УДК 37.013.42
МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
Жаворонкова Ю.М., Кильмасова И.А., 2017
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, студентка 3 курса, старший преподаватель кафедры технологии и психолого-педагогических дисциплин,
Челябинск
Аннотация: Статья посвящена такой проблеме как мотивация учебной деятельности у детей школьного возраста. Рассматриваются основные факторы, причины и силы мотивации обучения школьников, их влияние на успешность учебной деятельности. Также даётся характеристика познавательным и социальным мотивам. Делается вывод о том, что у большинства детей младшего школьного возраста мотив учения ещё не сформирован, однако ведущими мотивами учения несомненно являются социальный и познавательный, а второстепенными - похвала родителей и учителя, а так же хорошая оценка.
Ключевые слова: мотивация, мотив, учебная деятельность, младший школьный возраст.
Младший школьный возраст является новой ситуацией развития и требует от ребенка особой деятельности - учебной. Для того, чтобы эта деятельность была эффективной, необходимо сформировать мотивацию к учению. Именно это и является специфической задачей младшего школьного возраста. Ребенок желает выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, а в школе необходима познавательная мотивация. Одной из важнейших проблем обучения и воспитания учащихся является формирование мотивационной сферы младших школьников [1].
Младший школьный возраст характеризуется первичным вхождением ребенка в учебную деятельность, овладением основными видами учебных действий. Но при этом возникает трудность: мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнять в школе. Учебный процесс должен быть построен так, чтобы его мотив был связан с внутренним содержанием предмета усвоения [2].
Мотивация учения складывается из ряда постоянно изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом побуждений (потребности и смысл учения для школьника, его мотивы, цели, эмоции, интересы). Поэтому становление мотивации есть не простое возрастание положительного или усугубление отрицательного отношения к учению, а стоящее за ним усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений, появление новых, более зрелых, иногда противоречивых отношений между ними [3].
Под мотивом учебной деятельности понимаются все факторы, обусловливающие проявление учебной активности: потребности, цели, установки, чувство долга, интересы и т. п. Головаха Е.И. выделила следующие (факторы) мотивации учения:
- Обучение ради обучения, без удовольствия от деятельности или без интереса к преподаваемому предмету.
- Обучение без личных интересов и выгод.
- Обучение для социальной идентификации.
- Обучение ради успеха или из-за боязни неудач.
- Обучение по принуждению или под давлением.
-Обучение, основанное на понятиях и моральных обязательствах или на общепринятых нормах.
- Обучение для достижения цели в обыденной жизни.
-Обучение, основанное на социальных целях, требованиях и ценностях [4].
О мотивационной готовности детей 6-7 лет к школе свидетельствуют их отношение к обучению как к серьезной общественно-значимой деятельности, эмоциональная расположенность выполнять требования взрослых, познавательный интерес к окружающей действительности, стремление овладевать новыми знаниями и умениями [5].
В мотив обучения могут входить следующие причины: интерес к учению вообще (основанный, вероятно, на потребности в новых впечатлениях от приобретения знаний), желание получить образование в связи с пониманием его необходимости для жизни и профессиональной деятельности, желание заслужить похвалу, удовлетворить свое тщеславие (быть отличником) [6].
Особенностью мотивации большинства школьников младших классов является беспрекословное выполнение требований учителя. Социальная мотивация учебной деятельности настолько сильна, что они даже не всегда стремятся понять, для чего нужно делать то, что им велит учитель: раз велел, значит, нужно даже скучную и бесполезную работу они выполняют тщательно, так как полученные задания кажутся им важными. Это, безусловно, имеет положительную сторону, так как учителю было бы трудно всякий раз объяснять школьникам значение того или иного вида работы для их образования. Они любят и уважают учителя, прежде всего за то, что он учитель, что он учит; кроме того, они хотят, чтобы он был требователен и строг, так как это подчеркивает серьезность и значительность их деятельности. Учителя, «который учит», как правило, любят больше, чем учителя физкультуры, пения, так как эти занятия напоминают им занятия дошкольного типа. Требования учителя для младших школьников - закон [7].
В период младшего школьного возраста появляются новые мотивы (потребности, интересы, желания), происходят перестановки в иерархической мотивационной системе ребенка. Старые интересы, мотивы теряют свою побудительную силу, на смену им приходят новые. То, что имеет отношение к учебной деятельности, оказывается значимым, ценным, то же, что имеет отношение к игре, становится менее важным. В то же время у младших школьников по-прежнему заметно преобладание мотивов над мотивационными установками, так как в основном ими ставятся цели на ближайшее будущее, связанное с настоящими событиями. По-прежнему ведущими являются непосредственно действующие мотивы [8,9], а принимаемые намерения «идут на поводу» у непосредственных побуждений, желаний [10]. Большинство детей ориентируется в своем поведении на возможное поощрение или наказание «здесь и сейчас».
Как правило, учебная деятельность побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов.
Мотив - это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней.
К видам мотивов можно отнести познавательные и социальные мотивы. Если у школьника в ходе учения преобладает направленность на содержание учебного предмета, то можно говорить о наличии познавательных мотивов. Если у ученика выражена направленность на другого человека в ходе учения, то говорят о социальных мотивах [8].
И познавательные, и социальные мотивы могут иметь разные уровни. Так, познавательные мотивы имеют уровни: широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями — фактами, явлениями, закономерностями); учебно-познавательные мотивы (ориентация па усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний), мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний и за тем на построение специальной программы самосовершенствования). Социальные мотивы могут иметь следующие уровни: широкие социальные мотивы (долг и ответственность, понимание социальной значимости учения), узкие социальные, или позиционные, мотивы (стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение), мотивы социального сотрудничества (ориентация на разные способы взаимодействия с другими людьми) [11].
Качества мотивов могут быть содержательными, связанными с характером учебной деятельности (осознанность, самостоятельность, обобщенность, действенность, доминирование в общей структуре мотивации, степень распространения на несколько учебных предметов в др.), и динамическими, связанными с психофизиологическими особенностями ребенка (устойчивость мотива, его сила и выраженность, переключаемость с одного мотива на другой, эмоциональная окраска мотивов) и т. д.[12].
Осознанные мотивы выражаются в умении школьника рассказать о том, что его побуждает, выстроить мотивы по степени значимости; реально действующие мотивы выражаются в успеваемости и посещаемости, в развернутости учебной деятельности и формах ухода от нее, в выполнении дополнительных заданий или отказе от них, в стремлении к заданиям повышенной или пониженной трудности и т.д.[13].
У младших школьников появляются новые социальные установки, новые социальные мотивы, связанные с чувством долга и ответственности, с необходимостью получения образования (быть грамотным). В период от 8 до 10 лет возрастает число детей, мотивирующих свою учебную деятельность чувством долга, но уменьшается число детей, которые учатся с интересом. Реально действующим мотивом является получение высокой отметки или похвалы; ради их получения ребенок готов немедленно сесть заниматься и старательно выполнить все задания [14].
Итак, в основе мотивации, связанной с содержанием и процессом учения, лежит познавательная потребность. Она рождается из более ранней детской потребности во внешних впечатлениях и потребности в активности, имеющихся у ребенка с первых дней жизни. Развитие познавательной потребности неодинаково у разных детей: у некоторых она выражена ярко и носит «теоретическое» направление, у других сильнее выражена практическая ориентация, у третьих она вообще очень слабая.
Ребенка периода среднего детства характеризует большая возбудимость, неразвитость способности к произвольному управлению своими желаниями, потребностями, и в этой связи проблема формирования учебно-познавательных мотивов приобретает особую значимость. В силу своей динамичности, мотивационная сфера ребенка представляет возможности для формирования и развития у него мотивов, необходимых для эффективного учения.
Высокая мотивация может играть роль компенсаторного фактора в случае недостаточно высоких специальных способностей или недостаточного запаса у учащихся требуемых знаний, умений и навыков. Однако даже высокий уровень способностей ребенка не способен компенсировать его низкую учебную мотивацию или ее отсутствие и, таким образом, не может привести к высокой успешности учебной деятельности школьника.
Для того, чтобы выяснить, верны ли наши предположения, мы провели исследование, которое проводилось в СОШ №153 г. Челябинска. Выборку испытуемых составили 20 учеников третьего класса. Все дети обучаются в школе с первого класса. В исследовании мы стремились выяснить, какими конкретно мотивами побуждается учебная деятельность учащихся начальной школы, какие мотивы являются ведущими и какова их сила. Мы использовали метод опроса. Опросник имел инструкцию и 12 вопросов, взятых из опросника «Направленность на приобретение знаний» (Е.П. Ильин, Н.А. Курдюкова).
В исследовании участвовали 20 детей, 9 мальчиков и 11 девочек. Результаты исследования, ведущих мотивов учения детей третьего класса, представлены в таблице: Ведущие мотивы учения учеников 3 класса (обобщенные)
Ведущие мотивы Количество учеников Процент
Получения хорошей оценки 2 10%
Социальный 3 15%
Познавательный 3 15%
Перспективный 1 5%
Личностного роста 2 10%
Получения похвалы учителя 2 10%
Желание порадовать родителей 2 10%
Избегания наказания 1 5%
Не сформирован 4 20%
Выявлено, что:
- у 10% учеников класса ведущим является мотив желания порадовать родителей, учителя;
- у 15% учеников - познавательный и социальный мотивы;
- у 10% - мотив получения хорошей оценки;
- у 20% учеников мотив еще не сформирован.
Итак, на основании результатов исследования можно сделать вывод о том, что:
- у большинства детей младшего школьного возраста мотив учения ещё не сформирован;
- ведущими мотивами учения являются социальный и познавательный;
- второстепенными мотивами учения являются похвала родителей и учителя, а так же хорошая оценка;
- высокого уровня мотивации нет не у одного из учеников, однако негативного отношения к школе тоже не у кого из учеников нет.
Многочисленные исследования показывают, что для формирования полноценной учебной мотивации у младших школьников необходима целенаправленная, специально организованная работа. Например, разработка и реализация классного часа, повышающего мотивацию учения младших школьников, была бы очень эффективна.
Список литературы:
1. Чирков В.И. Мотивация учебной деятельности. [Текст] / В.И.Чирков - М.: «АСТ -Москва», 2004. - 139с.
2. Ильин Е.П. Сущность и структура мотива //Психологический журнал. [Текст] / Е.П. Ильин, 2005. - № 2.
3. Годфруа Ж. Что такое психология. Т.1. [Текст] / Ж. Годфруа - М., 2002.
4. Леонтьев А.Н. Деятельность Сознание Личность. [Текст] / А.Н. Леонтьев - М.: Политиздат, 2005. - 304с.
5. Головаха Е.И., Кроник А.А. К исследованию мотивации жизненного пути // Мотивация личности. [Текст] / Е.И. Головаха, А.А. Кроник - М.: ВЛАДОС, 2002. - 289с.
6. Моргун В.Ф. Психологические проблемы мотивации учения //Вопросы психологии. [Текст] / В.Ф. Моргун, 2006. - 13-24с.
7. Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация достижения: структура и механизмы. [Текст] / М.Ш. Магомед-Эминов - М. Прогресс, 2007. - 239с.
8. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. [Текст] / В.Г. Асеев - М.: Мысль, 2006. - 158с.
9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. [Текст] /Л.И. Божович -Спб: Питер, 2008 - 468с.
10. Репкин В.В. Развивающее обучение и учебная деятельность. [Текст] / В.В.Репкин - Рига, 2007.- 40с.
11. Ильин Е.П. Мотивация и мотив: теория и методы изучения. [Текст] / Е.П. Ильин - К.: Форум, 2002. - 489 с.
12. Дусавицкий А.К. Развивающее образование: теория и практика. [Текст] / А.К. Дусавицкий - Харьков, 2002. - 172с.
13. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. [Текст] / А.К. Маркова - М., Просвещение, 2014. - 192с.
14. Мотивация учения [Текст] / Под ред. М. В. Матюхиной - М.: Московский психолого-социальный институт, 2001. - 285с.
Приложение 1
Опросник «Направленность на приобретение знаний» (Е.П. Ильин, Н.А. Курдюкова) Инструкция учащимся:
Дается ряд утверждений-вопросов с парными ответами. Необходимо внимательно прочитать утверждение и из двух ответов нужно выбрать один (а или б) и написать рядом с вопросом, в конце предложения. Отвечайте, долго не раздумывая, помните: нет «хороших» или «плохих» ответов. Если вы выбрали «а» - поставьте «а» рядом с утверждением. Если вы выбрали «б» - поставьте «б» рядом с утверждением. Текст опросника:
1. Получив плохую отметку, ты, придя домой:
а) сразу садишься за уроки, и повторяешь то, что плохо ответил;
б) садишься смотреть телевизор или играть на компьютере, думая, что урок по этому предмету будет еще через день.
2. После получения хорошей отметки ты:
а) продолжаешь добросовестно готовиться к следующему уроку;
б) не готовишься тщательно, так как знаешь, что все равно не спросят.
3. Бывает ли, что ты остаешься недоволен ответом, а не отметкой: а) да; б) нет.
4. Что для тебя учеба:
а) узнавание нового; б) обременительное занятие.
5. Зависят ли твои отметки от тщательности подготовки к уроку: а) да; б) нет.
6. Анализируешь ли ты после получения низкой отметки, что ты сделал неправильно: а) да; б) нет.
7. Зависит ли твое желание готовить домашнее задание от того, выставляют ли за него отметки:
а) да; б) нет.
8. Легко ли ты втягиваешься в учебу после каникул: а) да; б) нет.
9. Жалеешь ли ты, что не бывает уроков из-за болезни учителя: а) да; б) нет.
10. Когда ты, перейдя в следующий класс, получаешь новые учебники, тебя интересует, о чем в них идет речь:
а) да; б) нет
11. Что, по-твоему, лучше — учиться или болеть: а) учиться; б) болеть.
12. Что для тебя важнее — отметки или знания: а) отметки; б) знания.
Обработка результатов:
За каждый ответ в соответствии с ключом начисляется 1 балл. Ключ к опроснику:
О мотивации на приобретение знаний свидетельствуют ответы «а» на вопросы 1 -6, 8-11 и ответы «б» на вопросы 7 и 12. Выводы:
Сумма баллов (от 0 до 12) свидетельствует о степени выраженности мотивации на приобретение знаний:
12 - 9 б. Свидетельствует о высоком уровне выраженности мотивации 8 - 5 б. Свидетельствует о среднем уровне выраженности мотивации 4 -1 б. Свидетельствует о низком уровне выраженности мотивации
УДК 37.09
МЕТОД КОУЧИНГ.
БИЗНЕС-ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Стрункина В.А., 2017
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 407, учитель,
Санкт-Петербург
Аннотация: Статья посвящена описанию одному из новых методов обучения младших школьников - коучингу, заимствованному из бизнес-технологий. Описана технология и содержание, на котором можно применять данный метод, представлены возможности использования коучинга для достижения личностных и предметных результатов начального образования.
Ключевые слова: активные методы обучения, коучинг, наставничество, младший школьник, достижение результатов обучения
"Я не могу никого ничему научить, я только могу заставить думать".
Сократ
В настоящее время перед педагогами стоит проблема обучения при инклюзии в образовании и обучения детей с разным уровнем развития, обучающихся в одном классе. Сложность состоит в том, что, уделяя большее внимание детям с высокой учебной мотивацией, немотивированные дети не имеют возможности достичь предметных результатов обучения в полной мере. Или же, наоборот, слабоуспевающие обучающиеся «тянут вниз» успешных учеников. Сложность также состоит в том, что в общеобразовательные классы могут быть зачислены учащиеся с ОВЗ, что значительно усложняет работу учителя. А ФГОС НОО устанавливает, что образовательная организация и, в частности, учитель должны создать условия «для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, - одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья» [ 1 ].
В советской системе образования были распространены методы дифференцированного обучения, но все они сводились к разным видам заданий на уроках. Все эти методы были пассивными, то есть ребенок не мог самостоятельно поставить себе учебную задачу и получить