Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ НА НЕПРОФИЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ В БАКАЛАВРИАТЕ'

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ НА НЕПРОФИЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ В БАКАЛАВРИАТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ОБУЧЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ / КОМПЕТЕНТНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ НА НЕПРОФИЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ / ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ / УМЕНИЯ И НАВЫКИ / НЕОБХОДИМЫЕ СТУДЕНТАМ НЕПРОФИЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ДЛЯ УСПЕШНОГО ВХОЖДЕНИЯ В СОБСТВЕННЫЙ БИЗНЕС / МОДУЛЬ ПО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дерябина Галина Геннадьевна, Можжухин Данила Петрович, Памухин Юрий Генрихович, Потапова Ольга Николаевна

В статье рассмотрены вопросы формирования предпринимательских компетенций обучающимися в различных образовательных программах, где предпринимательские дисциплины не являются профильными. Под непрофильными направлениями в рамках данной статьи мы условимся понимать образовательные программы для бакалавриата, которые нацелены на формирование специалистов профессий, отличных от предпринимателей, например профили «Управление проектами»,«Финансы и кредит», «Спортивный менеджмент», «Event-менеджмент», «Менеджмент в гостиничном и ресторанном бизнесе», «Маркетинг», «Гражданское право», «Экономическая безопасность» и т.д. Это подготовка к другой специальности, отличной от предпринимательства, поэтому предпринимательская компетенция для этих программ является общепрофессиональной. Обучение предпринимательству представляется актуальным для обучающихся на различных направлениях и профилях бакалавриата. Компетенция по предпринимательству является общепрофессиональной для непрофильных направлений, при этом встраивать ее в основную образовательную программу возможно в качестве профессиональной. Студенты могут открывать свое дело в малом и среднем предпринимательстве, инициировать внутрифирменное предпринимательство. Для системного обучения целесообразно внедрение модуля практики по проведению собственного стартапа с подключением к инфраструктуре по предпринимательству. Решению этой проблемы - построения системы обучения предпринимательству непрофильных направлений бакалавриата, и посвящена данная статья, ориентированная на следующие цели: а) выделить и описать компетенции в области предпринимательства для студентов управленческих, экономических, а в дальнейшем и других профилей высшего образования; б) представить систему обучения предпринимательству через модуль адаптированных учебных дисциплин из проверенного практикой комплекса курсов предпринимательского профиля образования; в) выделить главные темы курсов, входящих в состав модуля, и виды необходимых учебных занятий, которые позволят достичь требуемого уровня освоения предложенных компетенций. В данной статье представлен процесс выстраивания учебной части системы обучения предпринимательству студентов непрофильных направлений в продолжение публикаций ФИП, которое будет также детально раскрываться в последующих публикациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дерябина Галина Геннадьевна, Можжухин Данила Петрович, Памухин Юрий Генрихович, Потапова Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TEACHING ENTREPRENEURSHIP IN NON-CORE AREAS IN THE BACHELOR’S DEGREE

The article deals with the formation of entrepreneurial competencies by students in various educational programs, where entrepreneurial disciplines are not core. Under non-core areas in the framework of this article, we will agree to understand educational programs for undergraduate programs that are aimed at forming specialists in professions other than entrepreneurs, for example, the profiles of “Project Management”, “Finance and Credit”, “Sports Management”, “Event Management”, “Management in the hotel and Restaurant Business”, “Marketing”, “Civil law”, “Economic security” and others. This is a preparation for a specialty other than entrepreneurship, so the entrepreneurship competencies for these programs is a general professional one. Entrepreneurial education seems to be relevant for students in various areas and profiles of undergraduate studies. Entrepreneurship competencies is a general professional competencies for non-core areas, while it is possible to integrate it into the main educational program as a professional one. Students can open their own business in small and medium-sized businesses, initiate intra-company entrepreneurship. For systematic training, it is advisable to introduce a practice module for running your own startup with a connection to the infrastructure for entrepreneurship. This article is devoted to the solution of this problem - building a system for teaching entrepreneurship in non-core areas of bachelor’s degree, focused on the following goals: а) identify and describe competencies in the field of entrepreneurship for students of managerial, economic, in the future and other profiles of higher education; b) present a system of teaching entrepreneurship through a module of adapted academic disciplines from a proven set of courses in entrepreneurial education; c) identify the main topics of the courses included in the module, and the types of necessary training sessions that will allow you to achieve the required level of development of the proposed competencies. In this article, a team of authors who teach courses on entrepreneurship as core disciplines at Synergy University presents a vision and a general outline for building this direction and basic courses for non-core students, which will also be detailed in subsequent publications.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ НА НЕПРОФИЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ В БАКАЛАВРИАТЕ»

DOI: 10.37791/2687-0657-2022-16-1-108-125

Особенности обучения предпринимательству на непрофильных направлениях в бакалавриате

Г. Г. Дерябина1, Д. П. Можжухин1*, Ю. Г. Памухин1, О. Н. Потапова1

1 Университет «Синергия», Москва, Россия ' dmozhzhukhin@synergy.ru

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы формирования предпринимательских компетенций обучающимися в различных образовательных программах, где предпринимательские дисциплины не являются профильными. Под непрофильными направлениями в рамках данной статьи мы условимся понимать образовательные программы для бакалавриата, которые нацелены на формирование специалистов профессий, отличных от предпринимателей, например профили «Управление проектами», «Финансы и кредит», «Спортивный менеджмент», «^е^-менеджмент», «Менеджмент в гостиничном и ресторанном бизнесе», «Маркетинг», «Гражданское право», «Экономическая безопасность» и т. д. Это подготовка к другой специальности, отличной от предпринимательства, поэтому предпринимательская компетенция для этих программ является общепрофессиональной. Обучение предпринимательству представляется актуальным для обучающихся на различных направлениях и профилях бакалавриата. Компетенция по предпринимательству является общепрофессиональной для непрофильных направлений, при этом встраивать ее в основную образовательную программу возможно в качестве профессиональной. Студенты могут открывать свое дело в малом и среднем предпринимательстве, инициировать внутрифирменное предпринимательство. Для системного обучения целесообразно внедрение модуля практики по проведению собственного стартапа с подключением к инфраструктуре по предпринимательству. Решению этой проблемы - построения системы обучения предпринимательству непрофильных направлений бакалавриата, и посвящена данная статья, ориентированная на следующие цели: а) выделить и описать компетенции в области предпринимательства для студентов управленческих, экономических, а в дальнейшем и других профилей высшего образования; б) представить систему обучения предпринимательству через модуль адаптированных учебных дисциплин из проверенного практикой комплекса курсов предпринимательского профиля образования; в) выделить главные темы курсов, входящих в состав модуля, и виды необходимых учебных занятий, которые позволят достичь требуемого уровня освоения предложенных компетенций. В данной статье представлен процесс выстраивания учебной части системы обучения предпринимательству студентов непрофильных направлений в продолжение публикаций ФИП, которое будет также детально раскрываться в последующих публикациях.

Ключевые слова: предпринимательство, обучение предпринимательству, компетентностно-ориентированный подход к обучению предпринимательству на непрофильных направлениях, основные знания, умения и навыки, необходимые студентам непрофильных направлений для успешного вхождения в собственный бизнес, модуль по предпринимательству, предпринимательские дисциплины

Для цитирования: Дерябина Г. Г., Можжухин Д. П., Памухин Ю. Г., Потапова О. Н. Особенности обучения предпринимательству на непрофильных направлениях в бакалавриате // Современная конкуренция. 2022. Т. 16. № 1. С. 108-125. Р01: 10.37791/2687-0649-2022-16-1-108-125

Features of Teaching Entrepreneurship in Non-core Areas in the Bachelor's Degree

G. Deryabina1, D. Mozhzhukhin1*, Yu. Pamukhin1, O. Potapova1

1 Synergy University, Moscow, Russia ' dmozhzhukhin@synergy.ru

Abstract. The article deals with the formation of entrepreneurial competencies by students in various educational programs, where entrepreneurial disciplines are not core. Under non-core areas in the framework of this article, we will agree to understand educational programs for undergraduate programs that are aimed at forming specialists in professions other than entrepreneurs, for example, the profiles of "Project Management", "Finance and Credit", "Sports Management", "Event Management", "Management in the hotel and Restaurant Business", "Marketing", "Civil law", "Economic security" and others. This is a preparation for a specialty other than entrepreneurship, so the entrepreneurship competencies for these programs is a general professional one. Entrepreneurial education seems to be relevant for students in various areas and profiles of undergraduate studies. Entrepreneurship competencies is a general professional competencies for non-core areas, while it is possible to integrate it into the main educational program as a professional one. Students can open their own business in small and medium-sized businesses, initiate intra-company entrepreneurship. For systematic training, it is advisable to introduce a practice module for running your own startup with a connection to the infrastructure for entrepreneurship. This article is devoted to the solution of this problem - building a system for teaching entrepreneurship in non-core areas of bachelor's degree, focused on the following goals: a) identify and describe competencies in the field of entrepreneurship for students of managerial, economic, in the future and other profiles of higher education; b) present a system of teaching entrepreneurship through a module of adapted academic disciplines from a proven set of courses in entrepreneurial education; c) identify the main topics of the courses included in the module, and the types of necessary training sessions that will allow you to achieve the required level of development of the proposed competencies. In this article, a team of authors who teach courses on entrepreneurship as core disciplines at Synergy University presents a vision and a general outline for building this direction and basic courses for non-core students, which will also be detailed in subsequent publications.

Keywords: entrepreneurship, entrepreneurship education, competency-based approach to teaching entrepreneurship in non-core areas, basic knowledge, skills and abilities necessary for students of non-core areas to successfully enter their own business, module on entrepreneurship, entrepreneurship disciplines

For citation: Deryabina G., Mozhzhukhin D., Pamukhin Yu., Potapova O. Features of Teaching Entrepreneurship in Non-core Areas in the Bachelor's Degree. Sovremennaya konkurentsiya=Journal of Modern Competition, 2022, vol.16, no.1, pp.108-125 (in Russian). DOI: 10.37791/2687-0649-2022-16-1-108-125

Введение

Формирование системы профессионального образования нацелено на подготовку и воспитание конкурентоспособных специалистов различных профилей, чему, безусловно, может спо-

собствовать приобретение обучающимися компетенций в области предпринимательства. Образовательные потребности российских студентов в соответствии с общемировым трендом таковы, что люди, как правило, предпочитают обучаться предпринимательству в рамках получения обычного

формального образования в университете или колледже [1].

Обучение предпринимательству как отдельной профессии успешно практикуется в ряде российских вузов в течение нескольких лет. В Университете «Синергия» уже сформировалась проверенная практикой эффективная программа обучения бакалавров предпринимательству, система учебных дисциплин, распределенная в течение всего периода высшего образования, которая была описана в предыдущих публикациях [2, 3]. С другой стороны, предпринимательство как комплексное решение задач создания и прекращения собственного бизнеса, текущего ведения и развития составляющих его бизнес-процессов по ресурсному, процессному, коммуникационному обеспечению производства и продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг [4], несомненно, представляет собой актуальную задачу для большей части молодых специалистов самых разнообразных специальностей.

Предпринимательская деятельность в условиях рыночного развития экономики оказывается всегда востребованной во многих отраслях и профессиональных областях. Этим, несомненно, обусловлен интерес к предпринимательским дисциплинам разработчиков непрофильных образовательных программ. Следует помнить, что образовательная программа бакалавриата составляется в определенной целостности или системности своих учебных дисциплин, выстроенных в определенную последовательность для формирования набора необходимых компетенций выпускника вуза. Построение системы компетенций в образовательных программах следует проводить на основе системного дополнения набора профессиональных компетенций компетенцией в области предпринимательства, которая, как уже было сказано выше, по своему значению является общепрофессиональной, но при этом сохраняет профессиональное ядро [4].

Методология

При проведении исследования в данной статье использовались методы, позволяющие найти решение поставленной проблемы. К ним относятся общелогические методы, а именно: метод дедукции, который позволил подробно описать компетенции, необходимые студентам непрофильного направления для успешной реализации своей деятельности; метод индукции, который способствовал описанию реальной специфики деятельности предпринимателя в период проведения стартапа; метод синтеза, позволивший объединить определенные части компетенций предпринимателей в единое целое; метод анализа, нацеленный на изучение предмета исследования через разделение научного контента на составные части [5].

Также в статье использовались метод изучения конкретного случая, который позволил идентифицировать причинно-следственные связи процессов в контексте обучения предпринимательской деятельности благодаря глубокому пониманию изучаемого объекта и контекста [6], и метод систематического обзора, опирающийся на принципы в рамках социальных наук [7-9].

Синергетический эффект их конвергенции приводит к установлению специфики обучения предпринимательству студентов непрофильных направлений [10].

Обзор литературы

Необходимость создания предпосылок и системы обучения предпринимательству неоднократно обсуждалась на страницах научных публикаций. В настоящее время тенденции, отражающие текущее состояние обучения предпринимательству, меняются в положительную сторону, но еще есть пробелы, которые остались без внимания [11].

В рамках данной статьи система обучения предпринимательству выстраивается на подходе, основанном на формировании

планируемых результатов обучения - компетенций в области предпринимательства, который подробно описывался в предыдущих публикациях [1, 2, 4, 12]. Авторы придерживаются точки зрения, что компетенции по предпринимательству вытекают из функционального ядра профессии предпринимателя [4].

Успешный предприниматель должен обладать знаниями и навыками в области предпринимательства, отражающими все стадии выполнения бизнес-проектов, вплоть до их завершения [2, 4, 12, 13]. Включение предпринимательских дисциплин в программы обучения иным специальностям положительно влияет на общую предпринимательскую активность и обладает экономическим эффектом от роста числа создаваемых новых бизнес-единиц [14-16].

Знания и навыки, которые необходимо формировать у обучающихся в процессе обучения предпринимательству, были предметом многочисленных исследований [13, 17-20]. Некоторые исследования в данной области подчеркнули значимость наличия предпринимательской составляющей в образовательных программах для развития студенческого потенциала и их профессионального роста в будущем [21].

Также стоит отметить, что успешные предприниматели принимают участие в различных образовательных программах, чтобы развивать компетенции, которые им необходимы [22, 23]. Особенно актуальным данный вопрос стал в период ведения бизнеса в условиях пандемии COVID-19 [24]. Неоднократно озвучивался вопрос встраивания программ обучения предпринимательству с точки зрения перспективного направления развития высших учебных заведений [1, 25]. Из этого следует, что компетенции в сфере предпринимательства являются важными и желанными для любого направления образования. Тем не менее данному вопросу до сих пор не уделяется должного внимания в научных исследованиях. Помимо прочего, недостаточно

систематизирован сам процесс обучения предпринимательству на непрофильных образовательных программах бакалавриата.

Компетенции по предпринимательству, необходимые студентам непрофильных направлений для успешного занятия предпринимательской деятельностью

На страницах научных журналов неоднократно описывалась совокупность профессиональных знаний и умений, необходимых предпринимателям для успешного выполнения профессиональных предпринимательских функций [1, 3].

Для того чтобы рассчитывать на долговременный успех в предпринимательской деятельности, студентам необходимо обладать соответствующими компетенциями. Решающее значение имеет надлежащая степень их профессиональной компетенции в создании, текущем ведении, развитии и правильном прекращении своего бизнеса [4, 26].

Формированию профессиональных компетенций предпринимателей в рамках различных дисциплин в бакалавриате посвящен ряд опубликованных российскими авторами статей [26-28].

Для освоения компетенций могут быть использованы различные формы образовательной деятельности: контактная работа с преподавателем в форме активных занятий (лекции, семинары) и интерактивных занятий (ситуационные практикумы (кейс-стади), мастер-классы, дидактические игры), а также самостоятельная работа обучающихся по заданию преподавателя. Отметим, что имплементация системы интерактивных мероприятий получила широкое распространение в практике обучения предпринимательству [29].

В рамках федеральных образовательных стандартов 3+ + , утвержденных приказом Минобрнауки России от 26.11.2020 № 1456 «О внесении изменений в федеральные

государственные образовательные стандарты высшего образования» образовательные организации высшего образования вправе указывать профессиональные компетенции в нужном им количестве. Поэтому для успешного обучения предпринимательству студентов непрофильных направлений целесообразно включение в данный перечень профессиональной компетенции по предпринимательству. Описание данной компетенции представлено на рисунке 1.

Планируемые результаты обучения предпринимательству, то есть компетенция по предпринимательству, описанная на рисунке и дополняющая программу по иному

профилю, формируются за счет системного выстраивания соответствующего образовательного контента. Таким контентом может выступать внедрение модуля по предпринимательству в образовательную программу, который бы включал дисциплины, указанные в таблице 1.

Далее приведем примеры формирования предпринимательской компетенции в рамках указанных дисциплин, рабочие программы по которым созданы и реализуются в Московском финансово-промышленном университете «Синергия» для организации учебного процесса студентов, обучающихся по различным профилям и направлениям.

Дисциплина Семестр, в котором реализуется

Discipline The semester in which it is implemented

Основы предпринимательства 2

Управление собственным бизнесом 3

Конкуренция в предпринимательстве 4

Генерирование бизнес-идей 4

Конкурентоспособный стартап 5

Управление ростом бизнеса 6

Рис. 1. Компетенция по предпринимательству для непрофильного направления Fig. 1. Competency in entrepreneurship for non-entrepreneurial profile

Таблица 1. Модуль по предпринимательству Table 1. Module of Entrepreneurship

Формирование предпринимательских компетенций в рамках (при реализации) программы учебного курса «Основы предпринимательства» как одной из дисциплин модуля по предпринимательству

Дисциплину «Основы предпринимательства» целесообразно рассматривать как базовую, вводную в проблематику, которая открывает блок (модуль) предпринимательских дисциплин в рамках непрофильных направлений образовательных программ.

Изучение дисциплины «Основы предпринимательства» базируется на исследовании конкретных кейсов для информационного освещения данного феномена и вовлечения в эту деятельность молодежи; ориентировано на формирование у обучающихся экономического мышления и способности к личностному самоопределению и самореализации в области предпринимательства, на получение обучающимися знаний о смысле и значении предпринимательства в жизни российского общества, о предпринимательской профессии, о современном пред-

принимательстве как объективном явлении со всеми его противоречиями, конфликтами интересов и конкуренцией.

Изучив «Основы предпринимательства», студенты приобретут системное представление о видах предпринимательства и предпринимательской занятости, начнут лучше понимать смысл целей, задач предпринимательской деятельности, значение общественного признания результатов своего труда, важность ответственного отношения к профессиональной работе в бизнесе.

Предлагаемая структура дисциплины «Основы предпринимательства» представлена в таблице 2.

Обучение студентов-бакалавров по курсу «Основы предпринимательства» нацелено на получение образовательных результатов, способствующих формированию компетенций в области текущего ведения предпринимательской деятельности (табл. 3).

Знания и навыки, полученные при изучении дисциплины «Основы предпринимательства», могут использоваться при изучении в том числе дисциплины «Управление собственным бизнесом».

Таблица 2. Содержание учебного курса «Основы предпринимательства» Table 2. The content of the discipline «Fundamentals of Entrepreneurship»

Темы Topic Виды учебных занятий / Форма ТКУ / Форма ПА Types of training sessions / Form of CCE / Form IC

Тема 1 Предпринимательство и предприниматели Контактная работа: ■ Лекции ■ Практические занятия - Семинар / Устные и письменные ответы на вопросы / Ответы на тест - Ситуационный практикум / Письменное или устное решение кейса (Ответ по обоснованию решения проблемы по ситуации, изложенной в кейсе) Самостоятельная работа

Тема 2 Профессиональная занятость в предпринимательстве Контактная работа: ■ Лекции Практические занятия - Семинар / Устные и письменные ответы на вопросы / Теоретический доклад с презентацией / Ответы на тест - Ситуационный практикум / Письменное или устное решение кейса (Ответ по обоснованию решения проблемы по ситуации, изложенной в кейсе) Самостоятельная работа

Окончание табл. 2

Темы Topic Виды учебных занятий / Форма ТКУ / Форма ПА Types of training sessions / Form of CCE / Form IC

Тема 3 Система современного предпринимательства Контактная работа: ■ Лекции ■ Практические занятия - Семинар / Устные и письменные ответы на вопросы / Ответы на тест - Ситуационный практикум / Письменное или устное решение кейса (Ответ по обоснованию решения проблемы по ситуации, изложенной в кейсе) Самостоятельная работа

Тема 4 Развитие предпринимательства в России Контактная работа: ■ Лекции Практические занятия - Семинар / Устные и письменные ответы на вопросы / Эссе / Ответы на тест - Ситуационный практикум / Письменное или устное решение кейса (Ответ по обоснованию решения проблемы по ситуации, изложенной в кейсе) Самостоятельная работа

Таблица 3. Перечень планируемых результатов обучения по учебному курсу «Основы предпринимательства»

Table 3. List of planned learning outcomes for the discipline «Fundamentals of Entrepreneurship»

Индикатор достижения компетенции Competency achievement indicator Выпускник должен знать Graduate should know Выпускник должен уметь Graduate should be able Выпускник должен иметь практический опыт Graduate must have practical experience

Применение трудового ресурса для ведения предпринимательской деятельности, поддержание его в эффективном состоянии и использование личностных предпосылок к занятию предпринимательством ■ основы предпринимательства; задачи профессионального и личностного развития; ■ основные подходы к пониманию сущности предпринимательства как профессиональной деятельности человека; ■ основные этапы становления и развития предпринимательства в России; ■ условия и возможности осуществления предпринимательской деятельности в России и за рубежом ■ определять основные профессиональные предпринимательские функции, выполнение которых связано с пониманием сущности и социальной значимости своей будущей профессии, с проявлением к ней устойчивого интереса; ■ организовывать собственную деятельность; выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество ■ исследования основных факторов предпринимательского успеха и причин неудач; применения в коммерческой деятельности методов, средств и приемов менеджмента, делового и управленческого общения; ■ сбора и обобщения информации для оценки экономических и социальных условий осуществления предпринимательской деятельности

Формирование системы знаний о предпринимательской деятельности в рамках программы учебного курса «Управление собственным бизнесом»

Системообразующей дисциплиной в рамках модуля по предпринимательству можно считать курс «Управление собственным бизнесом» (здесь и далее - УСБ), который широко и при этом достаточно детально раскрывает главные предпринимательские функции, независимо от профиля и направления обучения студентов [30].

В программе всего учебного плана профиля предпринимательства курс УСБ предшествует другим, более узким дисциплинам (см. табл. 1). Такое построение предполагает знакомство студентов с основными темами и концепциями предпринимательства, его теорией и практикой. Таким образом, УСБ в большей степени ориентирован на развитие знаний студентов с целью последующего развития умений и формирования навыков на основе практического опыта обучения в последующих курсах.

Полный профильный курс содержит 15 основных тем, которые объединяются в четыре раздела [30] (рис. 2).

Наиболее функционально нагруженными в этом курсе оказываются третий и четвертый разделы, т. е. все упомянутые выше функции вхождения, ведения, развития и прекращения собственного бизнеса. Составляющие профессиональных компетенций - знания, умения и практический опыт будут формироваться через соответствующие составляющие курса (табл. 4).

Описанные в таблице компетенции непрофильной программы обучения предпринимательству в рамках курса УСБ находят свое отражение в тематическом плане дисциплины в составе восьми основных тем (табл. 5).

Контроль знаний студентов и процесс овладения данными профессиональными компетенциями предлагается выполнять посредством текущего контроля в процессе курса, а также итоговой проверки в виде экзамена или зачета. Изучение курса УСБ представляется критическим для дальнейшего освоения предпринимательских компетенций через более практи-ко-ориентированные дисциплины, такие, в частности, как «Конкурентоспособный стартап».

Раздел 1

О сути собственного бизнеса, объектах и средствах управления бизнесом

Раздел 2

Различные типы форм предпринимательства и их особенности

Курс

«Управление собственным бизнесом»

Раздел 4

Основные вопросы развития собственного бизнеса, включая его завершение

Рис. 2. Разделы курса «Управление собственным бизнесом» Fig. 2. Sections of the discipline «Entrepreneurship Management»

Таблица 4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине «Управление собственным бизнесом»

Table 4. List of planned learning outcomes for the discipline «Entrepreneurship Management»

Индикатор достижения компетенции Competency achievement indicator

Выпускник должен знать

Graduate should know

Выпускник должен уметь

Graduate should be able

Выпускник должен иметь практический опыт Graduate must have practical experience

Изучает формы осуществления предпринимательской деятельности, типы бизнеса, принципы общего стратегического и оперативного планирования собственного бизнеса, методы и инструменты управления бизнесом

■ спектр основных задач управления собственным бизнесом, включая планирование, моделирование, организацию, стимулирование и контроль;

■ концепцию делегирования полномочий наемным сотрудникам при сохранении командных высот в своих руках;

■ инструмент бизнес-модели (БМ), все необходимые элементы и связи между ними;

■ бизнес-процессы (БП) и бизнес-коммуникации (БК) как объекты управления собственного бизнеса;

■ варианты привлечения внешнего финансирования, а также основные типы инвесторов для собственного бизнеса;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ основные элементы и типы организационной структуры собственного бизнеса, их назначение и системную связь;

■ концепцию бренда производимых товаров и необходимость развития

и изменения бренда в процессе роста собственного бизнеса;

■ основы кадровой политики, включая понятие корпоративной культуры собственного бизнеса;

■ различия в ожиданиях заинтересованных сторон собственного бизнеса и способы устранения конфликтов в интересах сторон и построения систем мотивации;

■ особенности развития собственного бизнеса и основные варианты развития его организации;

■ сущность инноваций в бизнесе

и оценки выбора вариантов с учетом рисков их внедрения;

■ диверсификацию бизнеса, принципы реинжиниринга управления бизнесом

и бизнес-процессами;

■ способы и процедуры частичной или полной продажи собственного бизнеса, а также основные требования законодательства РФ в случае его ликвидации

■ анализировать конкретные действия собственников бизнеса на предмет адекватного решения делегирования конкретных полномочий;

строить БМ нового бизнеса и анализировать существующий бизнес через инструмент БМ;

■ выделять необходимые действия сотрудников собственного бизнеса с целью формирования БП

и БК;

проводить сравнение вариантов внешнего финансирования и выбирать оптимальный для конкретного бизнес-проект;

пользоваться критериями построения оптимальной структуры существующего бизнеса на основании его целей и задач;

анализировать существующие бренды на предмет их сравнения и определения способности конкурировать на рынке

определения существующих БП и БК реальных компаний на предмет анализа их оптимальности;

анализа структуры реальных компаний с оценкой соответствия построенной организационной структуры компании ее задачам и целям

Таблица 5. Темы и виды занятий по дисциплине «Управление собственным бизнесом» Table 5. Topics and types of classes in the discipline «Entrepreneurship Management»

Темы Topics Виды учебных занятий Types of training sessions

Тема 1 Основные понятия управления собственным бизнесом Лекция, семинар

Тема 2 Управление бизнес-процессами и бизнес-коммуникациями Лекция, ситуационный практикум

Тема 3 Бизнес-моделирование и другие инструменты управления собственным бизнесом Лекция, ситуационный практикум

Тема 4 Основные формы организации собственного бизнеса Лекция, ситуационный практикум

Тема 5 Предстартовая стадия в предпринимательстве Лекция, ситуационный практикум

Тема 6 Управление на стадии стартапа Лекция, ситуационный практикум

Тема 7 Управление стартапом на стадии конкурентной устойчивости Лекция, ситуационный практикум

Тема 8 Реформирование и прекращение деятельности стартапа Лекция, семинар

Формирование системы знаний о предпринимательской деятельности в рамках программы учебного курса «Конкурентоспособный стартап»

Наибольшее практическое значение для студентов в процессе обучения предпринимательству имеет наличие в модуле таких дисциплин, как «Генерирование бизнес-идей», «Конкурентоспособный стартап» и «Управление развитием и ростом бизнеса».

Данные дисциплины позволяют студентам, основываясь на теоретических знаниях, полученных в рамках курсов «Основы предпринимательства» и «Управление собственным бизнесом», сформулировать свою бизнес-идею и реализовать ее в виде конкурентно устойчивого бизнеса.

В описанной выше цепочке дисциплина «Конкурентоспособный стартап» является инструментом, который позволяет студентам сформировать необходимые навыки в области проведения стартапа.

Основной целью изучения дисциплины «Конкурентоспособный стартап» является формирование у обучающихся знаний, умений и навыков, необходимых для создания стартап-фирм и приведения стартап-фирм в состояние конкурентной устойчивости.

В рамках данной дисциплины компетенция в области участия в предпринимательской деятельности включает знания, умения и навыки,указанные в таблице 6.

Описанные выше компетенции находят свое отражение в тематическом плане дисциплины, который условно разделен на фазы стартапа и включает 16 тем (табл. 7).

Темы 1-8 относятся к посевной фазе, остальные - к фазе запуска стартапа.

Примечательной особенностью процесса обучения по данной дисциплине является то, что основным видом занятия является лабораторный практикум. Лабораторный практикум представляет собой занятие, в ходе которого студенты проводят собственный стартап, опираясь на задания, полученные от преподавателя. Порядок проведения практикума предполагает совершение следующих шагов:

1. Получение задания и рекомендаций к выполнению практикума.

2. Настройка инструментальных средств, необходимых для выполнения практикума.

3. Выполнение заданий практикума.

4. Подготовка отчета в соответствии с требованиями.

5. Сдача отчета преподавателю.

Студенты изучают представленные выше темы путем выполнения специальных

Таблица 6. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине «Конкурентоспособный стартап»

Table 6. List of planned learning outcomes for the discipline «Competitive Startup»

Индикатор достижения компетенции Competency achievement indicator Выпускник должен знать Graduate should know Выпускник должен уметь Graduate should be able Выпускник должен иметь практический опыт Graduate must have practical experience

Создание стартап-фирм и приведение их в состояние конкурентной устойчивости • правовое пространство РФ для проведения стар-тапов; • практику проведения стартапов в РФ • проводить стартапы в РФ • анализа уровня реализации предстартовой стадии бизнеса; • формулирования ценностного предложения стартапов; • составления пользовательского сценария стартапов; • разработки и тестирования прототипов, минимального жизнеспособного продукта (MVP); • разработки модели монетизации стартапов; • доработки и реализации бизнес-модели стартапа; • бизнес-планирования в период проведения стартапа; • формирования коллектива участников стартапа и его кадрового обустройства; • составления учредительных документов и подготовки к учреждению новых бизнес-единиц; • расчета ключевых экономических и финансовых показателей стартапа; • налаживания внутрифирменных и внешнефирмен-ных бизнес-коммуникаций в ходе проведения стартапа; • формирования каналов и воронки продаж продукта/услуги

Формирование системы знаний о предпринимательской деятельности в рамках программы учебного курса «Управление ростом бизнеса»

Целью изучения дисциплины «Управление развитием и ростом бизнеса» является формирование у обучающихся знаний, умений и навыков разработки и осуществления стратегического и операционного анализа текущего развития своей компании для постановки целей по ее дальнейшему развитию и росту на примере собственного бизнеса.

Знания, умения и навыки по дисциплине «Управление развитием и ростом бизнеса» необходимы обучающимся для управления

заданий в рамках лабораторных практикумов и самостоятельной работы, тем самым выводя стартап на уровень конкурентной устойчивости. Логичным завершением всего курса является защита обучающимися собственных учебных стартапов.

Изучение дисциплины «Конкурентоспособный стартап» может сопровождаться прохождением студентами производственной практики и написанием курсовой работы по собственному стартапу. Подобный симбиоз дает возможность обучающимся с большей долей вероятности успеха провести стартап и в случае совершения ошибок комплексно их оценить и сформулировать решения для устранения в курсовой работе.

Таблица 7. Темы и виды занятий по дисциплине «Конкурентоспособный стартап» Table 7. Topics and types of classes in the discipline «Competitive Startup»

Темы / Topics

Тема 1 Разработка и тестирование MVP на посевной фазе

Тема 2 Разработка ценностных предложений, пользовательских сценариев и воронок продаж на посевной фазе

Тема 3 Экономика стартапа на посевной фазе

Тема 4 Разработка финансовой модели на посевной фазе

Тема 5 Подготовка к регистрации бизнес-единицы

Тема 6 Разработка инструментов управления бизнесом на посевной фазе стартапа

Тема 7 Наем и формирование коллектива участников стартапа на посевной фазе

Тема 8 Сегментация внешнефирменного окружения, бренд-билдинг, бренд-имидж и проектирование модели обеспечения безопасности на посевной фазе

Тема 9 Тестирование нового продукта, ценностных предложений, воронок продаж, пользовательских сценариев, экономической и финансовой моделей стартапа на «ранних» клиентах

Тема 10 Бизнес-коммуникации и команда-стартапа в процессе работы с «ранними» клиентами

Тема 11 Бренд-билдинг и бренд-имидж в процессе работы с «ранними» клиентами

Тема 12 Тестирование инструментов управления бизнесом на раннем этапе запуска стартапа

Тема 13 Укрупнение партий нового продукта, применение ценностных предложений, воронок продаж, пользовательских сценариев, экономической и финансовой моделей стартапа на целевом сегменте рынка

Тема 14 Бизнес-коммуникации и команда стартапа в процессе работы с целевым сегментом рынка

Тема 15 Бренд-билдинг и бренд-имидж в процессе работы с целевыми сегментами рынка

Тема 16 Развитие стартапа бизнес-проекта

развитием и ростом собственного бизнеса вне зависимости от их специализации и профессиональной сферы [30].

Задачи изучения дисциплины:

• приобретение практических навыков по управлению развитием и ростом (собственного) бизнеса;

• формирование умений в области управления развитием и ростом (собственного) бизнеса.

Для успешного выполнения функции развития собственного бизнеса предпринимателям необходимо иметь знания, умения, опыт, а также навыки, приведенные в таблице 8.

Содержание дисциплины «Управление ростом бизнеса» может включать следующие темы:

Тема 1. Развитие и рост бизнеса, достигшего состояния устойчивости. Стратегический и операционный анализ текущего раз-

вития как базы для постановки целей по будущему развитию и росту.

Тема 2. Прогноз прибыльности текущей индустрии и перепозиционирование компании на рынке. Организационная адаптация компании к изменениям в индустрии. Сегментация рынка, анализ привлекательности сегментов, изменение сегментов. Анализ текущих конкурентных преимуществ бизнеса и изменение конкурентного поведения.

Тема 3. Непрерывные маркетинговые инновации. Технологическая реконструкция бизнеса.

Тема 4. Текущие ресурсы и возможности организации как основные источники роста изнутри. Реинжиниринг бизнес-процессов.

Тема 5. Формирование бренда компании и проведение ребрендинга. Репозициони-рование и перепозиционирование бизнес-единиц в бизнес-коммуникациях.

Таблица 8. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине «Управление ростом бизнеса»

Table 8. List of planned learning outcomes for the discipline «Growth Management in Entrepreneurship»

Индикатор достижения

компетенции Competency achievement indicator

Выпускник должен знать

Graduate should know

Выпускник должен уметь

Graduate should be able

Выпускник должен иметь практический опыт Graduate must have practical experience

ра

повышения личной профессиональной квалификации в занятии предпринимательством

■ стадии и сложности роста бизнеса на разных стадиях;

■ основные виды и способы роста организации;

■ практику стратегического и операционного анализа текущего развития компании

■ анализировать текущее развитие компании;

ставить цели по развитию и росту компании;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ организовывать внедрение вида выбранного вида и способа роста

■ анализа текущего развития компании;

■ постановки целей по развитию и росту компании;

■ организации внедрения выбранного вида и способа роста

сса ссм еои црн о s 0.2 й поп

ш

р

и н

л д

и е

м р /с

о о/

н

ь л а н г о л а

о м

и ц а т

а к

н е

а н V б

у

в с

о

т

к а

е ц

о и

р -п л

о

с- г

е о

н к

з с

и е

б ч

и

ы д

с и

р р

у с ю

е в

р о

к

и и

и н

ц т

а с

к а

и ч

н у

у е

м в

м а

о-к т с о

с- с

е н в

з

и

б

технологической реконструкции бизнеса, воспроизводства и развития коллектива сотрудников бизнес-единиц

практику анализа внешней среды компании;

■ практику использования результатов анализа индустрии для возможного перепозиционирования компании на рынке;

■ практику организационной адаптации компании к изменениям в индустрии и управления изменениями

■ анализировать внешнюю среду компании;

■ использовать результаты анализа индустрии для возможного перепозиционирования компании на рынке;

■ организовывать адаптацию компании к изменениям в индустрии

■ анализа внешней среды компании;

■ использования результатов анализа индустрии для возможного перепозиционирования компании на рынке;

■ организации адаптации компании к изменениям в индустрии

инновационной деятельности - выявления потребности в инновациях и оценки степени их полезности, разработки и внедрения инновационных решений, анализа и оценки принимаемых на себя инновационных рисков

практику развития непрерывных маркетинговых инноваций в компании;

практику технологической реконструкции бизнеса

■ организовывать и поддерживать развитие непрерывных маркетинговых инноваций в компании;

организовывать технологическую реконструкцию бизнеса

организации и поддержки развития непрерывных маркетинговых инноваций в компании; ■ организации технологической реконструкции бизнеса

диверсификации и масштабирования своего бизнеса с возможной сменой его бизнес-модели

практику диверсификации бизнеса как важной ступени в росте компании

проводить диверсификацию бизнеса

проведения диверсификации бизнеса

реинжиниринга управления бизнесом и бизнес-процессов

■ практику реинжиниринга бизнес-процессов

■ выявлять неэффективные процессы и разрабатывать предложения по их улучшению

■ выявления неэффективных процессов и разработки предложений по их улучшению;

ребрендинга бизнеса и бизнес-единиц

■ практику формирования бренда компании и проведение ребрен-динга

■ формировать бренд компании и проводить ребрендинг

■ формирования бренда компании и проведения ребрендинга

Тема 6. Диверсификация бизнеса. Организационный дизайн компании. Анализ альтернативных структур. Организационная трансформация.

Основная литература, используемая в рамках курса, включает в себя российские и международные источники, такие как «Управление собственным бизнесом» Ю. Б. Рубина, «Современный анализ стратегии» Роберта Гранта, «Менеджмент» Питера Друкера, «Конкурентное преимущество» Майкла Портера, «Стратегия голубого океана» Чан Моборна и других.

В процессе преподавания дисциплины «Управление развитием и ростом бизнеса» используются такие виды учебной работы, как семинары, участие в обсуждении ситуационных кейсов, лабораторные практикумы, практикумы по решению задач, а также различные виды самостоятельной работы обучающихся по заданию преподавателя.

Дискуссии

Компетенции в области предпринимательства для обучающихся по различным направлениям бакалавриата, предложенные к рассмотрению в данной статье, не являются исчерпывающими, а задают вектор для дальнейшего развития проблематики организации образовательного процесса и разработки контента учебных программ дисциплин, входящих в структуру модуля по обучению предпринимательству. Более подробно особенности обучения предпринимательству на непрофильных направлениях посредством изучения комплекса дисциплин могу быть рассмотрены в серии последующих статей, посвященных обучению предпринимательству на непрофильных («непредпринимательских») программах обучения на бакалавриате.

В дальнейшей проработке и широком обсуждении нуждается, по мнению авторов, унификация подходов в преподавании предпринимательских дисциплин с учетом профессиональной направленности программ высшего образования.

Заключение

Следует отметить, что 2020-2021 годы стали поворотными во многих аспектах - от вынужденной диджитализации компаний с фокусом на средства удаленной коммуникации и переводом офлайн-бизнесов в онлайн до вынужденного предпринимательства после потери работы либо в дополнение к текущей работе. Многочисленные онлайн-платформы, от агре-гаторов до маркет-плейсов и конструкторов, предоставляют возможность для творчества и самовыражения в предпринимательстве.

Новое поколение, так называемые «дид-житал-аборигены», рожденное после 2002 года, воспринимает это как абсолютную норму, запуская собственные проекты вне зависимости от выбранной профессии. Другой особенностью данного поколения является новый баланс личной и рабочей жизни с требованием большей гибкости в вопросах места и часов работы. Многие из них изначально рассматривают возможность работы на себя (чему способствуют и государственные программы по развитию малого предпринимательства и системы самозанятых). Открытие своего бизнеса юристами, специалистами 1Т, инженерами уже не является исключением из правил, а становится достаточно массовым явлением. До 30% россиян хотели бы открыть собственный бизнес1, и доля молодого поколения среди них составляет 60%. При этом исследования показывают недостаток знаний и умений в данной области, что подчеркивает актуальность и важность ведения предпринимательских дисциплин на непрофильных направлениях.

Предложенное авторами статьи решение данной проблемы - построения системы обучения предпринимательству непрофильных направлений бакалавриата, нашло свое отражение:

• в выделении и описании компетенций в области предпринимательства для студентов управленческих, экономических,

1 URL: https://www.vedomosti.ru/economics/ articles/2020/11/22/847852-krizis-napugal

а в дальнейшем и других профилей высшего образования;

• представлении системы обучения предпринимательству через модуль адаптированных учебных дисциплин из проверенного практикой комплекса курсов предпринимательского профиля образования;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• выделении главных тем курсов, входящих в состав модуля, и видов необходимых учебных занятий, которые позволяют достичь требуемого уровня освоения предложенных компетенций.

Авторы убеждены, что предложенная тема существенно шире возможностей одной

Список литературы

отдельной работы, в которой приводится авторское исследование подхода к развитию системы образования в области предпринимательства с использованием теоретического аппарата собственного собранного опыта преподавания. Безусловно, большую последующую ценность представляет возможность дискуссий на эту тему с развитием взглядов и предложений в данном направлении. Авторы также считают, что в дальнейших публикациях целесообразно подробнее рассмотреть вопросы технологий и практик обучения студентов отличных от предпринимательства направлений.

1. Предпринимательское образование в России и за рубежом: история, содержание, стандарты, качество / под. ред. Ю. Б. Рубина. - М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2015. - 416 с.

2. Рубин Ю. Б., Алексеева Е. В., Леднев М. В., Можжухин Д. П. Обучение предпринимательству: пути укоренения в вузовском сегменте российского образования // Современная конкуренция. 2017. Т. 11. № 1 (61). C. 30-56.

3. Rubin Yu, Lednev M, Mozhzhukhin D. Entrepreneurship education in action: A matrix of competencies for

a bachelor's degree program // Annals of Entrepreneurship Education and Pedagogy - 2018. In Association with the United States Association for Small Business and Entrepreneurship (USASBE). - Northampton, MA: Edward Elgar Publishing Limited, 2018a. P. 187-202. DOI: 10.4337/9781788114950.00018.

4. Рубин Ю. Б. Теория предпринимательства: пространство функционального подхода // Современная конкуренция. 2018. Т. 12. № 1 (67). С. 83-103.

5. Колмогоров Ю. Н. и др. Методы и средства научных исследований: учеб. пособие. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. - 152 с.

6. George A, Bennett A. Case study and theory development in the social science. - Cambridge: MIT Press, 2005. - 350 p.

7. Davis J., Mengersen K, Bennett S, Mazerolle L. Viewing systematic reviews and meta-analysis in social research through different lenses // SpringerPlus. 2014. No. 3. Article 511. DOI: 10.1186/2193-1801-3-511.

8. Palmatier R. W, Houston M. B, Hulland J. Review articles: Purpose, process, and structure // Journal of the Academy of Marketing Science. 2018. No. 46. P. 1-5. DOI: 10.1007/s11747-017-0563-4.

9. Tranfield D, Denyer D., Smart P. Towards a methodology for developing evidence-informed management knowledge by means of systematic review // British Journal of Management. 2003. Vol. 14. No. 3. P. 207-222. DOI: 10.1111/1467-8551.00375.

10. Neck H. М, Greene P. G, Brush C. G. Teaching entrepreneurship a practice-based approach. - Northampton, MA: Edward Elgar Publishing Limited, Inc., 2014. - 339 p. DOI: 10.4337/9781782540564.

11. Савельева О. В. Проблемы и перспективы обучения предпринимательству в России // Лидерство и менеджмент. 2017. Т. 4. № 1. С. 17-24. DOI: 10.18334/lim.4.1.37590.

12. Рубин Ю. Б. Образовательная программа по предпринимательству в бакалавриате и условия ее реализации // Высшее образование в России. 2016б. № 2. C. 15-27.

13. Morris M., Kaplan J. Entrepreneurial (versus managerial) competencies as drivers of entrepreneurship education // Annals of Entrepreneurship Education and Pedagogy - 2014. In Association with the United States Association for Small Business and Entrepreneurship (USASBE). - Edward Elgar Publishing Limited, Inc., 2014. P. 134-151. DOI: 10.4337/9781783471454.00014.

14. Рубин Ю. Б. Формирование компетенций в сфере предпринимательства на образовательном пространстве бакалавриата // Высшее образование в России. 2016а. № 1. C. 7-21.

15. Henry C, Hill F., Leitch C. Entrepreneurship education and training: Can entrepreneurship be taught? Part I // Education + Training. 2005. Vol. 47. No. 2. P. 98-111. DOI: 10.1108/00400910510586524.

16. Oosterbeek H, van Praag M, Ijsselstein A. The impact of entrepreneurship education on entrepreneurship skills and motivation // European Economic Review. 2010. Vol. 54. No. 3. P. 442-454. DOI: 10.1016/j. euroecorev.2009.08.002.

17. Man T., Lau T., Snape E. Entrepreneurial competencies and the performance of small and medium enterprises: An investigation through a framework of competitiveness // Journal of Small Business and Entrepreneurship. 2008. Vol. 21. No. 3. P. 257-276. DOI: 10.1080/08276331.2008.10593424.

18. Robles L, Zârraga-Rodriguez M. Key competencies for entrepreneurship // Procedia Economics and Finance. 2015. No. 23. P. 828-832. DOI: 10.1016/S2212-5671(15)00389-5.

19. Matthews Ch., Solomon G. The curricular confusion between entrepreneurship education and small business management: A qualitative analysis // Annals of Entrepreneurship Education and Pedagogy - 2014. In Association with the United States Association for Small Business and Entrepreneurship (USASBE). - Edward Elgar Publishing Limited, Inc., 2014. P. 91-115. DOI: 10.4337/9781783471454.00012.

20. White R, Hertz G, Moore K. Competency based education in entrepreneurship: А call to action for the discipline // Annals of Entrepreneurship Education and Pedagogy - 2016. In Association with the United States Association for Small Business and Entrepreneurship (USASBE). - Edward Elgar Publishing Limited, Inc., 2016. P. 127-147. DOI: 10.4337/9781784719166.00013.

21. Neck H. M, Corbett A. C. The scholarship of teaching and learning entrepreneurship // Journal of Entrepreneurship Education and Pedagogy. 2018. Vol. 1. No. 1. P. 8-41. DOI: 10.1177/2515127417737286.

22. Engel J. S., Schindehutte M, Neck H. M., Smilor R, Rossi B. What I have learned about teaching entrepreneurship: Perspectives of five Masters Educators // Annals of Entrepreneurship Education and Pedagogy - 2016. In Association with the United States Association for Small Business and Entrepreneurship (USASBE). - Edward Elgar Publishing Limited, Inc., 2016. P. 3-25. DOI: 10.4337/9781784719166.00008.

23. Liguori E, Cowden B, Hertz G. Teaching entrepreneurial sales skills: A co-curricular approach // Annals of Entrepreneurship Education and Pedagogy - 2016. In Association with the United States Association for Small Business and Entrepreneurship (USASBE). - Edward Elgar Publishing Limited, Inc., 2016. P. 389-392. DOI: 10.4337/9781784719166.00034.

24. Матерн Н. А, Першина Е. Г. Влияние локдауна на развитие предпринимательства в Новосибирской области // Сибирская финансовая школа. 2021. № 2 (142). С. 32-36.

25. Коржова О. С. Стратегии развития высших учебных заведений: классификации и условия применения // Вестник НГУЭУ. 2021. № 1. С. 284-294. DOI: 10.34020/2073-6495-2021-1-284-294.

26. Рубин Ю. Б., Можжухин Д. П., Леднев М. В., Алексеева Е. В., Погорелова А. Ю, Потапова О. Н., Пузыня Т. А. Специфические черты стартаперских компетенций как планируемых результатов обучения предпринимательству в бакалавриате // Современная конкуренция. 2020. Т. 14. № 3 (79). С. 130-143. DOI: 10.37791/1993-7598-2020-14-3-130-143.

27. Рубин Ю. Б., Потапова О. Н., Алексеева Е. В., Леднев М. В., Можжухин Д. П., Погорелова А. Ю., Пузыня Т. А. Вопросы обучения социальному предпринимательству в бакалавриате // Современная конкуренция. 2021. Т. 15. № 2. С. 101-122. DOI: 10.37791/2687-0657-2021-15-2-101-122.

28. Рубин Ю. Б., Погорелова А. Ю., Алексеева Е. В., Леднев М. В., Можжухин Д. П., Потапова О. Н., Пузыня Т. А. Обучение семейному предпринимательству в бакалавриате // Современная конкуренция. 2020. Т. 14. № 4 (80). С. 113-127. DOI: 10.37791/1993-7598-2020-14-4-113-127.

29. Потапова О. Н., Алексеева Е. В. Применение интерактивных методов обучения предпринимательству как средство повышения эффективности обучения // Современная конкуренция. 2019. Т. 13. № 1 (73). С. 17-23.

30. Рубин Ю. Б. Управление собственным бизнесом: учебник для высшей школы. - М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2021. - 976 с.

Сведения об авторах

Дерябина Г. Г, ORCID 0000-0001-7227-9459, канд. экон. наук, доцент, кафедра теории и практики конкуренции, Университет «Синергия»; управляющий директор ООО «РОМАРТ Контакт», Москва, Россия, g.deryaba@gmail.com

Можжухин Д. П., ORCID 0000-0001-8742-0769, старший преподаватель, кафедра теории и практики конкуренции, Университет «Синергия»; исполнительный директор Национальной ассоциации обучения предпринимательству, Москва, Россия, dmozhzhukhin@synergy.ru

Памухин Ю. Г, ORCID 0000-0001-6182-2700, канд. физ-мат. наук, доцент, кафедра теории и практики конкуренции, Университет «Синергия», Москва, Россия, YuriGP@mail.ru

Потапова О. Н., ORCID 0000-0003-2376-8461, канд. экон. наук, доцент, кафедра теории и практики конкуренции, Университет «Синергия», Москва, Россия, opotapova@synergy.ru

Поддержка исследований

Статья подготовлена в рамках Федерального инновационного образовательного проекта «Модель инновационной системы непрерывного предпринимательского образования в образовательной организации высшего образования Российской Федерации» федеральной инновационной площадки на базе Университета «Синергия».

Статья поступила 29.11.2021, рассмотрена 17.12.2021, принята 13.01.2022 References

1. Predprinimatel'skoe obrazovanie v Rossii iza rubezhom [Entrepreneurship education in Russia and abroad: the history, content, standards, quality]. Ed. by Yu. B. Rubin. Moscow, Synergy University, 2015, 416 p.

2. Rubin Yu. B., Alekseeva E. V., Lednev M. V., Mozhzhuhin D. P. Entrepreneurship education: The way of rooting in University segment of Russian education. Sovremennaya konkurentsiya=Journal of Modern Competition, 2017, vol.11, no.1(61), pp.30-56 (in Russian).

3. Rubin Yu., Lednev M., Mozhzhukhin D. Entrepreneurship education in action: A matrix of competencies for

a bachelor's degree program. Annals of Entrepreneurship Education and Pedagogy - 2018. In Association with the United States Association for Small Business and Entrepreneurship (USASBE). Northampton, MA, Edward Elgar Publishing Limited, 2018, pp.187-202. DOI: 10.4337/9781788114950.00018.

4. Rubin Yu. B. Entrepreneurship theory: space of functional approach. Sovremennaya konkurentsiya=Journal of Modern Competition, 2018, vol.12, no.1(67), pp.83-103 (in Russian).

5. Kolmogorov Yu. N. Metody isredstva nauchnykh issledovanii: uchebnoe posobie [Methods and means of scientific research: textbook]. Yekaterinburg, Ural University Publ., 2017, 152 p.

6. George A., Bennett A. Case study and theory development in the social science. Cambridge, MIT Press, 2005, 350 p.

7. Davis J., Mengersen K., Bennett S., Mazerolle L. Viewing systematic reviews and meta-analysis in social research through different lenses. SpringerPlus, 2014, no.3, article 511. DOI: 10.1186/2193-1801-3-511.

8. Palmatier R. W., Houston M. B., Hulland J. Review articles: Purpose, process, and structure. Journal of the Academy of Marketing Science, 2018, no.46, pp.1-5. DOI: 10.1007/s11747-017-0563-4.

9. Tranfield D., Denyer D., Smart P. Towards a methodology for developing evidence-informed management knowledge by means of systematic review. British Journal of Management, 2003, vol.14, no.3, pp.207-222. DOI: 10.1111/1467-8551.00375.

10. Neck H. М., Greene P. G., Brush C. G. Teaching entrepreneurship a practice-based approach. Northampton, MA, Edward Elgar Publishing Limited, Inc., 2014, 339 p. DOI: 10.4337/9781782540564.

11. Saveleva O. V. Problems and perspectives of entrepreneurship education in Russia. Liderstvo i menedzhment=The Journal Leadership and Management, 2017, vol.4, no.1, pp.17-24 (in Russian). DOI: 10.18334/lim.4.1.37590.

12. Rubin Yu. B. Educational programs in entrepreneurship for bachelor degree students and requirements to their implementation. Vysshee obrazovanie v Rossii=Higher Education in Russia, 2016b, no.2, pp.15-27 (in Russian).

13. Morris M., Kaplan J. Entrepreneurial (versus managerial) competencies as drivers of entrepreneurship education. Annals of Entrepreneurship Education and Pedagogy - 2014. In Association with the United States Association for Small Business and Entrepreneurship (USASBE). Edward Elgar Publishing Limited, Inc., 2014, pp.134-151. DOI: 10.4337/9781783471454.00014.

14. Rubin Yu. B. Creation of graduates' entrepreneurial competencies within the educational area of baccalaureate. Vysshee obrazovanie vRossii=Higher Education in Russia, 2016a, no.1, pp.7-21 (in Russian).

15. Henry C., Hill F., Leitch C. Entrepreneurship education and training: Can entrepreneurship be taught? Part I. Education + Training, 2005, vol.47, no.2, pp.98-111. DOI: 10.1108/00400910510586524.

16. Oosterbeek H., van Praag M., Ijsselstein A. The impact of entrepreneurship education on entrepreneurship skills and motivation. European Economic Review, 2010, vol.54, no.3, pp.442-454. DOI: 10.1016/j. euroecorev.2009.08.002.

17. Man T., Lau T., Snape E. Entrepreneurial competencies and the performance of small and medium enterprises: An investigation through a framework of competitiveness. Journal of Small Business and Entrepreneurship, 2008, vol.21, no.3, pp.257-276. DOI: 10.1080/08276331.2008.10593424.

18. Robles L., Zárraga-Rodríguez M. Key competencies for entrepreneurship. Procedia Economics and Finance, 2015, no.23, pp.828-832. DOI: 10.1016/S2212-5671(15)00389-5.

19. Matthews Ch., Solomon G. The curricular confusion between entrepreneurship education and small business management: A qualitative analysis. Annals of Entrepreneurship Education and Pedagogy - 2014. In Association with the United States Association for Small Business and Entrepreneurship (USASBE). Edward Elgar Publishing Limited, Inc., 2014, pp.91-115. DOI: 10.4337/9781783471454.00012.

20. White R., Hertz G., Moore K. Competency based education in entrepreneurship: A call to action for the discipline. Annals of Entrepreneurship Education and Pedagogy - 2016. In Association with the United States Association for Small Business and Entrepreneurship (USASBE). Edward Elgar Publishing Limited, Inc., 2016, pp.127-147. DOI: 10.4337/9781784719166.00013.

21. Neck H. M., Corbett A. C. The scholarship of teaching and learning entrepreneurship. Journal of Entrepreneurship Education and Pedagogy, 2018, vol.1, no.1, pp.8-41. DOI: 10.1177/2515127417737286.

22. Engel J. S., Schindehutte M., Neck H. M., Smilor R., Rossi B. What I have learned about teaching entrepreneurship: Perspectives of five Masters Educators. Annals of Entrepreneurship Education and Pedagogy - 2016. In Association with the United States Association for Small Business and Entrepreneurship (USASBE). Edward Elgar Publishing Limited, Inc., 2016, pp.3-25. DOI: 10.4337/9781784719166.00008.

23. Liguori E., Cowden B., Hertz G. Teaching entrepreneurial sales skills: A co-curricular approach. Annals of Entrepreneurship Education and Pedagogy - 2016. In Association with the United States Association for Small Business and Entrepreneurship (USASBE). Edward Elgar Publishing Limited, Inc., 2016, pp.389-392. DOI: 10.4337/9781784719166.00034.

24. Matern N. A., Pershina E. G. Lockdown's influence on the development of entrepreneurship in the Novosibirsk region. Sibirskaya finansovaya shkola=Siberian Financial School, 2021, no.2(142), pp.32-36 (in Russian).

25. Korzhova O. S. Strategies for the development of higher education institutions: classification and application conditions. Vestnik NSUEM, 2021, no.1, pp.284-294 (in Russian). DOI: 10.34020/2073-6495-2021-1-284-294.

26. Rubin Yu. B., Mozhzhukhin D. P., Lednev M. V., Alekseeva E. V., Pogorelova A. Yu., Potapova O. N., Puzynya T. A. Specific features of startup competencies as planned outcomes of entrepreneurship learning in bachelor's degree. Sovremennaya konkurentsiya=Journal of Modern Competition, 2020, vol.14, no.3(79), pp.130-143 (in Russian). DOI: 10.37791/1993-7598-2020-14-3-130-143.

27. Rubin Yu. B., Potapova O. N., Alekseeva E. V., Lednev M. V., Mozhzhukhin D. P., Pogorelova A. Yu., Puzynya T. A. How to teach social entrepreneurship within bachelor degree University program. Sovremennaya konkurentsiya=Journal of Modern Competition, 2021, vol.15, no.2(82), pp.101-122. DOI: 10.37791/2687-06572021-15-2-101-122.

28. Rubin Yu. B., Pogorelova A. Yu., Alekseeva E. V., Lednev M. V., Mozhzhukhin D. P., Potapova O. N., Puzynya T. A. Training family business in undergraduate. Sovremennaya konkurentsiya=Journal of Modern Competition, 2020, vol.14, no.4(80), pp.113-127 (in Russian). DOI: 10.37791/1993-7598-2020-14-4-113-127.

29. Potapova O. N., Alekseeva E. V. Application of interactive methods of teaching entrepreneurship as a means of increasing the effectiveness of training. Sovremennaya konkurentsiya=Journal of Modern Competition, 2019, vol.13, no.1(73), pp.17-23 (in Russian).

30. Rubin Yu. B. Upravlenie sobstvennym biznesom: uchebnik dlya vyssheishkoly [Managing your own business: a textbook for higher education]. Moscow, Synergy University, 2021, 976 p.

About the authors

Galina G. Deryabina, ORCID 0000-0001-7227-9459, Cand. Sci. (Econ.), Associate Professor, Theory and Practice of Competition Department, Synergy University; Managing Director of ROMART Contact LLC, Moscow, Russia, g.deryaba@gmail.com

Danila P. Mozhzhukhin, ORCID 0000-0001-8742-0769, Senior Lecturer, Theory and Practice of Competition Department, Synergy University; CEO, Russian Association for Entrepreneurship Education, Moscow, Russia, dmozhzhukhin@synergy.ru

Yuri G. Pamukhin, ORCID 0000-0001-6182-2700, Cand. Sci. (Phys.-Math.), Associate Professor, Theory and Practice of Competition Department, Synergy University, Moscow, Russia, YuriGP@mail.ru Olga N. Potapova, ORCID 0000-0003-2376-8461, Cand. Sci. (Econ.), Associate Professor, Theory and Practice of Competition Department, Synergy University, Moscow, Russia, opotapova@synergy.ru

Acknowledgements

The article was prepared within the framework of the Federal innovative educational project "Model of an innovative system of continuous entrepreneurial education in the educational organization of higher education in the Russian Federation" on the federal innovation platform, based in the Synergy University.

Received 29.11.2021, reviewed 17.12.2021, accepted 13.01.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.