном коллективе.

2. Коррекцию поведения подростка необходимо проводить так, чтобы влияние было

оказано на всю группу. Общение должно быть социально значимым, но при этом свободным.

3. Важно сочетать воздействие на подростка, как прямое, так и косвенное, учитывая его сопротивление воспитательному воздействию.

Технология организации досуговой деятельности должна состоять из следующих подсистем:

- организационная подсистема (расписание занятий, штат сотрудников, структура организаций, распределение обязанностей между сотрудниками и др.);

- методическая подсистема (ведение документации, применение инновационных методов, технологий, приемов работы, реализация культурно-досуговых акций, сценарная разработка, обобщение и распространение передового опыта внутри учреждения и вне его);

- социально-психологическая подсистема (отношения с внешней средой, система формальных и неформальных отношений внутри организаций);

- управленческая подсистема (реклама, маркетинг, работа с персоналом, связи с общественностью и др.).

Список источников

1. Гарифуллина З. Ф. Организация досуга трудных подростков // Международный журнал экспериментального образования. 2015. №2 12-3. С. 435-437.

2. Юрченко И. Ю. Психолого-педагогические особенности воспитания «трудных» подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 36. С. 111-115.

3. Дмитриева К. В. Особенности педагогической работы с трудновоспитуемыми и педагогически запущенными детьми // 30 лет Конвенции о правах ребенка: современные вызовы и пути решения проблем в сфере защиты прав детей : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф., 17 ноября 2020 г., г. Екатеринбург. Екатеринбург : РГППУ, 2020. С. 593-597.

4. Баркалова А. В. Социально-педагогическая работа с трудновоспитуемыми подростками // Национальный вестник Республики Крым. 2023. № 6. С. 272-276.

5. Григорьева Е. И. Современные технологии социально-культурной деятельности. Тамбов : Пер-шина, 2004. 511 с.

6. Аванесова Г. А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика организации. М. : Аспект Пресс, 2006. 236 с.

7. Вишняк А. И., Тарасенко В. И. Культура молодежного досуга. Киев : Выща шк., 1988. 70 с.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Главная роль в процессе организации досуговой деятельности принадлежит методической и социально-психологической подсистеме. Важно учитывать именно эти подсистемы, т. к. внимание педагога в данном случае смещено на отношения внутри учреждения и вне его. Кроме того, педагог должен проводить качественную методическую работу, применять современные методы, технологии и приемы работы.

Таким образом, внедрение специально организованной досуговой деятельности в педагогическую работу с трудновоспитуемыми подростками вполне оправдано. Она направлена на формирование активной личности, которая является сегодня одной из ценностей современного общества. Задачей данной деятельности является ориентация на преобразование объекта воспитания в субъект социально-культурного творчества. Только индивидуальный подход к трудному подростку поможет обеспечить интеллектуальный и духовный рост такого ребенка.

References

1. Garifullina Z. F. Organizatsiia dosuga trudnykh po-drostkov. Mezhdunarodnyi zhurnal eksperimentalnogo obrazovaniia. 2015;(12-3):435-437. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Yurchenko I. Yu. Psikhologo-pedagogicheskie osobennosti vospitaniia "trudnykh" podrostkov. Scientific and methodological electronic journal "Koncept". 2015;36:111-115. (In Russian).

3. Dmitrieva K. V. Osobennosti pedagogicheskoi raboty s trudnovospituemymi i pedagogicheski zapushchennymi detmi. In: Proceedings of the International Research-to-Practice Conference "30 let Konventsii o pravakh rebenka: sovremennye vyzovy i puti resheniiaproblem v sfere zashchityprav detei", November 17, 2020, Yekaterinburg. Yekaterinburg: RGPPU; 2020. p. 593-597. (In Russian).

4. Barkalova A. V. Sotsialno-pedagogicheskaia rabota s trudnovospituemymi podrostkami. Natsionalnyi vest-nikRespubliki Krym. 2023;(6):272-276. (In Russian).

5. Grigoreva E. I. Sovremennye tekhnologii sotsialno-kulturnoi deiatelnosti. Tambov: Pershina; 2004. 511 p. (In Russian).

6. Avanesova G. A. Kulturno-dosugovaia deiatelnost: teoriia i praktika organizatsii. Moscow: Aspekt Press; 2006. 236 p. (In Russian).

7. Vishniak A. I., Tarasenko V. I. Kultura molodezh-nogo dosuga. Kiev: Vyshcha shk; 1988. 70 p. (In Russian).

8. Самохвалова А. А., Харьковская Е. В., Белецкая Е. А. Социокультурная работа с трудными подростками в учреждениях культуры // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». URL: https://scienceforum.ru/2018/article/2018005732 (дата обращения: 28.12.2023).

9. Дидарова И. К. Методика занятий физической культурой с трудными подростками в условиях социально-реабилитационного центра : автореф. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2010. 24 с.

10. Чучина Н. Н. Социализация подростков в сфере досуга // Молодой ученый. 2016. № 18 (122). С. 465-475. URL: https://moluch.ru/archive/122/33836 (дата обращения: 25.01.2024).

Информация об авторах

А. С. Вартанян - кандидат педагогических наук, доцент; Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации. Н. Н. Куриленко - доцент.

8. Samokhvalova A. A., Kharkovskaya E. V., Belet-skaya E. A. Sotsiokulturnaia rabota s trudnymi podrostkami v uchrezhdeniiakh kultury. In: Proceedings of the 10th International Students' Scientific Conference "Studencheskii nauchnyi forum". URL: https://scienceforum.ru/2018/article/2018005732 (accessed: 28.12.2023). (In Russian).

9. Didarova I. K. Metodika zaniatii fizicheskoi kulturoi s trudnymi podrostkami v usloviiakh sotsialno-reabilitatsionnogo tsentra. Extended abstract of Cand. Sci. (Pedagogy) Thesis. Volgograd; 2010. 24 p. (In Russian).

10. Chuchina N. N. Sotsializatsiia podrostkov v sfere dosuga. Young Scientist. 2016;(18):465-475. URL: https://moluch.ru/archive/122/33836/ (accessed: 25.01.2024). (In Russian).

Information about the authors

Aram S. Vartanian - Candidate of Sciences (Pedagogy), Docent; Honorary Worker of Higher Professional Education of the Russian Federation. Nina N. Kurilenko - Docent.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.