Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ'

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
354
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ / ДОСУГ / КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОЦИАЛЬНОКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИГРОВОЕ СООБЩЕСТВО / ТЕАТРАЛЬНЫЙ КРУЖОК / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петишева Виктория Анатольевна

В статье раскрыто понятие «коммуникативная компетентность», показано какое значение имеет культурно-досуговая деятельность в развитии коммуникативной компетентности подростков; раскрыты компоненты культурнодосуговой деятельности подростков; рассмотрены игровые технологии как специализированные технологии в практике социальной и культурной деятельности; определены формы работы подростков, направленные на развитие их коммуникативных навыков. Описано эмпирическое исследование, целью которого являлось определение психологических особенностей коммуникативной культуры подростков, включавшее 3 этапа: организационный - определение методологии, подбор методов, выбор и проверка методик исследования; эмпирический - проведение основного этапа эмпирического исследования; аналитический - анализ результатов исследования. Было установлено, что реализация программы театрального кружка «Творческая мастерская» способствует развитию коммуникативной культуры подростков. Благодаря использованию игровых технологий были достигнуты положительные результаты, подтвержденные контрольным экспериментом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петишева Виктория Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF TEENAGERS IN THE ACTIVITIES OF CULTURAL INSTITUTIONS

The article reveals the concept of "communicative competence" and shows the importance of cultural and leisure activities in the development of the communicative competence of adolescents. It as well deals with the components of the cultural and leisure activities of adolescents. Gaming technologies are considered as specialized technologies in the practice of social and cultural activities, The articles also defines the forms of work of adolescents aimed at developing their communication skills. The author describes an empirical study the purpose of which is to determine the psychological characteristics of the communicative culture of adolescents, which included 3 stages: organizational - definition of methodology, selection of methods, selection and verification of research methods; empirical - conducting the main stage of empirical research; analytical - analysis of research results. It was found that the implementation of the program of the theater group "Creative Workshop" contributes to the development of the communicative culture of adolescents. Thanks to the use of gaming technologies, the author achieved positive results which were confirmed by a control experiment.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ»

образование и культура

УДК 37.06

Виктория Анатольевна Петишева, доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры филологии, Бирский филиал Башкирского государственного университета E-mail: kira-02@mail.ru

формирование коммуникативной компетентности подростков в деятельности учреждений культуры

Аннотация. В статье раскрыто понятие «коммуникативная компетентность», показано какое значение имеет культурно-досуговая деятельность в развитии коммуникативной компетентности подростков; раскрыты компоненты культурно-досуговой деятельности подростков; рассмотрены игровые технологии как специализированные технологии в практике социальной и культурной деятельности; определены формы работы подростков, направленные на развитие их коммуникативных навыков. Описано эмпирическое исследование, целью которого являлось определение психологических особенностей коммуникативной культуры подростков, включавшее 3 этапа: организационный - определение методологии, подбор методов, выбор и проверка методик исследования; эмпирический - проведение основного этапа эмпирического исследования; аналитический - анализ результатов исследования. Было установлено, что реализация программы театрального кружка «Творческая мастерская» способствует развитию коммуникативной культуры подростков. Благодаря использованию игровых технологий были достигнуты положительные результаты, подтвержденные контрольным экспериментом.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, деятельность учреждений культуры, досуг, культурно-досуговая деятельность, игровые технологии, социально-культурная деятельность, игровое сообщество, театральный кружок, межличностное общение

Для цитирования: Петишева, В.А. Формирование коммуникативной компетентности подростков в деятельности учреждений культуры / В.А. Петишева // Педагогический журнал Башкортостана. -2021. - №3(93). - С. 110-119.

Victoria A. Petisheva, Dr. Sci. (Philology), Professor, Professor at the Department of Philology, Birsk branch of Bashkir State University E-mail: kira-02@mail.ru

formation of communicative competence of teenagers in the activities of cultural institutions

Abstract. The article reveals the concept of "communicative competence" and shows the importance of cultural and leisure activities in the development of the communicative competence of adolescents. It as well deals with the components of the cultural and leisure activities of adolescents. Gaming technologies are considered as specialized technologies in

the practice of social and cultural activities, The articles also defines the forms of work of adolescents aimed at developing their communication skills. The author describes an empirical study the purpose of which is to determine the psychological characteristics of the communicative culture of adolescents, which included 3 stages: organizational - definition of methodology, selection of methods, selection and verification of research methods; empirical - conducting the main stage of empirical research; analytical - analysis of research results. It was found that the implementation of the program of the theater group "Creative Workshop" contributes to the development of the communicative culture of adolescents. Thanks to the use of gaming technologies, the author achieved positive results which were confirmed by a control experiment.

Keywords: communicative competence, activities of cultural institutions, leisure, cultural and leisure activities, gaming technologies, socio-cultural activities, gaming community, theater circle, interpersonal communication

For citing: Petisheva V.A. (2021) Formation of communicative competence of teenagers in the activities of cultural institutions. Pedagogical journal of Bashkortostan. No. 3(93): 110-119 (In Russ).

DOI: 10.21510/1817-3292-2021-93-3-110-119

Введение. Обращение к понятию «коммуникативная компетентность» наиболее отчетливо обозначилось в конце XX века в различных научных областях: философии, культурологии, социологии, информатике, психологии и педагогике. Коммуникативная компетентность является особой формой социальной культуры, так как охватывает все стороны взаимодействий и взаимоотношений людей, выполняет важные функции в жизни общества и человека.

Коммуникативную компетентность мы понимаем как способность человека успешно устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми в различных ситуациях на основе субъективных внутренних и внешних ресурсов, необходимых для построения эффективного взаимодействия в ситуациях межличностного общения и социальной коммуникации. Психологами установлено, что в жизни подростков по мере взросления потребность в общении усиливается и становится все более значимой. Высокий уровень развития потребности в общении в подростковом возрасте объясняется несколькими причинами. Наиболее важной и явной из них А.В. Мудрик считает постоянное физическое и умственное развитие школьника, и в связи с этим расширение его интересов, рост интереса к миру [1, 59].

Формирование коммуникативной компетентности подростков в учреждениях культуры предполагает непрерывную целесообразную организацию воспитательного процесса с учетом специфики социальной ситуации развития личности и ее психологической позиции в разных сферах микросреды, с участием всех субъектов воспитания.

Методология исследования. В развитии коммуникативных навыков подростков большое значение имеет культурно-досуговая деятельность. Культурно-досуговая деятельность в обществе, являясь автономной единицей, тесно связана с иными видами деятельности: повседневной,

религиозной, коммерческой, социальной, политической. Досуг - это нерегулируемая сфера поведения людей, это поле свободного и нерегулируемого человеческого поведения, и в то же время оно гармонично и эффективно. Сам процесс досуга включает искусство, игры, общение, развлечения и художественное творчество [2, 123]. Культурно-досуговая деятельность - это система, которая вместе с экономикой, политикой и идеологией играет важную роль в формировании социальной практики. Современная теория считает, что «культурный досуг - это процесс ассимиляции человека с миром, он основан на многостороннем характере деятельности и имеет свои функции, цели, средства и этапы» [3, 51].

Подростковая культурно-досуговая деятельность - это специфическая и практическая базовая сфера общественной жизни, которая создает внешние и внутренние условия для развития социального и культурного опыта и развития личности в процессе обучения. Она разнообразна по содержанию и видам и дифференцируется по форме (коллективная и индивидуальная), по способам осуществления (музыка, рисование, танцы), по видам творчества (техническое творчество, моделирование, коллекционирование), по эмоциональной напряженности (увлеченность, ощущение радости и удовлетворения потребности), по физиологической направленности (способствует восстановлению физических сил) [4, 93].

Культурно-досуговая деятельность подростков, включает следующие компоненты: мотив (потребность в этой деятельности), задачу (средства решения задачи) и действия (операции). Задача сочетает в себе единство цели и условия ее реализации, а действие соответствует цели -условию операции. Следует помнить, что каждый вид культурно-досуговой деятельности имеет свое содержание. В результате у подростков развиваются потребности, мотивации, задачи, средства и направления действий [5, 49].

Игровые технологии можно рассматривать как специализированные технологии в практике социальной и культурной деятельности (далее по тексту - СКД). Любая игра что-то экипирует, чему-то обучит, приносит чувство радости. Обучающая игра целенаправленно использует для этого определенные методы и заранее дает предсказуемые результаты. Если игры -это форма самореализации «людей, играющих» (Й. Хейзинга), то обучающие игры - это форма реализации «игры с людьми». Предпосылкой для реализации обучающего воздействия в игровом обучении будет наличие самой игры - инструмента для осуществления этого воздействия. Особенность игровой технологии в том, что усвоение любой информации в игре происходит в подсознании, поэтому возможно на максимально достоверном уровне. Независимо от воли человека, их использование может скорректировать его интеллект, обеспечить формирование поля личностной воли и повлиять на личность. Вооружение экспертов такими инструментами

может иметь неоднозначные последствия [6, 38]. Следовательно, любое применение игрового обучения должно базироваться в первую очередь на осознании учителем ответственность перед теми людьми, на которых он пытается влиять с помощью названных методов [7].

Форма передачи знаний и опыта, которая правильно смоделирована и надлежащим образом применена, воздействуя на сознание и подсознание, не только не утомит, но и будет стимулировать потребность человека во взаимодействии с миром [8, 69]. Игра подталкивает к умственной и практической деятельности. Т.Г. Киселева отмечает: «одна игровая деятельность может значительно способствовать процессу развития ребенка» [9, 49]. Особенности используемой в СКД игровой техники, с одной стороны, основаны на ненасилии или «невидимости». С другой стороны, они используют «видимые» совместные действия организатора и игроков как процесс единства. Проблема в том, что, с одной стороны, всеми признается, что игровое обучение является наиболее эффективной формой передачи знаний и опыта, с другой стороны, эта конкретная отрасль социальной и культурной практики не так многогранна и эффективна, как другие [10, 96].

Важным представляется вопрос кадрового обеспечения. Педагогами СКД должны быть профессионально подготовленные люди, способные оказывать целенаправленное влияние в области социальных и культурных отношений [11, 48]. Представляется, что «учитель-играющий» обладает подвижным психофизиологическим потенциалом и определенными художественными способностями, которые он сознательно реализует в рамках собственной художественной или научной деятельности. Только люди с большим альтруистическим потенциалом и развитым чувством ответственности могут преуспеть в использовании игровых технологий СКД.

Рассмотрим возможность проведения культурных мероприятий, которые помогут развить у подростков коммуникативные навыки. Ю.А. Стрельцов выделяет четыре типа значимого межличностного общения подростков в свободное время

- общение во время отдыха и развлечений;

- общение в процессе потребления духовных ценностей;

- связь, основанная на создании духовных ценностей;

- коммуникация, связанная с деятельностью по коммуникации духовных ценностей [12, 80].

На основе организации Ю.А. Стрельцов выделил два самостоятельных типа досугового общения подростков. Первый характерен для спонтанно сформированной диффузной группы и является наиболее распространенной формой ежедневных свободных контактов. Второй тип общения - это межличностные взаимодействия и отношения, развивающиеся в стабильных взаимодействиях. Связи здесь более регулярные и организованные. Темы общения связаны посредством одного, регулярно повторяющегося действия. В этом случае отношения устанавливаются сознательно. Поскольку

подростки хорошо знают друг друга и имеют много общего в поведенческих нормах, влияние случайных факторов уменьшается. Без преувеличения можно сказать, что этот вид досуга обладает особенно сильным социальным и культурным потенциалом.

Поскольку досуговое общение в конечном итоге представляет собой систему взаимовлияния, его конечным результатом должны быть те изменения, которые происходят во внешнем виде контакта с подростками. Участники игровой деятельности выражают свою радость, одобрение и неодобрение, беспокойство и разочарование самым прямым образом. Игра свободна от многих условностей и приносит им непрерывное удовольствие. Есть, конечно, определенные правила поведения. Однако, по сравнению со многими другими ситуациями, они предоставляют больше свободы игрокам. Это первое проявление роли игр в развитии коммуникативных навыков подростков.

Практически все виды игровой социально-культурной деятельности содержат элементы соревнований за личное или командное первенство. Здесь побеждает человек, который может лучше других показать свою ловкость, смекалку, сообразительность, эрудицию, художественные и творческие способности, повседневные навыки. Желание не проиграть, не быть слабее других и не подвести команду создает хорошее спортивное напряжение. В конкурентной игровой среде происходит мощная мобилизация физических и умственных сил. Эта деятельность - лишь один из факторов, помогающих устранить накопившееся эмоциональное напряжение, возникающее по разным причинам, в том числе в процессе общения. Это второе проявление значимости игры для развития коммуникативных навыков подростков.

В каждой игре существуют свои правила. Однако ее участники могут отклоняться от изначально заданных правил, что также формируется в процессе коммуникации между участниками игры. В процессе игровой практики формируется наиболее выигрышный способ общения, который характеризуется простотой, доброжелательностью и взаимопониманием. Общие интересы и общий опыт всегда сближают людей. Но входящие в игру люди сходятся особенно легко и быстро. В этом смысле игровое общение действительно обладает магическими характеристиками. Обычно благодаря ему люди меняются от инертных и сдержанных к активным и разговорчивым. Исчезают излишняя застенчивость и другие качества, которые мешают получать удовольствие и быть хорошим партнером для отдыха. Каждый раз, когда подросток становится участником командной игры, он обретает чувство общности с другими игроками. Игровая деятельность всегда предполагает определенную согласованность усилий и взаимопомощь. Практически во всех игровых ситуациях главным условием успеха являются слаженные коллективные действия, которые воспринимаются в виде яркого положительного опыта [13, 89].

Игровое сообщество - это любительский миниатюрный коллектив, который служит организационным принципом каждого отдельного участника игры, расширяя возможности и поддерживая определенный стиль поведения. Присоединяясь к такому сообществу, подростки берут на себя некоторые моральные обязательства и знакомятся с общим мнением команды. Важно сохранить приобретенные здесь навыки и привычки и перенести их из сферы досуга на другие виды деятельности вне игрового контекста. Таким образом, игра вносит важный вклад в процесс накопления и обмена опытом.

Правильно организованные игровые занятия способствуют личному творческому развитию. Во многих случаях успех игры зависит от способности использовать общение для поиска стандартного пути. Необычные игровые задания заставляют подростков решать различные проблемные ситуации, с которыми им редко приходиться сталкиваться в повседневной жизни. Играя, подростки встречают необходимость выбирать из множества возможных вариантов, полагаясь на интуицию, иногда просто действуя небрежно. Здесь неотделимы так называемые рискованные действия и захватывающие эмоциональные переживания, основанные на общении.

В современном социально-культурном центре широко используется большое количество различных видов настольных игр: шашки, шахматы, бильярд, нарды, настольный теннис, настольный футбол, настольный хоккей и другие, которые основаны на строго прописанных правилах. Настольные игры популярны как среди подростков, так и среди педагогов. Взрослые, не меньше, чем подростки, любят играть в математические и логические задачи, разгадывать кроссворды, анаграммы, метасимволы, которые развивают коммуникативные навыки.

Таким образом, в культурных и развлекательных мероприятиях происходит позитивное развитие коммуникативной компетенции подростков, поскольку одной из основных целей культурно-досуговых мероприятий является создание условий для неформального культурного обмена между ними.

Материалы и методы исследования. Эмпирическое исследование результативности игровых технологий театрального кружка «Творческая мастерская» как средства формирования коммуникативной компетентности подростков реализовывалось с 12 сентября по 12 декабря 2020 года в три этапа:

- организационный - определение методологии, подбор методов, выбор и проверка методик исследования;

- эмпирический - проведение основного этапа эмпирического исследования;

- аналитический - анализ результатов исследования.

В исследовании принимали участие 120 человек. Цель эмпирического исследования - определение психологических

особенностей феномена коммуникативной компетенции у подростков и уровня ее развития на основе системно-деятельностного подхода.

Задачи эмпирического исследования:

1. Подбор методик, адекватных исследуемому феномену. Методики должны соответствовать предъявляемым требованиям валидности, репрезентативности, надежности, стандартизированности.

2. Организация исследования, определение выборки, качественно и количественно представляющей генеральную совокупность.

3. Проведение эмпирического исследования уровня сформированности коммуникативной компетенции подростков.

4. Выбор методов статистической обработки, ее проведение и интерпретация результатов.

5. Разработка и апробация программы развития коммуникативной компетенции у подростков.

Выводы. Проведенное опытно-экспериментальное исследование состояло из 3 этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. На констатирующем этапе было установлено наличие ситуативнозависимого коммуникативного поведения подростков, что проявляется в напряженности и раздражении в общении. При этом выявлена категоричность в оценках других людей, что также ведет к напряженности в общении с носителями отличных от респондента взглядов.

По результатам полученных данных разработана программа театрального кружка «Творческая мастерская». Целью программы было развитие коммуникативной культуры подростков. Для достижения названной цели были поставлены задачи: формирование основ коммуникативной культуры; формирование умения разрешать конфликтные ситуации; формирование толерантных установок в отношении других людей; развитие способности к эмпатии, сочувствию, умения выслушать другого человека.

На этапе завершения работы с подростками по программе театрального кружка «Творческая мастерская» было проведено контрольное исследование по тем же методикам, что и перед проведением эксперимента. Результаты диагностики оценки самоконтроля в общении по методике М. Снайдера отображены на рисунке 1.

Рис. 1. Показатели самооценки уровня контроля в общении по методике М. Снайдера на констатирующем и контрольном этапах исследования

По результатам диагностики после реализации программы подростки с низким уровнем самоконтроля в общении отсутствуют (0%). Те подростки, которые на этапе констатирующего эксперимента имели низкий уровень самоконтроля (32%) повысили его до среднего. Значительная часть подростков (36%) повысила уровень самоконтроля до максимального - высокого.

Далее был проведен сравнительный анализ показателей коммуникативной компетенции. Преобладание показателей зависимости, агрессивности или компетентности в общении у подростков в первом и втором исследовании представлены на рис. 2. Преобладание агрессивности в общении снизилось с 16 % до 4 %, преобладание зависимости в общении так же снизилось с 32 % до 12 %. За счет этого увеличился процент подростков с преобладанием коммуникативной компетенции - с 52 % до 84 %. Следовательно, реализация игровых технологий по программам театрального кружка «Творческая мастерская» способствовала развитию коммуникативной компетенции подростков.

90% 84%

80% 70% 60% 50%

40% зж 30%

20% ттж №и

Констатирующий этап Контрольный этап

10% 4%

0%

зависимый компетентный агрессивный

Рис. 2. Показатели динамики по методике Л. Михельсона на констатирующем и контрольном этапах исследования

В качестве рекомендаций по формированию коммуникативной компетентности подростков в деятельности учреждений культуры можно предложить следующие формы работы:

- работа в студиях и кружках КДУ, любительских творческих коллективах (ВИА, эстрадно-хореографические студии и кружки, арт-студии, молодежные студии моды, профессиональные студии новостей, телевидение);

- развлекательные мероприятия, в том числе путешествия, беседы с медицинскими экспертами, профилактические мероприятия, посещение бассейнов, тренажерных залов, занятия аэробикой и фитнес-клубы;

- конкурсная развлекательно-познавательная и игровая деятельность (ринг, КВН, клуб эрудиции);

- ночь расслабления (тематическая дискотека, фестивальная ночь, ночь общения и знакомства, детский танцевальный праздник);

- литературные, художественные и музыкальные салоны и гостиные;

- дебаты-клубы, ток-шоу, брифинги, встречи по этике;

- встречи с интересными людьми, построенные в различных формах - диалог, шоу по сюжету телешоу («Большой шампунь», «Маска-откровение», «Моя семья»); встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и боевых действий в Афганистане;

- концерты и фестивали, конкурсы, выставки произведений молодых художников, поэтов и писателей; спектакли и мюзиклы, а также спектакли с участием юных исполнителей и коллективов.

Во всех названных видах игровой социально-культурной деятельности происходит развитие коммуникативной компетенции подростков.

1. Мудрик, А.В. Общение в процессе воспитания / А.В. Мудрик - Москва: Пед. общество России, 2017. - 320 с.

2. Бирженюк, Г.М. Методическое руководство культурно-просветительской работы: учебное пособие для институтов культуры / Г.М. Бирженюк, Л.В. Бузене, Н.А. Горбунова. - Москва : Норма, 2018. - 518 с.

3. Вершковский, Э.В. Режиссура клубных массовых представлений / ЭюВю Вершковский. - Москва : Норма, 2017. - 415 с.

4. Культурно-досуговая деятельность: учебное пособие / под ред. А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова. - Москва: Издательство МГУК, 2019. - 469 с.

5. Ермолаева, М.Г. Игра в образовательном процессе: методическое пособие / М.Г. Ермолаева. - 2-е изд., доп. - Санкт-Петербург: СПб АППО, 2019. - 112 с.

6. Ерошенков, И.Н. Работа клубных учреждений с детьми и подростками / И.Н. Ерошенков. - Москва: Норма, 2018. - 394 с.

7. Асанова, И.М Организация культурно-досуговой деятельности [Электронный ресурс] / Асанова И.М., Дерябина С.О., Игнатьева В.В. - URL : http: //www. academia-moscow.ru/ftp share/ books/fragments/fragment 23318.pdf (дата обращения: 25.06.2021).

8. Жарков, А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности / А.Д. Жарков. - Москва: МГУК, 2018. - 344 с.

9. Киселёва, Т.Г. Социально-культурная деятельность: учебник / Т.Г. Киселева. - Москва: МГУКИ, 2019. - 215 с.

10. Киселёва, Т.Г. Социально-культурная деятельность: учеб. пособие / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. - Москва: МГУКИ, 2018. - 539 с.

11. Аванесова, Г.А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика организации: учеб. пособие / Г.А. Аванесова. - Москва: Аспект-Пресс, 2018. - 76 с.

12. Стрельцов, Ю.А. Культурология досуга: учебное пособие / Ю.Н. Стрельцов. - Москва: Норма, 2018. - 475 с.

13. Kraineva, S.V. On the formation of very high competencies in bachelor's degree students using information and communication technologies / S.V. Kraineva, O.R. Shefer // Scientific and Technical Information Processing.- 2017. - Vol. 44, № 2. - Pp. 94-98.

References

1. MudrikA.V.(2017) Obshcheniye v protsesse vospitaniya [Communication in the process of education]. Moscow: Pedagog. society of Russia. 320 p. (In Russ.)

2. Birzhenyuk G.M., Buzene L.V., Gorbunov N.A.(2018) Metodicheskoye rukovodstvo kul'turno-prosvetitel'skoy raboty [Methodical guidance of cultural and educational work]. Textbook for institutes of culture. Moscow: Norma. 518 p. (In Russ.)

3. Vershkovsky E.V.(2017) Rezhissura klubnykh massovykh predstavleniy [Directing mass club performances]. Moscow: Norma. 415 p. (In Russ.)

4. Kul'turno-dosugovaya deyatel'nost [Cultural and leisure activities]: textbook / Ed. by A.D. Zharkov, V.M. Chizhikov. Moscow: Publishing House of Moscow State Institute of Culture, 2019. 469 p. (In Russ.)

5. ErmolaevaM.G. (2019) Igra v obrazovatel'nom protsesse [Game in the educational process]: Methodological guidebook. 2 nd ed., expanded. Saint-Petersburg: SPb APPO. 112 p. (In Russ.)

6. Eroshenkov I.N.(2018) Rabota klubnykh uchrezhdeniy s det'mi i podrostkami [Work of club institutions with children and adolescents]. Moscow: Norma. 394 pp. (In Russ.)

7. Asanova I.M., Deryabina S.O., Ignatieva V.V. Organizatsiya kul'turno-dosugovoy deyatel'nosti [Organization of cultural and leisure activities]. - URL: http://www.academia-moscow.ru/ftpshare/books/fragments/fragment 23318.pdf (accessed 25.06.2021). (In Russ.)

8. Zharkov A.D. (2018) Tekhnologiya kul'turno-dosugovoy deyatel'nosti [Technology of cultural and leisure activities]. Moscow: Moscow State Institute of Culture. 344 p. (In Russ.)

9. Kiseleva T.G. (2019) Sotsial'no-kul'turnaya deyatel'nost'. [Social and cultural activities]: textbook. Moscow: Moscow State Institute of Culture. 215 pp. (In Russ.)

10. Kiseleva T.G., Krasilnikov Yu.D. (2018) Sotsial'no-kul'turnaya deyatel'nost': ucheb. posobiye [Socio-cultural activity]: textbook. Moscow: Moscow State Institute of Culture. 539 p. (In Russ.)

11. Avanesov G.A.(2018) Kul'turno-dosugovaya deyatel'nost': teoriya i praktika organizatsii [Cultural and leisure activities: theory and practice of organization]: textbook. Moscow : Aspect-Press. 76 p. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Streltsov Yu.A. (2018) Kul'turologiya dosuga [Leisure Culturology]: textbook. Moscow: Norma. 475 p. (In Russ.)

13. Kraineva S.V., Shefer O.R. (2017) On the formation of very high competencies in bachelor's degree students using information and communication technologies. Scientific and Technical Information Processing. Vol. 44, № 2: 94-98. (In Engl.)

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

The author has read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.