Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ В БАКАЛАВРИАТЕ'

ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ В БАКАЛАВРИАТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рубин Юрий Борисович, Потапова Ольга Николаевна, Алексеева Елена Валентиновна, Леднев Михаил Владимирович, Можжухин Данила Петрович

Работа в неблагоприятных экономических условиях, в конкурентной среде требует от социального предпринимателя постоянного совершенствования и развития. Жизненно необходимым для предпринимателей становится приобретение новых знаний и освоение профессиональных навыков. Следует признать, что вопросы обучения социальному предпринимательству - это сравнительно новое направление научных и практических исследований. Вместе с тем в мировой практике уже накоплен богатый опыт реализации образовательных программ в сфере обучения социальному предпринимательству. Систематизации представлений о ключевых подходах к обучению социальному предпринимательству в бакалавриате, к разработке основных блоков контента специальных учебных курсов посвящена данная статья. Авторами обосновано, что опыт разработки таких программ в России соответствует общемировым тенденциям. В статье рассматриваются основные подходы к формированию образовательной предпринимательской программы в бакалавриате со спецификой в области обучения социальному предпринимательству. Формализуются ее составляющие, включая тематический план, компетенции, методы, формы обучения и контроля. Для ознакомления читателей с опытом обучения бакалавров социальному предпринимательству в статье подробно рассмотрена профессиональная образовательная программа «Основы социального предпринимательства», реализуемая в Московском финансово-промышленном университете «Синергия». Проведенное исследование по проблеме обучения социальному предпринимательству может стать основой последующего изучения специфики получения знаний об управлении социальным предприятием в России и других странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рубин Юрий Борисович, Потапова Ольга Николаевна, Алексеева Елена Валентиновна, Леднев Михаил Владимирович, Можжухин Данила Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HOW TO TEACH SOCIAL ENTREPRENEURSHIP WITHIN BACHELOR DEGREE UNIVERSITY PROGRAM

Working in unfavorable economic conditions, in a competitive environment, requires constant improvement and development from a social entrepreneur. It is vital for entrepreneurs to acquire new knowledge and master professional skills. It should be recognized that the issues of teaching social entrepreneurship are a relatively new area of scientific and practical research. At the same time, the world practice has already accumulated a wealth of experience in implementing educational programs in the field of teaching social entrepreneurship. This article is devoted to the systematization of ideas about the key approaches to teaching social entrepreneurship in the bachelor's degree, to the development of the main content blocks of special training courses. The authors prove that the experience of developing such programs in Russia corresponds to global trends. The article deals with the main approaches to the formation of an educational entrepreneurial program in the bachelor's degree with the specifics in the field of training in social entrepreneurship. Its components are formalized, including the thematic plan, competencies, methods, forms of training and control. To familiarize readers with the experience of teaching bachelors in social entrepreneurship, the article describes in detail the professional educational program "Fundamentals of Social Entrepreneurship", implemented at the Moscow Financial and Industrial University "Synergy". The conducted research on the problem of teaching social entrepreneurship can become the basis for further study of the specifics of obtaining knowledge about the management of social enterprises in Russia and other countries.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ В БАКАЛАВРИАТЕ»

DOI: 10.37791/2687-0657-2021-15-2-101-122

Вопросы обучения социальному предпринимательству в бакалавриате

Ю. Б. Рубин1, О. Н. Потапова1, Е. В. Алексеева1, М. В. Леднев1, Д. П. Можжухин1*, А. Ю. Погорелова1, Т. А. Пузыня1

1 Университет «Синергия», Москва, Россия ' dmozhzhukhin@synergy.ru

Аннотация. Работа в неблагоприятных экономических условиях, в конкурентной среде требует от социального предпринимателя постоянного совершенствования и развития. Жизненно необходимым для предпринимателей становится приобретение новых знаний и освоение профессиональных навыков. Следует признать, что вопросы обучения социальному предпринимательству - это сравнительно новое направление научных и практических исследований. Вместе с тем в мировой практике уже накоплен богатый опыт реализации образовательных программ в сфере обучения социальному предпринимательству. Систематизации представлений о ключевых подходах к обучению социальному предпринимательству в бакалавриате, к разработке основных блоков контента специальных учебных курсов посвящена данная статья. Авторами обосновано, что опыт разработки таких программ в России соответствует общемировым тенденциям. В статье рассматриваются основные подходы к формированию образовательной предпринимательской программы в бакалавриате со спецификой в области обучения социальному предпринимательству. Формализуются ее составляющие, включая тематический план, компетенции, методы, формы обучения и контроля. Для ознакомления читателей с опытом обучения бакалавров социальному предпринимательству в статье подробно рассмотрена профессиональная образовательная программа «Основы социального предпринимательства», реализуемая в Московском финансово-промышленном университете «Синергия». Проведенное исследование по проблеме обучения социальному предпринимательству может стать основой последующего изучения специфики получения знаний об управлении социальным предприятием в России и других странах.

Ключевые слова: предпринимательство, социальное предпринимательство, предпринимательские компетенции, компетентностный подход, предпринимательское образование, обучение социальному предпринимательству

Для цитирования: Рубин Ю. Б., Потапова О. Н, Алексеева Е. В., Леднев М. В., Можжухин Д. П., Погорелова А. Ю., Пузыня Т.А. Вопросы обучения социальному предпринимательству в бакалавриате // Современная конкуренция. 2021. Т. 15. № 2. С. 101-122. DOI: 10.37791/2687-0657-2021-15-2-101-122

How to teach social entrepreneurship within bachelor degree university program

Yu. Rubin1, O. Potapova1, E. Alekseeva1, M. Lednev1, D. Mozhzhukhin1*, A. Pogorelova1, T. Puzynya1

1 Synergy University, Moscow, Russia ' dmozhzhukhin@synergy.ru

Abstract. Working in unfavorable economic conditions, in a competitive environment, requires constant improvement and development from a social entrepreneur. It is vital for entrepreneurs to acquire new knowledge and master professional skills. It should be recognized that the issues of teaching social entrepreneurship are a relatively new area of scientific and practical research. At the same time, the world practice has already accumulated a wealth of experience in implementing educational programs in the field of teaching social entrepreneurship. This article is devoted to the systematization of ideas about the key approaches to teaching social entrepreneurship in the bachelor's degree, to the development of the main content blocks of special training courses. The authors prove that the experience of developing such programs in Russia corresponds to global trends. The article deals with the main approaches to the formation of an educational entrepreneurial program in the bachelor's degree with the specifics in the field of training in social entrepreneurship. Its components are formalized, including the thematic plan, competencies, methods, forms of training and control. To familiarize readers with the experience of teaching bachelors in social entrepreneurship, the article describes in detail the professional educational program "Fundamentals of Social Entrepreneurship", implemented at the Moscow Financial and Industrial University "Synergy". The conducted research on the problem of teaching social entrepreneurship can become the basis for further study of the specifics of obtaining knowledge about the management of social enterprises in Russia and other countries.

Keywords: entrepreneurship, social entrepreneurship, entrepreneurial competencies, competence approach, entrepreneurial education, training in social entrepreneurship

For citation: Rubin Yu., Potapova O., Alekseeva E., Lednev M., Mozhzhukhin D., Pogorelova A., Puzynya T. How to teach social entrepreneurship within bachelor degree university program. Sovremennaya konkurentsiya=Journal of Modern Competition, 2021, vol.15, no.2, pp.101-122 (in Russian). DOI: 10.37791/2687-0657-2021-15-2-101-122

Введение

В мировой и российской практике накоплен определенный опыт становления и развития образовательных программ в сфере обучения социальному предпринимательству. Социальное предпринимательство как относительно новый, перспективный сектор российской экономики и институт социализации бизнеса получило в России широкое распространение, как и во всем мире. Тиражируемость опыта, изначально заложенная в концепции социального предпринимательства, позволяет быстро и эффективно расширять число предприятий. Этот процесс

сопровождается повышением компетентности социальных предпринимателей, их профессиональным ростом.

В большинстве своем те, кто решается посвятить себя этому направлению предпринимательства, - новаторы. Они способны сплотить вокруг себя единомышленников, изыскать необходимые ресурсы для решения социальных проблем, объединить собственные знания с современными технологиями. Здесь предъявляются более высокие требования к соотношению между экономической эффективностью и социальной справедливостью. Социальные предприниматели создают точки роста, вокруг которых

формируются не только новые предприятия, но и особые общественные отношения.

Указанные подходы легли в основу проектирования, апробации и внедрения учебных курсов по социальному предпринимательству в Университете «Синергия» в ходе реализации мероприятий федерального инновационного образовательного проекта «Модель инновационной системы непрерывного предпринимательского образования в образовательной организации высшего образования Российской Федерации».

В статье в систематизированной форме рассматриваются основные блоки контента специальных учебных курсов по социальному предпринимательству в бакалавриате. Цель статьи - ознакомление читателей с опытом Университета «Синергия» в обучении будущих бакалавров социальному предпринимательству.

Методология

В исследовании были использованы следующие методологические подходы: системный, который позволил систематизировать программы обучения социальному предпринимательству; концептуальный, определивший структуру учебного курса по социальному предпринимательству; аспектный, который позволил решить задачи, связанные с формированием компетенций, относящихся к деятельности социального предпринимателя; эмпирический, который был применен при анализе реализуемых программ обучения социальному предпринимательству; прагматический и научный, которые способствовали отражению методов и инструментов обучения социальному предпринимательству.

Также в статье был использован структурный подход, сочетающий анализ, синтез и метод кейс-стади, которые, в силу глубокой недооценки необходимости обучения социальному предпринимательству на уровне бакалавриата, дали возможность выявить причинно-следственные связи в процессе структуризации и исследования учебного

курса «Основы социального предпринимательства» [20].

Особое значение для исследования процесса обучения в сфере социального предпринимательства имеет компетентностный и практико-ориентированный подходы, рассматриваемые в настоящее время как методологическая основа современного образования.

Обзор литературы

Социальное предпринимательство как экономическое явление получило известность в России гораздо позже, чем за рубежом, поэтому и опыт обучения социальному предпринимательству недостаточен по сравнению, например, с программами США, Великобритании, Индии.

Анализу зарубежного опыта организации обучения социальному предпринимательству посвящены работы зарубежных [17; 26, с. 319-323; 30, с. 42-45] и российских [4, с. 84-106; 7] ученых. Отмечается, что программы обучения социальному предпринимательству, существующие в США, Европе, Азии, реализуют не только высшие учебные заведения, но и иные организации, как то: специальные негосударственные организации, например Школа социальных предпринимателей (SSE) в Великобритании. Такие программы могут осуществляться в рамках высшего или дополнительного образования. Также социальное предпринимательство преподается в рамках краткосрочных программ, предназначенных для людей, уже работающих в сфере социального предпринимательства или желающих создать свой бизнес в этой сфере.

В США дисциплина «Социальное предпринимательство» вошла в программы примерно 30 бизнес-школ [14]. Лучшие практики, проблемы и тенденции развития программ обучения, в частности, социальному предпринимательству в колледжах и университетах США широко обсуждаются в научных трудах зарубежных ученых [15, с. 152-155].

Каждое учебное заведение самостоятельно определяет цель такой программы, разрабатывает ее содержание, методы обучения и другие параметры.

За рубежом программы обучения социальному предпринимательству пользуются повышенным спросом. Их преподают в 35 странах мира более 350 профессоров [16]. Отмечается необходимость интегрирования обучения социальному предпринимательству в систему бизнес-образования с учетом его специфики, поскольку для преподавателей бизнес-дисциплин социальное предпринимательство обусловливает и новые возможности, и новую ответственность [19, с. 429]. Данный тезис согласуется с мнением Грегори Диза, впервые выделившего социальное предпринимательство как особую область изучения, характеризуя социальное предпринимательство как применение лучших практик традиционного предпринимательства для реализации социальной миссии и цели [18].

Анализ особенностей программ обучения для разных целевых групп представлен в монографии российских ученых [7]. Кроме потенциальных или действующих социальных предпринимателей, на обучение нередко приглашаются также представители органов власти, которые взаимодействуют с социальными предпринимателями. Каждая организация, реализующая программы обучения социальному предпринимательству, формирует цели, которые должны быть достигнуты в результате обучения. Например, университет Белмонт (США), реализуя программу обучения социальному предпринимательству как профилирующую дисциплину (Sosial Entrapreneurship Major), в качестве цели определяет:

• осознание базовых этических ценностей для бизнеса и для общества и демонстрацию способности ориентироваться на такие ценности при работе в любом качестве, а также осознание своих собственных ценностей и запросов и соотнесение их с целями социального предпринимательства;

• на базе письменных и устных коммуникативных навыков, полученных в рамках общего образования, умение сформировать компетенции в следующих направлениях, необходимых для предпринимательской деятельности: оценка возможностей, создание команды, лидерство, ведение переговоров, использование для достижения социальных целей базовых предпринимательских умений и навыков социальной ответственности (обеспечение ресурсами, планирование, рост, менеджмент, экономика);

• понимание социальной, политической и культурной структуры общества, демонстрация способности применить эти знания для формирования ответственных суждений об этих проблемах и выработки решений, направленных на преодоление таких проблем;

• осознание, каким образом следует сформировать и выполнить план проекта, включая формирование его устойчивости;

• овладение уникальным набором умений, необходимых для того, чтобы руководить проектом в периоды экономического роста и спада.

В РФ обучение социальному предпринимательству проводится в высших учебных заведениях и в специально создаваемых региональных школах обучения социальному предпринимательству.

В отечественных исследованиях особенностей российских программ обучения социальному предпринимательству [1, с. 177-197] отмечается, что обучение социальному предпринимательству формируется как относительно самостоятельное направление развития учебных курсов, модулей и программ, направленных на разную аудиторию и соответствующих ключевым компетенциям разного типа образовательных учреждений. Структура учебных программ и отдельных курсов должна содержать бизнес- и социальную составляющие. Сама методика обучения социальных предпринимателей подразумевает комплексное использование подходов, традиционных для управенческих

и социальных дисциплин, т. е. это должна быть междисциплинарная методика.

Анализ практики преподавания социального предпринимательства показывает, что успешный опыт использования теорий социальной идентичности и самоэффективности способствует развитию у студентов идентичности с социальными предпринимателями и внушению им уверенности в способности привносить в общество позитивные изменения [28, с. 310]; создание и использование концептуальной модели формирования и внедрения образовательных программ в области обучения социальному предпринимательству лежат в основе увязки тем, характерных для обучения управлению некоммерческими организациями и одновременно обучению предпринимательской деятельности [23, с. 479-493]; использование построения социально ориентированного бизнес-плана предполагает широкое применение уже существующих знаний, интересов и амбиций студентов в качестве основного структурного элемента обучения социальному предпринимательству при относительном снижении роли традиционного для бизнес-образования разбора кейсов [25, с. 324-348].

Практически все образовательные программы по социальному предпринимательству в России нацелены на развитие компетенций, необходимых для практической реализации бизнес-проектов с социальной направленностью. Однако, в отличие от международной практики, отечественные программы редко включают курсы и модули по этике бизнеса, развитию гражданских инициатив, глобальным проблемам человечества. По мнению авторов исследования [1, с. 177-197], это можно объяснить не только эффектом «обучения от противного», когда развитие традиционных бизнес-компетенций подчеркнуто выделяется на уровне компетенций решения социальных проблем, характерных в том числе и для НКО, но и спецификой финансирования самих программ. Фонды, оказывающие под-

держку участникам программ в виде грантов и ссуд, выдвигают одним из требований при конкурсном отборе достижение самоокупаемости будущего проекта, а также создание устойчивой бизнес-модели. Этот факт определяет необходимость приобретения социальными предпринимателями соответствующих компетенций. Кроме того, наличие таких компетенции дает социальным предпринимателям конкурентные преимущества на рынке грантов и ссуд со стороны фондов и государственных органов [27].

Формирование компетенций в сфере предпринимательства в образовательном пространстве бакалавриата является предметом наших предшествующих исследований [11, с. 7-21; 9, с. 15-27; 8, с. 5-17].

Интеграция отечественной высшей школы в мировое образовательное пространство приводит к постоянно меняющимся требованиям к подготовке специалистов, не только обладающих качественными профессиональными компетенциями, но и готовых к непрерывному личностному и профессиональному развитию, что может быть достигнуто только путем творческого подхода к организации учебного процесса, сочетанием традиционных и современных методов обучения. Особое значение имеет такой подход в предпринимательском образовании. Он определяется университетами и колледжами как набор формализованного обучения, которое предназначено для информирования, тренировки и подготовки людей, заинтересованных в создании и развитии бизнес-структур, привития им специальных навыков, полезных для того, чтобы стать успешными предпринимателями [12, с. 30-56].

Как средство повышения эффективности обучения предпринимательству, в том числе социальному, в практике преподавания и обучения студентов используются новые формы, методы обучения, включая интерактивные [6, с. 17-23]. Интерактивные технологии - это не просто процесс взаимодействия преподавателя и студента, это новый подход

к организации учебного процесса, новые педагогические технологии погружения в изучение заданной проблематики [29].

Роль компетентностного подхода в обучении социальному предпринимательству

В 2019 году в России введена правовая регламентация нового вида деятельности малого и среднего предпринимательства под названием «социальное предпринимательство».

Закреплена законодательно и деятельность социального предприятия. По оценке экспертов, в России насчитывается порядка 70 тысяч предприятий, потенциально соответствующих критериям социального предприятия, перечень которых с 2020 года появился в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.

Социальное предпринимательство - растущий сектор нашей экономики и социальной сферы. Оно стремительно развивается, осваивает новые ниши и направления, становится более сложным по структуре. При этом предпринимателям приходится работать в неблагоприятных экономических условиях, в конкурентной среде. Эти вызовы требуют от социального предпринимателя постоянного совершенствования и развития: приобретения новых знаний и освоения дополнительных навыков, которые будут способствовать созданию интеллектуального плацдарма для обеспечения построения качественно новых структур управления организацией в сфере социального предпринимательства [13]. Неудивительно, что многие из них задумываются о получении профессионального образования в сфере социального предпринимательства.

В условиях модернизации российского образования актуальным становится вопрос компетентностного подхода в обучении предпринимательству и в частности социальному предпринимательству. Приоритеты связываются с ориентацией образования на

его результаты, ведь формирование ключевых компетенций обучающихся является одной из важнейших задач образовательного процесса.

Компетентностно-ориентированное профессиональное образование базируется на требованиях не только к содержанию образования, но и к целям, результатам и педагогическим технологиям обучения. В качестве цели в современном образовании рассматривается формирование у специалиста соответствующих его профилю компетенций [2, с. 37-43].

В процессе обучения предпринимательству студентам-бакалаврам необходимо освоить уровни компетенций, которые позволили бы им успешно выполнять свои профессиональные функции. Очевидно и то, что более значимыми и эффективными для успешной профессиональной деятельности предпринимателя являются не разрозненные знания, а приобретение совокупности умений и навыков для решения жизненных и профессиональных задач.

Очевидно, что социальное предпринимательство является частным случаем более общего явления - предпринимательства. Поэтому обучение социальному предпринимательству предполагает наличие у обучающихся представлений о предпринимательской деятельности и профессиональных функциях предпринимателей. Поэтому профессиональные функции предпринимателей [10, с. 83-103] определяют функциональное содержание социального предпринимательства.

Специфика социального предпринимательства как деятельности состоит в том, что для успеха необходимы ярко выраженные как профессиональные, так и личностные качества. Поэтому недостаточно просто заниматься передачей знаний и формировать базу этих знаний. Важным представляется решение вопроса о целенаправленном развитии профессиональных навыков и личностных качеств предпринимателя, позволяющих ему быть успешным.

Компетентностный подход в образовании предполагает существенное изменение роли преподавателя в организации образовательного процесса (отказ от роли транслятора знаний в пользу роли менеджера процесса обучения студентов по достижении прогнозируемых результатов) и в развитии практических навыков, которые реализуются за счет развития личностных компетент-ностей обучающихся.

Особенности задачи обучения социальному предпринимательству состоят в том, чтобы применение полученных знаний и выработанных умений происходило «без отрыва от жизни», т. е. в отсутствие временных разрывов между обучением и жизнью. Этого можно достичь посредством формирования по итогам обучения реальных социальных проектов. Безусловно, формирование ком-петентностей требует создания определенной учебной среды, которая позволит преподавателю моделировать и осуществлять эффективный контроль результатов деятельности обучаемых.

Традиционные формы и методы могут быть недостаточно эффективны при обучении социальному предпринимательству. Использование средств активного обучения способствует изучению профессиональных задач и проблем - от рассмотрения противоречий практического характера на примерах реальных кейсов до мастер-классов, лабораторных практикумов и моделирования реальных проблемных ситуаций в процессе обучения.

Содержание программ обучения социальному предпринимательству в значительной степени определяется начальным уровнем подготовки абитуриентов и типом программы.

Социальное предпринимательство - одна из разновидностей предпринимательской деятельности, обладающая определенными отличительными признаками. Социальное предпринимательство представляет собой деятельность людей по социальному проектированию - разработке и реализации соци-

альных проектов, направленных на решение насущных общественных и экологических проблем, таких как проблемы бедности, голода, неграмотности, глобальных климатических изменений, энергосбережения и др. Результатом предпринимательской деятельности в сфере социального предпринимательства становится создание и доведение до различных заинтересованных лиц социальных ценностей - товаров, услуг или работ, имеющих важное социальное значение. Таковым может стать:

• жилье для малоимущих семей и продукты первой необходимости для людей, живущих за чертой бедности, в том числе по низким ценам;

• услуги в сферах массового образования и медицинской помощи населению;

• специфические услуги лицам с ограниченными возможностями;

• услуги в области создания и поддержания институтов гражданского общества, воспитания патриотизма, социальной активности, толерантности, веротерпимости;

• услуги по обеспечению экологической безопасности, поддержанию окружающей среды, в том числе по переработке мусора, бытовых сточных вод, иных отходов.

Социальное предпринимательство состоит в изыскании финансовых и иных ресурсов, а также в использовании их для ведения бизнеса по созданию социальных ценностей. Социальные предприниматели выполняют такие же профессиональные функции, как и другие предприниматели, в части организации рабочих мест, привлечения инвестиций, производства качественных товаров (услуг, работ), обеспечения окупаемости затрат и безубыточности, успешного участия в конкуренции, аккумулирования предпринимательских доходов, уплаты налогов, управления бизнесом и его развития.

Социальное предпринимательство может существовать на гранты или инвестиции, поступающие от государства, различных общественных организаций, специальных фондов, аккумулирующих средства для

целей решения социальных проблем, а также от самих предпринимателей. Социальные предприниматели вправе финансировать свою деятельность из собственных источников, обеспечивая себе подходящее предпринимательское дело.

В настоящее время социальное предпринимательство нередко определяется как необычное предпринимательство в сравнении с обычным, именуемым традиционным бизнесом [3, с. 14, 34]. Однако противопоставление социального предпринимательства и бизнеса представляется необоснованным.

Социальный проект - это такое же дело (бизнес) для его владельцев, как коммерческие бизнес-проекты для коммерческих предпринимателей. Социальное предпринимательство - предпринимательская деятельность, направленная на достижение общественно полезных целей, способствующая решению социальных проблем граждан и общества.

За рубежом социальное предпринимательство связано с деятельностью так называемых социальных предприятий, если их деятельность реализует определенную социальную миссию - способствует решению социальных проблем, проблем малоимущих граждан, экологических проблем и др. Эти предприятия занимаются любыми видами предпринимательства во имя высоких социальных целей. В России социальное предприятие - это субъект малого или среднего предпринимательства, который осуществляет деятельность в сфере социального предпринимательства, а именно:

• обеспечивает занятость отдельных категорий граждан, нуждающихся в социальной поддержке, перечень которых установлен законопроектом (доля таких работников - не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда -не менее 25%), в том числе: инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья; одинокие и (или) многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей и (или) детей-инвалидов; пенсионеры и граждане предпенсионного возраста (в течение

пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно); выпускники детских домов; лица, освобожденные из мест лишения свободы и имеющие неснятую судимость; беженцы и вынужденные переселенцы; малоимущие граждане;

• обеспечивает реализацию производимых с участием категорий граждан, нуждающихся в социальной поддержке, товаров (работ, услуг) (доля доходов от осуществления такой деятельности должна составлять не менее 50% [31];

• осуществляет деятельность по производству товаров (работ, услуг), предназначенных для категорий граждан, нуждающихся в социальной поддержке, по направлениям, определенным законопроектом (доля доходов от осуществления такой деятельности должна составлять не менее 50% и доля реинвестируемой прибыли - не менее 50 %), в том числе: оказание услуг, направленных на поддержание жизнедеятельности и адаптацию таких граждан; производство и (или) реализация медицинской техники, иных изделий и технических средств для профилактики инвалидности или реабилитации (аби-литации) инвалидов; создание условий для доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной инфраструктуры [22];

• осуществляет деятельность, направленную на достижение общественно полезных целей, способствующих решению социальных проблем граждан и общества, перечень видов которой установлен законопроектом (доля доходов от осуществления такой деятельности должна составлять не менее 50% и доля реинвестируемой прибыли - не менее 50%), в том числе: оказание психолого-педагогических и иных услуг, направленных на укрепление семьи, обеспечение семейного воспитания детей и поддержку материнства и детства; организация отдыха и оздоровления детей; культурно-просветительская деятельность; оказание услуг по развитию межнационального сотрудничества, сохранение и защита

самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации.

Формирование программы учебного курса по основам социального предпринимательства

В мировой практике наблюдаются различные подходы к созданию образовательных программ в сфере социального пред-

принимательства. Программы бакалавриата, наряду с акселераторами, однодневными семинарами и онлайн-курсами, помогают развивать предпринимательские навыки в социальной сфере и получить ценные советы от признанных экспертов в бизнесе.

В таблице 1 представлен перечень некоторых из таких программ.

Рассмотрим созданную и реализуемую в Московском финансово-промышленном

Таблица 1. Перечень образовательных программ в сфере социального предпринимательства Table 1. List of educational programs in the field of social entrepreneurship

Типы образовательных программ Types of educational programs Структуры, осуществляющие образовательную деятельность Structures that carry out educational activities Примеры образовательных программ Examples of educational programs

Программы в вузах Высшая школа управления и инноваций МГУ в сотрудничестве с Фондом региональных социальных программ «Наше будущее» Учебная программа «Управление в сфере социального предпринимательства»

Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова Магистерская программа «Менеджмент предпринимательской деятельности» (курс «Менеджмент социального предпринимательства» может быть дополнен такими дисциплинами по выбору, как «Бизнес-модели социального предпринимательства», «Бизнес-планирование в социальном предпринимательстве» и «Проектная деятельность в социальном предпринимательстве»)

Высшая школа экономики Бизнес-инкубатор НИУ ВШЭ - программа для социальных предпринимателей «Добрый бизнес»

МФПУ «Синергия» Учебная программа «Основы социального предпринимательства»

Программы фондов и частные инициативы Impact Hub Moscow (площадка общения и обмена опытом российских социальных предпринимателей) Программа по развитию социального предпринимательства Social Impact Awards, направленная на поддержку социального бизнеса среди молодежи. 90 Days Challenge - программа для тех, у кого уже есть бизнес-план и кто хочет его «обкатать»

«Социальные инновации» (реализуется в Москве, Одинцово, Перми и Ростове-на-Дону) Федеральная программа, кроме стандартных учебных мероприятий, включает в себя так называемый трекинг-замеритель результатов развития проекта, а также как отдельный этап реализации проекта информационную кампанию для целевых групп. Предусмотрено привлечение региональных и муниципальных ресурсов

«Лаборатория социального предпринимательства» Разнообразные курсы: от коротких часовых видеосеминаров до полугодовой «Online-школы социального предпринимательства»

Окончание таблицы 1

Типы образовательных программ Types of educational programs Структуры, осуществляющие образовательную деятельность Structures that carry out educational activities Примеры образовательных программ Examples of educational programs

Программы, которые не связаны напрямую с социальным предпринимательством, но предлагают качественный образовательный контент для развития бизнес-навыков, в т. ч. социальных предпринимателей Теплица социальных технологий Общественный образовательный проект, направленный на развитие сотрудничества между некоммерческим сектором и IT-специалистами

Проект «Цех» Предлагает образовательные бизнес-программы с акцентом на IT-составляющую

Сообщество StartupWomen Мотивирующие встречи с успешными предпринимателями, работающими в России и за рубежом

Акселераторы PhilTech Поддерживает цифровые продукты и сервисы, которые позволяют организациям, решающим социальные задачи, НКО, сообществам, волонтерам, гражданским активистам и социальным предпринимателям работать эффективнее

WMCF Lab - акселератор компании WelkerMedia Рассчитан на социальные и креативные проекты. Акселератор бесплатный, а его выпускники могут претендовать на инвестиции и гранты, получат доступ к ресурсам медиасети, где смогут не только добрать свою команду, но и презентовать себя в медиаканалах в рамках серии интервью и публикаций. Кроме того, у компании есть преаксе-лератор рассчитанный на проекты ранних стадий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

90 Days Challenge Это программа в рамках Social Impact Award, организованная Impact Hub Moscow. Участников программы учат основам бизнеса и работать по методике Lean Startup. Обучение проходит дистанционно, однако все участники программы получают абонемент на работу в коворкинге Impact Hub Moscow

университете «Синергия» программу специального учебного курса по социальному предпринимательству.

Рабочая программа по курсу «Основы социального предпринимательства» составлена для организации учебного процесса для обучающихся по профилю «Предпринимательство» на бакалавриате.

Изучение дисциплины «Основы социального предпринимательства» базируется на исследовании конкретных кейсов социального предпринимательства для информационного освещения данного феномена и вовлечения в эту деятельность молодежи; ориентировано на формирование у обуча-

ющихся экономического мышления и способности к личностному самоопределению и самореализации в области социального предпринимательства.

Учебный курс «Основы социального предпринимательства» включен в учебные планы по программам подготовки бакалавров по направлению 38.03.02 «Менеджмент», входит в вариативную часть учебного плана как дисциплина по выбору.

Для изучения дисциплины требуются знания и навыки обучающихся по дисциплинам «Основы предпринимательства», «Управление собственным бизнесом», «Теория менеджмента», «Экономика и финансы

организации», «Психология в предпринимательской деятельности».

Знания по дисциплине «Основы социального предпринимательства» могут использоваться при изучении дисциплин «Тренинг по бизнес-моделированию и бизнес-планированию», «PR-коммуникации», «Отраслевые особенности предпринимательства».

Целью изучения дисциплины «Основы социального предпринимательства» является оценка экономических и социальных условий деятельности социального предпринимателя.

Предлагаемая структура дисциплины «Основы социального предпринимательства» представлена в таблице 2.

Обучение студентов-бакалавров по курсу «Основы социального предпринимательства» нацелено на получение образовательных результатов, способствующих формированию итоговых предпринимательских компетенций (табл. 3).

Специфика обучения социальному предпринимательству отражается наряду с содержанием учебного курса в подходах к организации взаимодействия с обучающимися, методах коммуникации, распределении ответственности за результаты, мотивации студентов к обучению.

Для обучения социальному предпринимательству реальный опыт деятельности социального предпринимателя является ключевым, поэтому такой формат проведения занятий, как мастер-класс, представляет большую практическую ценность для студентов.

Организуются встречи студентов с реальными предпринимателями, которые выступают на занятиях в роли экспертов, предлагающих на изучение реальные кейсы, имевшие место в их компаниях. Основной целью приглашения реальных предпринимателей на занятия к студентам является возможность поработать с реальными кейсами. Мы полагаем, что именно встречи с реальными предпринимателями, уже добившимися успеха (или потерпевшими неудачу) в нескольких организованных ими бизнесах с нуля, поддерживают интерес аудитории. Более того,

такие встречи предоставляют широкий круг полезных знакомств нашим студентам, новые контакты на уровне бизнеса, включение в профессиональные социальные сети. Также можно говорить об особом уровне доверия аудитории к таким экспертам.

Социальное предпринимательство неразрывно связано с социальными инновациями, которые, в свою очередь, связаны с налаживанием коммуникаций и сотрудничеством. Развитие коммуникативных навыков, умение общаться с широким кругом контрагентов и клиентов рассматривается как одна из ключевых компетенций социального предпринимателя.

Одним из направлений развития коммуникативных навыков является включение учащихся в сообщества социальных предпринимателей, действующих на различных уровнях: на уровне университета, региона, страны или на международном уровне.

Представляется важной командная работа студентов в процессе работы над проектом как одна из ключевых компетенций обучающегося социальному предпринимательству.

При выборе методов обучения представляется правильным исходить из подхода, предложенного Д. Колбом (циклическая четырехступенчатая эмпирическая модель процесса обучения и усвоения человеком новой информации) и учитывать способы эффективного обучения, присущие разным людям, а именно: через опыт; через наблюдение и рефлексию; с помощью абстрактной концептуализации; путем активного экспериментирования [24]. Обучение состоит из повторяющихся этапов «выполнения» и «мышления». Это значит, что невозможно эффективно научиться чему-либо, просто читая об этом предмете, изучая теорию или слушая лекции. Однако не может быть эффективным и обучение, в ходе которого новые действия выполняются бездумно, без анализа и подведения итогов. Поэтому для обучения социальному предпринимательству важно соблюдать баланс между этими составляющими.

Таблица 2. Содержание учебного курса «Основы социального предпринимательства» Table 2. Content of the training course "Fundamentals of social entrepreneurship"

Тема Topic Дидактические единицы темы Didactic units of the topic

Тема 1. Социальное предпринимательство: понятие, предпосылки становления в России и за рубежом, роль в современном обществе, инфраструктура поддержки Социальное предпринимательство: сущность, определение, отличительные особенности и основные направления, концепции. Значение социального предпринимательства для общества и государства. Сходства и различия социального предпринимательства и «традиционного» предпринимательства; социального предпринимательства и благотворительности; социального предпринимательства и КСО. Социальное предпринимательство и бизнес на рынке социальных услуг. Из истории социального предпринимательства за рубежом и в России. Тенденции развития социального предпринимательства в США, Европе, Латинской Америке, Азии. Опыт, предпосылки становления, проблемы развития социального предпринимательства в России. Инфраструктура поддержки социального предпринимательства: формы, виды и условия поддержки

Тема 2. Формы, виды, бизнес-модели социального предпринимательства Сферы деятельности социальных предпринимателей в российской и зарубежной практиках. Типология социального предпринимательства. Бизнес-моделирование в социальном предпринимательстве. Компоненты бизнес-моделей социального предпринимательств. Типы бизнес-моделей в социальном предпринимательстве. Типы операционных моделей социального предпринимательства (модель поддержки предпринимателей, модель рыночного посредника, модель трудоустройства, модель платы за услуги, модель субсидированных услуг, модель рыночных связей). Примеры современных моделей социального предпринимательства в России. Основные составляющие бизнес-плана социального предпринимательства. Социальная эффективность: сущность, виды, оценка, связь с экономическими параметрами деятельности. Особенности организационно-правовых форм субъектов социального предпринимательства

Тема 3. Управление социальным предпринимательством на предстартовой стадии и стадии стартапа Жизненный цикл социального предприятия. Ценности и мотивация социального предпринимателя. Оценка собственных возможностей, профессиональных компетенций, целей. Выбор социальной проблемы, для решения которой имеется наибольшая личная мотивация. Поиск идеи и распознавание бизнес-возможности. Обоснование бизнес-идей в процессе разработки и построения бизнес-моделей. Бизнес-моделирование. Структурные блоки современных бизнес-моделей. Применение бизнес-моделей на стратегическом уровне управления бизнесом. Разработка стратегического плана для социального предприятия. Применение бизнес-моделей в процессе тактического и ситуационного управления бизнесом. Оценка жизнеспособности и реализуемости идеи. Бизнес-планирование предпринимательской деятельности. Измерение социального воздействия (социального эффекта). Стадии стартапа. Основные источники финансирования субъекта социального предпринимательства. Каналы и методы поиска инвесторов. Социальное инвестирование. Спонсоринг и фандрайзинг как технологии социального предпринимательства. Использование краудфандинга в социальном предпринимательстве. Тимбилдинг: создание команды бизнеса. Привлечение волонтеров. Формирование системы управления новой организацией. Создание прототипов продукции; начало производственной деятельности. Регистрации субъекта социального предпринимательства. Учредительные документы субъектов социального предпринимательства

Тема 4. Управление социальным предпринимательством на стадии его конкурентной устойчивости. Прекращение предпринимательской деятельности Стадия конкурентной устойчивости бизнеса. Индикаторы конкурентной устойчивости. Управление ростом бизнеса. Масштабирование и тиражирование бизнеса. Социальный франчайзинг. Управление изменениями. Организационные изменения. Причины добровольного и вынужденного выхода предпринимателей из собственного бизнеса. Выход предпринимателей из бизнеса как управляемый бизнес-процесс. Процедура ликвидации

Таблица 3. Перечень планируемых результатов обучения по учебному курсу «Основы социального предпринимательства»

Table 3. List of planned learning outcomes for the training course "Fundamentals of Social Entrepreneurship"

Результаты освоения ООП (содержание компетенций) Results of OOP development (content of competencies) Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине List of planned learning outcomes for the discipline Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции Forms and methods of training that contribute to the formation and development of competence

Способность оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности, выявлять новые рыночные возможности и формировать новые бизнес-модели Знать: ■ основные признаки социального предпринимательства, его роль и значение для общества; ■ содержание профессиональной деятельности социального предпринимателя, в т. ч. функции социального предпринимателя по созданию, ведению и развитию бизнеса, а также прекращению предпринимательской деятельности; ■ элементы инфраструктуры поддержки социального предпринимательства в России. Уметь: выявлять мотивы социального предпринимательства, а также основной круг проблем, которыми занимаются социальные предприниматели, сферы их экономической деятельности, выдвигать, разрабатывать и тестировать бизнес-идеи; ■ разрабатывать дорожные карты, формировать бизнес-модели и бизнес-планы создания нового бизнеса, осуществлять функции по обустройству нового бизнеса; ■ оценивать экономическую и социальную эффективность осуществления социального предпринимательства, обосновывать необходимость изменений в бизнесе и принятие решения о прекращении предпринимательской деятельности. Владеть: ■ методами командообразования для работы над социальным проектом; ■ навыками аргументации и ведения дискуссии по проблематике социального предпринимательства Контактная работа: Лекции Практические занятия Самостоятельная работа

Получение непосредственного опыта, который может заключаться в решении конкретного кейса или задачи, наблюдение, в ходе которого обучающийся обдумывает то, что он только что узнал, осмысление новых знаний, их теоретическое обобщение или концептуализация сочетаются с экспериментальной проверкой новых зна-

ний и самостоятельным применением их на практике, т. е. испытание найденных способов решения в новых ситуациях, а также с принятием решения о том, какие меры предпринять, что выражается в новых действиях и новом опыте.

В этом процессе применимы различные методы обучения:

• изучение конкретного опыта (в качестве основных использовать кейсы, технологии проблемно-поискового обучения, чтобы обеспечить сбор данных и фиксацию опыта обучающихся);

• осмысление опыта (использовать коммуникативные технологии, такие как групповые обсуждения, семинары, доклады);

• концептуализация (привлечение педагогических технологий объяснительно-иллюстративного и проектного обучения);

• апробирование полученных знаний на практике (имитационно-ролевые и коммуникативные технологии).

Учитывая доминирующие тенденции в предпочтениях обучающихся по стилям обучения, разработанным английскими психологами Питером Хани и Аланом Мамфор-дом («активисты», «мыслители», «теоретики» и «прагматики») [21], определяются и особенности процесса обучения, и реакция человека на определенные методы и на усилия преподавателя, что следовало бы учитывать при выборе формы обучения. Каждый стиль отражается в серии моделей поведения и в предпочитаемом способе обучения.

Например, эффективным приемом работы с «активистами» может быть обращение к непосредственному опыту «активистов», задавая вопросы и при этом направляя активность в нужное русло. Предпочитаемые формы обучения: мозговой штурм, деловые игры, тренинги, обсуждение кейсов с экспертами-практиками.

Приемами работы с «мыслителями» являются: обращение с просьбой разработать несколько вариантов решения предложенной проблемы; персональное обращение к личному мнению самих «мыслителей». Предпочитаемые формы обучения: подготовка докладов, семинары, консультации с преподавателем, кейсы, проектная работа.

Предпочитаемые формы обучения «теоретиков»: семинары, консультации с преподавателями, доклады, кейсы, групповые дискуссии, проектная работа. В процессе

работы с ними целесообразно: обращаться к их экспертному мнению в том или ином вопросе; задействовать их в качестве модераторов в групповых обсуждениях.

Приемы работы с «прагматиками» - это обращение к непосредственному опыту, а предпочитаемыми формами обучения являются: мозговой штурм, деловые игры, тренинги, конкурсы, проектная работа.

У всех стилей есть свои сильные и слабые стороны, и они не всегда сочетаются друг с другом.

Для студентов-бакалавров, обучающихся предпринимательству, выделить наиболее выраженные стили обучения не представляется возможным. Лидирующим стилем может быть любой из четырех. Для успешного группового обучения нужно, чтобы каждый член команды знал особенности своего стиля обучения, и чтобы эти стили сочетались друг с другом. При планировании обучения необходимо учитывать, что в группе обязательно будут люди, тяготеющие к различным стилям обучения. Центральный вопрос, который преподавателю целесообразно ставить перед группой: каким образом вся группа в целом может получить пользу от особенностей друг друга?

Также нужно включать в программу задания и методы работы, привлекательные для всех участников, помогать студентам использовать сильные стороны предпочитаемого ими стиля обучения и компенсировать слабые стороны.

Структура учебной дисциплины «Основы социального предпринимательства», включающая разнообразные формы текущего контроля степени сформированности профессиональной компетенции студентов, может быть схематично представлена посредством тематического плана (табл. 4).

В процессе преподавания учебного курса «Основы социального предпринимательства» используются такие виды учебной работы, как лекции, семинары, ситуационные практикумы, эссе, доклады с презентацией, а также различные виды самостоятельной

Таблица 4. Тематический план учебного курса «Основы социального предпринимательства» Table 4. Thematic plan of the training course "Fundamentals of social entrepreneurship"

Наименование темы Контактная работа обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) Самостоятельная работа обучающихся Форма контроля / балл

Лекции Активные занятия Интерактивные занятия

Семинары Практикум по решению задач Ситуационный (кейс-стади) Мастер-класс Лабораторный практикум Тренинг Дидактическая игра

Очная форма

Тема 1. Социальное предпринимательство: понятие, предпосылки становления в России и за рубежом, роль в современном обществе, инфраструктура поддержки 4 2 2 15 Теоретический доклад с презентацией / Эссе / Устные и письменные ответы на вопросы / Письменное или устное решение кейса

Тема 2. Формы, виды, бизнес-модели социального предпринимательства 4 2 2 2 15 Теоретический доклад с презентацией / Эссе / Устные и письменные ответы на вопросы / Тестирование / Письменное или устное решение кейса

Тема 3. Управление социальным предпринимательством на предстартовой стадии и стадии стартапа 2 2 4 20 Письменное или устное решение кейса / Отчет / Доклад о ходе проектной работы

Тема 4. Управление социальным предпринимательством на стадии его конкурентной устойчивости. Прекращение предпринимательской деятельности 2 2 4 20 Письменное или устное решение кейса / Отчет / Доклад о ходе проектной работы

Всего: 8 4 8 6 8 70 100

Контроль, час 4 Зачет

Объем дисциплины (в академических часах) 108

Объем дисциплины (в зачетных единицах) 2

работы обучающихся по заданию преподавателя.

Оценка достигнутых обучающимися результатов приводится в форме зачета (табл. 5).

Зачет представляет собой доклад-презентацию и защиту социального проекта перед комиссией экспертов. В состав экспертной комиссии презентации студенческих проектов входят преподаватели кафедры, эксперты, социальные предприниматели-практики.

Крайне важным является вовлечение студентов в работу над своими собственными бизнес-проектами. Отработка знаний и выработка навыков происходит в реально создаваемых и развиваемых студентами социальных проектах. Главным преимуществом такой организации обучения является неотсроченность использования полученных знаний, предоставление студентам

возможности пользоваться консультациями с преподавателями постоянно на протяжении всей работы над проектом, а не только перед экзаменами, как это обычно происходит в академическом образовании. Таким образом воспитывается и самостоятельность, и готовность брать на себя ответственность за свои действия - качества, необходимые будущим предпринимателям.

Итогом проведенного на зачетном занятии конкурса может быть подготовка студенческих социальных проектов для участия в конкурсах.

Часто основной источник финансирования для социальных стартапов - это гранты, конкурсы и инвесторы-филантропы. В таблице 6 представлены возможности участия в таких конкурсах для получения финансирования для реализации собственного проекта.

№ No. Форма контроля / коды оцениваемых компетенций Control form / codes of evaluated competencies Процедура оценивания Evaluation procedure Шкала и критерии оценки, балл Rating scale and criteria, score

1. Зачет Зачет представляет собой доклад-презентацию и защиту социального проекта перед комиссией экспертов Выполнение студентом заданий оценивается по следующей балльной шкале. «Зачтено»: 90-100 - проект выполнен в соответствии с заданием; доклад выполнен в соответствии с заявленной темой, презентация легко читаема и ясна для понимания, грамотное использование терминологии, свободное изложение рассматриваемых проблем, правильные, обоснованные ответы на все вопросы в ходе обсуждения; 70-89 - проект выполнен в соответствии с заданием; некорректное оформление либо отсутствие презентации, грамотное использование терминологии, в основном свободное изложение рассматриваемых проблем, частично правильно отвечено на вопросы в ходе обсуждения; 50-69 - задание по проекту выполнено частично; ответ в основном правильный, логически выстроен. Задача решена частично. «Не зачтено»: менее 50 баллов - задание по проекту выполнено частично; ответы неправильные или неполные. Задачи не решены

Таблица 5. Оценка результатов обучения по учебному курсу «Основы социального предпринимательства»

Table 5. Evaluation of the results of the training course "Fundamentals of social entrepreneurship"

Таблица 6. Возможности участия социальных предпринимателей в конкурсах для получения финансирования собственных социальных проектов

Table 6. Opportunities for social entrepreneurs to participate in competitions for obtaining funding own social projects

Название конкурса Name of the contest Учредитель Founder Цель Goal Результат для победителей конкурса The result for the winners of the contest

Конкурсы SAP UP Компания SAP СНГ (в 2015 г.) Создание среды для экспертной и финансовой поддержки социальных стар-тапов бизнес-сообществом. Поддерживает лучшие практики социального предпринимательства в России, Казахстане и Беларуси Грант 450 тысяч рублей в России, 1,7 миллиона тенге в Казахстане и 10 тысяч рублей в Беларуси. Призовые места выиграют сертификат на образовательную поездку в Европу

«Социальный предприниматель» Фонд региональных социальных программ «Наше будущее» Получение беспроцентных займов для субъектов малого предпринимательства До 10 миллионов рублей (действующий бизнес) или до 500 тысяч рублей (начинающий бизнес). Прием заявок идет весь год, а подведение итогов происходит весной и осенью

«Импульс добра» Фонд региональных социальных программ «Наше будущее» Ежегодная премия за вклад в развитие и продвижение социального предпринимательства в России; присуждается социальным предпринимателям, представителям общественных организаций, руководителям государственных структур и профильных ведомств, журналистам, СмИ и высшим учебным заведениям России Общий призовой фонд премии составляет не менее 1,6 миллиона рублей

«Навстречу переменам» Фонд поддержки социальных инициатив в сфере детства Поддержка некоммерческих организаций и отдельных граждан, которые предлагают к осуществлению инновационные способы решения проблем детей и подростков в областях, предусмотренных Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» Четыре проекта-участника получают по 1,2 миллиона рублей, еще 4 проекта - специальные условия по сбору средств на краудфандин-говой платформе Planeta.ru

Прямые инвестиции в социальное предпринимательство Фонд региональных социальных программ «Наше будущее» Финансирование проектов в сфере социального предпринимательства в форме прямых инвестиций Инвестиции размером от 10 до 50 миллионов рублей

Social Impact Award Impact Hub Moscow Программа включает онлайн-курс и конкурс социальных бизнесов на ранних этапах Финалисты смогут в течение 3 месяцев обучаться в инкубационной программе. По результатам программы три победителя получают по 120 тысяч рублей и поездку на встречу победителей SIA в Европе

Конкурс социально значимых проектов Москвы Правительство Москвы Тематика проектов связана с указами и поручениями Президента РФ по следующим направлениям: «Здоровье горожан», «Образовательная среда», «Культурная повестка города», «Городская комфортная среда», «Общество и власть» Гранты распределяются среди некоммерческих неправительственных организаций. Сумма гранта -не более 1 миллиона рублей

WelkerMedia Fellowship Компании WelkerMedia Проекты по следующим направлениям: Social Change Ventures, Social Artistry & Creativity, Creative Ventures & Works Авторы проектов (не старше 30 лет) могут претендовать на грант размером до 15 тысяч долларов и возможные инвестиции

Дискуссии

Перспективным представляется адаптация программы по курсу «Основы социального предпринимательства» для уровня колледжа и программ среднего профессионального образования.

Вовлечение выпускников по программам обучения предпринимательству в решение социальных задач общества позволит развивать социализацию студентов, будет способствовать личностному росту, развитию предприимчивости, ответственности, гуманизма, уверенности в себе, может оказать положительное влияние на формирование личности будущего предпринимателя [5], а именно: воспитание ответственности за принятие экономических решений с учетом их социальных последствий, уважение к труду и предпринимательской деятельности; необходимость сотрудничества в процессе совместного выполнения поставленных задач, уважительного отношения к контрагентам; готовность к морально-этической оценке предпринимательской деятельности, приобретение навыков ведения, создания и развития собственного бизнеса в сфере социального предпринимательства.

Список литературы

Заключение

Проведенное исследование по проблеме обучения социальному предпринимательству может стать основой последующего изучения специфики получения знаний об управлении социальным предприятием в России и других странах.

Очевидным является, что социальное предпринимательство как одна из разновидностей предпринимательской деятельности является частным случаем более общего явления - предпринимательства. Поэтому обучение социальному предпринимательству предполагает наличие у обучающихся представлений о предпринимательской деятельности и профессиональных функциях предпринимателей.

Практическую значимость для организации учебного процесса в российских университетах может представлять проведенный авторами статьи анализ рабочей учебной программы курса «Основы социального предпринимательства», реализуемой для студентов-бакалавров в Московском финансово-промышленном университете «Синергия».

1. Благов Ю. Е., Арай Ю. Н. Образовательные программы в области социального предпринимательства: мировой опыт и российские особенности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия: Менеджмент. 2014. № 3. С. 177-197.

2. Васильев А. И. Качество образования и конкурентоспособность вуза: аспекты взаимосвязи // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 4. С. 37-43. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-4-37-43.

3. Кикал Дж, Лайонс Т. Социальное предпринимательство. Миссия - сделать мир лучше: пер. с англ. - М.: Альпина Паблишер, 2014. - 304 с.

4. Логвинова И.Л. Обучение социальному предпринимательству: зарубежный опыт // Современная конкуренция. 2015. Т. 9. № 5 (53). С. 84-106.

5. Лукашенко М. А. Селф-менеджмент студента как основа результативности е-1еагппд // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 2. С. 61-70. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-2-61-70.

6. Потапова О. Н, Алексеева Е. В. Применение интерактивных методов обучения предпринимательству как средство повышения эффективности обучения // Современная конкуренция. 2019. Т. 13. № 1 (73). С. 17-23.

7. Предпринимательское образование в России и за рубежом: история, содержание, стандарты, качество / под ред. Ю. Б. Рубина. - М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2015а. - 416 с.

8. Рубин Ю. Б. Высшее образование в России: диагностика проблемы // Высшее образование в России. 2015б. № 1. С. 5-17.

9. Рубин Ю. Б. Образовательная программа по предпринимательству в бакалавриате и условия ее реализации // Высшее образование в России. 2016б. № 2. С. 15-27.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Рубин Ю. Б. Теория предпринимательства: пространство функционального подхода // Современная конкуренция. 2018. Т. 12. № 1 (67). С. 83-103.

11. Рубин Ю. Б. Формирование компетенций в сфере предпринимательства на образовательном пространстве бакалавриата // Высшее образование в России. 2016а. № 1. C. 7-21.

12. Рубин Ю. Б., Алексеева Е. В., Леднев М. В., Можжухин Д. П. Обучение предпринимательству: пути укоренения в вузовском сегменте российского образования // Современная конкуренция. 2017. Т. 11. № 1 (61). C. 30-56.

13. Хабаров В. И., Азуев Т. М. Синергия в управлении социальноэкономическими системами // Проблемы теории и практики управления. 2019. № 3-4. C. 118-124.

14. Юнус М,Жоли А. Создавая мир без бедности: Социальный бизнес и будущее капитализма. - М.: Альпина Паблишер, 2010. - 307 с.

15. Annals of Entrepreneurship Education and Pedagogy - 2014 / ed. by Michael H. Morris; in Association with the USA for Small Business and Entrepreneurship. P. 152-155.

16. Brock Debbi D. Social entrepreneurship teaching resources handbook // SSRN Electronic Journal. March, 2008. DOI: 10.2139/ssrn.1344412. URL: https://www.researchgate.net/publication/228315061_Social_Entrepreneurship_ Teaching_Resources_Handbook (дата обращения: 29.03.2021).

17. Byrne John A. Social entrepreneurship: the best school and programs // POETS&QUANTS, INC. August 13, 2010. URL: https://poetsandquants.com/2010/08/13/social-entrepreneurship-the-best-schools-programs/ (дата обращения: 29.03.2021).

18. Dees J. The meaning of social entrepreneurship. Stanford: Stanford University Graduate School of Business, 1998. URL: https://centers.fuqua.duke.edu/case/wp-content/uploads/sites/7/2015/03/Article_Dees_MeaningofSocialEntre preneurship_2001.pdf (дата обращения: 29.03.2021).

19. Driver V. An interview with Michael Porter: social entrepreneurship and the transformation of capitalism // Academy of Management Learning and Education. 2012. Vol. 11. No. 3. P. 421-431. DOI: 10.5465/amle.2011.0002A.

20. George A, Bennett A. Case Study and Theory Development in the Social Science. Cambridge: MIT Press, 2005. - 350 p.

21. Honey P., Mumford A. The manual of learning styles. Berkshire: Honey, Ardingly House, 1992. - 88 p.

22. lonova Y. G, Gesheva M. V, Handohova Z. A, Mambetova K. M, Gavel O. Y. Analysis of the functional transformation of industrial complex infrastructure // Journal of Engineering and Applied Sciences. 2017. Vol. 12. No. 4 (Special Issue). P. 6790-6798. DOI: 10.36478/jeasci.2017.6790.6798.

23. Kickul J., Janssen-Selvadurai Ch, Griffiths Mark D. A blended value framework for educating the next cadre of social entrepreneurs // Academy of Management Learning and Education. 2012. Vol. 11. No. 3. P. 479-493. DOI: 10.5465/amle.2011.0018.

24. Kolb D. A. Experiential learning: experience as a source of learning and development. Englewood Cliffs: Prentice-Hall, 1984. URL: http://www.learningfromexperience.com/images/uploads/process-of-experiential-learning.pdf (дата обращения: 29.03.2021).

25. Kwong C, Thompson P., Cheung Ch. The effectiveness of social business plan competitions in developing social and civic awareness and participation // Academy of Management Learning and Education. 2012. Vol. 11. No. 3. P. 324-348. DOI: 10.5465/amle.2011.0007A.

26. Lawrence Thomas B., Phillips William Ph., Tracey P. From the guest editors: educating social entrepreneurs and social innovators // Academy of Management Learning and Education. 2012. Vol. 11. No. 3. P. 319-323. DOI: 10.5465/amle.2012.0224.

27. Rubin Yu., Lednev M., Mozhzhukhin D. Competition competencies as learning outcomes in bachelor's degree entrepreneurship programs // Journal of Entrepreneurship Education. 2019. Vol. 22. No. 6. Р. 9.

28. Smith I., Woodworth W. Developing social entrepreneurs and social innovators: a social identity and self-efficacy approach // Academy of Management Learning and Education. 2012. Vol. 11. No. 3. P. 390-407. DOI: 10.5465/ amle.2011.0016.

29. UrintsovA. I., Dik V. V., Kameneva N. A., Makarenkova Y. V. Information society as an environment for creating new knowledge // Науковий вюник нацюнального прничого уыверситету. 2014. № 4. С. 113-120.

30. Worsham Erin L. Reflections and insights on teaching social entrepreneurs: an interview with Greg Dees // Academy of Management Learning and Education. 2012. Vol. 11. No. 3. P. 42-45. DOI: 10.5465/amle.2011.0024.

31. Zhuravlev P. V., Epishkin I. A., Chernukhina G. N., Zavyalov M. V., Varlamova V. V., Voronkova O. Yu. Development of human capital in the system of economic categories of work // European Research Studies Journal. 2018. Vol. 21. No. 3 (Special Issue). P. 107-117. DOI: 10.35808/ersj/1365.

Сведения об авторах

Рубин Юрий Борисович, ORCID 0000-0002-1983-3526, чл.-корр. РАО, докт. экон. наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ; президент, заведующий кафедрой теории и практики конкуренции, Университет «Синергия»; президент, Российская ассоциация обучения предпринимательству; Москва, Россия, yrubin@synergy.ru

Потапова Ольга Николаевна, ORCID 0000-0003-2376-8461, канд. экон. наук, доцент, кафедра теории и практики конкуренции, Университет «Синергия», Москва, Россия, opotapova@synergy.ru

Алексеева Елена Валентиновна, ORCID 0000-0002-4505-3638, директор Студии предпринимательства, Университет «Синергия», Москва, Россия, eturchaninova@synergy.ru

Леднев Михаил Владимирович, ORCID 0000-0002-9422-6099, канд. экон. наук, доцент, кафедра теории и практики конкуренции, Университет «Синергия», Москва, Россия, mlednev@Synergy.ru

Можжухин Данила Петрович, ORCID 0000-0001-8742-0769, старший преподаватель, кафедра теории и практики конкуренции, Университет «Синергия»; исполнительный директор Национальной ассоциации обучения предпринимательству; Москва, Россия, dmozhzhukhin@synergy.ru

Погорелова Анна Юрьевна, ORCID 0000-0001-8364-8395, преподаватель, кафедра теории и практики конкуренции, Университет «Синергия», Москва, Россия, apogorelova@synergy.ru

Пузыня Татьяна Алексеевна, ORCID 0000-0003-0668-0804, канд. экон. наук, доцент, кафедра теории и практики конкуренции, Университет «Синергия», Москва, Россия, tatiana-puzynya@yandex.ru

Поддержка исследований

Статья подготовлена в рамках Федерального инновационного образовательного проекта «Модель инновационной системы непрерывного предпринимательского образования в образовательной организации высшего образования Российской Федерации» федеральной инновационной площадки на базе Университета «Синергия».

Статья поступила 18.03.2021, рассмотрена 25.03.2021, принята 29.03.2021 References

1. Blagov Yu. E., Aray Yu. N. Educational programs in social entrepreneurship: international experience and Russian features. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta=Vestnik of Saint Petersburg University. Series: Management, 2014, no.3, pp.177-197 (in Russian).

2. Vasil'ev A. I. Quality and competitiveness in the system of higher education: aspects of interrelation. Vysshee obrazovanie vRossii=Higher Education in Russia, 2019, vol.28, no.4, pp.37-43 (in Russian). DOI: 10.31992/08693617-2019-28-4-37-43.

3. Kickul Jill, Lyons Thomas S. Understanding social entrepreneurship: the relentless pursuit of mission in an ever changing world. Routledge Publishing, 2012, 374 p.

4. Logvinova I. L. Education social entrepreneurship: international experience. Sovremennaya konkurentsiya=Journal of Modern Competition, 2015, vol.9, no.5(53), pp.84-106 (in Russian).

5. Lukashenko M. A. Self-management skills as a basis for the effectiveness of e-learning. Vysshee obrazovanie

v Ross//=Higher Education in Russia, 2021, vol.30, no.2, pp.61-70 (in Russian). DOI: 10.31992/0869-3617-2021-302-61-70.

6. Potapova O. N., Alekseeva E. V. Application of interactive methods of teaching entrepreneurship as a means

of increasing the effectiveness of training. Sovremennaya konkurentsiya=Journal of Modern Competition, 2019, vol.13, no.1(73), pp.17-23 (in Russian).

7. Predprinimatel'skoe obrazovanie vRossiiiza rubezhom [Entrepreneurship Education in Russia and Abroad: the History, Content, Standards, Quality]. Ed. by Yu. B. Rubin. Moscow, Synergy University, 2015, 416 p.

8. Rubin Yu. B. Entrepreneurship education in Russia: diagnosis of the problem. Vysshee obrazovanie v RossfcHigher Education in Russia, 2015b, no.1, pp.5-17 (in Russian).

9. Rubin Yu. B. Educational programs in entrepreneurship for bachelor degree students and requirements

to their implementation. Vysshee obrazovanie v Rossii=Higher Education in Russia, 2016b, no.2, pp.15-27 (in Russian).

10. Rubin Yu. B. Entrepreneurship theory: space of functional approach. Sovremennaya konkurentsiya=Journal of Modern Competition, 2018, vol.12, no.1(67), pp.83-103 (in Russian).

11. Rubin Yu. B. Creation of graduates' entrepreneurial competencies within the educational area of baccalaureate. Vysshee obrazovanie v Ross^Higher Education in Russia, 2016a, no.1, pp.7-21 (in Russian).

12. Rubin Yu. B., Alekseeva E. V., Lednev M. V., Mozhzhuhin D. P. Entrepreneurship education: the way of rooting in University segment of Russian education. Sovremennaya konkurentsiya=Journal of Modern Competition, 2017, vol.11, no.1(61), pp.30-56 (in Russian).

13. Habarov V. I., Azuev T. M. Synergy in management of social-economics systems. Problemy teorii ipraktiki upraWen/ya=International journal of management theory and practice, 2019, no.3-4, pp.118-124 (in Russian).

14. Yunus M., Joly A. Sozdavaya mir bez bednosti: Sotsial'nyi biznes ibudushchee kapitalizma [Creating a poverty-free world: social business and the future of capitalism]. Moscow, Al'pina Pablisher Publ., 2010, 307 p.

15. Annals of Entrepreneurship Education and Pedagogy - 2014. Ed. by Michael H. Morris. In Association with the USA for Small Business and Entrepreneurship, p.152-155.

16. Brock Debbi D. Social entrepreneurship teaching resources handbook. SSRN Electronic Journal, March, 2008. DOI: 10.2139/ssrn.1344412. Available at: https://www.researchgate.net/publication/228315061_Social_ Entrepreneurship_Teaching_Resources_Handbook/ (accessed 29.03.2021).

17. Byrne John A. Social entrepreneurship: the best school and programs. POETS&QUANTS, INC., August 13, 2010. Available at: https://poetsandquants.com/2010/08/13/social-entrepreneurship-the-best-schools-programs/ (accessed 29.03.2021).

18. Dees J. The meaning of social entrepreneurship. Stanford, Stanford University Graduate School of Business, 1998. Available at: https://centers.fuqua.duke.edu/case/wp-content/uploads/sites/7/2015/03/Article_Dees_MeaningofSoci alEntrepreneurship_2001.pdf (accessed 29.03.2021).

19. Driver V. An interview with Michael Porter: social entrepreneurship and the transformation of capitalism. Academy of Management Learning and Education, 2012, vol.11, no.3, pp.421-431. DOI: 10.5465/amle.2011.0002A.

20. George A., Bennett A. Case Study and Theory Development in the Social Science. Cambridge, MIT Press, 2005, 350 p.

21. Honey P., Mumford A. The manual of learning styles. Berkshire, Honey, Ardingly House, 1992, 88 p.

22. Ionova Y. G., Gesheva M. V., Handohova Z. A., Mambetova K. M., Gavel O. Y. Analysis of the functional transformation of industrial complex infrastructure. Journal of Engineering and Applied Sciences, 2017, vol.12, no.4 (Special Issue), pp.6790-6798. DOI: 10.36478/jeasci.2017.6790.6798.

23. Kickul J., Janssen-Selvadurai Ch., Griffiths Mark D. A blended value framework for educating the next cadre of social entrepreneurs. Academy of Management Learning and Education, 2012, vol.11, no.3, pp.479-493. DOI: 10.5465/amle.2011.0018.

24. Kolb D. A. Experiential learning: experience as a source of learning and development. Englewood Cliffs, Prentice-Hall, 1984. Available at: http://www.learningfromexperience.com/images/uploads/process-of-experiential-learning. pdf (accessed 29.03.2021).

25. Kwong C., Thompson P., Cheung Ch. The effectiveness of social business plan competitions in developing social and civic awareness and participation. Academy of Management Learning and Education, 2012, vol.11, no.3, pp.324-348. DOI: 10.5465/amle.2011.0007A.

26. Lawrence Thomas B., Phillips William Ph., Tracey P. From the guest editors: educating social entrepreneurs and social innovators. Academy of Management Learning and Education, 2012, vol.11, no.3, pp.319-323. DOI: 10.5465/amle.2012.0224.

27. Rubin Yu., Lednev M., Mozhzhukhin D. Competition competencies as learning outcomes in bachelor's degree entrepreneurship programs. Journal of Entrepreneurship Education, 2019, vol.22, no.6, p.9.

28. Smith I., Woodworth W. Developing social entrepreneurs and social innovators: a social identity and self-efficacy approach. Academy of Management Learning and Education, 2012, vol.11, no.3, pp.390-407. DOI: 10.5465/ amle.2011.0016.

29. Urintsov A. I., Dik V. V., Kameneva N. A., Makarenkova Y. V. Information society as an environment for creating new knowledge. Naukovyi Visnyk Natsionalnoho Hirnychoho Universytetu, 2014, no.4, pp.113-120.

30. Worsham Erin L. Reflections and insights on teaching social entrepreneurs: an interview with Greg Dees. Academy of Management Learning and Education, 2012, vol.11, no.3, pp.42-45. DOI: 10.5465/amle.2011.0024.

31. Zhuravlev P. V., Epishkin I. A., Chernukhina G. N., Zavyalov M. V., Varlamova V. V., Voronkova O. Yu. Development of human capital in the system of economic categories of work. European Research Studies Journal, 2018, vol. 21, no.3 (Special Issue), pp.107-117. DOI: 10.35808/ersj/1365.

About the authors

Yury B. Rubin, ORCID 0000-0002-1983-3526, Corresponding Member of the Russian Education Academy, Dr. Sci. (Econ.), Professor, Honored Worker of Higher Education of the Russian Federation; President, Head of Theory and Practice of Competition Department; President, Russian Association for Entrepreneurship Education; Moscow, Russia, yrubin@synergy.ru

Olga N. Potapova, ORCID 0000-0003-2376-8461, Cand. Sci. (Econ.), Associate Professor, Theory and Practice of Competition Department, Synergy University, Moscow, Russia, opotapova@synergy.ru

Elena V. Alekseeva, ORCID 0000-0002-4505-3638, Director of Entrepreneurship Studio, Synergy University, Moscow, Russia, eturchaninova@synergy.ru

Michail V. Lednev, ORCID 0000-0002-9422-6099, Cand. Sci. (Econ.), Associate Professor, Theory and Practice of Competition Department, Synergy University, Moscow, Russia, mlednev@Synergy.ru

Danila P. Mozhzhukhin, ORCID 0000-0001-8742-0769, Senior Lecturer, Theory and Practice of Competition Department, Synergy University; CEO, Russian Association for Entrepreneurship Education, Moscow, Russia, dmozhzhukhin@synergy.ru

Anna Yu. Pogorelova, ORCID 0000-0001-8364-8395, Lecturer, Theory and Practice of Competition Department, Synergy University, Moscow, Russia, apogorelova@synergy.ru

Tatiana A. Puzynya, ORCID 0000-0003-0668-0804, Cand. Sci. (Econ.), Associate Professor, Theory and Practice of Competition Department, Synergy University, Moscow, Russia, tatiana-puzynya@yandex.ru

Acknowledgements

The article was prepared within the framework of the Federal innovative educational project "Model of an innovative system of continuous entrepreneurial education in the educational organization of higher education in the Russian Federation" on the federal innovation platform, based in the Synergy University.

Received 18.03.2021, reviewed 25.03.2021, accepted 29.03.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.