DOI: 10.37791/2687-0657-2021-15-1-97-107
Обучение конкурентным компетенциям в магистратуре
Ю. Б. Рубин1, М. В. Леднев1, Е. В. Алексеева1, Д. П. Можжухин1*, А. Ю. Погорелова1, О. Н. Потапова1, Т. А. Пузыня1
1 Университет «Синергия», Москва, Россия * [email protected]
Аннотация. Данная статья посвящена конкурентным компетенциям в предпринимательстве как результатам обучения в программах предпринимательского образования в магистратуре. Эта уникальная область компетенций имеет решающее значение для успеха в предпринимательской деятельности, но до сих пор недостаточно изучена и классифицирована. В основе современных методов обучения предпринимательству лежит компетентностный подход к изучению профессиональных предпринимательских компетенций, целью которого является последовательное освоение определенного набора необходимых предпринимательских компетенций. В статье анализируются существующие подходы к конкуренции при рассмотрении классификации конкурентных компетенций, относящихся к предпринимательству, а также определено место конкурентных компетенций в составе предпринимательских компетенций. Приведена авторская классификация профессионально значимых предпринимательских компетенций для различных уровней высшего образования (бакалавриат и магистратура), которые должны быть структурированы на профессиональные, общепрофессиональные, универсальные, а также иные (отраслевые, региональные, и др.) компетенции. Определены особенности обучения предпринимательским компетенциям на уровне магистратуры. Рассматривается уникальный опыт по изучению и освоению предпринимательских компетенций на уровне магистратуры и описываются соответствующие методы, позволяющие эффективно освоить конкурентные компетенции в два этапа: сначала - базовые компетенции, а именно компетенции в различных типах, методах и стилях конкурентных действий; компетенции в конкурентном позиционировании; компетенции в менеджменте конкурентных действий; компетенции в соблюдении антимонопольного законодательства; компетенции в выборе и управлении конкурентным статусом, затем - специфические компетенции: в области разработки и реализации конкурентной стратегии и тактики конкуренции.
Ключевые слова: конкурентные компетенции в предпринимательстве; компетенции в области конкурентных взаимодействий, конкурентных действий, конкурентной среды, конкурентного поведения; компетенции менеджмента конкурентных действий; обучение магистров
Для цитирования: Рубин Ю. Б., Леднев М. В., Алексеева Е. В., Можжухин Д. П., Погорелова А. Ю., Потапова О.Н., Пузыня Т.А. Обучение конкурентным компетенциям в магистратуре // Современная конкуренция. 2021. Т. 15. № 1. С. 97-107. Р01: 10.37791/2687-0657-2021-15-1-97-107
Competition competencies study in the master's program
Yu. Rubin1, M. Lednev1, E. Alekseeva1, D. Mozhzhukhin1*, A. Pogorelova1, O. Potapova1, T. Puzynya1
1 Synergy University, Moscow, Russia ' [email protected]
Abstract. This article is devoted to competitive competencies in entrepreneurship as the results of training in the programs of entrepreneurial education in the master's program. This unique area of expertise is critical to success in entrepreneurship, but is still not enough researched and classified. Modern methods of teaching entrepreneurship are based on a competence-based approach to the study of professional entrepreneurial competencies, the purpose of which is to consistently master a certain set of necessary entrepreneurial competencies. The article examines the existing approaches to competition when considering the classification of competitive competencies related to entrepreneurship, and also determines the place of competitive competencies in the composition of entrepreneurial competencies. The author's classification of professionally significant entrepreneurial competencies for various levels of higher education (bachelor's and master's degrees) is given, which should be structured into professional, general professional, universal competencies, as well as other competencies (industry, regional, etc.). The features of teaching entrepreneurial competencies at the master's level are determined. The unique experience of studying and development of entrepreneurial competencies on the graduate level and appropriate methods to effectively develop competitive competence in two stages is described: first, to develop core competencies , namely: competence in various types, methods and styles of competitive actions; competence in competitive positioning; competence in the management of competitive actions; competence in compliance with antitrust laws; competencies in the selection and management of competitive status, and then specific competencies in the development and implementation of competitive strategy and tactics of competition.
Keywords: competencies in entrepreneurship; competencies in the field of competitive
interactions, competitive actions, competitive environment, competitive behavior; competencies of competitive actions management; Master's degree training
For citation: Rubin Yu., Lednev M., Alekseeva E., Mozhzhukhin D., Pogorelova A., Potapova O., Puzynya T. Competition competencies study in the master's program. Sovremennaya konkurentsiya=Journal of Modern Competition, 2021, vol.15, no.1, pp.97-107 (in Russian). DOI: 10.37791/2687-0657-2021-15-1-97-107
Введение
Компетенции в области предпринимательства были предметом многочисленных исследований (например, [1-5]). По данным Сиване Микельмора и Дженнифер Роули, «поиск предпринимательских компетенций для поддержки успеха в бизнесе и роста... сродни поискам Святого Грааля» [6]. Предыдущие исследования описывают, что предприниматели и, более
конкретно, их компетенции, являются центральными для успеха малых и средних организаций.
Одним из основных видов современной деятельности является постоянное обучение на разных уровнях образования (степени бакалавра и магистра, обучение в аспирантуре, профессиональное обучение, тренинги и т. д.). Предыдущие исследования показывают, что успешные предприниматели принимают участие в различных образова-
тельных программах, чтобы развивать компетенции, которые им необходимы. Из этого следует, что компетенции в сфере предпринимательства являются важными и желанными для любого предпринимателя. Тем не менее этой категории компетенций в области предпринимательства до сих пор не уделяется должного внимания в научных исследованиях.
Чтобы заполнить этот пробел в соответствии с концептуальным пониманием предпринимательства как процесса реальной предпринимательской деятельности и практико-ориентированного подхода, в данном исследовании будут проанализированы компетенции в области предпринимательства по четырем категориям - профессиональные, общепрофессиональные, универсальные и специальные - с последующим обсуждением того, каким образом они могут быть реализованы.
Полученные результаты анализа конкурентных компетенций и методов их формирования на уровне магистратуры были положены в основу разработки профессиональной компетентностной модели практико-ори-ентированного обучения по программам непрерывного предпринимательского образования и проектирования матриц компетенций как планируемых результатов обучения в системе непрерывного предпринимательского образования с целью реализации мероприятий федерального инновационного образовательного проекта «Модель инновационной системы непрерывного предпринимательского образования в образовательной организации высшего образования Российской Федерации».
Методология
Предмет исследования обусловил необходимость использования комбинации нескольких методов. Основным методом исследования выступил компетентностный подход к изучению профессиональных предпринимательских компетенций, кото-
рый способствовал структуризации и выделению конкурентных компетенций в составе компетенций предпринимателей.
В процессе проведения исследования применялись такие научные методы, как анализ, нацеленный на изучение предмета через разделение научного контента, а именно разделение предпринимательских компетенций и выделение в них конкурентных; анализ компетенций с точки зрения уровня образования, на котором они должны быть сформированы; синтез при определении базовых конкурентных компетенций; метод целепо-лагания, который использовался при оценке целей и результатов обучения предпринимательству на уровне магистратуры.
Практический подход применялся в качестве методологического инструмента к изучению методов обучения конкурентным компетенциям в магистратуре.
Обзор литературы
Термины «компетенции», а также «компетентность» и «компетенция» [7] обычно употребляются в различных значениях. Как правило, компетенция рассматривается как поведение, когда человек демонстрирует компетенции в качестве минимальных стандартов производительности. Так, есть разница между компетентностью как аспектом работы, которую работник может выполнят, и компетентностью, означающей поведение человека как основу квалифицированной работы. Иногда термин «компетентность» используется в качестве эквивалента термина «компетенция», что неправильно [8].
Понятие «предпринимательские компетенции» находит свое отражение не только в публикациях, относящихся к компетенциям, но и в литературе, посвященной предпринимательству [6] и предпринимательскому образованию.
Авторы предлагают различные подходы к предпринимательским компетенциям.
Например, Моррис [9] обнаружил две большие группы компетенций: управлен-
ческую и предпринимательскую. Он окончательно определил 13 основных предпринимательских компетенций, таких как возможность признания, возможность оценки, управление рисками, передача объективного видения, упорство, творческий подход к решению проблем, эффективное использование ресурсов, партизанские навыки, оценочная деятельность, адаптация, жизнестойкость, самоэффективность, создание и развитие организаций. Man и др. [10], опираясь на литературу, разделил все предпринимательские компетенции на 6 областей: возможности, отношения, концептуальные, организационные, стратегические, commitment (обязательства) competencies.
Mitchelmore and Rowley [6] обобщают ключевые компетенции и предпринимательские компетенции организаций, разделенные разными авторами на четыре группы: предпринимательские компетенции, бизнес-компетенции и менеджерские компетенции, компетенции в области управления человеческими ресурсами, концептуальные компетенции и компетенции в области коммуникаций.
В ранее опубликованной статье [11, 12] авторы сформировали структуру конкурентных компетенций в предпринимательстве, выделив профессиональные компетенции в исполнении конкурентных действий и в управлении ими.
Классификация конкурентных компетенций в предпринимательстве
Для современных дискуссий на тему содержания предпринимательства характерно чрезвычайное разнообразие его толкований - от совокупности психологических характеристик людей (способности, личностные качества, полезные для занятия предпринимательством) до макроэкономических обобщений, в которых предпринимательство рассматривается лишь как определенное дополнение к различным направлениям деятельности человека. Подобный
взгляд лет 20-30 назад еще применялся при характеристике места и роли менеджмента в современном мире - менеджмент рассматривали лишь как дополнение к профессиональной деятельности людей.
Предпринимательская профессия сосуществует наряду с другими профессиями людей. Для того чтобы жизнь двигалась вперед, а экономика развивалась, определенная категория людей непременно должна профессионально создавать и вести бизнес по производству и продаже товаров, оказанию услуг, выполнению работ [13].
Стандартными профессиональными функциями, отличающими предпринимательство от других профессий, являются создание собственного бизнеса, его ведение, развитие, а также прекращение [14]. Поэтому предпринимательство не может быть сведено к разновидности менеджмента. Следовательно, обучение предпринимательству не может лишь воспроизводить паттерны обучения менеджменту. В его основе должны быть паттерны профессионального обучения предпринимательству.
При подготовке образовательных программ в университетах целесообразно разграничивать предпринимательские компетенции, которые должны быть сформированы на уровне программ бакалавриата и магистратуры. Область профессиональной деятельности выпускников программы обучения предпринимательству в бакалавриате могла бы охватывать:
• создание, ведение, развитие, прекращение предпринимательской деятельности на российском национальном, локальном, местном и международном рынках товаров, работ, услуг;
• обеспечение производства и реализации новых ценностей для удовлетворения потребностей общества и граждан;
• создание, использование и развитие рабочих мест для вовлечения людей в профессиональную трудовую деятельность;
• обеспечение доходных частей федерального, местного и иных бюджетов, а так-
же социальных фондов за счет уплаты налогов и иных обязательных платежей;
• обеспечение доходов участников бизнес-проектов: нанятых сотрудников и самих предпринимателей.
При этом обучение в магистратуре как более высокий уровень образования могло бы охватывать более специфические знания, о которых речь пойдет ниже.
В отличие от большинства стран Россия придерживается представлений о стандартизации как о наилучшем способе классификации компетенций. Для этого применяются профессиональные и образовательные стандарты. В российских государственных образовательных стандартах, которые предписывают университетам и колледжам, чему следует обучать студентов, указано, какие профессиональные знания и навыки им следует приобрести в процессе подготовки к профессиональной работе. Однако в России нет профессиональных и образовательных стандартов в области предпринимательства.
Структура конкурентных компетенций в магистратуре
Выпускник программы обучения предпринимательству в магистратуре может достичь успеха в предпринимательской деятельности только тогда, когда он знает, как устроен современный добросовестный бизнес, понимает логику профессиональных действий и профессиональных отношений, которые возникают в процессе ведения дел, умеет выполнять эти действия и владеет необходимым инструментарием для их выполнения. Квалифицированный предприниматель не может и не должен попадать в положение, когда он знает, «как делать бизнес», но не может добиться результатов, потому что не умеет или не понимает, «как этот бизнес делают другие».
Его компетенции могут быть структурированы на профессиональные, общепрофессиональные, универсальные, а также иные
(отраслевые, региональные и др.) компетенции. Блок профессиональных компетенций при этом должны составить предпринимательские компетенции [15]. Эти компетенции также могут рассматриваться как входящие в число важных компетенций и других выпускников вузов, независимо от профиля их обучения.
При этом необходимо учитывать особенности обучения в магистратуре:
• различный начальный уровень обучающихся (магистры могли проходить обучение в бакалавриате в разных вузах и по разным программам подготовки);
• более высокие требования к уровню получаемых компетенций, знаний, умений и навыков;
• короткий срок обучения.
Разница в начальном уровне обучения магистров формирует необходимость повторения базовых понятий теории конкуренции, которым их могли не обучать в бакалавриате в силу различия в образовательных программах в разных вузах.
Среди профессионально значимых компетенций предпринимателя важное место занимают конкурентные компетенции.
Конкуренция является естественной частью предпринимательства. Отстаивание собственных интересов в бизнесе является одной из важнейших задач для каждого предпринимателя, поэтому важно определить, какие соответствующие компетенции относятся к процессу конкуренции. Конкурентные компетенции могут проявляться на любой стадии ведения бизнеса. Поскольку конкуренция является важнейшей предпринимательской функцией, авторы данной статьи используют конкурентный подход к изучению предпринимательства, его характера и необходимых предпринимательских компетенций с точки зрения процессов конкуренции.
Компетенции в сфере конкуренции обычно не включаются в предпринимательские компетенции. В данной статье приводятся аргументы в пользу того, что это должно
быть сделано, т. к. успех в процессе конкуренции является критически важным для любого предпринимателя, и для этого требуются специальные компетенции. Помимо знаний предприниматель должен обладать пониманием логики ведения профессиональной деятельности и отношений, которые возникают в процессе ведения любого вида бизнеса.
В соответствии с хорошо известными концепциями конкуренции [16-18] в сфере конкуренции существуют профессиональные компетенции, которые помогают выбирать подходящие конкурентные действия и стратегии, оценивать собственную конкурентную позицию, принимать решение, применить или нет конкурентные маневры и хитрости.
В процессе исследования важных для предпринимателей компетенций респонденты поставили конкурентные компетенции на одно из первых мест [19]. Это подтверждает утверждение авторов данной статьи о том, что участие в процессе конкуренции жизненно важно для предпринимателя и требует обязательных компетенций в этой области.
В статье компетенции в этой области определяются как «предпринимательские компетенции в области конкурентных действий», или кратко «конкурентные компетенции».
Разным типам, методам и стилям конкурентных действий, как уже было отмечено, должны соответствовать определенные компетенции. Эти компетенции относятся к основным аспектам конкуренции на протяжении всего жизненного цикла компании [16, 20-22]. Например, это компетенции в конкурентном позиционировании; менеджменте конкурентных действий на стратегическом, тактическом и ситуационных уровнях в рамках местного, национального, мирового и глобального рынков; в разработке конкретных стратегий; в проведении конкурентного анализа; в соблюдении антимонопольного законодательства; в выборе и управлении конкурентным статусом.
Компетенции в различных типах, методах и стилях конкурентных действий связаны с навыками выполнения уместных, актуальных и своевременных конкурентных действий в процессе конкуренции. Их наличие позволяет предпринимателю правильно выбирать, эффективно проводить и оценивать результаты различных конкурентных действий.
Компетенции в конкурентном позиционировании позволяют оценивать и управлять конкурентной позицией компании по отношению к другим участникам рынка.
Компетенции в менеджменте конкурентных действий помогают предпринимателю успешно реализовывать разные конкурентные действий и контролировать этот процесс, в чем и проявляется конкурентный подход компании. Процесс конкуренции управляется на трех уровнях: стратегическом, тактическом и ситуационном. Каждый уровень имеет свои особенности и требует отдельных компетенций.
Компетенции в разработке и реализации конкурентной стратегии дают предпринимателю понимание различных возможных конкурентных стратегий, особенностей их реализации и возможных комбинаций [16]. Компетенции в разработке и реализации тактики конкуренции позволяют предпринимателю управлять процессом конкуренции на тактическом уровне с применением различных тактических моделей.
Компетенции в проведении конкурентного анализа позволяют оценивать как собственный конкурентных потенциал, так и потенциал конкурентов и других представителей окружения с использованием различных аналитических инструментов.
Компетенции в соблюдении антимонопольного законодательства позволяют предпринимателю соблюдать законы и предугадывать различные возможные действия государственных органов в его сфере бизнеса.
Компетенции в выборе и управлении конкурентным статусом позволяют предприни-
мателям определять их статус в конкурентной среде (лидер, середняк, претендент на лидерство, аутсайдер, дебютант и т. п.) и предпринимать соответствующие конкурентные действия.
Методы обучения конкурентным компетенциям в магистратуре
Исходя из обозначенных выше особенностей обучения в магистратуре, необходимо определить специфику обучения конкурентным компетенциям на данном уровне образования. Практика Университета «Синергия» показывает, что порядка 70% магистров прошли обучение по программам бакалавриата в других вузах, и, соответственно, у них неодинаковый уровень знаний в области конкуренции. Таким образом, одной из задач обучения конкурентным компетенциям в магистратуре является приведение знаний обучающихся к единому знаменателю на начальном этапе обучения. В этой связи сначала необходимо сформировать у них базовые конкурентные компетенции, а именно:
• компетенции в различных типах, методах и стилях конкурентных действий;
• компетенции в конкурентном позиционировании;
• компетенции в менеджменте конкурентных действий;
• компетенции в соблюдении антимонопольного законодательства;
• компетенции в выборе и управлении конкурентным статусом.
После того как обучающиеся получать необходимые знания, умения и навыки по данным компетенциям, можно переходить к освоению более сложных компетенций, которые направлены именно на уровень магистратуры. Оперируя уже полученными навыками в области конкурентных действий, студенты-магистры должны получить компетенции в области:
• разработки и реализации конкурентной стратегии;
• разработки и реализации тактики конкуренции.
Обучение магистров в Университете «Синергия» выстроено таким образом, что они последовательно изучают 3 учебные дисциплины, направленные на формирование конкурентных компетенций: «Конкурентные стратегии», «Тактика наступления в конкуренции», «Тактика обороны в конкуренции».
Для формирования компетенций применяются следующей формы промежуточного контроля знаний: ситуационный практикум (разбор кейсов) и тестирование.
Дискуссии
Компетенции являются важными предпосылками предпринимательской деятельности и, следовательно, важной частью обучения предпринимательству. Ряд компетенций был определен в данной работе, основываясь на определенной концепции предпринимательства. Этот список компетенций в предпринимательской деятельности может быть неполным. С другой стороны, он может быть слишком подробным. Это зависит от уровня рассмотрения процесса. Данный вопрос должен быть рассмотрен и обсужден в более широком смысле, и в дальнейшем должна быть разработана классификация конкурентных компетенций.
Еще одним важным вопросом является определение наиболее эффективных средств и методов развития компетенций в области предпринимательства. Различные компетенции формируются благодаря соотношению академических классов, практико-ориенти-рованных тренингов и имитационных игр, индивидуальных занятий с наставниками (или репетиторами) и обязательных предпринимательских практик (т. е. прохождения практики в действующих компаниях), которые могут быть включены в учебную программу [23]. Соответственно, университетам приходится создавать сложную инфраструктуру обучения предпринимательству и соблюдать приемлемые пропорции видов учебных занятий.
Наши наиболее открытые вопросы связаны с технологиями преподавания. Какие учебные курсы должны быть изучены на уровне бакалавриата? Как образовательный процесс будет организован и доступен?
Требования к преподавателям и другим сотрудникам должны быть также проанализированы на основе приращения результатов в практику.
Заключение
В данной статье исследована связь между процессом предпринимательской деятельности и компетенций в области предпринимательства. Изучение природы компетенций в области предпринимательства позволило разработать систему компетенций для успешного предпринимателя, которая была апробирована на практике.
В этой статье рассматриваются различные подходы и классификации компетенций в области предпринимательства. В качестве примера исследован процесс конкурсного
отбора и формы предпринимательской участия в нем, изучены различные типы, виды, методы и стили конкурентных действий в качестве основы для конкуренции. Учитывая это, было выделено несколько типов конкурентных компетенций, охватывающих все основные моменты и аспекты конкуренции в конкурентной среде.
Один вопрос, который возник в процессе изучения компетенций в области предпринимательства, - это отдельная классификация: как они могут быть разработаны? Данная статья фокусируется на формальном обучении как наиболее быстром и эффективном способе для предпринимателей получить конкурентные компетенции в области предпринимательства. Она также определяет конкретные пункты для обучения предпринимательству на программах магистратуры.
Определенные выводы, сделанные в данной статье, могли бы внести свой вклад в теорию предпринимательства и быть практически использованы в будущих исследованиях, а также в учебном процессе.
Список литературы
1. Morris M., Kaplan J. Entrepreneurial (versus managerial) competencies as drivers of entrepreneurship education // Annals of Entrepreneurship Education and Pedagogy - 2014: In association with the United States association
for small business and entrepreneurship (USASBE). Edward Elgar Publishing Limited, 2014. P. 134-151. DOI: 10.4337/9781783471454.00014.
2. Baron R. A. & Markman G. D. Beyond social capital: the role of entrepreneurs' social competence in their financial success // Journal of Business Venturing. 2003. Vol. 18. No. 1. P. 41-60. DOI: 10.1016/S0883-9026(00)00069-0.
3. Man T. W. Y, Lau T. & Snape E. Entrepreneurial competencies and the performance of small and medium enterprises: An investigation through a framework of competitiveness // Journal of Small Business and Entrepreneurship. 2008. Vol. 21. No. 3. P. 257-276. DOI: 10.1080/08276331.2008.10593424.
4. Rauch A, Frese M. Let's put the person back into entrepreneurship research: a meta-analysis on the relationship between business owners' personality traits, business creation, and success // European Journal of Work and Organizational Psychology. 2007. Vol. 16. No. 4. P. 353-385. DOI: 10.1080/13594320701595438.
5. Robles L, Zarraga-Rodriguez M. Key competencies for entrepreneurship // Procedia Economics and Finance. 2015. Vol. 23. P. 828-832. DOI: 10.1016/S2212-5671(15)00389-5.
6. Mitchelmore S, Rowley J. Entrepreneurial competencies: a literature review and development agenda // International Journal of Entrepreneurial Behaviour & Research. 2010. Vol. 16. No. 2. P. 92-111.
DOI: 10.1108/13552551011026995.
7. Hoffmann T. The meanings of competency // Journal of European Industrial Training. 1999. Vol. 23. No. 6. P. 275286. DOI: 10.1108/03090599910284650.
8. Teodorescu T. Competence versus competency: What is the difference? // Performance Improvement. 2006. Vol. 45. No. 10. P. 27-30. DOI: 10.1002/pfi.4930451027.
9. Morris M. H., Webb J. W., Fu J. & Singhal S. A competency-based perspective on entrepreneurship education: conceptual and empirical insights // Journal of Small Business Management. 2013. Vol. 15. No. 3. P. 352-369. DOI: 10.1111/jsbm.12023.
10. Man T. W. Y, Lau T, Chan K.F. The competitiveness of small and medium enterprises: A conceptualization with focus on entrepreneurial competencies // Journal of Business Venturing. 2002. Vol. 17. No. 2. P. 123-142. DOI: 10.1016/S0883-9026(00)00058-6.
11. Рубин Ю.Б. О конструктивной теории конкуренции в предпринимательстве // Современная конкуренция. 2017. Т. 15. № 5 (65). С.114-129.
12. Rubin Y, Lednev M. & Mozhzhukhin D. Competition competencies as learning outcomes in bachelor's degree entrepreneurship programs // Journal of Entrepreneurship Education. 2019. Vol. 22. No. 6. - 9 p.
13. Krupenkov V. V, Mikhailovich R.N., Valerievna G. Y, Victorovna D. M, Petrovna I. S, Nikolaevich L.A, Vladimirovna G. O, Viktorovna C. E. Development of small and medium trade enterprises in Russia and monotowns and worldwide in the digital economy // International Journal of Economic Research. 2017. Vol. 14.
No. 15. P. 341-352.
14. Рубин Ю.Б. Теория предпринимательства: пространство функционального подхода // Современная конкуренция. 2018. Т. 12. № 1 (67). С. 83-103.
15. Rubin Yu, Lednev M, Mozhzhukhin D. Entrepreneurship education in action: a matrix of competencies for
a bachelor's degree program // Annals of Entrepreneurship Education and Pedagogy: In Association with the United States Association for Small Business and Entrepreneurship (USASBE). Northampton, MA: Edward Elgar Publishing Limited, 2018b. P. 187-202. DOI: 10.4337/9781788114950.
16. Porter M. E. Competitive Strategy: Techniques for Analyzing Industries and Competitors. - New York: The Free Press, 1980. - 397 p.
17. Porter M. E. Competitive Advantage: Creating and Sustaining Superior Performance. - New York: The Free Press, 1985. - 592 p.
18. Porter M. E. Competition in Global Industries. - Boston: Harvard Business School Press, 1986. - 250 p.
19. Паникарова С., Иванова А, Рубин Ю., Матвиенко Д., Шишкина Д., Полбитцын С. Лучшие практики обучения предпринимательству: возможности использования в России // Материалы Международной конференции «Формирование профессиональных предпринимательских компетенций молодежи в процессе обучения предпринимательству». - М.: Московский финансово-промышленный Университет «Синергия», 2014.
С. 26-37.
20. Рубин Ю.Б. Дискуссионные вопросы современной теории конкуренции // Современная конкуренция. 2010. № 3 (21). C. 38-67.
21. Рубин Ю.Б. Формирование компетенций в сфере предпринимательства на образовательном пространстве бакалавариата // Высшее образование в России. 2016. № 1. С. 7-21.
22. Рубин Ю.Б. Образовательная программа по предпринимательству в бакалавриате и условия ее реализации // Высшее образование в России. 2016. № 2. С. 15-27.
23. UrintsovA.I., Dik V. V, Kameneva N. A., Makarenkova Y. V. Information society as an environment for creating new knowledge // Naukovyi Visnyk Natsionalnoho Hirnychoho Universytetu. 2014. No. 4. P. 113-120.
Сведения об авторах
Рубин Юрий Борисович, ORCID 0000-0002-1983-3526, чл.-корр. РАО, докт. экон. наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ; президент, заведующий кафедрой теории и практики конкуренции, Университет «Синергия»; президент, Российская ассоциация обучения предпринимательству; Москва, Россия, [email protected]
Леднев Михаил Владимирович, ORCID 0000-0002-9422-6099, канд. экон. наук, доцент, кафедра теории и практики конкуренции, Университет «Синергия», Москва, Россия, [email protected]
Алексеева Елена Валентиновна, ORCID 0000-0002-4505-3638, директор Студии предпринимательства, Университет «Синергия», Москва, Россия, [email protected]
МожжухинДанила Петрович, ORCID 0000-0001-8742-0769, старший преподаватель, кафедра теории и практики конкуренции, Университет «Синергия»; исполнительный директор Национальной ассоциации обучения предпринимательству; Москва, Россия, [email protected]
Погорелова Анна Юрьевна, ORCID 0000-0001-8364-8395, преподаватель, кафедра теории и практики конкуренции, Университет «Синергия», Москва, Россия, [email protected]
Потапова Ольга Николаевна, ORCID 0000-0003-2376-8461, канд. экон. наук, доцент, кафедра теории и практики конкуренции, Университет «Синергия», Москва, Россия, [email protected]
Пузыня Татьяна Алексеевна, ORCID 0000-0003-0668-0804, канд. экон. наук, доцент, кафедра теории и практики конкуренции, Университет «Синергия», Москва, Россия, [email protected]
Поддержка исследований
Статья подготовлена в рамках Федерального инновационного образовательного проекта «Модель инновационной системы непрерывного предпринимательского образования в образовательной организации высшего образования Российской Федерации» федеральной инновационной площадки на базе Университета «Синергия».
Статья поступила 16.11.2020, рассмотрена 15.12.2020, принята 20.01.2021 References
1. Morris M., Kaplan J. Entrepreneurial (versus managerial) competencies as drivers of entrepreneurship education. Annals of Entrepreneurship Education and Pedagogy - 2014: In association with the United States association for small business and entrepreneurship (USASBE). Edward Elgar Publishing Limited, 2014, p.134-151. DOI: 10.4337/9781783471454.00014.
2. Baron R. A. & Markman G. D. Beyond social capital: the role of entrepreneurs' social competence in their financial success. Journal of Business Venturing, 2003, vol.18, no.1, pp.41-60. DOI: 10.1016/S0883-9026(00)00069-0.
3. Man T. W. Y., Lau T. & Snape E. Entrepreneurial competencies and the performance of small and medium enterprises: An investigation through a framework of competitiveness. Journal of Small Business and Entrepreneurship, 2008, vol.21, no.3, pp.257-276. DOI: 10.1080/08276331.2008.10593424.
4. Rauch A., Frese M. Let's put the person back into entrepreneurship research: a meta-analysis on the relationship between business owners' personality traits, business creation, and success. European Journal of Work and Organizational Psychology, 2007, vol.16, no.4, pp.353-385. DOI: 10.1080/13594320701595438.
5. Robles L., Zarraga-Rodriguez M. Key competencies for entrepreneurship. Procedia Economics and Finance, 2015, vol.23, pp.828-832. DOI: 10.1016/S2212-5671(15)00389-5.
6. Mitchelmore, S., Rowley, J. Entrepreneurial competencies: a literature review and development agenda. International Journal of Entrepreneurial Behaviour & Research, 2010, vol.16, no.2, pp.92-111. DOI: 10.1108/13552551011026995.
7. Hoffmann T. The meanings of competency. Journal of European Industrial Training, 1999, vol.23, no.6, pp.275-286. DOI: 10.1108/03090599910284650.
8. Teodorescu T. Competence versus competency: What is the difference? Performance Improvement, 2006, vol.45, no.10, pp.27-30. DOI: 10.1002/pfi.4930451027.
9. Morris M. H., Webb J. W., Fu J. & Singhal S. A competency-based perspective on entrepreneurship education: conceptual and empirical insights. Journal of Small Business Management, 2013, vol.15, no.3, pp.352-369. DOI: 10.1111/jsbm.12023.
10. Man T. W. Y., Lau T., Chan K. F. The competitiveness of small and medium enterprises: A conceptualization with focus on entrepreneurial competencies. Journal of Business Venturing, 2002, vol.17, no.2, pp.123-142. DOI: 10.1016/S0883-9026(00)00058-6.
11. Rubin Yu. About the constructive theory of competition in entrepreneurship. Sovremennaya konkurentsiya=Journal of Modern Competition, 2017, vol.15, no.5(71), pp.114-129 (in Russian).
12. Rubin Y., Lednev M. & Mozhzhukhin D. Competition competencies as learning outcomes in bachelor's degree entrepreneurship programs. Journal of Entrepreneurship Education, 2019, vol.22, no.6, 9 p.
13. Krupenkov V. V., Mikhailovich R. N., Valerievna G. Y., Victorovna D. M., Petrovna I. S., Nikolaevich L. A., Vladimirovna G. O., Viktorovna C. E. Development of small and medium trade enterprises in Russia and monotowns and worldwide in the digital economy. International Journal of Economic Research, 2017, vol.14, no.15, pp.341-352.
14. Rubin Yu. Entrepreneurship theory: space of functional approach. Sovremennaya konkurentsiya=Journal of Modern Competition, 2018a, vol.12, no.1(67), pp.83-103 (in Russian).
15. Rubin Yu., Lednev M., Mozhzhukhin D. Entrepreneurship education in action: a matrix of competencies for
a bachelor's degree program. Annals of Entrepreneurship Education and Pedagogy: In Association with the United States Association for Small Business and Entrepreneurship (USASBE). Northampton, MA, Edward Elgar Publishing Limited, 2018b, pp.187-202. DOI: 10.4337/9781788114950.
16. Porter M. E. Competitive Strategy: Techniques for Analyzing Industries and Competitors. New York, The Free Press, 1980, 397 p.
17. Porter M. E. Competitive Advantage: Creating and Sustaining Superior Performance. New York, The Free Press, 1985, 592 p.
18. Porter M. E. Competition in Global Industries. Boston, Harvard Business School Press, 1986, 250 p.
19. Panikarova S., Ivanova A., Rubin Yu., Matvienko D., Shishkin D., Polbitsin S. Luchshie praktiki obucheniya predprinimatel'stvu_vozmojnosti ispol'zovaniya v Rossii [The Best Practices of Entrepreneurship Education: the Possibility of Using in Russia]. Materialy Mezhdunarodnoi konferentsii «Formirovanie professional'nykh predprinimatel'skikh kompetentsii molodezhi vprotsesse obucheniya predprinimatel'stvu» [Proceedings of the International Conference "The Formation of Professional Entrepreneurial Competencies of Young People in the Process of Entrepreneurship Education"]. Moscow, Moscow University of Industry and Finance "Synergy", 2014, pp.26-37.
20. Rubin Yu. B. Discussion questions of modern competition theory. Sovremennaya konkurentsiya=Journal of Modern Competition, 2010, no.3(21), pp.38-67 (in Russian).
21. Rubin Yu. B. Creation of graduates' entrepreneurial competencies within the educational area of baccalaureate. Vysshee obrazovanie vRossii=Higher Education in Russia, 2016a, no.1, pp.7-21 (in Russian).
22. Rubin Yu. B. Educational Programs in Entrepreneurship for Bachelor Degree Students and Requirements to Their Implementation. Vysshee obrazovanie vRossii=Higher Education in Russia, 2016b, no.2, pp.15-27 (in Russian).
23. Urintsov A. I., Dik V. V., Kameneva N. A., Makarenkova Y. V. Information society as an environment for creating new knowledge. Naukovyi Visnyk Natsionalnoho Hirnychoho Universytetu, 2014, no.4, pp.113-120.
About the authors
Yury B. Rubin, ORCID 0000-0002-1983-3526, Corresponding Member of the Russian Education Academy, Dr. Sci. (Econ.), Professor, Honored Worker of Higher Education of the Russian Federation; President, Head of Theory and Practice of Competition Department; President, Russian Association for Entrepreneurship Education; Moscow, Russia, [email protected]
Michail V. Lednev, ORCID 0000-0002-9422-6099, Cand. Sci. (Econ.), Associate Professor, Theory and Practice of Competition Department, Synergy University, Moscow, Russia, [email protected]
Elena V. Alekseeva, ORCID 0000-0002-4505-3638, Director of Entrepreneurship Studio, Synergy University, Moscow, Russia, [email protected]
Danila P. Mozhzhukhin, ORCID 0000-0001-8742-0769, Senior Lecturer, Theory and Practice of Competition Department, Synergy University; CEO, Russian Association for Entrepreneurship Education, Moscow, Russia, [email protected]
Anna Yu. Pogorelova, ORCID 0000-0001-8364-8395, Lecturer, Theory and Practice of Competition Department, Synergy University, Moscow, Russia, [email protected]
Olga N. Potapova, ORCID 0000-0003-2376-8461, Cand. Sci. (Econ.), Associate Professor, Theory and Practice of Competition Department, Synergy University, Moscow, Russia, [email protected]
Tatiana A. Puzynya, ORCID 0000-0003-0668-0804, Cand. Sci. (Econ.), Associate Professor, Theory and Practice of Competition Department, Synergy University, Moscow, Russia, [email protected]
Acknowledgements
The article was prepared within the framework of the Federal innovative educational project "Model of an innovative system of continuous entrepreneurial education in the educational organization of higher education in the Russian Federation" on the federal innovation platform, based in the Synergy University.
Received 16.11.2020, reviewed 15.12.2020, accepted 20.01.2021