Научная статья на тему 'Социализация трудных подростков путем вовлечения их в общественную деятельность строительных отрядов'

Социализация трудных подростков путем вовлечения их в общественную деятельность строительных отрядов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3081
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТОК / "ТРУДНЫЕ ДЕТИ" / МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ / БЕСПРИЗОРНОСТЬ / СТУДЕНЧЕСКИЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ ОТРЯДЫ / TEENAGER / "DIFFICULT CHILDREN" / METHODS OF PREVENTION / HOMELESSNESS / STUDENT CONSTRUCTION TEAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бахтина Алевтина Сергеевна, Попко Елена Аркадьевна

Актуальность статьи заключается в том, что государство на разных этапах своего развития сталкивалось с проблемой профилактики беспризорности, правонарушений несовершеннолетних и необходимостью решать данную проблему. Цель работы: описать механизм социализации трудных подростков путем вовлечения их в деятельность строительных отрядов. Методы исследования: теоретические методы, такие как изучение и обобщение данных, их анализ и сравнение. Результаты. Описана специфика поведения детей, относящихся к категории «трудновоспитуемых», изучены методики работы А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского с трудными подростками. Изучены и описаны точки зрения российских ученых по данному вопросу. Описаны формы и методы профилактики, которые сегодня используются в российских школах и учебных заведениях среднего профессионального образования. Изложена специфика деятельности российских студенческих строительных отрядов. Авторами статьи выдвинуто предположение о том, что включение «трудных подростков» в ряды бойцов строительных отрядов будет являться наиболее эффективной мерой профилактики безнадзорности, поскольку деятельность бойцов строительных отрядов включает в себя основные элементы педагогики труд, коллектив, целостность воспитания личности, описанные в работах А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The relevance of the article is in the problem of preventing homelessness, juvenile delinquency that the state has faced at various stages of its development and the need to address this problem. The aim of the work is to describe the mechanism of socialization of difficult adolescents by involving them in the activity of construction detachments. Methods of research: theoretical methods, such as: study and generalization of data, their analysis and comparison. Results. The paper describes specifics of behaviour of children belonging to the category of "hard-to-learn". The methods of work of A.S. Makarenko and V. A. Sukhomlinsky with difficult teenagers were studied. The views of Russian scientists on this issue were studied and described. The paper considers the forms and methods of prevention, which are now used in Russian schools and educational institutions of secondary vocational education and specifics of the activities of Russian student construction teams. The authors suppose that the inclusion of "difficult teenagers" in the ranks of fighters of construction detachments will be the most effective measure of preventing the neglect, since the activity of fighters in these detachments includes the main elements of pedagogy labor, collective, integrity of personality education, described in the works of A.M. Makarenko and V.A. Sukhomlinsky.

Текст научной работы на тему «Социализация трудных подростков путем вовлечения их в общественную деятельность строительных отрядов»

УДК 376

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ ПУТЕМ ВОВЛЕЧЕНИЯ ИХ В ОБЩЕСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОТРЯДОВ SOCIALIZATION OF DIFFICULT ADOLESCENTS BY INVOLVING THEM IN THE SOCIAL ACTIVITIES OF CONSTRUCTION GROUPS

А.С. Бахтина, Е.А. Попко A.S. Bakhtina, E.A. Popko

Томский политехнический университет, Россия Tomsk Polytechnic University, Russia E-mail: Alevtinab94@gmail.com

Актуальность статьи заключается в том, что государство на разных этапах своего развития сталкивалось с проблемой профилактики беспризорности, правонарушений несовершеннолетних и необходимостью решать данную проблему. Цель работы: описать механизм социализации трудных подростков путем вовлечения их в деятельность строительных отрядов. Методы исследования: теоретические методы, такие как изучение и обобщение данных, их анализ и сравнение. Результаты. Описана специфика поведения детей, относящихся к категории «трудновоспитуемых», изучены методики работы А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского с трудными подростками. Изучены и описаны точки зрения российских ученых по данному вопросу. Описаны формы и методы профилактики, которые сегодня используются в российских школах и учебных заведениях среднего профессионального образования. Изложена специфика деятельности российских студенческих строительных отрядов. Авторами статьи выдвинуто предположение о том, что включение «трудных подростков» в ряды бойцов строительных отрядов будет являться наиболее эффективной мерой профилактики безнадзорности, поскольку деятельность бойцов строительных отрядов включает в себя основные элементы педагогики - труд, коллектив, целостность воспитания личности, описанные в работах А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского.

Ключевые слова: подросток, «трудные дети», методы профилактики, беспризорность, студенческие строительные отряды.

The relevance of the article is in the problem of preventing homelessness, juvenile delinquency that the state has faced at various stages of its development and the need to address this problem. The aim of the work is to describe the mechanism of socialization of difficult adolescents by involving them in the activity of construction detachments. Methods of research: theoretical methods, such as: study and generalization of data, their analysis and comparison. Results. The paper describes specifics of behaviour of children belonging to the category of "hard-to-learn". The methods of work of A.S. Makarenko and V. A. Sukhomlinsky with difficult teenagers were studied. The views of Russian scientists on this issue were studied and described. The paper considers the forms and methods of prevention, which are now used in Russian schools and educational institutions of secondary vocational education and specifics of the activities of Russian student construction teams. The authors suppose that the inclusion of "difficult teenagers" in the ranks of fighters of construction detachments will be the most effective measure of preventing the neglect, since the activity of fighters in these detachments includes the main elements of pedagogy - labor, collective, integrity of personality education, described in the works of A.M. Makarenko and V.A. Sukhomlinsky.

Key words: teenager, "difficult children", methods of prevention, homelessness, student construction teams.

Бахтина

Алевтина Сергеевна,

магистр 2 курса, ФГАОУ ВО

«Национальный

исследовательский

Томский политехнический

университет,

Россия, 634050, г. Томск,

пр. Ленина 30.

E-mail: Alevtinab94@gmail.com

Попко Елена Аркадьевна,

магистр 2 курса, ФГАОУ ВО

«Национальный

исследовательский

Томский политехнический

университет,

Россия, 634050, г. Томск,

пр. Ленина 30.

E-mail: helenagf@mail.ru

Подростковый возраст является трудным и иногда даже опасным периодом формирования личности, поскольку связан с процессом взросления, с поиском индивидуальности личности. Именно в это время подросток подвержен различным негативным влияниям со стороны общества, и именно в этот период подросток попадает в категорию «трудных детей» [1]. В литературе таких детей авторы называют по-разному: с девиант-ным поведением, с делинквентным поведением, подростки-правонарушители, безнадзорные, трудновоспитуемые, педагогически-запущенные, социально-запущенные.

Государство на различных этапах своего развития сталкивалось с проблемой профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. По этой причине данная проблема представляется актуальной и на сегодняшний день.

Существуют разные способы профилактики безнадзорности, работы с трудными подростками. Согласно исследованиям А.А. Кибирева и И.В. Сеньчуковой, самыми распространенными формами и методами работы с детьми группы социального риска в школе являются:

• беседы с родителями с целью изменения условий жизни ребёнка и улучшения внутрисемейных отношений;

• проведение консилиумов, посвященных проблеме девиантного поведения;

• включение трудных детей в работу спортивных секций, кружков и объединений по интересам, но их выбор не велик - чаще всего это кружки мягкой игрушки, кройки и шитья, танцевальные и музыкальные коллективы. В то время как подростками с проблемами в поведении, как показывают опросы, больше востребованы спортивные секции, кружки технического творчества, подростковые клубы;

• включение детей в интересную напряжённую деятельность, где они могли бы проявить свою активность и инициативу. Однако те конкретные виды работ, которые сегодня предлагает массовая школа, вряд ли могут быть так охарактеризованы. Это участие в уборке класса, сельхозработах, ремонт мебели и школы, походы, занятия в тренажёрных залах [2].

Меры профилактики должны носить приоритетный характер по сравнению с мерами пресечения уже совершаемых противоправных действий. Для этого все социальные институты должны выполнять свои профилактические функции. На сегодняшний день многие проблемы обусловлены ослаблением механизмов контроля, неустойчивостью существующих в обществе оценочных критериев, слабо организованным досугом детей по месту жительства, системой детского отдыха в летний период и занятости. Малообеспеченные и неблагополучные семьи не могут позволить себе отдых детей в детском лагере из-за высокой стоимости путевок. [3]. Доминирующей причиной детской беспризорности является бегство из неблагополучных семей на фоне агрессивного отношения к детям в семье, алкоголизма родителей. Немаловажную роль играет доступность алкоголя и наркотиков, сокращения числа бесплатных клубов и секций, при таком раскладе особую значимость в становлении подростка приобретают асоциальные и криминальные субкультуры. В такой ситуации у подростков формируется презрение к учебе и труду, изменяются их жизненные ценности [4].

Школа, как социальный институт, самостоятельно не справляется с подростками «группы риска». У трудновоспитуемых подростков очень повышена сопротивляемость ко всякого рода воспитательным воздействиям, особенно со стороны педагогов. Конфликты усугубляются тем, что дети плохо контактируют с одноклассниками, не умеют жить в коллективе. Педагоги отмахиваются от таких детей, родители не справляются, сверстники избегают. Подростки попадают в ситуацию неудовлетворения своих потребностей, а именно потребности в общении. Ребята выпадают из благоприятного со-

циума, отдельные несистемные методы воздействия на поведение и воспитание не дают должного эффекта. В воспитании подростков «группы риска» важно применять комплексный подход.

Авторы считают, что воспитательные действия, навязанные трудным подросткам со стороны педагогов, не дают положительного эффекта, предполагают, что механизм «положительного» примера, идущий от молодежи внутри одного коллектива, является более позитивным методом, так как не несет эффекта «навязанного» сверху действия, а соответственно, не вызывает внутреннего протеста уже «бунтующего» подростка. Авторы выдвигают гипотезу о том, что одним из эффективных механизмов в решении вопросов, связанных с социализацией трудных подростков, будет вовлечение таких детей в общественную деятельность через систему строительных отрядов.

Прежде чем описывать существующий опыт работы с трудными детьми, необходимо дать определение данному понятию, а также изучить методы, формы и принципы работы с подростками «группы риска».

Трудный подросток - это ребенок, вступивший в стадию пубертата (полового созревания), поведение которого не соответствует общепризнанным социальным нормам [5].

На сегодняшний день в научно-педагогической литературе достаточно сложно найти определение понятию трудный подросток. В педагогическом словаре дается определение понятию «трудные дети». Под «трудными детьми» понимаются дети, которые демонстрируют явные отклонения в личностном развитии. М.С. Головина в своей работе «Основные подходы к организации воспитательной работы с «трудными» подростками в России в 20-е и 90-е гг. XX в.» выделяет три существенных признака, характерных для содержания понятия «трудные подростки»:

1. Наличие у подростков отклоняющегося от общепринятых норм поведения. Нередко в специальной литературе термин «отклоняющееся поведение» заменяется синонимом девиантное поведение. Для характеристики отклоняющегося поведения используют специальный термин - делинквентность, понимающаяся как противоправное поведение личности, непосредственно направленное против существующих норм государственной жизни.

2. К категории «трудных» относятся такие подростки, нарушения поведения которых нелегко исправить, корректировать.

3. Под «трудными» понимаются такие подростки, которые особенно нуждаются в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании коллектива сверстников [6].

Если говорить о практике работы с трудными подростками в советское время, необходимо подробно разобрать концепцию работы выдающегося советского педагога и ученого А.С. Макаренко.

Им была разработана целостная педагогическая концепция, которая предваряла собой совершенно новый этап в развитии теории и практики воспитания развивающейся личности человека. Практическое начало этой концепции было положено в учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, деятельность которых заключалась в перевоспитании «трудных» подростков.

«Коллектив - это социальный организм в здоровом человеческом обществе», указывал А.С. Макаренко [7]. Были разработаны законы, описаны принципы организации и деятельности, этапы становления и развития коллектива. Воспитанники были объединены одной целью, общим трудом и организацией труда, они имели свои органы управления, структуру, полномочия, ответственность. Центральная идея его педагоги-

ческой системы заключалась в воспитании в коллективе и через коллектив. Педагог отмечал: «Воспитывая отдельную личность, мы должны думать о воспитании всего коллектива. На практике эти две задачи будут решаться только совместно и только в одном общем приеме. В каждый момент нашего воздействия на личность эти воздействия обязательно должны быть и воздействием на коллектив, и наоборот, каждое наше прикосновение к коллективу обязательно будет и воспитанием каждой личности, входящей в коллектив» [7, с. 320].

А.С. Макаренко понимал содержательную сущность коллектива как условие формирования нравственной сферы личности. Ученый не воспринимал личность как объект воспитания. Личность для педагога была прежде всего человеком, гражданином. «Наш воспитанник, кто бы он ни был, никогда не может выступать в жизни как носитель некоего личного совершенства, только как добрый и честный человек. Он всегда доложен выступать, прежде всего, как член общества, отвечающий за поступки не только свои, но и своих товарищей» [8, с. 400], отмечал А.С. Макаренко. Главную задачу школы ученый видел в формировании гармонично развитой личности с единством ее идейно-нравственных и волевых качеств, чувств, потребностей, интересов. После ее окончания человек должен был быть целеустремленным и полным энергии, в любом своем решении в первую очередь учитывать интересы общества.

Процесс развития коллектива, по мнению педагога, заключался в постоянном движении вперед в соответствии с четко поставленными целями - перспективными линиями. «Воспитывать человека, - писал он, - значит воспитывать у него перспективные пути. Методика этой работы заключается в организации новых перспектив, в использовании уже имеющихся, в постепенной подстановке более ценных» [8]. Человеческую деятельность направляют, стимулируют и характеризуют цели (перспективы). Они должны всегда несколько опережать сегодняшний уровень коллектива, поднимать его на новую ступень.

А.С. Макаренко использовал метод параллельного педагогического действия, считая его главным принципом и методом воспитания в коллективе. Суть его заключалась в одновременном воспитании и коллектива, и личности - «один за всех и все за одного». Как коллектив был ответственен за каждого из своих членов, так и каждый человек в этом коллективе был ответственен за свои действия перед ним. Общественное мнение воспитанников являлось важным фактором реализации данного метода. Оно выступало в роли средства, которое воспитывало волю, самоконтроль, выдержку, ответственность и характер.

Т.Е. Конникова изучала проблему нравственного развития школьников в коллективе. Автор писала о воздействии коллектива на ребенка в меру активности самого ребенка. Участие детей в делах на благо других, преодоление вместе трудностей и переживание общих достижений, сотрудничество с другими коллективами ради общей цели - все это Т.Е. Конникова считала условием становления гуманистических отношений [9].

Одним из важных методов по перевоспитанию трудных подростков в практике советского педагога был метод «взрыва». Суть метода состояла в разрушении каких-либо вредных привычек воспитуемых, после чего появлялась возможность и необходимость быстрых качественных изменений в формирующейся личности. Инструментом педагога были поражающие ситуации, эмоционально воздействовавшие на личность, вызывая сильные чувства, борьбу мотивов, резкое изменение как к себе, так и к окружающим.

А.С. Макаренко отвергал идеи о наследственных ограничениях, врожденной преступности. Он был уверен, что нет никаких прирожденных преступников и необходимо решительно запрещать «какую-нибудь возможность даже говорить о каких-то специфических природных склонностях человека к преступлению или бродяжничеству. Разговоры о том, что так называемые преступные типы, будто бы с самого рождения предназначены к уголовной деятельности, мы считаем за дикие предрассудки...» [10, с. 331].

Главную роль в формировании и развитии личности советский ученый отдавал воспитанию. А.С. Макаренко считал, что необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников, опираться только на положительное в воспитании, независимо от их прошлого. Определенные изменения в личности ребенка происходят каждый момент времени, именно поэтому задача воспитателя - направить и руководить этим развитием. Поэтому, по А.С. Макаренко, «педагогика, в особенности теория воспитания, есть прежде всего наука практически целесообразная» [8]. Это означало необходимость выявления закономерного соответствия между целями, средствами и результатами воспитания. Целеустремленный коллектив педагогов был решающим воспитательным фактором. Характерным принципом его педагогики был принцип активной целеустремленности.

«Человек не воспитывается по частям, - отмечал педагог, - он создается синтетически всей суммой влияний, которым он подвергается. Поэтому отдельное средство всегда должно быть и положительным, и отрицательным, решающим моментом является не его прямая логика, а логика и действие всей системы средств, гармонически организованных» [8, с.400]. Принцип целостности процесса воспитания - еще один важнейший принцип педагогики А.С. Макаренко. Необходима система средств, которая соответствует целям воспитательной работы, а не отдельные средства. Педагог показал, что развитие и совершенствование естественных сил детей происходило только в процессе деятельности - трудовой, бытовой, учебной, игровой и т. д. А параллельно образовывались знания, умения, навыки, соответствующие характеру деятельности, а также воспитывались духовные качества личности в целом.

Труд выступал базой практической деятельности, важным средством воспитания трудных подростков в педагогической системе А.С. Макаренко. Воспитанники вливались в самостоятельную трудовую деятельность - общественно значимые дела в колонии, производительные виды труда на заводах. Жизнь подростков была очень насыщенной - учеба в средней школе, походы, летние экскурсии, освоение новых процессий и т. д. Педагог говорил, что «труд, не имеющий в виду создания ценностей, не является положительным элементом воспитания, так что труд, так называемый учебный, и тот должен исходить из представления о ценностях, которые труд может создать» [8]. По мнению ученого, учебная деятельность подростков должна стать одной из форм общественно полезной деятельности, «труд, - считал А.С. Макаренко, - без идущего рядом образования, без идущего рядом политического и общественного воспитания не приносит воспитательной пользы, оказывается нейтральным процессом» [8, с. 400].

Особую роль в своей педагогической практике А.С. Макаренко отдавал роли воспитателя в педагогическом процессе. Для него воспитатель, в первую очередь, был организатором и человеком творчества. Ученый подчеркивал важность взаимоотношений педагога и воспитанников. В процессе совместной деятельности они должны были быть основаны на товарищеском общении, дружбе.

Твердую позицию А.С. Макаренко высказывал по вопросу о наказании. По его мнению, целью наказания ни в коем случае не должно быть причинение страдания,

ущемление чести и достоинства личности. Такое наказание портило человека. Заставить человека глубоко продумать свой проступок, почувствовать, что коллектив относится к поступку негативно, воспитать у виновника правильное отношение к своему поведению - вот главная цель наказания. Ученый считал, что полезна и необходима в школах такая система наказания, которая, в первую очередь, направлена на защиту ценностей и норм коллектива и защищает личность от насилия. «Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их» [8, с. 400].

А.С. Макаренко смог наметить основные пункты практического перевоспитания трудных подростков, сумел определить самые важные возможности воспитания подрастающего поколения. Ученый-педагог не только перевоспитал сотни правонарушителей-беспризорников, но и помог им стать полноценными гражданами советского общества.

Выдающийся советский педагог-новатор В.А. Сухомлинский считал неприемлемым наказание детей в процессе воспитательной работы с ними. По его мнению, наказание порождает страх, парализует стремление к дальнейшему развитию и успехам, а ответной реакцией на наказание становится озлобление. В качестве альтернативы наказанию Сухомлинский предлагает методы воспитания с положительными эмоциями: поощрять стремление ребенка быть лучшим. Именно желание получить одобрение от старшего является движущей силой в воспитании [11].

Особое внимание в системе воспитания Сухомлинский уделяет труду и трудолюбию. Он считал, что труд позволяет наиболее полно раскрыть способности и задатки ребенка. Труд и коллектив - неразделяемые понятия. Трудолюбие формируется в случае, если систематический труд приносит положительные эмоции от результата совместного коллективного труда. Важной задачей в работе с подростками с девиантным поведением является развитие и совершенствование всех сфер жизни ребенка: в интеллектуальной сфере - воспитывать знания о нравственных ценностях, моральных идеалах, гуманность [12].

Сегодня в России работа с трудными подростками осуществляется на основании Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Согласно данному закону, деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних [13].

В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят:

• комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

• органы управления социальной защитой населения;

• федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования;

• органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования;

• органы опеки и попечительства;

• органы по делам молодежи;

• органы управления здравоохранением;

• органы службы занятости;

• органы внутренних дел;

• учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции).

Работа с трудными подростками начинается с комиссии по делам несовершеннолетних. Именно комиссия принимает решение о дальнейшей судьбе подростка и работы с ним. С каждым человеком работа ведется индивидуально. Если ситуация с трудным ребенком является сложной, то принимается решение о составлении индивидуальной программы реабилитации. Данную программу составляет школа или техникум, где несовершеннолетний получает образование, или отдел полиции района, если ребенок нигде не обучается. Данный план включает в себя досуговую деятельность, вариант летней занятости, работу с психологом.

По словам М.В. Богуславского, ведущего российского специалиста по методологии, теории и истории образования, министр образования и науки РФ Ольга Юрьевна Васильева на протяжении сентября-ноября 2016 г. выдвинула ряд значимых ретроин-новаций, непосредственно сопряженных с воспитательной системой А.С. Макаренко. Это:

• трактовка деятельности учителя не как образовательной услуги, а как служения;

• восстановление единого образовательного и воспитательного пространства;

• разворачивание деятельности Российского детского движения;

• восстановление общественно-полезной деятельности школьников;

• воссоздание трудовых бригад в сельских школах;

• придание приоритета военно-патриотическому воспитанию;

• введение должности вожатого в школе и разработка его профстандарта;

• воссоздание системы внеурочной работы в школах: в каждой школе должны быть как минимум 4 бесплатных кружковых объединения: театральное, музыкальное, трудовое и спортивное [14].

Проанализировав теории В.А. Сухомлинского и А.С. Макаренко, можно выделить основные составляющие воспитания: труд, коллектив, целостность воспитания личности и положительные эмоции [15, 16].

По мнению авторов, сегодня также существуют эффективные механизмы, объединяющие в себе все основные составляющие воспитания подростков. Составителями статьи выдвигается предположение, что наиболее эффективной формой работы с детьми с девиантным поведением является вовлечение таких детей в деятельность строительных отрядов.

Студенческий отряд - это форма организации студентов образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования различных форм обучения, изъявивших желание в свободное от учебы время трудиться в различных отраслях хозяйства, выполняющих общую производственную задачу и одновременно реализующих общественно полезную программу. Отряды работают по разным направлениям: строительные, педагогические, сельскохозяйственные, сервисные, оперативные, отряды проводников и другие [17].

17 февраля 2004 г. принято считать датой возрождения движения строительных отрядов. Именно тогда, на Всероссийском слете студенческих отрядов, посвященном 45-летию движения, было учреждено молодежное общероссийское общественное движение «Российские Студенческие Отряды». Вновь созданная организация имела федеральную поддержку и позволила объединить региональные штабы для более эффективной координации их работы и дальнейшего распространения движения по всей территории России.

С этого периода зародились традиции движения, такие как проведение ежегодного Всероссийского слета студенческих отрядов, во время которого подводятся итоги года, планируется работа на следующий год и награждаются лучшие представители движения, а также современная атрибутика и символика, школы командиров, спортивные состязания, творческие фестивали и т. д. Постепенно стало увеличиваться число строительных отрядов, а к 2005 г. в РСО работало более 160 тысяч студентов в составе 4,5 тысяч студенческих отрядов. Студенческие отряды формируются из студентов со всей страны, что позволяет регионам обмениваться опытом и технологиями работы. Российские студенческие отряды высоко зарекомендовали себя на стройках федерального значения - студентов привлекали к строительству объектов для саммита АТЭС, объектов для Росатома в Красноярском крае и Ленинградской области, олимпийских объектов в Сочи.

Трудоустройство молодежи - важная задача, поэтому РСО эффективно взаимодействуют с работодателями. Организация сотрудничает с ОАО «РЖД», ГК «Олимп-строй», ФСК «ЕЭС», ОАО «Газпром», Госкорпорацией «Росатом» и другими крупнейшими компаниями страны. Кроме этого, заключено соглашение о стратегическом сотрудничестве между Общероссийской общественной организацией «Российский Союз ректоров» и Молодежной общероссийской общественной организацией «Российские Студенческие Отряды», которое предусматривает активное участие студенческих отрядов в реализации научно-исследовательских, внедренческих, социальных и хозяйственных проектов высших учебных заведений. На законодательном уровне выстроена система поддержки работодателей, в 2010 г. был принят закон N 428-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части развития движения студенческих отрядов», в котором уточнены основания, необходимые для освобождения от уплаты работодателем страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по выплатам за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде. Установлено, что такая деятельность должна осуществляться не в любом студенческом отряде, а непременно в студенческом отряде, включенном в федеральный или региональный реестр молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой [17].

Бойцы РСО занимаются строительством, пассажирскими перевозками, воспитанием детей, обработкой рыбы, сбором урожая, сервисом и другими работами. Возможность зарабатывания денег - не главное в деятельности студенческих отрядах, на первый план выдвигается самореализация и развитие личности студента. Студенческие отряды - это уникальная среда для приобретения дополнительных компетенций, навыков организационной работы, работы в команде, коммуникативных навыков, а также развития творческого потенциала. Немаловажным является тот факт, что, участвуя на производстве, работая на реальных предприятиях, студенты получают практический опыт работы на крупных производственных объектах, что позволяет облегчить процесс адаптации на первом рабочем месте в дальнейшем.

Согласно стратегии развития РСО до 2020 г., основной задачей второго этапа (2016-2020 гг.) является популяризация движения среди молодежи и увеличение численности бойцов РСО до 330 тысяч человек, а также формирование положительного имиджа бойца РСО в глазах работодателя [18].

В мае 2017 г. в ходе круглого стола в Совете Федерации замминистра образования В.Ш. Каганов предложил подумать над созданием механизма для привлечения в студотряды трудных подростков [19].

В связи с существующим трудовым законодательством РФ, подростков до 18 лет не могут включать в выездные строительные отряды (они не могут работать проводниками, выезжать на стройки в другие регионы и т. д.), но их трудовую деятельность организовывают на территории города. Подростки занимаются благоустроительными работами. Ежегодно в г. Томске действует студенческий отряд по благоустройству территорий города, в который трудоустраиваются несовершеннолетние. Отряд состоит не только из несовершеннолетних. В среднем отряды по благоустройству комплектуются по 20 человек. В 2013-2015 гг. было сформировано по 2-3 отряда на благоустройство города. В 2017 г. сформирован единый Городской студенческий отряд, в него вошли студенты вузов города Томска и несовершеннолетние. В Томске на сегодняшний день работа сводного городского студенческого отряда - это уникальный опыт.

Чтобы выдержать все традиции студенческих отрядов, ребята в третьем трудовом семестре (летом) должны жить вместе с отрядом, у них должен быть отрядный уголок, план-сетка мероприятий и т. д., так называемая комиссарская деятельность. В отряде обязательно по положению об ЛСО (линейный студенческий отряд) работает командир, комиссар (по усмотрению мастер). Согласно должностным инструкциям, именно комиссар отвечает за внутреннюю политику отряда, мероприятия, сплочение, настроение. В отряде, где работают несовершеннолетние, на должность комиссара назначается опытный боец.

Сводный городской студенческий отряд (СГСО) включает несколько отрядов, которые работают в Томске. Все отряды располагаются в одном месте, живут в одном лагере. В сводном городском отряде есть свой штаб с командиром, комиссаром, мастером, которые занимаются организационными вопросами (питание, вывоз мусора, доставка на работу и обратно, мероприятия и т. д.). Распорядок дня похож на систему детского лагеря, но здесь уже все как у взрослых, так как рабочий процесс - это уже ответственность.

Распорядок дня следующий:

• Ранний подъем, зарядка.

• Завтрак.

• Разъезд отрядов по местам работ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• С 09:00 до18:00 рабочий день для 18-летних, с 09:00 до 15:00 - для несовершеннолетних (обед на местах дислокации).

• После рабочего дня прибытие в лагерь, ужин.

• Вечерние мероприятия (КВН, конкурсы отрядных уголков, конкурсы песенные, танцевальные, спорт соревнования и т. д.)

• Обязательная «свечка» вечером. Рефлексия.

При написании статьи авторы обращались к опыту бойцов Городского студенческого отряда (личные беседы), которые каждый год анализируют результаты работы в летний период. Студотрядовцы отмечали, что видны заметные положительные изменения в поведении у ребят относительно их поведения до начала работы в студенческом отряде (несовершеннолетних, получивших опыт работы летом в студенческих отрядах),

Они описывали несколько этапов социализации. В первую неделю работы (этап становления отряда и знакомства) были психологические трудности. Подростки не знакомы друг с другом, не знакомы с традициями движения, не понимают системы и механизмов работы, не понимают необходимости командной работы и соблюдения правил и распорядка дня. Ребята «группы риска» закрыты, скованны, психологически неустойчивы.

Уже на второй-третьей недели ситуация начинает меняться, благодаря комиссарской работе, сплочению, спортивным мероприятиям, конкурсам, где отряд объединяют победы и поражения, видны значительные изменения в поведении, формируется мотивация к работе, к участию в мероприятиях, раскрываются таланты. К концу трудового сезона подростки становятся единой сплоченной командой, получившей трудовые навыки, дополнительные знания. А самое главное - получившей положительные эмоции, прожившей в социуме с положительными социальными установками.

Можно заметить, что основные элементы педагогики - труд, коллектив, целостность воспитания личности и положительные эмоции - присутствуют в деятельности Российских студенческих отрядов.

Труд и коллектив: в системе студенческих строительных отрядов являются основными элементами, при этом работа в студенческом отряде - это положительные эмоции от нахождения в коллективе единомышленников и «почти» сверстников. Труд сочетается с насыщенной внерабочей деятельностью, что окрашивает будни бойца в яркие эмоциональные краски, а результаты всего отряда - это достижение каждого из бойцов. Поэтому стремление стать лучшим отрядом позволяет коллективу сплотиться и проявлять себя наилучшим образом во всех сферах жизни студенческого отряда: от рабочих будней до творческой деятельности.

Необходимо отметить, что целостность воспитания в деятельности строительных отрядов является той социальной функцией, которая может положительно повлиять на подростков «группы риска». Бойцы нередко помогают пенсионерам и ветеранам, очищают от снега социальные объекты, ремонтирую дома пожилым, проводят экологические рейды. Во время работы в строительном отряде подростки видят перед собой нравственные ориентиры - старших бойцов, на которых можно равняться. Благодаря им корректируется нравственное поведение личности [12].

Кроме того, на поведение подростков оказывает значительное влияние эмоциональная составляющая деятельности в студенческом отряде. Действия, носящие положительный эмоциональный окрас, - основа системы мотивации бойцов, которая выстроена на системе поощрения: награждение лучших бойцов по итогам года, вручение знаков отличия, возможность участвовать в сводных отрядах, работающих на федеральных проектах.

Еще один аспект, который дает нам основание утверждать, что вовлечение подростков в деятельность строительных отрядов является важным элементом в формировании нравственной сферы личности - это работа в студенческом отряде. Она учит подростков учитывать не только личные, но и общественные интересы, формирует ответственное отношение к своим обязанностям, навыки анализа жизненной ситуации, прививает новые знания, умения и навыки, что возможно станет ориентацией на профессиональную деятельность, ведь работать в студенческом отряде можно по разным направлениям.

Бойцы РСО выполняют важную работу на федеральных проектах [20].

Можно смело сказать, что система студенческих отрядов - это эффективная форма организации труда на благо общества и профессиональной адаптации молодого

специалиста, способствующая целостному воспитанию личности с помощью правильных нравственных ориентиров. Основываясь на данном факте, авторы статьи делают вывод, что вовлечение трудных подростков в деятельность строительных отрядов будет оптимальным решением проблем, связанных с социализацией таких ребят.

Таким образом, в работе студенческих строительных отрядов изначально заложены ключевые принципы трудового воспитания подростков «групп риска», обозначенные в свое время А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинским:

• Принцип уважения индивидуальности. Если подавлять индивидуальность, то личность не раскроется. В деятельности студенческих отрядов поощряется индивидуальность, а для раскрытия личности применяются разные смотры-конкурсы и спортивные соревнования.

• Принцип коллективной деятельности. Для подростка с дивиантным поведением важно научиться жить в коллективе, в правильном социуме.

• Принцип разумной требовательности. К выполняемой подростком работе устанавливаются требования к качеству работ, которые подростку посильно выполнить.

• Принцип связи с реальной жизнью. Дела должны соприкасаться с реальными делами страны. Данный принцип уже активно применяется в деятельности строительных отрядов и является эффективным механизмом в воспитании подростков.

Вышесказанное дает основание утверждать, что работа студенческих строительных отрядов в рамках всей страны является эффективной системой трудового воспитания. Нет необходимости «придумывать» новую структуру. В данной системе есть все те ключевые механизмы, которые позволяют решать вопросы эффективной социализации несовершеннолетних из «групп риска». Практическая целесообразность, активная целеустремленность, целостность присутствуют в деятельности студенческих отрядов. Это и есть комплексный подход, необходимый в решении задач по социализации трудных подростков.

Исследование выполнено в рамках проекта Государственного задания 27.4344.2017/5.1.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Максименкова Л.И. Аддиктивное поведение в подростковом возрасте как психологическая проблема. URL: https://cyberleninka.ru/artide/v/addiktivnoe-povedenie-v-podrostkovom-vozraste-kak-psihologicheskaya-problema (дата обращения: 21.06.2017).

2. Кибирев А.А., Сеньчукова И.В. Формы профилактики детской безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. URL: https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source= web&cd=1&ved=0ahUKEwjXh73wm6vVAhVJuRQKHS9TANsQFggpMAA&url=http%3A%2F%2Fwiki. ippk.m%2Fimages%2F3%2F34%2F%25D0%25A4%25D0%25BE%25D1%2580%25D0%25BC%25D1%2 58B_%25D0%25BF%25D1%2580%25D0%25BE%25D1%2584%25D0%25B8%25D0%25BB%25D0%25 B0%25D0%25BA%25D1%2582%25D0%25B8%25D00/o25BA%25D0%25B8.doc&usg=AFQjCNGU7Wa e14qTlz7VpQh-fbjwWfuoXA (дата обращения: 20.06.2017).

3. Лелеков В.А., Кошелева Е.В. О предупреждении преступности несовершеннолетних // Социологические исследования. - 2007. - № 12 . - C. 87-95.

4. Чернова О.А. Проблемы профилактики безнадзорности детей в России. URL: http://nsportal.ru/vuz/sotsiologicheskie-nauki/library/2014/01/10/kursovaya-rabota-problemy-profilaktiki-beznadzornosti (дата обращения: 01.06.2017).

5. Трудный подросток. Онлайн энциклопедия «Защита детей». URL: http://bezopasnost-detej.ru/spravochnik-zashchita-detej/33-t/43-trudnyj-podrostok (дата обращения: 01.06.2017).

6. Головина М.С. Основные подходы к организации воспитательной работы с «трудными» подростками в России в 20-е и 90-е гг. XX в. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7osnovnye-podhody-k-

organizatsii-vospitatelnoy-raboty-s-trudnymi-podrostkami-v-rossii-v-20-e-i-90-e-gg-xx-v (дата обращения: 03.06.2017).

7. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. Т. 7 / сост.: Л.Ю. Гордин, А. А. Фролов. - М.: Педагогика, 1986. - 320 с.

8. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. T. 4 / сост.: М.Д. Виноградова, А.А. Фролов. -М.: Педагогика, 1984. - 400 с.

9. Комарова А.В., Слотина Т.В. Проблема личности и коллектива: современный взгляд сквозь призму идей А.С. Макаренко и И.П. Иванова. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/problema-lichnosti-i-kollektiva-sovremennyy-vzglyad-skvoz-prizmu-idey-a-s-makarenko-i-i-i-ivanova (дата обращения: 08.06.2017).

10. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: в 8 т. T. 5 / сост.: Л.Ю. Гордин, А.А. Фролов - М.: Педагогика, 1985. - 331 с.

11. Воспитательная система В.А. Сухомлинского. URL: http://psy-diplom.ru/primery-referatov-i-kontrolnyh/vospitatelnaya-sistema-suhomlinskogo/#p11 (дата обращения: 21.06.2017).

12. Особенности работы с трудными подростками. URL: http://www.tutdvoek.net/kontrolnye/ pedagogicheskaya-psihologiya/osobennosti-raboty-s-trudnymi-podrostkami.html (дата обращения: 18.06.2017).

13. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», ст. 2, п. 2. URL: http://base.garant.ru/12116087/ (дата обращения: 20.06.2017).

14. Педагогическое наследие А.С. Макаренко и современное образование. URL: http://instrao.ru/index.php/component/content/article/80-novosti-i-anonsy/news/1908-pedagogicheskoe-nasledie-a-s-makarenko-i-sovremennoe-obrazovaniie?Itemid=517&pop=1&tmpl=component&print=1 (дата обращения: 28.06.2017).

15. Основные положения педагогической теории А.С. Макаренко. URL: http://studentam.net/ content/view/1528/125/ (дата обращения: 25.07.2017).

16. Педагогическая система В.А. Сухомлинского. URL: http://molum.ru/referat/pedagogicheskaya-sistema-suhomlinskogo.html (дата обращения: 26.07.2017).

17. Российские студенческие отряды. URL: http://www.shtabso.ru/14.html (дата обращения: 10.07.2017).

18. Стратегия развития движения студенческих отрядов в Российской Федерации на период до 2020 года. URL: http://www.shtabso.ru/docs/pdf/%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B5% D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%D0%A0%D0%A1%D0%9E%20%D0%B4%D0%BE%202020%20%D0 %B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0%20%D1%83%D1%82%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%B 4%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BE%D1%82%2014.12.2013.pdf (дата обращения: 19.07.2017).

19. Депутат предложил законодательно поддержать студенческие отряды // Парламентская газета. URL: https://www.pnp.ru/social/deputat-predlozhil-zakonodatelno-podderzhat-studencheskie-otryady.html (дата обращения: 20.07.2017).

20. Нюансы педагогики. URL: http://www.edutarget.ru/sonics-657-2.html (дата обращения: 26.07.2017).

REFERENCES

1. Maksimenkova L.I. Addiktivnoe povedenie v podrostkovom vozraste kak psikhologicheskaya problema [Addictive behavior in adolescence as a psychological problem]. Available at: https://cyberleninka.ru/article/v/addiktivnoe-povedenie-v-podrostkovom-vozraste-kak-psihologicheskaya-problema (accessed 21.06. 2017).

2. Kibirev A.A., Senchukova I.V. Formy profilaktiki detskoy beznadzornosti i pravonarusheniy sredi nesovershennoletnikh [Forms of prevention of child neglect and delinquency among minors]. Available at: https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=0ahUKEwjXh73wm6vVAhVJu RQKHS9TANsQFggpMAA&url=http%3A%2F%2Fwiki.ippk.ru%2Fimages%2F3%2F34%2F%25D0%25A4 %25D0%25BE%25D1%2580%25D0%25BC%25D1%258B_%25D0%25BF%25D1%2580%25D0%25BE% 25D1%2584%25D0%25B8%25D0%25BB%25D0%25B0%25D0%25BA%25D1%2582%25D0%25B8%25D 0%25BA%25D0%25B8.doc&usg=AFQjCNGU7Wae14qTlz7VpQh-fbjwWfuoXA (accessed: 20.06.2017).

3. Lelekov V.A., Kosheleva E.V. O preduprezhdenii prestupnosti nesovershennoletnikh [On prevention of juvenile delinquency]. Sotsiologicheskie issledovaniya, 2007, no. 12, pp. 87-95.

4. Chernova O.A. Problemyprofilaktiki beznadzornosti detey v Rossii [Problems of child neglect prevention in Russia]. Available at: http://nsportal.ru/vuz/sotsiologicheskie-nauki/library/2014/01/10/kursovaya-rabota-problemy-profilaktiki-beznadzornosti (accessed: 01.06.2017).

5. Trudny podrostok. Onlayn entsiklopediya «Zashchita detey» [Online encyclopedia «Protection of children». A difficult teenager]. Available at: http://bezopasnost-detej.ru/spravochnik-zashchita-detej/33-t/43-trudnyj-podrostok (accessed: 01.06.2017).

6. Golovina M.S. Osnovnye podkhody k organizatsii vospitatelnoy raboty s «trudnymi» podrostkami v Rossii v 20-e i 90-e gg. XX v. [The main approaches to organization of educational work with «difficult» adolescents in Russia in the 20's and 90's. XX century]. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n7osnovnye-podhody-k-organizatsii-vospitatelnoy-raboty-s-trudnymi-podrostkami-v-rossii-v-20-ei-90-e-gg-xx-V (accessed: 03.06.2017).

7. Makarenko A.S. Pedagogicheskie sochineniya [Pedagogical writings]. Eds. L.Yu. Gordin, A.A. Frolov. Moscow, Pedagogika Publ., 1986. Vol. 7, 320 p.

8. Makarenko A.S. Pedagogicheskie sochineniya [Pedagogical writings]. Eds. M.D. Vinogradova, A.A. Frolov. Moscow, Pedagogika Publ., 1984. Vol. 4, 400 p.

9. Komarova A.V., Slotina T.V. Problema lichnosti i kollektiva: sovremenny vzglyad skvoz prizmu idey A.S. Makarenko i I.P. Ivanova [The problem of an individual and a team: a modern view through the prism of the ideas of A.S. Makarenko and I.P. Ivanov]. Available at: https://cyberleninka.ru/article/v/problema-lichnosti-i-kollektiva-sovremennyy-vzglyad-skvoz-prizmu-idey-a-s-makarenko-i-i-i-ivanova (accessed: 08.06.2017).

10. Makarenko A.S. Pedagogicheskie sochineniya [Pedagogical writings]. Eds. L.Yu. Gordin, A.A. Frolov. Moscow, Pedagogika Publ., 1985. Vol. 5, 331 p.

11. Vospitatelnaya sistema V.A. Sukhomlinskogo [The educational system of V.A. Sukhomlinsky]. Available at: http://psy-diplom.ru/primery-referatov-i-kontrolnyh/vospitatelnaya-sistema-suhomlinskogo/#p11 (accessed: 21.07.2017).

12. Osobennosti raboty s trudnymi podrostkami [Features of working with difficult adolescents]. Available at: http^/www.todvoek.net/konttolnye/pedagogicheskaya-psihologiya/osobennosti-raboty-s-trudnymi-podrostkami.html (accessed: 18.06.2017).

13. Federalny zakon ot 24 iyunya 1999 g. N 120-FZ «Ob osnovakh sistemy profilaktiki beznadzornosti i pravonarusheny nesovershennoletnikh» [Federal Law, June 24, 1999 N 120-FZ «On the bases of the system for preventing neglect and juvenile delinquency»]. Available at: http://base.garant.ru/12116087/ (accessed: 20.06.2017).

14. Pedagogicheskoe nasledie A.S. Makarenko i sovremennoe obrazovanie [Pedagogical heritage of A.S. Makarenko and modern education]. Available at: http://www.instrao.ru/index.php/component/content/ article/80-novosti-i-anonsy/news/1908-pedagogicheskoe-nasledie-as-makarenko-i-sovremennoe-obrazovaniie? Itemid = 517&pop=1& tmpl = component & print = 1 (accessed: 28.06.2017).

15. Osnovnye polozheniya pedagogicheskoy teorii A.S. Makarenko [Basic principles of the pedagogical theoryof A.S. Makarenko]. Available at: http://studentam.net/content/view/1528/125/ (accessed: 25.07.2017).

16. Pedagogicheskaya sistema V.A. Sukhomlinskogo [Pedagogical system of V.A. Sukhomlinsky]. Available at: http://molum.ru/referat/pedagogicheskaya-sistema-suhomlinskogo.html (accessed: 26.07.2017).

17. Rossiyskie studencheskie otryady [Russian student groups]. Available at: http://www.shtabso.ru/14.html (accessed: 10.07.2017).

18. Strategiya razvitiya dvizheniya studencheskikh otryadov v Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda [Strategy for development of the movement of student detachments in the Russian Federation for the period until 2020]. Available at: http://www.shtabso.ru/docs/pdf/Documentation.aspx % 8F% 20% D0% A0% D0% A1% D0% 9E% 20% D0% B4% D0% BE% 202020% 20% D0% B3% D0% BE% D0% B4% D0% B0% 20% D1 % 83% D1% 82% D0% B2% D0% B5% D1% 80% D0% B6% D0% B4% D0% B5% D0% BD% D0% BD% D0% B0% D1% 8F% 20% D0 % BE% D1% 82% 2014.12.2013.pdf (accessed: 19.07.2017).

19. Deputat predlozhil zakonodatelno podderzhat studencheskie otryady [The deputy proposed to support legislatively student groups]. Parliamentary newspaper. Available at: https://www.pnp.ru/social/deputat-predlozhil-zakonodatelno-podderzhat-studencheskie-otryady.html (accessed: 20.07.2017).

20. Nyuansy pedagogiki [Nuances of pedagogy]. Available at: http://www.edutarget.ru/sonics-657-2.html (accessed: 26.07.2017).

Дата поступления 20.08.2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.