Фoрмирование положительной учебной мотивации младших школьников во
внеурочной деятельности
Formation of positive educational motivation of primary schoolchildren in extracurricular
activities
Елисеева Анастасия Викторовна
студентка 3 курса магистратуры, психолого-педагогический факультет Московский городской педагогический университет,
Россия, г. Москва e-mail: [email protected]
Eliseeva Anastasia Viktorovna
3rd year Master's student, Faculty of Psychology andEducation Moscow City Pedagogical University, Russia, Moscow e-mail: [email protected]
Научный руководитель Недвецкая М.Н.,
кандидат педагогических наук, доцент, профессор департамента педагогики Московский городской педагогический университет,
Россия, г. Москва
Scientific adviser
Nedvetskaya M.N.,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Pedagogy Moscow City Pedagogical University, Russia, Moscow
Аннотация.
В данной научной статье описаны методы, формы и приёмы организации занятий в рамках воспитательной внеурочной деятельности, которые должны обеспечить повышение положительной мотивации младших школьников к обучению.
Annotation.
This article describes the forms, methods and techniques for increasing the positive motivation of younger students to study in extracurricular activities.
Ключевые слова: ученик, мотив, внеурочная деятельность, учебная деятельность, учебная положительная мотивация.
Key words: student, motive, extracurricular activities, learning activities, learning positive motivation.
Актуальность представленной темы заключается в том, что в современной социальной ситуации к качеству образования предъявляются новые требования, уделяется особо пристальное внимание развитию таких личностных качеств учащихся, как стремление к саморазвитию и самоопределению, где ключевую роль играет формирование у школьников мотивации к учению и целенаправленной познавательной деятельности.
Современные социальные условия требуют воспитания активного человека, способного постоянно развивать и совершенствовать свои способности, самостоятельно ставить цели и способы их достижения. Но решение данных задач невозможно без формирования такой системы мотивации, в которой бы доминирующее место занимали внутренние познавательные и широкие социальные мотивы. Если человеку удастся сформировать такую мотивацию, то в будущем у него появится внутренняя необходимость личностного развития, он будет успешно самореализовываться в обществе.
Являясь фактически «ядром» личности, мотивы учения приобретают большое значение и для современной школы. Особенно остро этот вопрос стоит на начальном этапе обучения. Младший школьный возраст считается сензитивным для формирования мотивов учения. Так как в этот период учебная деятельность активно развивается и находится в статусе ведущей, положительная мотивация к учению становится фундаментом для развития социально-личностного потенциала учащихся, формирования у них способностей самостоятельного приобретения знаний и развития их познавательных интересов.
Смысл и значимость учения для школьника заложены в основании его мотивационной сферы. Однако учебная деятельность может иметь для школьников не одинаковый смысл (мотив). И для наилучшей организации учебного процесса важно знать мотивы школьников, уметь их выявлять и рационально управлять ими.
По мнению Д.Б. Эльконина мотивами, побуждающими учебную деятельность являются мотивы, связанные с ее содержанием, приобретенные общественным способом действия - мотивы собственного роста [12]. Поэтому подлинной положительной учебной мотивацией можно считать проявление ребёнком познавательного интереса, осознание им личностной и общественной значимости учения. Чтобы сформировать и развить такую мотивацию, учитель должен создать условия и ситуации, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались с учетом индивидуальности и внутренних намерений ученика.
Первоисточником поведенческой активности и деятельности личности принято считать потребности, но сама по себе потребность не может реально направлять и регулировать поведение. Для этого нужен стимул, побуждение, т.е. мотив. И.П Ильин полагает, что процесс формирования мотива как основания действия, поступка и побуждения к нему, начинается с возникновения потребности личности и заканчивается возникновением намерения и побуждения к достижению цели [6].
С одной стороны, мы имеем потребность. Рассматривая данное понятие, можно заметить, что оно само по себе предусматривает деятельность по своему удовлетворению. Для завершения не хватает только объекта, который удовлетворил бы данную потребность в конкретной ситуации.
В виде такого объекта выступает мотив. Это некий раздражитель или система раздражителей, способных побуждать деятельность по устранению потребности. Следовательно, структурную единицу мотивации мы можем наблюдать в виде сочетания: потребность + мотив.
Несмотря на вековую историю разработки проблемы мотивов, до сих пор не существует единства ученых о сущности понятия «мотив», его взаимосвязи с потребностями и целями. В большей степени ученые склоны считать, что мотив - это побуждение личности к активности для удовлетворения определенной потребности.
Рассмотрим понятие учебный мотив как компонент «учебной мотивации». Л.И. Божович определяет учебный мотив как «все, что побуждает активность школьника, в том числе и принятие им решения, и чувства долга, и сознание необходимости» [3, с.150].
Под мотивом учения, по мнению А.К Марковой, следует понимать «направленность учащегося на отельные стороны учебного процесса». Это направленность ученика на овладение знаниями, желание получить хорошие отметки, установить определенные отношения с одноклассниками и т. п. [9].
Фактически это все факторы, обусловливающие проявление учебной активности: направленность ученика на овладение знаниями, желание получить хорошие отметки, установить определенные отношения с одноклассниками и т. п. Таких мотивов множество, поэтому одним из важных тезисов учебной мотивации, является тезис о полимотивированности деятельности человека. АИ. Савенков, ссылаясь на Б.Ф. Ломова, пишет, что «к той или иной деятельности личность далеко не всегда побуждается определенным единственным мотивом; мотивов может быть несколько: тогда деятельность выступает как полимотивированная».
Мотивы учения оказывают огромное влияние на ход учебной деятельности, а также на отношение ребенка к учебе. Как справедливо заметила Л.И Божович, учебная деятельность «является ведущей на протяжении всего школьного возраста, а, следовательно, и мотивы, побуждающие ее, должны иметь существенное значение для детей в этот период психического развития» [3, с.151].
Поэтому следует рассмотреть виды учебных мотивов, побуждающих школьников включаться в учебную деятельность. Следует отметить, что единой классификации мотивов в структуре учебной деятельности не существует.
Существует классические классификации, разделяющей мотивацию учения на внешнюю и внутреннюю. К внутренним мотивам относят ценностные мотивы, связанные с внутренним благополучием (собственное развитие в процессе учения, формирование системы личностных убеждений, установок). На этом основании выделяют мотив самосовершенствования. Внешняя мотивация зависима от внешних факторов и не связана с получением знаний, она реализуется в потребности в собственном благополучии (боязнь плохих отметок, наказание родителей и т.д.). Такие мотивы неустойчивы и, как правило, кратковременные
Ослабление внешнего воздействия обычно приводит к прекращению учебной деятельности. На основе данной классификации, М.В. Матюхина и А.К. Макарова выделяют две аналогичные группы (познавательную и социальную) учебных мотивов, но дифференцируют их по уровням [30].
Первая большая группа познавательных мотивов включает несколько уровней:
- широкие познавательные мотивы (направлены на овладение учеником теоретическими понятиями, знаниями, фактами);
- учебно-познавательные мотивы (направлены на усвоение способов добывания нового);
- мотивы самообразования (направлены на самостоятельное совершенствование способов получения знаний и навыков).
Мотивы самообразования могут обеспечивать наличие у учащихся «мотива достижения», который будет основываться на стремлении ученика к совершенствованию своих результатов в ходе постоянного соревнования с самим собой.
Первая категория мотивов направлена на то, чтобы помочь ученику преодолеть встречающиеся на его пути трудности, препятствующие учебной деятельности, формировать познавательную активность.
Функция мотивов второй группы совершенно другая - это мотивы, связанные с окружением ребенка, его социальными контактами.
В процессе формирования мотивации к учению следует учитывать возрастные особенности младших школьников. Поэтому следует разобраться, как именно формируется и развивается у младших школьников учебная мотивация.
Смена ведущей деятельности и новая социальная ситуация развития способствует изменению мотивационной сферы ребенка. П.И. Арапова выделяет следующие ведущие потребности детей семилетнего возраста:
- потребность в понимании и признании;
- потребность в интеллектуальном развитии;
- потребность в самоутверждении, самоуважении;
- потребность в достижении успеха в условиях соревнования со сверстниками;
- потребность в игре, где реализуются стремления к интеллектуальном, волевому и моторному развитию
[2, с.43].
Основным мотивом, поддерживающим положительное отношение к учебе можно считать познавательный интерес (к содержанию и процессу учебной деятельности). Познавательный интерес является фактором формирования активной, творческой и любознательной личности школьника. Интерес, как форма проявления познавательной потребности, особенно актуальна и значима для младших школьников, потому что развивается раньше других мотивов и взаимодействует с ними, носит бескорыстный характер. Интерес - это основная причина действий, ощущаемой и осознаваемой школьником. Условия для создания познавательного интереса обеспечиваются возможностью учащихся продемонстрировать на уроках и занятиях умственную самостоятельность и инициативность.
Интерес, как форма проявления познавательной потребности, особенно актуальна и значима для младших школьников, потому что развивается раньше других мотивов и взаимодействует с ними, носит бескорыстный характер и является реальной причиной действий, ощущаемой и осознаваемойучеником. Условия для создания познавательного интереса обеспечиваются возможностью учащихся проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность.
По мнению Е.П. Ильина, основными условиями формирования устойчивой учебной положительной мотивации являются:
- организация учебной деятельности;
- содержательная часть учебного материала;
- коллективные формы учебной деятельности;
- оценка учебной деятельности;
- стиль педагогической деятельности учителя [6, с.267].
Если обратиться к теории деятельности АН. Леонтьева, то можно сделать вывод о том, что мотивация возникает, если предполагаемая норма деятельности отвечает имеющейся потребности. То есть учитель должен предложить ученику такую деятельность, которая отвечала бы его потребности, а именно познавательному интересу [8].
Поэтому, организуя учебно-воспитательный процесс и отбирая материал для уроков, учитель должен ориентироваться на формирование познавательных интересов младших школьников.
Мы предположили, что учебную положительную мотивацию лучше всего формировать в комплексе занятий в процессе воспитательной внеурочной деятельности. Занятия будет способствовать воспитанию познавательной мотивации младших школьников. Мотивация будет формироваться при соблюдении следующих педагогических условий:
1) учет индивидуальных интересов детей при подборе игр;
2) организация группового взаимодействия;
3) учет возрастных особенностей при составлении и проведений занятий;
4) использование игровых упражнений и заданий;
5) создание ситуации успеха.
На внеурочных занятиях учитель имеет возможность использовать различные методы для формирования учебно-познавательной мотивации:
- формирование доверительных, открытых отношений в классе, а также укрепление и совершенствование осознанности мотива;
- создание мотивации для повышения эффективности учебной деятельности;
- эмоциональная и развлекательная обстановка;
- представление задачи;
- способность применять навыки на практике;
- достижимость и устойчивость целей;
- обновление текущих потребностей ребенка;
- обучение самоконтролю и самооценке.
Учитель можете создать позитивное настроение для выполнения заданий, создав неформальную классную среду: расставить иначе парты; разделить детей на группы; организовать занятия как веселую игру с образовательной целью урока. А чтобы сформировать устойчивый учебный интерес младших школьников, нужно организовывать занятия с элементами игры, урок-путешествие в сказочный мир, викторины, в процессе защиты творческих проектов с участием вымышленных персонажей или популярных героев детей и любых других неформальных интерактивных занятий.
Таким образом, чтобы на занятии внеурочной деятельности ученик был участником эффективного учебного процесса, имел личную заинтересованность, понимал, что и зачем он будет делать, учителю нужно использовать различные формы, методы и приемы повышения мотивации на разных этапах занятий в рамках внеурочной деятельности. Их чередование повышает желание детей учиться и открывать новые знания. Без возникновения этих учебных мотивов, без положительной учебной мотивации знания не могут принести положительного результата.
Список используемой литературы:
1. Амонашвили, Ш.А Основы гуманноий педагогики. Книга 3. Школа жизни/ Ш.А Амонашвили. - М.: Амрита, 2012.
2. Арапова, П.И. Кризисные периоды личностного развития школьника: монография / П.И. Арапова. -М.: МГПУ, 2015. - 116 с.
3. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности: избр. психол. тр. / Под ред. Д.И. Фельдштейна; Рос. акад. образования, Моск. психол. соц. ин-т. - 3-е изд. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001. - 349 с.
4. Гамезо, М.В. Словарь-справочник по педагогической психологии / М.В. Гамезо, АВ. Степаносова, Л.М. Хализева. - М.: Наука, 2001. - С. 312.
5. Гани, С.В. Развитие учебной мотивации первоклассников при различных стилях педагогического руководства / С.В. Гани, А.В. Гани // Вопросы образования. - 2009. - .№1. - С. 188 - 198.
6. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб, 2003.- 512 с.
7. Кулагина, И.Ю. Педагогическая психология: учебное пособие / И.Ю. Кулагина. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 480 с.
8. Леонтьев, АН. Проблемы развития психики/ АН. Леонтьев. - М.: АПН РСФСР, 1959. - 345 с.
9. Маркова, А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников / АК. Маркова, А.Б. Орлов, Л.М. Фидман. - М.: Педагогика, 1983. - 64 с.
10. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: пособие для учителя / А.К. Макарова. - М.: Просвещение, 1983. - 96
11. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников / М.В. Матюхина. - М.: Педагогика, 1984. - 144 с.
12. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Электронный ресурс]: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Эльконин. - М.: Академия, 2004