Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ НА НЕПРОФИЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ПРОГРАММ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ НА НЕПРОФИЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ПРОГРАММ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ОБУЧЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (СПО) / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / САМОЗАНЯТЫЕ ГРАЖДАНЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Потапова Ольга Николаевна, Погорелова Анна Юрьевна, Пузыня Татьяна Алексеевна

В статье рассмотрены вопросы обучения предпринимательству на различных образовательных программах среднего профессионального образования, таких, например, как «Коммерция (по отраслям)», «Гостиничное дело», «Дизайн (по отраслям)», «Экономика и бухгалтерский учет», «Дошкольное образование», «Интернет-маркетинг», «Информационные системы и программирование». Изучение предпринимательских дисциплин, не являющихся профильными, нацелено на формирование общепрофессиональных компетенций и может представлять практический интерес для обучающихся различным профессиям. В современных условиях выпускники колледжа могут открывать свое дело в качестве индивидуальных предпринимателей и самозанятых граждан, создавая собственное дело без образования юридического лица, а также инициировать внутрифирменное предпринимательство. В статье обоснованы дополнительные возможности, которые выпускники колледжа могут получить в случае изучения предпринимательских дисциплин наряду с получением необходимых для выбранной профессии компетенций. Авторы предлагают рассматривать процесс обучения предпринимательству на непрофильных направлениях программ среднего профессионального образования через призму системного дополнения набора профессиональных компетенций компетенциями в сфере предпринимательства. Авторами представлен пример контента учебной дисциплины «Основы предпринимательской деятельности», призванной формировать предпринимательские компетенции обучающихся на различных направлениях в колледже при Московском финансово-промышленном университете «Синергия». Также в данной статье представлено видение авторов и основные подходы по выстраиванию траектории обучения предпринимательской проблематики для студентов колледжа. Авторами предложены основные темы, формы обучения и виды учебных занятий, необходимые для достижения требуемого уровня профессиональной компетентности, а именно знаний, умений и практического опыта для решения предпринимательских задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Потапова Ольга Николаевна, Погорелова Анна Юрьевна, Пузыня Татьяна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ENTREPRENEURSHIP TRAINING IN NON-CORE AREAS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION PROGRAMS

The article discusses the issues of entrepreneurship training among students in various educational programs of secondary vocational education, such as Commerce (by industry), Hospitality, Design (by industry), Economics and Accounting, Preschool education, Internet marketing, Information systems and programming. The study of entrepreneurial disciplines, which are not specialized, is based on the formation of general professional competencies and can be based on the practical interests to students of various professions. In modern conditionscollege graduates can open their own business as individual entrepreneurs and self-employed citizens, creating their own business without forming a legal entity, as well as initiate intra-company entrepreneurshipThe article substantiates the additional opportunities that college graduates can get in the case of studying entrepreneurial disciplines along with obtaining the competencies necessary for the chosen profession. The authors propose to consider the process of teaching entrepreneurship in non-core areas of secondary vocational education programs by building a system of competencies based on the systemic addition of a set of professional competencies with competencies in the field of entrepreneurship. The authors present an example of the content of the academic discipline “Fundamentals of Entrepreneurship”, designed to form the entrepreneurial competencies of students in various fields at the college at the Moscow Financial and Industrial University “Synergy”. Also the authors propose the main topics, forms of education and types of training sessions necessary to achieve the required level of professional competence, taking into account the development of entrepreneurial competencies.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ НА НЕПРОФИЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ПРОГРАММ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

DOI: 10.37791/2687-0657-2022-16-2-128-143

Особенности обучения предпринимательству на непрофильных направлениях программ среднего профессионального образования

О. Н. Потапова1*, А. Ю. Погорелова1, Т. А. Пузыня1

1 Университет «Синергия», Москва, Россия ' opotapova@synergy.ru

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы обучения предпринимательству на различных образовательных программах среднего профессионального образования, таких, например, как «Коммерция (по отраслям)», «Гостиничное дело», «Дизайн (по отраслям)», «Экономика и бухгалтерский учет», «Дошкольное образование», «Интернет-маркетинг», «Информационные системы и программирование». Изучение предпринимательских дисциплин, не являющихся профильными, нацелено на формирование общепрофессиональных компетенций и может представлять практический интерес для обучающихся различным профессиям. В современных условиях выпускники колледжа могут открывать свое дело в качестве индивидуальных предпринимателей и самозанятых граждан, создавая собственное дело без образования юридического лица, а также инициировать внутрифирменное предпринимательство. В статье обоснованы дополнительные возможности, которые выпускники колледжа могут получить в случае изучения предпринимательских дисциплин наряду с получением необходимых для выбранной профессии компетенций. Авторы предлагают рассматривать процесс обучения предпринимательству на непрофильных направлениях программ среднего профессионального образования через призму системного дополнения набора профессиональных компетенций компетенциями в сфере предпринимательства. Авторами представлен пример контента учебной дисциплины «Основы предпринимательской деятельности», призванной формировать предпринимательские компетенции обучающихся на различных направлениях в колледже при Московском финансово-промышленном университете «Синергия». Также в данной статье представлено видение авторов и основные подходы по выстраиванию траектории обучения предпринимательской проблематики для студентов колледжа. Авторами предложены основные темы, формы обучения и виды учебных занятий, необходимые для достижения требуемого уровня профессиональной компетентности, а именно знаний, умений и практического опыта для решения предпринимательских задач.

Ключевые слова: предпринимательство, обучение предпринимательству, среднее профессиональное образование (СПО), индивидуальное предпринимательство, самозанятые граждане

Для цитирования: Потапова О. Н, Погорелова А. Ю., Пузыня Т. А. Особенности обучения предпринимательству на непрофильных направлениях программ среднего профессионального образования // Современная конкуренция. 2022. Т. 16. № 2. С. 128-143. DOI: 10.37791/2687-0649-202216-2-128-143

Features of Entrepreneurship Training in Non-core Areas of Secondary Vocational Education Programs

O. Potapova1*, A. Pogorelova1, T. Puzynya1

1 Synergy University, Moscow, Russia ' opotapova@synergy.ru

Abstract. The article discusses the issues of entrepreneurship training among students in various educational programs of secondary vocational education, such as Commerce (by industry), Hospitality, Design (by industry), Economics and Accounting, Preschool education, Internet marketing, Information systems and programming. The study of entrepreneurial disciplines, which are not specialized, is based on the formation of general professional competencies and can be based on the practical interests to students of various professions. In modern conditionscollege graduates can open their own business as individual entrepreneurs and self-employed citizens, creating their own business without forming a legal entity, as well as initiate intra-company entrepreneurshipThe article substantiates the additional opportunities that college graduates can get in the case of studying entrepreneurial disciplines along with obtaining the competencies necessary for the chosen profession. The authors propose to consider the process of teaching entrepreneurship in non-core areas of secondary vocational education programs by building a system of competencies based on the systemic addition of a set of professional competencies with competencies in the field of entrepreneurship. The authors present an example of the content of the academic discipline "Fundamentals of Entrepreneurship", designed to form the entrepreneurial competencies of students in various fields at the college at the Moscow Financial and Industrial University "Synergy". Also the authors propose the main topics, forms of education and types of training sessions necessary to achieve the required level of professional competence, taking into account the development of entrepreneurial competencies.

Keywords: entrepreneurship, entrepreneurship training, secondary vocational education (SPE), individual entrepreneurship, self-employed citizens

For citation: Potapova O., Pogorelova A., Puzynya T. Features of Entrepreneurship Training in Non-core Areas of Secondary Vocational Education Programs. Sovremennaya konkurentsiya=Journal off Modern Competition, 2022, vol.16, no.2, pp.128-143 (in Russian). DOI: 10.37791/2687-0649-2022-16-2-128-143

Введение

Перспективы развития предпринимательства в России связаны в том числе с последовательным вовлечением в профессиональное предпринимательство молодежи, студентов вузов и колледжей, школьников, с формированием у них реалистичного понимания содержания предпринимательского труда, восприятия предпринимательства как востребованной и уважаемой профессии.

К концу 2024 года, согласно задачам национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»1,

1 Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» // Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: https:// www.economy.gov.ru/material/directions/nacionalnyy_ proekt_maloe_i_srednee_predprinimatelstvo_i_ podderzhka_individualnoy_predprinimatelskoy_iniciativy/ (дата обращения: 20.03.2022).

вклад малого и среднего предпринимательства в ВВП РФ должен увеличиться до 32,5%, а число занятых - до 25 млн человек к 2030 году. По мнению экспертов, драйвером развития сектора малого предпринимательства в средне- и долгосрочной перспективе станет молодежное предпринимательство. Ранней предпринимательской активности способствуют в том числе формирование и развитие цифровой экономики, поскольку цифровые технологии являются способом коммуникации и выражения себя молодыми людьми, идущими в ногу с технологическим прогрессом.

По данным Центра молодежных инициатив АСИ2, 88% учеников старших классов и студентов хотят развивать бизнес или уже занимаются этим. Школьники и студенты готовы к собственным бизнес-проектам. Многие из них изначально рассматривают возможность работы на себя. Открытие своего бизнеса различными специалистами, вне зависимости от выбранной профессии, уже не является исключением из правил, а становится обычным явлением. Однако более 50% опрошенных АСИ молодых людей опасаются начинать свое дело из-за нехватки знаний и отсутствия навыков ведения бизнеса. Недостаток знаний и умений в данной области подчеркивает актуальность и важность введения предпринимательских дисциплин на непрофильных направлениях профессионального образования.

С учетом существенных изменений в системе среднего профессионального образования, которые привели к повышению привлекательности этой формы обучения по сравнению с продолжением обучения в школе, подготовке и воспитанию конкурентоспособных специалистов различных профилей будет способствовать приобретение обучающимися дополнительных (к вы-

2 Вузы поддержат курс на предпринимательство // РБК + . URL: https://plus.rbc.ru/news/ 5fbcc52f7a8aa93b6bf411e6 (дата обращения: 20.03.2022).

бранной профессии) компетенций в области предпринимательства. Это обусловливает интерес к предпринимательским дисциплинам разработчиков образовательных программ.

Данная статья посвящена проблеме построения системы обучения предпринимательству на непрофильных программах среднего профессионального образования (СПО) и решению следующих задач: определить возможности обучающихся и выпускников колледжа в реализации предпринимательских компетенций в своей профессиональной деятельности; выделить компетенции в области предпринимательства для студентов колледжа; представить систему обучения предпринимательству через формирование структуры дисциплины «Основы предпринимательской деятельности» и выделения в ней наиболее значимых разделов, определение содержания тем и видов учебных занятий для достижения максимального результата по освоению предпринимательских компетенций.

Предложенные в статье подходы были положены в основу формирования структуры дисциплины «Основы предпринимательской деятельности» как планируемых результатов обучения в системе непрерывного предпринимательского образования с целью реализации задач федерального инновационного образовательного проекта «Модель инновационной системы непрерывного предпринимательского образования в образовательной организации высшего образования Российской Федерации».

Методология

При проведении исследования в данной статье основополагающими являются общенаучные методы, включающие приемы интерпретации, дедукции, индукции, синтеза, анализа, сопоставления, обобщения. Методологические аспекты работы реализуются посредством использования системного, комплексного подхода, логического метода

исследования, сравнительного и ситуационного анализа. Используемые методы исследования выбраны в соответствии с целью и задачами настоящего исследования.

Обзор литературы

Данная статья является продолжением цикла опубликованных статей, посвященных проблемам обучения предпринимательству на программах среднего профессионального образования [7, с. 126-133; 9, с. 3-21].

Авторы поддерживают вектор развития системного подхода обучения предпринимательству для непрофильных направлений бакалавриата, где в качестве ключевых определяются вопросы формирования предпринимательских компетенций, вытекающих из функционального ядра профессии предпринимателя [1, с. 108-125].

Перспективным для дальнейших теоретических исследований и практических целей представляется необходимость систематизации предпринимательских функций, которые образуют ядро идентичности предпринимательской профессии и понимание предпринимательства как комплексного решения задач создания и прекращения собственного бизнеса, текущего ведения и развития составляющих его бизнес-процессов [12, с. 83-103].

Чрезвычайно актуальным авторам статьи видится принятие документа, который имел бы статус профессионального стандарта предпринимателя, содержащий характеристику предпринимательства как вида профессиональной деятельности, состава и содержания обобщенных трудовых функций и действий, обоснования перечня специальных знаний и умений, необходимых людям для успешной работы предпринимателями на профессиональном уровне, разработкой которого занимаются российские ученые и практики [11, с. 45-61; 10, с. 5-28; 14, с. 99-112].

Знания и навыки, которые необходимо формировать у обучающихся в процессе обучения предпринимательству, были предметом

многочисленных исследований зарубежных ученых [15, с. 41-60; 17, с. 257-276; 18, с. 107; 19, с.134-151; 21, с. 442-454; 22, с. 828-832].

На страницах научных журналов обсуждается совокупность профессиональных знаний и умений, необходимых предпринимателям для успешного выполнения профессиональных предпринимательских функций. Например, важности учитывать специфику и использовать современные цифровые технологии для решения предпринимательских задач в условиях нарастающей цифровизации российской экономики и новых требованиях, которые в этой связи предъявляются к преподавательскому составу и учебным заведениям, посвящены труды российских авторов [4, с. 84-94; 3, с. 91-104; 6, с. 18-35; 14, с. 5-28].

Компетенции в сфере предпринимательства являются важными для любого направления образования. Тем не менее данному вопросу до сих пор не уделяется должного внимания в научных исследованиях. Помимо прочего, недостаточно систематизирован сам процесс обучения предпринимательству на непрофильных образовательных программах.

Некоторые исследования в данной области подчеркнули значимость наличия предпринимательской составляющей в образовательных программах для развития человеческого и профессионального потенциала обучающихся, а также их профессионального роста в будущем [5, с. 63-73; 2, с. 6170; 20, с. 9-36].

Подтверждение актуальности предмета исследования данной статьи, а именно того, что включение предпринимательских дисциплин в программы обучения иным специальностям положительно влияет на общую предпринимательскую активность, можно найти в некоторых работах зарубежных авторов [16, с. 98-111; 21, с. 442-454].

В условиях, когда сформирован новый запрос со стороны государства к результатам среднего профессионального образования и установлены высокие планки к результатам профессионального образования,

тема обучения предпринимательству не имеет пока целостной представленности на образовательных пространствах российского среднего профессионального образования, т. е. недостаточно систематизирован сам процесс обучения предпринимательству. Этим обусловлен научный интерес разработчиков образовательных программ.

Возможности для занятия предпринимательской деятельностью учащихся и выпускников колледжа

Согласно российскому законодательству, индивидуальными предпринимателями могут становиться любые дееспособные граждане, изъявившие желание участвовать в предпринимательской деятельности. Некоторые люди работают индивидуальными предпринимателями на началах основной профессиональной занятости, другие - на началах вторичной занятости, а некоторые -просто «между делом». Однако какой бы тип профессиональной занятости в качестве ИП люди ни признавали подходящим для себя, они обязаны действовать на рынке компетентно, добросовестно и ответственно.

Учащиеся коллежа - это молодые люди 14-18 лет. Для них возможен выбор труда по найму по выбранной профессии и/или выбор предпринимательской деятельности3 в форме ИП или самозанятого гражданина уже в период обучения или после окончания колледжа.

Если в 2017 году практика самозанятости начиналась как эксперимент4, то к середине

3 Законодательство Российской Федерации предусматривает возможность регистрации несовершеннолетних физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и применения специального налогового режима «Налог на профессиональный доход».

4 Федеральный закон от 27 ноября 2018 года № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессио-

нальный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)». Ч. 1. Ст. 2.

октября 2020 года налоговый режим для самозанятых стал действовать по всей стране.

Самозанятые - это лица, которые трудятся самостоятельно, без использования наемного труда, работают сами на себя, сами решают, когда и как подработать, но при этом не вступать в трудовые отношения. Официально они называются «плательщики налога на профессиональный доход (НПД)». Эти люди занимаются профессиональной деятельностью, от которой получают доходы, и платят профессиональный налог. Этот налоговый режим подходит для многих профессий из разных областей, например в 1Т-сфере (программист, веб-разработчик, компьютерный мастер, аналитик данных, системный администратор); помощь по дому и ремонт (сантехник, электрик, уборщик, мастер по ремонту бытовой техники, строитель, столяр, плотник); здоровье и спорт (диетолог, логопед, массажист, тренер, инструктор, психолог, сиделка); информационные услуги и маркетинг (переводчик, копирайтер, маркетолог, блогер, автор статей, SMM-менеджер, таргетолог); красота и мода (модель, парикмахер, стилист, мастер тату, косметолог, мастер маникюра, швея, модельер, дизайнер); развлечения и творчество (аниматор, ведущий свадеб, гид, артист, музыкант, оператор, фотограф, художник, мастер по пошиву кукол или другим видам декоративно-прикладного искусства); финансы и юридические услуги (бухгалтер, юрист, налоговый консультант, финансовый консультант); образование (учитель, репетитор, тренер, няня, автор курсов, продюсер онлайн-школы); кулинария (повар, кондитер, пекарь).

Многие из перечисленных профессий входят в список 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования5. Это одна из мер,

5 Приказ Министерства труда и социальной защиты от 2 ноября 2015 г. № 831 «Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования».

направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования.

Уровень квалификации выпускников программ СПО должен позволить им выполнять трудовую деятельность в качестве специалистов среднего звена с использованием наиболее простой организационно-правовой формы предпринимательства, а именно формы индивидуального предпринимательства. Базовая степень профессиональной компетентности предпринимателей позволит им успешно работать индивидуальными предпринимателями в тех направлениях трудовой деятельности, которые традиционно называются рабочими профессиями.

Приобретение предпринимательских компетенций для занятий индивидуальным предпринимательством могло бы стать основой получения дополнительной квалификации для большинства отраслевых образовательных программ. Это также соответствует общемировому тренду, в рамках которого люди имеют возможность приобретать в процессе получения профессионального образования две квалификации - основную и дополнительную, поэтому образовательные программы СПО целесообразно фокусировать одновременно на предмете деятельности и на предпринимательстве.

Вопросы формирования компетенций в области предпринимательства

Наблюдается спрос российской молодежи на приобретение недостающих им компетенций в сфере занятия предпринимательством на профессиональном уровне, и базовые профессиональные знания, умения, навыки в области предпринимательства могут быть сформированы у молодых людей именно в колледжах, что подтверждается мировой практикой. В настоящее время образовательные организации среднего профессионального образования являются во всем мире основными поставщиками инди-

видуальных предпринимателей, давая многим десяткам тысяч трудоспособных граждан практическую возможность самостоятельного обеспечения занятости на рынке труда [9, с. 3-21].

Изучение курсов по предпринимательской деятельности позволит студентам всех профессий не только систематизировать знания о предпринимательстве, но и понять важность ответственного отношения к предпринимательской деятельности как деятельности профессиональной.

В перечне ФГОС по направлениям обучения в системе СПО «Предпринимательство» отсутствует как отдельное направление получения профессионального образования, но имеется возможность обучения по профилю «Предпринимательство» в рамках Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 мая 2014 г. № 539.

Для овладения профессией предпринимателя требуются специфические компетенции, такие как: умение самостоятельно осуществлять управление собственным бизнесом на современном уровне с использование современных технологий и инструментов; владение навыками поддержания собственной занятости и управление собственным трудовым ресурсом; умение самостоятельно осуществлять развитие собственного бизнеса в части управления его ростом и обновлением; умение самостоятельно осуществлять действия по прекращению участия в предпринимательской деятельности; овладение навыками выполнения системы конкурентных действий, обеспечения конкурентоспособности и конкурентной устойчивости собственного бизнеса.

Необходимость выполнения профессиональных функций в предпринимательской деятельности влечет за собой и необходимость формирования у индивидуальных предпринимателей в процессе их

профессионального обучения системы компетенций, профессионально значимых для занятия предпринимательством. Компетент-ностное поле индивидуального предпринимательства включает профессиональные, общепрофессиональные и общекультурные компетенции, необходимые индивидуальным предпринимателям для работы на профессиональном уровне.

Профессиональными следует признать компетенции, которые обусловлены непосредственно выполнением профессиональных предпринимательских функций. Их следует определить как предпринимательские компетенции.

Общепрофессиональными для индивидуальных предпринимателей следует признать управленческие, в том числе организационные компетенции, экономические, в том числе финансовые и бухгалтерские компетенции, а также компетенции в области уголовного и гражданского права, профессиональной аналитики, самоорганизации, самомотивации, самоконтроля и планирования собственной деятельности, применения современных ИКТ, межличностных коммуникаций.

Общекультурными для индивидуальных предпринимателей являются компетенции в сферах несения социальной ответственности, толерантного поведения, патриотизма и интернационализма, восприятия общемировых ценностей культуры, понимания движущих сил и закономерностей социально-экономического процесса в истории страны и мировых цивилизаций, логического мышления, деятельного лидерства, общественной морали, самозащиты и защиты окружающих в случае катастроф.

Кроме того, в процессе обучения необходимо также обеспечить наряду с формированием компетенций, необходимых учащимся для будущей успешной профессиональной деятельности в предпринимательстве, выявление и развитие их способностей к занятию предпринимательством, а также выявление и имплементацию профессиональ-

но значимых для занятия предпринимательством личностных качеств и склонностей, прежде всего таких качеств, как предприимчивость, трудолюбие, воля, склонность к лидерству, творчеству и др. [9, с. 7].

В рамках обучения предпринимательству требуются овладение комплексом общекультурных, общепрофессиональных и специальных профессиональных предпринимательских компетенций, а также дополнительные профессиональные и региональные компетенции, которые следует учитывать при разработке профессиональных образовательных программ [13, с. 173-191].

Владение предпринимательскими компетенциями будет полезно любому молодому человеку, независимо от его профессии, что особенно актуально в условиях экономических кризисов.

Построение системы компетенций целесообразно проводить на основе системного дополнения набора профессиональных компетенций компетенцией в области предпринимательства, которая по своему значению является общепрофессиональной, но при этом опирается на профессиональное ядро и сохраняет его.

Обновленные федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (ФГОС четвертого поколения), как и ФГОС третьего поколения, определяют требования к двум видам конечных образовательных результатов - общим и профессиональным компетенциям. Общие компетенции представляют собой «универсальные способы деятельности, общие для большинства профессий и специальностей, направленные на решение профессионально-трудовых задач и являющиеся условием интеграции выпускника в социально-трудовые отношения на рынке труда».

Программы, построенные на основе ФГОС четвертого поколения, предполагают большую адаптивность, которая позволяет включать в учебные планы вновь появляющиеся на рынке профессии и специ-

альности, увеличивает практико-ориентиро-ванную вариативную составляющие. Такие характеристики программы свидетельствуют о повышении роли общих компетенций, назначение которых состоит в обеспечении функциональной готовности человека к наращиванию своих внутренних ресурсов в соответствии с новыми для него задачами. В том числе в составе общих компетенций названа профессиональная компетенция, требующая уточнения объекта воздействия и контекста деятельности в области планирования предпринимательской деятельности, - это ОК-116. Профессиональная компетенция ОК-11 «Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере» представляет собой формулировку профессиональной компетенции с открытым для выбора в рамках конкретной программы объектом воздействия и контекстом деятельности.

Компетенция по предпринимательству является общепрофессиональной для непрофильных направлений, при этом встраивать ее в основную образовательную программу возможно в качестве профессиональной.

Отметим отсутствие системного подхода в организации обучения предпринимательству в рамках получения дополнительной профессиональной квалификации. В наборах обязательных учебных дисциплин, которые установлены ФГОС по направлениям обучения в системе СПО, «предпринимательские» дисциплины практически отсутствуют. Российские колледжи не располагают основными образовательными программами, которые были бы системно ориентированы на формирование у выпускников предпринимательских компетенций.

Большинство организаций СПО ограничиваются наличием нескольких дисциплин предпринимательской направленно-

6 Паровозов А. Общие компетенции в составе ФГОС четвертого поколения // PANDIA. URL: https:// pandia.ru/text/81/007/22839.php (дата обращения: 20.03.2020).

сти в учебных планах в виде непрофильных элективов, или же такие дисциплины вовсе отсутствуют, а отдельные предпринимательские аспекты рассматриваются в рамках отдельных тем экономических или управленческих дисциплин.

Опыт построения контента дисциплины «Основы предпринимательской деятельности» при условии сохранения профессионального ядра предпринимательства в рамках реализации программ среднего профессионального образования

Представляем для обсуждения пример контента учебной дисциплины «Основы предпринимательской деятельности», призванной формировать предпринимательские компетенции обучающихся на различных направлениях в колледже при Московском финансово-промышленном университете «Синергия».

Изучение дисциплины ориентировано на получение обучающимися знаний и навыков о специфике предпринимательской деятельности как особой разновидности профессиональной деятельности человека. Изучение направлено как на формирование компетенций в области управления собственным бизнесом индивидуального предпринимателя и самозанятого гражданина, так и на формирование предпринимательского мышления, обеспечивающего адекватную современным условиям подготовку квалифицированных, конкурентоспособных специалистов.

Обучающиеся получат возможность не только уяснить место добросовестного предпринимательства в структуре современного общества, изучить, какими специфическими профессиональными качествами должен обладать предприниматель, и научиться управлять собственным бизнесом, что необходимо знать, понимать и уметь для успешной повседневной работы в бизнесе, но и научиться управлять бизнес-процессами

и бизнес-коммуникациями, достигать успеха на рынке, упреждая конкурентов в создании и реализации новых товаров, работ, услуг.

Дисциплина «Основы предпринимательской деятельности», включенная в профессиональный учебный цикл учебных планов по программам подготовки специалистов среднего звена, является общепрофессиональной дисциплиной.

Целью изучения дисциплины «Основы предпринимательской деятельности» является формирование у обучающихся экономического мышления и способности к личностному самоопределению и самореализации в экономической деятельности, в том числе в области предпринимательства.

Задачи изучения дисциплины:

• понимать мотивацию и содержание профессиональной деятельности предпринимателя;

• понимать особенности трудовой деятельности без образования юридического лица (индивидуальное предпринимательство и самозанятые) и уметь оценивать свои личностные качества с точки зрения целесообразности занятия предпринимательством;

• выявлять сущность предпринимательства, его роль и значение для общества, понимать исторические корни предпринимательства в России;

• определять особенности различных видов предпринимательства, выносить аргументированные суждения для обоснованного выбора сферы своей деятельности;

• различать законный и незаконный бизнес, обосновывать свою позицию по поводу необходимости добросовестного взаимодействия участников рыночных отношений;

• исследовать факторы конкурентоспособности и предпринимательского успеха, а также причины неудач и предпринимательских рисков.

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

знать:

• содержание предпринимательства как профессиональной деятельности человека;

• функции, задачи и характерные черты современного предпринимательства;

• особенности организации предпринимательской деятельности с учетом отраслевых особенностей;

• основы конкурентной деятельности в индивидуальном предпринимательстве;

• правовые и управленческие основы создания и ведения собственного бизнеса индивидуального предпринимателя;

уметь:

• выстраивать систему администрирования межфирменных и внутрифирменных предпринимательских коммуникаций;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• анализировать условия для ведения предпринимательской деятельности;

• решать задачи создания и проведения стартапа собственного бизнеса;

иметь практический опыт:

• применения инструментов и методов создания и управления собственным делом в качестве индивидуального предпринимателя или самозанятого;

• оценки факторов конкурентоспособности собственного дела, анализа сильных и слабых сторон, рисков и возможностей, факторов предпринимательского успеха и причин неудач, включая выявление потребностей рынка, формирование спроса на товары, работы, услуги и стимулирование сбыта продукции;

• проведения стартапа собственного бизнес-проекта в индивидуальном предпринимательстве.

Рассмотрим в качестве примера структуру и содержание учебного материала дисциплины «Основы предпринимательской деятельности», в рамках которой видится возможным освоение предпринимательских компетенций (табл. 1).

Для освоения компетенций предполагается использование ставших уже традиционными таких форм образовательной деятельности, как лекции и семинары (формы активных занятий), а также ситуационные практикумы (кейс-стади), мастер-классы, тренинги, дидактические игры (формы интерактивных занятий), приветствуется

Таблица 1. Структура и содержание учебного материала дисциплины «Основы предпринимательской деятельности»

Table 1. Structure and content of the educational material of the discipline "Fundamentals of entrepre-neurship"

Наименование разделов и тем Name of sections and topics Содержание учебного материала The content of the training material

Тема 1. Введение в профессию. Признаки предпринимательской деятельности Предпринимательство как профессия. Профессиональные компетенции предпринимателей. Способности и мотивы людей в предпринимательстве. Результаты предпринимательского дела. Успехи в предпринимательстве. Предпринимательские ресурсы. Профессиональные интересы предпринимателей. Предпосылки и условия профессионального участия людей в предпринимательстве. Самостоятельность предпринимателей, их инициатива, несение рисков и ответственности. Рациональная мотивация предпринимателей и рациональная логика бизнеса. Отношение к предпринимательству со стороны предпринимателей и их окружения: прагматическое, критическое, романтическое. Добросовестное предпринимательство. Противоречия и конфликты интересов в современном предпринимательстве

Тема 2. Профессиональная занятость в предпринимательстве. Направления предпринимательства Признаки подходящего предпринимательского дела. Направления профессиональной занятости предпринимателей. Производственное предпринимательство в отраслях промышленности. Производственное предпринимательство в отраслях сельского хозяйства. Производственное предпринимательство в строительстве. Предпринимательство на рынке производственных услуг. Информационный бизнес. Предпринимательство в сфере оказания образовательных услуг. Предпринимательство на рынке труда. Предпринимательство на рынках консультационных, аудиторских и экспертных услуг. Предпринимательство на рынке потребительских услуг. Социальное предпринимательство. Коммерческое предпринимательство. Направления предпринимательства на финансовых рынках. Деньги и ценные бумаги как инструменты финансового предпринимательства. Банковское дело как направление финансового предпринимательства. Предпринимательство на рынке иностранной валюты. Страховое дело. Инвестиционное предпринимательство. Инновационное предпринимательство

Тема 3. Предпринимательская деятельность без образования юридического лица Особенности, преимущества и недостатки индивидуального предпринимательства. Самозанятость как форма ведения предпринимательской деятельности. Регистрация индивидуального предпринимателя. Особенности получения статуса самозанятого

Тема 4. Внутрифирменные и внешнефирменные бизнес-процессы и бизнес-коммуникации Бизнес-процессы и бизнес-коммуникации как объекты управления в предпринимательстве. Сущность и критерии разграничения бизнес-коммуникаций. Управление внутрифирменными бизнес-процессами и бизнес-коммуникациями. Трудовые коммуникаты. Сотрудничество и соперничество партнеров в общем бизнесе. Бизнес-коммуникации с работниками бизнес-единиц. Внутрифирменное сотрудничество и соперничество работодателей с работниками. Внешнефирменные бизнес-процессы и бизнес-коммуникации. Бизнес-коммуникации с контрагентами. Бизнес-коммуникации на рынке труда. Маркетинговые бизнес-коммуникации с потребителями. Каналы и инструменты предпринимательских коммуникаций. PR и GR - коммуникации в предпринимательстве. Межфирменная инфраструктура предпринимательства

Окончание табл. 1

Тема 5. Бизнес-процессы и бизнес-коммуникации на предстартовой стадии, при проведения стартапа. Развитие и прекращение предпринимательской деятельности Разграничение стартапа и предстартовой стадии в предпринимательстве. Вечные вопросы бизнеса. Функциональные задачи стартапа и стадии его проведения. Блоки производственных и коммерческих задач стартапов. Монетизация стартапов. Блоки экономических и финансовых задач стартапов. Экономическое обустройство стартапов. Финансовые показатели новых бизнес-единиц. Блок организационно-документационных задач стартапов. Создание внутрифирменных регламентов и документооборота новой бизнес-единицы. Тимбилдинг: создание команд стартап-проекта. Кадровое обустройство нового бизнеса. Подбор и отбор претендентов. Создание системы менеджмента персонала. Сплочение команд стартап-проекта. Формирование организационной культуры новых бизнес-единиц. Отладка внешнефирменных бизнес-коммуникаций в период проведения стартапа. Обеспечение безопасности собственного стартапа. Задачи и направления развития бизнеса в период его конкурентной устойчивости. Предпосылки управления бизнес-процессами по выходу из бизнеса

Тема 6. Инструменты управления собственным бизнесом: бизнес-моделирование, бизнес-планирование, организация и контроль деятельности, система мотивации персонала Система инструментов управления собственным бизнесом. Соотношение стратегии и тактики в управлении собственным бизнесом. Определение бизнес-модели. Бизнес-модель как основа стратегического планирования деятельности предпринимателя. Структурные блоки современных бизнес-моделей. Бизнес-модель А. Остервальдера и И. Пинье: девять структурных блоков. Другие структурные блоки бизнес-моделей. Комплексные бизнес-модели. Бизнес-планирование: цели, задачи, принципы построения. Основные разделы бизнес-плана. Внутренний и внешний имидж предприятия. Организационная структура бизнеса индивидуального предпринимателя. Командные высоты в бизнес-единицах для управления собственным бизнесом на стратегическом уровне. Делегирование предпринимателями управленческих полномочий в бизнес-единицах. Внешний и внутренний контроль. Суть механизма мотивации персонала. Виды мотивации персонала

Тема 7. Конкуренция в предпринимательстве. Конкурентный анализ Понятие конкуренции в предпринимательстве. Объекты конкуренции. Конкурентная среда и конкурентное окружение субъектов предпринимательства. Конкурентные преимущества и недостатки. Конкурентоспособность и конкурентная устойчивость субъектов предпринимательства. Конкурентные действия. Типы конкурентного взаимодействия. Виды конкурентных действий. Методы конкурентных действий «за результаты»: ценовые и неценовые. Методы конкурентных действий «за ресурсы». Значение конкурентного анализа и оценки для достижения целей и решения задач конкуренции. Инструменты конкурентного анализа: SWOT-, PEST-, GAP-анализ. Конкурентная карта рынка. Бенчмаркинг

Тема 8. История российского предпринимательства. Национальные модели предпринимательства Предпосылки и этапы формирования предпринимательства в России. Особенности и тенденции развития современного российского предпринимательства. Направления совершенствования системы российского предпринимательства в 2000-е и 2010-е гг. Национальные модели предпринимательства

самостоятельная работа обучающихся по заданию преподавателя.

Отметим, что имплементация системы интерактивных мероприятий получила широкое распространение в практике предпринимательского обучения колледжа МФПУ «Синергия» [8, с. 17-23].

Развитию предпринимательского мышления, безусловно, будут способствовать и такие современные формы проведения занятий, как питч-сессия, «тень предпринимателя», день с предпринимателем, хакатон, ворлд кафе [7, с. 126-133].

Предпочтительным представляется использование смешанной формы семинара, на котором сочетаются обсуждение докладов, свободные выступления обучающихся, а также дискуссионные обсуждения.

Целесообразно использование таких форм текущего контроля, как устные и письменные ответы на вопросы, письменное или устное решение кейса (ответ по обоснованию решения проблемы по ситуации, изложенной в кейсе), теоретический доклад с презентацией, эссе,ответы на тесты.

Представляется важной командная работа студентов в процессе обучения, в том числе над проектом создания собственного дела, как одна из ключевых компетенций обучающегося предпринимательству. Работа над проектом может осуществляться или в команде, или индивидуально. Работа над конкретными проектами актуализирует самостоятельное мышление и деятельность, особо востребованные в предпринимательстве, формирует групповое взаимодействие, развивает творческую инициативу студентов.

Использование проектного подхода в обучении в сфере среднего профессионального образования позволяет достигать полезных результатов, например, ориентирует на конечные цели, близкие к целям бизнеса; оптимизирует учебный процесс, максимально приближая его к практике конкретного бизнеса; концентрирует внимание на основных профессиональных предпринимательских компетенциях.

Поэтому рекомендуем проводить оценку достигнутых обучающимися результатов в форме защиты собственного бизнес-проекта перед одногруппниками и экспертной комиссией. В состав экспертной комиссии по оценке презентаций студенческих проектов целесообразно включить: предпринимателей-практиков из числа родителей обучающихся в колледже, обучающихся на выпускных курсах на профиле «Предпринимательство» студентов колледжа и бакалавриата, имеющих собственный бизнес, представителей Студии предпринимательства и бизнес-инкубатора. Предпочтительным, на наш взгляд, является заданность отраслевой направленности проекта, его соответствие направлению основной программы обучения студента колледжа.

Дискуссии

Компетенции в области предпринимательства для обучающихся по различным направлениям, предложенные к рассмотрению в данной статье, не являются исчерпывающими, а задают вектор для дальнейшего развития проблематики организации образовательного процесса и разработки контента учебных курсов по обучению предпринимательству в колледже.

В дальнейшей проработке и широком обсуждении нуждается, по мнению авторов, унификация подходов в преподавании предпринимательских дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования.

Интерес для обучающихся на программах среднего профессионального образования может представлять и развитие внутрифирменного предпринимательства, где предприниматель действует внутри фирмы как владелец собственной фирмы, а не как наемный работник. Основная роль в организации и функционировании внутрифирменных предпринимательских структур отводится интрапренеру - предпринимателю, добившемуся реализации своих новаторских идей, принесшему организации дополнительные

доходы и действующему внутри данной корпорации как владелец подразделения. Ин-трапренер должен обладать определенным набором качеств и профессиональных компетенций. Обучение интрапренерству - актуальный аспект исследования в области обучения предпринимательству.

Авторы убеждены, что предложенная тема требует развития в последующих публикациях, в том числе несомненный интерес представляет исследование опыта реализации подобных программ в колледжах России.

Заключение

В образовательных программах среднего профессионального образования первичным является формирование компетенций учащихся в области выбираемого направления трудовой деятельности, которую они могли бы осуществлять в качестве либо нанятых работников, либо индивидуальных предпринимателей, либо самозанятых.

Представляется, что в системе СПО обучение целесообразно сконцентрировать на получении учащимися дополнительной квалификации среднего профессионального образования наряду с другой квалификацией, выводящей выпускников на уровень специалистов среднего звена. Образовательные программы СПО целесообразно фокусировать одновременно на предмете деятельности и на предпринимательстве. В этом случае они стали бы основой базовой подготовки молодежи для работы в различных областях индивидуального предпринимательства, в любом секторе рынка товаров/услуг/работ на профессиональном уровне.

Рабочие профессии открывают особые возможности для предпринимательской деятельности, тем самым стимулируя организации СПО к реализации предпринимательских проектов уже во время учебы в колледже.

Предложенное авторами статьи решение, а именно построение системы обучения предпринимательству непрофильных направлений среднего профессионально-

го образования, реализуется посредством разработки контента (выделения главных тем, дидактики и видов учебных занятий, которые позволят достичь требуемого уровня освоения предпринимательских компетенций) и реализации комплексной дисциплины «Основы предпринимательской деятельности» для формирования у учащихся колледжа профессиональной компетенции в создании, текущем ведении, развитии и правильном прекращении своего бизнеса, которая по своему значению является общепрофессиональной, но при этом опирается на профессиональное ядро и сохраняет его.

Теоретическая значимость состоит в обосновании требований к различным программам среднего профессионального образования на приобретение обучающимися недостающих им компетенций в сфере занятия предпринимательством на профессиональном уровне, а также в выделении и описании компетенций, необходимых для реализации предпринимательских функций, которые образуют ядро идентичности предпринимательской профессии и формируют ее уникальную функциональную специфику.

Практическая значимость состоит в разработке контента и обосновании адекватных форм проведения занятий для достижения требуемого уровня освоения предпринимательских компетенций в процессе изучения дисциплины «Основы предпринимательской деятельности» для обучающихся по программам среднего профессионального образования.

Важно заметить, что обучение предпринимательству может быть признано социально значимым процессом. В контексте глобального кризиса, пандемии, экономического спада острой становится задача выхода за привычные границы, создания новых рынков, новых видов занятости, новых рабочих мест. Экономике и обществу нужны люди, готовые принимать на себя риски и ответственность в условиях неопределенности. В этой ситуации требуется массовый приток предпринимателей и лидеров, самостоятельных в принятии решений.

Список литературы

1. Дерябина Г. Г., Можжухин Д. П., Памухин Ю. Г., Потапова О. Н. Особенности обучения предпринимательству на непрофильных направлениях в бакалавриате // Современная конкуренция. 2022. Т. 16. № 1. С. 108-125. DOI: 10.37791/2687-0649-2022-16-1-108-125.

2. Лукашенко М. А. Селф-менеджмент студента как основа результативности е-learning // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 2. С. 61-70. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-2-61-70.

3. Лукашенко М. А, Громова Н. В., Ожгихина А. А. Цифровой имидж преподавателя предпринимательского университета // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 7. С. 91-104. DOI: 10.31992/0869-3617-202130-7-91-104.

4. Лукашенко М. А., Добровольская Т.Ю. Цифровая корпоративная культура предпринимательского университета // Современная конкуренция. 2020. Т. 14. № 4 (80). С. 84-94. DOI: 10.37791/1993-7598-2020-144-84-94.

5. Лукашенко М. А., Телегина Т. В. Тайм-менеджмент: стратегия подготовки студентов к сессии без авралов // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 2. С. 63-73. OI: 10.31992/0869-3617-2020-29-2-63-73.

6. Одегов Ю. Г., Кулапов М. Н., Карасев П. А, Тихонов А. Р. Воспитание талантов: молодежный аспект // Вестник НГУЭУ. 2021. № 4. С. 18-35. DOI: 10.34020/2073-6495-2021-4-018-035.

7. Погорелова А. Ю, Потапова О. Н, Пузыня Т. А. Обучение предпринимательству по программам среднего профессионального образования // Современная конкуренция. 2022. Т. 16. № 1 (85). С. 126-133. DOI: 10.37791/2687-0657-2022-16-1-126-133.

8. Потапова О. Н, Алексеева Е. В. Применение интерактивных методов обучения предпринимательству как средство повышения эффективности обучения // Современная конкуренция. 2019. Т. 13. № 1 (73). С. 17-23.

9. Рубин Ю. Б. Возможности и перспективы обучения индивидуальному предпринимательству в организациях СПО // Среднее профессиональное образование. 2016. № 2. С. 3-21.

10. Рубин Ю. Б. О проекте профессионального стандарта «Предприниматель (Специалист по решению предпринимательских задач)» // Современная конкуренция. 2022. Т. 16. № 1. С. 5-28. DOI: 10.37791/26870649-2022-16-1-5-28.

11. Рубин Ю. Б. Разработка профессионального стандарта предпринимателя как условие повышения эффективности вовлечения молодежи в предпринимательство // Современная конкуренция. 2021. Т. 15. № 1 (84). С. 45-61. DOI: 10.37791/2687-0657-2021-15-1-45-61.

12. Рубин Ю. Б. Теория предпринимательства: пространство функционального подхода // Современная конкуренция. 2018. Т. 12. № 1 (67). С. 83-103.

13. Рубин Ю. Б., Пузыня Т. А., Можжухин Д. П., Алексеева Е. В., Леднев М. В., Погорелова А. Ю., Потапова О. Н. Предпринимательство как специфический вид трудовой деятельности // Проблемы теории и практики управления. 2021. Т. 15. № 4 (84). С. 173-191. DOI: 10.46486/0234-4505-2021-4-173-191.

14. Фадейкина Н. В., Брюханова Н. В., Сапрыкина О.А. Тенденции развития национальной системы квалификаций и использование ее функционала при реализации образовательных услуг // Сибирская финансовая школа. 2019. № 4 (135). С. 99-112.

15. Baron R. A, Markman G. D. Beyond social capital: The role of entrepreneurs' social competence in their financial success // Journal of Business Venturing. 2003. Vol. 18. No. 1. P. 41-60. DOI: 10.1016/S0883-9026(00)00069-0.

16. Henry C, Hill F., Leitch C. Entrepreneurship education and training: Can entrepreneurship be taught? Part I // Education + Training. 2005. Vol. 47. No. 2. P. 98-111. DOI: 10.1108/00400910510586524.

17. Man T., Lau T., Snape E. Entrepreneurial competencies and the performance of small and medium enterprises: An investigation through a framework of competitiveness // Journal of Small Business and Entrepreneurship. 2008. Vol. 21. No. 3. P. 257-276. DOI: 10.1080/08276331.2008.1059342.

18. Matthews Ch., Solomon G. The curricular confusion between entrepreneurship education and small business management: a qualitative analysis. Annals of entrepreneurship education and pedagogy - 2014. - In: Association with the United States association for small business and entrepreneurship (USASBE). - Edward Elgar Publishing Limited, Inc., 2014. P. 91-115. DOI: 10.4337/9781783471454.00012.

19. Morris M., Kaplan J. Entrepreneurial (versus managerial) competencies as drivers of entrepreneurship education -2014. Annals of entrepreneurship education and pedagogy. - In: Association with the United States association for small business and entrepreneurship (USASBE). - Edward Elgar Publishing Limited, Inc., 2014. P. 134-151. DOI: 10.4337/9781783471454.00014.

20. Neck H. M., Corbett A. C. The scholarship of teaching and learning entrepreneurship // Journal of Entrepreneurship Education and Pedagogy. 2018. Vol. 1. No. 1. P. 8-41. DOI: 10.1177/2515127417737286.

21. Oosterbeek H, van Praag M, Ijsselstein A. The impact of entrepreneurship education on entrepreneurship skills and motivation // European Economic Review. 2010. Vol. 54. No. 3. P. 442-454. DOI: 10.1016/j. euroecorev.2009.08.002.

22. Robles L., Zórraga-Rodríguez M. Key competencies for entrepreneurship // Procedia Economics and Finance. 2015. No. 23. P. 828-832. DOI: 10.1016/S2212-5671(15)00389-5.

Сведения об авторах

Потапова Ольга Николаевна, ORCID 0000-0003-2376-8461, канд. экон. наук, доцент, кафедра теории и практики конкуренции, Университет «Синергия», Москва, Россия, opotapova@synergy. ru

Погорелова Анна Юрьевна, ORCID 0000-0001-8364-8395, старший преподаватель, кафедра теории и практики конкуренции, Университет «Синергия», Москва, Россия, apogorelova@synergy.ru

Пузыня Татьяна Алексеевна, ORCID 0000-0003-0668-0804, канд. экон. наук, доцент, кафедра теории и практики конкуренции, Университет «Синергия», Москва, Россия, tatiana-puzynya@yandex.ru

Поддержка исследований

Статья подготовлена в рамках Федерального инновационного образовательного проекта «Модель инновационной системы непрерывного предпринимательского образования в образовательной организации высшего образования Российской Федерации» федеральной инновационной площадки на базе Университета «Синергия».

Статья поступила 01.03.2022, рассмотрена 14.03.2022, принята 04.04.2022 References

1. Deryabina G., Mozhzhukhin D., Pamukhin Yu., Potapova O. Features of Teaching Entrepreneurship in Non-core Areas in the Bachelor's Degree. Sovremennaya konkurents/ya=Journal of Modern Competition, 2022, vol.16, no.1, pp.108-125 (in Russian). DOI: 10.37791/2687-0649-2022-16-1-108-125.

2. Lukashenko M. A. Self-management skills as a basis for the effectiveness of e-learning. Vysshee obrazovanie

v Ross//=Higher Education in Russia, 2021, vol.30, no.2, pp.61-70 (in Russian). DOI: 10.31992/0869-3617-2021-302-61-70.

3. Lukashenko M. A., Gromova N. V., Ozhgikhina A. A. Digital media image of business university professor. Vysshee obrazovan/e vRoss//=Higher Education in Russia, 2021, vol.30, no.7, pp.91-104 (in Russian). DOI: 10.31992/08693617-2021-30-7-91-104.

4. Lukashenko M. A., Dobrovolskaya T. Yu. Digital corporate culture of the entrepreneurial university. Sovremennaya konkurents/ya=Journal of Modern Competition, 2020, vol.14, no.4(80), pp.84-94 (in Russian). DOI: 10.37791/19937598-2020-14-4-84-94.

5. Lukashenko M. A., Telegina T. V. Time management: strategy of students' preparation for examinations without emergency rush. Vysshee obrazovan/e vRoss//=Higher Education in Russia, 2020, vol.29, no 2, pp.63-73 (in Russian). DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-2-63-73.

6. Odegov Yu. G., Kulapov M. N., Karasev P. A., Tikhonov A.R. Upbringing of talents: Youth aspect. Vestn/k NSUEM, 2021, no.4, pp.18-35 (in Russian). DOI: 10.34020/2073-6495-2021-4-018-035.

7. Pogorelova A. Yu., Potapova O. N., Puzynya T. A. Particular nature of teaching entrepreneurship in secondary vocational education programs. Sovremennaya konkurents/ya=Journal of Modern Competition, 2022, vol.16, no.1(85), pp.126-133 (in Russian). DOI: 10.37791/2687-0657-2022-16-1-126-133.

8. Potapova O. N., Alekseeva E. V. Application of interactive methods of teaching entrepreneurship as a means of increasing the effectiveness of training. Sovremennaya konkurents/ya=Journal of Modern Competition, 2019, vol.13, no.1(73), pp.17-23 (in Russian).

9. Rubin Yu. B. Opportunities and prospects of individual entrepreneurship training in organizations of secondary vocational education. Srednee profess/onal'noe obrazovan/e=Secondary Vocational Education, 2016, no.2, pp.321 (in Russian).

10. Rubin Yu. About the Professional Standard Draft "Entrepreneur (Specialist in Solving Entrepreneurial Goals)". Sovremennaya konkurents/ya=Journal of Modern Competition, 2022, vol.16, no.1, pp.5-28 (in Russian). DOI: 10.37791/2687-0649-2022-16-1-5-28.

11. Rubin Yu. Development of the professional standard of the entrepreneur as a condition for increasing the efficiency of involving youth in entrepreneurship. Sovremennaya konkurentsiya=Journal of Modern Competition, 2021, vol.15, no.1(81), pp.45-61 (in Russian). DOI: 10.37791/2687-0657-2021-15-1-45-61.

12. Rubin Yu. B. Entrepreneurship theory: space of functional approach. Sovremennaya konkurentsiya=Journal of Modern Competition, 2018, vol.12, no.1(67), pp.83-103 (in Russian).

13. Rubin Yu. B., Puzynya T. A., Mozhzhukhin D. P., Alekseeva E. V., Lednev M. V., Pogorelova A. Yu., Potapova O. N. Entrepreneurship as a specific type of labor activity. Sovremennaya konkurentsiya=Journal of Modern Competition, 2021, vol.15, no.4(84), pp.173-191. DOI: 10.46486/0234-4505-2021-4-173-191.

14. Fadeykina N., Bruhanova N., Saprykina O. Trends in the development of national system of qualifications and its functional use in the implementation of educational services. Sibirskaya finansovaya shkola=Siberian Financial School, 2019, no.4, pp.99-112 (in Russian).

15. Baron R. A., Markman G. D. Beyond social capital: The role of entrepreneurs' social competence in their financial success. Journal of Business Venturing, 2003, vol.18, no.1, pp.41-60. DOI: 10.1016/S0883-9026(00)00069-0.

16. Henry C., Hill F., Leitch C. Entrepreneurship education and training: Can entrepreneurship be taught? Part I. Education + Training, 2005, vol.47, no.2, pp.98-111. DOI: 10.1108/00400910510586524.

17. Man T., Lau T., Snape E. Entrepreneurial competencies and the performance of small and medium enterprises: An investigation through a framework of competitiveness. Journal of Small Business and Entrepreneurship, 2008, vol.21, no.3, pp.257-276. DOI: 10.1080/08276331.2008.1059342.

18. Matthews Ch., Solomon G. The curricular confusion between entrepreneurship education and small business management: a qualitative analysis. Annals of entrepreneurship education and pedagogy - 2014. In: Association with the United States association for small business and entrepreneurship (USASBE). Edward Elgar Publishing Limited, Inc., 2014, pp.91-115. DOI: 10.4337/9781783471454.00012.

19. Morris M., Kaplan J. Entrepreneurial (versus managerial) competencies as drivers of entrepreneurship education -2014. Annals of entrepreneurship education and pedagogy. In: Association with the United States association for small business and entrepreneurship (USASBE). Edward Elgar Publishing Limited, Inc., 2014, pp.134-151. DOI: 10.4337/9781783471454.00014.

20. Neck H. M., Corbett A. C. The scholarship of teaching and learning entrepreneurship. Journal of Entrepreneurship Education and Pedagogy, 2018, vol.1, no.1, pp.8-41. DOI: 10.1177/2515127417737286.

21. Oosterbeek H., van Praag M., Ijsselstein A. The impact of entrepreneurship education on entrepreneurship skills and motivation. European Economic Review, 2010, vol.54, no.3, pp.442-454. DOI: 10.1016/j. euroecorev.2009.08.002.

22. Robles L., Zarraga-Rodrlguez M. Key competencies for entrepreneurship. Procedia Economics and Finance, 2015, no.23, pp.828-832. DOI: 10.1016/S2212-5671(15)00389-5.

About the authors

Olga N. Potapova, ORCID 0000-0003-2376-8461, Cand. Sci. (Econ.), Associate Professor, Theory and Practice of Competition Department, Synergy University, Moscow, Russia, opotapova@synergy.ru

Anna Yu. Pogorelova, ORCID 0000-0001-8364-8395, Senior Lecturer, Theory and Practice of Competition Department, Synergy University, Moscow, Russia, apogorelova@synergy.ru

Tatiana A. Puzynya, ORCID 0000-0003-0668-0804, Cand. Sci. (Econ.), Associate Professor, Theory and Practice of Competition Department, Synergy University, Moscow, Russia, tatiana-puzynya@yandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Acknowledgements

The article was prepared within the framework of the Federal innovative educational project "Model of an innovative system of continuous entrepreneurial education in the educational organization of higher education in the Russian Federation" on the federal innovation platform, based in the Synergy University.

Received 01.03.2022, reviewed 14.03.2022, accepted 04.04.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.