Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ ПО ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ ПО ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (СПО) / ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ / ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ В РОССИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Погорелова Анна Юрьевна, Потапова Ольга Николаевна, Пузыня Татьяна Алексеевна

Статья посвящена рассмотрению вопроса обучения по программе «Предпринимательство» в российских колледжах, поднимаются вопросы специфики обучения данной профессии, необходимости овладения уникальными профессиональными компетенциями. В статье анализируется современное состояние среднего профессионального образования и пути его развития в области предпринимательства, описываются проблемы обучения предпринимательству в колледжах России, обозначаются пути преодоления кризисных ситуаций развития среднего профессионального образования на примере Университета«Синергия» по программам обучения предпринимательству. В статье учитывается опыт работы федеральной инновационной площадки, действующей на базе Университета «Синергия», который реализует проект под названием «Модель инновационной системы непрерывного предпринимательского образования в высших учебных заведениях Российской Федерации». Обучение предпринимательству в колледже сопряжено с рядом особенностей: предпринимательство является профессиональной деятельностью с присущими ей трудовыми функциями; для занятия предпринимательством необходимо пройти регистрацию на добровольных началах; профессиональные интересы зачастую включают в себя личные, семейные, потребительские и прочие интересы; осуществление предпринимательской деятельности связано с риском и неопределенностью; в процессе обучения предпринимательству зачастую приходится руководствоваться рациональными мотивами и логикой; обучающиеся предпринимательству должны обладать профессиональной пригодностью к занятию своим делом. Данные особенности должны быть учтены в формах обучения предпринимательству в колледже, поэтому классические формы обучения не в полной мере соответствуют процессу обучения предпринимательству. В статье анализируются существующие формы обучения и предлагаются пути совершенствования обучения предпринимательству, а именно: включение большего количества практических дисциплин в учебные планы, привлекая для обучения преподавателей-практиков в области предпринимательства; повышение мотивации профессорско-преподавательского состава, в том числе путем увеличения заработной платы и введения нематериальных стимулов; проведение практических занятий и практик по предпринимательству в бизнес-инкубаторах и бизнес-центрах. Все это должно повысить качество обучения предпринимательству в колледже.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Погорелова Анна Юрьевна, Потапова Ольга Николаевна, Пузыня Татьяна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTICULAR NATURE OF TEACHING ENTREPRENEURSHIP IN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION PROGRAMS

The article is devoted to the consideration of the issue of studying under the Entrepreneurship program in Russian colleges, the issues of the specifics of teaching this profession, the need to master unique professional competencies are raised. The article analyzes the current state of secondary vocational education and the ways of its development in the field of entrepreneurship, describes the problems of entrepreneurship education in colleges in Russia, identifies ways to overcome crisis situations in the development of secondary vocational education on the example of the Synergy University for entrepreneurship training programs. The article takes into account the experience of the federal innovation platform operating on the basis of the Synergy University, which implements a project called “Model of the innovative system of continuous entrepreneurial education in higher educational institutions of the Russian Federation”. Entrepreneurship education in college is associated with a number of features: entrepreneurship is a professional activity with its inherent labor functions; to engage in entrepreneurship, it is necessary to register on a voluntary basis; professional interests often include personal, family, consumer and other interests; entrepreneurial activity is associated with risk and uncertainty; in the process of learning entrepreneurship, it is often necessary to be guided by rational motives and logic; students of entrepreneurship must have professional aptitude to do their business. These features should be taken into account in the forms of entrepreneurship education in college, therefore, classical forms of education are not very mundane when teaching entrepreneurship. The article analyzes the existing forms of education and suggests ways to improve entrepreneurship education, namely, the inclusion of more practical disciplines in the curricula, attracting practical teachers in the field of entrepreneurship for training; also increasing the motivation of the teaching staff, including by increasing wages and introducing intangible incentives; conducting practical classes and practices on entrepreneurship in business incubators and business centers. All this should improve the quality of entrepreneurship education in college.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ ПО ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

DOI: 10.37791/2687-0657-2022-16-1-126-133

Специфика обучения предпринимательству по программам среднего профессионального образования

А. Ю. Погорелова1, О. Н. Потапова1, Т. А. Пузыня1*

1 Университет «Синергия», Москва Россия ' tpuzynia@synergy.ru

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению вопроса обучения по программе «Предпринимательство» в российских колледжах, поднимаются вопросы специфики обучения данной профессии, необходимости овладения уникальными профессиональными компетенциями. В статье анализируется современное состояние среднего профессионального образования и пути его развития в области предпринимательства, описываются проблемы обучения предпринимательству в колледжах России, обозначаются пути преодоления кризисных ситуаций развития среднего профессионального образования на примере Университета «Синергия» по программам обучения предпринимательству. В статье учитывается опыт работы федеральной инновационной площадки, действующей на базе Университета «Синергия», который реализует проект под названием «Модель инновационной системы непрерывного предпринимательского образования в высших учебных заведениях Российской Федерации». Обучение предпринимательству в колледже сопряжено с рядом особенностей: предпринимательство является профессиональной деятельностью с присущими ей трудовыми функциями; для занятия предпринимательством необходимо пройти регистрацию на добровольных началах; профессиональные интересы зачастую включают в себя личные, семейные, потребительские и прочие интересы; осуществление предпринимательской деятельности связано с риском и неопределенностью; в процессе обучения предпринимательству зачастую приходится руководствоваться рациональными мотивами и логикой; обучающиеся предпринимательству должны обладать профессиональной пригодностью к занятию своим делом. Данные особенности должны быть учтены в формах обучения предпринимательству в колледже, поэтому классические формы обучения не в полной мере соответствуют процессу обучения предпринимательству. В статье анализируются существующие формы обучения и предлагаются пути совершенствования обучения предпринимательству, а именно: включение большего количества практических дисциплин в учебные планы, привлекая для обучения преподавателей-практиков в области предпринимательства; повышение мотивации профессорско-преподавательского состава, в том числе путем увеличения заработной платы и введения нематериальных стимулов; проведение практических занятий и практик по предпринимательству в бизнес-инкубаторах и бизнес-центрах. Все это должно повысить качество обучения предпринимательству в колледже.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование (СПО), формы организации обучения предпринимательству, проблемы обучения предпринимательству в России

Для цитирования: Погорелова А. Ю., Потапова О. Н, Пузыня Т. А. Специфика обучения предпринимательству по программам среднего профессионального образования // Современная конкуренция. 2022. Т. 16. № 1. С. 126-133. Р01: 10.37791/2687-0649-2022-16-1-126-133

Particular Nature of Teaching Entrepreneurship in Secondary Vocational Education Programs

A Pogorelova1, O. Potapova1, T. Puzynya1*

1 Synergy University, Moscow, Russia ' tpuzynia@synergy.ru

Abstract. The article is devoted to the consideration of the issue of studying under the Entrepreneurship program in Russian colleges, the issues of the specifics of teaching this profession, the need to master unique professional competencies are raised. The article analyzes the current state of secondary vocational education and the ways of its development in the field of entrepreneurship, describes the problems of entrepreneurship education in colleges in Russia, identifies ways to overcome crisis situations in the development of secondary vocational education on the example of the Synergy University for entrepreneurship training programs. The article takes into account the experience of the federal innovation platform operating on the basis of the Synergy University, which implements a project called "Model of the innovative system of continuous entrepreneurial education in higher educational institutions of the Russian Federation". Entrepreneurship education in college is associated with a number of features: entrepreneurship is a professional activity with its inherent labor functions; to engage in entrepreneurship, it is necessary to register on a voluntary basis; professional interests often include personal, family, consumer and other interests; entrepreneurial activity is associated with risk and uncertainty; in the process of learning entrepreneurship, it is often necessary to be guided by rational motives and logic; students of entrepreneurship must have professional aptitude to do their business. These features should be taken into account in the forms of entrepreneurship education in college, therefore, classical forms of education are not very mundane when teaching entrepreneurship. The article analyzes the existing forms of education and suggests ways to improve entrepreneurship education, namely, the inclusion of more practical disciplines in the curricula, attracting practical teachers in the field of entrepreneurship for training; also increasing the motivation of the teaching staff, including by increasing wages and introducing intangible incentives; conducting practical classes and practices on entrepreneurship in business incubators and business centers. All this should improve the quality of entrepreneurship education in college.

Keywords: secondary vocational education (SPE), requirements for a mid-level specialist, priority of entrepreneurship training, problems of entrepreneurship training in Russia

For citation: Pogorelova A., Potapova O., Puzynya T. Particular Nature of Teaching Entrepreneurship in Secondary Vocational Education Programs. Sovremennaya konkurentsiya=Journal of Modern Competition, 2022, vol.16, no.1, pp.126-133 (in Russian). DOI: 10.37791/2687-0649-2022-16-1-126-133

Введение

За последние два десятилетия программы среднего профессионального образования претерпели существенные изменения, выпускники девятых классов преимущественно поступают на обучение в колледж, а не продолжают обучение в школах. Это касается в основном специалистов среднего звена, а не подготовки квалифицированных рабочих и служащих. К програм-

мам обучения специалистов среднего звена относится и предпринимательство.

Обучение предпринимательству требует специальных форм обучения, традиционные подходы не дают должного результата.

Проблема обучения предпринимательству в колледже обусловлена, во-первых, отсутствием государственного профессионального стандарта по предпринимательству, во-вторых, необходимостью донесения до студентов основ предпринимательской

деятельности с практической точки зрения. Исходя из этого целью написания статьи является выявление проблем обучения предпринимательству в колледже и разработка предложений по решению обозначенных проблем.

Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи: определены особенности обучения предпринимательству в колледже, проанализированы формы проведения практических занятий обучения предпринимательству, сформулированы предложения по разработке специальных форм проведения занятий по предпринимательству. Среди предложенных мероприятий по организации обучения предпринимательству в колледже можно выделить проведение следующих мероприятий: питчи, «тень предпринимателя», день с предпринимателем, ха-катон, ворлд кафе, тренинг, мастер-класс.

Обзор литературы

До сих пор нет единства взглядов в обучении предпринимательству, не существует единого подхода к обучению предпринимательству, отсутствует государственный стандарт по предпринимательству. Так, не утихают споры о признании предпринимателей людьми труда, поскольку исторически сложились традиции отождествления труда как такового с трудом по найму, противопоставления труда и бизнеса [1, с. 10]. При этом существует и точка зрения, что предпринимательство - это целенаправленная деятельность людей на рынке с применением непосредственно своего трудового потенциала [2-7].

На наш взгляд, предпринимательство -это профессиональная деятельность людей с присущими ей специфическими трудовыми функциями.

Сегодня приходит понимание того, что теоретических знаний в области предпринимательства недостаточно для активных действий [10]. Обучение предпринимательству, помимо теоретической подготовки, требует и проведения практических занятий с учетом специфики предпринимательской деятельности.

Проанализировав деятельность предприятий, ученые-экономисты приходят к выводу, что успешное предприятие требует скоординированных действий многих участников, особое внимание уделяется компетентности самих предпринимателей [14].

Признаки компетентности людей в сфере предпринимательства неотделимы от профессионального ядра, целей, задач и содержания этой деятельности, что и обусловливает возможность построения рамок профессиональных квалификаций в предпринимательстве. За рубежом это было убедительно показано в [15, с. 81-95], в России на данном принципе базируется вся современная практика профессиональной и образовательной стандартизации в сфере высшего и среднего профессионального образования.

Ряд статей посвящен изучению специфики предпринимательского образования, так, в публикации R. Barnes, M. J. de Villiers Scheepers [11] предпринимательство рассматривается как реализация на практике человеческого потенциала. Особое внимание уделяется обучению предпринимательству через социальные связи, что позволяет получать доступ ко многим ресурсам, необходимым для развития бизнеса [9].

Важность обучения предпринимательству как профессии была признана авторами, интересующимися тем, какие действия должны совершать предприниматели в условиях конкуренции [13]. Трудовую деятельность предпринимателей следует рассматривать как обязательное условии в процессе достижения конкурентных преимуществ и повышения эффективности деятельности компаний всех типов и размеров [12].

Отсутствие упорядоченных представлений о предпринимательстве не дает возможности полноценно развивать предпринимательское образование на системном уровне. Сегодня в современном бизнесе практически не встречается формализованное описание профессиональных функций предпринимателей, их трудовых действий, а также знаний и умений, необходимых им для выполнения

данных функций. В противоположность компетенциям нанимаемых работников, устанавливаемым работодателями, компетенции для профессионального исполнения предпринимательских функций формируются непосредственно самими предпринимателями.

Предпринимательство как уникальная профессия, требующая специфического образования

Предпринимательство - уникальная профессия, требующая в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)», утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.05.2014 № 539, овладения компетенциями [8].

Среднее профессиональное обучение сопряжено с рядом проблем:

а) поступающие на программы среднего профессионального обучения в большинстве имеют удовлетворительные оценки;

б) параллельно с освоением профессии обучающиеся проходят школьный курс;

в) отсутствие как такового практико-ориентированного обучения.

Обучение предпринимательству необходимо обучающимся, потому что:

• во-первых, оно связано с реализацией их главных жизненных интересов;

• во-вторых, работа предпринимателя напрямую связана с эффективностью действий по созданию, ведению и ликвидации собственного дела;

• в-третьих, предпринимателям предстоит самим обеспечить свою трудовую деятельность с помощью собственного дела.

В результате изучения основ предпринимательства в колледже обучающийся должен:

• иметь практический опыт в реализации сбытовой политики организации в пределах своих должностных обязанностей и оценке конкурентоспособности товаров и конкурентных преимуществ организации;

• уметь организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество и обосновывать целесообразность использования и применения собственного трудового ресурса.

Обучение предпринимательству в колледже Университета «Синергия»

Сегодня в процессе обучения предпринимательству в колледже используются следующие технологии:

1) технология коллективного обучения, технология проблемного и проектного обучения, технология развития критического мышления, групповые дискуссии (индивидуальный проект и вынесение его на обсуждение в группе);

2) компьютерные и проектные технологии, мультимедийные технологии, игровые технологии, разбор конкретных ситуаций, психологические тренинги, групповые дискуссии (общий творческий процесс всей группы).

Обучение предпринимательству позволяет реализовать возможности обучающегося в области предпринимательства, развить его инновационный дух и профессиональную мобильность, помогает стать хозяином собственного дела.

Сегодня предпринимательство воспринимается обучающимися колледжа как достойная профессия, доказательством этому служат наборы на первый курс на профиль «Предпринимательство». Объяснить это можно тем, что крепнет уважение к умению создавать и развивать бизнес, строить бизнес-модели и управлять бизнес-процессами, создавать и реализовывать стартапы. Все эти знания и умения будут полезны всем направлениям подготовки среднего профессионального образования без исключения.

Ежегодно студенты колледжа Университета «Синергия» принимают участие в мероприятиях Открытого чемпионата профессионального мастерства города Москвы «Московские мастера» по стандартам WorldSkills

Russia по компетенции «Предпринимательство», в ходе которого демонстрируют навыки ведения деловых переговоров, владения компьютерной техникой, составления и презентации бизнес-плана, открытия и управления собственным бизнесом, проведения маркетинговых исследований и апробации полученных результатов.

Обучение предпринимательству в колледже Университета «Синергия» направлено:

• на непрерывность и последовательность формирования у обучающихся специфических предпринимательских компетенций;

• формирование профессиональной ориентации и практической направленности обучения предпринимательству;

• обеспечение преемственности обучения предпринимательству на всех ступенях образования.

Обучение предпринимательству имеет свои особенности:

- во-первых, предпринимательство является профессиональной деятельностью с присущими ей трудовыми функциями;

- во-вторых, для занятия предпринимательством необходимо пройти регистрацию на добровольных началах;

- в-третьих, профессиональные интересы зачастую включают в себя личные, семейные, потребительские и прочие интересы;

- в-четвертых, осуществление предпринимательской деятельности связано с риском и неопределенностью;

- в-пятых, в процессе обучения предпринимательству зачастую приходится руководствоваться рациональными мотивами и логикой;

- в-шестых, обучающиеся предпринимательству должны обладать профессиональной пригодностью к занятию своим делом.

Обучение предпринимательству в колледже Университета «Синергия» опирается:

• на специфичность профессиональной трудовой деятельности и ее содержание;

• наличие специфических трудовых функций, рабочего места и результатов труда;

• развитие конкурентных преимуществ предпринимателей для реализации своих трудовых функций и достижения профессиональных успехов;

• создание обучающимися собственной занятости, в том числе собственного рабочего места;

• специальные знания, умения, навыки, понимания, составляющие профессиональную компетентность обучающихся;

• профессиональные интересы самих обучающихся;

• представления у обучающихся уровня своего профессионализма, профессиональной конкурентоспособности и профессиональной полезности.

Обучение предпринимательству сопряжено с рядом следующих моментов:

1) у обучающихся предпринимательству зачастую присутствуют собственные жизненные интересы;

2) обучающиеся становятся ответственными гражданами, имеющими собственное дело;

3) многие обучающиеся уже в период обучения становятся самозанятыми гражданами;

4) обучающиеся в большинстве своем по окончании обучения имеют бизнес-план своего дела и его обоснование;

5) в процессе планирования своего дела они стремятся реализовать свой творческий потенциал и получить желаемый доход;

6) обучающиеся стараются повысить свой профессионализм;

7) обучающиеся становятся более конкурентоспособными на рынке труда.

Совершенствование форм обучения предпринимательству в колледже

Среди путей совершенствования обучения предпринимательству можно выделить следующее:

• включения большего количества практических дисциплин в учебные планы, привлекая для обучения преподавателей-практиков в области предпринимательства;

• повышение мотивации профессорско-преподавательского состава, в том числе путем повышения заработной платы и введения нематериальных стимулов;

• проведение практических занятий и практик по предпринимательству в бизнес-инкубаторах и бизнес-центрах.

Совершенствование форм обучения предпринимательству в колледже включает в себя ряд мероприятий, направленных на развитие предпринимательского мышления.

1. Питч-сессия - это представление обучающимся своего бизнес-проекта перед широкой аудиторией, опытными инвесторами и предпринимательским сообществом, при этом время выступления ограничено 10 минутами, после чего выступающему задаются уточняющие вопросы и дается ряд рекомендаций по дальнейшему развитию проекта.

2. «Тень предпринимателя» - мероприятие, в ходе которого обучающийся проводит вместе с действующим предпринимателем два полноценных рабочих дня, что позволит обучающемуся развеять мифы предпринимательского труда и погрузиться в реальный мир бизнеса.

3. День с предпринимателем - еженедельное мероприятие, направленное на общение обучающихся с действующими предпринимателями и получение обратной связи о развитии бизнеса.

4. Хакатон - мероприятие, направленное на получение обучающимися предпринимательского опыта, в процессе которого они предлагают решение проблемных ситуаций существующих компаний.

5. Ворлд кафе - мероприятие, в ходе которого обучающиеся делятся на группы, каждой группе, сидящей за одним столом, выдается один из вопросов, за каждым столом находится эксперт-предприниматель, после обсуждения вопроса обучающиеся меняются местами за столами.

6. Тренинг - это активная форма интерактивного обучения предпринимательству, целью которого является развитие компетентности профессионального поведения в общении.

7. Мастер-класс - мероприятие, в ходе которого действующий предприниматель делится собственными, порой уникальными, наработками, опытом или технологиями.

Заключение

Обучение предпринимательству позволяет развивать самостоятельность и инициативность студентов, что в дальнейшем благоприятно сказывается на преодолении ими жизненных трудностей. Обучение предпринимательству в колледже позволяет обучающимся научиться успешно вести свой бизнес, разбираться в юридических и финансовых вопросах предпринимательства, а также познакомиться с построением бизнес-планов. Программа обучения предпринимательству позволяет обучающимся научиться управлять развитием собственного бизнеса или открыть свое дело. Данная программа успешно реализована сегодня в Университете «Синергия» и пользуется особой популярностью среди обучающихся.

Теоретическая значимость данной статьи состоит в том, что проведенный анализ позволяет развивать представления о предпринимательстве и об обучении ему на разных уровнях получения образования, прежде всего в среднем профессиональном образовании.

Практическая значимость данной статьи состоит в том, что решение поднятых в ней вопросов позволяет оптимизировать процесс обучения предпринимательству, улучшить формирование профессиональных компетенций у обучающихся, сделать процесс обучения предпринимательству эффективным.

Вопросы дальнейшего обсуждения обучения предпринимательству по программам среднего профессионального образования: оценка сформированности у обучающихся профессиональных компетенций в области предпринимательства; методы и средства, которые способствуют более качественному обучению предпринимательству; модель компетенций предпринимателя по программам среднего профессионального образования.

Список литературы

1. Рофе А. И. Эффект трансформации при изменении формы организации труда // Труд и социальные отношения. 2011. № 4. С. 4-10.

2. Рубин Ю. Б., Алексеева Е. В, Леднев М. В., Можжухин Д. П., Погорелова А. Ю., Потапова О. Н.,

Пузыня Т. А. Внутренняя контекстная зависимость учебных курсов по предпринимательству в бакалавриате // Современная конкуренция. 2021. Т. 15. № 2 (82). С. 88-100. DOI: 10.37791/2687-0657-2021-15-2-88-100.

3. Рубин Ю. Б., Леднев М. В., Алексеева Е. В., Можжухин Д. П., Погорелова А. Ю, Потапова О. Н., Пузыня Т. А. Обучение конкурентным компетенциям в магистратуре // Современная конкуренция. 2021. Т. 15. № 1 (81). С. 97-107. DOI: 10.37791/2687-0657-2021-15-1-97-107.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Рубин Ю. Б., Можжухин Д. П., Леднев М. В., Алексеева Е. В., Погорелова А. Ю., Потапова О. Н., Пузыня Т. А. Специфические черты стартаперских компетенций как планируемых результатов обучения предпринимательству в бакалавриате // Современная конкуренция. 2020. Т. 14. № 3 (79). С. 130-143. DOI: 10.37791/1993-7598-2020-14-3-130-143.

5. Рубин Ю. Б., Погорелова А. Ю., Алексеева Е. В., Леднев М. В., Можжухин Д. П., Потапова О. Н.,

Пузыня Т. А. Обучение семейному предпринимательству в бакалавриате // Современная конкуренция. 2020. Т. 14. № 4 (80). С. 113-127. DOI: 10.37791/1993-7598-2020-14-4-113-127.

6. Рубин Ю. Б., Потапова О. Н., Алексеева Е. В., Леднев М. В., Можжухин Д. П., Погорелова А. Ю., Пузыня Т. А. Вопросы обучения социальному предпринимательству в бакалавриате // Современная конкуренция. 2021. Т. 15. № 2. С. 101-122. DOI: 10.37791/2687-0657-2021-15-2-101-122.

7. Рубин Ю. Б., Пузыня Т. А, Можжухин Д. П., Алексеева Е. В., Леднев М. В., Погорелова А. Ю., Потапова О. Н. Предпринимательство как специфический вид трудовой деятельности // Проблемы теории и практики управления. 2021. Т. 15. № 4 (84). С. 173-191. DOI: 10.46486/0234-4505-2021-4-173-191.

8. Черняков М. К., Чернякова М.М. Социальные риски цифровой экономики // Идеи и идеалы. 2021. Т. 13. № 1-2. С. 265-282. DOI: 10.17212/2075-0862-2021-13.1.2-265-282.

9. Audretsch D. B., Keilbach M. Does entrepreneurship capital matter? // Entrepreneurship: Theory and Practice. 2004. Vol. 28. No. 5. P. 419-429. DOI: 10.1111/j.1540-6520.2004.00055.x.

10. Arenius P., Minniti M. Perceptual variables and nascent entrepreneurship // Small Business Economics. 2005. No. 24. P. 233-247. DOI: 10.1007/s11187-005-1984-x.

11. Barnes R., de Villiers Scheepers M. J. Tackling uncertainty for journalism graduates: A model for teaching experiential entrepreneurship // Journalism Practice. 2017. Vol. 12. No. 1. P. 1-21. D0I:10.1080/17512786.2016.12 66277.

12. Covin J., Miles M. Corporate entrepreneurship and the pursuit of competitive advantage // Entrepreneurship Theory and Practice. 1999. Vol. 23. No. 3. P. 47-63. DOI: 10.1177/104225879902300304.

13. Gordon Jan H. Competitor targeting. - Wiley, 2002. - 381 р.

14. Krueger N. F. What lies beneath? The experiential essence of entrepreneurial thinking // Entrepreneurship: Theory and Practice. 2007. Vol. 31. No. 1. P. 123-138. DOI: 10.1111/j.1540-6520.2007.00166.x.

15. Lans T., Bergevoet R., Mulder M., Van Woerkum C. Identification and measurement of competencies of entrepreneurs in agribusiness // Selected Papers from the 8th Ph. D. Conference on Business Economics, Management and Organization Science, PREBEM/NOBEM. - Enschede, 2005. URL: https://www.researchgate.net/ publication/40116782_Identification_and_measurement_of_competences_of_entrepreneurs_in_agribusiness (дата обращения: 31.01.22).

Сведения об авторах

Погорелова Анна Юрьевна, ORCID 0000-0001-8364-8395, старший преподаватель, кафедра теории и практики конкуренции, Университет «Синергия», Москва, Россия, apogorelova@synergy.ru Потапова Ольга Николаевна, ORCID 0000-0003-2376-8461, канд. экон. наук, доцент, кафедра теории и практики конкуренции, Университет «Синергия», Москва, Россия, opotapova@synergy.ru Пузыня Татьяна Алексеевна, ORCID 0000-0003-0668-0804, канд. экон. наук, доцент, кафедра теории и практики конкуренции, Университет «Синергия», Москва, Россия, tpuzynia@synergy.ru Поддержка исследований

Статья подготовлена в рамках Федерального инновационного образовательного проекта «Модель инновационной системы непрерывного предпринимательского образования в образовательной организации высшего образования Российской Федерации» федеральной инновационной площадки на базе Университета «Синергия».

Статья поступила 12.11.2021, рассмотрена 22.11.2021, принята 17.12.2021

References

1. Rofe A. I. Effect of transformation at change of the form of work organization. Trud i sotsial'nye otnosheniya, 2011, no.4, pp.4-10.

2. Rubin Yu. B., Alekseeva E. V., Lednev M. V., Mozhzhukhin D. P., Pogorelova A. Yu., Potapova O. N., Puzynya

T. A. Bachelor degree university program: common context of learning entrepreneurship courses. Sovremennaya konkurentsiya=Journal of Modern Competition, 2021, vol.15, no.2(82), pp.88-100. DOI: 10.37791/2687-0657-202115-2-88-100.

3. Rubin Yu. B., Lednev M. V., Alekseeva E. V., Mozhzhukhin D. P., Pogorelova A. Yu., Potapova O. N.,

Puzynya T. A. Competition competencies study in the master's program. Sovremennaya konkurentsiya=Journal of Modern Competition, 2021, vol.15, no.(81), pp.97-107 (in Russian). DOI: 10.37791/2687-0657-2021-15-1-97-107.

4. Rubin Yu. B., Mozhzhukhin D. P., Lednev M. V., Alekseeva E. V., Pogorelova A. Yu., Potapova O. N., Puzynya T. A. Specific features of startup competencies as planned outcomes of entrepreneurship learning in bachelor's degree. Sovremennaya konkurentsiya=Journal of Modern Competition, 2020, vol.14, no.3(79), pp.130143 (in Russian). DOI: 10.37791/1993-7598-2020-14-3-130-143.

5. Rubin Yu. B., Pogorelova A. Yu., Alekseeva E. V., Lednev M. V., Mozhzhukhin D. P., Potapova O. N., Puzynya T. A. Training family business in undergraduate. Sovremennaya konkurentsiya=Journal of Modern Competition, 2020, vol.14, no.4(80), pp.113-127 (in Russian). DOI: 10.37791/1993-7598-2020-14-4-113-127.

6. Rubin Yu. B., Potapova O. N., Alekseeva E. V., Lednev M. V., Mozhzhukhin D. P., Pogorelova A. Yu., Puzynya T. A. How to teach social entrepreneurship within bachelor degree university program. Sovremennaya konkurentsiya=Journal of Modern Competition, 2021, vol.15, no.2(82), pp.101-122. DOI: 10.37791/2687-0657-202115-2-101-122.

7. Rubin Yu. B., Puzynya T. A., Mozhzhukhin D. P., Alekseeva E. V., Lednev M. V., Pogorelova A. Yu., Potapova O. N. Entrepreneurship as a specific type of labor activity. Sovremennaya konkurentsiya=Journal of Modern Competition, 2021, vol.15, no.4(84), pp.173-191. DOI: 10.46486/0234-4505-2021-4-173-191.

8. Chernyakov M. K., Chernyakova M. M. Social risks of the digital economy. Idei i idealy=Ideas and Ideals, 2021, vol.13, no.1-2, pp.265-282 (in Russian). DOI: 10.17212/2075-0862-2021-13.1.2-265-282.

9. Audretsch D. B., Keilbach M. Does entrepreneurship capital matter? Entrepreneurship: Theory and Practice, 2004, vol.28, no.5, pp.419-429. DOI: 10.1111/j.1540-6520.2004.00055.x.

10. Arenius P., Minniti M. Perceptual variables and nascent entrepreneurship. Small Business Economics, 2005, no.24, pp.233-247. DOI: 10.1007/s11187-005-1984-x.

11. Barnes R., de Villiers Scheepers M. J. Tackling uncertainty for journalism graduates: A model for teaching experiential entrepreneurship. Journalism Practice, 2017, vol.12, no.1, pp.1-21. DOI: 10.1080/17512786.2016.1266277.

12. Covin J., Miles M. Corporate entrepreneurship and the pursuit of competitive advantage. Entrepreneurship Theory and Practice, 1999, vol.23, no.3, pp.47-63. DOI: 10.1177/104225879902300304.

13. Gordon Jan H. Competitor targeting. Wiley, 2002, 381 p.

14. Krueger N. F. What lies beneath? The experiential essence of entrepreneurial thinking. Entrepreneurship: Theory and Practice, 2007, vol.31, no.1, pp.123-138. DOI: 10.1111/j.1540-6520.2007.00166.x.

15. Lans T., Bergevoet R., Mulder M., Van Woerkum C. Identification and measurement of competencies of entrepreneurs in agribusiness. Selected Papers from the 8th Ph. D. Conference on Business Economics, Management and Organization Science, PREBEM/NOBEM. Enschede, 2005. Available at: https://www.researchgate. net/publication/40116782_Identification_and_measurement_of_competences_of_entrepreneurs_in_agribusiness (accessed 31.01.22).

About the authors

Anna Yu. Pogorelova, ORCID 0000-0001-8364-8395, Senior Lecturer, Theory and Practice of Competition Department, Synergy University, Moscow, Russia, apogorelova@synergy.ru

Olga N. Potapova, ORCID 0000-0003-2376-8461, Cand. Sci. (Econ.), Associate Professor, Theory and Practice

of Competition Department, Synergy University, Moscow, Russia, opotapova@synergy.ru

Tatiana A. Puzynya, ORCID 0000-0003-0668-0804, Cand. Sci. (Econ.), Associate Professor, Theory and Practice

of Competition Department, Synergy University, Moscow, Russia, tpuzynia@synergy.ru

Acknowledgements

The article was prepared within the framework of the Federal innovative educational project "Model of an innovative system of continuous entrepreneurial education in the educational organization of higher education in the Russian Federation" on the federal innovation platform, based in the Synergy University.

Received 12.11.2021, reviewed 22.11.2021, accepted 17.12.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.