Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
284
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕНИК / МОТИВ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧЕБНАЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / STUDENT / MOTIVE / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / LEARNING ACTIVITIES / LEARNING POSITIVE MOTIVATION / DISTANCE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елисеева Анастасия Викторовна

В данной статье описаны основные трудности при дистанционной работе учителей на основе анализа результатов эксперимента исследовательской работы магистранта по формированию положительной учебной мотивации младших школьников во внеурочной деятельности, описаны педагогические условия формирования положительной мотивации, преимущества и недостатки работы с детьми дистанционно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF THE ORGANIZATION OF DISTANCE LESSONS ON FORMATION OF POSITIVE LEARNING MOTIVATION OF YOUNGER SCHOOLERS IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

This article describes the main difficulties in the distance work of teachers based on the analysis of the results of the experiment of the research work of the master student on the formation of positive educational motivation of younger students in extracurricular activities, describes the pedagogical conditions for the formation of positive motivation, the advantages and disadvantages of working with children remotely.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Специфика организации дистанционных занятий по формированию положительной учебной мотивации младших школьников во внеурочной деятельности

The specifics of the organization of distance lessons on formation of positive learning motivation of younger schoolers in extracurricular activities

Елисеева Анастасия Викторовна

студентка 3 курса магистратуры, психолого -педагогический факультет Московский городской педагогический университет, Россия, г. Москва

Научный руководитель: Недвецкая М.Н.,

кандидат педагогических наук, доцент, профессор департамента педагогики Московский городской педагогический университет, Россия, г. Москва

e-mail: eliseeval401 @gmail. com

Eliseeva Anastasia Viktorovna

3rd year Master's student, Faculty of Psychology andEducation Moscow City Pedagogical University, Russia, Moscow

Scientific adviser: Nedvetskaya M.N.,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Pedagogy

Moscow City Pedagogical University, Russia, Moscow e-mail: eliseeva1401 @gmail. com

Аннотация.

В данной статье описаны основные трудности при дистанционной работе учителей на основе анализа результатов эксперимента исследовательской работы магистранта по формированию положительной учебной мотивации младших школьников во внеурочной деятельности, описаны педагогические условия формирования положительной мотивации, преимущества и недостатки работы с детьми дистанционно.

Annotation.

This article describes the main difficulties in the distance work of teachers based on the analysis of the results of the experiment of the research work of the master student on the formation of positive educational motivation of younger students in extracurricular activities, describes the pedagogical conditions for the formation of positive motivation, the advantages and disadvantages of working with children remotely.

Ключевые слова: ученик, мотив, внеурочная деятельность, учебная деятельность, учебная положительная мотивация, дистанционное обучение.

Key words: student, motive, extracurricular activities, learning activities, learning positive motivation, distance education.

Учебная деятельность составляет основу и является преобладающим принципом школьной системы, поскольку на этом этапе жизни ребенка идет активное получение и усвоение важной информации, необходимой для дальнейшего существования. Конечным результатом этого процесса всегда должно быть формирование полноценной личности, способной анализировать ситуации, решать проблемы и взаимодействовать с обществом. После окончания обучения в школе ребенок должен приобрести все знания, навыки и умения, необходимые для его будущего. Наибольший вклад в этот процесс способствует учебно -познавательная деятельность.

Каждый учитель сталкивается с проблемой неравномерного усвоения одного и того же учебного материала учениками с нормальным интеллектуальным развитием. Основная проблема этого явления - разная мотивация к обучению.

Целью оказания психолого-педагогической поддержки и помощи учащимся начальных классов в формировании у них положительной учебной мотивации, является: «Создание условий для формирования

мотивации учения младшего школьника, выявления, поддержки и развития одаренных обучающихся, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии с требованиями ФГОС».

Мотивация будет формироваться при соблюдении следующих педагогических условий:

1) учет индивидуальных интересов детей при подборе игр;

2) организация группового взаимодействия;

3) учет возрастных особенностей при составлении и проведений занятий;

4) использование игровых упражнений и заданий;

5) создание ситуации успеха.

На внеурочных занятиях учитель имеет возможность использовать различные методы для формирования учебно-познавательной мотивации:

- формирование доверительных, открытых отношений в классе, а также укрепление и совершенствование осознанности мотива;

- создание мотивации для повышения эффективности учебной деятельности;

- эмоциональная и развлекательная обстановка;

- представление задачи;

- способность применять навыки на практике;

- достижимость и устойчивость целей;

- обновление текущих потребностей ребенка;

- обучение самоконтролю и самооценке.

Данные методы рассматриваются как единый комплекс, так как только целостное воздействие на личность ребенка может привести к устойчивому позитивному изменению. Задача учителя, искать и находить новые, более эффективные виды деятельности учащихся - источник получения знаний, формирования умений и навыков.

В этом учебном году школы перешли на дистанционное обучение, где учителям стало намного сложнее контролировать школьников, мотивировать детей на работу, вовлекать в образовательный процесс.

Условием успешного дистанционного образования является вовлечение ученика в этот процесс, установление правильной положительной учебной мотивации со стороны школы и семьи. Так как на дистанционном обучении большую часть времени ученик осваивает учебный материал самостоятельно дома. Успех самостоятельного обучения - это высокий уровень внимания, настойчивости, желания учиться.

Для формирования такой мотивации учитель может создать позитивное настроение для выполнения заданий, создав неформальную классную среду, разделить детей на группы, организовать занятия как веселую игру с образовательной целью урока. Устойчивый интерес к учебе у младших школьников достигается за счет внедрения форм занятий с элементами игры, путешествия в сказочный мир, викторины, популярного шоу или в процессе защиты творческих проектов с участием вымышленных персонажей и любых других неформальных интерактивных занятий.

Таким образом, чтобы на занятии ученик был участником эффективного учебного процесса, имел личную заинтересованность, понимал, что и зачем он будет делать, учителю нужно использовать различные формы, методы и приемы повышения мотивации на разных этапах занятий в рамках внеурочной деятельности. Их чередование повышает желание детей учиться и открывать новые знания. Без возникновения этих учебных мотивов, без положительной учебной мотивации знания не могут принести положительного результата.

Если учителю удастся хорошо организовать учебный процесс, создать условия для развития мотивов познавательного интереса младших школьников, мотивов долга и ответственности, то у детей будет наблюдаться

постепенное формирование положительной учебной мотивации. Такой же формат следует использовать и на дистанционном обучении младших школьников.

«Дистанционное обучение - это одна из инновационных технологий образовательного процесса. Основополагающей чертой этого метода является взаимодействие между собой преподавателя и учащихся на расстоянии, включающее в себя все присущие учебному процессу компоненты и реализуемое техническими средствами сети Интернет или другими средствами, предполагающими определенную интерактивность» [3].

Дистанционное обучение как форма взаимодействия между участниками образовательного процесса приобретает все большую популярность из-за следующих факторов:

1.значительное сокращение затрат на обучение (Аренда помещений, транспортные, иные расходы и т.

д.);

2. Увеличение количества учащихся;

3. Повышение качества образования за счет использования современных технических средств;

4. Единая пространственная образовательная среда.

Вот стратегии, которые учитель может использовать для мотивации учеников во время дистанционного обучения:

1. Поощрение учащихся за активное работу на занятии.

2. Воспитание чувства ответственности и личностного роста

3. Ежедневная обратная связь.

4. Обеспечивание легкого доступа ко всем образовательным ресурсам.

5. Энтузиазм в работе.

6. Безусловная поддержка со стороны учителя.

В рамках научной деятельности МГПУ в московской школе был проведен эксперимент по формированию положительной учебной мотивации младших школьников в дистанционном формате, целью которого было сформировать познавательный интерес, организовать эффективные дистанционные занятия и выявить основные трудности такого формата работы с детьми на занятиях внеурочной деятельности.

Нами была выдвинута гипотеза исследования - предполагается, что эффективному формированию учебной положительной учебной мотивации младших школьников во внеурочной деятельности будут способствовать такие педагогические условия, как:

- создание социально-психологических условий для выработки самими школьниками эффективного стиля познавательной учебной деятельности;

- стимулирование познавательного интереса к содержанию и процессу учения в процессе внеурочной деятельности;

- организация совместной деятельности детей;

- создание ситуации успеха.

Для привлечения внимания к учебному материалу, формирования познавательного интереса к содержанию и процессу учения, помимо наглядности и использования ИКТ, нами использовались такие приёмы, как:

- использование проблемных ситуаций и вопросов;

- привлечение занимательного материала;

- соревновательные и игровые моменты;

- чередования коллективных и индивидуальных форм работы;

- подводящий диалог (анализ и коллективное наблюдение, фронтальная дискуссия - мозговой штурм) ;

- чат и демонстрация экрана.

Для реализации условия совместного целеполагания на каждом занятии нами осуществлялось совместное с детьми целеполагание и работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности. Нами были использованы следующие приемы:

- раскрытие внеурочного материала путем постановки проблемной ситуации;

- определение важности и значимости изучаемого материала;

- использование приёма «привлекательная цель».

Вместе с тем для поддержания приятной психологической атмосферы в классе и реализации возможности пережить и почувствовать успех, нами были использованы приемы создания ситуаций успеха (как для всего класса, так и для отдельных учеников).

На формирующем этапе в экспериментальной группе были проведены дистанционные занятия внеурочной деятельности на платформах Zoom и Microsoft teams, направленные на формирование положительной учебной мотивации. Для достижения поставленной цели, мы использовали различные способы (приемы и формы) реализации представленных в гипотезе педагогических условий.

К преимуществам платформ Zoom и Microsoft teams можно отнести:

- онлайн занятий длились не более 40 минут;

- возможность заниматься с мобильных телефонов, планшетов, компьютеров;

- наличие функции «демонстрация экрана», виртуальной доски, чата, позволяющие показывать презентации, заходить на обучающие сайты на онлайн уроке, просматривать видео совместно с классом, давать обратную связь;

- Возможность учителя управлять учениками (включать/выключать звук);

- возможность записи онлайн занятий.

Все перечисленные преимущества позволили провести онлайн занятия эксперимента эффективно, в доступной для школьников форме. Ученики не пропускали занятия, посещали с интересом. По завершению периода дистанционного эксперимента нами был проведен онлайн-опрос. (рисунок 1).

Ваш ребёнок с желанием посещал конференции и онлайн уроки 30 отаетое

# Да

Ф Скоро« да. чеы нот ф Скорм нет. чем да

# Посещал, так как »вставляли родите»«

# Не посещал по решомию родителе»! Ф Не посещал, так как ме хотел сам

Рисунок 1. Данные онлайн опроса родителей

С целью поддержания стойкой мотивации на онлайн занятиях мы использовали приём «проблемный

вопрос». На каждом занятии по формированию положительной учебной мотивации обучающимся предполагалась проблема, которую они решали совместно с педагогом. Задавали вопросы детям о школе; о том, что нравится и не нравится, просили рассказать о себе, о своем друге, о хобби, чем ребенок гордится, делились

чувствами, приводили ассоциации, играли, давали обратную связь. Такими упражнениями мы сформировывали у детей необходимую позитивную мотивацию, необходимые и доступные им на данном этапе развития навыки самоанализа и саморефлексии, дали детям возможность познать свои сильные стороны и научили опираться на них в процессе учебных занятий, предоставили детям возможность познать слабые стороны своей познавательной деятельности и дали представления о способах их развития или приспособления к ним (компенсация другими возможностями), сформировывали познавательные универсальные учебные действия.

Также для организации связи на занятии использовали задания, в которых на слайде предоставляется несколько вариантов ответа. Обучающиеся могут написать ответ в чат, что позволяет «включить» всех участников онлайн урока в работу. Таким приемом удалось привлечь даже тех, кто стеснялся включать камеру и микрофон.

Одной из находок является применение подключения музыки на вход участников. Ожидания входа всех остальных участников создавал положительной настрой группы еще до начала занятия, музыка позволяет неформально начать занятие, настроить детей на позитивное взаимодействие, настроить камеры и микрофон.

Подводя итог важно представить рекомендации по использованию площадки Zoom и Microsoft Teams для проведения онлайн занятий.

Во-первых, нет причин бояться преподавать для детей в интернете. Офлайн-профессионалы могут легко стать профессионалами в интернете. Используя инструкции разработчиков платформы Zoom, а также различные видеоролики YouTube, показывающие постепенные демонстрации работы на платформе, учитель может быстро освоить использование команд Zoom и Microsoft.

Во-вторых, важно учитывать интересы учеников, создать позитивную среду общения, обеспечить взаимный контакт с учениками. Важно учитывать обратную связь группы после каждого занятия. Так же, как и на обычном уроке, нужно давать детям дифференцированные задания, а для детей 3 -4 классов даже организовывать работу в небольших группах с функцией платформы Zoom «отправить в зал конференции». Главное - это четко продумать структуру всех занятий.

В-третьих, нужно обеспечивать смену видов деятельности и соблюдать нормы СанПин. Использовать музыкальные паузы, чат, демонстрацию картинок и видео, игры.

Для нас платформы Zoom и Microsoft Teams стали отличной возможностью провести эксперимент по формированию положительной учебной мотивации младших школьников с использованием новых технологий и функций в процессе командных активностей, возможности видеть себя и остальных, проявлять себя, общаться с одноклассниками. Контрольный этап подтвердил эффективность разработанного мной комплекса занятий внеурочной деятельности. Гипотеза нашего исследования, которая проверялась в ходе опытно -экспериментальной работы, получила свое подтверждение.

Список используемой литературы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Мосина Н.А., Казакова Т.В., Захарова Т.В. ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ УСПЕВАЕМОСТИ // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2017. - № 6-2. - С. 290-301;

URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1726 (дата обращения: 18.02.2020).

2. Сапожникова Е.Ш. Учение и увлечение / Е.Ш.Сапожникова. - Кемерово, 2010. - 12 с

3. Пономарева М.Г. ИНТЕРАКТИВНОЕ ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: НЕДОСТАТКИ И ПРЕИМУЩЕСТВА // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXI междунар. науч.-практ. конф. Часть I. - Новосибирск: СибАК, 2012.

4. Е.В., Дроздова Т.В. — Дистанционное обучение: необходимые и достаточные условия эффективной реализации // Современное образование. - 2017. - № 1. - С. 172 - 195. DOI: 10.7256/2409-8736.2017.1.22044 URL: https ://nbpublish.com/library_read_article.php?id=22044

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.